Программа дополнительного образования "Юный путешественник"
рабочая программа на тему

Хасанова Римма Борисовна

Программа кружка "Юный путешественник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_kruzh_yunye_puteshestvenniki.docx52.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей

Дом детского творчества

муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан

   

Утверждена на заседании Совета

     МОБУ ДОД ДДТ с. Архангельское

       «__20_»  сентября   2014 года

 

Дополнительная образовательная программа

« Юный путешественник»

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=428497020-21-72&n=21

 Срок реализации: 2 года

Автор программы: Хасанова Р.Б.

педагог дополнительного образования

МОБУ ДОД ДДТ с. Архангельское

2014 год

Путешествия помогают понять красоту пространства

и  бесценность времени.

  1. Пояснительная записка

Курс  предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования  учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.  

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешес-твенников» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится  на добровольных началах.  

Возраст членов кружка: учащиеся, изучающие географию 6-9 классы.
Цели программы:

- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

-  получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

- более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;   

- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

- знакомство с народами и странами мира;

- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

-  способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  
     
- побуждать и поддерживать стремление  школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

- создавать условия для развития  творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов  в ходе изучения курса:

 - повышение качества географических знаний и умений школьников;

- повышение успеваемости по предмету география;

 - повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;

- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в  выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;

- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

-  рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.
  2. Современные российские географические средства массовой информации.
  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
  5. Я – туристический гид.
  6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
  7. Мировые экологические проблемы человечества.
  8. Этот континент меня удивил.
  9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
  10.  Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
  11.  Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
  12.  Мои кроссворды и викторины по географии.
  13.  В этих местах я был(а).
  14.  «Семь чудес Башкортостана»
  15.  Моя презентация (тема определяется учащимся).
  16. Природные достопримечательности Архангельского района РБ

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок  рассчитан  на 140 часов,  по 2 часа в неделю  в течении 2 лет.

  1. Содержание программы 1 года

 

  1. Введение (2 час)

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка на 1 год. Инструктаж.

Тема 1 . Гипотезы о происхождении Земли (2 часа)

Тема 2.  Жизнь на Земле (4часа)

Появление первых организмов на Земле; Первые растения и животные; Появление первых людей и их развитие.

Тема 3. Путешествуем по природным зонам мира (10 часов)

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система; Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности; Природные зоны мира (Саванны, Пустыни и полупустыни, Леса и степи.)

Тема 4. Отправляемся в плавание по Мировому океану (12 часов)

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан; Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана;  География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Тема 5. Знакомимся с великими реками мира и водопады (14 часа)

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. Амазонка – великая река мира; Путешествие по Меконгу; Окаванго – загадочная река Африки; Колорадо – река застывшего камня; Нил - самая полноводная река Африки; Анхель - самый высочайший водопад мира; Ниагарский водопад, водопад Виктория и другие водопады мира.

Тема 6.Великие озера мира.(6часа)

Великие озера Северной Америки;  Африканские озера. Озера Евразии

Тема 7. Горные системы мира.(6 часов)

Гималаи - самые высокие горы мира; Горные системы Америки; Высокие горы Евразии.

Тема 8. Путешествуем  материкам (12 часов)

Путешествие по континентам: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Подведение итога работы кружка за 1 год работы(2 часа)

 III. Содержание программы 2 года

Введение(2 час)

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка на 2 год. Инструктаж.

Тема 1. Животный и растительный мир.(10 часов)

Флора и фауна Австралии; Особенности животного мира Африки; Разнообразие природы Северной Америки; Животные и растения Евразии. Природа Южной Америки.

