ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"
рабочая программа (6, 7 класс) на тему

Матвеева Светлана Константиновна

В условиях современного мира человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые ставят будущее безоблачное существование всех людей на Земле под вопрос. Такие организации, как ООН, ЮНЕСКО и другие решают проблемы на мировом уровне, однако нельзя забывать, что элементарные экологические  знания и умения детей и подростков смогут помочь всему человечеству в этой нелегкой задаче.

 Не случайно в экологических программах всемирных главной задачей, на решение которой должны расходоваться природоохранные инвестиции, поставлена ликвидация дефицита экологических знаний человека. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем. 

Данная программа прежде всего предназначена для дополнительного обучения школьников  6-8 классов основным понятиям экологии, изучением биосферы как целостной системы, а также законов ее функционирования

 Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Программа рассчитана  на один год обучения.

Программа ориентирована  на способность ученика применять полученные знания, использовать практические навыки, реализовывать собственные проекты. Учащиеся могут применять полученные знания и практический опыт  в своей ежедневной жизни, а также распространять знания своим сверстникам и родственниками. Главное, вызвать у ребенка желание бережно относиться к природе. 

      Данная программа способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, благодаря тому, что дополнительное образование осуществляется в форме

добровольных объединений и направлено на развитие способностей ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений.

          Занятия проводятся с учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занятия включают в себя: разнообразную познавательную и деятельность школьников; экскурсии на природу; посещение музеев, проведение опытов, встречи с экологами.

Весь материал подобран  с целью создать систему, благодаря которой полученные знание будут легко усвоены, а полезные экологические привычки войдут в каждодневную жизнь детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

лицей №369

Красносельского района

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор лицея №369

______________

(Тхостов К.Э.)

ОСНОВАНИЕ:

Решение педсовета ГОУ лицея №369

от ____________________

протокол №____________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

Возраст учащихся:         12-14 лет

                                

Срок реализации:         1 год

Объем реализации:        72 учебных часа

Автор-составитель:                           педагог-организатор

     Матвеева Светлана Константиновна

Санкт-Петербуг

2016

Оглавление

I. Пояснительная записка

II. Учебно-тематический план

образовательной программы 1-ого года обучения  

III. Содержание образовательной программы 1-ого год обучения

IV. Прогнозируемые результаты освоения учащимися

программы 1-ого года обучения

V. Список литературы

  1. Пояснительная записка 

             

В условиях современного мира человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые ставят будущее безоблачное существование всех людей на Земле под вопрос. Такие организации, как ООН, ЮНЕСКО и другие решают проблемы на мировом уровне, однако нельзя забывать, что элементарные экологические  знания и умения детей и подростков смогут помочь всему человечеству в этой нелегкой задаче.

 Не случайно в экологических программах всемирных главной задачей, на решение которой должны расходоваться природоохранные инвестиции, поставлена ликвидация дефицита экологических знаний человека. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем. 

Данная программа прежде всего предназначена для дополнительного обучения школьников  6-8 классов основным понятиям экологии, изучением биосферы как целостной системы, а также законов ее функционирования

 Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Программа рассчитана  на один год обучения.

Программа ориентирована  на способность ученика применять полученные знания, использовать практические навыки, реализовывать собственные проекты. Учащиеся могут применять полученные знания и практический опыт  в своей ежедневной жизни, а также распространять знания своим сверстникам и родственниками.

      Данная программа способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, благодаря тому, что дополнительное образование осуществляется в форме

добровольных объединений и направлено на развитие способностей ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений.

 

          Занятия проводятся с учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занятия включают в себя: разнообразную познавательную и деятельность школьников; экскурсии на природу; посещение музеев, проведение опытов, встречи с экологами.

Весь материал подобран  с целью создать систему, благодаря которой полученные знание будут легко усвоены, а полезные экологические привычки войдут в каждодневную жизнь детей.

Основной целью программы является:

- формирование у ребенка целостного представления об экологии в окружающем мире и способах поддержания уровня экологии, необходимого для будущей жизни

Обучающие задачи программы:

1.Усвоение базовых понятий об экологии

2.Повышение уровня экологической грамотности

Развивающие задачи программы:

1.. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, внимания, в процессе наблюдения природных явлении и окружающих человека вещей.

Воспитательные задачи программы:

1. Повышение уровня экологической культуры

 2. Воспитание творческой личности, яркой индивидуальности.

