Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по специальности «Баян»
материал (5 класс)

Меренков Александр Викторович

Мониторинг результатов освоения

обучающимися дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по специальности «Баян»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области музыкального искусства «Народные инструменты» (по учебному предмету  ПО.01.УП.01.специальность (гармонь)

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5

П Р Е Д М Е Т Н Ы Е           Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

Ι. Теоретическая подготовка ребенка:

1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2. Владение специальной терминологией

ΙΙ. Практическая подготовка ребенка:

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2. Владение специальным оборудованием и оснащением

3. Творческие (музыкальные) навыки

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Зрительно-слуховой анализ нотного текста; точность расшифровки и воспроизведения авторского текста: звуковысотность, метроритм, фразировка, динамика, штрихи;

аппликатурные навыки; выразительное исполнение.

  •  минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
  • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

  • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

  • начальный (элементарный) уровень развития (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания);
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Наблюдение, контрольный опрос, беседа  и др.

Собеседование

Музыкальные упражнения

Музыкальные упражнения

Музыкальные упражнения

Л И Ч Н О С Т Н Ы Е            Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

IV. Личностные результаты:

1.  Формирование контрольно-оценочной деятельности.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Психологический комфорт учащегося на занятии.

4. Отношение к нравственным ценностям.

  1. Умение оценивать  (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности.

  • Положительное отношение к процессу познания;
  • желание получить больше знаний.

  • Благоприятный психологический климат на занятии;
  • обучающийся на занятии чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество.

  • Различение основных нравственно-этических понятий;
  • готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности.

Низкий – средний - высокий

Низкий – средний - высокий

Низкий – средний – высокий

Низкий – средний - высокий

1 – 5 - 10

  • Методика «Кто Я?»;
  • «Лесенка» (В.Г. Щур);
  • «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (М.Кун);

  • Опросник мотивации (Р.И. Бардина);
  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
  • Опросник мотивации;
  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой).

  • Тест Люшера;
  • графические  тесты

  • Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже).
  • Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю);
  • Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов).


КАРТА УСПЕХА

Класс   __________________________________________

Ф.И.О.  преподавателя_______________________________________

Год обучения __________________________________________

Группа

Уровни сформированности УУД:

Красный – максимальный уровень

Синий – средний уровень

Зеленый – минимальный уровень

Фамилия, имя учащегося

I. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Теоретическая подготовка обучающихся:

а) теоретические знания

б) владение специальной терминологией

2.Практическая подготовка обучающихся:

а) практические умения и навыки, предусмотренные программой

б) владение специальным .оборудованием и оснащением

в) творческие (музыкальные) навыки

III. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Формирование контрольно-оценочной деятельности

2. Мотивация учебной деятельности

3. Психологический комфорт учащегося в группе

4. Отношение к нравственным ценностям

IV. Участие в различных мероприятиях (конкурсы, фестивали, концерты и т.п.)

Условные обозначения:

Участвовали в концертах – К, мероприятиях районного уровня - М, фестивалях – Ф.

Заняли: 1 место – красный цвет; 2 место – зеленый; 3 место – синий; участвовали – желтый.

Участвовали: на уровне образовательной организации – зеленый цвет; на уровне города и района – синий, на уровне  региона (России) – красный        

Диагностический

инструментарий

Психологические тесты Тест Айзенка

на выявление уровня нейротизма и экстраверсии 

  1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
  2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?
  3. Считаете ли Вы себя человеком безобидным?
  4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?
  5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
  6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что Вам это не выгодно?
  7. Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Вообще Вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?
  9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастный человек, хотя серьезной причины для этого не было?
  10. Верно ли, что Вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?
  11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным (ной) незнакомцем (кой)?
  12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись, Вы выходите из себя?
  13. Часто ли бывает, что Вы действуете под влиянием минуты?
  14. Часто ли Вас терзают мысли о том, что Вам не следовало делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли Вы книги встречам с людьми?
  16. Верно ли, что Вас довольно легко задеть?
  17. Вы любите часто бывать в компании?
  18. Бывают ли часто у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие люди?
  19. Верно ли, что иногда Вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
  20. Предпочитаете ли Вы иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких Вам?
  21. Вы много мечтаете?
  22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
  23. Часто ли Вас терзает чувство вины?
  24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  26. Можно ли сказать про Вас, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?
  27. Вы слывете за человека живого и веселого?
  28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что Вы могли бы сделать лучше?
  29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании?
  30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
  31. Бывает ли, что Вам не спиться из-за того, что разные мысли лезут в голову?
  32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?
  33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
  34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?
  35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
  36. Если бы Вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, Вы бы всегда высказывались в духе общепринятого?
  37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?
  38. Вы раздражительны?
  39. Вам нравиться работа, которая требует быстроты действий?
  40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
  41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?
  42. Вы когда-нибудь опаздываете на свидание или на работу?
  43. Часто ли Вам сняться кошмары?
  44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
  46. Вы чувствовали себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?
  47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
  48. Среди людей, которых Вы знаете, есть такие, которые Вам явно не нравятся?
  49. Можете ли вы сказать о себе, что Вы уверенный в себе человек?
  50. Вас легко задеть, если покритиковать ваши недостатки или недостатки вашей работы?
  51. Вы считали, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли Вас чувство, что вы чем-то хуже других?
  53. Вам легко внести оживление в довольно скучную компанию?
  54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
  56. Вы любите подшучивать над другими?
  57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ к ответам (табл.1):

