Программа внеурочной деятельности по ФГОС "Цветы круглый год"
рабочая программа по теме

Биткова Елена Владимировна

Программа внеурочной деятельности по ФГОС "Цветы круглый год" рассчитана на занятия с детьми 5-6 классов. Цель - работа по декоративному цветоводству в  школе и на пришкольной территории; углубление знаний в области цветоводства, экологическое и эстетическое воспитание учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Центр образования № 54»

Рассмотрено на заседании

ШМО классных руководителей:

руководитель ШМО

_________/____________

Протокол №____

от «__»________2016г.

Утверждено:

Директор МБОУ ЦО №54  

________/С.А.Волкова

Приказ № ____

от «__»________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Цветы круглый год»  

                Тип программы – образовательно-развивающая

                Направленность – естественно-научная

                Составитель – Биткова Е.В., учитель начальных классов

                Возраст -  10-12  лет

                Срок реализации – 2 года

        

п. Молодежный

 2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

        Программа «Цветы круглый год» разработана для занятий с учащимися 5-6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Программа рассчитана на работу с  детьми 5 и 6 класса на 37 часов в каждом классе, 1 ч/нед.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Целью непрерывного школьного экологического образования и воспитания является развитие личностных достижений учащихся 5-6 классов в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы; формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении.

Задачи:

1. Оценить отношение школьников к природе родного края;

2. Развивать социальные и экологические знания школьников: формировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности, к природе родного края.

  1. Воспитание экологической, природоведческой и природоохранной культуры школьников.
  2.  Развитие эстетических  чувств детей.
  3. Углубление ботанических знаний, умений, навыков в области декоративного цветоводства.

Отправной точкой в этом процессе должна явиться цель экологического образования применительно к данной возрастной категории детей. Конкретизацию общей цели на начальном этапе обучения можно выразить следующими целевыми установками:

-воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;

-становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

-активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;

-формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

Работа строится по проблемному принципу: в результате наблюдений дети ставят вопрос по работе над той или иной проблемой ухода за декоративными цветочными растениями и решают его с привлечением всех доступных им информационных средств: справочников по декоративному цветоводству, энциклопедий, атласов-определителей, эрудиции товарищей и учителя, поиску в Интернете.

        Формы организации работы детей предусматривают:

  • информационный поиск;
  • экскурсии в цветоводческие фирмы, хозяйства;
  • практическую работу по уходу за цветочными комнатными растениями и растениями школьных цветников;
  • отчёты-выставки по работе кружка;
  • проектная деятельность.

Данная программа позволяет не только организовать досуг школьников, но и углубить их теоретические и практические ботанические знания, развить кругозор, получить первичные сведения по профориентации.

        На кружковых занятиях находит продолжение учебно-воспитательная работа, проводимая в школе на уроках естествознания, сельскохозяйственного труда.

        Занятия цветоводством способствуют укреплению познавательной мотивации школьников, формированию личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных УУД.

В результате изучения программы учащиеся научатся:

  • Различать виды однолетних и многолетних цветов и комнатных растений в школе и на участке;
  • ухаживать за разными видами растений;
  • проводить наблюдения и выполнять проектные и исследовательские работы по теме кружка;
  • работать в группе, распределять работу в группе;
  • знать предприятия региона, занимающиеся цветоводством.

Планируется достижение трех уровней результатов:

В 5 классе планируется достижение первого уровня результатов – приобретение школьником социальных знаний о цветоводстве, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.

В 6 классе  в первом полугодии планируется достижение второго уровня результатов – развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.

В 6 классе  во втором  полугодии планируется достижение третьего уровня результатов – приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт подготовки выставок.

Основными методами являются систематические наблюдения, беседы, рассказы, раскрывающие особенности выращивания декоративных растений и позволяющие заложить основы навыков цветоводства. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание цветочных композиций, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной деятельности: семейные цветоводческие домашние задания, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми.

Материально-техническое обеспечение: 

-выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;

-материально-техническое оснащение  для творчества младших школьников и оформления детских работ;

-наличие канцелярских принадлежностей;

-аудиоматериалы и видеотехника, телевизор;

-компьютер, мультимедийная установка;

Результатом деятельности могут быть театральные постановки, презентации с участием детей в мероприятиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

проявлять интерес к знаниям в осуществлении деятельности цветовода,

ориентироваться и понимать причины успеха в деятельности в том числе осуществлять  самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов взрослых, товарищей, родителей;

быть способным к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

планировать свои действия;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказывания в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

анализировать объекты, выделять главное;

устанавливать аналогии;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать различные точки зрения;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, умение работать в группе.

Учебно-тематический план

5 класс. 1 год занятий.

Дата прове-дения

№ заня-тия

Тема занятия

УУД

1

Вступительное занятие. Итоги прошедшего года. Экскурсия на школьные цветники. Постановка задач на новый учебный год.

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре.  

2

Сбор семян однолетних цветов. Способы хранения семян в зимнее время.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

3

Заготовка почвенной смеси для весеннего посева цветочной рассады. Способы обеззараживания и обогащения почвенной смеси.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

4

Перекопка цветников под зиму.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

5

Размножение комнатных растений отводками. Хлорофитум.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

6

Размножение комнатных растений черенками. Хризантема.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

7

Размножение комнатных растений верхушечными побегами. Пеларгония.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

8

Размножение комнатных растений делением куста. Сенполия.

Участие в природоохранной деятельности.

9

Уход за комнатными растениями. Причины отличия в режиме ухода за различными растениями.

Участие в природоохранной деятельности.

10

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

11

Растения светолюбивые и теневыносливые.

формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

12

Растения теплолюбивые и холодостойкие.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

13

Наблюдения за изменениями в жизни комнатных растений в зимнее время.

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о цветоводческих предприятиях. Участие в природоохранной деятельности.

14

Флористика. Искусство составления композиций из комнатных растений.

 Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

15

Букетные композиции.

Участие в природоохранной деятельности. Умение составлять композиции

16

Интерьерные композиции.

Участие в природоохранной деятельности. Умение составлять композиции

17

Ландшафтные композиции.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

18

Составление схемы клумбы (рабатки, микс-бордера) непрерывного цветения.

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о цветоводческих предприятиях. Участие в природоохранной деятельности.

19

Паспорт комнатного растения. Составление паспорта.

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности.

20

Подготовка к выставке комнатных цветов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

21

Выставка комнатных цветов.

22

Наблюдение за изменениями в жизни комнатных растений с наступлением весны. Причины изменений.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

23

Почвенные смеси. Состав почвенных смесей для различных комнатных растений.

Высказывание предположений, объясняющих результат опыта

24

Подготовка вазонов и почвенной смеси для рассады однолетних цветов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

25

Проверка семян однолетних цветов на всхожесть. Влияние замачивания семян на всхожесть.

Высказывание предположений, объясняющих результат опыта

26

Посев в ящики и вазоны семян однолетних цветов на рассаду. (Тагетесы, лаватера, циннии, агератум, львиный зев).

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о цветоводческих предприятиях. Участие в природоохранной деятельности.

27

Наблюдение и уход за рассадой. Период всхожести.

Высказывание предположений, объясняющих результат опыта

28

Подкормка комнатных растений и рассады. Удобрения минеральные и органические. Приёмы безопасной работы с минеральными и органическими удобрениями.

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о цветоводческих предприятиях. Участие в природоохранной деятельности.

29

Паспортизация комнатных растений школы (1 этаж).

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

30

Паспортизация комнатных растений школы (2 этаж).

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

31

Весенняя перекопка цветника. Внесение удобрений под перекопку.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

32

Пересадка и высадка в грунт многолетних цветов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существен., несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

33

Посев в грунт семян однолетних цветов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существен., несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

34-37

Высадка в грунт рассады однолетних цветов. План летней работы.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существен., несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

6 класс. 2 год занятий.

Дата прове-дения

№ заня-тия

Тема занятия

УУД

1

Вступительное занятие. Итоги прошедшего года. Экскурсия на школьные цветники. Планирование работы на новый учебный год.

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре.  

