Аспекты лидерства
классный час на тему

Чужиков Владимир Павлович

ЛИДЕР - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится "выложиться" для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понима­ет интересы большинства. Именно с ним хочется посове­товаться в трудные минуты, поделиться радостью, он мо­жет понять, посочувствовать, всегда готов прийти на по­мощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_liderstva.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Секция «Аспекты лидерства».

Понятие Лидерства

ЛИДЕР - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится "выложиться" для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

Различают несколько типов лидера:

Лидер – созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой (по большому счету - в интересах всех людей).

Лидер – разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

Лидер – умелец хорошо владеет какими-то умениями и может этому научить других.

Эмоциональный лидер человек-душа компании, поддерживает эмоциональное состояние.

Абсолютный лидер именно этот лидер соединяет в себе все эти качества.

Тест “Можно ли считать тебя лидером?”

А – Да

В – Нет

  1. Ты любишь и можешь руководить другими людьми.
  2. Для тебя всегда была проблема необходимость подчиняться другим.
  3. Ты думаешь, что прогресс невозможен без людей, способных властвовать над другими.
  4. Тебе не нравится, когда тебя кто-нибудь опекает.
  5. Ты чувствуешь себя неуютно, когда приходится кого-то о чём-то просить.
  6. Ты очень быстро принимаешь решения в трудных, запутанных ситуациях.
  7. Ты многое берёшь на себя, испытывая от этого удовольствия.
  8. Ты считаешь, что подчинённому необходимо уметь выполнять любые приказы начальства.

Преимущественно А:

Тебя безусловно можно считать лидером, но агрессивным. Ты умеешь убеждать других людей и оказываешь на них большое влияние. Ты энергичен,  напорист и уверен в том, что знаешь правильный выход из любой ситуации. Но не слишком ли дорого это обходится окружающим? Так ведь можно и до диктатора дорасти…

Преимущественно В:

Ты часто страдаешь из-за собственной нерешительности и чувствуешь себя беспомощным. Чтобы компенсировать это ты ищешь в других людях черты характера, которых не хватает тебе, попадая под влияние этих людей. И даже не догадываешься, что способен на решительный поступок. Нужно только попробовать.

Смешанный тип А+В:

Ты обладаешь всеми достоинствами настоящего лидера:

Решителен, мудр, в меру расчётлив, умеешь во время дать ценный совет и никогда не пренебрегаешь мнениями других. Из тебя получится прекрасный руководитель, если конечно ты не будишь кривить душой и научишься добиваться цели достойными путями.

Личностные качества Лидера.

а) способность управлять собой ("если хочу, то смогу"). Способность в полной мере использовать свое время, энергию. Умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций.

б) наличие четких личных целей ("знаю, что хочу"). Ясность в вопросах о целях своих поступков. Понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;

в) умение решать проблемы ("найти выход в лабиринте мнений"). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное. Определять необходимые ресурсы для решения проблемы;

г) творческий подход к организации людей ("не так, как все"). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям;

д) умение влиять на окружающих ("вести за собой"). Уверенность в себе. Умение устанавливать хорошие личные отношения. Способность убеждать и внушать. Умение слушать других;

е) знание особенностей организаторской деятельности ("организовать дело"). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение. Стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой;

ж) наличие организаторских способностей ("в их единстве"). Организаторское чутье, требовательность, критичность. Склонность к организаторской работе;

з) умение работать с группой ("сплотить товарищей на дело"). Понимание важности сплоченности коллектива. Умение добиваться согласия в коллективе. Стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.

Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):

- компетентность - знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

- активность - умение действовать энергично, напористо;

- инициативность - творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

- общительность - открытость для другие, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

- настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

- самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

- наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;

- самостоятельность - независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;

- организованность - способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):

-организаторская проницательность - тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;

-способность к активному психологическому воздействию - разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;

-склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.

Стили лидерства

Результат всех усилий, положительность и эффективность воздействия во многом зависит от стиля работы, избранного лидером.

Регламентатор. Идеал такого стиля руководства - полная регламентация деятельности членов коллектива в наставлениях, указаниях... "Сверхрегламентация" приводит к тому, что не остается места для творческой деятельности. При возникновении каких-либо проблем лидеры бросаются искать ответы на них во всевозможных инструкциях и ранее случавшихся ситуациях. Это порождает неоптимальность решений, принимаемых в нестандартных ситуациях. Лидер-регламентатор обычно плохо входит в контакты с людьми. В его коллективе зачастую неблагоприятный психологический климат.

Коллегиал. Этот тип лидеров видит залог эффективности работы в использовании коллективных форм принятия решений. В своей деятельности он отводит важное место регулярному проведению заседаний, собраний, организации всевозможных комиссий. Обычно привержен демократическим методам руководства. Однако абсолютизация коллективных форм работы приводит к уменьшению личной ответственности за принимаемые решения.