Э – экстраверсия

Н – нейротизм

Л – ложь

        При количестве баллов по шкале лжи больше пяти искренность ответов ставиться под сомнение, и анкета с ответами признается недостоверной. Ответы по факторам заносятся в график, в котором параметр нейротизма находится на вертикальной оси, а экстраверсии-интраверсии на горизонтальной. Обе оси имеют градации от 0 до 24.

 

Тест Шмишека на выявление акцентуаций личности

  1. Ваше настроение бывает, в основном, неомраченным?
  2. Чувствительны ли вы по отношению к обидам и огорчениям?
  3. Легко ли вы плачете?
  4. Не возникают ли у Вас после работы сомнения в качестве ее исполнения? И не прибегаете ли вы к ее проверке?
  5. Были ли вы в детстве также смелы, как и ваши сверстники?
  6. Бывают ли у вас колебания от очень веселого настроения до очень тоскливого?
  7. Находясь в обществе вы любите находиться в центре внимания?
  8. Бывают ли дни, когда вы без всякого повода впадаете в раздражительность?
  9. Серьезный ли вы человек?
  10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Скоро ли вы забываете, если вы кого-нибудь обидели?
  13. Мягкосердечны ли вы?
  14. Кинув письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы: опустилось ли оно или застряло?
  15. Стараетесь ли вы из честолюбия быть в числе лучших или лучше всех?
  16. Боялись ли вы в детстве грозы и собак?
  17. Считают ли вас другие люди несколько педантичным?
  18. Зависит ли ваше отношение от внешних обстоятельств?
  19. Любят ли вас все ваши знакомые?
  20. Склонны вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
  21. Ваше настроение несколько подавлено?
  22. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое настроение?
  23. Вам трудно длительное время находиться на одном месте?
  24. Отстаиваете ли вы энергично интересы, когда вам проявлена несправедливость?
  25. Можете ли вы резать живую птицу?
  26. Раздражает ли вас, когда занавеска или скатерть висят несколько неровно?
  27. Боялись ли вы, будучи ребенком, оставаться один дома?
  28. Бывают ли у вас беспричинные колебания настроения?
  29. Являетесь ли вы по своим профессиональным качествам одним из лучших?
  30. Легко ли вы впадаете в гнев?
  31. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
  32. Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены счастья?
  33. Можете ли вы напрямую высказать кому-нибудь свое мнение о нем?
  34. Можете ли вы развлекать общество и быть душою компании?
  35. Волнует ли вас вид крови?
  36. Охотно ли беретесь за дело, требующего большого чувства ответственности?
  37. Заступаетесь ли вы за людей, в отношении которых допускается несправедливость?
  38. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, неосвещенную комнату?
  39. Предпочитаете ли вы деятельность, требующую медлительности и точности, не столь кропотливой и тщательной?
  40. Общительный ли вы человек?
  41. Охотно ли в школе вы декламировали стихи?
  42. Будучи ребенком, вы убегали из дома?
  43. Кажется ли вам жизнь тяжелой?
  44. Случается ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, ссоры, что после этого вы были не в состоянии пойти на работу, учебу?
  45. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
  46. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первый шаг к перемирию?
  47. Любите ли вы животных?
  48. Случалось ли вам, уходя из дома, возвращаться и проверить: не случилось ли чего?
  49. Беспокоят ли вас иногда мысли о том, что с вами или вашими родителями что-либо случиться?
  50. Ваше настроение меняется в зависимости от погоды?
  51. Трудно ли вам выступать со сцены или с кафедры перед большой аудиторией?
  52. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, пустить в ход руки?
  53. Нравится ли вам бывать в обществе?
  54. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
  55. Любите ли организаторскую деятельность?
  56. Упорствуете ли вы в достижении цели, если на вашем пути встречается много препятствий?
  57. Может ли трагический фильм вас так взволновать, что на глазах у вас появляются слезы?
  58. Бывает ли вам трудно заснуть из-за того, что голова забита дневными заботами?
  59. Подсказывали ли вы и давали списывать своим одноклассникам?
  60. Волнует ли вас необходимость пройти в темноте по незнакомым улицам?
  61. Следите ли вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь лежала на своем месте?
  62. Случается ли вам, что вы ложитесь спать в сниженном расположении духа, а утром встаете в подавленном и мрачном настроении?
  63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
  64. Подвержены ли вы головным болям?
  65. Часто ли вы смеетесь?
  66. Можете ли относиться к людям, которых ни во что не ставите, так чтобы они этого не замечали?
  67. Считаете ли вы себя энергичным и предприимчивым человеком?
  68. Страдаете ли вы от несправедливости?
  69. Любите ли вы природу?
  70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, выключен ли газ и электричество?
  71. Боязливы ли вы?
  72. Меняется ли ваше настроение под влиянием алкоголя?
  73. Принимали ли вы участие в драмкружках?
  74. Испытываете ли вы иногда влечение к чему-либо заманчиво неведомому?
  75. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
  76. Бывают ли у вас внезапные переходы настроения от большой радости к глубокой тоске?
  77. Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
  78. Долго ли храните чувство гнева, досады?
  79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
  80. Могли ли в школьные годы из-за чернильного пятна переписать всю тетрадь?
  81. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
  82. Часто ли у вас бывают устрашающие сновидения?
  83. Возникает ли у вас иногда внезапно представление, что вы можете броситься под колеса мчащегося поезда или вы, находясь около высоко расположенного и открытого окна, можете из него выпрыгнуть?
  84. Становитесь ли вы веселым в окружении веселых людей?
  85. Такой ли вы человек, что можете отвлечься в достаточной мере от гнетущих проблем, чтобы постоянно о них не думать?
  86. Совершаете ли вы внезапные или импульсивные поступки?
  87. В беседе вы скорее немногословны, чем говорливы?
  88. Могли ли вы, участвуя в театральном представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что вы сами не такой как на сцене?

