Открытое занятие
методическая разработка на тему

Стрикачева Елена Викторовна

открытое занятие - важный этап в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinamika_akkordeon.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Арзгирского района Ставропольского края

Конспект открытого индивидуального занятия по предмету «Специальность» (аккордеон) с     учеником 1 класса

Тема: «Динамика как одно из средств выразительности в музыкальном произведении»

                                                                Составитель:  педагог дополнительного образования

Стрикачева Е.В.                            

                                                                               

2014г.

Цели:    

Познавательные: освоить динамику или динамические оттенки в музыкальном произведении (уметь применять полученные знания на практике), слышать градации в звучании.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, оценивать результат.

Коммуникативные: овладевать диалогической формой коммуникации.

Личностные: воспитывать чувство прекрасного.

Задачи: - научиться исполнять  пиано,  форте, их разновидности,  крещендо,     диминуэндо

               - видеть скорость движения меха

     - замечать напряжение и ослабление мышц левой руки

Материал урока:  Л. Моцарт «Менуэт»

                                                   

                                                     

                                                    Ход урока

  1. Организационный момент.

        (Обращение к ребенку по имени) Сегодня мы с тобой проведем урок в присутствии гостей, преподавателей. Но, ты можешь не волноваться и не переживать. Мы покажем другим, как у нас проходят занятия, чему ты научился, что освоил и что еще тебе предстоит понять и освоить.

  1.  Тема занятия. Постановка цели.

        Тема нашего сегодняшнего урока – это динамика как одно из средств выразительности в музыкальном произведении. Можешь мне объяснить, что это такое - динамика? (ответ ученика: динамика – это громкость звука).

         Правильно. Существует множество динамических оттенков. Какие ты знаешь? (ответ ученика: пиано, форте, меццо пиано, меццо форте, крещендо, диминуэндо).

Правильно. А скажи, какую они выполняют роль? (ответ ученика: делают пьесу красивее, ярче).

Молодец. Без них музыкальное произведение будет блеклым, неинтересным, как будто в черно-белом цвете. А с ними пьеса станет красочней и выразительней, ее будет приятно исполнять и интересно слушать зрителям.

Наше с тобой музыкальное произведение – это произведение композитора  В. Моцарта  «Менуэт». Ты уже хорошо знаешь нотный текст, с длительностями и штрихами, и на прошлом занятии ты мне это показывал.

 Так вот, сегодня мы поговорим о динамике в этом произведении и наша цель, образно говоря, «разукрасить» музыкальное произведение в динамические оттенки.

  1. Приобретение знаний и навыков.

В нашем «Менуэте» есть знаки, определяющие динамику или    динамические оттенки, которые отвечают за громкость звука.

Скажи, пожалуйста, какие динамические оттенки ты здесь видишь? С какого  оттенка начинается пьеса, каким продолжается, каким заканчивается? (ответ ученика: начинается 1 часть со знака mf, затем, 2 часть – со знака mp)

         Что такое mf и mp? (ответ ученика: mf – меццо форте, переводится не очень громко, mp – меццо пиано, переводится не очень тихо.

 Правильно. Давай попробуем начать «Менуэт» с mf и сыграем одну фразу не очень громко (ученик играет)

         Как ты думаешь, у тебя получилось? (ответ ученика: нет)

         Для того чтобы получилось, нужно мех потянуть сильнее. Посмотри, как это делаю я. Теперь, пожалуйста, попробуй ты (ученик играет). Слышишь, наша музыкальная фраза стала громче. А ты почувствовал, как при сильном нажиме на мех напрягается мышца левой руки? Ты понял, как у тебя это получилось? Запомни эти ощущения.

Давай повторим, и еще раз сыграем меццо форте, чтобы услышать громкость звука, а также еще раз ощутить  напряжение мышцы (ученик повторяет).

        Теперь давай продолжим и перейдем к началу 2 части «Менуэта», написанной в меццо пиано. Пожалуйста, сыграй только 1 фразу (ученик играет). Тебе что легче, исполнить mf или mp? (ответ ученика: меццо пиано)

        А почему меццо пиано? (ответ ученика: потому что не надо напрягать руку).

        Правильно. Ты заметил, что в этом случае мех движется медленнее, а мышцы руки не напрягаются сильно? И мелодия звучит тихо (ответ ученика).

         Давай закрепим материал и сыграем обе фразы, одну – начало 1 части, вторую – начало 2 части и послушаем контрастное звучание (ученик играет).

        Как ты думаешь, тебе удалось сделать такие динамические оттенки, как mf и mp? (ответ ученика: да, удалось).

 Я согласна, действительно удалось.

Хочу обратить твое внимание на те места, в нашем произведении, где не стоят динамические оттенки, это 3 фраза в 1 части и 3 фраза во 2 части. Даже, если их там нет, в этих местах они подразумеваются, их хочется сделать. Послушай, пожалуйста, я тебе сыграю, а ты объясни, каким динамическим оттенком я сейчас воспользуюсь (играет учитель и после проигрывания  ответ ученика: крещендо).

        Правильно. А как переводится это слово? (ответ ученика: усиливая звук.

         Молодец. Этот нюанс сделать сложнее, но ты попробуй. Сначала мех ведется спокойно (учитель показывает в замедленном действии) и мышцы руки не напрягаются, затем мех движется быстрее,  мышцы руки становятся напряженнее. Таким образом, звучание усиливается до звука «соль» (ученик пробует)

         У тебя получилось? (ответ ученика: нет)

         Попробуй еще, я тебе помогу (ученик играет, а учитель помогает вести мех). А сейчас получилось? (ответ ученика: да).

Давай, теперь, то же крещендо сделаем в 3 фразе 2 части и усилим звучание до звука «до» (ученик играет, но теперь уже без помощи учителя).

У тебя получилось? (ответ ученика: да)

        Молодец. Теперь посмотрим на 4 фразу -  конец 1 части и конец 2 части. Послушай, я сыграю, а ты скажи, какой динамический оттенок ты услышишь (учитель играет и после проигрывания ответ ученика: диминуэндо).

         Как переводится слово диминуэндо? (ответ ученика: постепенно затихая.

         Правильно. Ты знаешь все динамические оттенки. Заметь, здесь мех сначала движется быстро (учитель показывает в замедленном действии) и мышцы левой руки напряжены, затем движение меха замедляется, а мышцы руки расслабляются. И мы слышим, как звук у нас затихает. А теперь попробуй ты (ученик пробует). Ты услышал свое диминуэндо? (ответ ученика: нет)

         Пожалуйста, сыграй еще раз, я тебе помогу (учитель помогает вести мех). А теперь, услышал диминуэндо? (ответ ученика: да).

        Теперь ты можешь сыграть весь «Менуэт» целиком, применяя полученные знания и ощущения (ученик играет).

 Очень важно услышать различную громкость звука в музыке, которую исполняешь. А эту громкость надо умело извлечь из нашего инструмента, аккордеона. Для этого так же важно запомнить, как вести мех при тех или иных динамических оттенках, запомнить, когда мышцы левой руки напрягаются, а когда расслабляются. Если будешь это знать, тогда тебе будет легче контролировать эти процессы.

  1. Рефлексия.

        Ты понял, что нужно делать, чтобы получилось mf, mp,  крещендо, диминуэндо? Можешь сказать, как нужно вести мех в тех и других случаях?

(ответ ученика: при меццо форте мех нужно вести быстрее, при меццо пиано медленнее. При крещендо – сначала медленнее, затем быстрее, а при диминуэндо наоборот).

         Похвально. А скажи, трудности у тебя были? (ответ ученика: были, трудно делать крещендо и диминуэндо)

А как ты преодолел эти трудности? (ответ ученика: вы мне помогли, а потом я сам старался вести мех или быстрее или медленнее)

Как ты считаешь, ты достиг цели, произведение Моцарта зазвучало интереснее? (ответ ученика: не все получилось).

А ты доволен результатом? (ответ ученика: не очень).

Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Но, не переживай, мы с тобой эту тему закрепим на следующем уроке. Я тебе также дам это задание на дом. А ты обязательно повторяй эти действия дома. Если  будешь тренироваться  постоянно, то будешь слышать громкость звучания, также выработается привычка или навык использования в произведении динамических оттенков и наш «Менуэт»,  будет красивее, выразительнее и интереснее.

Ты хорошо поработал в классе, молодец. Теперь поработай также дома. Я запишу тебе  задание в дневник.

        Используемая нотная литература

Л. С. Скуматов, Н. Е. Харитонов, О. Р. Квач, А. В. Амосова  «Хрестоматия для баяна и аккордеона» I-III кл. «Композитор * С.-П.» 2007

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...