Программа объединения "Проектная и научно-исследовательская деятельность"
рабочая программа (7, 8 класс) на тему

Захарова Яна Валерьевна

      Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования.

      Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  учреждение дополнительного образования
Ханты-Мансийского района

                                УТВЕРЖДАЮ

Директор _________Н.И. Фуртунэ

          Приказ № от «___» _______2015 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Проектно-исследовательская деятельность»
на 2015-2016 учебный год

Название образовательного направления:
культурологическое.

Вид образовательной программы:

модифицированная.
Срок реализации программы: 1 год

Возрастные рамки: от  13 до 18 лет.

Автор программы: педагог дополнительного

образования Захарова Яна  Валерьевна

высшая квалификационная категория

С/п. Горноправдинск, 2015

                                                                   

  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии  на основе Конвенции о правах ребенка, с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования, Типовых положений об учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации, решения коллегий Минобразования России, нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, решения органов управления  образованием, нормативной базы образовательных учреждений.

  Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаниевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования.

      Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

   Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

 Цель: Обеспечить жизненную успешность  обучающихся,  развивая  качества личности,  через оптимизацию системы проектной деятельности.

 Задачи:        

  1. Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества.
  2. Развивать творческие способности учащихся и инициативность.
  3. Совершенствовать навыки публичных выступлений, научного диалога.
  4. Оптимизировать работу школьного научного сообщества, вовлекая в творческое проектирование новых его членов обучающих, их родителей, социальных партнеров, создав, таким образом, творческий коллектив, занятый общим делом.
  5. Способствовать укреплению престижа научного знания через участие в проектной деятельности.
  6. Развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.

Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Возраст детей: программа рассчитана на обучающихся 13-18 лет.

Срок реализации: 1 год.

Формы и режим занятий: очное, занятия проводится два раза в неделю во второй половине дня, вторник с 16.00 по 18.00, четверг с 16.00 по 18.30.

  1. Планируемый  результат

Критерии

Показатели

Методики изучения

Развитие интеллектуально-познавательной деятельности

  • Уровень познавательной активности
  • Уровень личностных достижений
  • Овладение исследовательскими навыками

Мониторинг качества и успеваемости обучающихся.

Монитринг участия обучающихся в конкурсах олимпиадах, научно – практических конференциях.

Взаимодействие и сотрудничество обучающихся, педагогов и родителей

  • Доля проектов реализованных с участниками субъектов социализации;
  • Степень вовлеченности субъектов в проектную деятельность:
  • Обмен творческими идеями и «находками».

Мониторинг вовлечённости.

Анкетирование.

Банк творческих идей.

Социальная
активность

  • Количество реализации социальных проектов;
  • Доля проектов инициируемых  обучающимися.

Мониторинг

Участие в конкурсах, олимпиадах, играх и конференциях различного уровня.

  • Динамика выступления обучающихся на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах и конференциях.
  • Качество проведения предметных недель научно – практических конференций в ОУ

Мониторинг  результатов выступления обучающихся на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах и конференциях

Оптимизация организации и проведения, предметных недель, научно – практических конференций  в ОУ

  • Динамика   участия обучающихся в предметных неделях, научно – практических конференциях  в ОУ
  • Качество  организации  и проведения предметных недель, научно – практических конференций  в ОУ

Анализ  качества организации и динамики

 предметных недель, научно – практических конференций  в ОУ

Повышение интереса к проектной  деятельности ОУ в профессиональном сообществе.

  • Увеличение доли проведения открытых  мероприятий семинаров веб – бинаров круглых столов совещаний РМО ШМО на базе ОУ по проектной деятельности;
  • Увеличение количества педагогов вовлечённых в проектную деятельность;
  • Увеличение доли уровня с использованием проектных технологий.

Мониторинг организации и проведения семинаров, конференций; публикации по проблемам  проектной  деятельности

Развитие ресурсной базы ОУ

  • процент Пополнение ресурсной базы ОУ,

Изучение потребностей ресурсной базы ОУ

  1. Оценка  результатов программы

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

  • экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
  • социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и родителей;
  • анализ результатов олимпиад, конкурсов, конференций.
  • Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
  • Знание основных экологических проблем города, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.
  •  Умение готовить выступления о результатах  наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
  • Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники.
  • Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
  • Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференций.

  1. Учебно-тематический план (144 часа -  4,5 часа в неделю)

Наименование разделов и тем
Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Всего

1

Вводный этап.

5

17,5

22,5

2

Технологическая проработка этапов проекта.

6

10

16

3.

Технологическая проработка этапов научно-исследовательской работы

4,5

20

24,5

4.

Реализация проекта

10

12,5

22,5

5.

Реализация научно-исследовательской работы

10

15

25

6.

Презентация проекта

5

6

11

7.

Защита научно-исследовательской работы

8

10

18

8.

Обобщение материалов

4,5

4,5

Итого:

53

91

144

5. Содержание

I. Вводный этап.

Установочные занятия (теоретический блок): 
- знакомство с понятием социальное проектирование и типами проектов; 
- определение актуальных социальных проблем; 
- выбор темы проекта.
Практические занятия:
- формирование групп с целью изучения общественного мнения по выбранной теме проекта; 
- утверждение тематики проектов и индивидуальных планов учащихся.

II. Технологическая проработка этапов проекта.

Теоретический блок:
- определение целей, задач.
Практические занятия
:
- определение финансовых и технических потребностей проекта;
- составление бюджета проекта, рабочего графика, распределение обязанностей членов команд.

III. Реализация проекта.

Практическое освоение навыков разработки проектов:
- сбор и систематизация материалов по выбранной проблеме;
- составление и реализация планов мероприятий;
- поиск деловых партнеров и проведение переговоров с ними. 
Теоретический блок:
- типовые договоры о деловом сотрудничестве.

IV. Презентация проекта.

- оформление иллюстративного ряда к проекту, 
- подготовка к публичной защите проекта.

V. Обобщение материалов.

Анализ работы над проектом: 
- сравнение поставленных целей и достигнутых результатов;
- определение положительных и отрицательных последствий проекта.
Оценка психологической обстановки в группе:
- мотивация участников группы;
- психологический климат в группе;
- коммуникативные особенности участников группы         

6.Механизмы реализации программы

В реализации Программы участвуют обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнёры.

Текущее управление реализацией Программы осуществляют руководитель объединения.

Программой предусматривается  привлечение собственных средств участников образовательного процесса, привлечение бюджетных средств всех уровней: федеральные, муниципальные и внебюджетных средств. Главным принципом использования  средств является контроль за эффективностью их реализации.

Управление реализации программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности  решения задач  программы на всех ее этапах.

 Система включает в себя:

1.  Разработку, обновление нормативно-правовой базы по проектной деятельности.

2.  Привлечение к решению задач программы партнеров  - социальный ресурс ;

3. Мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений на каждом из 3-х этапов, и за период в целом - аналитический ресурс;

4. Обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы, через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера – кадровый ресурс;

5. Подготовку и развитие материально-технической базы  проектной деятельности школы – материальный ресурс;

6. Совершенствование информационной среды школы – информационный ресурс;

7.Развитие механизмов внутренней экспертизы и коррекция результатов  - инновационный ресурс.

7.Оценка  результатов программы

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

  • экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
  • социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и родителей;
  • анализ результатов олимпиад, конкурсов.

8.Методическое обеспечение программы

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоционально, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно- ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);

-способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

-методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы -беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;

-обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход  к изучению отдельных явлений), вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических.

9.Литература для педагога:

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
  7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
  8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
  10. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  11. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  12. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]
  13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  14. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
  15. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
  16. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  17. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 
  18. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.
  20. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  21. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
  22. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  23. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
  24. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  25. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
  26. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
  27. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе
  28. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
  29. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  30. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
  31. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
  32. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
  33. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  34. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //
  35. Начальная школа. 2003. № 12.
  36. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.
  37. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

  1. Полат Е.С. Метод проектов
  2. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
  3. http://schools.keldysh.ru/labmro 
  4. — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИО

Литература для обучающихся:

  1. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
  2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
  4. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.
  5. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  7. 18.  Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) для 1-11 классов «Введение в исследовательскую деятельность»

ПРОГРАММА УНИО(ученическое научно-исследовательское общество)для 1-11 классов«Введение в исследовательскую деятельность»руководитель УНИОучитель: Е.Д. СакунПояснительная записка  ...

ПРОГРАММА УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) для 1-11 классов «Введение в исследовательскую деятельность»

ПРОГРАММА УНИО(ученическое научно-исследовательское общество)для 1-11 классов«Введение в исследовательскую деятельность»руководитель УНИОучитель: Е.Д. СакунПояснительная записка  ...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...