Обработка

Подсчитывают сырые баллы по числу совпадающих положительных и отрицательных ответов. Затем сырые баллы умножают на нормирующие коэффициенты. Вычерчивают график – по оси абсцисс откладывают номера шкал, по оси ординат – полученные рабочие баллы. Показатели свыше 14-15 считают признаками акцентуации. Максимальная сумма баллов после умножения – 24.

Тип акцентуации Ответ Нормирующий

 На вопрос (с минусом – отрицательный, без него – положительный.) коэффициент

1.Гипертимный 1,11,23,34,45,55,67,77 3

2.Застревающий 2,-12,15,24,33,37,-46, 2

56,-59,68,78,81

3.Эмотивный 3,13,-25,35,47,57,69,79 3

4.Педантичный 4,14,17,26,-36,39,48, 2

58,61,70,80,83

5.Тревожный -5,16,27,38,49,60,71,82 3

6.Циклотимный 6,18,28,40,50,62,72,84 3

7.Демонстративный 7,19,22,29,41,44,-51, 2

63,66,73,85,88

8.Возбудимый 8,20,30,42,52,64,74,86 3

9.Дистимичный 9,21,-31,43,-53,-65,75,87 3

10.Экзальтированный 10,32,54,76 6

Тест на определение тревожности (по Спилбергеру)

 

        Прочитайте внимательно каждое из приведенных в табл.2 предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Подсчет количества баллов осуществляется следующим образом: из суммы ответов на вопросы 2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20 вычитается сумма ответов на вопросы 1,6,7,10,13,16,19. К полученной разнице прибавляется цифра 35. Суммарный показатель по шкале Спилбергера показывает: до 30 баллов – низкий уровень тревожности, от 30 до 45 – средний уровень, свыше 45 – высокий уровень тревожности.

 

Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности

 (Методика обработки результатов приводится в конце теста).

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы: 1 – так не бывает; 2 – пожалуй, неверно; 3 – может быть; 4 – наверное, да; 5 – уверен, что да.

Целеустремленность

1. Умение ставить ясные цели и задачи:

а – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

 б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

в – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

а – выполняю планы отдельных домашних заданий;

б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

в – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

а – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

в – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

Настойчивость и упорство

4. Умение длительно добиваться намеченной цели:

а – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

в – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

5. Умение превозмогать негативные настроения:

а – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

б - находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

в – терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

а – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть его хорошо;

б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

в – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

Решительность и смелость

7. Умение своевременно принимать ответственные решения:

 а – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

в – могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).

