Военно-патриотическое объединение "ВАТАН"
рабочая программа (8 класс) по теме

Шайдуллин Ришат Рафикович

Военно-патриотическое объединение "ВАТАН"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей  «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района  Республики Татарстан

                                                                                     «Утверждаю»

Директор МБОУДОД

«Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района РТ

_________С.Ф. Исаев

Приказ № 92/2 от 08.09.2016 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа военно-патриотического  направления

объединения «Ватан»

педагога дополнительного образования

МБОУДОД «Центр внешкольной работы»

Шайдуллина Ришата Рафиковича

Срок реализации программы: 3 года

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Место проведения: МБОУ «Байлянгарская средняя школа»

Программа рассмотрена и принята

с дополнениями и изменениями

на педагогическом совете ЦВР.                                                    

Протокол №2 от 07.09.2016 г.

Пояснительная записка.

        Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

          Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

         Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

         В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

         В связи с этим на базе МБОУ "Байлянгарской средней школы» активно работает  военно-патриотическое объединение «ВАТАН» в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

          Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

        Программа объединения «Ватан» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в соответствии с требованиями закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и с учетом рекомендацией преподавателей основ военной службы среди общеобразовательных учреждений Кукморского района.

            Актуальность и новизна программы обусловлена тем, что, используя положительный образ спасателя, у детей формируются качества, знания, умения и навыки необходимые при действиях в экстремальных условиях

     Данная общеобразовательная общеразвивающая программа является логическим продолжением учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» во внеурочное время и ориентирована на повышение уровня и качества практической подготовки учащихся.

     Основной целью программы является интеллектуальное, физическое и нравственное развитие учащихся, создание прочной основы для подготовки учеников к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова, формирование у учащихся высокого патриотического сознания

 Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

 - организация пропагандисткой деятельности;

- создание системы патриотического воспитания;

- привитие уважения и любви у учащийся молодежи к отечественным силовым структурам .

Программа состоит из семи разделов и рассчитана по объему на 432 часа (1 год – 144 ч, 2 и 3 года обучения 288 ч) сроком реализации 3 года. Курс обучения охватывает школьников в возрасте 11-14 лет.

В ходе обучения учащиеся изучают виды аварий и катастроф, основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях, основы доврачебной помощи, основы военной службы, пожарно- прикладную подготовку и другие виды специальной подготовки.

Для успешной реализации программы необходимо оборудованный кабинет основ военной службы, военно-спортивный городок, тренажерный зал, стрелковый тир, туристическое снаряжение, средства индивидуальной защиты, средства пожаротушения, пневматическое стрелковое оружие, макеты ММГ АК-74, робот-тренажер типа «Гоша», учебные пособия по курсу ОБЖ, ОВС.

После изучения программного материала 1 года обучения учащиеся объединения «Ватан» должны знать и уметь:

(в области туризма)

- виды туризма, обязанности в объединении и в туристической группе

- укладывать рюкзаки, устанавливать и собирать несколько видов палаток

- разжигать несколько типов костров, самостоятельно приготавливать пищу

- определять масштаб карты, читать топографические знаки, работать с компасом, определять азимут

- вязать несколько видов узлов и правильно использовать страховочную систему, пользоваться карабином.

(в области медицинской подготовки)

- комплектовать походную аптечку;

- оценить предварительное состояние пострадавшего и оказать доврачебную помощь при кровотечениях;

- уметь обрабатывать рану и наложить соответствующие повязки;

- изготавливать носилки из подручных материалов и переносить пострадавшего.

(в области пожарной подготовки)

- знать классификацию пожаров;

- знать и уметь применять первичные средства пожаротушения;

- уметь применять несколько видов огнетушителей;

- грамотно действовать и знать свои обязанности во время эвакуации в школе.

(в области военной подготовки)

 - знать меры безопасности во время стрельбы;

- знать историю Отечества периода ВОВ;

- уметь метко стрелять из пневматической винтовки;

- уметь проводить неполную разборку и сборку ММГ АК-74;

- знать строевые элементы и команды;

- уметь выполнять строевые приемы: строевую стойку, повороты, движение строевым шагом, перестроения, выполнение воинского приветствия, повороты в движении;

- знать воинские звания и знаки различия ВС РФ;

-знать индивидуальные средства защиты и уметь применять ГП-5, изготавливать ВМП.

(в области физической подготовки)

- знать технику безопасности при выполнении упражнении на перекладине, на брусьях, во время метания гранат.;

- выполнять силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, на брусьях: отжимание и упор.

- уметь преодолеть единую армейскую полосу препятствия.

(в области психологической подготовки)

- знать способы преодоления чувства страха, паники и уметь выходить из конфликтных ситуации, гасить отрицательную эмоцию.

Контролем знаний и умений является показательные выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера.

После изучения программного материала 2 года обучения учащиеся объединения «Ватан» должны знать и уметь:

(в области туризма)

- должен знать снаряжение туриста и самостоятельно пользоваться карабином и обвязкой;

- знать и вязать не менее шести узлов;

- уметь преодолевать спортивно-туристическую полосу препятствия;

- уметь произвести измерения на местности;

- знать и уметь ориентироваться на местности.

(в области медицинской подготовки)

- знать классификацию ран, уметь обрабатывать раны, оказывать доврачебную помощь при ранениях;

- оказывать помощь при обморожениях, ожогах, знать степени ожогов и обморожении;

- знать и уметь применять комплекс проведения сердечно-легочной реанимации.

( в области пожарно-прикладной подготовки)

- уметь использовать снаряжение и экипировку пожарного-спасателя;

- уметь пользоваться средствами пожаротушения;- знать устройство и уметь применять не менее 4 видов огнетушителей: ОХП-10, ОУ-5, ОП-5

( в области военной подготовки)

- знать правовые основы военной службы;

- знать виды Вооруженных Сил РФ, технику и вооружение ВС РФ;

- знать основы международного гуманитарного право;

- знать  государственную и военную символику ВС РФ;

- уметь метко стрелять из пневматической винтовки;

- умело производит полную разборку и сборку ММГ АК -74;

- знать тактико-технических характеристик ручных осколочных гранат;

- уметь выполнять строевые элементы в составе отделения согласно Строевому уставу;

- уметь применять средства индивидуальной защиты: ОЗК, противогазы.

( в области физической подготовки)

- умело метать гранаты в цель;

- уверенно выполнять силовые упражнения на перекладине и на брусьях;

-уверенно преодолеть единую армейскую полосу препятствия.

 ( в области психологической подготовки)

- знать способы оказания психологической поддержки слабых, младших;

- знать меры безопасности при нахождении в толпе;

- уметь применять способы воздействия на людей во время паники.

Контролем знаний и умений является показательные выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера.

