Программа для одарённых детей по вокалу "Путь к успеху"
рабочая программа (6 класс) на тему

Стрикачева Елена Викторовна

Программа расчитана на учащихся после основного обучения по классу вокала. В работе используются различные технологии: личностно-ориентированные, проектные и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_uspehu.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Арзгирского района Ставропольского края

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом с изменениями и дополнениями

протокол от                    №

                  УТВЕРЖДЕНА

                  педагогическим советом

                  с изменениями и дополнениями

              протокол от                                №  ,

приказом директора МКУ ДО ЦДТ

_____________________Т.Е.Дьяченко

               от                      2016 г.        №  

Дополнительная общеобразовательная программа

«Путь к успеху»

Направленность программы –

социально-педагогическая,

вид деятельности – вокальное пение,

возраст обучающихся

– средний и старший школьный возраст,

общее количество часов - 216 ,

срок реализации – 3 года.

Автор - составитель:

педагог дополнительного

образования –  Стрикачева Е.В.

с. Арзгир

Год создания - 2014 г.

Рекомендована                                                                

 Ст. методистом    _________/______________________/ «      »___________ 2016 г.                                                                                                  

 Рецензенты:

Председатель методического совета ____________________

Программа реализуется в МКУ ДО ЦДТ   с _2014__ г.

 Программа переработана и дополнена в 20___ г.

                                                   

Пояснительная записка

Как важно сегодня воспитывать молодёжь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, на любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.

Характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных заданий, «погружения» в деятельность с последующей отработкой отдельных элементов и действий, умений, обработкой и усвоением информации. В работе с одарёнными детьми преобладает взаимный и самостоятельный контроль в рамках общих ценностей и смыслов, разделяемых группой, заинтересованной в достижении продуктивных результатов своей деятельности. Весьма значимо публичное признание достижений, чему способствует участие в конкурсах, выставках, фестивалях и т. д.

 Дополнительная общеобразовательная программа «Путь к успеху» разработана в соответствии с основными положениями «Закона об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Концепцией художественного образования в Российской Федерации,  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ  29 августа 2013 года №1008, государственных требований и методических рекомендаций, общецентровской программы социально-педагогической направленности «Путь к успеху».                                                                                                                                                                  

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Занятие любимым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром. Занятия эстрадным вокалом не являются в данном случае исключением.  Программа по эстрадному вокалу является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, то есть являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учёбе.  Речевой тренинг воспитывает у обучающихся культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Реализация творческих амбиций в коллективе формирует в человеке качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют в обучающихся психологическую стойкость, а социально-значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личный и коллективный результаты. Часто дети, достигшие определённых успехов в жанре вокала, пробуют себя в музицировании и сочинительстве.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной музыки,  в обогащении опыта вокальной импровизации.

По всей целевой  направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.

ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий для поддержки и  развития одарённых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

ЗАДАЧИ:

-формирование системы самообучения ребёнка;

-использование современных и перспективных технологий,  методик, программ, форм, подходов работы с одарёнными детьми с последующей их апробацией и внедрением;

-организация психолого-педагогического сопровождения способных и одарённых детей;

-совершенствование сотрудничества с родителями в создании условий для развития природных задатков.                                                                 

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся  к музыке и вокалу;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и  знаний, умений и навыков в обучении вокалу;
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Суть программы заключается в следующем:

  • от сольного исполнения к ансамблевому;
  • при работе над новым репертуаром – знакомство с лучшими культурными образцами;
  • коллективный анализ результатов;
  • запись репетиций и анализ как путь дальнейшему самосовершенствованию;
  • развитие познавательных  способностей на разном предметном материале. Развитие мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие. 

Отличительная особенность программы «Три аккорда» заключается в том, что она представляет собой единый музыкальный комплекс, основанный на целостности музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения музыкального материала. Для  реализации программы используются гуманистические подходы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях, эмоционально насыщенной обстановке в творческом коллективе. Ключ к созданию ситуации успеха, способствующей максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии изнутри, «самотворчестве», а не навязывании «готового ответа». Этому в немалой степени способствуют принципы метапредметности:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
      - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
      - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

     - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
     - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства и других видов искусств (литература, ИЗО, русский язык, ДПИ, театр, костюм и др.);
     - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
    - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей;

     - умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.

Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Последовательное развитие определённых тем – основа основ данной программы.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство – мир искусства в разных видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного и технологического цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приёмы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах; на уроках технологии – разработка проекта и подбор костюмов для выступлений с произведениями различных народов и т.д.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью), навыки следования дирижёрским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и ансамблевого звучания.

Для обучения по программе необходимо:

  • здоровый голосовой аппарат.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному процессу – от простого к сложному, от знаний к творчеству и  к увлекательным делам.

При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы, и количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.

Программа рассчитана на 3 года обучения для одарённых, талантливых и проявивших выдающиеся  способности детей.

Режим занятий

Год обучения

Количество часов в неделю

Общее количество

часов в году

1-й год обучения

2

72 ч.

2-й год обучения

2

72 ч.

3-й год обучения

2

72 ч.

Работа направлена на решение творческих задач, возникших в процессе работы над репертуаром: отработка сложных вокальных мест музыкального произведения, устранение певческих неточностей у воспитанника, отработка сольных фрагментов и развитие других навыков.

          Программа предусматривает методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, посещение концертов, музея, церкви, а также совместную работу педагога, родителей и детей.

Прогнозируемые образовательные результаты,

способы их диагностики и оценка

Обучающиеся по программе «Путь к успеху» должен владеть следующими навыками:

- правильного певческого дыхания и артикуляции;

- работы в ансамбле;

- сценического и исполнительского мастерства.

- правильное интонирование,

- гармонический слух (навык многоголосного исполнения репертуара),

- чувство ритма, музыкальная память и слух,

- музыкальное мышление и способность к импровизации,

- исследовательской работы (в том числе по различным видам искусства).

Критерии оценки:

- чистое интонирование в ансамбле и сольно;

- владение голосом;

- владение певческим дыханием и артикуляцией;

- ритмическая устойчивость;

- умение строить музыкальную фразу;

- передача посредством голоса художественного замысла произведения;

- создание сценического образа, соответствующего музыкальному материалу;

- коммуникативные навыки;

- ответственность за конечный результат.

Оценка даётся по 3 уровням: сформировано, частично сформировано, отсутствует умение.

Формой оценки результатов и подведения итогов обучения являются результаты, демонстрируемые ими при участии в конкурсах и фестивалях детско-юношеского творчества; участие в концертных программах, публичных выступлениях, а также открытые занятия. Важным результатом освоения программы является развитие умения адекватной самооценки работы обучающегося.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1-2-й год обучения)

В результате обучения пению подросток должен

знать/понимать:

  • соблюдать правильную певческую установку;
  • понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им;
  • жанры вокальной  музыки;
  • основные типы голосов;
  • типы дыхания;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • реабилитацию простудных заболеваний;
  • виды атаки звука;
  • основы музыкальной грамоты (мелодия, лад, метр, размер, ритм, синкопа, темп, динамические оттенки, длительности нот);
  • резонансы;
  • сценическую речь
  • виды ансамблей;
  • названия инструментов джазового оркестра;
  • имена великих джазовых музыкантов.

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо, на опоре, применяя вибрато;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • петь несложные двухголосные произведения;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, стихотворные тексты;
  • исполнять выразительно разученные произведения;
  • интонировать согласные;
  • управлять диафрагмой;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива и образовательного учреждения;
  • определить на слух инструменты джазового оркестра.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(3-й год обучения)

В результате обучения пению подросток  должен

знать/понимать:

  • резонансы;
  • мелизмы;
  • дыхательные упражнения, способствующие улучшению нижнебрюшного дыхания;
  • гигиену голоса в мутационный период;
  • разминку для снятия внутреннего напряжения и ощущения психологической и физической раскованности (по Струве и Емельянову);
  • название стилей джаза.

уметь:

  • петь в разных стилях;
  • управлять голосовыми связками;
  • петь в ансамбле двухголосные произведения;
  • петь мелизмы, вибрато;
  • формировать силу звука (интенсивность);
  • управлять диафрагмой;
  • сценически перевоплощаться на сцене;
  • самостоятельно анализировать репертуар и  музыкальное сопровождение (фонограмму «-»);
  • определить на слух стили джаза.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов выступлений на конкурсах и фестивалях детского творчества, анкет для детей и родителей, выполнение творческих заданий, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками мероприятий и участия (выступления) в них.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.

Данная программа является экспериментальной, и автор оставляет за собой право вносить коррективы в содержание по ходу ее реализации.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вокально-технические навыки

216

72

144

1. Вводное занятие.

3

3

2. Резонансы.

8

1

7

3. Дыхание (практические занятия)

8

8

4. Укрепление дыхания и диафрагмы.

16

16

5. Опора звука (практические занятия)

4

4

6. Управление диафрагмой.

8

1

7

7. Джазовая импровизация.

6

6

8. Формирование силы звука (интенсивность).

4

1

3

9. Вокализы (практические занятия)

16

3

13

10. Мелизмы

4

2

2

11. Певческое вибрато.

4

1

3

12. Разновидности ансамблей.

16

4

12

13. Пение в ансамбле.

18

4

12

14. Двухголосие.

16

2

14

15. Бэк  вокал.

4

1

3

16. Нюансировка. Фразировка.

10

2

8

17. Выразительность слова в речитативах.

4

1

3

17.а. Дирижирование

9

3

6

18. Основные правила сценического мастерства и культуры.

6

2

4

19.  Законы сцены. Чувство сцены.

6

2

4

20. Хореография.

6

1

5

21. Сценическое воплощение.

12

2

10

22. Исполнительская культура.

12

2

10

23. Анализ  музыкального сопровождения (фонограммы - минус)

8

2

6

24. Гигиена голоса в мутационный период.

2

2

25. Исследовательская и проектная деятельность

6

6

Итого

216

II.

Основы музыкальной грамоты

18

6

12

1. Мелизмы.

4

1

3

2. Аккорды.

2

1

1

3. Пентатоника.

2

1

1

4. Паузы.

4

2

2

5. Ритм. Синкопа.

2

2

6.Филирование.

4

1

3

III.

Эстрадно-джазовое искусство

22

7

15

1. Джазовый вокал – идеальное чувство ритма и гармонии.

2

1

1

2.Стили джаза. Саунд.

4

1

3

3.Свинг.

2

1

1

4.Скэт.

4

1

3

5.Боп (би-боп) – Модерн – джаз.

2

1

1

6.Буги – вуги.

2

1

1

7.Джаз – рок.

2

1

1

8. Подведение итогов. Обобщение тем. Отчётный концерт.

4

4

Итого:

144

40

104

 Содержание программы

Цель: развитие и совершенствование навыков исполнительского мастерства и культуры.

Должна продолжаться работа над закреплением всех полученных знаний, вокально-технических навыков и освоением музыкального репертуара, в частности:

  • расширением диапазона голоса;
  • выравниванием звучности голоса на всём диапазоне;
  • развитием чёткой дикции, выразительностью слова в речитативах;
  • «сглаживанием» переходных нот;
  • развитием и укреплением певческого дыхания и чистоты интонации;
  • развитием подвижности голоса с помощью упражнений;
  • в процессе работы над текстом музыкального произведения следует стремиться к созданию художественного образа, используя творческий подход и эмоциональные возможности воспитанника;
  • пением в ансамбле и соло;
  • стремиться к самостоятельности в работе над укреплением ряда технических приёмов.

Теоретическая работа:

        Усвоение и введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпо-ритм сценического действия, подтекст, словесное действие, мизансцена – это всё поможет организовать постановочную работу.

        Сценическое воплощение – это глубокое проникновение в содержание песни и поиск адекватной ему формы сценического решения. Она может выражаться как в статике, так и в динамике, - всё диктует содержание песни.

        Сценическое оформление предполагает соответствующие костюмы, сценические атрибуты, даже декорации. Задачи: отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность в творческой деятельности, сохранить в костюме художественную меру и вкус.

        Хореография. Зрелищный элемент, заключённый в песнях, даёт возможность исполнить их динамичнее, иногда даже в развёрнутой сценической композиции  (диалога и монолога-обращения). В танцевальных песнях представляется большая свобода для раскрытия индивидуальных черт средствами хореографии. Каждый танец имеет свой ритм, заключённый в структуре музыки данной песни. Внутренняя сущность произведения состоит в том, что исполнитель обязан развивать в себе умение «видеть танец» (движения), не отрываясь от текста.

Беседа на тему: «Здоровьесберегающие технологии в вокальном искусстве». Нюансировка. Фразировка. Изучение стилей джаза.

Исследовательская деятельность. 

Практическая работа: развитие навыков двухголосного пения; совершенствование исполнительской культуры в жанре эстрадно-джазового вокала, глубокого понимания и точного сценического воплощения музыкального материала; комплекс тренировочных интонационных упражнений; работа над репертуаром с использованием приобретённых навыков; работа над индивидуальным стилем; прослушивание и анализ музыкального материала; речевой тренинг с ритмическими акцентами; дыхательная гимнастика с самоконтролем и в работе по парам; строй в ансамбле; отработка артикуляционно и интонационно точного исполнения репертуара; определение на слух стилей джаза; закрепление приобретённых навыков исполнительского мастерства; режиссура песни; навыки использования микрофона при активном сценическом движении. Умение сформировать и правильно передать художественный замысел произведения. Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за счёт певческого опыта и навыков сценического  и вокального мастерства. Раскрытие индивидуальности через коллективное исполнение.

Методическое  обеспечение образовательной программы

Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определённая последовательность основных форм занятий с воспитанниками:

- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;

- практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания;

- занятие – постановка,  репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей;

- занятие – экскурсия – посещение выставок, музея, церкви, концертов, мероприятий, фестивалей, конкурсов;

- заключительное занятие, завершающее тему, занятие – концерт (проводится для самих детей, педагогов, родителей).

Методы и приёмы вокальных занятий

1. Демонстрационный.

2. Игровой.

3. Словесный.

4. Метод наблюдений.

5. Метод упражнений.

6.Метод проектов.

В первый год обучения не следует петь сложные произведения джазового стиля, так как это ведёт за собой излишнюю нагрузку на связки, приводящую к срыву голоса. В течение года рекомендуется заниматься только техническими упражнениями.

На втором году обучения можно вводить в репертуар англоязычные произведения. Материал лучше брать из записей звёзд мировой эстрады. Ученик должен научиться «снимать» произведения с магнитофона. Желательно подобрать мелодию на фортепиано. Текст должен быть заучен наизусть.

На третьем году обучения вводятся  более сложные произведения, продолжая заниматься развитием техники голоса, используя упражнения. Воспитанник должен развиваться самостоятельно, искать свой репертуар. Планировать  свою деятельность, проектировать составляющие выступления.

Средства, необходимые для реализации программы

Методические материалы включают в себя:

- библиотеку, содержащую справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическую литературу и вокально-хоровую литературу;

- хрестоматии музыкальных произведений и песен для слушания и разучивания;

-  песенники;

- методические пособия по вокальному искусству, разработанные педагогами – вокалистами.

        Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:

- видеотека;

- фонотека;

- тематические стенды;

- портреты русских и зарубежных композиторов – классиков и композиторов – песенников;

- папки с буклетами «Шедевры мировой классической музыки»;

- репродукции картин русских художников;

- раздаточный материал (карточки для устного и письменного опроса, карточки для творческих заданий, цветовые карточки, динамические оттенки и музыкальные термины).

Большую помощь в реализации программы оказывают руководитель студии театра моды «Стиль» и костюмер, которые выполняют заказы на пошив концертных костюмов.

Материально-техническую базу студии представляет актовый зал, который на данный момент полностью укомплектован необходимым оборудованием:

- синтезатор;

- музыкальный центр;

- DVD – проигрыватель;

- видеомагнитофон;

- телевизор;

- столы, стулья;

- минидисковый проигрыватель;

- радиомикрофоны;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- микшер.

                                    Список  литературы для педагога

1. Агарков О. М. «Интонирование и слуховой контроль в сольном пении / вопросы физиологии пения и вокальной методики» – М., 1975 г.

2. Абдулов А. А.  Джазовые распевки: учебное пособие, Санкт-Петербург, 1998г.

3. Антонова М. «Лучшие дыхательные практики» (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная дыхательная гимнастика»), Санкт – Петербург «Вектор» 2008г.

4. Апраксина О. А. «Методика развития детского голоса: учебное пособие», 1983г.

5. Белоброва Е. Ю.  Техника эстрадного вокала, Интернет ресурсы.  

6. Билль А. М.  Чистый голос, методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий, М – 2002г.

7. Вейсон М. Я. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики»

8. Гарсия Н.  Новый вокальный курс, практическое руководство по созданию и совершенствованию техники эстрадно-джазового певческого голоса, Интернет ресурсы

9. Гонтаренко Н. Б.  Сольное пение. Секреты вокального мастерства, Ростов-на-Дону6 Феникс, 2006г.

10. Готсдинер А. Л.  Музыкальная психология, М – 1993г.

11. Заводова Т. Е.,  Музыка и воспитание, ООО «Красико-Принт», 2004 г.

12. Далецкий О. В.  Обучение пению, М: 2003г.

13. Дмитриев Л. Б.  Основы вокальной методики, М: Музыка, 2007г.

14. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса».

15. Емельянов В. В. «Развитие голоса – и координация, и тренаж».

16. Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. – 2-е изд. – М.; ИФ «Образование в документах», 2001 г.

17. Иванченко В. Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы»,  издательство «Учитель», 2007 г.

18. Конвенция о правах ребёнка. ЮНИСЕФ, 1999 г.

19.Конен В. Рождение джаза, М: «Музыка», 1984 г.

20.Коллиер Дж.-Л. Становление джаза, М: «Радуга», 1986 г.

21. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая служба, изд-во «Учитель», 2005 г.

22. Малинина Е. М.  Вокальное воспитание детей, Ленинград, 1967г.

23. Менабени А. Г. Методика обучению сольному пению, М, 1987г.

24. Морозов В. П.  «Тайны вокальной речи», М, 1967г.

25. Морозов В. П. Искусство резонансного пения, М, 2002г.

26. Охомуш Т. В. «Чистый голос», методическое пособие по эстрадному вокалу, Иваново, 2002 г.

27. Павлищева О. П. «Методика постановки голоса»

28. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано, М: «Нота», 2006г.

29. Соловей С. Д. «Оздоровление детей в организованных коллективах: практическое руководство» – СПб, 1995 г.

30. Суязова Г. Я. «Мир вокального искусства», издательство «Учитель», Волгоград, 2008

31. Способин И. В. «Элементарная теория музыки» - М., издательство «Музыка», 1973 г.

32. Стулова Г. П.  «Теория и практика работы с детским хором»,  Москва, ГИЦ «Владос» 2002г.

33.Теплов Б. М  «Психология музыкальных способностей».

34. Чугунов Ю., Джазовая мозаика, литературно-музыкальный альманах «Молодёжная эстрада», М: «Молодая гвардия», 1997 г.

Список литературы для детей

1. Булучевский Ю, Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся, М: Музыка, 1998г.

2. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь, Ленинград: Музыка, 1986г.

3. Крунтяева Т. С., Молокова Н. В. Словарь иностранных музыкальных терминов, Москва – Санкт-Петербург:  Музыка, 1996г.

4. Кутерский И. Ю., Минина Е. В.Энциклопедия для юных музыкантов, «Золотой век», 1996 г.

5. Леонов Э. Краткий музыкальный словарь-справочник,  М: «Кифара», 2002г.

6. Назаренко И., Прянишников И. П. Советы обучающимся пению, 1958г.

7. Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального самообразования - М., ВЛАДОС, 2000 г.

8. Салмина Н. Г. , Манакова И. П. «Дети. Мир звуков», Музыка, Свердловск, 1991 г.

9.«Солнечный круг: музыкальная азбука», - М, Линка-Пресс, 1997 г.

10. Эстрада в России, XX век, Лексикон – Москва: «Российская политическая энциклопедия», 2000г.

11. Яных Е. А.  Словарь музыкальных терминов, М: АСТ Донецк, Владимир: ВТК, 2009г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Проблема репертуара – основная проблема начинающего певца. От него зависит стилистический образ артиста. Педагог не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать артиста всю жизнь.

Учебный процесс в студии строится таким образом, чтобы количество практических занятий на первом году обучения немногим преобладало над теоретическими, иначе резко теряется интерес воспитанников к учебному процессу. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, его нужно развивать исподволь, постепенно. Теоретический материал излагается по мере необходимости применения его на практике. На последующих этапах обучения теоретическая часть программы преподаётся  аналогично первому году обучения, с той лишь разницей, что все темы объясняются более углубленно. Продолжительность теоретической части занятия составляет не более 10-15 минут.

Техника безопасности на занятиях.

Здоровьесберегающие технологии.

В программу «Мир вокального искусства» входит информация о технике безопасности и сохранности жизни и здоровья детей. Беседы по технике безопасности проводятся 1 раз в полугодие и оформляются в журнале установленной формы с обязательной росписью педагога и воспитанников. Занятия проводятся в специальном, хорошо освещённом, регулярно проветриваемом помещении, где имеются рабочие места для детей в зависимости от вида деятельности. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны голоса детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Регулярно в ходе занятий проводятся:

      -  беседы об охране голоса в разное время года;

      -  беседы  о  правилах пения, дыхания и соблюдения  певческого режима;

      -  беседы об охране голоса в мутационный период;

 -  экскурсии на природу в тёплое время года;

 - физминутки с упражнениями по профилактике сколиоза, переутомления зрительной системы, мышечной системы воспитанников,  для снятия напряжения и расслабления мышц лица;

 - дыхательная гимнастика по Стрельниковой, Струве и Емельянова;

 - релаксация;

      - «весёлые переменки».

 Сохранение здоровья обучающихся – это, в первую очередь, педагогическая проблема организации творческой деятельности педагога дополнительного образования. Сохранить здоровье ребёнка на занятиях может только педагог, так как именно он задаёт психофизические условия для функционирования организма в процессе занятий. Содержание деятельности ребёнка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивизации. Для этого необходимо использовать все возможности удовлетворения потребности в движении. Также необходимо удовлетворять потребности в игровой деятельности, потребности познавать, исследовать; удовлетворять потребности в общении, потребности мечтать, фантазировать, творить, создавать; преобразовать желание разрушать,  подавлять и властвовать в умение лидировать и самореализоваться.

  Основные критерии здоровьесберегающего занятия:

     1. Наличие на занятии педагогической технологии развивающего обучения, не вызывающей  хронического переутомления.

  1. Возможность коллективного сотворчества.
  2. Возможность саморегуляции текущего функционального состояния, с целью достижения оптимальной работоспособности (смена позы, релаксация, активизирующие и расслабляющие упражнения, чередование вида деятельности, работа в индивидуально приемлемом темпе, выбор формы отдыха и т. д.).
  3. Развитие значимых функций воспитанников средствами содержания занятия (логическое мышление, воображение, слухоречевая и музыкальная память, коммуникативные способности).
  4. Эмоционально положительное восприятие учебной деятельности.
  5. Естественная и сенсорно- разнообразная образовательная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития одарённых детей

Программа направлена на создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности....

Программа развития "Одарённые дети"

Создание благоприятных условий для талантливых учащихся...

Разработка и реализация индивидуального сопровождения: программа развития одарённых детей

Выступление на районной августовской конференции в секции учителей химии и биологии...

Сценарий праздничной программы для одарённых детей «День новогодних традиций»

Цель: поощрение детей – победителей районных олимпиад. Мотивация на дальнейшее участие в олимпиадах и конкурсах для улучшения результатов....

Дорожная карта Программы развития одарённых детей

Работа с одаренными  в разных областях детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одними из важнейших аспектов деятельности нашего лицея....