  Основные принципы программы:

  1. Вариативность
  2. Свобода выбора.
  3. Творческая активность.
  4. Сотворчество: ученик-ученик, ученик-учитель.

Условия реализации программы

1-й год обучения: 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 1 учебному часу.

Состав учащихся: дети в группу набираются в возрасте 12-14 лет.

Наполняемость групп:1-ый год обучения -15 человек.

Форма обучения: групповая, индивидуально-групповая.

Формы и методы организации занятий

Способ организации занятий.

     1.Словесный метод обучения

 -устное изложение

-беседа

-анализ художественного произведения

бсуждение работ учащихся

  1. Наглядные методы обучения

-показ иллюстраций и видеоматериалов

-показ авторских работ учащихся

-демонстрация приемов выполнения упражнения

  1. Практические методы

          -  упражнения

           - полевые практикумы

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей

-Объяснительно-иллюстративный – усвоение готовой информации

-Репродуктивные методы обучения. Учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы выполнения заданий.

-Частично-поисковые. Коллективная работа.

Формы проведения занятий.

  • индивидуально-групповая
  • групповая
  • экскурсионная
  • выставка творческих работ
  • конкурс презентаций

II Учебно-тематический план образовательной программы на 1-ый год обучения

Темы занятий по курсу: «Юный эколог»

Количество часов

Теория

Практика

Общее кол-во

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

-

1

2.

Введение в экологию: Живая планета

1

1

2

3.

Экосистемы, человек и культура

           2

2

4

4.

Состав  и структура экосистем

2

2

4

5.

Наземно-воздушная среда жизни

2

2

4

6.

Особенности наземно-воздушной среды обитания (на примере лесного биогеоценоза)

-

2

2

7.

Почва как среда жизни

2

2

4

8.

Почва как среда обитания

-

2

           2

9.

Влияние деятельности человека на экосистемы

3

3

6

10.

Экосистемы и человек – региональный компонент

3

3

6

11.

Влияние леса на микроклимат

2

2

4

12.

Организация и проведение мониторинговых работ.

Лишайниковый мониторинг

0,5

3,5

4

13.

Хвойные и лиственные деревья как индикаторы загрязнения воздуха. Комплексная оценка состояния лесной экосистемы.

1

4

5

14.

Производство и потребление электроэнергии в городе

2

2

4

15.

Городские экосистемы: условия сохранения экологического равновесия.

Городской экологический мониторинг

4

4

8

16.

2

4

6

17.

Конкурс презентаций на тему "Граждане будущего"

2

2

4

                           Итого

72 учебных часа (24-теория, 48-практика)


III. Содержание образовательной программы 1-ого год обучения

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Инструктаж по действующей технике безопасности, повторение и разъяснение правил безопасности лицея

2.Введение в экологию: Живая планета

Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере: достаточное содержание кислорода, воды, благоприятная температура, необходимый минимум минеральных или органических веществ, соленость (для водных организмов). Границы жизни.

        Практическая работа: составление схемы "Распространение жизни в биосфере".

3.Экосистемы, человек и культура

Изучение разнообразия городских экосистем, их структуры. Характеристика факторов, влияющих на устойчивость городских экосистем: многообразие видов живых организмов, окружающий ландшафт, типы городской застройки, прилегающие природные экосистемы и др.

Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и природными компонентами экосистем города.

        Практические работы:

        1. Составление карты разнообразия экосистем города и их состояния.

        2. Выявление и паспортизация памятников природы на территории города (родников, геологических обнажений, отдельных деревьев, уникальных природных комплексов и др.).

        3. Разработка проектов озеленения территории школы, жилого дома, зимнего сада.

4. Экологические факторы и закономерности их действия 

Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания, взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.

        Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление, уровень шума и др.).

        Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов.

        Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние результатов его социокультурной деятельности.            

        Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов.

Экскурсия в парк, на водоем или иную, близкую к природной, городскую экосистему с целью выявления и изучения различных экологических факторов.

5.Наземно-воздушная среда жизни

 Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность, освещенность).

        Климатические факторы.

                Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн".

        Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ.

        Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли.

        Природоохранное законодательство об охране атмосферы.

        Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика наземных экосистем своей местности.

        Практические работы:

        1. Определение запыленности воздуха.

        2. Определение массы выбросов автомобильного транспорта.

        3. Изготовление естественного барометра из сучка или шишки хвойного дерева (ель, сосна, можжевельник и др.).

6.Почва как среда жизни

Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой. Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие.