После изучения программного материала 3 года обучения учащиеся объединения «Ватан» должны знать и уметь:

( в области спасательных работ)

- знать правила поведения на транспорте и правильно действовать в случае ДТП;

- знать правила поведения в зонах криминогенной опасности, уметь грамотно оборонятся;

- знать средства индивидуальной защиты и умело применять ОЗК, противогазы;

- знать историю создания РСЧС, задачи РСЧС, классификацию ЧС;

- знать способы оповещения населения об опасности, уметь применять имеющеюся систему оповещения;

- знать правила организации поиска и спасения людей при стихийных бедствиях, ЧС;

- знать устройство и приемы работы с приборами РХН: ВПХР и ДП-5(А,Б,В)

- знать правила поведения химического и радиоактивного заражения.

( в области туристской подготовки)

- знать и уметь вязать не менее 10 узлов;

- знать и уметь применят снаряжения для многодневного похода;

- уверенно проходит спортивно- туристическую полосу препятствия;

- уметь составлять маршрут и отчет о походе.

( в области медицинской подготовки)

- знать ядовитых растений, грибов, ягод, змей и насекомых своего региона;

- уметь оказывать помощь при отравлениях и при укусе ядовитых змей и насекомых;

- уметь оказывать доврачебную помощь при солнечном и тепловом ударе;

- уметь оказывать помощь утопающему;

- знать последствия воздействия на организм алкоголя, табакокурения, наркотиков;

( в области военной подготовки)

- знать и выполнять строевые приемы с оружием;

- знать и выполнять элементы строевой подготовки со знаменем;

- выполнять в полном объеме элементы строевой подготовки игры «Зарница»;

- знать правила ведения стрельбы из автомата Калашникова;

- выполнять стрельбу из автомата Калашникова.

( в области физической подготовки)

- уверенно выполнять силовые упражнения на перекладине и на брусьях;

- уверенно преодолевать полосу препятствия;

- выполнять элементы рукопашного боя без оружия и с оружием на 8 счетов, приемы самообороны;

- проплыть 100 метров в бассейне, транспортировать утопающего на берег.

Контролем знаний и умений является показательные выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера.

Формы подведения итогов реализации программы

Контролем знаний и умений является  выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера, проведение промежуточной и итоговой аттестации, сдача нормативов по практическим критериям.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Разделы, темы

кол-во часов

теория

практика

1

          Вводное занятие

         2

2

2

Раздел 1

Туристическая - прикладная подготовка

46

18

28

3

Раздел 2

Медицинская подготовка и доврачебная помощь

12

6

6

4

Раздел 3

Пожарно-прикладная подготовка

10

6

4

5

Раздел 4

Военная подготовка

52

16

36

6

Раздел 5

Психологическая подготовка

6

6

7

Раздел 6

Прикладная физическая подготовка

12

12

8

Промежуточная аттестация

2

2

9

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

144

58

86

                                       

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Решение организационных вопросов, расписание и порядок проведения занятий, краткое ознакомление с программой. Техника безопасности при проведении занятий.

 2. Раздел 1. Туристическая прикладная подготовка.

  1. Туризм в современном мире. История туризма. Виды туризма.
  2. Снаряжение туриста. Перечень личного и группового снаряжения для многодневного похода, требования к нему в разные сезоны и погодные условия.
  3. Рюкзак. Укладка рюкзака, регулировка его по спине, осуществление элементарного ремонта рюкзака.
  4. Палатки. Типы и виды палаток. Виды временных укрытий. Способы их сооружения, преимущества и недостатки. Установка и сборка палаток. Ремонт палаток.
  5. Костры. Типы костров, их назначения. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Основное костровое оборудование и его назначение.
  6. Пища в походных условиях. Приготовление еды в условиях автономного существования. Составление меню, расфасовка и упаковка продуктов. Добыча пищи и воды в природных условиях.
  7. Компас. Типы компасов. Подготовка к работе. Правильные действия с компасом.
  8. Ориентирование. Сущность ориентирования. Ориентирование по компасу, по карте, по естественным признакам.
  9. Топография. Понятие масштаб, топографические знаки, топографические карты. Составление топографических карт.

 1.10. Узлы. Назначение и типы узлов. Практическая вязка узлов: «простой», «проводник», «восьмерка», «встречный».

  1. Страховочные системы. Виды грудных обвязок. Пользование карабином и обвязкой. Веревки основные, вспомогательные.

3. Раздел 2. Медицинская подготовка и доврачебная помощь.

2.1. Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки туриста. Назначение

и  правила использования основных лекарственных препаратов.

2.2. Оценка состояния пострадавшего. Предварительная оценка состояния пострадавшего                        

       и алгоритм действий оказания первой доврачебной помощи.

2.3.Транспортировка пострадавшего. Основные способы транспортировки

      пострадавшего. Изготовление носилки из шестов, волокуши.

2.4. Кровотечения. Виды кровотечений. Алгоритм действий оказания первой доврачебной

       помощи при кровотечениях.

2.5. Повязки. Виды повязок. Способы наложения повязок. Обработка раны.

4. Раздел 3. Пожарно-прикладная подготовка.

3.1. Пожары. Классификация пожаров. Причины возникновения пожаров и правила

       поведения при возникновении пожаров.

3.2. Средства пожаротушения. Первичные средства пожаротушения. Использование

       песка, брезента, гидранта. Преимущества и недостатки первичных средств  

       пожаротушения.

3.3. Огнетушители. Виды огнетушителей: ОХП-10, ОУ-5, ОП-5, ОХВП-10. преимущества

       и недостатки огнетушителей. Способы применения огнетушителей ОХП-10, ОУ-5.

3.4. Эвакуация в школе. План эвакуации школы. Основные и запасные выходы.

       Расположение гидрантов и огнетушителей.

3.5. Экскурсия в пожарную часть. Посещение пожарной части с целью ознакомления

       работой профессиональных спасателей и знакомство с оборудованием спасателей.

5. Раздел 4. Военная подготовка.

4.1. Ратные страницы истории Отечества. Ордена и медали ВОВ. Воинские звания и

знаки  различия периода ВОВ. Города-герои ВОВ. Ученые и конструкторы оружия

       Победы, военная техника и вооружение ВОВ. Полководцы и герои ВОВ. Основные  

      битвы ВОВ.

4.2. Стрелковая тренировка. Меры безопасности во время стрельбы. Команды

       подаваемые во время проведения стрельб. Инструктажи. Устранение неполадок

возникающих  во время стрельбы.

4.3. Стрелковая тренировка. Практическая стрельба из пневматической винтовки, лежа с

       упора. Стрельба из пневматического пистолета стоя.

4.4.Огневая подготовка. Автомат Калашникова. История создания АК. Тактико-

       технические характеристики, общее устройство, порядок работы частей и механизмов  

       АК.

4.5. Огневая подготовка. Разборка и сборка макета автомата Калашникова. Устранение

       неполадок во время разборки и сборки автомата.

