Методические приемы обучения прыжкам классического танца на начальном этапе.
учебно-методическое пособие по теме

Данная работа содержит методические рекомендации по изучению прыжков классического танца и предназначена педагогам по хореографии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы обучения прыжкам

классического танца на начальном этапе.

Содержание.

1.Введение.  Прыжки как выразительное средство  танца.

2.Выработка качества прыжка на уроках классического танца

- подготовительные прыжковые упражнения и правила исполнения прыжков

- экзерсис  - основа аллегро

- этапы и приемы обучения маленьким прыжкам

3.Заключение

      «И вдруг прыжок, и вдруг летит» - в этих словах известного поэта отражены  самые главные характеристики балетного прыжка – воздушность, легкость и полетность. Прыжковая техника является наиболее сложной частью в искусстве классического танца. Прыжок отражает не только техничность танцора, но и всегда имеет смысловую и эмоциональную составляющую. Великое разнообразие больших, малых, высоких и стелющихся прыжков могут придать танцу широту и героизм, нежность, изысканность или грацию – все оттенки эмоций, в зависимости от поставленной художественной задачи.

Прыжки - это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращается в самоцель. Прыжок ради прыжка – акробатика. Поэтому задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя.

   

      Прежде чем перейти к изучению прыжков классического танца, учащиеся должны научиться выполнять простые прыжки и прыжковые движения, такие как – подскоки, прыжки по 1 прямой позиции,  еchappe  по невыворотным позициям,  галоп,  прыжки с поджатыми ногами и др. Правильно проученные первоначальные прыжковые движения являются одним из первых этапов изучения аллегро (прыжков классического танца). Такие прыжки  необходимо вставлять в урок по классическому танцу для детей 1и даже 2 годов обучения, т.к. они развивают координацию, танцеваьность, раскрепощают ученика эмоционально. Для развития любого вида прыжка существуют правила, без которых невозможно научиться качественному исполнению прыжков:

1.Прыжку обязательно предшествует приседание (demi plie), которому надо уделить особое внимание и не допускать в момент толчка даже малейшего отделения пяток от пола. Толчок должен происходить всей ступней. В plie также очень важно сохранить вертикальное положение корпуса, так называемую ось.

2. В момент прыжка  стопы максимально вытягиваются, корпус максимально подтянут и собран, плечи не поднимаются, ноги напряжены, все тело танцора стремиться точно вертикально вверх.

3.После прыжка ноги сначала должны коснуться пола сначала пальцами и плавно приземлиться через всю стопу на пятки и опуститься на demi plie, после чего плавно вытянуть колени.

Техника прыжков в классическом танце имеет свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов носит название элевации (взлет), которая позволяет танцовщику прыгать  высоко, легко и точно; прогнозировать должную степень высоты полета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе, ритме.

Кроме элевации танцовщику необходимо фиксировать кульминацию прыжка, что носит название баллона – способность танцовщика задержаться в воздухе, чтобы получился эффект парения.

Хорошая элевация и баллон зависят от физической и технической возможности танцовщика. Поэтому, отрабатывая все качества прыжка, необходимо тщательно готовить мышцы ног, развивая силу мускулатуры, эластичность и крепость связок ступни и коленей, ахиллова сухожилия. Именно с экзерсиса у станка начинается подготовка танцовщика к прыжковой части. У станка будущие танцоры воспитывают правильное положение корпуса, выворотность,  апломб, что потом переносят на середину зала и в прыжки. Как уже говорилось, в прыжках огромное значение имеет plie. Оно дает возможность взлетать над землей и к ней возвращаться без сотрясения мозга. Поэтому изучению plie надо уделить особое внимание и проработать его очень хорошо по всем позициям. Мягкость и «незаметность» приземления во многом зависит от разработанности ахиллова сухожилия, которая достигается также при помощи plié . Частой ошибкой начинающих учащихся является - наклон корпуса вперед, что часто переносится и в прыжок. Поэтому эту распространённую ошибку следует предупреждать с самых первых занятий у станка и на середине и следить за тем, чтобы корпус оставался абсолютно «плоским» и вертикальным при максимальном приседании в demi-plié. Дальнейшее развитие ахиллова сухожилия происходит при изучении grand-plié – здесь необходимо следить за тем, чтобы пятки как можно позже отрывались от пола при приседании, и чтобы они не в коем случае не поднимались на высокие полупальцы. При вырастании из grand-plié нужно следить, чтобы пятки ставились на пол как можно раньше.

