«Мотивация к занятиям изобразительной деятельностью на занятиях в студии «Свой стиль».
статья на тему

Пайкова Татьяна Иннокентьевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_po_motivatsii.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Бейский ЦДТ»

«Мотивация к занятиям изобразительной деятельностью

 на занятиях в студии «Свой стиль».

 Из опыта работы».

(Доклад)

Подготовила:

Педагог д/о

Пайкова Т.И.

Бея 2016г.

Цель занятий в студии художественного мастерства «Свой стиль» – Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью.

 Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог на занятии почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом. К. Д. Ушинский писал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у обучающихся за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути – отказу от изобразительной деятельности.

Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога – создать все условия для успешной деятельности.

Для повышения  мотивации к творческой  деятельности  обучающихся  занятия изобразительным искусством следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.

Что дает высокая мотивация учения ребенку:

·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

·Повышение собственной значимости;

·Признание учителей и сверстников;

·Развитие творческих способностей;

·Гордость собой и своими успехами;

·Статус успешного человека.

Как оживить занятие? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

Занятия  изобразительным  искусством должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного занятия  имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в самых разнообразных формах:

Занятие – виртуальная прогулка/путешествие

Занятие – репортаж с выставки

Занятие – панорама  

Занятие – викторина  

Занятие - игра  

Занятия -конкурсы

Занятия -познания

Занятия-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка. На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

        Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в творческих  выставках. Выставки проводятся регулярно,  для обучающихся, для родителей,  на праздники и т.д. В кабинете организован стенд постоянной сменной выставки работ. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении центра, кабинета и становятся прекрасным украшением.

 

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных  материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  В наше время появилось много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры.   Разнообразие инструментов и материалов  позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

Занятия в студии стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Этому помогает положительная оценка детских работ – в каждом рисунке необходимо найти что-то совершенно прекрасное, похвалить ученика, выделить его работу по тому или иному критерию. Для каждого занятия, каждого нового изучаемого материала  необходимо найти практическую значимость в дальнейшей жизни обучающегося.

Стараюсь творчески подойти к методике проведения занятий, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы,  выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы обучающиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.

     Не буду останавливаться на важности проведения интегрированных занятий, хочется только отметить, что при интеграции занятий ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в занятии и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации. Пример такого занятия – «Последний лист» (изо + литература), на котором дети узнали о творчестве писателя О Генри, выполнили рисунки и выполнили мини-сочинения по теме.

Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на занятиях ИЗО с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения изобразительному искусству обучающихся может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер. За годы работы у меня накопилось много презентаций по различным темам, которые я создала сама или мои ученики. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством обучающихся.

Альберт Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии."

Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Но актерское...

Открытое занятие по программе художественно-эстетической студии «Творчество» для учащихся 1 года обучения (6-7 лет) «Лунные Цветы»

Тема 1 года обучения «Искусство видеть».Цель курса: Развитие потребности в художественном выражении при помощи неограниченных эстетических возможностей привычных м...

Применение социо-игровых технологий на занятиях с дошкольниками в театральной студии

Применение социо-игровых технологий на занятиях с дошкольниками в театральной студии.Методическая разработкаЦель разработки – описание методики проведения занятий по актерскому мастерству ...

Занятие детского объединения "Танцевально-театральная студия"

Открытое занятие для театрального кружка...

Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"

Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"...

Патриотическое воспитание на занятиях в студии моды «Стиль»

Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интерес...

Сценарий занятия "Свой стиль"

Свой стиль Составили воспитатели:Юхневич Н.Г., Павлова И.В., Козлова М. Н....