4.6. Строевая подготовка. Строевые элементы, обязанности перед построением и в

       строю. Строевая стойка, повороты на месте, перестроения из одной шеренги в две и

обратно,  движение строевым шагом, выполнение воинского приветствия, подход и

       отход от начальника, повороты в движении.

4.7. Средства индивидуальной защиты. Противогаз ГП-5. Устройство противогаза ГП-5,

       подбор размера. Нормативы одевания противогаза. Разновидности противогаза.

       Изготовление простейших средств защиты дыхания: ватно-марлевая повязка.

4.8. Воинские звания и знаки различия ВС РФ. Состав военнослужащих воинские звания

       корабельные и войсковые. Эмблемы видов ВС РФ.

6. Раздел 5. Психологическая подготовка.

5.1. Страх, паника. Способа преодоления страха и паники. Метод самовнушения,

       аутотренинга. Важность воспитания в себе морально-волевых качеств.

5.2. Конфликты, ссоры, взаимоотношения. Способы предотвращения конфликтных

       ситуации и погашение отрицательных эмоции в себе и в других.

5.3. Психическая саморегуляция. Приемы психической саморегуляции. Работа в паре,  

       группе, коллективе. Решение сложных тактических задач.

7.  Раздел 6. Прикладная физическая подготовка.

6.1.Силовые упражнения на гимнастических снарядах.  Силовые упражнения на

      перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой. Силовые

      упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

6.2. Полоса препятствий. Ознакомление с элементами единой армейской полосы

      препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия.

      Прохождение полосы препятствия без экипировки.

6.3. Метание гранаты в цель и на дальность. Техника безопасности при метании гранат.

      методика бросания гранат в цель и на дальность.

8. Промежуточная аттестация. Тестирования по компьютерной программе, сдача нормативов по практическим критериям.

9. Итоговое занятие. Подведение итогов соревнований, конкурсов, итогов промежуточной аттестации, учебного года.

Учебно-тематический план 2 года обучения

Разделы, темы

кол-во часов

теория

практика

1

           Вводное занятие

          2

2

2

Раздел 1

Туристическая прикладная подготовка

56

10

46

3

Раздел 2

Медицинская подготовка и доврачебная помощь

22

14

8

4

Раздел 3

Пожарно-прикладная подготовка

20

6

14

5

Раздел 4

Военная подготовка

62

14

48

6

Раздел 5

Психологическая подготовка

12

12

7

Раздел 6

Прикладная физическая подготовка

30

30

8

Раздел 7

Показательные выступления

8

8

9

Итоговая аттестация

2

2

10

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

216

62

154

Содержание программы

1. Вводное занятие. Решение организационных вопросов, расписание и порядок проведения занятий, краткое ознакомление с программой. Техника безопасности при проведении занятий.

2.Раздел 1. Туристическая прикладная подготовка.

  1. Снаряжение туриста. Специальное снаряжение. Репшнур, альпеншток, ледоруб, восьмерка, тендем, полиспаст ит.д.
  2. Узлы. Вязка узлов «морской», «встречный», «схватывающий», «восьмерка», «бульин», «шкотовый».
  3. Спортивно- туристическая полоса препятствия. Техника безопасности во время прохождения этапов. Преодоление «бабочки», «навесной переправы», горизонтальной «паутины», качающегося бревна, подъем и спуск по склону, преодоление болота ит.д.
  4. Измерения на местности. Глазомер. Определение расстояния до недоступного предмета, определение высоты предмета по длине тени, определение высоты вертикальных предметов, дальномеры.
  5. Ориентирование. Определение сторон горизонта по компасу, по небесным светилам, ориентирование карты, прямая и обратная засечка, составление легенды и движение по ней. Последовательность действий в случае потери ориентировки.
  6. Условные топографические знаки. Населенные пункты, дорожная сеть, растительная покров, гидрография, местные предметы, рельеф.

3. Раздел 2. Медицинская подготовка.

2.1. Раны. Классификация ран. Колотые, рубленные, укушенные, ушибленные,

       огнестрельные. Алгоритм действий оказаний доврачебной помощи при ранениях.

2.2. Ожоги и обморожения. Термические и химические ожоги. Степени ожогов. Первая

       помощь при ожогах. Признаки обморожения и порядок оказания помощи.

2.3. Поражение электрическим током и молнией. Электротравмы местные и общие.

       Характерные признаки поражения молнии. Порядок оказания помощи.

2.4. Комплекс сердечно легочной реанимации. Искусственное дыхание изо рта в рот.

       Особенности искусственного дыхания у детей. Массаж сердца. Алгоритм действий

       комплекса сердечно-легочной реанимации.

4. Раздел 3. Пожарно-прикладная подготовка.

3.1. Первичные средства пожаротушения. Порядок применения пожарных гидрантов,

       щитов. Использование песка, брезента.

3.2. Экипировка пожарной команды. Костюм пожарного спасателя. Порядок одевания

       костюма. Нормативы одевания костюма.

 3.3.Огнетушители. Классификация огнетушителей. Принципы действий огнетушителей

       углекислотных, порошковых, воздушно пенных, химически воздушно пенных.

       Технические характеристики огнетушителей. Порядок работы с огнетушителями.

3.4. Экскурсия в пожарную часть. Посещение пожарной части с целью ознакомления

       работы профессиональных спасателей и знакомство с оборудованием спасателей

5. Раздел 4. Военная подготовка.

4.1. Виды Вооруженных Сил РФ. Предназначение, состав, управление Вооруженными

       Силами. Структура Военно-Морского флота, Сухопутных войск, Военно-Воздушных

       Сил, самостоятельных родов войск.

4.2. Вооружение ВС РФ. Вооружение Сухопутных войск, Военно-Морского флота,

       Военно-Воздушных сил, ракетных войск стратегического назначения.

4.3. Государственная и военная символика. Республиканская символика РТ.

       Государственная символика  Российской Федерации. Текст государственного гимна.

       Военная символика ВС РФ.

       Воинская обязанность и военная служба граждан. Подготовка граждан к военной

       службе. Добровольная и обязательная подготовка. Порядок несения военной службы

       по призыву и по контракту.

4.4. Международное гуманитарное право. Вооруженные конфликты, сущность МГП.

       Источники МГП. Основные нормы МГП. Ответственность за нарушение МГП.

       Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

4.5. Стрелковая тренировка. Меры безопасности во время стрельбы из пневматического

       оружия. Основные условия меткой стрельбы. Порядок прицеливания. Практическая

       стрельба из пневматической винтовки и из пневматического пистолета.

4.6. Огневая подготовка.  Полная разборка и сборка макета автомата Калашникова.

       Ручные осколочные гранаты. Назначения и боевые свойства ручных осколочных  

       гранат. Порядок метания гранат.

4.7. Строевая подготовка. Действия в составе отделения на месте. Действия в составе

       отделения в движении. Одиночная строевая подготовка.

