ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (баян) Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
рабочая программа на тему

дополнительная предпрофессиональная программа по учебному предмету "Баян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bayan.docx99.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАЕНИЯ

«МАНЗЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(баян)

п. МАНЗЯ

2016 г.


Разработчик: Ю.П. Медведева, преподаватель по классу баяна


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

        - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

        - Срок реализации учебного предмета;

        - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

           организации на реализацию учебного предмета;

        - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

        - Цели и задачи учебного предмета;

        - Обоснование структуры программы учебного предмета;

        - Методы обучения;

        - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                                

        - Сведения о затратах учебного времени;

        - Годовые требования по классам;

III.         Требования к уровню подготовки учащихся                        

IV.            Формы и методы контроля, система оценок         

                        

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

        - Критерии оценки;

        

V.        Методическое обеспечение учебного процесса        

                

        - Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

        

VI.          Списки рекомендуемой нотной и методической литературы        

 

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)»,  разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального  искусства  «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, чтении с листа, ансамблевой игры, самостоятельной работы, а также на художественно-эстетическое воспитание ученика.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Специальность (баян)» рассчитан как на детей планирующих, по мере своих способностей и уровню освоения данной программы, поступать в организации профессионального образования, так и на тех, кто не ставит перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте:

с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в профессиональные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Специальность (баян)»:

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

5 лет

6-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

924

214,5

Количество

часов на аудиторные занятия

559

82,5

363

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

561

132

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма урока по данному учебному предмету является наиболее эффективной, поскольку  позволяет преподавателю всесторонне узнать ученика: его музыкальные способности, технические возможности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян)» 

Цели:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнительства на баяне;
  • создание условий для развития музыкально-творческих  способностей учащегося с целью дальнейшего продолжения профессионального музыкального образования.

Задачи:

  •  овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • развитие памяти, музыкального слуха, чувства ритма;
  •  овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне;
  • формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  •  овладение навыками самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтения нот с листа;
  •  овладение навыками сценического поведения;
  •  воспитание чувства ответственности, развитие коммуникативных способностей детей, формирование культуры общения.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян)» 

Обоснованием структуры программы являются  ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • практический (работа над упражнениями, художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных  вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика с последующим комментарием);
  • репродуктивный (повторение учеником исполненных учителем упражнений,  музыкального материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит  и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • исследовательский  (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи);
  • метод опережающего обучения (позволяет настроить учащихся на постижение новых знаний).

Данные методы применяются как в музыкальном направлении педагогики, так и в общем образовании. Индивидуальная форма урока позволяет комбинировать различные методы, а также выбрать наиболее подходящие для решения поставленных задач.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательной организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян)» имеют площадь не менее 6 кв.м.

Для реализации программы «Специальность (баян)»  имеются концертный зал, библиотека и фонотека. Помещения оснащены звукоизоляцией и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты для учащихся различного возраста регулярно  обслуживаются баянным мастером (настройка и ремонт). 


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:   

Срок обучения 9 лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

          559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

           757

132

889

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

         1316

214,5

1530,5

Срок обучения – 6 лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

            363

82,5

445,5

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

             561

132

693

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

             924

214,5

1138,5

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательной организации и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.


Годовые требования по классам

Срок обучения - 9 лет

Первый класс (2 часа в неделю)

Привитие ученику интереса к занятиям музыкой, своему инструменту; знакомство с устройством баяна, его историей, правилам ухода за ним.

Освоение «донотного» периода с  опорой на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Выполнение упражнений без инструмента, направленных на освоение движений, используемых в дальнейшем на баяне.

Знакомство с инструментом. Овладение навыков посадки, постановки игрового аппарата,  звукоизвлечения. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте. Участие в исполнении пьес «с рук» педагога, игра на 1-2 звуках в ансамбле с преподавателем.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1 полугодия  прорабатываются: не менее 18-20 произведений различного характера: детские и народные песни и танцы, пьесы песенного и танцевального характера с простым ритмическим рисунком; несложные произведения для овладения начальными навыками чтения нот с листа

Технические требования. Гамма До мажор двумя руками, гаммы Фа мажор и Соль мажор правой рукой в одну октаву,  гамма ля минор  (натуральный, гармонический, мелодический виды) правой рукой в одну октаву в одну-две октавы;. Короткие (трехзвучные) арпеджио в тональности  До мажор двумя руками (левой рукой играются опорные звуки).  Тонические (трёхзвучные) аккорды с обращениями двумя руками в тональности До мажор