8. Умение подавлять чувство страха:

а – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

в – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

9. Умение безотказно выполнять принятые решения:

а – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

в – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

Выдержка и самообладание

10. Умение сохранять ясность мысли:

а – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиться, распределять и переключать внимание, несмотря на волнующую обстановку;

б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

в – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

11. Умение владеть своими чувствами:

а – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

в – в случае удачного исполнения произведения в классе или экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

12. Умение управлять своими действиями:

а – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувства усталости, раздражения, недовольства собой;

б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

в – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

Самостоятельность и инициативность

13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

а – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги и т.д.);

в – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

14. Умение проявлять личный почин и новаторство:

а – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

в – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

15. Умение проявлять находчивость и сообразительность:

а – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

в – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют по одиночке или вдвоем. Когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству: 36-45 баллов – высокий уровень; 26 – 35 – средний; 15-25 – низкий.

 

Тест на выявление отношения к исполнительской деятельности

 Ключ

1.Я опаздываю на занятия чаще других. Нет

2.Занимаясь самостоятельно, я отвлекаюсь меньше, чем другие. Да

3.На педагогической практике в школе я предпочитаю Нет

 показывать музыкальные произведения в механической

 записи, а не в своем исполнении.

4.Исполняя музыкальное произведение публично, я Нет

 думаю о том, чтобы это все скорее закончилось.

5.Я предпочитаю готовую трактовку исполнения, Нет

 предлагаемую педагогом, не стремясь расширить

 свои знания о музыкальном произведении и внести

 в него что-то свое.

6.Я пропускаю занятия по специальности без Нет

 уважительных причин чаще других.

7.Я стараюсь не играть в концертах чаще, чем другие. Нет

8.На занятия по специальности я прихожу неподготовленным Нет

 чаще других.

9.Я работаю над музыкальными произведениями нерегулярно, Нет

 несистематически.

10.Я стараюсь выступать в семестре только ограниченное Нет

 число раз, определенное программой (академконцерт,

 экзамен, зачет).

11.Обычно я забываю о замечаниях педагога Нет

 к исполнению музыкального произведения и вспоминаю

 о них в последний момент.

12.Мне нравится примерно больше половины произведений Да

 моей программы.

13.Мне нравится сам процесс исполнения произведения Да

 с эстрады перед аудиторией.

14.По сравнению с другими я много работаю самостоятельно. Да

15.Я выступаю в концерте чаще других. Да

16.Мне бывает скучно на большинстве индивидуальных занятий. Нет

17.Исполняя произведение, я обычно думаю о том впечатлении, Нет

 которое я произвожу на слушателей.

18.Я более спокойно отношусь к своей профессии, Нет

 чем другие.

19.В кругу своих друзей я мало говорю Нет

 о предстоящем выступлении.

20.Если бы была такая возможность, я бы вообще отказался Нет

 от игры перед слушательской аудиторией и разными комиссиями.

21.Я покупаю книги об исполнителях и пластинки с Да

 записями чаще, чем другие.

22.Я рассматриваю свою профессию как одну из Да

 возможностей чаще играть перед людьми разного возраста.

23.Я ищу любой повод поиграть перед слушателями. Да

24.Мне нравится тщательно работать над музыкальным Да

произведением.

25.Обычно я стараюсь выучить дополнительные музыкальные Да

 произведения помимо заданных.

26.Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр. Да

27.Я играю в концертах лишь потому, что этого требует педагог. Нет

28.Я считаю, что во время исполнения произведения в концерте Нет

 нет большой необходимости выкладываться.

29.На педзанятиях по практике я люблю устраивать Да

 дополнительное прослушивание музыкальных программ

 в собственном исполнении.

30.Меня никогда не надо упрашивать выступать где-нибудь. Да

 

Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности (в. Петрушин)

Методика обработки результатов приводится в конце теста.

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:

– так не бывает;

– пожалуй, неверно;

– может быть;

– наверное, да;

– уверен, что да.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

Умение ставить ясные цели и задачи:

А – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

Б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

В – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

А - выполняю планы отдельных домашних заданий;

Б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

В – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

А – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

Б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

В – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО

Умение длительно добиваться намеченной цели:

А – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

Б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

В – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

Умение превозмогать негативные настроения:

А – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

Б – находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

В - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

А – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть хорошо;

Б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

В – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ

Умение своевременно принимать ответственные решения:

А – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

Б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

В - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).