Спринтер. "Лидер подобен актеру на сцене в тот момент, когда на него упадет луч света, он должен сыграть хорошо". Такие лидеры хорошо реагируют на быстро меняющиеся ситуации, своевременно принимают решения. Они способны сделать карьеру. Лидер такого типа незаменим, когда нужно мобилизовать все силы для решения какой-то трудной проблемы. "Спринтеры", превосходя в тактике, проигрывают в стратегии. Возглавляемый коллектив работает неритмично.

Объективист. Главный упор такой лидер делает на так называемые объективные факторы, которыми объясняет и успехи и неудачи в работе коллектива. Но если все сваливать на объективные факторы, не противоспоставлять им своей позиции, то зачем же тогда актив и лидер?

Волокитчик. Девиз такого лидера: "Всякая бумага и решение должны вылежаться". Он всячески оттягивает решение проблем, возникающих в коллективе, стремясь, чтобы они решились сами собой. Решения, распоряжения вышестоящих на них не действуют.

Максималист. Такой лидер не признает "мелких" проблем работы с коллективом. Он не удовлетворен решением проблемы просто на хорошем уровне и всегда стремится к максимально достижимому. Наиболее важное его качество - генерировать идеи. "Максималист" очень энергичен. Он "горит" в работе. К сожалению часто такой лидер не замечает текущих, внутренних проблем, не умеет и не любит ими заниматься, а это ставит под удар и его высокие цели.

Организатор. Этот тип лидеров считает, что самое главное - это решение ключевых проблем, к которым он относит не идеи, не цели развития, а направления деятельности. Такими проблемами "организатор" занимается лично, не поручая активу. Для ребят, которых он ценит, настойчиво добивается лидерства. Сила его в том, что он никогда не идет на поводу у текущих дел, умеет, во что бы то ни стало добиваться решения важных проблем, не останавливаться перед трудностями, конфликтами и взысканиями. Дела текущие, внутреннюю жизнь коллектива он поручает активу, сам ею не занимается.

Хлопотун. Его девиз: "Работа состоит из мелочей". У таких лидеров в порядке все бумаги, все дела начинаются точно в назначенное время, он не забывает обещаний, обычно успевает выполнить план дня. В голове держит множество мелких дел. С ребятами контактирует исключительно по деловым вопросам, его замечания и задания всегда конкретны. "Хлопотун" отличается высокой исполнительской дисциплиной. Считает, что руководство эффективно, если он на месте. В результате такой лидер тонет в текущих делах, не умеет отличить главное от второстепенного. Он ощущает недостаток во времени.

Некоторые выводы... Приведенная классификация не претендует на полноту. Типы лидеров выделены обобщенно.

Каждый из рассмотренных выше стилей имеет свои сильные и слабые стороны.

Бессмысленно искать универсальный стиль работы, эффективный во всех случаях жизни: его просто нет.

Искусство управления заключается в другом - в умении вплетать лучшие черты каждого стиля в целостный процесс работы лидера и коллектива, в переключении с одного стиля на другой, использовании преимуществ каждого стиля в зависимости от ситуации.

Работа лидера эффективна тогда, когда он умеет подобрать стиль в зависимости от ситуации, а не наоборот.

Собрание

Подготовка комнаты

Продуманная подготовка места проведении собрания может значительно повысить эффективность работы группы. Помните также, что дискомфорт может стать сильным отвлекающим фактором и сбивать группу с цели. Подготовка рабочей комнаты окажется полезной, если предусмотрит:

• Наличие плоской стены или подставки дли летописи;

• Расстановку стульев, позволяющую всем участникам сидеть лицом к ведущему, летописи и другим членам группы:

• Достаточно свободного места, чтобы участники не чувствовали себя стесненными.

При этом расстановка полукругом без столов обладает следующими преимуществами:

• Отсутствие барьеров между людьми:

• Возможность работы с большими группами

• Летопись все время на виду

Что понадобится

• Плакатная бумага;

• Плоская стена;

• Скотч (липкая лента);

• Толстые яркие фломастеры.

С чего начать…

Часто у членов группы нет четкого представления о том, чего они хотят от собрания. Но чем яснее цель, тем проще решить, как к ней продвигаться, поэтому в самом начале стоит поговорить об ожиданиях группы от предстоящей встречи Лучше всего формулировать свои ожидания, как если бы они уже сбылись, например "Стало ясно, как уладить проблемы с директором школы".

Затем ради создания спокойной и рабочей обстановки членам группы надо, подумать о том, что могло бы им помешать и как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания. Например, если кому-то мешают посторонние разговоры, надо сказать об этом. Из этих замечаний строятся соглашения группы на время совместной работы.

