Конспекты занятий по окружающему миру
методическая разработка

Сапрыкина Альфия Равиловна

Конспекты занятий с обучающимися начальной школы по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе "Природа и мы" помогут как педагогам дополнительного образования, так и учителям начальных классов на уроках окружающего мира знакомить детей с природой родного края и ее богатствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «БОГАТСТВА РОДНОГО КРАЯ»  

Цель: познакомить учащихся с природными богатствами нашего края.                      

Задачи:

  1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах ХМАО-Югры: животных, растениях, полезных ископаемых нефти и газа, их значении в жизни человека.
  2. Дать представление о последствиях бесхозяйственной деятельности человека.
  3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание, умение рассуждать, делать выводы, обогащать словарный запас.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Родной наш край

Суровый и безбрежный,

Чарующий и нежный,

Тебя, наш край любимый,

Придумал фантазер.

  • Сегодня мы совершим путешествие по Югорской земле, и узнаем о богатствах, которые хранит эта земля.

  1. Введение в тему занятия

Послушайте Сказ о югорской тайге.

Там, где зима долгая и морозная, а лето короткое и прохладное, растёт удивительный лес — огромный, и нет ему конца и края. Если лететь над ним на самолёте, то кажется, будто зелёный океан раскинулся под крылом и название этому лесу – Югорская тайга! Сильные и смелые люди с давних времён ходили в тайгу, изучали её растения и животных, открывали богатые рыбой реки. И мы теперь знаем, сколько пользы приносит тайга человеку! Это и чистый воздух, и родниковая вода, и бескрайние леса, полные грибов, ягод и дичи, и полезные ископаемые, и древесина, и лекарственные растения.

  • Какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Природные богатства Югры)
  • Какова цель занятия? (Познакомиться с богатствами нашего края)

  1. Усвоение новых знаний

 

  • На нашем пути перекресток. Здесь написано: «Налево пойдешь – в тайгу попадешь, направо пойдешь – клад найдешь, прямо – коня оставишь».

Учащиеся выбирают путь налево – в тайгу.

  • В тайге растут деревья, которые решили с вами поиграть в игру “Узнай и назови”.

На столе разложены веточки, листики, плоды, сережки деревьев, которые растут в ХМАО. Надо взять веточку, листочек или плод и сказать, с какого они дерева. Победа достанется тому, кто правильно выполнит задание и назовет как можно больше деревьев.

Педагог предлагает игру “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:

  • Сосна – руки разведены в стороны;
  • Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;
  • Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;
  • Кедр – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;
  • Береза – руки вверх, кисти рук опустить.
  • Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, что же это за цветок?  Это цветок в народе называют “кукушкины сапожки”. По хантыйскому преданию кукушка – это девушка, которая беспрерывно плача превратилась в вещую птицу. Когда она возносилась в небеса, ее мать успела схватить за одну ногу и сняла башмачок, а из снятого башмачка выросли эти цветы.

Игра “Составь букет”: на столах находятся разные растения, надо выбрать только те, которые растут в нашем крае и собрать букет.

Педагог предлагает поиграть еще в одну игру “Грибы и ягоды”. Сначала по считалке определяют водящего, предварительно каждый игрок выбрал себе название гриба или ягоды и произнес его вслух. Водящий называет гриб или ягоду и пытается запятнать того, кто назвался данным грибом или ягодой. Тот в свою очередь от него убегает, не выходя за пределы площадки. Если он чувствует, что водящий вот-вот его догонит, он может назвать другой гриб или ягоду. Тот, чей гриб или ягоду назвали, хлопает в ладоши, и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растерялся и не успел назвать гриб или ягоду прежде, чем дотронется до него водящий встает на его место.

  • Посмотрите, ребята, мы снова подошли к перекрестку с камнем: «Налево пойдешь – в тайгу попадешь, направо пойдешь – клад найдешь, прямо – коня оставишь». Куда вы хотите отправиться? В тайге мы уже побывали!
  • Хорошо! Пойдем направо искать клад. Но что за клад мы должны отыскать? Вот и подсказка: герб Нижневартовска.  Кто мне скажет, что такое герб?
  • Герб – в переводе с немецкого означает «наследство».  Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города.
  • Внимательно рассмотрите герб Нижневартовска и скажите, что обозначают данные символы?
  • Хантыйская легенда гласит: когда Бог пролетел над Средним  Приобьем, у него замерзли руки, и из них выпали все богатства. Рассердился Бог, прикрыв упавшие сокровища непроходимыми болотами, тайгой, тундрой, а в качестве стражей послал полчища гнуса да комарья.
  • Что же это за сокровища вы узнаете, если отгадаете загадки. А отгадки мы найдем в сундучке, в котором спрятаны клады.
  • Без нее не побежит

                   Не автобус, не такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

  • По трубе течет –

            Пироги печет. (Газ)

По мере отгадывания загадок педагог достает картинки из сундучка.

  • Правильно! Самое главное богатство, которое накопила в своих подземных кладовых тайга — это  месторождения нефти и газа, лежащие в глубине сибирских болот. Нефть и газ очень нужны людям. Газ отапливает наши дома, а из нефти делают бензин, пластмассу, лекарства и ещё много-много других нужных вещей.

