Рабочая программа курса «Великие путешественники»
рабочая программа по географии (6 класс)

Патрина Татьяна Борисовна

Цель курса:

Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися знаний об истории открытия материков, океанов и их частей великими путешественниками.

 

      Задачи:

  

1.      расширение знаний учащихся о самых известных географических открытиях и путешественниках их совершивших;

2.      раскрытие значения географических открытий в истории развития человечества;

3.      формирование устойчивого интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_6_kl._2017_g.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована методическим советом

Протокол № ___

от «____» ___________2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  школы

______________С.В.Вязовова

Приказ №________  

от «___» ___________ 2018 г.

Рабочая программа

курса «Великие путешественники»

для 6 класса

на 2018-2019  учебный год

                                                         

 Учитель географии: Патрина Т.Б.

2018 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа курса «Великие путешественники»  по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5—9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс» (М.: Дрофа, 2014).

      Цель курса:

Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися знаний об истории открытия материков, океанов и их частей великими путешественниками.

      Задачи:

   

  1. расширение знаний учащихся о самых известных географических открытиях и путешественниках их совершивших;
  2. раскрытие значения географических открытий в истории развития человечества;
  3. формирование устойчивого интереса к предмету.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Курс «Великие путешественники»  должен обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

     Предлагаемая программа «Великие путешественники» изучается в 6 классе параллельно с основным курсом «География».  

   Курс по географии синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание курса «Великие путешественники»  насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.                    

   Курс «Великие путешественники» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение курса в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа  курса «Великие путешественники» рассчитана на 35 часов, 1 ч в неделю.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Личностными результатами обучения курса по географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

          Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и  способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения  программы курса являются:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-Смысловое чтение;

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-Умение осознанно использовать Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения программы курса по географии являются:

-Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения особенностях природы, жизни людей, экологических проблемах Земли;

-Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

-Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения;

-Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

-речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регулирование своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1ч)

Цели и методы работы элективного курса. География в древности. Ученые Древней Греции – Геродот, Аристотель, Эратосфен. Первые карты и глобусы.

Зарубежные путешественники ( 13 ч)

Открытие Америки.

 Открытие сухопутного пути в Индию Марко Поло. «Нечаянное» открытие Америки Христофором Колумбом. Америго Веспуччи и происхождение названия материка.

Первое кругосветное путешествие.

Предпосылки путешествия. Проходные трудности, открытые объекты. Смерть Фернана Магеллана. Возвращение спутников, значение путешествия.

Открытие морского пути в Индию.

Соперник Колумба – Васко да Гама. Открытие морского пути в Индию, значение этого открытия.

В поисках Южной Земли.

Кто такой Джеймс Кук. История открытия Австралии, продвижение Кука далеко на юг до полярных широт.

Вглубь Африки

Мечта Давида Ливингстона об Африке. Путешествие вглубь континента, великие открытия.

Полярные первооткрыватели.

История открытия Южного полюса: трагическая судьба Роберта Скотта и удача Руала Амундсена. Открытие Северного плюса Робертом Пири.

Русские путешественники (16 ч)

Хождение за три моря.

Русский купец Афанасий Никитин: история путешествия в Индию. Книга А.Никитина «Хождение за три моря».

Как достигли края Земли Русской.

Русские первопроходцы. Открытие Семеном Дежневым восточного мыса Евразии. Географические открытия русских в XVI-XVII веках в Сибири и на Дальнем Востоке. Значение этих открытий для Государства Российского.

Великие открытия во славу России.

Долгий путь к открытию Антарктиды. Заслуга русских военных моряков Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева в величайшем географическом открытии XIX века.

Человек с Луны.

Русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай на острове Новая Гвинея: жизнь среди туземцев.  

Рожденный путешественником

Биография Н.М.Пржевальского. Экспедиция в Уссурийскую тайгу. Дорога в столицу Тибета. Открытия в пустынях  Азии и Монголии.

Новейшие путешествия.

Тур Хейердал: к острову Пасхи, экспедиция на «Ра» и «Тигрисе». Хиллари и Тенцинг: покорение Эвереста. Юрий Гагарин: открытие нового космического века.

Обобщение знаний и умений (3 ч)

Имена путешественников на карте мира.

Обозначение на контурной карте объектов, названных в честь путешественников.

Имена путешественников на карте мира.

Выступление учащихся с докладами на выбранную тему.

Итоговый урок.