Умение подавлять чувство страха:

А – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

Б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

В – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

Умение безотказно выполнять принятые решения:

А – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

Б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

В – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

Умение сохранять ясность мысли:

А – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание несмотря на волнующую обстановку;

Б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

В – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

Умение владеть своими чувствами:

А – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

Б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

В – в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

Умение управлять своими действиями:

А – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;

Б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

В – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ

Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

А – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

Б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);

В – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

Умение проявлять личный почин и новаторство:

А – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

Б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

В – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

Умение проявлять находчивость и сообразительность.

А – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

Б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

В – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству:

36 – 45 баллов - высокий уровень;

26 – 35 - средний;

15 – 25 - низкий. Обобщение результатов производится по схеме:

Волевые качества Волевые умения Оценки признаков

волевых умений

1. Целеустремленность 1. Ставить ясные цели А Б В Общая

и задачи 3 5 4 12

2. Планомерно 4 3 2 9

осуществлять

деятельность

3. Подчинять себя 5 5 5 15

достижению поставленной

цели

____________________

ВСЕГО: 36

Настойчивость и 4. Длительно добиваться

упорство намеченной цели

5. Превозмогать тягостные

состояния

6. Продолжать деятельность,

несмотря на неудачи

3. Решительность и

смелость. и т.д.

Тест на выявление отношения к исполнительской деятельности (в.Г. Касимов). Ключ

Обработка баллов по всем нижеприведенным тестам: 10-14 – низкий уровень, 15-20 – средний, 21-30 – высокий. Каждый балл ставится в случае совпадения ответа с тем, который содержится в ключе. Вместе с ростом профессионализма увеличивается степень выраженности положительного отношения к будущей специализации.

1. Я опаздываю на занятия чаще других нет

2. Занимаясь самостоятельно, я отвлекаюсь меньше, чем другие да

3.На педагогической практике в школе я предпочитаю нет

показывать музыкальные произведения в механической записи,

а не в своем исполнении.

Исполняя музыкальное произведение публично, я думаю о том, нет

чтобы это все скорее закончилось

Я предпочитаю готовую трактовку исполнения, нет

предлагаемую педагогом, не стремясь расширить свои знания о

музыкальном произведении и внести в него что-то свое.

Я пропускаю занятия по специальности без уважительных нет

причин чаще других.

7. Я стараюсь не играть в концертах чаще, чем другие нет

8.На занятиях по специальности я прихожу неподготовленным нет

чаще других

9. Я работаю над музыкальными произведениями нерегулярно, несистематически нет

10.Я стараюсь выступать в семестре только ограниченное

количество раз, определенное программой ( академконцерт,

зачет, экзамен) нет

11. Обычно я забываю о замечаниях педагога к исполнению

музыкального произведения и вспоминаю о них в последний момент нет

Мне нравится примерно больше половины произведений

моей программы да

Мне нравится сам процесс исполнения произведения с эстрады

перед аудиторией да

14. По сравнению с другими я много работаю самостоятельно да

15. Я выступаю в концерте чаще других да

16. Мне бывает скучно на большинстве индивидуальных занятий нет

17. Исполняя произведение, я обычно думаю о том впечатлении, нет

которое я произвожу на слушателей.

Я более спокойно отношусь к своей будущей профессии,

чем другие нет

19. В кругу своих друзей я мало говорю о предстоящем выступлении нет

20.Если бы была такая возможность, я бы вообще отказался нет

от игры перед слушательской аудиторией и разными комиссиями

21. Я покупаю книги об исполнителях и пластинки с

записями чаще, чем другие да

22.Я рассматриваю свою профессию как одну из возможностей

чаще играть перед людьми разного возраста да

23. Я ищу любой повод для того, чтобы поиграть перед слушателями да

24. Мне нравится тщательно работать над музыкальным

произведением да

25. Обычно я стараюсь выучить дополнительные музыкальные

произведения помимо заданных да

26. Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр нет

27. Я играю в концертах лишь потому, что этого требует педагог нет

28. Я считаю, что во время исполнения произведения в концерте нет нет

большой необходимости выкладываться

29. На занятиях по педагогической практике я люблю устраивать дополнительное прослушивание музыкальных произведений в

собственном исполнении да

30. Меня никогда не надо упрашивать выступать где-нибудь. да

МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.

Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ  «нет» в 0 баллов.

Вопросы

Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?

Задаешь ли ты много вопросов?

Нравится ли тебе играть в сложные игры?

Постоянно ли ты что-то мастеришь?

Есть ли у тебя новые интересные идеи?

Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?

Всегда ли тебе интересна новая работа?

Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?

Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?

Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?

Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?

Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?

Обработка результатов

Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.

10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.

5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.

4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.

