Программа дополнительного образования
методическая разработка на тему

Программа дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством рисования песком с использованием метода "Sand Art" с детьми дошкольного возраста "Волшебство в руках ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_risovaniyu_peskom_ispravlen.docx70.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида

Кировского района  Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Кандидат психологических наук, доцент

Санкт-Петербургского Государственного Института Психологии и Социальной Работы

 ____________________ /   А.В. Ипатов

«_____»_______________________2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий Образовательного учреждения

______________________ /  Р. А. Павликова

Приказ от «____» ________ 20___ г. № _____

ПРИНЯТО

Решением Педагогического Совета
Образовательного учреждения
Протокол от «___» _______ 20__ г. № ____

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «SAND ART»
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ВОЛШЕБСТВО В РУКАХ РЕБЕНКА»

Программа составлена на основе

авторской программы для детей

Е. А. Макаровой, Н. А. Балаевой

«Путешествие по Песочной стране»

адаптирована педагогами

Бобейко Т. Н.

Иващенко Л. В.

Бахур И. С.

Срок реализации 2 года

Санкт-Петербург

2016 г.

Программа дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством  рисования песком с использованием метода «Sand Art»
с детьми дошкольного возраста

«Волшебство в руках ребенка»

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.

  1. Структура программы.

  1. Структура занятия.

  1. Принципы содержания программы.

  1. Особенности техники песочного рисования.

  1. Организация занятий.

  1. Календарно-тематическое планирование.

  1. Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки.

  1. Формы работы с детьми по программе.

  1. Режим занятий.

  1. Мониторинг результативности реализации программы.

  1. Литература

  1. Пояснительная записка        

Программа дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством  рисования песком с использованием метода «Sand Art» с детьми дошкольного возраста «Волшебство в руках ребенка» (Далее – Программа) составлена в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных  видах  деятельности  и  охватывает  следующие  структурные  единицы, представляющие определенные направления         развития и образования детей (далее образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное  развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое  развитие.

Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

Неординарный подход в организации занятий по развитию творческого мышления важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Отечественный психолог Р.С. Немов дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление – вид мышления связанный с созданием и открытием чего-либо нового».

Новизна программы заключается в том, что в развитии творческого мышления детей  дошкольного возраста используются инновационные технологии рисования песком - метод «SandArt», который позволяет на специально созданных столах со световой подсветкой решать обучающие, развивающие и коррекционные задачи.

Актуальными становятся программы, направленные на раскрытие и реализацию творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Различные аспекты творческого развития детей рассматривались в исследованиях таких ученых как: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, В. В. Давыдов, П. П. Блонский,
А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. С. Лейтес, Н. Н. Подцъяков, А. М. Матюшкин,
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, К. В. Тарасова, B. C. Юркевич, Е. С. Белова и др.
В современных исследованиях одаренности и творчества рассматриваются различные формы проявления креативности: умственная активность и саморегуляция (Н. С. Лейтес, B. C. Юркевич), творческое мышление, способность к принятию решений, когнитивный стиль личности (Л.Л. Гурова), доминирование познавательной мотивации (B.C. Юркевич), самостоятельная постановка проблемы (А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков), надситуативная активность (В. А. Петровский, Д. Б. Богоявленская), высокий уровень развития творческого воображения (О. М. Дьяченко, А. Я. Дудецкий, Н. А. Короткова).

В нашей стране активно используется ряд программ, направленных на развитие творческого потенциала детей (З. Н. Новлянская, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко,
Н. А.Ветлугина, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев). Однако интерес к развитию способности дошкольников к творческому мышлению вызван тем, что при обучении и воспитании по типовым программам, существенная часть потенциальных возможностей детей остается нереализованной.