 При изучении прыжков огромное значение имеет работа стопы. С правильно разработанной стопой, умея сильно вытягивать пальцы и подъём, легче как отталкиваться от пола, так и приземляться,не создаваяшума.В прыжке ее максимальная дотянутость и выворотность достигается проработкой у станка такими движениями, как relevé на полупальцы, battements tendus простой и с нажимом. При исполнении relevé на полупальцы надо обращать внимание на максимальную натянутость подъёма,  вытянутые колени и подтянутые ягодичные мышцы, на приземление строго в позицию одновременно двумя ногами. Необходимо следить за тем, чтобы главный упор в подушечках стопы располагался в трех передних пальцах, и ни в коем случае не происходило завала на мизинец. В V позиции нужно проследить за тем, чтобы одна нога (передняя) закрывала другую. Поэтому при подъеме на высокие полу-пальцы переднюю ногу подушечкой стопы надо подводить к задней. Relevé на полу-пальцы также нужно сочетать с demi-plie, и проработать эти движения по всем позициям.

Все движения у станка направлены на проработку мышц и связок, участвующих непосредственно в прыжках. Поэтому к изучению прыжков подходят постепенно по мере усвоения упражнений у станка.

Рассмотрим прыжки, которые изучаются первыми и являются фундаментом для изучения всех последующих более сложных.

Temps leve saute (тан леве соте) – прыжок с двух ног на две по I, II, V,

IV позициям. Также может исполняться на одной ноге, другая нога во время прыжка удерживает заданное положение, чаще всего это SURLE COU-DE-PIED (положение ноги у щиколотки спереди или сзади). Сначала прыжок изучается  лицом к станку в умеренно сдержанном темпе, чтобы ученики почувствовали момент толчка, самого прыжка и правильного мягкого приземления через сильные пальцы и стопу. Музыкальный размер 2/4.Движение занимает 2 такта. На «раз» - demi plie, на «и» - прыжок, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени, на «два-и» - через сильные пальцы стопы приземляются на пятки в demi plie, на «три-и» плавно вытянуть колени, на «четыре-и» - пауза. Прыжок в такой раскладке повторяется от 4 до 8 раз по всем позициям. По мере усвоения прыжок переносится на середину.

На середине temps leve saute сначала также исполняется с паузами, затем несколько прыжков подряд и пауза и только затем подряд без остановок. При выполнении прыжков педагогу важно предупреждать и исправлять возможные ошибки: двойное «пружинящее» plie, наклон корпуса вперед при приземлении и толчке, отклонение спины назад в воздухе в момент прыжка. Руки во время прыжка держатся в подготовительной позиции, важно, чтобы в момент прыжка руки не поднимались и сохраняли округлую спокойную позицию. Во II позиции важно сохранить ширину позиции с вытянутыми ногами, не разводя их излишне в стороны, в V позиции следует следить за плотным прижатием ног друг к другу, при этом одна нога должна закрыть другую. IV позиция наиболее сложна для изучения этого прыжка, т.к. при первоначальном изучении достаточно трудно удерживать выворотные стопы при приземлении в plie и достичь максимального прижатия пяток к полу и разворота в сторону бедер и коленей, поэтому важно очень хорошо проработать  demi plie и relevé по IV позиции в экзерсисе у станка.

Следующим изучается прыжок changment de pieds – прыжок по V позиции с переменой ног. Исполняется сначала в такой же раскладке, которая была описана выше. В этом прыжке важно удержать в воздухе V позицию и только перед приземление подменить ноги. Правильное проученное changment de pieds готовит к более сложным прыжкам из группы заносок, которые изучаются позже. При первоначальном изучении этого прыжков нужно особое внимание обращать на руки, которые должны сохранять подготовительное положение и оставаться совершенно спокойными и неподвижными во время перемены ног.

