Открытое занятие
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Арзгирского района Ставропольского края
Конспект открытого индивидуального занятия по предмету «Специальность» (аккордеон) с учеником 1 класса
Тема: «Динамика как одно из средств выразительности в музыкальном произведении»
Составитель: педагог дополнительного образования
Стрикачева Е.В.
2014г.
Цели:
Познавательные: освоить динамику или динамические оттенки в музыкальном произведении (уметь применять полученные знания на практике), слышать градации в звучании.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, оценивать результат.
Коммуникативные: овладевать диалогической формой коммуникации.
Личностные: воспитывать чувство прекрасного.
Задачи: - научиться исполнять пиано, форте, их разновидности, крещендо, диминуэндо
- видеть скорость движения меха
- замечать напряжение и ослабление мышц левой руки
Материал урока: Л. Моцарт «Менуэт»
Ход урока
- Организационный момент.
(Обращение к ребенку по имени) Сегодня мы с тобой проведем урок в присутствии гостей, преподавателей. Но, ты можешь не волноваться и не переживать. Мы покажем другим, как у нас проходят занятия, чему ты научился, что освоил и что еще тебе предстоит понять и освоить.
- Тема занятия. Постановка цели.
Тема нашего сегодняшнего урока – это динамика как одно из средств выразительности в музыкальном произведении. Можешь мне объяснить, что это такое - динамика? (ответ ученика: динамика – это громкость звука).
Правильно. Существует множество динамических оттенков. Какие ты знаешь? (ответ ученика: пиано, форте, меццо пиано, меццо форте, крещендо, диминуэндо).
Правильно. А скажи, какую они выполняют роль? (ответ ученика: делают пьесу красивее, ярче).
Молодец. Без них музыкальное произведение будет блеклым, неинтересным, как будто в черно-белом цвете. А с ними пьеса станет красочней и выразительней, ее будет приятно исполнять и интересно слушать зрителям.
Наше с тобой музыкальное произведение – это произведение композитора В. Моцарта «Менуэт». Ты уже хорошо знаешь нотный текст, с длительностями и штрихами, и на прошлом занятии ты мне это показывал.
Так вот, сегодня мы поговорим о динамике в этом произведении и наша цель, образно говоря, «разукрасить» музыкальное произведение в динамические оттенки.
- Приобретение знаний и навыков.
В нашем «Менуэте» есть знаки, определяющие динамику или динамические оттенки, которые отвечают за громкость звука.
Скажи, пожалуйста, какие динамические оттенки ты здесь видишь? С какого оттенка начинается пьеса, каким продолжается, каким заканчивается? (ответ ученика: начинается 1 часть со знака mf, затем, 2 часть – со знака mp)
Что такое mf и mp? (ответ ученика: mf – меццо форте, переводится не очень громко, mp – меццо пиано, переводится не очень тихо.
Правильно. Давай попробуем начать «Менуэт» с mf и сыграем одну фразу не очень громко (ученик играет)
Как ты думаешь, у тебя получилось? (ответ ученика: нет)
Для того чтобы получилось, нужно мех потянуть сильнее. Посмотри, как это делаю я. Теперь, пожалуйста, попробуй ты (ученик играет). Слышишь, наша музыкальная фраза стала громче. А ты почувствовал, как при сильном нажиме на мех напрягается мышца левой руки? Ты понял, как у тебя это получилось? Запомни эти ощущения.
Давай повторим, и еще раз сыграем меццо форте, чтобы услышать громкость звука, а также еще раз ощутить напряжение мышцы (ученик повторяет).
Теперь давай продолжим и перейдем к началу 2 части «Менуэта», написанной в меццо пиано. Пожалуйста, сыграй только 1 фразу (ученик играет). Тебе что легче, исполнить mf или mp? (ответ ученика: меццо пиано)
А почему меццо пиано? (ответ ученика: потому что не надо напрягать руку).
Правильно. Ты заметил, что в этом случае мех движется медленнее, а мышцы руки не напрягаются сильно? И мелодия звучит тихо (ответ ученика).
Давай закрепим материал и сыграем обе фразы, одну – начало 1 части, вторую – начало 2 части и послушаем контрастное звучание (ученик играет).
Как ты думаешь, тебе удалось сделать такие динамические оттенки, как mf и mp? (ответ ученика: да, удалось).
Я согласна, действительно удалось.
Хочу обратить твое внимание на те места, в нашем произведении, где не стоят динамические оттенки, это 3 фраза в 1 части и 3 фраза во 2 части. Даже, если их там нет, в этих местах они подразумеваются, их хочется сделать. Послушай, пожалуйста, я тебе сыграю, а ты объясни, каким динамическим оттенком я сейчас воспользуюсь (играет учитель и после проигрывания ответ ученика: крещендо).
Правильно. А как переводится это слово? (ответ ученика: усиливая звук.
Молодец. Этот нюанс сделать сложнее, но ты попробуй. Сначала мех ведется спокойно (учитель показывает в замедленном действии) и мышцы руки не напрягаются, затем мех движется быстрее, мышцы руки становятся напряженнее. Таким образом, звучание усиливается до звука «соль» (ученик пробует)
У тебя получилось? (ответ ученика: нет)
Попробуй еще, я тебе помогу (ученик играет, а учитель помогает вести мех). А сейчас получилось? (ответ ученика: да).
Давай, теперь, то же крещендо сделаем в 3 фразе 2 части и усилим звучание до звука «до» (ученик играет, но теперь уже без помощи учителя).
У тебя получилось? (ответ ученика: да)
Молодец. Теперь посмотрим на 4 фразу - конец 1 части и конец 2 части. Послушай, я сыграю, а ты скажи, какой динамический оттенок ты услышишь (учитель играет и после проигрывания ответ ученика: диминуэндо).
Как переводится слово диминуэндо? (ответ ученика: постепенно затихая.
Правильно. Ты знаешь все динамические оттенки. Заметь, здесь мех сначала движется быстро (учитель показывает в замедленном действии) и мышцы левой руки напряжены, затем движение меха замедляется, а мышцы руки расслабляются. И мы слышим, как звук у нас затихает. А теперь попробуй ты (ученик пробует). Ты услышал свое диминуэндо? (ответ ученика: нет)
Пожалуйста, сыграй еще раз, я тебе помогу (учитель помогает вести мех). А теперь, услышал диминуэндо? (ответ ученика: да).
Теперь ты можешь сыграть весь «Менуэт» целиком, применяя полученные знания и ощущения (ученик играет).
Очень важно услышать различную громкость звука в музыке, которую исполняешь. А эту громкость надо умело извлечь из нашего инструмента, аккордеона. Для этого так же важно запомнить, как вести мех при тех или иных динамических оттенках, запомнить, когда мышцы левой руки напрягаются, а когда расслабляются. Если будешь это знать, тогда тебе будет легче контролировать эти процессы.
- Рефлексия.
Ты понял, что нужно делать, чтобы получилось mf, mp, крещендо, диминуэндо? Можешь сказать, как нужно вести мех в тех и других случаях?
(ответ ученика: при меццо форте мех нужно вести быстрее, при меццо пиано медленнее. При крещендо – сначала медленнее, затем быстрее, а при диминуэндо наоборот).
Похвально. А скажи, трудности у тебя были? (ответ ученика: были, трудно делать крещендо и диминуэндо)
А как ты преодолел эти трудности? (ответ ученика: вы мне помогли, а потом я сам старался вести мех или быстрее или медленнее)
Как ты считаешь, ты достиг цели, произведение Моцарта зазвучало интереснее? (ответ ученика: не все получилось).
А ты доволен результатом? (ответ ученика: не очень).
Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Но, не переживай, мы с тобой эту тему закрепим на следующем уроке. Я тебе также дам это задание на дом. А ты обязательно повторяй эти действия дома. Если будешь тренироваться постоянно, то будешь слышать громкость звучания, также выработается привычка или навык использования в произведении динамических оттенков и наш «Менуэт», будет красивее, выразительнее и интереснее.
Ты хорошо поработал в классе, молодец. Теперь поработай также дома. Я запишу тебе задание в дневник.
Используемая нотная литература
Л. С. Скуматов, Н. Е. Харитонов, О. Р. Квач, А. В. Амосова «Хрестоматия для баяна и аккордеона» I-III кл. «Композитор * С.-П.» 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-53498-1384960556.jpg)
Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""
Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев ...
Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
Вступление перед открытым занятием...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/04/picture-810674-1496597527.jpg)
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-829884-1476389759.jpg)
День открытых дверей 27.04.2016 г. ГБОУ Школа №384 СП ДО №2 Открытое занятие "Танцевальная мозаика"
День открытых дверей 27.04.2016 г. ГБОУ Школа №384 СП ДО №2...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-955972-1644770269.jpg)
2.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от МС ОО)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-955972-1644770269.jpg)
2.2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от МС ОО)...