4.8.Средства индивидуальной защиты. Общевойсковой защитный комплект. Порядок

      одевания ОЗК. Выполнение норматива одевания ОЗК.

6. Раздел 5. Психологическая подготовка.

5.1. Взаимоотношения в команде. Принципы взаимоотношений членов команды        Психологическая поддержка слабых, младших. Развитее воли, смелости,

       решительности, выдержки, самообладания.

5.2. Нахождение в толпе. Меры безопасности при нахождении в толпе. Приемы

       психологического воздействия на толпу.

5.3. Особенности контакта с пострадавшим. Мобилизация силы и воли для решения

       сложных тактических задач.

7. Раздел 6. Прикладная физическая подготовка.

6.1.Силовые упражнения на гимнастических снарядах. Техника безопасности выполнения

       упражнений на гимнастических снарядах. Силовые упражнения на

      перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, поднимание

      ног. Силовые упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

6.2. Полоса препятствий. . Техника безопасности при прохождении полосы препятствия.

      Прохождение полосы препятствия на норматив.

6.3. Рукопашный бой. Умение само страховки при падениях на спину, на бок, на грудь.

      Порядок выполнения упражнения без оружия на 8 счетов.

8. Раздел 7. Показательные выступления.

7.1. Конкурс «А ну-ка парни». Показательные выступления по строевой подготовке и

      физической подготовки в ознаменовании «Дня защитника Отечества».

7.2. Военно-спортивная игра «Зарница». Показательные выступления по строевой

      Подготовке.  

 9. Итоговая аттестация. Тестирования по компьютерной программе, сдача нормативов по практическим критериям.

 10. Итоговое занятие. Подведение итогов соревнований, конкурсов, итогов промежуточной аттестации, учебного года.

Учебно-тематический план 3 года обучения

                     Разделы, темы

кол-во часов

теория

практика

1

         Вводное занятие

          2

2

2

Раздел 1

 Начальный курс спасателя

44

14

30

3

Раздел 2

Туристическая - прикладная подготовка

34

4

30

4

Раздел 3

Медицинская подготовка и доврачебная помощь. Здоровый образ жизни

20

20

5

Раздел 4

Пожарно-прикладная подготовка

16

2

14

6

Раздел 5

Военная подготовка

62

10

52

7

Раздел 6

Физическая подготовка

24

2

22

8

Раздел 7

Показательные выступления

10

10

9

Итоговая аттестация

2

2

10

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

216

58

158

     

Содержание программы

1. Вводное занятие. Решение организационных вопросов, расписание и порядок проведения занятий, краткое ознакомление с программой. Техника безопасности при проведении занятий.

2.Раздел 1. Начальный курс спасателя.

1.1. Классификация чрезвычайных ситуации. История создания РСЧС. Задачи РСЧС.

       Природные ЧС. Техногенные ЧС. Социальные ЧС. Экологические ЧС.

1.2. Оповещение населения об опасности. Порядок оповещения и действия населения в

       ЧС. Способы оповещения населения в ЧС. Система оповещения в школе и

       обязанности учащихся по эвакуации

1.3. Организация поиска и спасения людей при стихийных бедствиях и ЧС. Визуальный

       поиск. Слуховой способ. Прочесывание местности, поиск по следам, зондирование,

       опрос очевидцев, использование животных. Деблокирование пострадавших.

1.4. Правила поведения на транспорте и действия в случае дорожно-транспортного

       происшествия. Правила поведения в случае ДТП на автомобильном, авиационном,

       железнодорожном, водном, общественном транспорте.

1.5. Правила поведения в зонах криминогенной опасности. Требования безопасности в

       квартире, на улице. Средства самообороны.

1.6. Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты

       Практическое применение противогазов, общевойсковых защитных комплектов.

1.7. Приборы радиационно-химического наблюдения. Устройство и принципы работы

       войскового прибора химической разведки (ВПХР) и прибора дозиметрического

       контроля ДП-5 (А,Б,В).

1.8. Правила поведения в зоне химического заражения. Сильнодействующие ядовитые

       вещества. Химически опасные объекты. Действия по сигналу «Химическая тревога».

  1.  Правила поведения в зоне радиоактивного заражения. Возможные последствия

     облучения людей. Дозиметрический контроль (групповой и индивидуальный).  

      Дезактивация.

3. Раздел 2. Туристическая прикладная подготовка.

2.1. Узлы. Вязка узлов «морской», «встречный», скользящий», «рифовый»,

       «схватывающий», «восьмерка», «бульин», «шкотовый».

2.2. Снаряжение для многодневного похода. Личное, групповое, специальное снаряжение.

       Ремонтный набор.

2.3. Спортивно-туристическая полоса препятствия. Техника безопасности во время

       прохождения этапов. Преодоление «бабочки», «навесной переправы», горизонтальной

       «паутины», качающегося бревна, подъем и спуск по склону, преодоление болота ит.д

2.4. Составление маршрута. Выбор маршрута. Выбор способов передвижения.

       Составление графика похода. Подбор и комплектование группы. Распределение

       обязанностей.

2.5. Составление отчета о походе. Подведение итогов похода. Выпуск наглядных

       пособий. Сбор информации о прошедшем походе. Составление финансового отчета.

2.6. Поход выходного дня. Закрепление на практике полученных знаний по туризму.

4. Раздел 3. Медицинская подготовка и основы здорового образа жизни.

3.1. Укусы ядовитых змей и насекомых. Ядовитые членистоногие, насекомые, змеи,

       морские змеи, клещи. Профилактика укусов. Доврачебная помощь при укусах.

3.2. Отравления. Ядовитые растения, грибы, ягоды. Доврачебная помощь при

       отравлениях.

3.3. Солнечный и тепловой удар. Симптомы проявлении. Алгоритм действий при

       солнечном и тепловом ударе.

3.4. Утопление. Причины утопления. Предупреждение случаев утопления. Основные

       приемы спасения утопающего. Первая помощь при утоплении.

3.5.Вредные привычки их влияние на организм. Губительное воздействие на подрастающий

      организм алкоголя, табака и наркотиков. Профилактика вредных привычек среди

      подростков. Выпуск информационных бюллетеней.

3.6. Болезни передаваемые половым путем. Классификация болезней. Предупреждение

болезней .выпуск профилактических информационных бюллетеней.

3.7. Уголовный кодекс за хранение и распространение наркотиков. Выпуск

      информационных бюллетеней.  

5. Раздел 4. Пожарно - прикладная подготовка.

4.1. Экипировка спасателя пожарного.  Костюм пожарного. Порядок одевания

       костюма. Нормативы одевания костюма.

4.2. Пожарная полоса препятствия. Техника безопасности при прохождении этапов

       полосы препятствия. Нормативы прохождения полосы препятствия.

4.3. Посещение пожарной части . Посещение пожарной части с

       целью ознакомления работ профессиональных спасателей и знакомство с

       оборудованием спасателей.

6.  Раздел 5. Военная подготовка.