При разработке развивающей программы и подбора методов педагогического воздействия нами учитывались следующие дидактические принципы:

  • гуманизма (позволяет не только установить наличный уровень развития ребенка, но и выявить его потенциал, осуществляя бережный и научный подход);
  • учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста (ребенок, на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода);
  • деятельностного подхода (предполагает опору на ведущий вид деятельности - игру);
  • учета зоны ближайшего развития ребенка (опора на актуальный уровень развития ребенка);
  • индивидуального подхода (общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо);
  • системности (состоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка);
  • последовательности изложения материала (предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между собой);
  • интегративности (соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого занятия в отдельности);
  • вариативности (предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания, что позволяет привлечь различные анализаторные системы ребенка и, соответственно, получить максимальный результат)

Цель:

Развитие творческого мышления посредством использования метода «Sand Art» у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

  • развитие качеств творческого мышления, таких как гибкость и оригинальность, продуктивность, детализация творческой идеи;
  • активизация речи детей;
  • развитие логического мышления;
  • развитие  произвольного внимания;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие воображения, поддерживая проявление фантазии в изложении собственных замыслов;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • снятие мышечного напряжения, тревоги;
  • стабилизирование эмоционального состояния,
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, речевых возможностей;
  • воспитание эстетического вкуса, радости от совместного творчества.

Планируемые результаты обучения:

  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени;
  • развитие  произвольного внимания;
  • обучение созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
  • развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
  • развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие творческого воображения и творческих способностей;
  • развитие логического мышления;
  • развитие познавательных процессов; 
  • расширение  кругозора;
  •  овладение навыками конструктивного общения, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, активизация речи детей.

Преимущества использования метода песочного рисования «Sand Art»

1.        Простота.                                                                                             

Заниматься рисованием на песке можно без специального обучения.

  1. Красота, оригинальность.

Вызывает интерес у детей и взрослых. Развивает любознательность, творческую активность.

  1. Пластичность.

С помощью песка легко менять детали изображения на одной и той же рабочей поверхности бесконечное множество раз.

  1. Оздоровление.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, снятию эмоционального напряжения, расслаблению, приобретению навыков релаксации, гармонизации внутреннего состояния и фонового настроения.

Условия обучения:

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования (песочной студии), оборудованном индивидуальными световыми столами-планшетами со стеклянной  поверхностью. В процессе обучения используется профессиональный кварцевый песок для рисования на стекле.

Организационно-педагогические условия.

Создание для каждого  воспитанника индивидуальной  образовательной траектории, адекватной его индивидуальным особенностям. Индивидуальная траектория обеспечивается за счет:

Проведения занятий в малых группах (4-5 чел.)

Индивидуализации заданий, адекватно способностям каждого ребенка.

 Игровые методы и приемы.

Форма организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.

  1. Структура программы

Программа рассчитана на 2 года.

Программа разделена на 4 блока (всего 144 часа):

1-ый год обуче6ния (72 часа):

в 1 блоке (26 часов) - дети знакомятся с техникой песочного рисования и с ее помощью через использование геометрических форм учатся преобразовывать их в различные образы (на что похож круг - на солнце, на тарелку и т.д.)

во 2-м блоке (46 часов): дети, используя различные приемы рисования на песке и разную технику, знакомятся с жителями и растениями, морскими обитателями и животными и т.д., которые с помощью педагога воссоздают из песка.

2 –ой год обучения (72 часа):

в 3-м и 4-м блоках - они уже могут создавать картины из песка, волшебные пейзажи, портреты и т.д.

  1. Структура занятия

  • Подготовительный этап (ритуал входа в игру)
  • Основная часть.
  • Заключительный этап (ритуал выхода)

3.1. Подготовительный этап

Приветствие с релаксационным компонентом.

Цель: Определить правила поведения в песочнице; (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).

Подготовительный этап включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.

Дети проговаривают правила работы с песком с использованием стихотворения  
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой:

«Вредных нет детей в стране здесь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться,

И в глаза песком кидаться!» (3, с. 332)

Дети кладут ладошки на песок и здороваются  с ним «Здравствуй, волшебный песок!»

Включает в себя релаксационный этап, во время которого дети расслабляются, снимают накопившееся напряжение.

– Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Какой он стал? (ответы: теплый, сухой, приятный и т.д.), а теперь сожмите его в кулачке, и поднесите к уху, вы услышите, как он с вами говорит.

–  Раньше это была волшебная Песочная страна:

с высокими горами (на песочном столе сжатыми кулачками рисуем горы), глубокими реками (пальцами - расческами рисуем волны реки),красивыми лесами (рисуем на столе сжатыми кулачками деревья, и пальцами веточки),

–  Но пришел злой волшебник и заколдовал песочную страну!