        Почва как среда обитания живых организмов. Разнообразие почвенных микроорганизмов и водной фауны почвы. Почвенные беспозвоночные (простейшие, черви, клещи, насекомые и т.д.).         Позвоночные животные — обитатели почвы.

        Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы.

        Нарушение почв в результате деятельности человека.        Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв.

        Практические работы:

        1. Изучение структуры почвы по образцам.

        2. Определение механического состава почвы.

7.Влияние деятельности человека на экосистемы

Влияние природных условий на расселение и занятия людей. Первые поселения. Возникновение городов.         Экологические связи города с прилегающими территориями.

        Роль городов в истории развития человечества. Изменения в биосфере, связанные с ростом городов на планете.

        Нарастание экологической нестабильности в связи с ростом городов. Необходимость разумного регулирования потребностей людей в условиях городской жизни.

        Деловая игра: "В поисках трех аргументов".

8.Экосистемы и человек – региональный компонент

Город - сложная многоуровневая открытая система. Социальные, технические и природные элементы города. Фундаментальные особенности города как системы: урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, саморазвитие, историческая многослойность, противоречивость и проблемность.

        Подсистемы города: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения.

        Экосистемный подход к изучению городской среды.

        Теоретические и эмпирические методы изучения состояния и динамики развития различных элементов и подсистем города. Экологическая экспертиза, экологический мониторинг, моделирование.

        Социологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование.

        Практические работы:

        1. Изучение восприятия человеком отдельных элементов городского ландшафта, городской среды в целом.

        2. Изучение самоощущения человека в различных пространствах города. Выявление районов города, вызывающих топофильные и топофобные образы.

        3. "Красота и индивидуальность нашего города": оценка качеств, определяющих индивидуальность города.

9.Хвойные и лиственные деревья как индикаторы загрязнения воздуха.

Комплексная оценка состояния лесной экосистемы

Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей Среды.

        Определение уровня загрязнения воздуха по состоянияю побегов, хвои и шишек хвойных деревьев (сосны и ели).

        Оценка состояния лесной экосистемы в районе практики на основе  анализа результатов исследования, проведенного по различным методикам.

        Комплексное изучение водной экосистемы (на примере водоема, малой реки и т.д.).

  • Изучение почв своей местности. Влияние человека на почвы.
  • Наземные экосистемы: сравнительная характеристика  экосистем своей местности (например, леса и луга).
  • Изучение приспособленности организмов к  различным средам жизни.
  • Влияние деятельности человека на окружающую среду  (комплексная характеристика )

10.Организация и проведение мониторинговых работ.

Лишайниковый мониторинг

Мониторинг — проведение систематических наблюдений с целью составления прогноза дальнейших изменений состояния окружающей среды или отдельных ее элементов.

        Цель и задачи лесного экологического мониторинга.

        Определение степени загрязнения воздуха в районе практики по видовому составву лишайников. Простейший тест на чистоту воздуха с использованием трехбалльной шкалы: I — слабое загрязнение (исчезают кустистые лишайники); II — среднее загрязнение (исчезают листоватые и кустистые лишайники);  III — сильное загрязнение (исчезают кустистые, листоватые и накипные лишайники — “лишайниковая пустыня”).

        Составление карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников.

        Оформление результатов наблюдений, полученных в ходе проведения мониторинга. Составление отчета.

11.Влияние леса на микроклимат

Сравнительное изучение температуры воздуха и почвы в лесу и на открытом пространстве.

        Изучение изменения скорости ветра в лесу и на открытом пространстве с использованием шкалы Бофорта.

        Установление зависимости между плотностью травянистого покрытия и освещенностью в различных участках леса. Визуальная шкала оценки интенсивности освещенности. Проверка полученных результатов с помощью фотоэкспонометра.

        Изучение влияния фитонцидов различных растений леса на микроорганизмы с использованием микроскопа. Наблюдения за действием сока, полученного из хвои сосны и листьев березы, черемухи и др.  растений на почвенных простейших

12.Производство и потребление электроэнергии в городе

Традиционные источники энергии: запасы и потребление.         Влияние, которое оказывают на городскую среду электростанции, работающие на различных видах топлива.

        Основные потребители электроэнергии в городе: промышленные предприятия, бытовой сектор, транспорт.

        Перспективы энергетики: анализ основных тенденций решения энергетической проблемы.

        Практические        работы:

        1. Анкета для всей семьи: "Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?"

        2. Изучение мнения жителей города: "Угрожает ли нам энергетический голод?"

13.Городские экосистемы: условия сохранения экологического равновесия.