Здесь песок и тайга, здесь метель и пурга

Здесь морозы за сорок бывают.

Здесь и в дождь и мороз черно-бурую нефть

Из сибирских глубин добывают.

  • Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть поднимается сначала сама из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого её выкачивают мощными насосами. Нефть и газ необходимы не только Западной Сибири, но и всей стране.

  • Отгадайте загадку и вы узнаете еще одно богатство нашего края.
  • Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Педагог вынимает последнюю картинку из сундучка.

  • Торф дает человеку топливо, удобрение, спирт, уксус.
  1. Закрепление новых знаний

 Работа в инструктивной карточке.

Инструктивная карточка по программе «Экология» 1 год обучения

Тема: «Богатства родного края»

Задание: внимательно рассмотрите предметы и соедините их с теми природными ископаемыми, из которых они сделаны.

 

  • Сильные и смелые люди с давних времён ходили в тайгу, изучали её растения и животных, открывали богатые рыбой реки. И мы теперь знаем, сколько пользы приносит тайга человеку! Это и чистый воздух, и родниковая вода, и бескрайние леса, полные грибов, ягод и дичи, и полезные ископаемые: нефть, газ, торф, и древесина, и лекарственные растения. Югорская тайга - это вечная тайна, которую хочется разгадать и, которая останется навсегда неразгаданной, потому что без  тайны, жить будет скучно и не интересно!

  • Не перечесть всех богатств, которыми Югорская тайга  делится с людьми! Поэтому человек должен беречь тайгу,  любить её и пользоваться её дарами бережно, по-хозяйски.
  • Нефть – это еще и самый стойкий загрязнитель природы. Природа нашего края особенно ранима. В условиях сурового климата, процессы восстановления природных компонентов (реки, озера, леса, почвы, болота, растения, животные), протекают очень медленно. В местах аварийных разливов нефти восстановление природы длится от 50 до 70 лет.

Вопросы:

1. Что происходит с природой Западной Сибири?

2. Как деятельность человека влияет на природу?

(Нефтяная пленка на воде отравляет реки и озера. Гибнут птица и рыба, уходят звери…).

3. Что человек должен делать, чтобы сохранить природу родного края?

Собери подарки у тайги
И природу честно сбереги.
Тщательно грибы срезай
И кусты у ягод оставляй.

Мусор не бросай в своем лесу,
Обижая зайца и лису.
Белочке в дупло оставь орехи,
Чтоб бельчата жили годы, вехи.

Не рыбачь помногу карасей,
Сберегая рыбкиных детей.
Охраняй лосёнка, медвежонка
И совенка, даже лягушонка!

Все они природе дороги
И порядок сохраняют для тайги.
Видишь, как богата и щедра
Наша Родина и матушка- земля.
С. Светлая

  • Нарисуйте знаки, защищающие природу нашего края

VI. Итог занятия

  • Наше путешествие подошло к концу. С какими богатствами Югорского края вы познакомились?
  • Какими полезными ископаемыми богата Югорская земля?

Рефлексия. Тот, кто с удовольствием работал, и было интересно, поднимите факел красного цвета.  Кому было неинтересно, непонятно – поднимите факел желтого цвета.

Инструктивная карточка по программе «Экология»

Тема: «Богатства родного края»

1 год обучения

Задание: внимательно рассмотрите предметы и соедините их с теми природными ископаемыми, из которых они сделаны.

 

        

     




Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

 «ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМАРИШКОЙ»                   

693_5

Цель: Выявление характерных признаков комаров и их роли в природе и жизни человека.

Задачи: 

  1. Познакомить учащихся с особенностями строения на примере комара обыкновенного, раскрыть особенности жизнедеятельности комаров в экосистеме;
  2. развивать  умение анализировать, делать выводы, выделять главное из текста;
  3. воспитывать бережное отношение к живой  природе.

Форма занятия: изучение нового материала

Методы урока: словесный, частично-поисковый

Оборудование: презентация, тест; демонстрационные таблицы: «Строение тела комара», «Развитие комара», ноутбук, мультимедийный проектор; видеофильм «Как появляется комар?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент
  • Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте! Слово какое чудесное,

Чуточку грустное, чуточку нежное.

Здравствуйте! Скажем мы этому дню!

Здравствуйте! Скажем мы миру всему!

  • Улыбнитесь друг другу, подарите свое хорошее настроение своим друзьям.

  1. Постановка цели занятия

Загадка:

«Словно гвоздик на магнит

  Он на нас бросается

  Без бубенчиков звенит

  Без зубов кусается»  (Комар)

А.С. Пушкин

«Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи!»

  • Кто догадался, о чем будем говорить на занятии?
  1. Изучение нового материала
  • Комары – это такие маленькие вампиры, которые летом  так и ждут напиться чьей-нибудь крови, но немногие знают:
  • Что привлекает комаров?
  • Почему пьют кровь не все комары?

А) Самки – верхняя  и нижняя челюсть образуют трубочку, в  ней – игла

Б)  У самцов она недоразвита, поэтому они пьют только сок.