За учебный год учащийся исполняет: 

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерные пьесы);

Март – технический зачёт, включающий исполнение материала, содержащего в разделе «Технические требования» и «Этюда»;

Май – академический концерт (исполнение 2-х разнохарактерных пьес)

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение более сложных ритмических рисунков.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение 2 года обучения прорабатываются 12-14  произведений: 2-4 этюда, 8-10 пьес различного характера

Технические требования. Гаммы Фа мажор и Соль мажор в 1-2 октавы штрихами non legato, legato, staccato двумя руками; гамма ля минор 3-х видов в 1 октаву правой рукой, ля минор натурального вида в 1 октаву левой рукой. Короткие трёхзвучные арпеджио (с игрой в левой руке опорных звуков), тонические трёхзвучные аккорды в тех же тональностях правой рукой.

За учебный год учащийся исполняет

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности) и «Этюда»

Декабрь – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям (минорные тональности) и «Этюда»;

 Май – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Третий класс (2 часа в неделю)

Воспитание у ученика навыка контроля свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных навыков, изучение новых терминов.

Развитие в ученике творческой инициативы. Привлечение ученика к совместному обозначению аппликатуры, динамики.  Совместный поиск игровых приёмов, штрихов для  создания художественного образа. Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками

В течение 3 года обучения учеником прорабатываются: 10 – 12 разножанровых  пьес (в том числе произведения с элементами полифонии, сонатины, обработки на родных песен и танцев),  этюдов

Технические требования.  Гаммы Ре мажор и Си бемоль мажор в 1-2 октавы разными штрихами. Ля минор 3-х видов отдельно каждой рукой в 1 октаву. Арпеджио короткие и трезвучия с обращениями в пройденных мажорных тональностях двумя руками (левая рука исполняет опорные звуки).  Арпеджио короткие и трезвучия в минорных тональностях правой рукой.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности);

Декабрь – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес; Март – технический зачёт. Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (минорные тональности);

 Май – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Четвертый класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приёмов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями и их координацией. Развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В пьесах более тщательная проработка штрихов, динамики, четкой артикуляции.

Развитие в ученике навыка к самостоятельному мышлению: умению вычленять технически сложные эпизоды  и доводить их до качественного исполнения.

В течение 4 года обучения учеником прорабатываются: 10-12 разножанровых пьес и этюдов. При этом произведения доводятся до различной степени готовности: одни используются для показа в классе, другие – для ознакомления, третьи – для исполнения на концерте

Технические требования. Гаммы: мажорные до 3-х знаков в ключе двумя руками в комплексе (арпеджио, трезвучия короткие с обращениями, трезвучия длинные); ля минор 3-х видов двумя руками в 1-2 октавы в комплексе

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности);

Декабрь – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес; Март – технический зачёт. Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (минорные тональности);

 Май – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Пятый класс (2 часа в неделю)

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя направлено на составление программ с учётом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.

В течение 5 года обучения учеником прорабатываются 10-12 разножанровых произведений (этюды, полифонические пьесы, произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения)

Технические требования.  Гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками в ритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 в комплексе (арпеджио – короткие, длинные, ломаные, аккорды трёх-, четырёхзвучные) двумя руками.  Гаммы ре и ми минор 3-х видов в 2 октавы двумя руками в комплексе.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности);

Декабрь – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес; Март – технический зачёт. Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (минорные тональности);

 Май – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Шестой класс (2 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее изученных приёмов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приёмами игры и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности, умения самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)

В течение 6 года обучения ученик должен  проработать 10-12 разножанровых произведений и этюдов с доведением до разной степени готовности, в том числе 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 6-8 пьес различных стилей и жанров (из них 1-2 для самостоятельного изучения), 2-4 этюда на различные виды техники; произведения для чтения нот с листа, аккомпанемента, игры в ансамбле

Технические требования. Гаммы Ре и Си бемоль мажор двумя руками основными штрихами в ритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3 в комплексе. Минорные гаммы 3-х видов в тональностях до двух знаков в ключе двумя руками в комплексе

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности);

Декабрь – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес; Март – технический зачёт. Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (минорные тональности);

 Май – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте с одновременным развитием его общего культурного уровня, стремлением к творческой самостоятельности, активности. Включение в программу самостоятельно выученной пьесы средней степени сложности для выработки умения самостоятельно работать с музыкальным материалом.

Включение в учебную программу всех ранее освоенных приемов игры.

