Программа "Введение в научное познание"
рабочая программа на тему

Панфилова Елена Ильинична

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 35 часов

Составлена в соответствии с методическим пособием для участников Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (авторы Жигальцова Л.В., Хитрое Д.А.) – М.: НТА «АПФН», 2006. – (Сер. Профессионал). – 46с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno_issled_dlya_8_klassa.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора_______И.Т.Клешина

«__30__» августа_______2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ № 6»

_______________ Т.Н.Барматина

от _30_августа 2013 г.__ № _276

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

по английскому языку

для   8 класса

на   2013-2014  учебный год.

Учитель:

Панфилова Елена Ильинична

 

        

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 35 часов

Составлена в соответствии с методическим пособием для участников Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (авторы Жигальцова Л.В., Хитрое Д.А.) – М.: НТА «АПФН», 2006. – (Сер. Профессионал). – 46с.

Рассмотрена  на заседании МО учителей английского языка

Руководитель МО Панфилова Е.И.

Протокол № 1 от  «30 августа»  2013г.    

г. Нефтеюганск

2013 год


Пояснительная записка


Данная рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089), составлена в соответствии с методическим пособием для участников Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (авторы Жигальцова Л.В., Хитрое Д.А.) – М.: НТА «АПФН», 2006. – (Сер. Профессионал). – 46с.

Назначение рабочей программы - создать условия для планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу. Программа предназначена для обучающихся основной школы, интересующихся научно-исследовательской деятельностью, а также для одаренных учащихся.

Цель курса: формирование способностей осознания целей научно-исследовательской деятельности, умений поставить цель и организовать ее достижение, а также творческих качеств (гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения).

Задачи курса:

1.Формировать теоретические знания (структура научного познания; научная гипотеза; общая характеристика научной работы; теоретические и эмпирические методы исследования).

2. Формировать практические умения (поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проинтерпретировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования).

Описание места в учебном плане

      В соответствии с базовым учебным планом на реализацию данной программы 8 классе отводится 1 час в неделю. Общее количество учебных часов составляет 35.

Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации учащихся

       В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:

- воспитание и развитие качеств личности, необходимых для научно-исследовательской деятельности;

- формирование среды развития учащихся на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемых результатов;

- признание решающей роли способов организации учебного процесса;

- разнообразие образовательных траекторий и развития каждого учащегося;

- учет особенностей учащихся.

Особенности обучения в 8 классе обусловлены динамикой развития школьников, поэтому на этой ступени совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки, умения, возрастает степень самостоятельности овладения знаниями.

Это придаёт обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в формировании надпредметных ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач и развития научно-исследовательского потенциала.

Формы организации учебного процесса

Основной формой обучения является индивидуально-групповая консультация, лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.

Методы и формы обучения, при проведении различных типов уроков (различных этапов урока)

Методы: 1) Проектный метод; 2) Объяснительно-иллюстративный; 3) Метод сравнения; 4) Аналитический метод; 5) Метод обобщения; 6) Частично-поисковый.

Приёмы: использование наглядности, работа с терминами, использование абстрактной наглядности (таблиц, кратких конспектов, опорных конспектов), составление плана, заполнение таблиц).

Формы контроля, возможные варианты его проведения

       Выделяются две формы контроля: индивидуальный, групповой.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

1.

Печатные материалы

Ан

2.

Демонстрационные материалы

Презентации научно-исследовательских работ, представленных в рамках конференции «Шаг в будущее».

3.

Технические средства

Компьютер «BENQ»

Видеомагнитофон (видеоплейер) “TOSHIBA”

Web-камера «Aver»

Интерактивная доска «TraceBoard»

Классная доска с магнитной поверхностью (с набором приспособлений для крепления постеров и таблиц)

Содержание программы курса

Содержание рабочей программы обусловлено, во-первых, задачами развития, воспитания и обучения учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, возрастными психофизиологическими особенностями обучаемых (см. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. – 5 -9 классы: проект. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011. – С. 3.).

Название раздела

Описание раздела

Кол-во

часов

Логика научно-исследовательской работы

Выявление (видение) проблемы. Постановка (формулирование) проблемы. Определение противоречий. Выбор темы. Формулирование цели задач исследования. Предмет, объект исследования. Формулирование гипотезы. Выбор методов исследования.

13

Принципы работы с информацией

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой

10

Оформление результатов научной работы.

Общая характеристика научной работы (аннотация, введение, основная часть, заключение)

10

Защита научно-исследовательской работы.

Презентация (правила оформления). Защита работ.

2

Итого

35

Требования к уровню подготовки учащихся

     Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт. К концу 8 классе учащиеся будут знать:

-Структуру научно-исследовательской работы

-Принципы работы с информацией

-Оформление результатов научной работы

-Правила защиты научно-исследовательской работы.