  • У комара очень большие глаза, длина тела составляет примерно 8мм. Как и у большинства мух, глаза комара состоят из сотен крошечных линз-фасеток, обеспечивающих ему отличное зрение. Из передней части головы комара растут два длинных усика-антенны. Усики самца покрыты сотнями крошечных волосков и потому похожи на перья. У самки усики длинные и гладкие. С помощью этих усиков комары могут осязать то, что находится на их пути, а также почувствовать, нет ли поблизости (в том числе птиц и людей) сосут только самки-комары с помощью игольно-острых ротовых выростов. Остальная часть тела комара выглядит довольно симпатично. Крылья состоят из перепонок, натянутых между черными нитевидными жилками, что делает их похожими на витраж. Комары могут также передвигаться ползком с помощью своих шести длинных ножек. Благодаря этим ножкам они могут беззвучно и практически неощутимо садиться на кожу людей или животных.
  • В бой идут только самки, почему?
  • Самка откладывает от 30-280 яиц. Зачем так много?(ответы детей)
  • Самки живут несколько дней без еды, если есть, чем перекусить, то 60 дней.
  • Что больше всего привлекает комаров?  (Углекислый газ)

Смешно!

У комаров есть свой тепловой локатор, который безошибочно позволяет садиться на открытые участки тела.

Если на лодку поставить подвесной мотор и плыть к комариному рою, то они сразу облепят колпак заглушенного мотора.

Интересно! 

  1. Комар машет крыльями  с частотой 500-600 р\с,  поэтому так противно звенит
  2. Скорость = 3,2 км\час
  3. Чтобы выпить всю кровь у человека нужны 1200000 комаров
  4. Они ощущают запах пищи за 50 км

Физминутка

1,2,3,4,5,

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим!!!!

  • Когда человек идет по тундре, от него пахнет теплом и потом.
  • Что делать, чтобы не трогали комары?
  • Снять потную рубашку
  • Обмыться теплой водой и вытереть тело чистым полотенцем.
  • Самки атакуют помногу раз, пока не закончится «энергетическое топливо».  Она восполняет его соком растений. Кому залетал в рот комар, тот почувствует сладковатый вкус. Почему?
  • Самцы комаров ушами не только слушают, но и нюхают.
  • Сухую и жаркую погоду комары не любят. Почему? (теряют влагу)
  • При высокой влажности сильно устают (опускаются к земле). Почему?
  • Звонцы роятся к дождю.
  • Почему перед дождем птицы низко летают?

 «Видел, как рыба плещется?

  • Ну и что?
  • Это она насекомых хватает. Они перед дождем над самой водой летают. Видишь лягушки прыгают - шагнуть не дают, во все стороны так и брызжут. Они перед дождем повылазили из-под воды».

Причины   колебания численности комаров.

  1. После малоснежной зимы и холодной весны, реки не выходят из берегов, остаются незатопленными поймы рек, а в них миллионы яиц. Если дальше идет сухое лето, то комаров будет мало.
  2. Высокое половодье – комариное лето! К комарам, вышедшим из прошлогодних яиц, присоединятся те, которые ждали своего часа 2-3 зимы.  Яйца комаров жизнеспособны несколько лет.

Дополнительный материал

  1. Если самке не мешать, она выпьет крови столько, что, раздувшись, не может взлететь и уползает в укромное место. Только самая малая часть пищи идет на пользу комарихе,  а остальное на формирование яиц. 
  2. Самка комара откладывает крохотные яички обязательно после захода солнца куда придётся: в болото, в лужу, или в бочку с водой. Но если есть выбор, она предпочтёт места с запахом сероводорода или дрожжей.
  3. Далее становятся вегетарианцами.
  4. Из яйца выходит похожая на червячка личинка. Чтобы добыть себе пищу, за сутки она процеживает сквозь себя целый литр воды. Дышит личинка сквозь трубочку, которая находится у неё на “хвосте”, выставив её над водой.
  5. Личинка хорошо приспособлена к жизни в воде, питаясь мелкими микроорганизмами, быстро растет, и через несколько недель превращается в куколку, которая ведет более подвижный образ жизни, чем личинка. Личинка комара с момента окукливания объявляет голодовку. Но голодает она поневоле, поскольку у нее нет ротового отверстия. Отъедаться она начнет, когда превратиться во взрослую особь.

 Чтение стихотворения.

«Комары! Комары!

Вы уж будьте так добры

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня

Отвечают комары:

Мы и так к тебе добры

Ведь кусаем мы тебя

Хоть до крови - но любя»

Просмотр видеофильма «Как появляется комар?»

Задание: составьте пищевую цепь

IMG_0005

Подсказки:  цапля, нектар, кровь, лягушка, лист. 

Вывод: насекомые крепко – накрепко связаны невидимыми пищевыми цепочками не только с растениями, но и друг с другом. Травоядными насекомыми питаются многие хищники и паразиты. Исчезновение одного из них приводит к тому, что большой комплекс видов, живущих рядом с ним, рассыпается как карточный домик.

