Программа по шахматам (3 года)
рабочая программа на тему

Чуманкин Алексей Вячеславович

    Большой популярностью в нашей стране пользуются шахматы. Эта мудрая  игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой культуры.

  Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шахматами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа пошахматам256.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая  целесообразность.

   Большой популярностью в нашей стране пользуются шахматы. Эта мудрая  игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой культуры.

  Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шахматами.

   Правила игры в шахматы довольно сложные, но вполне доступны. Научиться хорошо играть в шахматы - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

  Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шахматы. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шахмат в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

  И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шахматам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.

Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шахматную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

 Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шахматами носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.

 Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.

 Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шахматного искусства просто необходима программа занятий.

 Отличительной особенностью данной программы  является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации.  

Программа объединения «шахматы» создана в соответствии с теоретическими  знаниями, игровой практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми.

Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.

Адресат программы.

В кружке работа ведется с детьми от 7.

В младшем школьном возрасте продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы; произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленным; у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Обучение в кружке начинается с 7 - 10 лет. В этом возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, т.к. память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой. В кружке каждый ребенок может реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть богатство своих умений. На занятиях кружка «Шахматный» для ребенка создаются все условия, чтобы у него появилась заинтересованность и он мог почувствовать уверенность в своих силах. Создаются необходимые условия для интеллектуального и коммуникативного развития. У детей в возрасте 10 - 13 лет происходит перестройка памяти, активно развивается логическая память, способность ко многим видам обучения, активизируются любознательность, желание продемонстрировать свои способности. В возрасте 14-16 лет ребенок стремится мыслить независимо и самостоятельно, принимать лишь то, что ему кажется интересным и полезным. Это стимулирует его к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

Срок реализации программы 3 года:

1год  - 144 часа+ 8 часов резерв (2 раза в неделю по 2 часа).

2 год – 216 часов + 12 часов резерв (3 раза в неделю по 2 часа).

3 год – 216 часов + 12 часов резерв (3 раза в неделю по 2 часа)  .

Резервные часы могут быть использованы педагогом в любом разделе учебно-тематического плана для закрепления изученного материала.

2. Цель и задачи программы:

Цель программы:

• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся средством углубленного обучения игре в шахматы.  

Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шахматной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шахматной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

Формы и методы проведения занятий:

При проведении занятий используется групповая и индивидуальная  форма работы. Проводятся теоретически  и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.

Используются следующие  методы проведения  занятий:  словесные методы, наглядные методы, практические.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

1. Метод упражнений;

2.Игровой метод;

3.Соревновательный;

4.Метод круговой тренировки.

Планируемые результаты:

После I учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения шахмат;
  • расположение и определение горизонтальных и вертикальных линий на шахматной доске;
  • названия фигур и их свойства (как ходит каждая фигура), обозначение фигур;
  • что такое шах и что такое мат.

Учащиеся должны уметь:

  • ходить разными фигурами;
  • проводить игру пешками без короля;
  • проводить игру короля против пешек и игру короля против короля;
  • использовать при игре различные приёмы: двойные удары, вскрытые удары, рокировка.

После II учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • различные тактические приемы игры;


  • владеть комбинационными навыками игры;
  • технику пешечного эндшпиля;
  • дебюты (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах);
  • основы стратегии.

Учащиеся должны уметь:

  • при игре использовать:         тактические приемы (заграждение,
  • отвлечение и т.п.);
  • применять различные дебюты, (мин. по два за каждую сторону);
  • использовать стратегические приемы.

После III учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • пешечные конфигурации;
  • роль центра в шахматной партии;
  • типовые позиции миттельшпиля;
  • типовые позиции эндшпиля;
  • современную литературу по шахматам;

 Учащиеся должны уметь:

  • Применять на практике стратегические приёмы;
  • владеть техникой расчёта ходов;
  • решать задачи (тесты и этюды).

Контроль за реализацией программы.

 Виды диагностики: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая диагностика результатов проводится в виде теоретических и практических контрольных занятий, а также соревнований на протяжении всего курса обучения.

Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го и 2-го года обучения, итоговая по окончании 3-го года обучения.

Форма проведения промежуточной и итоговой  аттестации: контрольная работа, которая направлена на оценку теоретических и практических знаний.

           Критерии оценки результатов:

•        Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием;

•        Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

•        Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после

подсказки педагога.