ТЕСТ  «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.

Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Ф.И. воспитанника __________________________  Дата _______________

№ вопроса

Ответы на вопросы («да», «нет»)

Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог дополнительного образования

МЕТОДИКА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА» (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова).

        Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.

В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.

Инструкция

Если Вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.

Утверждения

Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.

Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.

Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

По моему мнению, большинство людей живут далекими мыслями, а не близкими.

В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

Мои родители считали меня ленивым ребенком.

Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

Мои родители слишком строго контролировали меня.

Терпения во мне больше, чем способностей.

Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.

Думаю, что я уверенный в себе человек.

Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.

Я не усердный человек.

Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

Если бы я был журналистом, я написал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

Мои близкие обычно не одобряют моих планов.

Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка результатов

Подсчитайте количество ответов «да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «нет» в правой колонке бланка. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.

2…

1…

6…

3…

7…

4…

8…

5…

14…

9…

16…

10…

18…

11…

19…

12…

21…

13…

22…

15…

17…

20…

Сумма «да»…

Сумма «нет»…

Уровни (психологическая шкала)

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

высокий

0-10

11-12

13-14

15-16

17 и выше

Лица с высоким уровнем потребности в достижениях имеют следующие характерные черты:

Настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым.

Постоянное стремление сделать дело лучше, чем делал раньше.

Склонность сильно увлекаться работой.

Стремление в любом случае получить удовольствие от работы.

Неспособность плохо работать.

Стремление изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел.

Отсутствие духа соперничества.

Желание того, чтобы другие вместе с ним пережили успех.

Неудовлетворенность от неожиданной легкости задач.

Готовность принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач.

АНКЕТА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА» (раздаточный лист)

Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.

В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.

Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.

Бланк для заполнения анкеты «Потребность в достижениях»

Ф.И. учащегося ________________________________________  

Дата _______________

2…

1…

6…

3…

7…

4…

8…

5…

14…

9…

16…

10…

18…

11…

19…

12…

21…

13…

22…

15…

17…

20…

Сумма «да»…

Сумма «нет»…

Выводы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог дополнительного образования

МЕТОДИКА «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Цель: выявить творческий потенциал личности.

Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.

Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.

Вопросы

Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.

Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да

б) да, при благоприятных обстоятельствах

в) лишь в некоторой степени.

Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.

Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да

б) часто думаете, что не сумеете

в) да, часто.

Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает

б) неизвестное вас не интересует

в) все зависит от характера этого дела.

Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только, если вам это нравится.

Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:

а) да

б) нет, вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу

б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна

в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которые она обеспечит.

Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да

б) нет, боитесь сбиться с пути

в) да, но только там, где местность вам понравилась.

Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда

б) всего вспомнить не можете

в) запоминаете только, что вас интересует.

Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений

б) да, если это слово легко запомнить

в) повторите, но не совсем правильно.

В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить

б) находиться в компании

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более или менее довольны

в) вам еще не все удалось сделать.

Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только там, где будет не слишком шумно.

Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка полученной информации

Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:

За ответ «а» - 3 очка,

За ответ «б» - 1 очка,

За ответ «в» - 2 очка.

Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

ТЕСТ «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ» (раздаточный лист)

Цель: выявить Ваш творческий потенциал личности.

Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.

Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.

Инструкция: отметьте один из предложенных вариантов а, б, в.

Ф.И. воспитанника _____________________________________

Дата ______________

№ вопроса

Ответы на вопросы

Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог дополнительного образования


МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»

Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.

Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ  «нет».

Вопросы:

Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?

Меняешь ли ты со временем свои наклонности?

Любишь рисовать абстрактные картины?

Любишь рисовать воображаемые предметы?

Любишь фантастические истории?

Сочиняешь рассказы или стихи?

Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?

Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?

Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?

Боишься темноты?

Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

Считал ли это слово понятным без объяснения?

Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?

Был ли удачен этот эксперимент?

Использовал ли свои вещи не по назначению?

Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?

В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?

Есть ли у тебя свой собственный мир?

Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?

Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?

Любишь ли читать книжки без иллюстраций?

Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?

Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?

Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.

Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.

15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.

9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.

4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.

До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.

ТЕСТ «ТВОИ ТАЛАНТЫ» (раздаточный лист)

Цель: выявление Ваших способностей, уровень творческого мышления.

Инструкция: Просим при ответах на вопрос

ответить – «да»

или – «нет».

Ф.И. воспитанника __________________________  Дата _______________

№ вопроса

Ответы на вопросы («да», «нет»)

Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ


МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Цель: выявить степень сформированности у учащихся уровень творческой активности.

Ход выполнения: замеры осуществляются по следующим критериям: чувство новизны, критичность, направленность на творчество, а также самооценка творчества.

