Открытое занятие "Как мы Солнцу помогли"
материал по теме

Занятие для инклюзивной группы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме развитие эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_solntse.docx30.6 КБ
Файл fotoochet_otk._urok_11t.docx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества  пос. Дербышки»

Советского района города Казани

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

«Как мы Солнцу помогли»

Открытый урок

Объединения

Психологическое сопровождение

«Лесенка»

Мурзинова Галина Юрьевна

Этап занятия, время, отведенное  на каждый  этап занятия

Содержание работы.

Методы, формы, приемы, используемые педагогическим работников

Предполагаемые действия (ответы) воспитанников

Программное содержание

Категория детей:

Инклюзивная группа детей, старшего  дошкольного и младшего  школьного возраста (в том числе, дети, имеющие синдром дефицита внимания и задержку психо - речевого развития).

Цель: формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов детей, направленных в пользу другого.

Задачи:

Обучение:

  • основам предвидения последствия своего поведения;
  • пониманию и сопереживанию чувствам другого человека;

Развитие:

  • внимания  воспитанников  к поведению окружающих;
  • коммуникативных навыков детей;
  • сферы социальных мотивов;
  • поведенческого репертуара детей за счет социально- одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения;

Воспитание:

  • эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства окружающих;
  • адекватной самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенности в себе;

Словарная работа:  доброта, добрые слова, дружба, помощь, поддержка, забота.

Предварительная работа:

Организация в рамках учебных занятий игр и упражнений, направленных на: развитие внимания ребенка к окружающим, чувствам и переживаниям других людей; развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства принадлежности к группе формирование принципов дружеских отношений.

Перед началом занятия присутствующих родителей инструктируют о ролях, которые они будут играть на занятии, раздаются атрибуты для их героев.

Методические приемы:

-Вопросы,  задания, показ, слушание;

-игровые приемы;

-проблемные ситуации;

-создание    эмоционально-нравственных ситуаций;

-практические действия;

 

Оборудование:

  • «злой волшебник» - черный полиэтиленовый пакет с наклеенными злыми глазами, перекошенным ртом, меховыми «хвостами»;
  • «волшебная палочка»;
  • комплект картинок по теме сказки;
  • голубая скатерть;
  • полоски - кокошники с изображением головы ежа, зайца, цыплят, утки, солнца, месяца, улитки, курицы: по количеству детей;
  • головной платок и тросточка, носовой платочек, бутылочка от лекарства, сумка для «гостинцев», комплект кубиков  в сеточке;
  • небольшие игрушки, бутафорские фрукты и овощи;
  • вырезанные из желтого картона силуэты грустного и веселого солнышка;
  • вырезанный из картона силуэт тучки;
  • солнечные «лучики» - полоски желтого картона по 5 штук на каждого ребенка;
  • музыкальный центр с записями веселой музыки;
  • небольшие сувениры – «солнышки».

Подготовка помещения для  проведения занятия.

Большая комната, зал.

Парты со стульями.

Стулья по количеству детей и педагога, расставленные по кругу. Большой стол в одном углу комнаты.  В другом углу - стол, покрытый  голубой скатертью с силуэтом солнца, прикрытого  тучкой.

Свободное пространство для проведения подвижных упражнений.

Стулья для родителей.

Участники:

Педагог, воспитанники  объединения, родители детей.

Организационный момент

Ход занятия

I Создание мотивации к занятию

Сегодня ребята мы вами отправимся в добрую волшебную сказку. Вы сами сможете стать волшебными героями. Нам предстоят приключения, в которых каждый из вас покажет, какой он добрый, смелый, как он умеет дружить, понимать друзей и помогать всем своим друзьям.

Вы смелые? Добрые? У вас есть друзья? Вы умеете  помогать друзьям, а другим людям?

Если вы действительно это умеете, я хочу пригласить вас в путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие? Вы готовы к опасностям и приключениям?

Тогда в путь.