Роли участников собрания

Член группы

• Вносит идеи

• Следит за правильностыо записей летописца

• Открыто делится, если чем-то недоволен

• Помогает создать соглашения группы и придерживаться их

• Способствует активному участию других членов группы

• Придерживается поставленной задачи и не уходи в сторону

• Берет на себя часть ответственности за принятие решений

Лидер группы (председатель)

• Организует собрание;

• Находит ведущего:

• Вносит идеи;

• Ведет себя как член группы, позволяя ведущему следить за ходом собрания.

Летопись (большой лист плакатной бумаги на стене)

• Показывает, что все идеи услышаны и записаны:

• Позволяет группе сосредоточиваться на идеях, а не друг на друге;

• Помогает придерживаться поставленной цели;

• Позволяет избежать повторений;

• Помогает быстро сориентироваться опоздавшим;

• Способствует активному участию группы:

• Фокусирует внимание на одном предмете - помогает не отвлекаться

Формула успеха лидера

Вдохновляй. Как лидер ты можешь вдохновить других на достижение успеха, помочь направить на это энергию и время. Фокусируй свое внимание на результатах, процессе, взаимоотношениях: заботьтесь о выполнении задания, способе выполнения, взаимоотношениях тех, кто выполнял.

Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти. Они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и они не переносят, когда цель постоянно меняется.

Добивайся максимального вовлечения. Каждый человек желает принимать участие в принятии решений. Лидер должен выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимается оптимальное решение.

Доверяй своим подчиненным. Ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы.

Учи сотрудничеству. Группа следит за словами и поступками лидера. Манера поведения лидера может создать атмосферу, способствующую активизации и сотрудничеству.

Строй мосты к действию. Хорошие лидеры обсуждают с группой различные пути достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.

Будь хладнокровен. Демонстрируй хладнокровие в критических ситуациях. Это побуждает и окружающих действовать продуманно и хранить спокойствие.

Не бойся рисковать. Лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и не бояться открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового. Ничто другое не деморализует людей так, как осознание того, что малейшая оплошность может означать крах карьеры.

Будь экспертом. Каждый на всех ступенях служебной лестницы должен быть убежден: лидер знает, по меньшей мере, столько же сколько они.

Выделяй лучшие качества в людях. Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению этого результата.

Указывай на достижения. Надо чаще делать комплименты членам своей команды, это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал увереннее в себе. Стимулируй появление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только «да», значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место.

Лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем.

          Планирование личного времени

Советы лидеру. Как эффективней планировать свое время.

- Планируйте приходить заранее

- Начинайте новый день с наиболее важного дела.

- Планируйте свой следующий день, распределяя дела по мере важности.

- Планируйте для себя только то, что реально сможете достичь сами.

- Спланируйте на 10% больше времени, чем вам кажется.

- Оставляйте 20% вашего времени в день незанятым (для себя!).

 - Попробуйте сделать долгосрочное планирование и следите за своими успехами.

- Создайте вокруг себя удобную для работы обстановку.

- Избегайте промедления.

- Если вам нужна помощь, то просите о ней.

Тренинг “Рисование лидера”

Участвуют несколько групп. Каждой группе выдаётся лист бумаги формат А2, маркеры и фломастеры. Ведущий предлагает группе в течение 10 минут обсудить выполнение задания, при этом группа не касается материалов. Затем, следующие 10 минут группа рисует лидера, не произнося ни слова. По истечение этого времени группы представляют свои работы. В заключении ведущий с группой анализирует, что произошло в группе в момент работы: как себя чувствовал каждый, какую роль выполнял, почему на себя взял данную роль, была ли у него возможность высказаться, внести предложения, всех ли выслушали в процессе подготовки, была ли доброжелательность между членами группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 измерений лидерства

Какими качествами должен обладать лидер  ...

5 мифов о лидерстве

Существующие мифы о лидерах...

Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.

Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....

Презентация "Психология лидерства"

Презентация «Психология лидерства» посвящена вопросам лидерства в образовательных учреждениях - процессу, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой остальных. Да...

Методическая разработка по программе «Основы лидерства» «Үз тормышым-үз юлым!” (Моя жизнь-мой выбор)

Классный час на тему "Үз тормышым-үз юлым! (Моя жизнь-мой выбор!)" как одна из нетрадиционных форм активизации профессионального самоопределения старшеклассников.Основная цель  классного часа на ...

Аспекты лидерства (Сборник материалов для активистов-лидеров детских юношеских общественных организаций ОУ)

Активист! Из  этого сборника ты узнаешь, кто такой лидер, и что значит дружная команда. А  самое главное, получишь знания о том, как создать неповторимую сказочную страну «Детская организаци...