Оценивание проводится по каждому критерию отдельно, определяется средний балл, а затем определяется общий уровень творческой активности:

низкий – от 0 до 0,7 балла,

средний – от 0,8 до 1,6 балла,

высокий – от 1,7 до 2 баллов.

МЕТОДИКА «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ»

Цель: выявить уровень сформированности творческого качества – чувство новизны.

Ход выполнения: выберите тот ответ, который соответствовал бы вашему поступку в предложенных ниже ситуациях, и обведите кружочком в каждом вопросе соответствующую букву, а затем подсчитайте сумму набранных баллов и разделите на 10 (количество вопросов). Так вы определите уровень сформированности у вас творческого качества (чувства новизны).

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту – 0

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино – 1

в) построил бы такой, которого нет ни у кого – 2.

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят родители со своими гостями – 0

б) сочиняю сам сюрприз для гостей – 2

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино – 1.

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную - 2

б) трудную - 1

в) простую – 0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое – 1

б) точное – 0

в) необычное – 2.

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще – 0

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли – 1

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова – 2.

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

а) все работали – 1

б) было весело – 0

в) было много нового – 2.

7. Для меня самое важное в общении:

а) хорошее отношение к товарищам – 0

б) возможность узнать новое («родство души») – 2

в) взаимопомощь – 1.

8. Если бы я был поваром, то:

а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны – 0

б) создавал бы новые блюда – 2

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда – 1.

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство» - 0

б) «Поле чудес» - 1

в) «Очевидное-невероятное» - 2.

10. Если бы я отправил в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут – 0

б) неизведанный маршрут – 2

в) маршрут, который хвалили мои друзья – 1.ОПРОСНИК «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ» (раздаточный лист)

Ф.И. воспитанника _________________________________________

Дата _________________

№ вопроса

Ответы на вопросы (а, б, в)

Итого:

Уровни творческой активности:

низкий – от 0 до 0,7 балла,

средний – от 0,8 до 1,6 балла,

высокий – от 1,7 до 2 баллов.

МЕТОДИКА «КРИТИЧНОСТЬ»

Цель: выявить уровень сформированности качества творческой личности – критичность.

Ход выполнения: согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте свои ответы следующими символами:

А) полностью согласен – 0.

Б) не согласен – 2.

В) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.

Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И.Писарев).

Лицо – зеркало души (М.Горький).

Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А.Франс).

Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

Дорога к славе прокладывается трудом (Публиций Сир).

Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в унынье (Блез Таскань).

Способности, как мускулы, растут при тренировке (К.А.Тимирязев).

Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.П.Оруэлл).


ОПРОСНИК «КРИТИЧНОСТЬ» (раздаточный лист)

Ф.И. воспитанника ___________________________________________

Дата _________________

№ вопроса

Ответы на вопросы

А - полностью согласен,

Б - не согласен,

В - не готов дать оценку данному высказыванию

Итого:

Уровни творческой активности:

низкий – от 0 до 0,7 балла,

средний – от 0,8 до 1,6 балла,

высокий – от 1,7 до 2 баллов.

Выводы

МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»

Цель: выявить уровень направленности учащихся на творчество.

Ход выполнения: учащихся просят ответить на вопрос, выбирая наиболее приемлемый в каждой ситуации вариант: а, б, в.

Если бы у вас был выбор, то что бы вы предпочли?

а) читать книгу – 0

б) сочинять книгу – 2

в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.

а) выступать в роли актера – 2

б) выступать в роли зрителя – 0

в) выступать в роли критика – 1.

а) рассказывать всем местные новости – 0

б) не пересказывать услышанное – 1

в) прокомментировать то, что услышали – 2.

а) придумывать новые способы выполнения работы – 2

б) работать, используя испытанные приемы – 0

в) искать в опыте других лучшие способы работы – 1.

а) исполнять указания – 0

б) организовывать людей – 2

в) быть помощником руководителя – 1.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2

б) играть в игры, где можно проявить себя – 1

в) играть в команде – 0

а) смотреть интересные фильмы дома – 1

б) читать книгу – 2

в) проводить время в компании друзей – 0.

а) размышлять, как улучшить мир – 2

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1

в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0.

а) петь в хоре – 0

б) петь песню соло или дуэтом – 1

в) петь свою песню – 2.

а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0

б) отправиться в путешествие на корабле – 1

в) отправиться в экспедицию с учеными – 2.

Обработка полученной информации: необходимо подсчитать количество набранных баллов и разделить на 10 (количество утверждений). Получим средний балл.