Дети отвечают, говорят о себе.

Дети отвечают.

Слушание, наблюдение, самоконтроль.

Опрос  учащихся  по заданному на дом материалу

Изучение нового учебного материала

Закрепление учебного материала

Заключительный этап

А с кем же отправимся в путешествие? Вместе с нами будут герои сказки, которую мы читали на прошлом занятии.

Назовите мне этих героев.

Да, это цыплята, сорока, заяц, утка, ёж.

Пойдемте, ребята, к волшебному столу.

(дети поднимаются и идут к столу с картинками).

Вот они. Все эти картинки из нашей сказки, только они перепутались. Вы сможете разложить картинки по порядку, так, как было в нашей сказке.

Это очень добрые и смелые герои, они не побоялись пойти в опасное путешествие и сделать доброе дело для всех.(Педагог направляет деятельность детей, если они затрудняются выполнять задание).

Какие цыплята? Они сильные? Смелые? Добрые?

Почему вы так думаете?

Куда же отправились герои сказки?

Кого они встретили?

Было ли им страшно?

А кому помогли герои сказки?

А почему они помогали солнышку? Герои только для себя солнышко искали?

А вы такие же добрые и смелые, вы тоже умеете помогать другим, как герои сказки?

Каждого из вас я сейчас превращу в одного героя сказки. Посмотрите, какие у меня есть шапочки героев, кто из вас кем хочет быть в нашем путешествии? Назовите каждый.

Где моя волшебная палочка? Вот она. Теперь я превращаю вас в героев сказки: «Добрая сказка – добрые слова, превратите ___ в доброго героя ______».

(детям раздаются шапочки героев сказки).

А теперь ребята, познакомьте нас с вашими героями, изобразите, как они с нами здороваются, и расскажите, какие вы герои.

(Педагог: подсказывает детям  особенности поведения героев;  направляет  рассказ детей о качествах героя на указание положительных нравственных качеств: доброта, внимательное отношение к другим, уважение к старшим, умение дружить, помогать своим друзьям, помогать и заботиться  о  близких, не давать в обиду слабых и малышей, вежливое и доброе поведение).

А теперь давайте навестим наше солнышко. Наверное, солнышко нам обрадуется, мы ведь добрые друзья. Как мы будем здороваться с Солнышком? (Педагог повторяет с детьми все известные слова приветствий: добрый день, здравствуй, привет, приветствую тебя, как дела;  подсказывает детям, что надо здороваться бодрым, веселым голосом).

(Педагог подводит детей к «тучке», поднимает ее, дети видят «грустное солнышко» без лучиков).

Дети давайте поздороваемся с солнышком.

/В ответ на приветствие детей,  солнышко здоровается (педагог озвучивает солнышка) грустным и тихим голосом: «Здравствуйте, мои друзья. Я так радо, что вы пришли ко мне, ах, ах, ах»./

Что же с нашим солнышком? Ребята, посмотрите, что-то не так с нашим другом?

II Постановка проблемной ситуации

Давайте расспросим солнышко, что случилось.

(Педагог подсказывает детям, что надо спрашивать с сочувствием к переживанием солнца, жестами показать, что готовы поддержать друга, ласково прикоснуться к солнышку, погладить, внимательно слушать ответ.)

/Педагог отвечает за солнышко: «меня заколдовал злой волшебник, он мне сказал очень много злых слов, он очень сильно обидел меня, но самое страшное - он отобрал мои лучики»./

А мы с ребятами можем помочь тебе. Ребята, вы хотите помочь солнышку? Ребята, спросите, как можно помочь солнышку?

Солнышко отвечает: «Нужно делать добрые дела всем кого вы встретите и кому нужна помощь, лучики сами прилетят к вам».

Ребята, вы готовы делать добрые дела и помогать всем, кому нужна наша помощь?

Тогда мы отправляемся в путь.

III Открытие нового

Посмотрите, перед нами река, давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками».