 Географическая викторина «Путешественники и их открытия»

Резервные уроки (2 ч)

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Название раздела, темы раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Тема1. Введение (1 ч)

1

Введение в курс «Великие путешественники»

1

определять вклад ученых Геродота, Аристотеля, Эратосфена;

знать имена ученых Древней Греции;

измерять расстояния по карте с помощью масштаба и линий градусной сети;

определять высоту точки на местности;

читать топографический план и описание маршрута.

Тема 2. Зарубежные путешественники(13 ч)

2

Открытие Америки.

1

знать имена и биографию зарубежных путешественников;

определять вклад зарубежных путешественников при открытии материков;

описать на местности форму рельефа, водных объектов, погоды и климата, растительности, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека;

определять по карте высоту гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек и др. объектов;

наносить на контурную карту основные зоны землетрясений и вулканизма, географические объекты и маршруты путешествий;

3

Открытие Америки.

1

4

Первое кругосветное путешествие.

1

5

Первое кругосветное путешествие.

1

6

Первое кругосветное путешествие.

1

7

Открытие морского пути в Индию.

1

8

Открытие морского пути в Индию.

1

9

В поисках Южной Земли.

1

10

В поисках Южной Земли.

1

11

Вглубь Африки.

1

12

Вглубь Африки.

1

13

Полярные первооткрыватели.

1

14

Полярные первооткрыватели.

1

Тема 3. Русские путешественники (16 ч)

15

Хождение за три моря.

1

знать имена и биографию русских путешественников;

определять вклад русских путешественников при открытии материков;

наносить на контурную карту основные зоны землетрясений и вулканизма, географические объекты и маршруты путешествий;

определять по карте высоту гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек и др. объектов;

16

Хождение за три моря.

1

17

Как достигли края Земли Русской.

1

18

Как достигли края Земли Русской.

1

19

Великие открытия во славу России.

1

20

Великие открытия во славу России.

1

21

Человек с Луны.

1

22

Человек с Луны.

1

23

Рожденный путешественником.

1

24

Рожденный путешественником.

1

25

Рожденный путешественником.

1

26

Новейшие путешествия.

1

27

Новейшие путешествия.

1

28

Имена путешественников на карте мира.

1

29

Имена путешественников на карте мира.

1

30

Имена путешественников на карте мира.

1

Тема 4. Обобщение знаний и умений( 3 ч)

31

Имена путешественников на карте мира.

1

знать объекты, названные в честь зарубежных и русских путешественников;

наносить на контурную карту и показывать географические объекты, названные в честь зарубежных и русских путешественников;

определять по карте высоту гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек и др. объектов;

32

Имена путешественников на карте мира.

1

33

Обобщение знаний и умений

1

34-35

Резервное время (2ч)

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учителя

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.
  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.
  3. А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа, 2010.
  5. Н.А.Максимов. За страницами учебника географии. - М.Просвещение, 1981.
  6. Великие путешествия.- М.: «Либрос», 1997.
  7. Жюль Верн. История великих путешествий. В трех книгах.- М.: «ТЕРРА»-  «TERRA», 1993.
  8. Научно- познавательная энциклопедия« Я познаю мир» – М: Премьера, 2004.
  9. Ревенко М. В.  Малышам о географических открытиях.- М.: «Педагогика-Пресс», 1992.
  10. Смирнова Т.А. Хрестоматия по географии материков и океанов.- М.: «Просвещение», 1987.
  11. Энциклопедия для детей: т.3: География.- М.: Аванта+ ,1994.

Литература для обучающихся

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.
  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт, Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.
  3. А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа, 2010.

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

  1. Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 7 класс
  3. Интернет ресурсы

Карты и таблицы
1.Климатическая карта мира
2.Природные зоны мира
3.Почвенная карта мира
4.Строение земной коры и полезные ископаемые
5.Карта океанов
6.Физаческая карта мира
7. Климатические пояса и области мира
8. Воздушные массы и климат Земли
9. Строение Земли и земной коры
10. Распределение солнечного света и тепла на Земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Великие путешественники"

Рабочая программа включает всебя пояснительную записку, требования к уровню знаний и умений, содержание курса и тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Программа курса "Великая Отечественная война. Люди и судьбы"

Курс  «Великая Отечественная война. Люди и судьбы.» включает материал, выходящий за рамки школьного учебника. Он содержит не только общие сведения о ходе войны, но и показывает, как э...

Рабочая программа "Клуб юных путешественников"

Программа  «Клуб юного путешественника» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общ...

Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе

Рабочая программа кружка "Клуб путешественников" в 7 классе...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...