         Pas echappe (па эшапе) – прыжок с раскрыванием и собиранием ног в V позицию. Ноги могут открываться на II и IV позиции. В начале изучается прыжок из V на  II позицию и обратно в V. Руки держатся в подготовительной позиции, и по мере усвоения прыжка добавляют движения рук и головы. Прыжок также проучивается с паузами. Важно фиксация (задержка)позиций ног во время прыжка. По мере усвоения прыжок в IV позицию может исполняться на позы croise и efface при условии, что эти позы были проучены ранее. При исполении echappe положения рук не должны быть высокими - I и II позиции рук находятся в  заниженном положении.

        Очень важен в изучении не сложный на первый взгляд прыжок, который называется  pas glissade (в переводе скользящий шаг) и чаще всего служит связующим, подготовительным прыжком перед большими прыжками. Исполнение прыжка требует мягкости, танцевальности и аккуратности. Его можно выполнять с переменой ног в V позиции и не меняя ноги. Сначала изучают glissade без перемены ног: из V позиции правая нога скользит по полу и втягивается носком во II позицию и затем сразу же корпус передается на правую ногу, в это же время левая нога вытягиваясь, но не отрываясь от пола скользящим движением приходит в  позицию назад на demi plie. По мере усвоения прыжок выполняется вперед и назад в разные позы, добавляются движения рук.

           Как уже говорилось выше для балетного прыжка важно качество, обозначаемое словом ballon (баллон)- умение высоко и эластично прыгнуть вверх, и сохранить во время прыжка рисунок позы. Поэтому уже в этих, так называемых маленьких прыжках, ученикам надо объяснять про понятие «баллон», владение которым особенно необходимо будет в больших прыжках. Для этого надо стремиться, чтобы толчок и посыл к прыжку был коротким и сильным, а стремление вверх должно сопровождаться хорошо собранным корпусом и максимально вытянутыми ногами. Хороший прыжок и баллон от природы бывает далеко не у всех. Учащимся с самого начала следует объяснять, что очень многое зависит от старательности, усердия и выносливости, которые вырабатываются трудом и многократным повторением.

       Сначала прыжки изучают в чистом виде и только, когда они хорошо проучены их можно комбинировать,  менять направления, исполнять на позы, в продвижении. Очень полезно иногда возвращаться к самому первому этапу проучивания с паузами и вставлять его в комбинации в законченной форме.

   

      В своей работе я постаралась дать методические рекомендации по изучению прыжков классического танца на первоначальном этапе и рассмотрела этапы и технические приемы исполнения маленьких прыжков с двух ног на две. Используя свой опыт работы с детьми, я описала возможные ошибки, часто встречающиеся при изучении прыжков и способы их исправления.

                                        Литература.

1. Базарова  Н. ,  Мей В.  Азбука классического танца (первые три года обучения) / Л.: - «Искусство», 1983 г.

 

2. Ваганова  А.Я.  «Основы классического танца» / СПБ -  ИЗД «Лань», 2000 г.

3.  Звездочкин В. А. «Классический танец»  Ростов-на-Дону,  2003 г.

 

4.  Ю. Мячин «Сон и явь балета» СПБ, 2003 г.

5.  Никифорова А. В. «Советы педагога классического танца» / СПБ, 2005г.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе ».

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее по...

«Особенности изучения классического танца на начальном этапе обучения»

Классический танец является вечным предметом обсуждения в среде педагогов хореографии, работающих в хореографических коллективах и  школах. Ответ на вопрос: «Нужен ли на уроке классический экзерс...

Учебно - Методическое пособие ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РУКОПАШНОМУ БОЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Одним из эффективных методов физического воспитания   являются занятия по рукопашному бою. Решая специфические задачи, занятия по рукопашному бою играют в то же время существенную роль в нра...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Значение изучения классического танца в системе дополнительного образования детей»

Классический танец в системе дополнительного образования детей несёт колоссальную нагрузку в воспитании учеников, так как формирует воображение, индивидуальность, способствует формированию отличной фи...

Методическая Работа "Формирование штриховой культуры саксофонистов на начальном этапе обучения в музыкальной школе"

Работа посвещена описанию школ игры на саксофоне , а также важности формирования культуры саксофонистов на начальном этапе обучения в музыкальной школе....