  • Полное уничтожение комаров поспособствует глобальным переменам в природе большинства животных. Ведь им придётся приспосабливаться жить без комаров. Некоторые виды могут вымереть полностью. Комары являются важным звеном в цепочке питания.

ЗАДАЧА.

В одной из книг был приведён следующий пример. На одном из южных островов решили избавиться от комаров, досаждавших рыбакам. Но вскоре начали гибнуть ящерицы, питавшиеся этими насекомыми. За ними пришёл черед кошек, кормившихся пресмыкающимися. Сразу появились полчища крыс, принёсших с собой чуму. Срочно завезли новых кошек. Но начались новые беды: как только кошка прыгала на крышу, она рушилась.

ОТВЕТ.

Оказалось, после исчезновения ящериц развелось множество термитов, которые источили все балки в домах. Поэтому уничтожение даже таких, казалось бы, незначительных насекомых, как комары, может привести к необратимым и губительным последствиям. Защита требует уважения к подзащитным и считает, что они не виновны.

Ничтожных в мире нет существ,
Коль труд познанья сладок.
Везде и всюду – волшебство
И тайный скрыт порядок.
От еле видной тли до звёзд
Исполнен мир загадок.
К. Фриш  

ЗНАЧЕНИЕ КОМАРОВ

ВРЕД

  • Сколько неприятностей от комаров: они больно кусаются, место укуса распухает, а как пищат надоедливо!
  • Комары мучают не только людей. Двукрылые кровопийцы заставляют медведей лапами в кровь разбивать себе морду.
  • Из-за комаров в тайге собаки жалобно скулят по ночам.
  • Телят, жеребят, лосят кровопийцы иногда так обескровливают, что заедают насмерть! Как только они обнаруживают своих жертв?
  • У комаров есть уникальные рецепторы, с помощью которых обнаруживают своих жертв. Буквально “вынюхивают” их, чтобы полакомиться кровью.
  • Комарих привлекает тёплая кожа животных и запах молочной кислоты, выделяемой кожей. В поисках еды самки пролетают около 3 километров, а с помощью ветра - до 50!
  • Для уточнения маршрута пользуются глазами, но видят они плохо. Ночью самки руководствуются лишь запахом. Тёплую кожу комарихи находят с помощью антенн. Самки до тех пор изменяют направление полёта, пока обе антенны не получат одинаковое количества тепла - обед прямо по курсу!
  • Комары способны перенести возбудителей более 50 вирусных и бактериальных инфекций.

- Узнав, что малярию распространяют комары, люди объявили ИМ войну. Они осушают болота, разводят рыб, поедающих личинок комара, применяют вещества, уничтожающие комаров и личинок.

ПОЛЬЗА

  • Улетая из луж, болот комары уносят тонны химических элементов. Чего только нет в их маленьких тельцах: углерод, азот, фосфор, кальций, железо, марганец, молибден, бор.
  • Комариные тучи - единственный биологический транспорт для микроэлементов в зоне тайги. Без этих микроэлементов теряют силу и травинки, и многие деревья! Деревьям, травам нужны комары!
  • Если уничтожить комаров, начнут голодать птицы, плохо придётся рыбам, летучим мышам. Ведь все они питаются комарами или их личинками Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты может поймать и съесть 160-170 комаров.
  • Личинка комара (известная всем под названием «мотыль») живёт в воде и служит основной пищей многим рыбам. Сами личинки питаются мельчайшими живыми существами, в воде. Таким образом, получается, что личинки комаров одновременно служат пищей для рыб и очищают воду, являясь санитарами водоёмов.
  • Хищные млекопитающие – волки и дикие кошки – впервые месяцы своей жизни, едва начав ходить, отрабатывают свои охотничьи инстинкты при охоте на комаров и других насекомых около своего логова.
  • В тундре значительная часть круговорота веществ в природе происходит благодаря комарам. С каждых 100 гектар болота ежегодно «улетает» 32 кг углерода, 16 кг азота, 9 кг фосфора, 6 кальция.
  • Вылетая из водоемов, комары гибнут на суше, удобряя собой почву. На 1 км2 леса и луга, примыкающих к водоёму, приходится до 0,5 тонны такого прекрасного удобрения. Из воды на сушу переносятся такие важные микроэлементы, как кобальт, марганец, йод, железо и даже золото.
  • Комары, перелетая с растения на растение, участвуют в их опылении. Совсем недавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей.
  • Многократность и прерывистость в кровососании способствуют заражаемости комаров и передаче через них возбудителей различных заболеваний людям, диким и домашним животным. В слюнных железах одного комара может содержаться столько вируса энцефалита, сколько нужно для гибели 100 000 белых мышей.
  • Самая опасная болезнь на Земле – это малярия, от которой ежегодно умирает более, чем 1,5 миллиона человек. Как-то несколько малярийных комаров забрались в самолёт, летевший из Африки в Бразилию. Там комары расплодились. В результате от эпидемии умерло 12 тысяч человек.

Первичное закрепление новых знаний

  1. Предложить синквейн.