Учебно-тематический план

1-й год обучения

Общее

Наименование разделов и тем

кол-во

Теория

Практика

часов

1. Исторический обзор развития шахмат

16

10

6

1.1 Происхождение шахмат. Чатуранга и

2

1

1

шатрандж. Распространение шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу.

1.2 Реформа шахмат. Шахматные

трактаты. Запрет шахмат церковью

2

1

1

1.3 Испанские и итальянские шахматисты

XVI-XVII веков. Ранняя итальянская школа.

4

1

Шахматы как придворная игра.

3

1.4 Выдающиеся мастера прошлого (от

Морфи до Алехина). Советская школа шахмат.

4

2

2

1.5 Современные российские и

4

3

1

зарубежные шахматисты.

2. Шахматный кодекс. Международная

шахматная федерация ФИДЕ.

16

12

4

2.1 Правила игры.

10

6

4

2.2 Шахматная нотация и термины.

2

2

2.3 Рейтинг ЭЛО.

2

2

_

2.4 Международная шахматная федерация ФИДЕ.

2

2

3. Теоретическая подготовка

46

28

18

Первоначальные понятия.

3.1 Физическая культура и спорт в России.

4

4

-

3.2 Первоначальные сведения.

Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей.

8

6

2

3.3 Фигуры и пешки. Начальная позиция.

2

1

1

3.4 Как ходят фигуры. Ладья. Взятие.

8

6

2

3.5 Слон. Полная и краткая нотация.

4

3

1

3.6 Король. Шах. Мат.

6

2

4

3.7 Ферзь. Конь.

6

3

3

3.8 Пешки.

6

2

4

3.9 Рокировка.

2

1

1

4. Практическая подготовка. Судейство

46

18

28

и организация соревнований.

4.1 Дебют.

12

8

4

4.2 Миттельшпиль.

12

4

8

4.3 Эндшпиль.

12

4

8

4.4 Судейство на соревнованиях.

10

2

8

5. Турниры. Анализ партий.

20

6

14

5.1 Анализ партий и типовых позиций

11

3

8

5.2 Турниры. Анализ партий.

9

3

6

ИТОГО за год:

144

74

70


Учебно-тематический план

2-й год обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1. Формирование навыков игры.

16

8

8

1.1 Приемы заграждений.

4

2

2

1.2 Приемы отрезания полей.

2

1

1

1.3 Приемы стеснения положения.

2

1

1

1.4 Приемы перегрузки по защите пунктов.

2

1

1

1.5 Приемы связки.

2

1

1

1.6 Приемы выигрыша темпа (по времени)

4

2

2

2. Формирование комбинационных навыков.

24

12

12

2.1 Ладья

4

2

2

2.2 Слон.

4

2

2

2.3 Ферзь

4

2

2

2.4 Конь

4

2

2

2.5 Пешка.

4

2

2

2.6 Король

4

2

2

3. Изучение техники пешечного

44

12

32

эндшпиля.

3.1 Оппозиция.

4

1

3

3.2 Поля соответствия.

4

1

3

3.3 Правило квадрата.

4

1

3

3.4 Отдаленная проходная пешка.

4

1

3

3.5 Игра на поле.

4

1

3

3.6 Отталкивание «плечом».

4

1

3

3.7 Прорыв.

4

1

3

3.8 Пространство.

4

1

3

3.9 Ферзь против пешки.

6

2

4

3.10 Ладья и пешка против ладьи

6

2

4

4. Изучение дебютов.

52

26

26

4.1 Открытые начала:        

28

14

14

а) итальянская партия

4

2

2

б) защита двух коней, дебют слона.

4

2

2

в) дебют четырех коней, латышский гамбит

4

2

2

г) венская партия, центральный дебют.

4

2

2

д) королевский гамбит, русская партия (з. Петрова).

4

2

2

е) испанская партия (партия Р.Лопеса)

4

2

2

4.2Полуоткрытые начала:

12

6

6

а) сицилианская защита.

4

2

2

б) защита Филидора.

4

2

2

в) французская защита.

4

2

2

4.3 Закрытые дебюты.

12

6

6

а) ферзевый гамбит.

4

2

2

б) староиндийская защита.

4

2

2

в) защита Нимцовича.

4

2

2

5. Изучение основ стратегии.

44

22

22

5.1 Пешечные слабости.

4

2

2

5.2 Сдвоенные пешки.

4

2

2

5.3 Отсталая пещка на полуоткрытой линии.

4

2

2

5.4 Проходная пешка.

4

2

2

5.5 Слабые поля в лагере противника.

4

2

2

5.6 Использование открытых и полуоткрытых линий

4

2

2

5.7 Борьба за открытую линию.

4

2

2

5.8 Форпост на открытой и полуоткрытой

4

2

2

линии.

4

2

2

5.9 Слабость комплекса полей.

4

2

2

5.10 Атака на короля.

4

2

2

6. Турниры. Подведение итогов обучения.

36

6

30

6.1 Турниры по круговой системе с записью партий

30

30

6.2 Подведение итогов обучения.

6

6

ИТОГО за год:

216

86

130


Учебно-тематический план

3-й год обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов.

Теория

Практика

1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры

24

6

18

1.1 Пешечная структура и положение в ней фигур.

4

1

3

1.2 «Хорошие» и «плохие» слоны.

4

1

3

1.3 Слон сильнее коня.

4

1

3

1.4 Конь сильнее слона.

4

1

3

1.5 Разноцветные слоны в миттельшпиле.

4

1

3

1.6 Выключение фигур соперника из игры.

4

1

3

2. Поиск матовых комбинаций.

45

9

36

2.1 Две ладьи.

5

1

4

2.2 Ладья и слон. .

5

1

4

2.3 Ладья и конь.

5

1

4

2.4 Два слона.

5

1

4

2.5 Два коня.

5

1

4

2.6 Слон и конь.

5

1

4

2.7 Ферзь и слон.

5

1

4

2.8 Ферзь и конь.

5

1

4

2.9 Три фигуры.

5

1

4

3. Решение проблем центра.

20

10

10

3.1 Борьба за создание пешечного центра.

4

2

2

3.2 Подрыв пешечного центра.

4

2

2

3.3 Фигуры против пешечного центра.

4

2

2

3.4 Фигурно-пешечный центр.

4

2

2

3.5 Роль центра при фланговых операциях.

4

2

2

4. Тренировка техники расчета,

30

15

15

4.1 Отбор целесообразных продолжений (ходов кадидатов).

6

3

3

4.2 Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов.

6

3

3

4.3 Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.

6

3

3

4.4 Анализ обучающимися предложенной позиции, нахождение выигрыша.

6

3

3

4.5 Анализ обучающимися предложенной позиции и доказательство в игре с сеансером.

6

3

3

5. Анализ типичных положений.

38

19

19

5.1 Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге.

8

4

4

5.2 Использование пешечного перевеса в центре.

2

1

1

5.3 Борьба с пешечным перевесом на фланге.

2

1

1

5.4 Пешечная цепь.

2

1

1

5.5 Атака базы, приводящая к разрушению пешечной цепи.

2

1

1

5.6 Качественное пешечное превосходство.

2

1

1

5.7 Ограничение подвижности пешек, их блокада.

2

1

1

5.8 Пешечная пара «сЗ+с4».

2

1

1

5.9 Пешечная пара «сЗ+с4» с активностью фигур на королевском фланге.

2

1

1

5.10 Изолированная пешка в центре доски.

2

1

1

5.11 План игры против изолированной пешки в центре доски.

2

1

1

5.12 План игры с изолированной пешкой и прорывом «d4 - d5».

2

1

1

5.13 План игры с атакой на королевском фланге.

2

1

1

5.14 «Висячие» пешки и их минусы.

2

2

2

5.15 План игры против «висячих)  пешек.

2

1

1

5.16 План игры с «висячими» пешками.

2

1

1

6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе.

20

14

6

6.1 Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией.

10

8

8

6.2 Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы.

10

6

4

7. Турниры. Подведение итогов обучения.

39

4

35

7.1 Квалификационный турнир по круговой системе с записью п.

35

7.2 Подведение итогов обучения.

4

ИТОГО за год:

216

77

139

                       

                   Содержание программы 1 год обучения.                                               

  1.Исторический обзор развития шахмат……………………16 часов.

Теоретический компонент:

Происхождение шахмат. Чатуранга и шатрандж. Распространене шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью. Испанские и итальянские шахматисты. Выдающиеся мастера прошлого. Советская школа шахмат. Современные российские и зарубежные шахматисты.

2.Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация

ФИДЕ………………………………………………………… 16 часов.

Теоретический компонент:

Правила игры. Шахматная нотация и термины. Рейтинг ЭЛО. Международная шахматная федерация ФИДЕ. 

3.Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия…46 часов.

Теоретический компонент:

Физическая культура и спорт в России. Первоначальные сведения. Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей.

Практический компонент:

Фигуры и пешки. Начальная позиция. Как ходят фигуры, ладья, взятие. Слон, полная и краткая нотация. Король, шах, мат. Ферзь, конь. Пешки. Рокировка.

4.Практическая подготовка. Судейство и организация           соревнований …………………………………………………46 часов.

Теоретический компонент:

Судейство на соревнованиях..

Практический компонент:

Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.

5.Турниры. Анализ партий…………………………………….20 часов.

Практический  компонент:

Анализ партий и типовых позиций. Турниры, анализ партий.

 

 

             

                 


Содержание программы 2 год обучения.

1.Формирование навыков игры………………………..16 часов.

Теоретический компонент:

Приёмы заграждений. Приёмы отрезания полей. Приёмы стеснения положения.

Практический компонент:

Приёмы перегрузки по защите пунктов. Приёмы связки. Приёмы выигрыша темпа.

2.Формирование комбинационных навыков………..24 часа.

Практический компонент:

Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Король.

3.Изучение техники пешечного эндшпиля…………….44 часа.

Теоретический компонент:

Оппозиция. Поля соответствия. Правило квадрата. Отдалённая проходная пешка.

Практический компонент:

Игра на поле. Отталкивание «плечом». Прорыв. Пространство. Ферзь потив пешки. Ладья и пешка против ладьи.

4.Изучение дебютов………………………………………  52 часа.

Теоретический компонент:

Открытые начала. Полуоткрытые начала.

Практический компонент:

Закрытые дебюты.

5.Изучение основ стратегии………………………………….44 часа.

Теоретический компонент:

Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии. Проходная пешка.

Практический компонент:

Использование открытых и полуоткрытых линий. Борьба за открытую линию. Форпост на открытой и полуоткрытой линии. Атака на короля.

6.Турниры. Подведение итогов обучения………………36  часов.

Практический компонент:

Турниры по круговой системе с записью партий. Подведение итогов обучения.

         

           


Содержание программы 3 год обучения.

1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры...24 часа.

Теоретический компонент:

Пешечная структура и положение в ней фигур. «Хорошие» и «плохие слоны». Слон сильнее короля. Конь сильнее слона.

Практический компонент:

Разноцветные слоны в миттельшпиле. Выключение фигур соперника из игры.

2. Поиск матовых комбинаций………………………………………45 часов.

Практический компонент:

Де ладьи. Ладья и слон. Ладья и конь. Два слона. Два коня. Слон и конь. Ферзь и слон. Ферзь и конь. Три фигуры.

3.Решение проблем центра…………………………………………….20 часов.

Теоретический компонент:

Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра. Фигуры против пешечного центра.

Практический компонент:

Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.

4.Тренировка техники расчёта………………………………………30 часов.

Теоретический компонент:

Обор целесообразных продолжений.  Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов.анализ обучающимися предложенной позиции. Нахождение выигрыша.

Практический компонент:

Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.

5.Анализ типичных положений…………………………………….38 часов.

Теоретический компонент:

Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге, в центре. Борьба с пешечным перевесом на фланге. Пешечная цепь.

Практический компонент:

Изолированная пешка в центре доски. Игра против «висячих» пешек. Игра с атакой на королевском фланге.

6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической

 работе……………………………………………………………….20 часов.

Теоретический компонент:

Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией. Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы.

7. Турниры. Подведение итогов обучения………………………….39 часов.

Теоретический компонент:

Подведение итогов обучения.

Практический компонент:

Квалифицированный турнир по круговой системе с записью партий.


Условия реализации программы

Обучение проходит в отдельном кабинете, соответствующем нормам САНПИН, оборудованным всем необходимым для работы: столы, стулья, шахматные доски, шахматы, методическая литература.

 Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием физкультурно-спортивной направленности, обладающим знаниями и навыками обучения игре в настольный теннис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по шахматам для групп начальной подготовки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМодифицированная программа по шахматам для групп начальной подготовки физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе”...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Познавательно – игровая программа «Весёлые шахматы»

Данная игровая программа способствует приобщению детей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать популяриз...

Рабочая программа кружка: "Шахматы".

Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...

Программа кружка "Шахматы"

Программа кружка "Шахматы" (обучение шахматам посредством компьютерной программы) в рамках внеурочной деятельности....

Рабочая программа по шахматам 1-го года обучения

Рабочая программа элективного курса "Шахматы" разработана для учащихся 10-11 классов 1-го года обучения (0,5 часа в неделю)...