–  Налетел ураган (набираем в кулачки песок и сквозь пальцы, вращая кулачками, и раскрывая пальцы, ссыплем песок сквозь них),

–  Пошел сильный дождь (переворачиваем кулачки, раскрываем ладонь и высыпаем песок сквозь пальцы),

– И вдруг дождь превратился в снег (набираем в кулачки песок и резким движением бросаем на песочный стол - в виде снежков),

– И вот появился сам колдун, посмотрите какие у него большие глаза (двумя ладонями, на песке рисуем глаза колдуна),

–  Он заколдовал всю песочную страну, и только мы можем расколдовать её.

– Давайте попробуем сделать колдуну доброе лицо (дети дорисовывают нос, брови, усы и т.д., превращая в смешного, доброго персонажа).

– Давайте развеселим его! Пощекочем его пальчиками наших ручек. Слышите, как песочек и колдун смеются, им очень нравится!

  1. Основная часть.

Дети совместно с педагогом рисуют на песке изображения с применением разной техникой рисования на песке, в соответствии с темой занятия. Педагог в своей работе использует загадки и небольшие стихотворения для сопровождения процесса рисования. Обязательно на занятии детям дается 3-5 минут для свободного творчества.

  1. Заключительный этап (ритуал выхода).                                                      

Предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников.

Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.

Дети обсуждают занятие, проговаривают свои эмоции, кладут руки на песок и говорят вместе с педагогом «До встречи, волшебный песок!»

Сказочный персонаж, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид.

Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.

Программа построена по принципу от простого к более сложному, если есть необходимость, педагог  может увеличить или уменьшить количество часов отведенных на определенную тему, ориентируясь на развитие детей.

  1. Принципы содержания программы.
  • Простота: заниматься рисованием на песке могут даже маленькие 2-3 летние дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками.
  • Пластичность: с помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
  • Стабилизация  эмоционального состояния: манипулируя сыпучими материалами, дети  избавляются от отрицательных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствуетразвитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий.
  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
  • Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, техники и др.
  • Личностно  ориентированное  взаимодействие:   создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.  Учитываются индивидуальные  психофизиологические  особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
  1. Особенности техники песочного рисования:

Способы работы с песком:

  • Рисование песком.
  • Рисование на песке.

Способы засыпки стола:

  • «Дождь»
  • «Просеивание»
  • «Торнадо»
  • «Веер»

Способы рисования на песочных планшетах:

  • Кулаком.
  • Ребром ладони.
  • Щепоткой.
  • Мизинцами.
  • Одновременно несколькими пальцами.
  • Отсекая лишнее.
  • Симметрично двумя руками.
  • Струйками из кулачков.

Работа на светопесочном столе начинается с создания фона. Набираем песок в кулаки и сквозь пальцы рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным - когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне набираем немного песка в руку, и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображаем границы образа, рисунка. Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку, в этом заключается одно из преимуществ рисования песком - все поправимо. Работа на светопесочном столе сопровождается спокойной музыкой.

6.  Организация занятий.

  • В детском саду светопесочные столы с песком должны постоянно находиться в специально отведенном для них месте. Занятия проходят в  кабинетах дополнительного образования.
  • Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
  • Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
  • Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
  • Подбор дидактических, развивающих и игр используемых в динамических паузах. Одним из способов достижения цели программы является непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения рисования песком - методом «Sand Art»

7.  Календарно-тематическое планирование.

Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Каждый блок представляет определенный вид деятельности и имеет свои особенности и творческие задачи.

Программа -  1 год  -72 час, 2 раза в неделю по 15 - 20 минут.

                        2 год  - 72 часа, 2 раза в неделю по 15 - 20 минут

1 год обучения

Название, тема

Кол-во часов

1 блок 26 часов

1

Знакомство с Песочной страной

2

2

Веселые жители Песочной страны

2

3

Грустные  жители Песочной страны

2

4

Спокойные жители Песочной страны

2

5

Необыкновенные следы жителей Песочной страны

2

6

Волшебный круг

2

7

Строгий квадрат

2

8

Необычный треугольник

2

9

Упрямый прямоугольник

2

10

Загадочный ромб

2

11

Веселый овал

2

12

Смешная спираль

2

13

Непредсказуемый зигзаг

2

2 блок – 46 часов

14

Овощи Песочной страны

3

15

Фрукты Песочной страны

3

16

Грибы  и ягоды Песочной страны

2

17

Головные уборы  Песочной страны

2

18

Продукты питания  песочной страны

2

19

Деревья Песочной страны

2

20

Комнатные растения Песочной страны

2

21

Птицы Песочной страны

3

22

Морские жители Песочной страны

3

23

Домашние животные Песочной страны

3

24

Дикие животные Песочной страны

3

25

Животные жарких стран Песочной страны

3

26

Животные Севера  Песочной страны

3

27

Рыбы Песочной  страны

3

28

Космос Песочной страны

3

29

Насекомые Песочной страны

3

30

Цветы Песочной страны

3

2-ой год обучения

3 блок – 22 часа

Знакомство с Песочной улиткой

3

Путешествие Песочной улитки

3

Город и дома  жителей Песочной страны

3

Транспорт жителей Песочной страны

3

Портреты жителей Песочной страны

4

Волшебный мир сказок Песочной страны

3

Сказочные герои из Песочной страны

3

4 блок – 50 часов

Весна в Песочной стране

3

«Мама солнышко мое»

3

Перелетные птицы

3

Весенний дождь. Радуга – дуга

3

Праздничный салют

3

Лето в Песочной стране

3

Цветы на полянке

3

Божьи коровки на лужайке

3

Осень в Песочной стране

3

Деревья и кусты

3

Овощи и Фрукты

3

Зима в Песочной стране

3

Новый год

3

«Елочки-красавицы»

3

«Морозные узоры»

2

Мир моей фантазии.

3

Мы рисуем, что хотим.

3

                                        Всего:

144 часа

8.  Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки

Ребёнок-дошкольник имеет недостаточный опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа по изобразительной деятельности. На занятиях ребёнок активно развивает творческое воображение, фантазию, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

      На занятиях дети научатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка.

Рекомендации:

– Следует учесть, что свободный доступ к столу с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в учреждении.

– Желательно, чтобы дети работали стоя –  так у них будет больше свободы движений.

– Не помещайте стол в углу комнаты. К нему должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

– Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно стола.

– Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослый, проводящий занятие, должен немедленно вмешаться.

– Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети регулярно просеивали песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем (1 раз в месяц педагог  промывает песок в мыльной воде и прокаливает в духовом шкафу).

– Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

– Периодически стол нужно пополнять песком.

9.  Формы работы с детьми по Программе.

Чтобы дети получили всестороннее развитие в системе дополнительного образования, для реализации Программы используются следующие формы работы с детьми:

— занятие-путешествие;

— занятие-сказка;

— выставки;

— совместное творчество детей и педагогов;

— презентации.

  1.  Режим занятий.

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий не более15 – 20 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

  1. Мониторинг результативности реализации программы

Мониторинг результативности реализации программы проводится в начале и конце  второго года обучения. После первого не проводится, т.к. не отработан навык в применении технологий.

  • Пространственные представления и зрительно-моторная координация (Тест Бендера)

Описание методики:

Предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая нарисована на карточке размером 10х15 см. детей просят скопировать рисунки как можно точнее.

Критерии оценки:

- выполнение углов;

- ориентация элементов;

- взаимное расположение элементов.

Каждый параметр оценивается от 0 до 3 балов. Полученные результаты сравниваются с возрастными нормативами.

  • Мелкая моторика (Н. Нижегородцева)

Описание методики:

Ребенок сидит за столом. Его ладони с разведенными пальцами размещают на листе бумаги. В случайном порядке ребенку указывается палец, который он должен поднять (начинать справой руки). Стрелочками отмечаетсяколичество синкинезий – лишних движений других пальцев (от нужного к ненужному).

Критерии оценки:

Подсчитывается среднее по двум пробам количетсво синкинезий и сравнивают с

возрастными нормативами: 4- 5 лет – 9 синкинезий; 6-7 лет- 6 синкинезий.

  • Пальцевые пробы (Н. Нижегородская)

Описание методики:

Просят показать 1 пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так)

Критерии оценки:

Высокий - выполнение изолированных движений пальцев. Средний – удаются не все пробы, пальцы напряжены, или, напротив, вялые. Низкая – пальцы сгибаются и

разгибаются только вместе.

  • Мелкая моторика (автор Н. Озерецкий)

Описание методики: 

В 3 года - взять кубик большим иуказательными пальцами. В 4 года – на стол ставится коробка размером 10х10 см на расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладывается 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу ребенко должен уложить все монеты по одной в коробку: ведущая рука – 15 с. Другая – 20 с. В 5 лет – на столе 2 спичечных коробка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уложить спички в 2 коробка. Контрольное время 20 с.

Критерии оценки:

Ребенок справляется с заданием только в установленное время. Средний - ребенок справляется с заданием, но использует дополнительное время. Низкий – не справляется с заданием.

  • Диагностика уровня развития опосредованного запоминания у детей дошкольного возраста "Пиктограмма"

Описание методики: педагог говорит различные слова, ребенок должен постараться их запомнить, с помощью картинки, которую он нарисует.

Слова и словосочетания 12 шт: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, развитие, строгая воспитательница, теплый ветер, слепой мальчик, обман, болезнь, расставание (разлука), страх, веселая компания.

После того как ребенок нарисовал нужно его занять на 15 минут, потом спросить, показывая на картинку,  какое слово нарисовано.

Критерии оценки: низкий уровень - отказ от части слов, зарисовал все слова, но воспроизводит меньше половины. Рисунки не служат средством решения задачи. Наличие подмен слов, тогда надо уточнить. Средний уровень – ребенок кодирует почти все слова, 2-3 отказа (чаще слова: развитие, обман и др.), ребенок может не вспомнить 3-4 из 12 слов. Одна, две подмены слов. Высокий уровень – ребенок подменяет 1-2 слова, остальное выполняет точно.

  • «Диагностика образной креативности» (по тесту Е. Торренса), проводится  в начале и в конце 2-го года.

Разработанный ученым набор тестов на выявление особенностей творческого мышления получило широкое распространение во многих странах. Тесты Е. Торренса валидны и предназначены для широкого спектра возрастов. Данный тест позволяет нам выяснить такие параметры креативности как: оригинальность и гибкость, детализация и разработанность, продуктивность и скорость мышления. Данные параметры явились основными критериями отслеживания эффективности нашей программы и роста творческого мышления.

Констатация результата

1 балл

2 балла

3 балла

Констатация результата

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

«Беглость»

«Оригинальность»

«Абстрактность названия»

«Сопротивление замыканию»

«Разработанность»

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека

  1. Если две (или более) незаконченных фигур использованы при создании одной картинки, то начисляется – 1 балл
  2. Если две (или более) парынезаконченныхлиний  использованы при создании одной картинки, то начисляется только –  2 балла
  3. Если использованы при создании законченные линии и картинки начисляется – 3 балла

«Оригинальность» самый значимый показатель креативности.

 Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Оценивается рисунок, а не название!

1. Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п. – 1 балл

2. Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п. –  2 балла

3. Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…   – 3 балла

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею

1. Фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания  – 1 балл.

2. Решение превосходит простое замыкание фигуры. Воспитанник  быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи – 2 балла.

3. Стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации – 3 балла.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи.

1. Начисляется за деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь – 1 балл.

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них  и  за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п  – 2 балла

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет – 3 балла

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность»)

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу

0 – 5 баллов – плохо

6 – 10 баллов – ниже нормы

11 – 12 баллов - норма

13 – 15 баллов — отлично

Источник: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

  1.  Литература

  1. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления /

Ред. А. М. Матюшкин. - М.: Прогресс, 1965. 525 с.-С. 433-456.

2.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. - СПб., 1998.

3.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. - СПб., 2001.

4.        Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

5.        Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3,2004.

6.        Зейц М. Пишем и рисуем на песке - М.: Инт. 2010

7.        К логопеду или в песочницу. «Обруч», № 5, 2005.

8.        Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.

-        М.: Педагогика. 1981. - 186 с.

9.        Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2007.

10.        Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.

11.        Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки: Сб. стат. / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Б. Ломов.-М.: Наука, 1989.-268 с.

12 Стернберг Р. Практический интеллект. / Под ред. Стернберга пер. с англ. Щукиной К., Буткевич Ю. - СПб., 2002. 272 с.

13.        Стернберг Р. Григоренко Е. Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под редакцией  
Д. Б. Богоявлинской. - М., 1997.

14.        Туник Е. Е. Тест Е. Торренса диагностика креативности. Методическоеруководство. 2002. СПб.- Стр. 5-195.

15.        Torrance Е. Р. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. III. 1974.

16.        Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010.

17.        Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. - СПб.: Речь, 2007

18. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...