2

Сортировка семян однолетних цветов. Способы хранения семян в зимнее время.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

3

Заготовка почвенной смеси для весеннего посева цветочной рассады. Способы обеззараживания и обогащения почвенной смеси.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

4

Правила безопасной работы с лопатой. Перекопка цветников под зиму.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

5

Размножение комнатных растений отводками. Монстера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

6

Размножение комнатных растений черенками. Роза.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

7

Размножение комнатных растений верхушечными побегами. Каланхоэ.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

8

Заочная экскурсия в НПЦ «Фитогенетика»

Участие в природоохранной деятельности.

9

Флористика. Составление декоративных композиций на основе засушенных цветов и листьев.

Участие в природоохранной деятельности.

10

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Опыты по уходу.

формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

11

Растения светолюбивые и теневыносливые. Опыты по уходу.

формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

12

Растения теплолюбивые и холодостойкие. Опыты по уходу.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

13

Наблюдения за изменениями в жизни комнатных растений в зимнее время. Опыты по уходу.

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о цветоводческих предприятиях. Участие в природоохранной деятельности.

14

Флористика. Искусство составления композиций из комнатных растений.

 Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

15

Букетные композиции.

Участие в природоохранной деятельности. Умение составлять композиции

16

Интерьерные композиции.

Участие в природоохранной деятельности. Умение составлять композиции

17

Ландшафтные композиции.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

18

Проекты по цветоводству:

«Клумба непрерывного цветения»,

«Сад моей мечты»,

«Школьный зимний сад»

Планирование проектной деятельности. Участие в природоохранной деятельности.

19

Паспорт комнатного растения. Составление паспорта.

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Участие в природоохранной деятельности.

20

Подготовка к выставке комнатных цветов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

21

Выставка комнатных цветов.

22

Наблюдение за изменениями в жизни комнатных растений с наступлением весны. Причины изменений.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

23

Почвенные смеси. Состав почвенных смесей для различных комнатных растений.

Высказывание предположений, объясняющих результат опыта

24

Подготовка вазонов и почвенной смеси для рассады однолетних цветов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

25

Проверка семян однолетних цветов на всхожесть.  Опыт: Влияние замачивания семян на всхожесть.

Высказывание предположений, объясняющих результат опыта

26

Посев в ящики и вазоны семян однолетних цветов на рассаду. (Петуния, виола).

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о цветоводческих предприятиях. Участие в природоохранной деятельности.

27

Наблюдение и уход за рассадой. Период всхожести.

Высказывание предположений, объясняющих результат опыта

28

Подкормка комнатных растений и рассады. Удобрения минеральные и органические. Приёмы безопасной работы с минеральными и органическими удобрениями.

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о цветоводческих предприятиях. Участие в природоохранной деятельности.

29

Паспортизация комнатных растений школы (1 этаж).

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

30

Паспортизация комнатных растений школы (2 этаж).

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

31

Весенняя перекопка цветника. Внесение удобрений под перекопку.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

32

Пересадка и высадка в грунт многолетних цветов. План летней работы.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существен., несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

33

Посев в грунт семян однолетних цветов. Высадка в грунт рассады однолетних цветов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существен., несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

34-37

Подготовка материалов для творческих конкурсов, научных конференций

Планировать работу. Обмениваться информацией. Размещать материалы на сайтах.

Литература

  1. Александрова М.С. «Среди цветов». М:Дом, 1996.
  2. Майский Ф.В. «Цветы Нечерноземья». Приокское книжное издательство,1994.
  3. Набор открыток «Комнатные растения». М:Планета,1983.
  4. Плешаков А.А. «От земли до неба». Атлас-определитель. М:Просвещение,1998
  5. Плешаков А.А. «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. М:Просвещение,1994.
  6. Степанова И.Ф. «Ирисы». М:Агропромиздат,1991.
  7. Суханов В.М. «Георгины».М:Агропромиздат,1991.
  8. Кияткин А.К. «Гладиолусы». Ташкент, изд-во ЦК Компартии Узбекистана,1991.
  9. Кияткин А.К. «Хризантемы». Ташкент, изд-во ЦК Компартии Узбекистана,1991.
  10. Хессайон. Всё о комнатных растениях. М:2005
  11. Хессайон. Всё о растениях сада. Часть 1 и 2. М:2007

Электронные образовательные ресурсы

                     1.  http://school-collection.edu.ru/

       2.   www.int-edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...