Главные вкладки

    Оздоровительная работа как метод формирования здорового образа жизни
    материал на тему

    Тезисы выступления на семинарском занятии по организации оздоровительной работы на занятиях в инклюзивных группах детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ozdorovitelnaya_rabota.docx24.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования

    «Центр детского творчества  пос. Дербышки»

    Советского района города Казани

    ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

    ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    Оздоровительная работа

    среди педагогов и обучающихся

    как метод формирования здорового образа жизни

    Семинарское занятие

    для педагогов, работающих в инклюзивных группах детей

    Мурзинова Г.Ю.,

    методист отдела социальной и педагогической

     реабилитации детей с ограниченными возможностями,

    педагог дополнительного образования

    высшей квалификационной категории

    В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях) Остро эта задача стоит в образовательнвх учреждениях. Исходя из этого, оздоровительная работа должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе УДО.

    ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УДО

    Цель оздоровительной работы в УДО: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, формирование у учащихся, их родителей и педагогов  ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

    Содержательная часть:

    1. Планирование физкультурно-оздоровительной:

    • содержание спортивных и подвижных игр;
    • формы организации двигательной деятельности: занятия, утренняя зарядка, гимнастика после сна, физкультурные минутки;
    • виды гимнастики: дыхательная, сюжетная, спортивная минитренировка, музыкально-ритмические движения, подражательные движения, лечебно-восстановительная или коррекционная, подвижные игры, длительный оздоровительный бег;
    • планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья;
    • индивидуальная работа с детьми, которые имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья;
    • использование в штанах специальной литературы.

    2.Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей:

    • физкультурные уголки (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, наглядные пособия);
    • рациональное расположение для высвобождения игрового пространства;
    • использование спортивного зала.

    3.Знание воспитателем вариативных и альтернативных программ физического воспитания и использование их на практике.

    4. Связь между различными видами двигательной деятельности детей.

    5.Контроль нагрузки, связанной с двигательной деятельностью детей.

    6. Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных умений и навыков детей.

    7. Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной деятельности.

    8. Взаимосвязь работы педагога и инструктора по физкультуре.

    9. Работа с семьей:

    • индивидуальные беседы об уровне двигательной подготовленности ребенка;
    • консультации об организации двигательной активности дома;
    • выставка литературы;
    • участие родителей в спортивных мероприятиях

    Ожидаемые результаты

    1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
    2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
    3. Овладения навыками самооздоровления.

    Основные принципы работы

    1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
    2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
    3. Принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
    4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
    5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

    Профилактическое:

    1. Обеспечение благоприятной адаптации
    2. Выполнение сангигиенического режима
    3. Решение оздоровительных задач всеми средствами лечебной физической культуры
    4. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами арт-иерапии, психогимнастики, замещающего онтогенеза.

    Организационное:

    1. Организация здоровьесберегающей среды УДО
    2. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
    3. Систематическое повышение квалификации педагогических кадров
    4. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

    Лечебное:

    1. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие

    Обеспечение реализации основных направлений работы ДОУ 

    Программа развития и коррекции

    Психологическая часть

    1. Рекомендации заинтересованным лицам (родитель педагог)
    2. Коррекционная работа психолога

    Педагогическая часть

    1. Работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога
    2. Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога

    Модель взаимодействия воспитателей и педагога-психолога с родителями для повышения эффективности коррекционной работы

    Профилактика

    Создание условий

    Наглядная пропаганда

    Чтение психологической литературы

    Консультативный диалог

    Диагностика

    Беседы

    Тесты, анкеты

    Непосредственное наблюдение

    Коррекция

    Советы и рекомендации

    Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов

    Практические занятия, тренинги, игры и прочее

    Модель стратегии и тактики работы педагога с родителями

    1 этап – ознакомительный

    Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)

    2 этап - общепрофилактический

    Наглядная агитация (стенды, памятки)

    Встречи со специалистами

    3 этап-работа с группой риска

    Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы)

    Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)

    4этап - индивидуальная работа

    Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания

    Консультативная индивидуальная помощь

    5 этап - рефлексивный

    Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов)

    6 этап - интегративный

    Совместные мероприятия

    Дискуссии (совместное обсуждение проблем)

    7 этап - перспективный

    Совместное обсуждение планов на будущее

    РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

    В СТРУКТУРЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УДО

    Система развития воображения через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный эффект влияя на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы. Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей.

    При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровленияигры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для глаз. Занятия проводятся в игровой форме. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому «входят» вживаются в них. Создаваемые силой детского воображения образы - это не просто условность. Если ребенок действительно вошел в образ, то этот образ «материализуется» в его психосоматический состояниях, начинает влиять на динамику его развития и функциональных систем детского организма.

    Символический по своей природе образ обладает не фиктивной реальной энергийной силой. Так же и сопряженное с ним движение не просто условно выражают добро, а реально творят его, поэтому на занятиях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, с другими детьми, с самим собой. Включая в работу с детьми средства развития воображения можно добиться существенных результатов в целостном развитии ребенка.

    В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа «тепло-холод», они при посредстве собственного воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма.

     Полная уверенность в том, что он действительно творит что то новое и прекрасное, способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему. Конкретные задачи этих игровых упражнений направленных на развитие воображения, связаны с профилактикой простудных заболеваний, снятием стрессов.при условии их систематического включения в содержание педагогической работы закладывается и элементы фундаментальной способности ребенка к самосозиданию и самопознанию.

    Общие приоритеты оздоровительной работы

    • Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
    • Закрепление педагогом эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводится в режиме саморазвития.
    • Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.
    • Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах.
    • Привитие детям доступных навыков «самоврачевания»- психологической самокоррекции, а так же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях
    • Активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям.
    • Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
    • Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.

    Руководствуясь в работе данными принципами и развивая творческое воображение детей, мы формируем не только здорового ребенка, но и творческую личность с активной жизненной позицией способную к эмпатии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

    Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...

    Приложения у проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

    Антета для учащихся "Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни", тест - опросник....

    Презентация к проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

    Валеологизация учебного процесса учащихся класс, принесла положительные результаты по формированию у детей здорового образа жизни. Использованные нами формы и методы формирования знаний о здоровом обр...

    Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»

    Обучение школьников бережному отношению  к своему здоровью - важнейшая  задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...

    Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

    Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...

    Учебно-методическое пособие. Программа профилактической работы с обучающимися по формированию здорового образа жизни в условиях СПО "Профилактика здорового образа жизни".

    Учебно-методическое пособие представляет собой методику проведения профилактической работы с обучающимися  по формированию здорового образа жизни в условиях СПО.В основу пособия положено формиров...

    организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся

    организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...