Педагог  предлагает детям вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга».

Вот мы и покупались в реке. Ой, а это кто?

«Злой волшебник»

Это злой волшебник.

(педагог надевает на руку и размахивает «Злым волшебником», педагог подходит к каждому ребенку и «толкает» волшебникам детей и произносит злым голосом «быр-быр-быр»).

Вы боитесь злого волшебника?

 А вы знаете, что это  злой волшебник - грубиян. Он может  заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, перестают смеяться и не могут быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами.

 Давайте посмотрим, заколдовал ли волшебник кого-нибудь из вас? Есть у нас такие заколдованные дети.

(педагог  выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им)

А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем? Вот эта волшебная палочка вместе с вашими добрыми словами поможет добрым волшебникам.

(Педагог направляет деятельность детей, просит всех  детей вспомнить добрые слова,  подсказывает детям уместную интонацию, демонстрирует нерешительным детям дружеские жесты и прикосновения к «заколдованным» детям.)

Какие вы, герои сказки, молодцы! Всех заколдованных вы превратили в добрых и веселых.

Посмотрите. К вам прилетели солнечные лучики, это первые лучики для нашего солнышка, которые мы нашли (детям вручается по одному лучику).

Теперь, когда нам не страшен злой волшебник, отправимся дальше.  Нам надо собрать как можно больше лучиков для солнышка, сделать добрые дела для всех, кому нужна наша помощь.

«Поможем бабушке»

Посмотрите, кто это там идет?

(мама одного из детей в платочке и с палочкой, изображая походку старушки, встает со своего места и направляется к детям).

Ребята, давайте подойдем к бабушке, спросим, нужна ли  какая-нибудь ей помощь? Не стоит  громко и резко разговаривать, видите, бабушка старенькая, мы можем ее напугать. Давайте будем внимательными и заботливыми к ней.

(«Бабушка» просит довести ее до стульчика и помочь на него сесть. Педагог подсказывает детям, что «бабушку»  надо взять под ручки, идти вместе с ней не торопясь, подсказывает вежливо и участливо расспросить о ее делах и здоровье).

Какие же вы молодцы, надо всегда помогать пожилым и тем, кто нуждается в вашей помощи. Так важно  быть внимательными и заботливыми ко всем, кто рядом с вами.

Посмотрите. К вам опять прилетели солнечные лучики для нашего солнышка (детям вручается еще  по одному лучику). Солнышко очень нуждается в вашей помощи, ему так нужны лучики, поспешим делать добрые дела.

«Сломанная пирамида»

(Папа одного из детей рассыпает кубики из сеточки и с грустным лицом подходит к детям).

Ой, здравствуйте, что случись с вами? (Папа рассказывает, что он построил высокую пирамиду, а кто-то ее сломал, ему очень хочется опять построить пирамиду, но у него ничего не получается, а ему уже пора домой и он очень расстроен, что все так плохо).

Давайте успокоим и поможем этому доброму человеку: построим для него большую пирамиду, а потом сложим все кубики на место. (Педагог направляет деятельность детей, настраивает их на слаженную и добросовестную работу).

Какие вы молодцы, помогли все сделать для этого человека. А вдруг кто-то злой опять придет и помешает ему в его делах? Вы согласитесь снова помочь ему?

(Если кто-то из детей растерялся, педагог подсказывает, что надо помогать всем, кому нужна помощь).

Посмотрите. К вам опять прилетели солнечные лучики для нашего солнышка (детям вручается еще  по одному лучику). Солнышко очень нуждается в вашей помощи, ему так нужны лучики, поспешим делать добрые дела.

«Посещение больного»

Вы знаете, ребята, один из ваших родителей заболел. Ему очень грустно, давайте навестим его и отнесем ему гостинец. Но сначала сходим в «магазин» и «купим» гостинец. (На партах раскладывают игрушки, кулечки и бутафорские фрукты.).

