Формирование эстетической культуры учащихся средствами театрального искусства.
статья (10 класс) на тему

воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

М.В. Кримлян, заместитель директора по воспитательной работе

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 21 в Республике Армения (Ереван), Армения

Аннотация. В данной статье автор исследует богатые возможности театрального искусства в плане организации досуга и эстетического воспитания детей. Автор убедительно доказывает, что ввод те-атрального искусства в воспитательный процесс приводит к формированию у учащихся правильной речи, эс-тетического вкуса, индивидуального и независимого мышления.

Ключевые слова: педагогика, образование, эстетика, культура, театральное искусство.

Массовость, зрелищность, синтетичность – три главные особенности театрального искусства, которые дают педагогам возможность включить театр в воспитательный процесс, развивая нравственные и эстетические качества школьников, так как театр (греч. θέατρον – место для зрелищ) представляет собой синтез различных искусств: литературы, музыки, вокала, хореографии, изобразительного искусства [3].

В театре отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утвер-ждение тех или иных идей происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр [1, с. 30].

Поэтому театральное искусство, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем яв-ляется сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком – зрителем, является искусством человековедения, что создает особые предпосылки для формирования социально активной, творче-ской личности, способной изменить мир.

В свою очередь, одним из крупнейших центров нравственно-эстетического воспитания детей сегодня является школа. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью дви-жений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Следовательно, школьный театр превращается в средство вовлечения учащихся в общечеловеческую культуру.

Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекает-ся для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка, поскольку в театр часто приходят дети, которым требуется психологическая помощь, шёпотом говорящие и робкие, стеснительные и ранимые. И театр творит чудеса. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, вы-прямляются и идут красивой походкой, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.

За время существования театра в нашей школе были поставлены следующие спектакли: «Монрок или там, за стеною дождя», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Оловянные кольца», «Лампа Алладина», каждый из которых, благодаря старанию руководителя театрального кружка школы Агаджанян Ирины Васильевны и яркой игре учеников театральной студии становились событием и превращались в незабываемое красочное представление. Но главное – каждый спектакль учил учащихся, как актёров, так и зрителей, анализировать про-изведение и разбираться в вопросах этики.

Особенно хочется отметить воздействие спектакля «Монрок или там, за стеною дождя». Этот спек-такль – философская притча в стихах современного поэта А.Н. Гуркова. Каждый участник представляет одну из человеческих страстей. Смысл притчи – чтобы противостоять страстям, следует быть личностью: целеустрем-ленной, волевой и стремиться к тому, чтобы «Познать самого себя». Только в этом случае, в случае осмысления моральных аспектов бытия, можно победить свои слабости и пороки.

После просмотра этого спектакля состоялось обсуждение, в ходе которого старшеклассники самостоя-тельно пришли к выводу, что в каждом из нас множество разных Я, а Монрок – это наше подсознание. В одной и той же ситуации мы можем поступить по-разному, в зависимости от нашего настроения на данный момент. В начале пьесы так и сказано: «Как много во мне Я, хотя я и один...». Этот спектакль помог также достигнуть та-ких результатов как: повышение самооценки и избавление от комплексов, развитие коммуникативных и орга-низаторских способностей, а также привить любовь к театру.

Если ученики раньше не любили посещать театры, то теперь они бывают в разных театрах города, где

фантастические декорации, сказочные персонажи, скрип кресел и шуршание программок позволяет им очу-титься в сказочном мире любимых сказок. Дети начали понимать значение таких слов, как партер, акт, гарде-роб, фойе, ложа, оркестровая яма, занавес, аплодисменты. При этом, нередко после окончания спектакля можно заметить, как ребенок старается походить на полюбившейся персонаж: копирует его голос, манеру разговора, движения. Так совсем незаметно, школьники, играя, учатся жить.

Организованные встречи с профессиональными актёрами – это также одно из направлений деятельно-сти нашего школьного театра. Несложно представить реакцию детей, когда они видят реального, живого люби-мого героя. Они начинают воспринимать кумира, как равного себе, начинают доверять ему, переживать за него.

Несколько иначе ведется работа с младшими школьниками. Каждый учитель после представления про-водит обсуждение спектакля-сказки в классе при помощи вопросов на внимательность. При этом, учитель не только задает вопросы детям, но и помогает им в затруднительных случаях найти ответ. Вот пример обсужде-ния сказки «Волк и семеро козлят».

Вопрос: «Где жила коза?» Ответ: «В лесу, в избушке».

Вопрос: «С кем она жила?» Ответ: «Со своими детьми-козлятами».

Вопрос: «Куда уходила коза каждое утро?» Ответ: «В лес за травкой».

Вопрос: «Что наказывала коза козлятам?» Ответ: «Не открывать дверь волку (чужим)».

Вопрос: «Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам, и каким голосом?» Ответ: «Тоненьким». Далее следует предложение учителя: «Давайте споем эту песенку».

Вопрос: «Каким голосом пел волк?» Ответ: «Грубым (толстым)». Далее следует предложение учителя: «Давайте споем, как пел волк».

Комментарий учителя: «Волк знал, что козлятки послушные, ведь они не открыли ему дверь первый раз, поэтому перековал свой голос. Какую народную пословицу мы можем вспомнить?»

Ответ: «Страшись волка в овечьей шкуре».

Комментарий учителя: «Волк всегда остается волком, кем бы он ни прикидывался, поэтому верить ему никогда нельзя».

Тут же с детьми обсуждается, что доверие к людям прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опас-на. Козлята чуть не поплатились за свою беспечность. Не надо забывать, что не все приходит к нам с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а нужно, если на тебя нападает тот, кто сильнее. Надо звать на по-мощь и помощь придет. Ведь не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Ведь спасся же седьмой козленок от волка.

Вопрос: «Вспомните, где он спрятался?» Ответ: «Козленок спрятался в печку».

Вот так, вместе с эстетическим воспитанием учитель преподает детям основы безопасности: никого не надо приглашать, не пускать к себе домой, когда родителей нет дома. Не открывать дверь, не говорить никому, что вы одни. Злой дядя может быть красив и приветлив, он может подарками обмануть. Так же, как волк обма-нул козлят. Дети также заметили, что Волк не напал на козлят при матери, он знал, что она сильная и спасет своих деток. В конце обсуждения учитель предлагает детям вспомнить соответствующие ситуации пословицы: «Кто маленьких обижает, тот за то потом отвечает», «Худо тому, кто добра не делает никому» и пр.

Таким образом, с эстетикой поведения рождается эстетика словесного творчества.

Спектакль «Золушка» заставил детей задуматься о том, что в жизни всегда срабатывает правило: «Что посеет человек, то он и пожнет». Будешь честным, добрым по отношению к другим, как Золушка, то это тебе вернется, да еще и сторицей. И, несомненно, произойдет обратное – посеешь, как злая Мачеха и ее невоспитан-ные дочери, зло, ложь, жестокость, и они обязательно возвратятся в первую очередь к тому, кто посеял эти злые семена. Еще один вывод, который сделали учащиеся младших классов – невзгоды могут свалиться на каждого, но именно тогда человек должен оставаться человеком. Ведь Золушка мыла, стирала и прислуживала, выпол-няла даже самые глупые и ненужные задания. Но она осталась человеком. Затуманив свои мозги богатством ее «семья» не видела в Золушке настоящего человека. Они в ней видели только рабыню, за что и поплатились.

Воспитание театром формирует у учащихся мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоя-тельное и независимое мышление. При этом, следует помнить, что искусство и жизнь не одно, но должны стать в человеке единым, в единстве его ответственности [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барбой, Ю. Структура действия и современный спектакль / Ю. Барбой. – Л., 1988. – 201 с.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. Авторский сборник / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.

3. Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). т.5. – М. : Советская энциклопедия, 1961-1965.

Материал поступил в редакцию 31.01.17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование технологической культуры учащихся средствами декоративно - прикладного творчества.

В данной статье автор делится своими приёмами и средствами, которые он использует в своей работе по формированию технологической культуры учащихся....

Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства

Материал посвящён  исследованию эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства. Это научный проект, который включает в себя вопросы теоретического и практического характера.Ц...

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья является обобщением опыта автора в вопросе формирования художественно-эстетического вкуса воспитанников средствами изобразительного искусства. Автором выделены и проанализированы основные пробл...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.       Ребенку интересен мир, но ...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современно...