Комар обыкновенный
Комар какой? Пискливый, кровососущий
Что делает? Кусает, пьет, раздражает
доставляет  хлопоты летом только самка

  1. Тест на закрепление материала
  1. Сколько у комаров крыльев?
    а) Два;
    б) Три;
    в) Четыре;
    г) Шесть.
    (Комары – подотряд насекомых отряда двукрылых.) 
  2. Сколько пар ног у комара?
    а) Одна;
    б) Две;
    в) Три;
    г) Четыре.
  3. Чем пищит комар?
    а) Голосовыми связками;
    б) Крыльями;
    в) Лапками;
    г) Хоботком.
    (Комары, делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк.)
  4. Есть ли зубы у комаров? Если да, то сколько их?
    а) Нет зубов;
    б) 12 зубов;
    в) 22 зуба;
    г) 33 зуба.
  5. Какова скорость полёта комара?
    а) 3,2 км/ч;
    б) 10,5 км/ч;
    в) 32 км/ч;
    г) 60 км/ч.
  6. Какие комариные особи нападают на людей?
    а) Только самки
    ;
    б) Только самцы;
    в) И самки, и самцы.
    (Кровь, а точнее белки крови, необходимы им для того, чтобы организм насекомого смог сформировать и отложить яйца. Особи мужского пола – вегетарианцы, они питаются соком и нектаром растений.)
  7. Какое из этих растений называют «комариная смерть»?
    а) Кувшинка;
    б) Репейник;
    в) Зверобой;
    г) Росянка.
    (Это растение-хищник, болотное насекомоядное растение. Эти растения поедают комаров).

ИТОГ  ЗАНЯТИЯ

  • Что нового вы узнали?
  • Что вас удивило?
  • С каким настроением вы уходите с занятия?

Рефлексия. 

  • У вас есть два солнышка одно весёлое, а другое грустное.
  • Если вам понравилось наше занятие, у вас все получилось - поднимите весёлое солнышко, если задания для вас были сложные или неинтересные, вам было скучно на занятии - грустное.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ЗИМНИЕ КВАРТИРЫ»

Цель: формирование знаний обучающихся о жилищах диких зверей и способах выживания в зимний период.

Задачи:

  1. Формировать представление обучающихся о роли снежного покрова в жизни животных и растений, учить определять по внешнему виду жилища зверей (логово, норка, дупло, гайно, берлога, нора, хатка и т.д.) и их хозяев, составлять паспорта животных. Раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой.
  2. Развивать познавательный интерес, речь, память, умение правильно и последовательно излагать свои мысли.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, необходимость охранных мероприятий, готовность помогать животным в зимние месяцы.

Оборудование: инструктивные карточки на каждого обучающегося, видео презентации «Как зимуют дикие звери», «Чей домик?»

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Ритуал приветствия:

        Собирайтесь, дети, в круг

        Я твой друг, и ты мой друг.

        Вместе за руки беритесь

        И другу улыбнитесь.

  1. Повторение ранее изученного материала
  • Какое время года наступило?
  • Какие изменения происходят в природе зимой?
  • На улице понизилась температура, какие изменения с этим связаны?

На доске постепенно появляется схема:

  • Как вы думаете, изменится ли жизнь диких животных с  приходом зимы? Почему?
  • Заполните кроссворд.

  1. Введение в тему занятия
  • Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. Ребята, сказка не простая, а со смыслом: из нее вы узнаете тему занятия. Постарайтесь запомнить то новое, что вы узнаете из этой сказочной истории, и сопоставить с реальной жизнью.

Николай Сладков «ЛЕСНЫЕ СПАЛЕНКИ».

Летом каждый кустик ночевать пустит. А зимой? Зимой все кусты под снегом, все деревья в снегу – негде голову приклонить. А ухоронку надежную на ночь не найдешь – к утру окоченеешь.

Хитрая лисица на ночь в нору спряталась, подковкой свернулась, голый нос пушистым хвостом накрыла, чтобы не отморозить. Спит да слушает, как снаружи мороз трещит.

Белка-прыгунья в моховом гнезде-гайне спит. Сплела на елке шар из сучьев и веток, внутри мягким мхом выстлала. На ночь в него залезет, вход изнутри заткнет – спит до утра без забот.

А летучая белка-летяга в дупло спряталась, с головой в подстилку лыковую зарылась, спит да на голые пальчики дышит. Тепло у нее в дупле.

Медведь, известно, в берлоге спит. Снегом его засыпало, как одеялом, укрыло, сугробы намело, как подушками обложило. Спит да посапывает: сны, наверное, летние видит, про мед и малинку…

Бобр на зиму целую хату из бревен построил. Крышу землей завалил, стены илом обмазал. Надышал внутри – парок над хаткой шевелится. У него даже мыши по углам завелись, по ночам скребутся. Живет бобр – не тужит.

Спит зимний лес. Спят в лесу звери кто где.

Дидактическая игра «Кто, где живет?»  (по видео презентации «Чей домик?»)