5.1. Строевая подготовка. Строевые приемы знаменной группы. Вынос знамени, смена у

       знамени, представление знамени, склонение знамени. Вынос флага, прикрепление к

      флагштоку, подъем и спуск флага.

5.2. Строевая подготовка. Строевые приемы с оружием. Автомат АК-74 по командам «к

       оружию», «в ружье», «ремень – отпустить(подтянуть), «автомат на – грудь», «на

       ремень», «оружие- за спину», «оружие на ремень», «положить оружие».

5.3. Строевые элементы «Зарницы». Выполнение строевых приемов в полном объеме

       Республиканского положения.

5.4. Огневая подготовка. Меры безопасности при стрельбе. Подготовка автомата к

       стрельбе. Приемы и правила ведения огня. Практическая стрельба из АК-74 на базе

       учебного центра МВД.

5.5. Стрелковая тренировка из пневматического оружия. Меры безопасности во время

       стрельбы из пневматического  оружия. Основные условия меткой стрельбы. Порядок

       прицеливания. Практическая стрельба из пневматической винтовки и из

       пневматического пистолета.

5.6. Тактическая подготовка. Виды боя. Походный и боевой порядок мотострелкового

       отделения. Обязанности солдата в бою. Способы передвижения в бою. Действия по

       вспышке ядерного взрыва. Действия солдата в обороне и в наступлении.

5.7. Посещение музея . Ознакомление с боевой техникой и вооружением.

7. Раздел 6.Физическая подготовка.

6.1.Силовые упражнения на гимнастических снарядах. Техника безопасности выполнения

       упражнении на гимнастических снарядах. Силовые упражнения на

      перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, поднимание

      ног. Силовые упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

6.2. Полоса препятствий. . Техника безопасности при прохождении полосы препятствия.

      Прохождение полосы препятствия на норматив.

6.3. Рукопашный бой. Умение самостраховки при падениях на спину, на бок, на    

       грудь. Приемы нападения, защиты. Порядок выполнения упражнения без оружия и с

      оружием на 8 счетов.

6.4. Прикладное плавание. Плавание в бассейне на  100 метров. Ныряние в глубину и

       на дальность. Транспортировка утопающего на берег.

8. Раздел 7. Показательные выступления.

7.1. Конкурс «А ну-ка парни». Показательные выступления по строевой подготовки и

      физической подготовки в ознаменовании «Дня защитника Отечества».

7.2.Праздник «День спасателя». Показательные выступления по туризму, по пожарно-

      прикладному виду спорта в ознаменовании «Дня спасателя»

7.3. Военно-спортивная игра «Зарница». Показательные выступления по строевой

      подготовки.

7.4. День защиты детей. Показательные выступления по гражданской обороне, по

      пожарно-прикладной подготовке.

7.5. «День призывника». Показательные выступления по рукопашному бою, по строевой

      подготовке, по огневой подготовке.

9. Итоговая аттестация. Тестирования по компьютерной программе, сдача нормативов по практическим критериям.

 10. Итоговое занятие. Подведение итогов соревнований, конкурсов, итогов промежуточной аттестации, учебного года.

Методическое обеспечение

           Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и укрепление своего здоровья и на формирование стойких и действенных интересов к физической культуре, туризму и спорту, профессии спасателя и военного происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к своим действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют.

Формы и методы

Стремление  учащихся испытывать себя в трудных ситуациях, занятия должны проводиться на высоком эмоциональном уровне с использованием игровых технологий и максимальным увеличением доли практических занятий, особенно в природных условиях.

Наиболее привлекательными и ценными в воспитательном и оздоровительном отношении является практические мероприятия такие как «А ну-ка парни», «День спасателя», «День защиты детей».

Учитывая высокую степень самостоятельности и организованности учащихся, рекомендуется более широко использовать различного рода домашнее задания в виде  тренировок, изучение специальной литературы.

Контроль за реализацией программы  проводится в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, в том числе, промежуточная и  итоговая аттестация

Литература

  1.  Шибецкий П.А Учебное пособие «Основы военной службы» -.2001 год Изд.РИЦ «Школа»
  2. Шойгу С.К. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».-. 2006 год.изд.ООО ПКФ «Монтажспецстрой».
  3. CD «Основы безопасности жизнедеятельности» - издательский дом «Равновесие».
  4. CD «ОБЖ 5-11 класс». Министерство образования РФ.

  1. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» №№ 9. 10,11 за 2004 год.

  1. Смирнов А.Г  Учебник «Основы военной службы» - Смирнов А.Г. 2009 год, изд АСТ.
  2. Смирнов А.Г. Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» -  2013 год, изд. АСТ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей  «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района  Республики Татарстан

«Согласовано»

Заместитель  директора по УВР

____________  Л.Х.Бариева

                                                                                     «Утверждаю»

Директор МБОУДОД

«Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района РТ

__________         С.Ф. Исаев

Приказ № 92/2 от 08.09.2016 г.

Рабочая программа

объединения «Ватан»

педагога дополнительного образования

МБОУДОД «Центр внешкольной работы»

Шайдуллина Ришата Рафиковича

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Место проведения: МБОУ «Байлянгарская средняя школа

Программа рассмотрена и принята

на педагогическом совете ЦВР.                                                     Протокол № 2 от 07.09.2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа занятий дополнительного образования детей 1-го года обучения по военно-патриотическому направлению «Ватан»  разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы военно-патриотического направления объединения «Ватан»

 Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

          Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

         Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

         В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

         В связи с этим на базе МБОУ "Байлянгарской средней школы» активно работает  военно-патриотическое объединение «ВАТАН» в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

          Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

        Программа объединения «Ватан» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в соответствии с требованиями закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и с учетом рекомендацией преподавателей основ военной службы среди общеобразовательных учреждений Кукморского района.

Актуальность и новизна программы обусловлена тем, что, используя положительный образ спасателя, у детей формируются качества, знания, умения и навыки необходимые при действиях в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях, службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Данная  рабочая программа является  продолжением учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» во внеурочное время и ориентирована на повышение уровня и качества практической подготовки учащихся.

Основной целью программы является интеллектуальное, физическое и нравственное развитие учащихся, создание прочной основы для подготовки учеников к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова, формирование знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуации .

 Для достижения этих целей необходимо решит следующие задачи:

- привитие уважения и любви у учащийся молодежи к отечественным силовым структурам .

- организация пропагандисткой деятельности;

- создание системы патриотического воспитания;

Рабочая Программа первого года обучения состоит из девяти разделов и рассчитана по объему на 144 часа с 4 часовой недельной нагрузкой. Проводится 2 раза в неделю по 2 часа.

 Курс обучения охватывает школьников в возрасте 11-14 лет.

В ходе обучения учащиеся изучают виды аварий и катастроф, основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях, основы доврачебной помощи, основы военной службы, пожарно- прикладную подготовку и другие виды специальной подготовки.

