Главные вкладки

    Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. Лексика и фразеология". 6 класс
    рабочая программа (6 класс) на тему

    Молоснова Екатерина Николаевна

    Программа курса дополнительнго оьразования "Русская словесность. Культура речи. Лексика и фразеология". 6 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ.  КУЛЬТУРА РЕЧИ.

    ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.

    ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                      Пояснительная записка.

    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

           Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все  его особенности и секреты. Чем больше человек осознает богатство и величие русского языка, тем требовательней становится к своей речи, тем острее ощущает необходимость бороться за чистоту языка,  противостоять его порче. Даже если человек  свободно владеет литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Владение языком в обществе ценится очень высоко. Эта способность является составной частью  культуры человека, его образованности.

             Предлагаемая программа призвана повысить лингвистическую культуру учащихся, что является важным условием  повышения коммуникативной культуры юных граждан России.

         

    1. Цель и задачи программы.

           Цель курса – показать учащимся лексическое и фразеологическое богатство русского языка, источники и пути пополнения его словарного запаса, причины его  изменения; научит мотивированно и рационально выбирать языковые средства  в соответствии с речевой ситуацией.

           Обучающие задачи:

    • развитие познавательного интереса к родному  языку, умение правильно выбирать и использовать выразительные языковые средства в разных речевых ситуациях в соответствии с целями и содержанием речи;
    • выработка  навыков и умений без затруднения находить речевые ошибки, определять их характер, причины нарушения норм литературного языка, правильно оценивать лексические варианты и наиболее целесообразно использовать их в конкретном акте общения;
    • выработка навыка грамотного построения речевого высказывания;

    Воспитательные задачи:

    • формирование культуры общения и речевого поведения в социуме, бережного отношения к родному языку.

    Развивающие задачи:

    • развитие  личностных свойств -  языкового чутья  и оценочного отношения  к своей и чужой речи;  формирование у учащихся  стремления к самообразованию, развитие самостоятельного лингвистического мышления.

    1. Отличительны особенности программы.

    Русский язык – живое и постоянно совершенствующееся явление. Учащиеся, которые только начали систематизированное обучение русскому языку, должны овладеть богатством нашего развитого языка, а для этого необходимо совершенствовать свой лексический запас, свою речевую культуру. Без этого немыслима образцовая речь, один из признаков образованности и культуры человека вообще.

         Данная программа может явится  началом целостного курса «Лексика и фразеология русского языка. Культура речи», изучение которого учащиеся начинают в пятом классе.

           

    1. Особенности возрастной группы учащихся.
    • учащиеся 6-го класса, мотивированные на  углубленное изучение родного языка, овладение его литературными нормами;
    • профильная группа постоянного состава;
    • набор учащихся свободный ;
    • 15 человек.

       5. Режим занятий.

    Продолжительность

             занятий

        Периодичность

             в неделю

           Кол-во часов

               в неделю

         Кол-во часов

                 в год

                2 часа

                2 раза

             4 часа

             144 часа

          6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

         В ходе занятий по предлагаемой программе учащиеся должны получить более глубокие знания  по лексике и фразеологии русского языка, о средствах речевой выразительности и закономерностях функционирования языка; научиться  наиболее целесообразно  использовать языковые единицы в  зависимости от содержания высказывания, целей, речевой ситуации и сферы общения, грамотно , правильно (полно, содержательно, обстоятельно) строить речевое  высказывание (устное, письменное).

          Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в ходе свободных бесед, практических занятий (в основном  в игровой форме), а также  при самостоятельном знакомстве учащихся  с учебным материалом.

                       3. Учебно-тематический план занятий  по курсу

               «Лексика и фразеология русского языка. Культура речи».

    №№

    разд.

    №№

    темы

     Название разделов и тем              

    Кол-

    во ч.

    Тео-

    рет.

    Прак-

    тич.

    1.          

    1.            

     Введение. Задачи курса.

    1

    1

    2.

    1.  

    Что такое язык?

    1

    1

    3.    

    1.          

    Виды языков      

    2

    1

    1

    4.

    Происхождение и употребление слов современного

    русского литературного языка

    .4.1

    Исконно русские слова

    4

    2

    2

    4.2

    Старославянизмы в русском языке

    4

    2

    2

    4.3.

    Иноязычные слова

    4

    2

    2

    4.4

    Интернациональная лексика

    4

    2

    2

    4.5

    Общеупотребительные и диалектные слова

    8

    4

    4

    4.6.

    Использование диалектизмов в художественных

    произведениях

    4

    1

    3

    4.7

    Профессиональные слова

    4

    2

    2

    4.8.

    Использование профессионализмов в художественных

    произведениях

    4

    1

    3

    4.9.

    Устаревшие слова

    8

    4

    4

    4.10

    Употребление архаизмов и  историзмов в произведениях русской литературы

    8

    4

    4

    4.11

    Неологизмы

    2

    1

    1

    4.12.

    В.И. Даль и его словарь

    4

    2

    2

    4.13

    Культура речи. Стилистические основы словоупотребления

    5

    Словарная система русского языка

    29

    6

    23

    5.1.

    Слово как единица языка

    1

    1

    5.2

    Многозначные и однозначные слова

    4

    2

    2

    5.3

    Культура речи. Использование многозначных слов в художественных произведениях

    4

    4

    5.4.

    Омонимы

    2

    1

    1

    5.5.

    Культура речи. Использование явления омонимии в русской литературе

    2

    2

    5.6

    Словари омонимов

    2

    2

    5.7

    Синонимы

    2

    1

    1

    5.8.

    Культура речи. Использование явления синонимии в практике устной и письменной речи

    2

    2

    5.9

    Словари синонимов

    2

    2

    5.10.

    Антонимы

    4

    2

    2

    5.11

    Словари антонимов

    2

    2

    5.12

    Культура речи. Использование явления антонимии в практике устной и письменной речи

    2

    2

    6.

    Фразеология русского языка

    6.1

    Фразеология как раздел науки о языке

    1

    1

    6.2

    Признаки фразеологизмов

    2

    1

    1

    6.3.

    Грамматическое строение фразеологизмов

    2

    1

    1

    6.4.  

    Фразеологические словари и справочники

    4

    4

    6.5

    Системность фразеологизмов

    6

    3

    3

    6.6

    Употребление фразеологизмов в речи

    6

    3

    3

    6.7.

    Происхождение фразеологизмов

    6

    3

    3

    6.8.

    Устаревшие и новые фразеологизмы

    2

    1

    1

    6.9

    Культура речи. Стилистическая оправданность употребления фразеологизмов в художественной литературе

    6

    2

    4

    7.

    Повторение изученного по курсу

    11

    1

    10

    7.1.

    Основные лингвистические понятия

    2

    2

    7.2.

    Презентация и обсуждение творческих работ учащихся

    8

    8

    7.3

    Итоговое занятие

    1

    1

                     4. Содержание программы.

    1.Введение. Цели и задачи курса.

    2.Что такое язык. Язык как знаковая система. Устная и письменная речь.

    3.Многообразие языков. Языки мира. Языки «мертвые» и «живые», вербальные и невербальные.

    4. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

    Понятие о старославянизмах и исконно русских словах и их признаках.

         Старославянизмы в современном русском литературном языке. Общность славянских языков. Причины появления иноязычных слов. Группы иноязычных слов.Причины и время появления  интернациональной лексики. Роль этих слов в русском языке и в других языках мира. Практикум: лингвистический анализ текста, работа со словарем.

    1. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Расширить значение этих понятий. Работа с понятиями «диалект», «диалектный». Причины появления диалектов. Умение видеть диалектные слова в тексте. Работа с толковыми словарями. Понятие «словарная статья» Умение самостоятельно составить устное высказывание о происхождении и лексическом значении слова. Причины появления профессиональных слов в языке (в диахроническом аспекте). Деятельность В.И. Даля по созданию «Словаря живого великорусского языка». Практикум: лингвистический анализ текста.
    2. Происхождение и употребление слов в современном русском литературном языке. Понятие «активная и пассивная» лексика. Соотнесение понятий «лексика» - «словарь». Наличие историзмов и архаизмов, причина их появления.  Стилистические особенности употребления устаревших слов в русской литературе.  Работа с термином «неологизм». Языковые и авторские неологизмы. Практикум: анализ текста, работа с лингвистическими словарями.

                       

    1. Словарная система русского литературного языка.

                    Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.  Перенос значения по сходству , по смежности, по функции. Связь между значениями слова Многозначность – явление историческое. Многозначные слова в художественных произведениях. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Полные и неполные омонимы. Омонимия в литературе. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические, контекстуальные синонимы; употребление их в речи. Разнокорневые о однокорневые  антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на употреблении антонимов. Словари антонимов. Практикум:  работа с лингвистическими словарями, анализ текста.

    1. Фразеология русского литературного языка.

                         Работа с понятиями «фразеологизм» , «фразеологический оборот», «идиома».

         Отличие фразеологизмов от свободных слов и сочетаний (постоянство лексического состава, целостность значения). Грамматическое строение фразеологизмов (именные, глагольные словосочетания, предложения). Фразеологические словари и справочники.

    Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия  и антонимия фразеологизмов.  Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов. Образование фразеологизмов.Источники русских фразеологизмов: русские и заимствованные. Устаревшие  и новые фразеологизмы. Практикум: лингвистический анализ текста, работа со словарями и справочниками,  самостоятельная подготовка сообщений на лингвистическую тему.

    1. Повторение.

     Повторение основных лингвистических понятий. Доклады по творческим работам

    1. Заключительное занятие.

    Подведение итогов работы.

    5. Методическое обеспечение программы.       

    5.Методическое обеспечение программы.

    Описание форм и способов работы с детьми: методов организации учебно-воспитательного процесса.

          Форма занятий – лекция учителя, на основе которой учащиеся выполняют практические задания, доля которых  составляет практически половину от общего количества учебных часов.

           Практические задания носят как поисковый, так и репродуктивный характер, ряд из них комбинированные. Задания предполагают тренировку речевых навыков учащихся, Развитие их языкового чутья  и оценочного отношения  к своей и чужой речи, проверку степени усвоения теоретических положений курса ( ответ на контрольные вопросы); некоторые упражнения ориентированы на  закрепление основных понятий и определений. Учитывая  психологические особенности учащихся и объем их  знаний на момент перехода из начальной школы в среднюю, большая чать заданий дается в игровой, занимательной форме.

           С  целью укрепления речевых навыков и ослабления неверных в практическую часть курса наряду с позитивным включен и негативный (отрицательный) материал, анализ которого будет способствовать выработке навыков и умений  без затруднения находить и устранять речевые ошибки, определять их  характер, причины нарушения норм литературного языка, совершенствовать высказывание, правильно оценивать языковые варианты и наиболее целесообразно использовать их в конкретной речевой ситуации. Поэтому практическая часть включает в себя задания, посвященные анализу отклонений  от норм литературного языка, стилистической правке текстов.

            Для наглядности к некоторым заданиям и упражнениям  приводятся образцы их  выполнения.

              Некоторые задания  практической части курса носят обобщающий характер. Они направлены на закрепление теоретического материала и выработку навыков и умений  делать самостоятельные выводы на основе фактического материала.

                 Материалы для упражнений включают в себя задания разной степени трудности, что помогает выбрать материал, ориентированный на степень подготовленности учащегося.

            Основные дидактические материалы.

    1. Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А.Гвоздарев. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка». Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1978.
    2. А.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». М., «Просвещение».1986..

    Характеристика средств, необходимых для реализации программы.

    Реализацией программы занят учитель Молоснова Е.Н., имеющая первую квалификационную категорию по должности «учитель». Учащиеся снабжены дидактическими материалами.

               6. Список литературы для учителя.

    1.Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А. Гвоздарев. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка». Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1978.

     2.Л.В. Балашова. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Ч.2. Саратов. Изд-во «Лицей», 2002.

    1. Г.А.Богданова, Г.И.Кириченко. Обучаем речевому этикету. М. «Мнемозина». 1977.
    2. А.А.Ладыженская,  Т.С.Зепалова. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». М. «Просвещение». 1986.
    3. З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. Лингвистические словари и работа с ними в школе. Пособие для учителя. М. «Просвещение». 1987.
    4. К.С. Горбачевич. «Изменение норм русского литературного языка». «Просвещение», Ленинградское отделение, Л.1971.
    5. Различные виды лингвистических словарей.

                 Список дополнительной литературы для учащихся.

    1.Л. Успенский. «Слово о словах».Государственное  Издательство Детской Литературы. Ленинград. 1954 и последующие издания.

    2. В.М. Мокиенко. В глубь поговорки. «Авалон. Азбука-классика». СПб, 2005.

    3.  Различные виды лингвистических словарей.

    «УТВЕРЖДАЮ»                                                                             «СОГЛАСОВАНО»

    председатель п/м совета                                                                  директор школы №889

                                                                                               

    М.Г. Демьянчук                                                                              Кругляков К.М.

       ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

              ПРОГРАММА

              «Лексика и фразеология.

                      Культура речи.»

               

             

             Москва 2005-2006 учебный год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курсов дополнительного образования по обществознанию "Человек и общество" 9 класс

    .Рабочая программа составлена для занятий с одаренными учащимися в Центре дополнительного образования. Обществознание 9 класс....

    Программа курса дополнительного образования "Физика и окружающий мир". 7-8 класс. 72 часа.

    Программа курса дополнительного образования "Физика и окружающий мир" может быть использована как непосредственно в дополнительном образовании, так и во внеурочной деятельности. Построена на основе Ос...

    Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс

    Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса

    Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

    Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

    Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...

    Рабочая программа курса дополнительного образования по английскому языку для учащихся 6 классов "With English around the World"

    Рабочая программа курса дополнительного образования по английскому языку "With English around the World" для учащихся 6 классов составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...