К концу 8 классе учащиеся будут уметь:

Выявлять  проблему, сформулировать  проблему, определить противоречия, выбрать тему, сформулировать цели и задачи исследования, определить Предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу, выбрать методы исследования, искать, накапливать и обрабатывать научную информацию, работать с научными документами и изданиями, оформить результаты научной работы, защитить свою работу.

Учебно-тематический план

Наименование раздела темы

Кол-во

часов

В том числе

Логика научно-исследовательской работы

13

индивидуально-групповые консультации

Принципы работы с информацией

10

лекции, практические занятия, работа в архивах, библиотеках

Оформление результатов научной работы.

10

     работа в компьютерном классе

Защита научно-исследовательской работы.

2

Защита работ

Итого

35

Контроль за реализацией программы

Контроль и оценка деятельности учащихся

     Результатом проверки уровня усвоения  материала является. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность в изложении материала, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Способы контроля знаний обучающихся

Способы контроля знаний разнообразны: устный опрос; проверка самостоятельной работы; тестовый опрос; проверка домашнего задания проведение наблюдений, проблемный анализ текста,  подготовка вопросов к дискуссии, анкеты).

Привычные формы контроля дополняются такими новыми формами контроля результатов, как:

–  самооценка ученика по принятым формам (лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

–  результаты учебных проектов.

Критерии оценивания научно-исследовательской работы

Критерии оценивания работы на подготовительном этапе:

- подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;

- выбор источников, требующих детального изучения;

- обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».

Оформление картотеки

заголовок (главная мысль текста)

текст из литературного источника

ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста)

1

2

К концу подготовительного этапа уч-ся должен:

1 – составить обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы;

2 – сделать обзор литературы в виде  краткого изложения результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;

3 – сформулировать цель и задачи исследования, рабочую гипотезу.

  

Критерии оценивания работы на этапе Разработки и выполнения работы

К концу этапа разработки  и выполнения работы уч-ся должен:

1 – составить план;

2 – уточнить цели, задач и гипотезу исследования;

3 – уточнить ожидаемые результаты.

Критерии оценивания на этапе Составления и оформления работы

1. Промежуточный отчёт (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки).

2. Итоговая работа. Структура работы.

Титульный лист

Аннотация.

План исследования (обоснование темы, её актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в работе; цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы, обзор методов исследования).

Основная часть (систематизированное изложение состояния изучаемого вопроса формулирование результатов анализа развития рассматриваемого вопроса).

Заключение.

Библиография.

Календарно-тематическое планирование

1

Тема

Содержание

Дата

Форма контроля

2

Что такое Научное познание

Научное познание как особая форма деятельности

Текущий контроль:

Устный Опрос

3

Что такое научно-исследовательская работа

Суть научно-исследовательской работы, ее отличие от проектной работы

Текущий контроль:

Устный Опрос

4

Выявление (видение) проблемы.

Актуальность исследования

Текущий контроль:

Устный Опрос

5

Выявление проблемы (практикум).

Практическая работа

Текущий контроль:

Заполнение карточки

6

Постановка (формулирование) проблемы.

Правила постановки проблемы

Текущий контроль:

Устный Опрос

7

Постановка проблемы (практикум).

Практическая работа

Текущий контроль:

Заполнение карточки

8

Определение противоречий (практикум).

Противоречие как подтверждение актуальности

Текущий контроль:

Заполнение карточки

9

Выбор темы.

Практическая работа

Текущий контроль:

заполнение карточки

10

Формулирование цели задач исследования.

Правила формулирования цели и задач исследования.

Практическая работа

Текущий контроль:

Заполнение карточки

11

Предмет, объект исследования.

Основания для выбора предмета и объекта исследования.

Текущий контроль:

Устный Опрос

12

Формулирование гипотезы.

Рабочая гипотеза как условие доказательства значимости работы

Текущий контроль:

Заполнение карточки

13

Выбор методов исследования.

Классификация методов познания. Практическая работа.

Текущий контроль:

Заполнение карточки

14

Поиск, накопление и обработка научной информации.

Принципы накопления научной информации. Составление Картотеки.

Текущий контроль:

Устный Опрос

15

Научные документы и издания.

Знакомство со структурой авторефератов, монографий.

Текущий контроль:

Устный Опрос

16

Государственная система научной информации.

Электронные Каталоги, библиотеки.

