Программа внеурочной деятельности
элективный курс (9 класс) на тему

 Гаврикова Елена Викторовна

Для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педсовете:                        Согласовано:_______                                                  Утверждаю:__________

Протокол №           от                                 Зам. директора по УВР:                                                Директор школы:

                                                                       Сысунина Е.А                                                                Анкушева Л.Н

Рабочая программа

кружка “От простого к сложному”

для  учащихся 8 класса  ( 14-15 лет)

на 2014-2015 учебный год

Разработчик программы

учитель русского языка и литературы

Гаврикова Елена Викторовна

Слободчики - 2014


Пояснительная записка

Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную  морфологическую или синтаксическую структуру для выражения данного внеязыкового  значения?» Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность  занятий по данному курсу.

Данная программа рассчитана на 1 учебный год, занятие проводятся 1 раз в неделю, 35 занятий. Возраст участников программы – 8 класс- 14 лет

Предлагаемая программа занятий строится с учетом  требований Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов   Ладыженкой, Тростенцовой Т.А.

Занятия предполагают как повторение, обобщение и систематизацию изученного по синтаксису и пунктуации в 8 классе, так и работу с новыми темами и источниками.

Основная цель занятий – формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической концепции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:

- повторение и обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;

- закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;

- совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;

- обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;

 - формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;

- знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных языковедов.

Занятия выполняют следующие функции:

Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые   и коммуникативные умения и навыки  учащихся, формируют навыки исследовательской работы);

Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала,  сформированность пунктуационных умений и навыков);

Познавательную (содержат новую для учащихся информацию);

Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

Содержание программы

1.Что изучает синтаксис? (Синтаксис как раздел науки  о языке) (2ч.)

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке. Основные синтаксические единицы.

Выдающиеся русские лингвисты, внесшие вклад в развитие синтаксической науки.

2. «А все-таки какая она хорошая!» (Русская пунктуация как система) (4ч)

Краткие сведения из истории русской  пунктуации.

Принципы русской  пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные и вариативные знаки препинания.

Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.

Основные справочники и пособия по пунктуации.

3. «Это непростое простое предложение» (Простое предложение как синтаксическая единица)  (2ч)

Отличие предложения от других синтаксических единиц. Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию.

Значение, строение и функции предложения.

4. «Какой из главных членов предложения главнее?» (Главные члены предложения) (2ч)

Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Типы сказуемых.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

5. «Бывают ли обстоятельственные определения?» (Второстепенные члены предложения) (3ч)

Постановка вопросов к второстепенным членам предложения.

Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая? или где?)

Приложение. Разряды обстоятельств.

Синтаксические функции инфинитива.

6. «Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения?» (Односоставные  предложения. Неполные предложения) (3ч)

Особенности грамматической основы в односоставных предложениях. Типы односоставных предложений. Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений.

Роль односоставных предложений в тексте.

7. «Чем может осложняться простое предложение?» (Осложненное простое предложение) (1ч)

Способы осложнения простого  предложения. Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненных  простых   предложений.

8. «Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?» (Однородные члены предложений) (2ч)

Признаки однородных членов предложения. Грамматические нормы при употреблении однородных членов.

Изобразительно-выразительные возможности однородных членов.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными  членами.

9. «Что такое обособление?» (Обособленные члены предложения) (3ч)

Обособление причастных и деепричастных оборотов. Разграничение между уточнением и пояснением. Функции союза или.

10. «Чем отличаются вставные конструкции от вводных?» (Вводные слова, словосочетания, предложения) (2ч)

Функции вводных  слов  и предложений. Разграничение вводных слов и омонимичных им конструкций. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными единицами.

Вводные единицы как выразительное средство.

11. «Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» (Обращение) (1ч)

Функции обращения: призывная оценочно-характеризующая, этикетная. Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

12. «Камень преткновения» (Конструкции с как) (2ч)

Синтаксические позиции, вводимые словами как, будто, словно, точно и др.

Отличие сравнительного оборота от придаточной сравнительной части.

Особенности постановки  знаков препинания  в конструкциях с как, будто, точно, словно и др.

Сравнительные конструкции как выразительное средство.

13. «От простого к сложному» (Сложное предложение) (4ч)

Определение частей в сложном предложении.

Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.

Средства связи разных типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении.

Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Особенности синтаксического и пунктуационного разбора сложных  предложений.

14. «Кто говорит?» (Чужая речь) (3ч)

Способы передачи чужой речи.

Составляющие диалога. Диалогическое единство.

Правила речевого этикета. Диалог и монолог.

Пунктуационное оформление диалога.

15. «Что нам стоит текст построить!» (Текст как синтаксическая единица) (2ч)

Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются синтаксические возможности простого и сложного предложений.

Классификация текстов.

Основные признаки текста.

Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.

Ожидаемые результаты

В результате изучения материалов занятий учащийся должен знать:

- Строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

-типологию простого   и сложного предложений, типологию сказуемого, второстепенных  членов  предложения, односоставных предложений;

- виды чужой речи;

- признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

- основные правила постановки знаков препинания  в простом, в сложном предложении, в предложениях, передающих чужую речь;

- выдающихся ученых-лингвистов.

Должен уметь:

- производить синтаксический  и пунктуационный  разбор простых и сложных предложении, предложении с прямой речью;

- правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

- пользоваться дополнительной научно-популярной, справочной литературой.

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Количество часов

1

Синтаксис как раздел науки  о языке

2

Выдающиеся русские лингвисты

3

Из истории русской  пунктуации.

Принципы русской  пунктуации.

4

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания.

5

Пунктуация и интонация.

6

Выразительные возможности пунктуации.

7

Простое предложение как синтаксическая единица

8-9

Главные члены предложения

10-11

Второстепенные члены предложения

12

Синтаксические функции инфинитива и номинатива

13

Особенности  строения односоставных предложений

14

Особенности значения односоставных предложений

15

Особенности функционирования односоставных предложений

16

Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненного простого   предложения

17-18

Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах

19-21

Трудные случаи постановки знаков препинания при обособленных  членах предложения

22-23

Вводные единицы: значение и функционирование

24

Вырази тельные возможности обращений

25-26

Трудные случаи постановки знаков препинания в конструкциях с как

27

Определение количества частей в сложном предложении. Синонимия разных типов сложных предложений

28

Разграничение омонимичных союзов и союзных слов. Разграничение типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении

29

Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении

30

Построение графических схем сложных  предложений. Трудные случаи синтаксического разбора сложных  предложений.

31

Диалог и монолог как форма речи

32

Понятие о диалогическом единстве

33

Трудные случаи постановки знаков препинания при прямой речи и диалоге

34-35

Текст как синтаксическая единица

Итого6 35 часов

Список используемой литературы

1. Граник Г. Г. Секреты пунктуации. М., 1987г.

4 Соловьёва М. Л. «Занимательность на уроках русского языка в 8 классе» РЯШ №6 - 1991г.

5 Ушаков Н. Н. «Внеурочная работа по русскому языку»

6 Ушаков Н. Н. «Занимательные материалы к урокам русского языка»



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на педсовете                                                                                        Утверждаю:_______

Протокол № ____ от ___________                                                                                   Л. Н. Анкушева

                                                                                                                                          Директор школы

                                                                                                                                         Приказ №___  от ___________  

Программа

элективного курса

по русскому языку в 9 классе

« Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»

Автор программы: Кобзарева Л. А

Составитель: Гаврикова Е. В.

Учитель русского языка

МАОУ « Слободчиковская ООШ»

Слободчики-2013

Пояснительная записка

       Данная программа разработана на основе программы элективного курса

 « Сочинение- рассуждение на основе прочитанного текста : теория и практика» автор Л. А. Кобзарева, рассчитанная на 22 часа.

   Содержание настоящей программы элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса ( 15-16 лет) рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю в течение  первого полугодия).

   Актуальность программы на современном этапе определяется лишь тем, полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

   Значимость данной программы - в углублении лингвистических понятий, знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитие навыков активных речевых действий и риторических  способностей, логика мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

   Отбор литературного материала для развития навыков  филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

   Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию письменной монологической речи.

  Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом,  что практически не требует домашней подготовки. С первого занятия учащиеся легко представляют конечный результат.

    Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей,  экологией, риторикой

Цель курса: научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Задачи курса:

  1. Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности,  функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсов русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

Развитие речевой культуры, бережного и  сознательного отношения к языку.

  1. Совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить  лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста; определять авторскую позицию; выражать собственное мнение по заявленной проблеме; подбирать убедительные доказательства своей мысли; составлять связное высказывание; создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания  в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
  2. Воспитание  сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Ожидаемые результаты

     

 Учащиеся должны знать:

  1.  Литературные нормы русского языка.
  2. Функциональные стили русского языка.
  3. Коммуникативные качества речи.
  4. Стилистические ресурсы русского языка.

Учащиеся должны уметь:

  1. Проводить лингвистический и стилистический анализ текста.
  2.  Выражать собственное мнение по заявленной проблеме.
  3. Составлять собственное высказывание, создавая собственное письменное  по заданной модели.
  4. Совершенствовать и редактировать текст.

Приемы и методы работы, которые планируются при реализации программы:

- различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи;

- технологии исследовательской деятельности  учащихся;

- технологии проблемного обучения.

Учебно-тематический план

Перечень разделов

Всего часов

Количество лекционных занятий

Количество практических занятий

Формы контроля

Виды контроля

1.

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

2

1

1

-

Тематический

2.

Основные аспекты анализа текста

2

1

1

Творческая работа

Тематический

3.

Композиция сочинения

2

1

1

Творческая работа

Тематический

4.

Обучающее сочинение по тексту художественного, публицистического стиля

2

-

2

Сочинение-рассуждение

Тематический

5.

Анализ  текста художественного и публицистического  стиля. Работа с  текстами по разным  проблемам

2

-

2

Анализ эпизода

Тематический

6.

Рецензирование, редактирование  собственной творческой работы.

2

-

2

Самостоятельная  работа

Итоговый

7.

Рецензирование творческих работ на основе примеров(сочинения, написанные на основе художественного стиля)

2

-

2

Самостоятельная работа

Тематический

8.

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа  над текстами  публицистического и художественного стиля с использованием  рекомендаций учителя

2

-

2

Самостоятельная творческая работа

итоговый

9.

Самостоятельная творческая работа над текстами.  Подведение итогов курса.

1

-

1

Самостоятельная творческая работа

Всего часов:

17

3

14

Содержание программы элективного курса

« Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного текста»

Курс рассчитан на 17 часов, 1 раз в неделю в течение I  полугодия.

Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования  к творческой работе

( 2 часа). Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема 2. Основные аспекты анализа текста ( 2 часа). Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

Тема 3. Композиция сочинения (2 часа).

Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 4. Обучающее сочинение по тексту художественного и публицистического  стиля

 (2 часа).

 Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 5. Анализ художественного, публицистического  стиля. Работа текстами  по разным проблемам

( 2 часа). Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 6. Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. Подведение итогов курса (2 час). Критерии и нормативы оценки знаний. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 7. Рецензирование творческих работ на основе примеров(сочинения, написанные на основе художественного стиля) (2часа).  Тема текста Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа  над текстами  публицистического и художественного стиля с использованием  рекомендаций учителя Тема 8. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа  над текстами  публицистического и художественного стиля с использованием  рекомендаций учителя. (2 часа). Тема текста. Рецензирование и редактирование творческих работ.

Тема 9. Самостоятельная творческая работа над текстами.  Подведение итогов курса

(1 час). Критерии и нормативы оценки задания.  Типы ошибок. Исправление недочетов.

Литература

  1. Аналитический отчет « Результаты единого государственного экзамена 2006 года», размещенный на сайте ФИПИ (http// www.fipi. ru).
  2.  Астраханцева  Т. С., Семенов  А. Н. Информационно -аналитические  и методические  материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе. – Ханты- Мансийск:

РИЦ ИПКиРРО,2005

  1. Блинова И. К., Чикурова М. В. Примерные планы – задания для осуществления инспекционно – контрольной деятельности // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5. –С.45-46.
  2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А., Матвеева Т. В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике, риторике. – Екатеринбург: Сократ,2002
  3. Егорова Н. В., Дмитриева А. П., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. – М: ВАКО, 2004
  4. Подвласый И. П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. –М: Просвещение: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1996.
  5. Свидинская Н. Т., Бугриций Е. П. ЕГЭ сдам без проблем. – М: ЭКСМО, 2006.
  6. Шестинов Е. Е., Арцев М. Н. Методические рекомендации  по разработке авторских учебных программ// Практика административной работы в школе. – 2003.- №5. С. 3-12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...