Можно выделить 3 уровня творческой активности:

низкий – от 0 до 0,7 балла,

средний – от 0,8 до 1,6 балла,

высокий – от 1,7 до 2 баллов.

ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО» (раздаточный лист)

Ф.И. воспитанника ____________________________________________

Дата _________________

№ вопроса

Ответы на вопросы (а, б, в)

Итого:

Уровни творческой активности:

низкий – от 0 до 0,7 балла,

средний – от 0,8 до 1,6 балла,

высокий – от 1,7 до 2 баллов.

Выводы

МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА»

Цель: выявить самооценку уровня творческой активности учащихся.

Ход выполнения: необходимо оценить каждый ответ: да – 2 балла, трудно сказать – 1 балл, нет – 0 баллов.

Высказывания.

Мне нравится создавать фантастические проекты.

Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

В основном стараюсь  обо всем иметь свое мнение.

Мне удается находить причины своих неудач.

Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

Убедительно могу доказать свою правоту.

Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

У меня часто рождаются интересные идеи.

Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

Стремлюсь везде найти такое дело, в котором могу проявить творчество.

Мне нравится организовывать своих товарищей на интересное дело.

Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.ОПРОСНИК «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА» (раздаточный лист)

Ф.И. воспитанника ___________________________________

Дата _________________

№ вопроса

Ответы на вопросы (да, нет, трудно сказать)

Итого:

Уровни творческой активности:

низкий – от 0 до 0,7 балла,

средний – от 0,8 до 1,6 балла,

высокий – от 1,7 до 2 баллов.

Выводы

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности»  - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. обучающегося _____________________________  Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов


ОПРОСНИК Д.ДЖОНСОНА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

(раздаточный лист)

Ф.И. учащегося ____________________________________  

Дата _________________

№ вопроса

Ответы на вопросы

Выводы

ОПРОСНИК Д.ДЖОНСОНА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

(Общий лист ответов)

ФИО респондента (педагога, заполняющего анкету)

В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны выше.

Пожалуйста, оцените, используя пятибальную систему, в какой степени каждый ученик вашего детского объединения обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Возможные оценочные баллы:

5 — постоянно; 4 —- часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда

ФИ учащихся

Творческие характеристики

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

Выводы

МЕТОДИКА «ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ»

Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).

Серия рисуночных тестов, выявляющих способности к творческому самовыражению ребенка по пяти показателям: беглость мышления (продуктивность), гибкость мышления (подвижность), оригинальность, разработанность, название (богатство словарного запаса и  образность речи).

Время проведения:  для детей 5 – 10 лет - 25 минут;  11 – 17 лет – 20 минут.

Возраст респондентов: 5 - 17 лет.

Цель: выявление способности к творческому самовыражению.

Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом или партой по одному. Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5-10 человек.

Инструкция

Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».

Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

Работа с каждой из трех методик обсуждается отдельно ниже.

Обработка полученных данных

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

—  беглость (Б)        

—  гибкость (Г)

—  оригинальность (О)

—  разработанность {?)                  

—  название (Н)

1.  Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2.  Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.

— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.        

(см. иллюстрации на следующей странице).          

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл — рисуют только снаружи (см. образец 1); 2 балла — рисуют только внутри (см. образец 2).

3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри (синтез — см. образец 3).

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме балов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство (образец 1)

1  балл — асимметрично вне замкнутого контура (образец 2).

2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура (образец 3).

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура (образец 4).

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов — название не дано.

1 балл — название, состоящее из одного слова без определения (см. пример 2 заполненной тестовой тетради: рисунки 2, 4, 8, 10, 12).

2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 5, 9, 11).

3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 1, 3, 6, 7).

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за  каждый рисунок.

Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления

(смотри оценки Б — Г — О — Р — Н, приведенные в образце теста на следующих страницах).

БЕГЛОСТЬ

Общее количество выполненных рисунков. Возможно  тах 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ

Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно тах 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Где выполняется рисунок:

— вне стимульной фигуры — 1 балл

— внутри стимульной фигуры — 2 балла

— внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно тах 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ

Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

— симметрично повсюду — 0 баллов

— асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл

— асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла

— асимметрично внутри и снаружи — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов.

НАЗВАНИЕ

Словарный запас и образное, творческое использование языка:

— название не дано — 0 баллов.

— название из одного слова — 1 балл.

— название из нескольких слов  — 2 балла.

— образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла.        

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету "Ансамбль" в области музыкального искусства "Народные инструменты.Баян. Аккордеон"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету "Ансамбль" в области музыкального искусства "Народные инструменты.Баян. Аккордеон"...

ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет

ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет...