Рекомендации по подготовке юных экскурсоводов школьных музеев
учебно-методический материал на тему

Пятунина Татьяна Анатольевна

На основании многолетнего опыта работы педагогоим и экскурсоводом даются практические советы, которые могут помочь создать экскурсию и подготовить юного экскурсовода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rek_eksk_shk_muz.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по подготовке юных экскурсоводов школьных музеев

(Из опыта работы).

  1. Разработка плана экскурсии.

При разработке плана экскурсии необходимо:

  1. Определить тематику
  2.  В случае разработки обзорной экскурсии определить основные темы и их последовательность
  3. Выбрать объекты показа по следующим критериям:
  • экспонаты, наиболее полно раскрывающие тему
  • экспонаты удобные для показа
  • в случае если экспонат очень важен, но не удобен для показа, можно использовать портфель экскурсовода, (например, фотографию с увеличением, в случае малых размеров экспоната).
  • Показ экспонатов должен проходить последовательно, Например, по часовой стрелке.

  1. Создание текста.

Текст экскурсии состоит из:

  • вступления
  • основной части
  • заключения

Язык текста экскурсии должен быть правильным, грамотным, без канцеляризмов и вульгаризмов но, в то же время, близким к разговорному, соответствующим возрасту юного экскурсовода.

В отличие от доклада или ответа на уроке, в тексте экскурсии основное внимание должно уделяться показу и описанию экспоната.

Очень важно продумать логические переходы от экспоната к экспонату, от фрагмента к фрагменту, от темы к теме.

Следует избегать:

  1. больших кусков текста, не связанных с показом; «общих мест», не связанных с темой экскурсии.
  2. длинных фраз
  3. перечисления большого количества дат. Лучше выделить какую-то важную дату и «подвести к ней». Например:

прорыв блокады Ленинграда состоялся

  • зимой 1943 г.
  • в январе 1943 года
  • и, наконец, 18 января 1943 года.

  1. перечисления большого количества фамилий. Лучше назвать 2-3-х человек, с комментариями, с именем и отчеством (перед фамилией, т.к. это соответствует нормам разговорной речи), за исключением тех случаев, когда перед фамилией указывается воинское звание, должность, или профессия.

Например: «Леонид Александрович Говоров, командующий Ленинградским фронтом». Но – «маршал Говоров».

  1. однообразного именования, если несколько раз упоминается один и тот же человек. Например: «маршал Говоров, Леонид Александрович Говоров, Леонид Александрович» (если ясно из контекста, о ком идет речь).
  2. большого количества цифр. По возможности, вместо точных числовых значений, называть приближенные, (если это не имеет принципиального значения).

Например: не «тысяча семьсот двадцать два», а «более тысячи семисот».

То же и о датах: не «тысяча семьсот шестьдесят первый год», а «60-е годы 18 века», «середина 18 века» и т. п.

(Обращаю внимание на то, что по нормам русского языка считается неправильным говорить «одна тысяча семьсот» и т.п.). Необходимо также обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний числительных.

  1. следует также избегать специальных терминов. В том случае, когда без этого не обойтись, термин обязательно должен быть объяснен.

Цитаты.

Для придания дополнительной выразительности и убедительности, в экскурсии могут быть использованы цитаты:

  • прозаические, т. е. высказывания выдающихся людей, очевидцев событий, фрагменты документов.
  • стихотворные, особенно в заключении экскурсии.

 Цитаты обязательно должны иметь четкую «привязку» к теме экскурсии или объекту показа. Объем цитаты не должен быть велик. Не должен подменять собой экскурсионный текст. (2-3 фразы для прозаического отрывка, для стихов – несколько строк).

Текст полезно оформить в виде таблицы:

тема

показ

основной текст

примечания

Название экспоната

Материал, не включенный в основной текст, но который полезно знать, например, для ответов на вопросы

3. Речь экскурсовода.

Речь экскурсовода должна обладать следующими качествами:

  • грамматической правильностью
  • смысловой точностью
  • логичностью
  • выразительностью

Монологическая речь, т.е. последовательное изложение материала, должна чередоваться с диалогической (вопрос-ответ). Такая форма особенно уместна при проведении экскурсий для младших школьников. Можно с этой целью использовать выражения типа: «как вы думаете», «попробуйте угадать» и т. п.

4.Культура речи.

Работу надо начинать с овладения техникой речи (дыхание, громкость голоса, дикция)

Следует обратить внимание на

  • устранение неясности и неразборчивости речи
  • отработку произношения трудных слов и выражений
  • торопливость или, наоборот, замедленность произношения и другие недостатки.

Необходимо следить за темпом и ритмом речи экскурсовода. ( Для сведения: быстрый темп речи  75 слов в минуту, средний 60 слов в минуту, замедленный – 45 слов в минуту). Темп в 80 или более слов в минуту недопустим – это уже скороговорка.

Под ритмом речи подразумевается равномерное чередование ускорения и замедления, долготы и краткости, напряжения и ослабления звучания.

Наиболее важные мысли и сведения должны произноситься медленнее, иллюстративный материал излагается в более быстром темпе.

Большое значение имеет интонация. Речь экскурсовода не должна быть монотонной. С помощью интонации можно подчеркнуть значение факта, придать рассказу эмоциональную окраску, выразить личное отношение, активизировать внимание аудитории.

5.Этапы освоения текста.

  1. Усвоение содержания рассказа. (Выявить сложные места и понятия, обратить на них особое внимание, а, возможно, и заменить на более доступные для понимания ребенка).
  2. Рассмотрение отдельных частей текста
  3. Выучивание отдельных сложных фраз, подготовка к их произношению. Необходимо продумать и проверить интонацию, темп и ритм речи.
  4. Тщательно «отрепетировать», сначала отдельные фразы, а затем и весь текст, так, чтобы он звучал с разговорной интонацией, свободно и естественно.

6.Завершающий этап подготовки экскурсии.

На этом этапе происходит совмещение выученного текста с показом объектов.

Необходимо обращать внимание и на внеречевые средства общения, такие как:

  1. поза экскурсовода.

Следует

  • стоять лицом или вполоборота к группе, лишь на короткое время обращаясь к стенду или витрине, чтобы точнее показать экспонат
  • следить за тем, чтобы не закрывать собой объект показа
  • экскурсовод должен стоять устойчиво, но свободно, так чтобы, с одной стороны, не возникало впечатления скованности (как аршин проглотил), но и не было ощущения небрежности и развязности
  1. жест экскурсовода.
  2. мимику
  3. взгляд экскурсовода (должен быть обращен на слушателя, а не «в потолок)».

Надеюсь, что мои советы помогут тем руководителям школьных музеев, которые не имеют опыта экскурсионной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для экскурсоводов по экспозиции школьного музея "Русская изба"

Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и,  конечно, сопровождающим все это предметам. У людей появляется желание узнать...

Методические рекомендации в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ"

Рекомендации по оформлению документации школьных музеев и комнат славы:примерное положение о музее образовательного учрежденияучёт и хранение экспонатовсобирательская карточкаэкспозиционная работа...

«ЮНЫЙ ЭКСКУРСОВОД ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «ЮНЫЙ  ЭКСКУРСОВОД ШКОЛЬНОГО  МУЗЕЯ»Срок реализации: 2014-2015 учебный год    Составитель: Чиняева А.М. учитель истории и обществознания высшей...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...

Система работы с экскурсоводами школьных музеев в Санкт-Петербурге

Статья О.И. Савельевой, описывающая систему работы с экскурсоводами школьных музеев в Санкт-Петербурге...

Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина

Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники....

Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина

Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники....