Культура педагогического общения
статья на тему

Мухамедризаев Рамиль Анвярьевич

доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_kultura_pedagogicheskogo_obshcheniya_2016.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

«Сергачская детско-юношеская спортивная школа»

Культура педагогического общения

Составитель: Мухамедризаев Рамиль Анвярьевич,

тренер-преподаватель по тайскому боксу

первая  квалификационная  категория

                         

                                                 г. Сергач, 2016 г.

Педагогическое общение – одна из самых обсуждаемых проблем современной педагогики и педагогической психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены тысячи работ. Такой неуклонный рост исследовательского интереса к проблеме педагогического общения связан с изменениями как внутри педагогической сферы и поиском путей повышения продуктивности педагогической деятельности, так и с усилением тенденций гуманизации в обществе в целом.

Общение – это чрезвычайно широкое понятие. Оно подразумевает осознанную и неосознанную вербальную и невербальную связь, передачу и прием информации. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Педагогическое общение – частный вид общения. Под педагогическим общением понимается система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств [1, с. 190].

Педагог является инициатором процесса педагогического общения, организуя его и управляя им [11, с. 502].

Педагогическое общение – целостная система приемов и средств социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств [10, с. 231]. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса – организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми – и выступает как средство решения учебных задач.

Выделяют следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

- Общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);

 - Система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;

- Ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

 Специфика педагогического общения проявляется, прежде всего, в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.

Второе качество педагогического общения обусловливается его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс, как уже отмечалось, имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция общения может быть соотнесена в общем плане с трансляционной. Обучающая функция – как проявление трансляционной, которая присуща всем формах научения человека (в игре, в повседневном бытовом взаимодействии с другими людьми), реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы. Хотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не самодовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимодействия учителя – учеников, учеников между собой.

Педагогическая ситуация рассматривается в контексте единицы определения учебного процесса – урока, занятия. Она характеризуется целью, задачами, этапами урока, его содержанием, характером взаимодействия субъектов учебно-педагогической совместной деятельности и т. д. В зависимости от основания, можно по-разному классифицировать педагогические ситуации. По форме отношения она может быть деловой (личной), официальной (неофициальной), формальной (неформальной). По этапам, частям урока (занятия) педагогическая ситуация может быть ситуацией ознакомления с учебным материалом (ориентация в нем, осмысление, уяснение и т. д.), тренировки (выработки обобщенных способов действия), контроля и оценки способов действия, контроля и оценки освоенного знания способов действия. По динамике сотрудничества могут быть определены ситуации вхождения, работы с партнерами, выхода из сотрудничества, его завершения. По характеру учебного взаимодействия это могут быть ситуации сотрудничества, соперничества, конфликта, конфронтации (противостояния). По характеру решаемых учебных задач ситуация может быть нейтральной или проблемной.

Функциональной единицей общения является коммуникативная задача, которая функционирует внутри коммуникативного акта. Согласно В. А. Кан-Калику, при построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются: педагогическая задача, наличный уровень педагогического общения учителя и класса, учет индивидуальных особенностей обучающихся, учет собственных индивидуальных особенностей, учет методов работы [5].

По определению М. И. Лисиной [8], задача общения (или коммуникативная задача) – это та цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Задачу общения определяют внутренние и внешние условия (уровень развития потребности в общении, прошлый опыт взаимодействия с людьми, ситуация взаимодействия, характер ближайшего по времени воздействия партнера). Задача в свою очередь определяет характер действия общения. Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, согласно М. И. Лисиной, она выполняет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т. е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего [8].

Учитель, общаясь с учащимися и решая разные по характеру коммуникативные задачи, в то же время реализует посредством этих задач различные педагогические функции. Выделены четыре группы функций:

1) стимулирующие;

2) реагирующие: а) оценочные; б) корригирующие;

3) контролирующие;

4) организующие: а) направляющие внимание учащегося на восприятие, запоминание и воспроизведение; б) обеспечивающие готовность учащегося к предстоящей работе с текстом, картинкой и т. д.; в) указывающие на последовательность и качество выполнения заданий, инструкций; г) организующие групповую, парную, индивидуальную работу на уроке; д) регулирующие порядок, дисциплину учащегося на уроке.

Для продуктивной педагогической деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [9, с. 232].

Организация продуктивного общения входит в число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом. На уроке ему необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе.

Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся принято обозначать понятием «стиль общения».

Стиль общения – это устойчивая форма способов и средств педагогического взаимодействия людей друг с другом. Стиль общения в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе [2, с. 121]. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя [4, с. 12].

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 г. Куртом Левином. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения. Остановимся на основных из них [13, с. 620].

1. Авторитарный стиль общения. При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками [11, с. 510].

2. Попустительский стиль общения. Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства [4, с. 15].

3. Демократический стиль общения. Здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель [4, с. 16].

 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. М. О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...» [5, с. 290].

Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В. Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом [9, с. 24].

Размышляя о вариантах взаимоотношений педагога с детьми, А. С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми» [9, с. 27].

Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми [6, с. 124].

5. Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника» [7, с. 256].

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение [3, с. 269].

6. Общение-устрашение. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности [13, с. 624].

7. Заигрывание. Оно связано с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности [6, с. 249].

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями.

Библиографический список литературы:

1.Бодалев А. А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 213 с.

2.Золотнякова А. С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 1979. – 323 с.

3.Каган М. С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. – 256 с.

4.Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 290 с.

5.Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. – 1985. – №4. С.9-16.

6.Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. дляучителя. М., 1989. – 249 с.

7.Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К.Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. – 367 с.

8.Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 52-67.

9.Макаренко А. С. Собрание сочинений: т. 4. – М.: Педагогика. – 360 с.

10.Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И. Я. Зязюн, И. Ф. Кривонос и др.; под ред. И. Я. Зязюна. – М.: 1989. – 231 с.

11.Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. С. Ярошевского. М., 2004. – 560 с.

12.Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006. – 297 с.

13.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999. – 620 с.

14.Столяренко Л. Д. Педагогическое общение // Л. Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - C. 238-247.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...

"Мастерство и культура педагогического общения"

культура педагогического общения, мастерство общения с детьми, культура речи учителя и обучаемых....

Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...

Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога – воспитателя и учащихся

Статья "Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога - воспитателя и учащихся" поможет в проведении методического объединения воспитателей или учителей школы....

Педагогический совет "От конфликта к культуре педагогического общения"

Цель: Совершенствование форм и способов  взаимодействия  субъектов коррекционно - развивающего пространстваЗадачи:Рассмотреть  педагогическое общение как социально-психологическое ...