Текущий контроль:

Устный Опрос

17

Практикум: Поиск, накопление информации

Практическая работа с библиофондом

Текущий контроль:

Заполнение картотеки

18

Практикум: Поиск, накопление информации

Практическая работа с библиофондом

Текущий контроль:

Заполнение картотеки

19

Правила цитирования

Ссылки на библиографические источники

Текущий контроль:

Устный Опрос

20

Практикум: правила цитирования

Практическая работа

Текущий контроль:

Заполнение картотеки

21

Практикум: правила цитирования

Практическая работа

Текущий контроль:

Заполнение картотеки

22

Работа с научной литературой

Практическая работа в библиотеке

Текущий контроль:

Заполнение картотеки

23

Работа с научной литературой

Практическая работа в библиотеке

Текущий контроль:

Заполнение картотеки

24

Общая характеристика научной работы

Содержание научной работы

Текущий контроль:

Устный Опрос

25

Правила оформления аннотации

Анализ аннотации (самостоятельное выявление правил оформления)

Текущий контроль:

Устный Опрос

26

Практикум: оформление аннотации

Практическая работа

Текущий контроль:

Написание аннотации

27

Правила оформления введения

Анализ введения (самостоятельное выявление правил введения)

Текущий контроль:

Устный Опрос

28

Практикум: оформление введения

Практическая работа

Текущий контроль:

Написание

29

Правила оформления основной части

Анализ введения (самостоятельное выявление правил основной части). Деление на главы.

Текущий контроль:

Устный Опрос

30

Практикум: оформление основной части

Практическая работа(оформление главы 1)

Текущий контроль:

Написание основной части

31

Практикум: оформление основной части

Практическая работа (оформление главы 2).

Текущий контроль:

Написание основной части

32

Практикум: оформление основной части

Практическая работа.

Текущий контроль:

Написание основной части

33

Правила оформления заключения. Практикум: написание заключения

Анализ введения (самостоятельное выявление правил оформления заключения)

Текущий контроль:

Написание заключительной части

34

Презентация (правила оформления).

Требования к презентации (содержательные, эргономические)

Текущий контроль:

Устный Опрос

35

Защита работ

Представление работ

Итоговый контроль

Список литературы

  1. Альтов (Альтшуллер), Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтов. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – 239 с.
  2. Белова, О. В. Интеллектуальная собственность. Основные понятия / О. В. Беловa. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. – 2004. – 119 с.
  3. Берков, В. Ф. Общая методология науки / В. Ф. Берков. – Мн., 2001. – 228 с.
  4. Бониц, М. Научное исследование и научная информация / М. Бониц. – М: Наука, 1987.– 155 с.
  5. Гарская, Н. П. Основы научных исследований: конспект лекций / Н. П. Гарская. – Витебск: УО «ВГТУ», 2004. – 42 с.
  6. Герасимов, И. Г. Структура научного исследования / И. Г. Герасимов. – М.: Мысль, 1985.– 217 с.
  7. Демченко, И. И. Основы научных исследований: учеб. пособие / И. И. Демченко. – Красноярск: КГТУ, 2003. – 171 с.
  8. Закин, Я. Х. Основы научных исследований / Я. Х. Закин, Я. С. Рашидов.– Ташкент: УКИТУВЧИ, 1979.– 180 с.
  9. Коробко, В. И. Лекции по курсу «Основы научных исследований» / В. И. Коробко. – М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2001. – 217 с.
  10.  Котарбиньский, Т. Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук / Т. Котарбиньский. – Биробиджан, 2000. – 160 с.
  11.  Купцов, В. И. Природа научных открытий / В. И. Купцов, К. Х. Делокаров, Б. Я. Пахомов. – М.: Наука, 1986. – 303 с.
  12.  Леденев, В. В. Основы научных исследований. Тексты лекций / В. В. Леденев. – Тамбов: ТГТУ, 1995. – 290 с.
  13.  Михеев, О. В. Основы научных исследований: учеб. пособие / О. В. Михеев, Ю. Н. Малышев, Р. А. Фрумкин. – М.: МГТУ, 1994. – 185 с.
  14. Основы научных исследований / под ред. В. И. Крутова. – М.: Высшая школа, 1989.– 400 с.
  15. Основы научных исследований: учеб. пособие / Д. М. Голицынский [и др.]– СПб.: ПГУПС, 1995. – 63 с.
  16.  Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П. Я. Папковская – Мн.: ООО «Информпресс», 2002. – 176 с.
  17.  Рузавин, Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 316 с.
  18.  Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. – М.: Высшая школа, 1989. – 141 с.
  19.  Яшина, Л. А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Л. А. Яшина. – Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 2004. – 84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы научного познания.

1 урок в 10 классе.  Содержание урока посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики....

Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся

В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: •    Способствует более глубокому и про...

Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"

Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую...

Формирование методов научного познания на уроках физики

laquo;Формирование методов научного познания на уроках физики».      В свете президентской инициативы «Наша новая школа» развитие познавательных и твор...

Методы научного познания

авторская программа дополнительного образования "Методы научного познания" Данная программа направлена на освоение  учащимися методов научного познания и способствует развитию личност...

Применение метода исследовательской работы на уроке обществознания в 10 классе по теме: «Научное познание»

Развивать навыки исследовательской работы учащихся возможно в процессе их обучения, во время урока. Любой учитель может зажечь познавательный интерес ребенка, его желание «докопаться» до истины. Разра...