В течение 7 года обучения учеником прорабатываются  8-10 разножанровых произведений, в том числе: 1-2 полифонических, 1-2 крупной формы, 5-6 пьес различных стилей и жанров (из них 1-2 для самостоятельного изучения), 2-3 этюда на разные виды техники, произведения для чтения нот с листа), при этом пьесы доводятся до разной степени завершённости

Технические требования.  Мажорные гаммы до 3-х знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 в комплексе (арпеджио короткие, длинные, ломаные, аккорды с обращениями). Гаммы минорные 3-х видов в  тональностях до 3-х знаков включительно в комплексе

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности);

Декабрь – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес; Март – технический зачёт. Исполнение «Этюда» и материала согласно техническим требованиям (минорные тональности);

 Май – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Восьмой класс (2,5 часа в неделю)

Совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте; совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения; повышение уровня музыкально-художественного мышления;  тщательная работа над звуком и техникой исполнения; изучение различных по стилям и жанрам произведений, совершенствование исполнения гамм, упражнений, этюдов; подготовка профессионально-ориентированных программ для выступлений на концертах, фестивалях, конкурсах; целенаправленная подготовка способных учащихся к поступлению в средние профессиональные учебные заведения культуры и искусства. Подготовка к выпускному экзамену.

За год учащимся прорабатываются не менее 7-8 произведений, в том числе: полифоническое, крупной формы, 4-5 пьесы различного характера, 1-2 этюда на различные виды техники.

Технические требования.  Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 в комплексе (арпеджио короткие, длинные, ломаные, аккорды с обращениями). Гаммы минорные 4-х видов в  тональностях до 3-х знаков включительно в комплексе

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности) и «Этюда»

Декабрь – дифференцированное прослушивание. Исполнение 2-х произведений из программы выпускного экзамена

Февраль – прослушивание. Исполнение трёх произведений выпускной программы

Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям (минорные тональности) и «Этюда» 

Апрель – допуск к экзамену. Исполнение 4 произведений выпускного экзамена

Май – выпускной экзамен

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

Девятый класс (2, 5 часа в неделю)

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения.

На протяжении обучения в классе профессиональной ориентации ученик должен получить необходимый комплекс музыкально-теоретический знаний, а также овладеть профессиональными навыками игры на готово-выборном баяне, соответствующими требованиям для поступающего в средние специальные учебные заведения культуры и искусства – училища, колледжи.

Продолжение развития навыков самостоятельного умения разбирать и исполнять произведения различных эпох и стилей простой и крупной формы, а также произведений полифонического склада.

Продолжение работы над развитием умения свободно читать нотный текст несложных произведений в простых 2-3 дольных размерах, включая различные ритмические группы из наиболее употребительных длительностей.

Развитие навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением.

Овладение комплексом необходимых технических  навыков для исполнения произведений различной фактуры (монодической, аккордовой, полифонической и гомофонно-полифонической)

Более тщательная подготовка к концертным выступлениям. Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности) и «Этюда» 

Декабрь – дифференцированное прослушивание. Исполнение 2-х произведений из программы выпускного экзамена

Февраль – прослушивание. Исполнение трёх произведений выпускной программы

Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям (минорные тональности) и «Этюда»

Апрель – допуск к экзамену. Исполнение 4 произведений выпускного экзамена

Май выпускной экзамен


Срок обучения - 6 лет

Годовые требования по классам

Требования по специальности для обучающихся на баяне сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объёме часов. Репертуар во всех классах включает разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он немного сложнее (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – максимальная реализация творческого потенциала ученика, при необходимости подготовка его к поступлению в среднее специальное учебное заведение культуры и искусства.

Первый класс (2 часа в неделю)

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем при игре на баяне. Знакомство с инструментом. Знакомство с  посадкой, постановкой игрового аппарата. Освоение навыков звукоизвлечения, развитие координации движений правой и левой  руки, организация рациональных игровых движений. Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен. Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1 года обучения ученик должен пройти: 15-20 пьес, песенок, попевок, этюдов, ансамбль (с другим учеником или преподавателем), при этом произведения доводятся до разной степени готовности – одни используются для показа в классе, другие доводятся до концертного выступления.

Технический материал. Гаммы До мажор двумя руками; Соль, Фа мажор каждой рукой отдельно. Гамма ля минор 3-х видов  правой рукой в 1-2 октавы. Арпеджио короткие трехзвучные, трезвучия  с обращениями

За учебный год учащийся должен исполнить:

Декабрь  академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям и «Этюд»

Май академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение 2 года обучения ученик должен пройти: 14-16 разножанровых пьес, этюдов, при этом произведения доводятся до разной степени готовности

Технический материал. Гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками основными штрихами в  2 октавы. До мажор двумя руками в метроритмическом соотношении 1:1; 1:2. Гамма ля минор (гармонический, мелодический виды) двумя руками в 1-2 октавы; ми, ре минор (гармонические, мелодические) каждой рукой отдельно. Арпеджио короткие (трехзвучные) в тональностях До, Соль, Фа мажор двумя руками в две октавы (в левой руке исполняются опорные звуки), длинные в тональностях До, Соль, Фа мажор – правой рукой; ломаные – в тональности До мажор правой рукой. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных мажорных тональностях двумя руками. тонические трезвучия в тольности ля минор – двумя руками; тонические трезвучия с обращениями в тональности ми, ре минор – правой рукой

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности) и «Этюда»

Декабрь  академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям (минорные тональности) и «Этюда»

Май академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Третий класс (2 часа)

Воспитание у ученика навыка контроля свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных навыков, изучение новых терминов.

Развитие в ученике творческой инициативы. Привлечение ученика к совместному обозначению аппликатуры, динамики.  Совместный поиск игровых приёмов, штрихов для  создания художественного образа. Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приёмов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями и их координацией. Развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В пьесах более тщательная проработка штрихов, динамики, четкой артикуляции.

Развитие в ученике навыка к самостоятельному мышлению: умению вычленять технически сложные эпизоды  и доводить их до качественного исполнения.

В течение учебного года учеником прорабатываются не менее 12-14 произведений, в том числе 2 полифонических, 6-8 пьес различных стилей и жанров (из них 1-2 для самостоятельного изучения), крупной формы (сюита, вариации, сонатины), 2-4 этюда на разные виды техники), произведения для чтения нот с листа, игры в ансамбле.

Технические требования: мажорные гаммы в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в две-три октавы. Гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками в метроритмическом соотношении 1:1; 1:2; 1:3. Гаммы, ми, ре минор (гармонический и мелодические виды) – двумя руками в одну-две октавы.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности) и «Этюда»

Декабрь  академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям (минорные тональности) и «Этюда»

Май академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Четвертый класс (2,5 часа в неделю)

Развитие всех ранее освоенных музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя направлено на составление программ с учётом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.

В течение 5 года обучения учеником прорабатываются 10-12 разножанровых произведений (этюды, полифонические пьесы, произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения)

Технические требования. Гаммы мажорные в тональностях до трёх знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами; минорные (гармонические, мелодические) гаммы в тональностях до двух знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами. Гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками в метроритмическом соотношении 1:1; 1:2; 1:3; 1:4. Арпеджио короткие (четырёхзвучные) в пройденных мажорных и минорных тональностях двумя руками (в левой руке – опорные звуки); арпеджио длинные в тональностях До, Соль, Фа мажор; ля, ми, ре минор двумя руками ( в левой руке – опорный бас). Арпеджио ломаные в тональностях До, Соль, Фа мажор, ля минор двумя руками (в левой руке – игра опорных звуков); арпеджио ломаные в тональностях ми, ре минор правой рукой. Аккорды тонические четырёхзвучные с обращениями в пройденных тональностях двумя руками

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности) и «Этюда»

Декабрь – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям (минорные тональности) и «Этюда»

Май – академический концерт. Исполнение 2-х разнохарактерных пьес

Пятый класс (2,5 часа в неделю)

Совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте; совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения; повышение уровня музыкально-художественного мышления;  тщательная работа над звуком и техникой исполнения; изучение различных по стилям и жанрам произведений, совершенствование исполнения гамм, упражнений, этюдов; подготовка профессионально-ориентированных программ для выступлений на концертах, фестивалях, конкурсах; целенаправленная подготовка способных учащихся к поступлению в средние профессиональные учебные заведения культуры и искусства. Подготовка к выпускному экзамену.

За год учащимся прорабатываются не менее 7-8 произведений, в том числе: полифоническое, крупной формы, 4-5 пьесы различного характера, 1-2 этюда на различные виды техники.

Технические требования.  Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в метроритмическом соотношении 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 в комплексе (арпеджио короткие, длинные, ломаные, аккорды с обращениями). Гаммы минорные 4-х видов в  тональностях до 3-х знаков включительно в комплексе

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности) и «Этюда»

Декабрь – дифференцированное прослушивание. Исполнение 2-х произведений из программы выпускного экзамена

Февраль прослушивание. Исполнение трёх произведений выпускной программы

Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям (минорные тональности) и «Этюда»

Апрель – допуск к экзамену. Исполнение 4 произведений выпускного экзамена

Май выпускной экзамен

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 6 классе.

Шестой класс (2,5 часа в неделю)

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения.

На протяжении обучения в классе профессиональной ориентации ученик должен получить необходимый комплекс музыкально-теоретический знаний, а также овладеть профессиональными навыками игры на готово-выборном баяне, соответствующими требованиям для поступающего в средние специальные учебные заведения культуры и искусства – училища, колледжи.

Продолжение развитие навыков самостоятельного умения разбирать и исполнять произведения различных эпох и стилей простой и крупной формы, а также произведений полифонического склада. Продолжение работы на развитием умения свободно читать нотный текст несложных произведений в простых 2-3 дольных размерах, включая различные ритмические группы из наиболее употребительных длительностей. Развитие навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением. Овладение комплексом необходимых технических  навыков для исполнения произведений различной фактуры (монодической, аккордовой, полифонической и гомофонно-полифонической)

Более тщательная подготовка к концертным выступлениям. Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

За учебный год учащийся должен исполнить:

Октябрь – технический зачёт.  Исполнение материала согласно техническим требованиям (мажорные тональности) и «Этюда»

Декабрь – дифференцированное прослушивание. Исполнение 2-х произведений из программы выпускного экзамена

Февраль – прослушивание. Исполнение трёх произведений выпускной программы

Март – технический зачёт. Исполнение материала согласно техническим требованиям (минорные тональности) и «Этюда»

Апрель – допуск к экзамену. Исполнение 4 произведений выпускного экзамена

Май – выпускной экзамен

                             


Примерная программа, исполняемая на академическом концерте

Восьмилетний (девятилетний) срок обучения

Первый класс

  1. Как под горкой под горой. Русская народная песня
  2. А. Филиппенко. Цыплята
  3. В.Калинников. Журавель (4)
  4. Латышская народная песня. Петушок (16)

Второй класс

  1. У каждого свой музыкальный инструмент. Эст. народная песня (13).
  2. А. Филиппенко. На мосточке.  (5)
  3. Ф. Шуберт. Лендлер (3)
  4. А. Коробейников. Тик-так  (11)

Третий класс

  1. Полька-кадриль. Русский народный танец    (5)
  2. К. Нефе. Аллегретто  (21)
  3. Ф. Куперен. Кукушка  (16)
  4. Н.  Чайкин. Танец снегурочки  (16)

Четвёртый класс

  1. А. Коробейников. Хвастливые подружки (11)
  2. А. Гедике. Сарабанда (14)
  3. Д. Штейбельт. Сонатина (13)
  4. Пойду ль я выйду ль я. Обработка Г. Бойцовой (5)

Пятый класс

  1. Д. Тюрк. Ариозо (25)
  2. А. Доренский. Сонатина в классическом стиле. (3)
  3. А. Коробейников. Паровозик из Ромашково.  (12)
  4. Ой, варил голубь лебеду. Украинская народная песня. (12)

Шестой класс

  1. Л. Шитте. Сонатина (переложение С. Копаневой)  (28)
  2. А. Гедике. Инвенция (24)
  3. С. Майкапар. В садике (30)
  4. Укр. н. п. Пасла девка лебедей. Обработка Коробейникова (28)

Седьмой класс

  1. А. Вивальди. Концерт Соль мажор 1 часть (31)
  2. Субботея. Русская народная песня. Обработка А. Коробейникова. (12)
  3. А. Коробейников. В тёплый вечер на Тверской  (12)
  4. Н. Чайкин. Сказ (фуга-фантазия) (24)

Восьмой класс

Примерная программа, исполняемая на  выпускном экзамене

  1. Р. н. п. Ой да ты, калинушка. Обработка И. Паницкого (25)
  2. М. Клементи. Сонатина. 1 часть. (25)
  3. Р. н. п. Я на горку шла. Обработка А. Шелепнева (28)
  4. Моцарт. Адажио для стеклянной гармоники

Девятый класс

Примерная программа, исполняемая на выпускном экзамене.

  1. С. Коняев. Сонатина (2)
  2. Мясковский. В старинном стиле (фуга)  (26)
  3. р.н.п. А я по лугу. Обработка Смирнова (27)
  4. В.Мотов. Этюд. (7)

Пятилетний (шестилетний) срок обучения

Первый класс

  1. А Доренский. Дождик (30)
  2. Н. Любарский. Курочка (30)
  3. Эст. н.п. Деревянное колесо (13)
  4. П. Чайковский. Мой Лизочек так уж мал (13)

Второй класс

  1. р.н.п. Пойду ль я, выйду ль я. Обработка Г. Бойцовой
  2. А. Коробейников. Весенняя капель (11)
  3. Г. Беляев. Хорал (30)
  4. Ж. Смит. Сонатина (8)

Третий класс

  1. А. Коробейников. Верхом на лошадке (12)
  2. Р.н.п. Я на горку шла. Обработка А. Шелепнева (31)
  3. Д. Штейбельт. Сонатина (32)
  4. М. Любарский. Танец (32)

Четвёртый класс

  1. Г. Ф. Гендель. Сарабанда (25)
  2. А. Коробейников. Сонатина. (11)
  3. П. Чайковский. Романс (29)
  4. Р.н.п.  А я по лугу. Обработка Смирнова

Пятый класс

Примерная программа, исполняемая на выпускном экзамене

  1. К. Мясков. Прелюд (24)
  2. А. Лавиньяк. Сонатина (переложение А. Коробейникова) (97)
  3. Д. Самойлов. Этюд-скерцо (30)
  4. Р.н.п. Отдавали молоду. Обработка Шендерёва (31)

Шестой класс

Примерная программа, исполняемая на выпускном экзамене

  1. И. С. Бах. Инвенция №8 (25)
  2. М. Клементи. Сонатина Ор.36 №1
  3. Р.н.п. Как у наших у ворот. Обработка А. Суркова (31)
  4. К. Черни. Этюд

III.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данная программа направлена на академическое воспитание баяниста на лучших примерах русской и зарубежной музыки. Используется индивидуальный подход при составлении программы с учетом музыкальных и технических возможностей учащегося.  

Результатом освоения программы являются следующие знания, умения и навыки:

  • наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей на баяне;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на баяне;
  • знание репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
  • знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
  • знание профессиональной терминологии;
  • знание истории инструмента, основные вехи в его развитии;
  • знание  конструктивных особенностей инструмента;
  • знание видов гармоник;
  • знание элементарных правил по уходу за инструментом;
  • знание и умение исполнения приемов игры на баяне, в том числе - современных;
  • умение транспонировать и подбирать по слуху;
  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

  • наличие развитой музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV.   ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 Оценка качества знаний, умений, навыков применяется при проведении всех видов контроля:

- текущего контроля успеваемости;

- промежуточной аттестации учащихся;

- итоговой  аттестации  учащихся.                         

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

  • поддержание учебной дисциплины,
  • выявление отношения учащегося к  изучаемому предмету,
  • повышение уровня освоения текущего учебного материала.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предполагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

контрольные уроки, академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

Промежуточная аттестация

определение успешности развития учащегося и усвоения им  программы на определенном этапе обучения

зачеты (показ части программы, технический зачет),    академические концерты,  экзамены

Итоговая аттестация

определяет уровень и качество освоения  программы учебного предмета

экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9)

        2. Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения  выставляются оценки по пятибалльной шкале.                        

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), ясную художественно-музыкальную трактовку

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка,  малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  1. Оценка годовой работы учащегося.
  2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
  3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены учитываются следующие критерии:

  1. Учащийся демонстрирует достаточный технический уровень владения инструментом.
  2. Убедительно раскрыт художественный образ музыкального произведения.
  3. Исполнительская интерпретация отражает понимание стиля исполняемого произведения.            

        Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

        Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года.


V.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

        Основной частью учебного процесса по «Специальности (баян)» является индивидуальная форма занятий  преподавателя с учеником (урок).

        Как правило, форма урока включает себя разыгрывание (гаммы, упражнения), проверку домашнего задания, основную работу по теме урока и заключительный этап, на котором педагог предлагает способы самостоятельной работы  над тем или иным заданием и фиксирует их в дневнике.

        Педагогу необходимо учитывать психофизические возможности, а также степень музыкальной одаренности ученика при выборе репертуара и «темпа» его прохождения.

        В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательности, систематичности, доступности, наглядности в освоении материала, постоянно отслеживая при этом качество освоения музыкального материала.

        В начале каждого полугодия преподавателем составляется для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы учащегося. В репертуар  включаются произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.  Индивидуальные планы вновь поступивших учащихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

В баянной педагогике сложились основные принципы, связанные с посадкой, постановкой рук, меховедением, звукоизвлечением. Педагог должен на всех уроках обращать внимание на правильную посадку учащегося: ученик сидит на крае стула, высота стула соответствует росту (бедра параллельны полу), баян стоит параллельно корпусу учащегося – мех на левом бедре, гриф упирается во внутреннюю часть правого бедра, ремни настроены так, чтобы спина ученика не сгибалась при посадке за инструментом, а инструмент не висел на ремнях. Желательно использовать поперечный ремень, который крепится на левый и правый ремни. Его использование делает игру на инструменте более удобной (левый и правый ремни часто спадают с плеч), а занятия - более безопасными в плане здоровья (поперечный ремень не позволяет спине выгибаться).

Особого внимания заслуживает меховедение. Смена меха должна быть естественной – без задержек дыхания и мышечных зажатий. При смене меха ученик должен помогать себе движением корпуса в зависимости от направления меха.

        На начальном этапе важной задачей педагога является формирование правильной работы пальцев. Необходимо разграничить мелкую – пальцевую технику и крупную - кистевую. Для развития мелкой техники для правой и левой руки  является упражнение «репетиция» (на одну клавишу по очереди нажимают разные пары пальцев). Для развития крупной техники – играть повторяющиеся аккорды, темп и ритм их исполнения зависит от технических возможностей учащегося.        

Работа над звукоизвлечением должна проходить на всех этапах обучения. На первых занятиях можно предложить ученику упражнение, в котором необходимо контролировать изменения динамики от piano  к forte и, наоборот, с помощью взаимодействия клавиши и меха (piano - клавиша нажимается плавно, на половину, мех ведется медленно, forte - клавиша нажимается «до дна», движение меха усиливается). Примерно через полгода  возможно  пробовать плавное и мягкое туше при игре мелодии на piano и активное туше при игре на forte в подвижных пьесах. Со временем возможно ставить художественные задачи, при решении которых для каждого музыкального образа необходимо использовать различные виды звукоизвлечения.

Выборная клавиатуру осваивается в старших классах учащимися, проявившими хорошие музыкальные способности и желающими продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства.

На первых этапах разбора при работе над музыкальными произведениями необходимо создавать вместе с учеником музыкальные образы и уже, исходя из полученного результата, детально работать над проставлением аппликатуры, смены меха, динамикой, цезурами, агогикой, штрихами.

При работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо использовать позиционный вариант аппликатуры.  

        Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Юных музыкантов необходимо воспитывать на лучших образцах русской и зарубежной музыки. Помимо оригинальных сочинений в репертуаре должны присутствовать переложения преимущественно несложной клавирной музыки, не требующей значительной переработки нотного текста.    

Главной задачей педагога является задача обучения ребенка творческой компетенции, которая включает в себя: самостоятельные занятия и дальнейший профессиональный  рост, интерес к музыке и искусству в целом.

        2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий - каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю - от 2-х до 4-х часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

К выполнению домашней работы необходимо привлекать родителей или кого-либо из ближайших родственников учащегося как минимум на первом году обучения.  

Также необходимо помочь ученику структурировать по времени и нагрузки домашнюю работу. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.


VI.        Списки нотной и методической литературы

1.  Нотная литература:

  1. Акимов Ю.и Мирек А.. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона. 3-4 классы детской музыкальной школы. Москва, «Музыка», 1968 год.
  2. Акимов Ю., Талакин А. Хрестоматия аккордеониста. Издание третье. Москва, «Музыка», 1984 г.
  3. Алексеев И., Корецкий Н. Баян. 1 класс. Москва, «Кифара», 1994 г.
  4. Бажилин Р.Н.. Школа игры на аккордеоне. Москва, издательство Владимира Катанского, 2002 год.
  5. Бойцова Г.. Юный аккордеонист. Часть 1. Москва, «Музыка», 1997 год.
  6. Бойцова Г.. Юный аккордеонист. Часть 2. Москва, «Музыка», 1997 год.
  7. Бухвостов В.. Баянисту-любителю. Выпуск 17. Москва, «Советский композитор», 1990 год.
  8. Гаврилов Л.В.. Хрестоматия аккордеониста. 3-4 классы ДМШ. Москва, «Музыка», 2002 год.
  9. Грачёв В. Хрестоматия баяниста. Педагогиченский репертуар. ДМШ 3-4 классы. Москва, «Музыка», 1989 г.
  10. Дербенко Е. Детская музыка для баяна. Шесть сюит. Москва, «Музыка», 1989 г.
  11. Ефимов В.. Альбом начинающего  аккордеониста. Выпуск 28. Москва, «Советский композитор», 1988 год.
  12. Коробейников А.. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона. Часть 1. Санкт-Петербург, «Композитор», 2003 г.
  13. Коробейников А.. Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона. Часть 2. Санкт-Петербург, «Композитор», 2003 г.
  14. Крылусов А.С.. Хрестоматия баяниста. Детская музыкальная школа. 1-2 классы. Москва, «Музыка», 1993 год.
  15. Лондонов П.. Школа игры на аккордеоне. Переиздание. Москва, «Музыка», 1990 год.
  16. Лушников В.. Школа игры на аккордеоне. Москва, «Музыка». 1997 год.
  17. Мотов В.Н. и Шахов Г.И. Аккордеон. 1-3 классы ДМШ. Москва, «Кифара», 2002 год.
  18. Мотов В.Н. и Шахов Г.И.. Аккордеон. 3-5 классы ДМШ. Москва, «Кифара», 2002 год.
  19. Мотов В.Н. и Шахов Г. Аккордеон 5-7 классы ДМШ. Москва, «Кифара», 2002 г.
  20. Муравьёва Е.И.. Аккордеон с  азов. Санкт - Петербург, «Композитор», 1998 год.
  21. Мясков К.. Детский альбом для баяна. Киев, «Музыкальная Украина», 1991 год.
  22. Новиков А.. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов.   Выпуск 61.  Москва, издательство «Советский композитор», 1991 год.
  23. Павин С. А.. Баян в музыкальной школе. Выпуск 47.Судариков А.и Талакин А.. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Выпуск 10.  Москва, издательское объединение «Композитор». 1993 год.
  24. Пайбердин В.. школа начальной игры на баяне. Выпуск 1. Екатеринбург, 1998 год.
  25. Судариков А.Ф.. Полифоническая тетрадь баяниста. Выпуск 1.  Москва, «Музыка», 1991 год.
  26. Семёнов В. Современная школа игры на баяне. Москва, «Музыка», 2003.
  27. Исенко. Фортепиано. Интенсивный экспресс-курс. Москва, Музыка, 2005 г.
  28. А.Гуськов и В.Грачёв. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-5 классов. Выпуск 63. Москва, издательство «Советский композитор», 1990 год.
  29. Самойлов Д. Баян. 1-3 классы ДМШ. Москва, «Кифара», 2003 г.
  30. Самойлов Д. Баян. 3-5 классы ДМШ. Москва, «Кифара», 2003 г.
  31. Самойлов Д. Баян. 5-7классы ДМШ. Москва, «Кифара», 2003 г.
  32. Ушенин В.В. Школа художественного мастерства баяниста
  33. Баян в музыкальной школе. Выпуски 59-64. СоставителиА. Гуськов, В. Грачёв,  Ф. Бушуев.  Москва,  «Советский композитор», 1988-1990 гг.

2.Методическая литература

  1. Альферович О. И. Сборник методических статей. Гродно, 2013 г.
  2. Гвоздев П. Принципы образования звука па баяне и его извлечения. //  Баян и баянисты. Вып. 1. М.: Музыка, 1970
  3.  Говорушко П. Основы игры на баяне. Ленинград, «Музыка», 1968 г.
  4.  Егоров Б. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне. //  Баян и баянисты. Вып. 5. − М.: Музыка, 1981
  5.  Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 1997
  6.  Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 2006
  7.  Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога // Баян и баянисты. Вып. 2. М.: Музыка, 1974
  8.  Липс Ф. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1985
  9.  Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
  10.  Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. − М.: Композитор,  2001
  11.  Семенов В. Современная школа игры на баяне. − М.: Музыка, 2003
  12. Степанов Н. И. Методика обучения игре на народных инструментах. Москва, 2005 г.
  13. Стуколкина С. М. (составитель). Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы. Санкт-Петербург, «Композитор», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА срок обучения 5(6) лет

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе примерной программы по данному предмету ПО.02.УП.03,  рекомендованной Министерством культуры РФ (разработчик...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область В.03.Вариативная часть В03.УП.02. АНСАМБЛЬ

     Данная программа учебного предмета разработана с целью улучшения качества   игры  в  ансамбле  и  более  качественной  подготовки...

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по специальности «Баян»

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по специальности &laq...

дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «народное отделение» Предметная область Музыкальное исполнительство программа по учебному предмету Фортепиано

дополнительная общеразвивающая  программав области музыкального искусства «народное отделение»Предметная областьМузыкальное исполнительствопрограмма по учебному предмету Фортепиа...