Для успешной реализации рабочей программы необходимо оборудованный кабинет основ военной службы, военно-спортивный городок, тренажерный зал, стрелковый тир, туристическое снаряжение, средства индивидуальной защиты, средства пожаротушения, пневматическое стрелковое оружие, макеты ММГ АК-74, учебные пособия по курсу ОБЖ, ОВС, ГО.

Предполагаемые результаты.

После изучения программного материала 1 года обучения учащиеся должны знать и уметь:

(в области медицинской подготовки)

- уметь обрабатывать рану и наложить соответствующие повязки;

- изготавливать носилки из подручных материалов и переносить пострадавшего.

- оценить предварительное состояние пострадавшего и оказать доврачебную помощь при кровотечениях;

- комплектовать походную аптечку;

(в области туризма)

- разжигать несколько типов костров, самостоятельно приготавливать пищу

- определять масштаб карты, читать топографические знаки, работать с компасом, определять азимут

- вязать несколько видов узлов и правильно использовать страховочную систему, пользоваться карабином.

- виды туризма, обязанности в объединении и в туристической группе

- укладывать рюкзаки, устанавливать и собирать несколько видов палаток

(в области пожарной подготовки)

 - уметь применять несколько видов огнетушителей;

- знать и уметь применять первичные средства пожаротушения;

- грамотно действовать и знать свои обязанности во время эвакуации в школе.

- знать классификацию пожаров;

(в области военной подготовки)

 - уметь проводить неполную разборку и сборку ММГ АК-74;

- знать историю Отечества периода ВОВ;

- знать строевые элементы и команды;

- знать воинские звания и знаки различия ВС РФ;

-знать индивидуальные средства защиты и уметь применять ГП-5, изготавливать ВМП.

- уметь выполнять строевые приемы: строевую стойку, повороты, движение строевым шагом, перестроения, выполнение воинского приветствия, повороты в движении;

- уметь метко стрелять из пневматической винтовки;

-знать устройство и материальные части ММГ АК-74;

- знать меры безопасности во время стрельбы;

(в области физической подготовки)

- знать технику безопасности при выполнении упражнении на перекладине, на брусьях, во время метания гранат.;

- выполнять силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, на брусьях: отжимание и упор.

- уметь преодолеть единую армейскую полосу препятствия.

(в области психологической подготовки)

- знать способы преодоления чувства страха, паники и уметь выходить из конфликтных ситуации, гасить отрицательную эмоцию.

Формы подведения итогов реализации рабочей Программы:

Контроль за реализацией рабочей программы  проводится в формах: промежуточная  аттестация зачет, соревнование.

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Разделы, темы

Теория

Практика

Всего

1

Водное занятие

2

2

2

Туристическая - прикладная подготовка

18

28

46

3

Медицинская подготовка и доврачебная помощь.

6

6

12

4

Пожарно-прикладная подготовка.

6

4

10

5

Военная подготовка.

16

36

52

6

Психологическая подготовка.

6

6

7

Прикладная физическая подготовка.

12

12

8

Промежуточная аттестация

2

2

9

Итоговое занятие

2

2

Итого:

58

86

144

Учебно-тематический план  1 года обучения

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Решение организационных вопросов, расписание и порядок проведения занятий, краткое ознакомление с программой. Техника безопасности при проведении занятий.

2. Раздел 1. Туристическая прикладная подготовка.

  1. Снаряжение туриста. Перечень личного и группового снаряжения для многодневного похода, требования к нему в разные сезоны и погодные условия.
  2. Рюкзак. Укладка рюкзака, регулировка его по спине, осуществление элементарного ремонта рюкзака.
  3. Палатки. Типы и виды палаток. Виды временных укрытий. Способы их сооружения, преимущества и недостатки. Установка и сборка палаток.
  4. Костры. Типы костров, их назначения. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Основное костровое оборудование и его назначение.
  5. Пища в походных условиях. Приготовление еды в условиях автономного существования. Составление меню, расфасовка и упаковка продуктов. Добыча пищи и воды в природных условиях.
  6. Компас. Типы компасов. Подготовка к работе. Правильные действия с компасом.
  7. Ориентирование. Сущность ориентирования. Ориентирование по компасу, по карте, по естественным признакам.
  8. Топография. Понятие масштаб, топографические знаки, топографические карты. Составление топографических карт.

 1.10. Узлы. Назначение и типы узлов. Практическая вязка узлов: «проводник», «восьмерка», «встречный».

3. Раздел 2. Медицинская подготовка и доврачебная помощь.

2.1. Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки туриста. Назначение

и  правила использования основных лекарственных препаратов.

2.2. Оценка состояния пострадавшего. Предварительная оценка состояния пострадавшего                        

       и алгоритм действий оказания первой доврачебной помощи.

2.3.Транспортировка пострадавшего. Основные способы транспортировки

      пострадавшего. Изготовление носилки из шестов, волокуши.

2.4. Кровотечения. Виды кровотечений. Алгоритм действий оказания первой доврачебной

       помощи при кровотечениях.

2.5. Повязки. Виды повязок. Способы наложения повязок. Обработка раны.

4. Раздел 3. Пожарно-прикладная подготовка.

3.1. Пожары. Классификация пожаров. Причины возникновения пожаров и правила

       поведения при возникновении пожаров.

3.2. Средства пожаротушения. Первичные средства пожаротушения. Использование

       песка, брезента, гидранта. Преимущества и недостатки первичных средств  

       пожаротушения.

3.3. Огнетушители. Виды огнетушителей: ОХП-10, ОУ-5, ОП-5, ОХВП-10. преимущества

       и недостатки огнетушителей. Способы применения огнетушителей

3.4. Эвакуация в школе. План эвакуации школы. Основные и запасные выходы.

       Расположение гидрантов и огнетушителей. Обязанности членов.

3.5. Экскурсия в пожарную часть. Посещение пожарной части с целью ознакомления

       работой профессиональных спасателей и знакомство с оборудованием спасателей.

5. Раздел 4. Военная подготовка.

4.1. Ратные страницы истории Отечества. Ордена и медали ВОВ. Воинские звания и

знаки  различия периода ВОВ. Города-герои ВОВ. Ученые и конструкторы оружия

       Победы, военная техника и вооружение ВОВ. Полководцы и герои ВОВ.

4.2. Стрелковая тренировка. Меры безопасности во время стрельбы. Команды

       подаваемые во время проведения стрельб. Инструктажи.

4.3. Стрелковая тренировка. Практическая стрельба из пневматической винтовки, лежа с

       упора. Стрельба из пневматического пистолета стоя.

4.4.Огневая подготовка. Автомат Калашникова. История создания АК. Тактико-

       технические характеристики, общее устройство, порядок работы частей и механизмов  

       АК.

4.5. Огневая подготовка. Разборка и сборка макета автомата Калашникова. Устранение

       неполадок во время разборки и сборки автомата.

