Программа развития одарённых детей
методическая разработка по теме

Квашурина Лариса Ивановна

Программа направлена на создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx14.89 КБ
Microsoft Office document icon programma_odarennye.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

         Пояснительная записка.

  1. Выявление одаренных детей.

 Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности любого учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем
три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области языка и литературы.
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы  с одаренными детьми: 

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3.Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские: 

  1. мастерская художественного слова;
  2. мастерская юных исследователей языка
  3. «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
  4. Мастерская «Проба пера»

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
С 2008 года мною организован
клуб «Юные исследователи языка», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родному языку ( 8-11 классы).

Деятельность клуба разнообразна. Ребята занимаются исследовательской деятельностью, готовят научные выступления и презентации.

Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, составляют свой портфолио

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися

  1. факультативы;
  2. конкурсы и конференции;
  3. интеллектуальный марафон;
  4. участие в олимпиадах;
  5. спецкурсы;
  6. работа по индивидуальным планам;



Предварительный просмотр:

        Цели программы:

  1. Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
  2. достижение максимального уровня развития способностей детей;
  3. выявление  и  выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.

  Задачи программы:

  1. реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости, вплоть до составления индивидуальной программы обучению по предмету;
  2. организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  3. выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  4. интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  5. организация проектной деятельности;
  6. забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  7. Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

Банк одаренных детей

Фамилия, имя

класс

Способности

1

Савченко Александр

5

По уровню:средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

2

Теряев Ярослав

5

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

3

Авдонина Елена

5

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

4

Шабалина Таня

7

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

5

Ярыгина Таня

7

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

6.

Курганский Андрей

7

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

7

Пожарова Татьяна

8

По уровню: средние;

По личностной сфере, умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты),  творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные)

10

Филиппова Виктория

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

11

Дулина Ксения

8

По уровню: средние

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

12

Квашурин Михаил

10

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

13

Серова Виктория

10

По уровню: средние

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

14

Агеева Ксения

11

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

15

Теряева Юлия

11

По уровню: средние

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Организация работы с одаренными детьми

Направление работы

класс

Время проведения

1

Организация и проведение Интеллектуального марафона по русскому языку и литературе

5-8

ежемесячно

2

Неделя русского языка и литературы

5-11

январь

3

Неделя детской книги

5-8

март

4

Проектная деятельность

1)Творческий проект «Создание альманаха «Проба пера»

2)Социально-значимый проект «Жаргонизмы в ИКТ»

5-11

8-11

Декабрь

Январь

Февраль

5

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

7-9

В течение года

6

Исследовательская деятельность в рамках  внеурочной деятельности   «Родословие», «Наши знаменитые земляки», «Труженики тыла» и др.

7-11

В  течение года

7

Участие в олимпиадах и  конкурсах различного уровня

5-11

В течение года

8

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  

7-11

Согласно расписанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация подпрограммы развития "Одарённые дети"

В презентации раскрыта система работы в школе с одарёнными детьми....

Программа развития "Одарённые дети"

Создание благоприятных условий для талантливых учащихся...

Выявление и развитие одарённых детей в условиях коррекционного образовательного учреждения.

Коррекционная школа-это особенная школа. Само название  - «коррекционная» - вызывает разную реакцию: одним, кажется оскорбительным, другим, лучик надежды, где смогут понять, и принят ребёнка таки...

Разработка и реализация индивидуального сопровождения: программа развития одарённых детей

Выступление на районной августовской конференции в секции учителей химии и биологии...

Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Мастер-класс на М.О. учителей математики по теме: " Работа с одарёнными детьми"...

Дорожная карта Программы развития одарённых детей

Работа с одаренными  в разных областях детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одними из важнейших аспектов деятельности нашего лицея....

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...