  • Кто догадался, какая будет тема нашего занятия?
  • Правильно, сегодня мы будем говорить о зимних квартирах лесных зверей, о том, кто, где зимой прячется от зимних морозов да метелей, да кто как добывает себе пищу. А еще научимся читать снежную книгу зимы, составлять паспорт на зверей.
  1. Изучение нового материала
  • Белым ровным слоем покрыл снег Землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
  • Посмотрите, что вы видите на снегу лесной поляны?
  • Следы, каких животных можно  встретить в зимнем лесу?

Просмотр видео презентации «Как зимуют дикие звери?»

Работа по инструктивной карточке в парах                  

   

  • Чьи следы лишние? Почему?
  • Какие ещё животные впадают в спячку?
  • Что медведю и барсуку помогает всю зиму спать?
  • Чем отличается то, как проводит зиму медведь и барсук?

Загадаю вам загадку

И приближу этот след

Вы, ребята, помогайте

И зверька мне называйте.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.     (заяц)

  • А что вы знаете о том, как заяц готовится к зиме?

Предполагаемые ответы детей:

меняет шубку летнюю на зимнюю, более теплую;

меняет окраску;

на зиму жилище себе не устраивает;

запасов не делает.

  • Все верно сказали!
  • Всю зиму заяц проводит в бегах, спит под стволами поваленных деревьев или прямо в снегу. Питается горькой корой и жесткими ветками осины. Самые вкусные нежные ветки высоко не достать.
  • Расскажите, как живет зимой и чем питается: а) лось; б) кабан; в) мышь; г) медведь; д) лиса; е) волк.
  • А что вы еще знаете о зимней жизни лесных жителей? Дополните ответ товарищей.
  • А теперь послушайте рассказы о белке и лисе.

Б Е Л К А                         https://artnow.ru/img/440000/440901.jpg

Зимой белка все светлое время суток проводит в поисках пищи. Ее длинненькое тело в рыжевато-серенькой шубке с белым мехом на брюшке мелькает в ветвях деревьев. Она ловко перескакивает с дерева на дерево. В этом белке помогает длинный пушистый хвост. Он служит ей и как планер, и как парашют.

На снегу белка оставляет четкий отпечаток лап. От передних след маленький: две точки, и обе рядом. На эти короткие передние лапки белка опирается, а задние выносит далеко вперед и чуть в стороны. От задних лапок след длинный, вытянутый, с отпечатком тонких пальчиков.

Передними лапками белка работает, как руками: срывает шишки, берет орешки, подтягивает ко рту веточки с почками. Шишки – любимый зимний корм белок.. Острыми зубками зверек ловко срезает чешуйки и при этом постоянно крутит шишку лапками.

Зубы-резцы у белки удивительные: никогда не стачиваются и не тупятся. От шишки остается только тоненький стерженек да куча отдельных чешуек.

В голодные зимы, когда шишек мало, белка кормится корой, еловыми почками, раскапывает снег в поисках пищи на земле. Помогают запасы, сделанные осенью.

Зимой белка живет в дуплах или гнездах. Подготовляя дупло для жилья, белка устраивает в нем подстилку из сухой травы, мха и шерстинок. Когда нет подходящего дупла, белка устраивает гнездо около вершины ели или других хвойных деревьев.

Гнездо крупное, сделано из прутьев и мха. Внутри теплая подстилка. Выход из гнезда – лазейку – белочка закрывает мхом или пучком сухой травы.

Несмотря на свою очень теплую шубку, белка зимой в сильные морозы совсем не выходит из гнезда. Обычно же она выходит около двух часов. Потом снова прячется в гнездо. В холодную погоду она спит 20-22 часа в сутки.

В городе белки уживаются с человеком легко и так доверяют ему, что берут корм из рук. Этот непоседливый зверек – настоящее украшение наших парков и лесов.

Л И С А                        https://selcdn.fedsp.com/pe/10/10692/1bd5b44b09e7dd5a.jpeg

Лисица водится на всей территории – и на полях, и на болотах, и в лесах, и в перелесках, и в степи. Густая, пушистая шубка предохраняет лисицу от самых трескучих морозов. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью, наружу торчат только кончики пальцев. Лисица зимой как бы в валенках, и ноги ее не зябнут даже в самые сильные морозы. След у лисицы ровный, лапка в лапку, словно выведенный по нитке.

И все-таки зима – самое тяжелое время для лисицы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей и полевок.

Слух у лисицы отличный. Она за много метров слышит, как под снегом пищат мыши или полевки. Опустив низко голову, лиса бежит по полю, прислушиваясь, не пискнет ли грызун под снегом. Вот что-то ей послышалось! Лисица останавливается, прислушивается, затем делает бросок и хватает добычу.

Лисица под снегом ловко ловит куропаток, но на них и на тетеревов да рябчиков охота ненадежна Куда добычливей ловить мышей. Иногда она охотится и за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы, поэтому часто им удается убежать от нее.

Зимой лисы близко подходят к селениям и городам. Обшаривают там свалки, поедают пищевые отбросы, нападают на домашнюю птицу. Близость человека и городской шум мало пугают лисиц, голод сильнее страха.

Рыжеватый, теплый мех лисицы ценится довольно высоко.

Беседа по содержанию рассказа.

  1. Первичное закрепление материала
  • Послушайте рассказ о приключениях в лесу в канун Нового года. Автор этого рассказа совсем не знает жизни леса. Он допустил в рассказе много ошибок. Исправить их нетрудно тому, кто будет внимательно слушать и хорошенько задумается над каждым эпизодом: могло ли это быть? Тот, кто укажет больше всего ошибок, будет считаться победителем в этой игре на внимание и проверку знаний о природе и жизни леса.

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЙ РАССКАЗ «ОСИРОТЕЛЫЙ МИШКА»

              Настал канун Нового года. Трещал мороз. С утра в лес приезжал старик. Он облюбовал себе одну елочку и решил свезти ее внукам на праздник. Но только он в первый раз рубанул елочку – из-под нее бомбой вылетел большущий зверь! Это была медведица. Она спала тут под елочкой, в берлоге, со своим маленьким сынишкой.

Медведица подумала, что за ней приходили охотники, и до того перепугалась, что бросила медвежонка и без оглядки умчалась в глубину леса. А старик так испугался зверя, что вскочил в свои сани и давай настегивать лошадь – какая уж тут елка?!

Бедный маленький мишка остался в берлоге один. Ему не было еще двух месяцев от роду, и он был еще сосунок.

В берлогу проник мороз. Мишка проснулся. Он замерз и ему хотелось есть. Он стал звать мать. Но мать не приходила. Мишка заплакал и вылез из берлоги.

Напрасно он бегал туда и сюда, кричал, визжал – мать была далеко и не слышала его.

Наконец, он сам отправился искать себе пищу. Его короткие косолапые ножки увязали в глубоком снегу, а он все шел и шел…

Вдруг он увидел: за деревом на пенечке сидит рыжий зверек с пушистым хвостом и грызет шишку. Мишка кинулся на него, но рыжий зверек ловко увернулся, прыгнул на дерево, стрелой взвился по стволу и был таков. Это была белка. Где же маленькому медвежонку поймать такого шустрого зверька? Побежал мишка дальше.

Час проходил за часом. Мишку все больше мучил голод, а все никто не попадался. Наконец, он заметил какого-то серенького зверька. Зверек пробирался под кустом, сердито фыркал и туктукал.

В несколько прыжков Мишка настиг его и изо всех сил ударил лапой. Но зверек успел свернуться клубком, и Мишкина лапа ударила по колючему шару. Мишка пронзительно завизжал от боли и побежал прочь на трех лапах.

Долго бродил он по лесу. Уж и боль в раненой лапе утихла. И вот он вышел на большую поляну. Тут пустой желудок довел его до такого отчаяния, что медвежонок лапами стал разрывать снег и грызть землю. Но на земле, под снегом, были какие-то ягоды, цветы. Они попали ему в рот с землей. Он пожевал. Есть можно. Тут маленький сирота принялся так работать лапами и запихивать себе в рот разные растения, что скоро его животик раздулся, будто мишка проглотил целый арбуз. Особенно усердно он уминал цветы желтых кувшинок и васильки.

Вдруг он чуть не провалился в глубокую яму под снегом. Только-только успел зацепиться за край задними лапами – и повис вниз головой. А в яме кишмя кишат змеи, лягушки, жабы, ящерицы…

Кое-как удалось перепуганному медвежонку выбраться наверх. И припустился же он обратно в лес от этого страшного места!

Между тем, наступил уже вечер, быстро темнело. Мишка сел под большой старой осиной, сам такой маленький, дрожащий от страха и холода. Куда ему спрятаться на ночь?

Вдали послышался знакомый голос. Уж не мать ли? Он прислушался, но старая осина шелестела над ним всеми своими листьями, и он ничего не услышал. Мишка побрел дальше и только стал забираться в чащу, как с дерева на него свалилась, бросилась большая хищная выдра. Она вцепилась ему в спину и когтями, и зубами. Малыш почувствовал, что погиб, и завизжал изо всех сил.

Вдруг что-то ударило его в бок и повалило вместе с выдрой. В ту же минуту выдра выпустила его и со злобным фырканьем схватилась с каким-то очень крупным зверем. Уже стемнело, и Мишка не мог видеть, что это за зверь, и некогда ему было разглядывать: только бы ноги унести, пока эти двое дерутся.

Вскочив, он больно треснулся головой об огромную ель, но сейчас же вцепился в нее и стал карабкаться наверх. Невысоко от земли в ели оказалось дупло. Только мишка успел спрятаться в него, шум схватки внизу утих.

В наступившей тишине мишка услышал под собой шаги очень большого и тяжелого зверя: сучья так и трещали у того под ногами. Мишка понял: этот зверь убил выдру и теперь разыскивает его. На его счастье настала полная темнота и зверь снизу не мог увидеть дупла, где сидел медвежонок. Но вдруг сверкнул яркий огонь, раздался оглушительный гром – и старя дуплистая ель распалась надвое, пораженная молнией. Оглушенный Мишка полетел на землю прямо на страшного зверя. И быть бы ему растерзанным в клочья, если бы ель не вспыхнула от молнии и не осветила своим огнем все вокруг.

Маленький бедный мишка увидел, что он лежит у ног своей матери. Это она столкнулась с выдрой, но в темноте не разглядела мишку. В ту же минуту раздался торжественный бой часов по радио. Полночь. Настал Новый год.

По всему лесу закричали попугаи, в небе закурлыкали журавли и в кустах запели соловьи. Все радовались. Счастливый мишка – больше всех!

Ошибки:

  1. Медвежата родятся только в январе или феврале.
  2. Белка зимой не рыжая, а серебристо-голубая.
  3. Еж зимой спит, а не разгуливает по лесу.
  4. Кувшинки и васильки не растут в лесу на полянах, тем
  5. более зимой.
  6. 5.Змеи, лягушки, жабы, ящерицы не могут «кишеть» в яме
  7. зимой, если бы они там и находились вместе: в мороз они застывают.
  8. Зимой на осине нет листьев.
  9. Выдра – речной зверь, она не лазает по деревьям и не прыгает с веток на зверей.
  10. У нас грозы под Новый год не бывает.
  11. Медведице совсем не надо было видеть своего медвежонка: звери легко находят и узнают друг друга по запахам, по следам.
  12. В рассказе полночь наступает почти сразу после прихода темноты. На самом деле 31 декабря солнце заходит в 16 ч 01 мин, то есть на целых 8 часов раньше полуночи.
  13. Попугаи в нашей стране не водятся.
  14. Журавли и соловьи – перелетные птицы, зимой их у нас нет.

Тест

Поставьте знаки плюс, если вы согласны с утверждением,  или минус, если вы не согласны.

  1. Зима самое благоприятное время года для диких животных.

  1. Верно ли, что ежи, барсуки и медведи впадают в спячку.

  1. Лоси, зайцы и лисы делают запасы на зиму и строят жилища.

  1. С наступлением холодов зайцы и белки меняют цвет шерсти.

  1. Дикие животные зимой часто голодают.

  • Возьмите конверты, соедините разрезные картинки. Какой зверь у вас получился? Выберите  для своего животного только то, что ему необходимо для зимовки.

Мешочек - делает запасы;

Подушка - впадает в зимнюю спячку

Дом - ищет или строит жилище.

Шуба  – утепляет  мех, накапливает жир.

Кисть  - меняет  окраску.

Дерево/ Мышь - ищет корм в зимнем лесу.

https://www.colourbox.com/preview/3467365-bag-from-a-sacking-isolated-on-a-white-background.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/4608/47407354.8bf/0_102b97_4281161a_orig.pnghttp://th10.st.depositphotos.com/1732591/1280/v/170/depositphotos_12800930-stock-illustration-white-pillow.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6407/47407354.70d/0_eaf04_31b94a61_orig.pnghttp://img4.st.klumba-ua.com/img/used/2015/01/30/6691/l/6691409_3.jpghttp://irbis-nariel.narod.ru/sketchers/ins20071005.jpghttp://www.xxlbook.ru/imgh1280949.png

  • Возьмите листочки. Сделайте запись об этом зверьке. Записывать будете символами.
  • Звери зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Поэтому зверей подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета и связанные в пучки ветки лиственных деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту.
  • Что мы можем сделать для них?

Предполагаемые ответы детей:

  1.  сделать кормушки для лосей: сено, ветки осины, соль
  2.  белок подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнечника
  1. Итог занятия
  • Чем трудна зима для диких зверей? Чем же мы можем помочь им?
  • Я очень хочу узнать, с каким настроением вы отправите письма к зверям.
  • Приклейте, пожалуйста, кружочек такого цвета, которое выражает ваше настроение.

                 

                   мне было интересно, мне все удалось на занятии;

мне было не очень интересно, я многое уже знал(а), поэтому не всегда был(а)   внимателен(на);

                   мне было совсем не интересно.

Сапрыкина Л.Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"

Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует  коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе.

Тема  «Деревья»Цель: обогащать представления детей о деревьях, рассматривать, обследовать, узнавать в природе и на картинках, различать их, называть.Задачи:- закреплять знания детей о харак...

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в осенний лес».

Цель: Всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, личностных качеств. Задачи: Воспитательные: - воспитывать отзывчивость, любовь к природе. Разв...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Вулкан».

Программное содержание: - познание: сформировать представление о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога; - коммуникация: расширить словарный запас на основе формирующихся у детей предс...

Конспект занятия по окружающему миру в разновозрастной группе "Веселая фасоль"

Уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян. Научить детей узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Посадить семена фасоли и гороха и наблюдать как они растут. ...

Конспект занятия по окружающему миру с дошкольниками 5-6 лет "Весенняя гостья"

Данный материал поможет расширить кругозор дошкольников о перелётных птицах в местах их гнездовья, образе и жизнедеятельности....

Конспект НОД, подготовительная к школе группа, тема: "Страны и континенты. Австралия" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Образовательные цели: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме "Страны и континенты. Австралия";  совершенствование грамматического строя речи Развивающие цели: развит...