4.6. Строевая подготовка. Строевые элементы, обязанности перед построением и в

       строю. Строевая стойка, повороты на месте, перестроения из одной шеренги в две и

обратно,  движение строевым шагом, выполнение воинского приветствия, подход и

       отход от начальника, повороты в движении.

4.7. Средства индивидуальной защиты. Противогаз ГП-5. Устройство противогаза ГП-5,

       подбор размера. Нормативы одевания противогаза. Разновидности противогаза.

       Изготовление простейших средств защиты дыхания: ватно-марлевая повязка.

4.8. Воинские звания и знаки различия ВС РФ. Состав военнослужащих воинские звания

       корабельные и войсковые. Эмблемы видов ВС РФ.

6. Раздел 5. Психологическая подготовка.

5.1. Страх, паника. Способа преодоления страха и паники. Метод самовнушения,

       аутотренинга. Важность воспитания в себе морально-волевых качеств.

5.2. Конфликты, ссоры, взаимоотношения. Способы предотвращения конфликтных

       ситуации и погашение отрицательных эмоции в себе и в других.

5.3. Психическая саморегуляция. Приемы психической саморегуляции. Работа в паре,  

       группе, коллективе. Решение сложных тактических задач.

7. Раздел 6. Прикладная физическая подготовка.

6.1.Силовые упражнения на гимнастических снарядах.  Силовые упражнения на

      перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой. Силовые

      упражнения на брусьях: отжимание, упор. Выполнение нормативов.

6.2. Полоса препятствий. Ознакомление с элементами единой армейской полосы

      препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия.

      Прохождение полосы препятствия без экипировки.

6.3. Метание гранаты в цель и на дальность. Техника безопасности при метании гранат.

      методика бросания гранат в цель и на дальность.

8. Промежуточная аттестация. Тестирования по компьютерной программе, сдача нормативов по практическим критериям.

 9. Итоговое занятие. Подведение итогов соревнований «Зарница-2017» итогов промежуточной аттестации, учебного года.

Календарно-тематический  план 1 года обучения

№ п/п

 Темы

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводное занятие.

2

01.09

2

История туризма, туризм сегодня.

2

06.09

3

Снаряжение туриста.

2

08.09

4

Рюкзак. Укладка рюкзака.

2

13.09

5

Временные укрытия и палатки.

2

15.09

6

Установка палаток.

2

20.09

7

Установка палаток. Ремонт палаток.

2

22.09

8

Костры. Виды и назначения.

2

27.09

9

Костры. Виды и назначения. Меры безопасности.

2

04.10

10

Составление меню, упаковка продуктов, приготовление пищи.

2

06.10

11

Способы добычи еды и воды в условиях автономного существования.

2

11.10

12

Компас. Устройство, виды. Подготовка к работе.

2

13.10

13

Ориентирование. По карте, по компасу, по естественным признакам.

2

18.10

14

Ориентирование. По карте, по компасу, по естественным признакам.

2

20.10

15

Масштаб. Топографические карты, топографические знаки.

2

25.10

16

Масштаб. Топографические карты, топографические знаки.  

2

27.10

17

Масштаб. Топографические карты, топографические знаки.

2

01.11

18

Масштаб. Топографические карты, топографические знаки. Практика.

2

03.11

19

Узлы. Назначение и типы узлов.  «Встречный».

2

08.11

20

Узлы. Назначение и типы узлов.  «Проводник».

2

10.11

21

Узлы. Назначение и типы узлов. «Восьмерка».

2

15.11

22

Узлы. Назначение и типы узлов. «Простой»

2

17.11

23

Страховочные системы. Порядок одевания. Виды грудных обвязок.

2

22.11

24

Страховочные системы. Порядок одевания.

2

24.11

25

Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки.

2

01.12

26

Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия.

2

06.12

27

Способы транспортировки пострадавшего.

2

08.12

28

Кровотечения. Виды и способы остановки кровотечений.

2

13.12

29

Повязки. Виды повязок. Обработка раны.

2

15.12

30

Способы наложения повязок на раны.

2

20.12

31

Виды пожаров. Классификация пожаров.

2

22.12

32

Первичные средства пожаротушения

2

27.12

33

Виды огнетушителей.

2

03.01

34

Эвакуация во время пожара в школе.

2

05.01

35

Посещение пожарной части села

2

10.01

36

Ратные страницы истории Отечества. Ордена и медали ВОВ.

2

12.01

37

Воинские звания и знаки  различия периода ВОВ.

2

17.01

38

Ученые и конструкторы оружия Победы, военная техника и вооружение ВОВ.

2

19.01

39

Полководцы и герои ВОВ. Основные битвы ВОВ.

2

24.01

40

Меры безопасности во время стрельбы.

2

26.01

41

Основы стрельбы из стрелкового оружия.

2

02.02

42

Практическая стрельба из пневматической винтовки, лежа с  упора.

2

07.02

43

Практическая стрельба из пневматической винтовки, лежа с  упора

2

09.02

44

Стрельба из пневматического пистолета стоя.

2

14.02

45

Стрельба из пневматического пистолета стоя.

2

16.02

46

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Общее устройство.

2

21.02

47

Огневая подготовка. Разборка и сборка АК-74.

2

23.02

48

Разборка и сборка макета автомата Калашникова.

2

28.02

49

Устранение  неполадок во время разборки и сборки автомата.

2

02.03

50

Строевая подготовка. Основные строевые элементы.

2

07.03

51

Строевые элементы, обязанности перед построением и в строю.

2

09.03

52

Строевая стойка, повороты на месте.

2

14.03

53

Строевые движения на месте.

16.03

54

Перестроения из одной шеренги в две и обратно.

2

21.03

55

Движение строевым шагом

2

23.03

56

Выполнение воинского приветствия

2

28.03

57

Строевые приемы подхода и  отхода от начальника

2

04.04

58

Повороты в движении.

2

06.04

59

Средства индивидуальной защиты.

2

11.04

60

Изготовление простейших средств защиты дыхания: ватно-марлевая повязка

2

13.04

61

Воинские звания и знаки различия ВС РФ.

2

18.04

62

Страх, паника. Способы преодоления страха и паники.

2

20.04

63

Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе. Способы предотвращения.

2

25.04

64

Психическая саморегуляция.

2

27.04

65

Силовые упражнения на гимнастических снарядах.

2

02.05

66

Силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой.

2

04.05

67

Силовые  упражнения на брусьях: отжимание, упор.

2

09.05

68

 Полоса препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия.

2

11.05

69

Прохождение полосы препятствия без экипировки.

2

16.05

70

Метание гранаты в цель и на дальность.

2

18.05

71

Промежуточная аттестация.

2

23.05

72

Итоговое занятие.

2

25.05

Методическое обеспечение

Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и укрепление своего здоровья и на формирование стойких и действенных интересов к физической культуре, туризму и спорту, профессии спасателя и военного происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к своим действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют.