Изучение разнообразия городских экосистем, их структуры. Характеристика факторов, влияющих на устойчивость городских экосистем: многообразие видов живых организмов, окружающий ландшафт, типы городской застройки, прилегающие природные экосистемы и др.

        Экологическая экспертиза. Планирование этапов экспертизы: исследовательского, аналитического и проектного. Особенности экспертизы различных экосистем города: водоема, реки, парка, городского пустыря, жилого района и т.д.

        Экологический мониторинг городской среды. Подсистемы мониторинга.  Служба городского экологического мониторинга. Экологическая полиция.

        Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и природными компонентами экосистем города.

        Практические работы:

        1. Составление карты разнообразия экосистем города и их состояния.

        2. Выявление и паспортизация памятников природы на территории города (родников, геологических обнажений, отдельных деревьев, уникальных природных комплексов и др.).

        3. Разработка проектов озеленения территории школы, жилого дома, зимнего сада.

        4. Самооценка отношения к природе и самоконтроль личного участия в изучении, сохранении и улучшении состояния городской среды

        5. Участие в работе по улучшению состояния различных экосистем города.

         Деловая игра:  "Экологический баланс"

        Дискуссия  "Бездомные животные в городе".

14.Конкурс презентаций на тему "Граждане будущего"

Конкурс презентаций на тему "Граждане будущего": каким я вижу Санкт-Петербург его жителей через 1 год,10,30,50,100 лет, возможные улучшения и изобретения.

15.Экология будущего

Перспективы развития городов.  Город будущего - экологичный город. Основная характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой. Экологизация городской среды на основе системного подхода: одновременное восстановление природной среды, качества жизни, экологического равновесия и устойчивого развития. Роль каждого члена клуба в создании будущего.

IV. Прогнозируемые результаты освоения учащимися

программы 1-ого года обучения

        

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

Описывать: 

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:         экосистема, элементы экосистемы,   экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;  
  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и  компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.  

Объяснять: 

  • экологические взаимодействия в  экосистемах своей местности;
  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

Прогнозировать и проектировать

анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

V. Список литературы

Список литературы для учителя

1.Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.

2. Экология. Под ред. проф.В.В.Денисова. Ростов-н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 768 с.

3. Боков В. А. , Лущик А. В. Основы экологической безопасности. - Симферополь: Сонат, 1998. - 224с.

4.  Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.

5.Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001. – 80 с

6. Голицын, А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник / А.Н.Голицын. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 336 с.

         Список литературы для детей

1. Энциклопедия для детей.Т.19.Экология/Гл.ред.В.А.Володин.-М.:Аванта
2.  Довгуша В., Тихонов М. Война с природой /Наука и жизнь.- 1995.-№10.

3. Основы экологии и природопользования:Учеб.пособ.для уч-ся 8-11 кл./Петин А.Н.    

4.Давидов А.Знай, люби, береги:Научно-худож.кн.-М.:ТВЭСЭЛКАУ,1989.

5.Никитин Д.,Лушникова А.В.В поисках компромисса с природой /Наука и жизнь, №11,95г.  

6. Гладкий Ю.Н.,Лавров С.Б. Дайте планете шанс: Книга для учащихся.-
  М.:Просвещение, 1995.

7. Книга природы.- М.:Детск.лит.,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа экологического кружка "Друзья природы"

календарнотематическое планирование на 3 года по экологии...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД»

Образовательная программа  «Экологический отряд»   относится к  эколого-биологической направленности, углубленного уровня освоения, связана с поддержанием интереса  учащ...

Образовательная программа "Лаборатория зоологических профессий"

Программа предназначена для ознакомления с основами ведения хозяйства и подготовки будущих зоолаборантов, а также поможет определиться с выбором профессии, углубить знания в области зоологии, би...

Дополнительная образовательная программа Лаборатория формирования и развития научного мировоззрения учащихся МБОУ СОШ №5 “Экозеркало”

Данная программа является продолжением программы внеурочной деятельности "Юный эколог", написанная в 2011 году...

Рабочая программа экологическая лаборатория "Биоген"-2020

Образовательная программа дополнительного образования детей Экологическая лаборатория «Биоген» направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типом поведения ...

Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе о...

Образовательная программа «Экологический мониторинг» с параллельным обучением особо одарённых детей по индивидуальной программе

Программа  предусматривает  теоретические  и  практические  занятия. Теоретические  занятия  проводятся  в  виде  лекций, бесед, викторин, игр, конфер...