Тема 2. Путешествие по странам мира и население. (24 часа)

Страны  Африки (Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Кения, ЮАР, ); Океания; Страны Северной  Америки (Канада. США, Мексика, Ямайка, Куба); Страны Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу, Чили) Страны Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Великобритания, Чехия, Ватикан); Страны Азии (Индия, Китай, Вьетнам, Турция, Индонезия Саудовская Аравия)

Тема 3 . Туристические маршруты по России (20 часов)

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира; Особенности природы России; Природные богатства России и породные условия; Карелия – край озер; Великий Кавказ; Седой Урал; Уникальный Байкал;  Удивительное Приморье; Неспокойная Камчатка; Старинные русские города Центральной России;  

Тема 4 . Путешествие по родному краю.(10часов)

Особенности природных условий республики Башкортостан; Население и хозяйственная деятельность; Флора и фауна родного края, Красная книга РБ; Башкирский Национальный заповедник и Южно-Уральский заповедник; Семь чудес света Башкортостана.

Тема 5. Экологические проблемы (2 часа)

Экологические проблемы человечества. Пути их решения.

Заключительные занятия – 2 часа

 Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

  1. Тематическое планирование 1 год

№ п/п

Тема

Форма занятия

Кол.-во часов

Дата

Введение (2 часа)

Вводное занятие

2

1.

Гипотезы о происхождении Земли

Лекция

2

2.

Жизнь на Земле (4 часа)                                                                           1.Появление первых организмов на Земле. Первые растения и животные.

2.Появление первых людей и их развитие                            

Лекция с элементами беседы

                                       2

     2                              

3.

Путешествуем по природным зонам мира(10 ч)

  1. Природная зона как территориально- природный комплекс и равновесная экологическая система.
  2. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.
  3. Природные зоны мира: Саванны.
  4. Природные зоны мира: Пустыни и полупустыни
  5. Природные зоны мира: Леса

Теоретическое занятие

Занятие - практикум Практическое занятие                 Видео путешествие

2

2

2

2

2

4.

Отправляемся в плавание по Мировому океану(12 ч)

1.Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан

2. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана;

3.География Атлантического океана

4.География Тихого океана

5.География Индийского океана

6.География Северного Ледовитого океана.

Теоретическое занятие

Лекция

Практическое занятие                 Видео путешествие

                                Видео путешествие

2

                                        2

2                                               2

2

2                

5.

Знакомимся с великими реками мира и водопады (14 часа)

1.Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. Амазонка – великая река мира;

2.Путешествие по Меконгу;

3.Окаванго – загадочная река Африки;

4.Колорадо – река застывшего камня;

5.Нил - самая полноводная река Африки;

6.Анхель - самый высочайший водопад мира;

7.Ниагарский водопад, водопад Виктория и другие водопады мира.

Теоретическое занятие

Лекция

Практическое занятие                 Видео путешествие

Занятие-презентация

 

2

2

2                                    2

2                                    2

2                        

6.

Великие озера мира.(6часа)

1.Великие озера Северной Америки;  

2.Африканские озера.

3.Озера Евразии

Видео путешествие

Занятие-презентация

2                                   2                                       2

7.

 Горные системы мира.(6 часов)

1.Гималаи - самые высокие горы мира;

2.Горные системы Америки;

3.Высокие горы Евразии.

Видео путешествие

Занятие-викторина

2                                      2                                     2

8.

Путешествуем  материкам (12 часов)

1.Путешествие по континентам: Евразия;

2 Путешествие по континентам: Сев. Америка;

3. Путешествие по континентам: Юж. Америка;

4.Путешествие по континентам: Австралия;

5Путешествие по континентам: Антарктида;

6.Путешествие по континентам: Африка.

Видео путешествие

Видео путешествие

Занятие-презентация                                           

                         2

2                                       2                                                        2                                       2                                        2

9.

Подведение итога

Круглый стол

2

Итого за 1 год

70 часов

Тематическое планирование на 2 год

Введение(2 час)

Вводное занятие.

2

1.

Тема 1. Животный и растительный мир.(10 часов)

1.Флора и фауна Австралии;

2.Особенности животного мира Африки;

3.Разнообразие природы Северной Америки; 

4.Животные и растения Евразии.

5.Природа Южной Америки.

Теоретическое занятие

Лекция

Практическое занятие                 Видео путешествие

2

2

2

2                    2

2.

                                                                     

Путешествие по странам мира и население. (24 часа)

1.Страны  Африки (Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Кения, ЮАР);

2.Океания;

3.Страны Северной  Америки (Канада. США, Мексика, Ямайка, Куба);

4.Страны Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу, Чили)

5.Страны Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Великобритания, Чехия, Ватикан);

6.Страны Азии (Индия, Китай, Вьетнам, Турция, Индонезия Саудовская Аравия)

Теоретическое занятие

Лекция

Практическое занятие                 Видео путешествие

Занятие-конференция

 

4

                     4

4

4

                     4

4

3.

Туристические маршруты по России (20 часов)

1.Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира;

2.Особенности природы России;

3.Природные богатства России и породные условия;

4.Карелия – край озер;

5.Великий Кавказ;

6.Седой Урал;

6.Уникальный Байкал;  

7.Удивительное Приморье;

8.Неспокойная Камчатка;

9.Старинные русские города России (Новгород, Москва, Санкт- Петербург, Казань, Уфа)

Практическое занятие                 Видео путешествие

Занятие-презентация 

Видео путешествие

Занятие- конференция

 

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4.

Путешествие по родному краю.(10часов)

1.Особенности природных условий республики Башкортостан;

2.Население и хозяйственная деятельность;

3.Флора и фауна родного края, Красная книга РБ;

4.Башкирский Национальный заповедник и Южно-Уральский заповедник;

5.Семь чудес света Башкортостана.

Практическое занятие                 Видео путешествие

Занятие-презентация 

Экскурсия

2

2

2             2                          2

5.

Экологические проблемы (2 часа)

1.Экологические проблемы человечества. Пути их решения.

Лекция. Деловая игра

2

6.

Заключительные занятия(2 часа)

Защита проектов

2

По окончании первого года обучения учащийся должен:

  • владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;
  • уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
  • знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
  • уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
  • уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • определиться в выборе дальнейшего курса обучения;
  • уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с нм перед аудиторией.

По окончании второго года обучения учащийся должен:

  • уметь собирать краеведческую информацию;
  • знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;
  • иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;
  • уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию;
  • уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;
  • уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
  • приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;
  • уметь написать реферат, статью.

Методическое обеспечение работы кружка

    - Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор

- Литература для учителя:

1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.                                                                                                                                           3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.                                                                                         4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.:  Просвещение, 2005.                                                                                                                                          5.Интернет ресурсы.

- Литература для учащихся:

1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974                                                                   2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.        3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.                               4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные  и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.                                                                                           5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 1986.                                                                                         6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.                                                                                                               7.Пивоварова  Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.              8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,  М.: Педагогика, 1981.                                                                                                                       9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992.                                                10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.           11.Интернет ресурсы.

СОДЕРЖАНИЕ

Инструктажа по технике безопасности

  • Правила поведения во время работы с географическим инвентарем
  • Правила поведения во время прогулок, туристических  походов, экскурсий и гуляний. Поведение на вышеуказанных мероприятиях.
  • Поведение и охрана безопасности жизни детей при перевозке на автотранспортных средствах.
  • Правила проведения практических работ по предмету в помещении школы
  • Правила проведения полевых практических работ по предмету. Правила поведения на полевых внеклассных работах.
  •      Правила внешнего вида во время работы в школе и за ее пределами. Как нужно одеваться на полевые работы?
  • Профилактика заболеваний перед выходом из школы на полевые и практические работы.

Инструктаж проводится два раза в год:

 - на первом учебном занятии первого полугодия

  - на первом занятии второго полугодии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа курса «Великие путешественники»

Цель курса:Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися знаний об истории открытия материков, океанов и их частей великими путешественниками....

Рабочая программа "Клуб юных путешественников"

Программа  «Клуб юного путешественника» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общ...

Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе

Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе...

Программа кружка "Клуб путешественников"

Материал включает пояснительную записку, тематическое планирование занятий кружка по географии для учащихся 5 класса...