                                               Формы и методы

Учитывая тягу подростков к романтике приключений, их стремление испытывать себя в трудных ситуациях, занятия должны проводиться на высоком эмоциональном уровне с использованием игровых технологий и максимальным увеличением доли практических занятий, особенно в природных условиях.

Наиболее привлекательными и ценными в воспитательном и оздоровительном отношении является практические мероприятия такие как «А ну-ка парни», «День защиты детей».

Учитывая высокую степень самостоятельности и организованности учащихся, рекомендуется более широко использовать различного рода домашнее задания в виде физических тренировок, изучение специальной литературы.

Формами итоговой работы- являются походы, походы выходного дня, летние палаточные лагеря, сезонные соревнования такие как «Школа безопасности», «Зарница»

Литература 

  1. Шибецкий П.А Учебное пособие «Основы военной службы» -.2001 год Изд.РИЦ «Школа»
  2. Шойгу С.К. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».-. 2006 год.изд.ООО ПКФ «Монтажспецстрой».
  3. CD «Основы безопасности жизнедеятельности» - издательский дом «Равновесие».
  4. CD «ОБЖ 5-11 класс». Министерство образования РФ.

  1. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» №№ 9. 10,11 за 2004 год.

  1. Смирнов А.Г  Учебник «Основы военной службы» - Смирнов А.Г. 2009 год, изд АСТ.
  2. Смирнов А.Г. Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» -  2013 год, изд. АСТ.



Предварительный просмотр:

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. 

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.

Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.

Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.

Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Преимущества патриотизма

Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.

Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.

Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.

Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни

Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации.

Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.

Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.

Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.

Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Как развить в себе патриотизм

Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.

Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.

Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.

Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину



Предварительный просмотр:

                                                     

Самоанализ занятия

1.   Школа: МБОУ «  Байлянгарская средняя школа»          

2.  Ф.И.О. педагога дополнительного образования: Шайдуллин Ришат Рафикович

3.  Наименование объединения: «Ватан»

4.  Дата проведения:   22.12.2016

5. Тема занятия: Виды пожаров. Классификация пожаров

      6.  Цель занятия: - познакомить учащихся с определением пожара

      7. Задачи:  

- познакомить учащихся с определением пожара;

- определить условия, необходимые для возникновения процесса горения;

- познакомить учащихся с группами возгораемости веществ и материалов;

- раскрыть особенности различных видов пожара;

- выяснить отличия линейного и объёмного распространения пожаров.

     8. Оформление, наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

     9. На занятии присутствовало:  15 уч.; отсутствовало:   -   уч.

     10. Содержание  занятия:

    - Вводная часть - предварительная организация класса.  Готовность учителя к уроку.

Мобилизующее начало урока.

Приветствие.

    - Актуализация:  воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь и здоровье окружающих.

    -  Основная часть:

1.1  Проверка знаний по предшествующей теме.

1.2  Объяснение новой темы.

 Учебные вопросы: -Что такое пожар, горение, признаки пожара?

-Виды пожаров, горючих материалов?

-Условия возникновения пожара, поражающие факторы?

            1.3  Просмотр обучающего фильма «Сам себе МЧС» (фрагмент «Пожар в доме»).

11.  - Физкультминутка: ОРУ на месте

            12.  Подведение итогов: Учащиеся оценивают свое местоположение по  шкале.

Высказывают свои мнения.

           

              13.  Домашнее задание: написать четверостишие по теме, на оценку – 5,

подготовить информацию о пожарах в Кукморском районе  в виде небольшого сообщения, на оценку – 4.

             14. Выводы: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Цель мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать.   



Предварительный просмотр:

                                                     

Самоанализ занятия

1.   Школа: МБОУ «  Байлянгарская средняя школа»          

2.  Ф.И.О. педагога дополнительного образования: Шайдуллин Ришат Рафикович

3.  Наименование объединения: «Ватан»

4.  Дата проведения:   13.10.2016

5. Тема занятия: Компас. Устройство, виды.

      6.  Цель занятия: Дать представление о компасе, его строение – как основного прибора, используемого туристами для ориентирования на местности. 

      7. Задачи:  

 - ознакомить детей с устройством компаса;

- развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

- продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания учащихся;

     8. Оформление, наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, ученические компасы, таблички с указанием сторон горизонта.

     9. На занятии присутствовало:  13 уч.; отсутствовало:   2   уч.

10. Содержание  занятия:

    - Вводная часть - Проверка присутствующих и их готовности к проведению занятия

    - Актуализация: Организовать деятельность учащихся по ориентированию на местности с помощью компаса.

    -  Основная часть:

1.1  Проверка знаний по предшествующей теме.

1.2  Объяснение новой темы.

 «Компас. Строение компаса». Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве). 

            1.3  Строение компаса Андрианова:

             корпус компаса; 


  • визирное кольцо; 

  • магнитная стрелка; 

  • лимб (циферблат); 

  • зажим; 


Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения спортсмена.

1.4  Спортивный компас

                  1. Скошенная плоскость для наклейки  шагомерных таблиц.

                  2. Сдвоенная светящаяся метка для обозначения направлений на основной плате.

                  3. Лупа с увеличением в 3,5 раза.

 11.  Практическая работа с компасом.

- Физкультминутка: ОРУ на месте ( 5-6 упражнений)

            12.  Подведение итогов: Замечания и корректировка ошибок при работе с компасом

            13.  Домашнее задание: Запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им.

             14. Выводы: урок прошел познавательным, пожелания для учеников: активность на уроке, уметь высказывать свое мнение. На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств. В соответствии с целями: навыков поведения, чувства взаимопомощи и товарищества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка военно-патриотической игры "Военная призывная комиссия"

Общие положения.Игра  школьной военной призывной комиссии, посвященной Дню защитника Отечества, проводится в соответствии с государственной программой «патриотическое воспитание граждан Российско...

К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище

    В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...

Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на территории Москвы и Московской области, как неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания в ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ

О значении изучения древнерусского наследия - фортификационных сооружений и монастырей  Москвы и Московской области для военно-патриотического воспитания воспитанников Московского суворовского во...

Военно-мемориальный аспект военно-патриотического воспитания в кадетской школе-интернате

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии ...

Занятие военно-патриотического клуба ЩИТ - УТЛ «Комплексная подготовка к практическим этапам военно-спортивных игр»

Лицеисты, члены военно-патриотического клуба ЩИТ – УТЛ, являются постоянными участниками ежегодных различных мероприятий военно-патриотической направленности:-...

Сценарий Конкурса военно-патриотической песни «По военным дорогам», посвящённого Дню Победы

Сценарий конкурса «По военным дорогам» включает в себя песни, рожденные войнами. Рассказ пойдет о песнях, которые шли рядом с солдатами по грозным фронтовым дорогам. Шли в бой, на смерть и… - шагал...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...