(педагог дает детям «сумку с гостинцами», ведет детей к родителю, изображающего больного)

Здравствуйте, как ваши дела, как вы себя чувствуете, какая у вас температура, приходил ли к вам врач, что он вам выписал, помогло ли лекарство? Может быть вам что-нибудь нужно, мы можем сходить в аптеку и в магазин. Мы принесли вам гостинца: фрукты, пожалуйста, угощайтесь и выздоравливайте.  (Педагог просит детей обратиться с подобными словами к «больному», если дети затрудняются спрашивать).

Посмотрите. К вам опять прилетели солнечные лучики для нашего солнышка (детям вручается еще  по одному лучику). Солнышко очень нуждается в вашей помощи, ему так нужны лучики, поспешим делать добрые дела.

Мне кажется, мы собрали для солнышка достаточно лучиков. Поспешим к солнышку, вернем ему лучики, как вы думаете, солнышко обрадуется?

Рефлексия.

А вот и наше солнышко, посмотрите, оно уже улыбается. Покажите ваши лучики солнышку, расскажите, вы их получили? Что вы делали?

А теперь, давайте вернем солнышку лучики, но с одним условием: возвращая лучик солнышку, надо сказать что-нибудь доброе и хорошее солнышку и всем нам, вы можете сказать свои пожелания. (Педагог помогает детям правильно сформулировать свои пожелания).

Ваши слова – это добрые лучики, не только для солнышка, но и для каждого из нас.

Мы с вами сегодня очень старались помогать всем, кого встретили. Вспомните, кого мы встретили и кому мы помогали?

Для всех у нас нашлись добрые слова. Мы помогли всем, кто нуждался в нашей помощи. Мы показали, что дружба, доброта, внимание и любовь к окружающим, может сделать жизнь светлее и радостнее. Видите, как улыбается солнышко. Как оно радо, что мы у него снова есть лучики и оно может согреть всех, всех. И это сделали вы ребята.

Солнышка и каждому из вас дарит подарок- по маленькому солнышку. (Педагог раздает детям «солнышки»).

Пусть этот подарок солнышка всегда будет с вами, пусть он напоминает вам и дома, и на других занятиях, что надо быть добрыми, внимательными, заботливыми и дружными.

Дети вспоминают и называют героев.

Дети называют героя сказки.

Дети раскладывают картинки в соответствие с последовательностью событий в сказке.

Дети отвечают.

Дети с помощью педагога и родителей  надевают шапочки героев.

Дети изображают, как герои встают со стульчиков, передвигаются, здороваются со всеми, рассказывают о своих положительных качествах.

Дети репетируют приветствия.

Дети вместе с педагогом идут к «тучке».

Дети здороваются, как репетировали.

Дети обращают внимание на «настроение»«  солнца и отсутствие лучиков.

Дети расспрашивают солнышко.

Дети садятся в круг

Дети изображают волны вслед за педагогом, который направляет все «волны» быть ласковыми и добрыми.

Дети берут на себя роли «заколдованных».

Дети  по очереди подходят к товарищам и стараются назвать их ласковым именем, говорят добрые слова. Дружескими жестами, прикосновениями  поддерживают «заколдованных».

Дети встают со стульчиков и за педагогом идут по комнате.

 

Дети подходят к «старушке» и расспрашивают, нужна ли ей их помощь.

Дети помогают «бабушке».

Дети все вместе успокаивают «доброго человека», строят башню, а потом собирают кубики в сетку.

Дети выбирают гостинца и объясняют, что и почему они это выбрали.

Дети расспрашивают «больного» угощают его «гостинцами».

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»

Тема:        Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)Цель  урока:    на  основе  прочитанного научиться выделять черты...

Открытый урок 5 класс «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»

Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды. Солнце- ближайшая к нам звезда"...

Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда "

Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда"...

Открытая прогулка Тема: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»

Формировать представление детей о том, что Солнце является источником света и тепла, дать детям представление о состоянии погоды....