Программа летнего лагеря " Твой выбор"
проект на тему

Писная Елена Геннадьевна

Комплексная программа деятельности «Твой выбор» по  организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в условиях летнего  лагеря труда и отдыха « РОСТКИ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx212.89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Полное название программы

Комплексная программа деятельности «Твой выбор» по  организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в условиях летнего  лагеря труда и отдыха « РОСТКИ».

Автор программы

Писная Елена Геннадьевна, учитель английского языка

Руководитель программы

директор МАОУ « Школа №149»

Костюнина Вера Владимировна

Территория,  представившая программу

РФ  г. Нижний Новгород,

Московский район, МАОУ « Школа №149»

Название проводящей организации

Управление образования администрации

Московского района

Адрес организации

г.Нижний Новгород, ул. Куйбышева, д.29

Телефон организации

241-23- 82

Форма проведения

лагерь труда и отдыха  

Цель программы

Создание условий для самореализации и профориентации учащихся через организацию социально-значимой трудовой  и экскурсионно - просветительной    деятельности  в условиях летнего лагеря.

Специализация программы

Социально- педагогическая

Сроки проведения

Период  лагерной смены с1  по21 июня 2016

Место проведения

МАОУ « Школа №149»

Официальный язык

Русский

Общее количество участников

37чел,в том числе 30 детей

География участников

Обучающиеся 7- 8 классов Школы №149»

Условия участия в программе

Добровольно по заявлению родителей

Условия размещения участников

Помещения МАОУ « Школа №149»: комната актива, каб. № 27, столовая, актовый зал, компьютерный класс, тренажёрный зал, стадион, библиотека

Краткое содержание программы

Программа реализуется через трудовую, спортивно – оздоровительную ,профориентационную   деятельность,

История осуществления программы

 Программа составлена на основе программы « РОСТКИ», которая в 2011, 12 году являлась участником слёта « Радуга лета». В данном виде с учётом профориентационного блока осуществляется впервые

2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа разрабатывается  с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

  • Конвенции о правах ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН 20.11.89 г.

ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

  • Конституции Российской Федерации;
  • Закона РФ « Об образовании»;
  • Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761)
  • Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"        
  • Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"                                       (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)
  • Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 530-
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 14.04.2011                         № МД-463/06 "О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха"
  • Рекомендаций по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 01.04.2014 № 09-613 "О направлении методических рекомендаций")
  • Письма министерства здравоохранения и социального развития РФ              от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 "О типовом положении о детском оздоровительном лагере"
  • Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей (введены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 № 73)
  • Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2011 № 01/7310-1-32                "О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях"
  • Санитарно-эпидемиологических требованиях к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих СанПиН 3.5.2.1376-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 126)
  • Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 363н)
  • Административного регламента  «Предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений

     УРОВНЯ СУБЪЕКТА

  • Развития системы отдыха и оздоровления детей и молодежи Нижегородской области на 2012-2014 годы, утверждённого постановлением правительством Нижегородской области от 30 ноября 2011 года № 976;
  • Постановления Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009      г. № 149 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области» в редакции от 03.02.2012 N 53, от 09.08.2012 N 534, от 13.11.2012 N 813

      МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

  • Постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.06.2011 г.   2195 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи    города Нижнего Новгорода  (в редакции постановления администрации    города Нижнего Новгорода от 04.06.2012 №3093, от 14.03.2013 №866

3.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Школьный  лагерь труда и отдыха  на базе МАОУ «Школа № 149» _

существует на протяжении 5 лет

С 2011года лагерь  носит название «РОСТКИ»- Развиваем Ответственность, Самостоятельность, Трудолюбие, Креативность, Инициативность. Название лагеря отражает    социально-педагогическую направленность программы.

С 2012 года ведущими формами организации деятельности детей  становится проектная  деятельность по различным направлениям  и включает в себя   четыре тематических блока, ключевыми компетентностями которых являются проявление «я-позиции» подростка в принятии социальных ролей: «Я-Созидатель», «Я-Россиянин», «Я-Землянин»,  «Я-Личность

В 2014 и 2015 программа была  нацелена на решение важной проблемы гражданско – патриотического воспитания   подрастающего поколения в канун 70- летия Победы. а  формирующиеся  гражданские компетенции были  воплощены   в практической деятельности  в ходе реализации Всероссийского проекта « Наша общая Победа»,   социально - педагогического проекта « Салют героям»  по созданию   «Аллеи Славы»

      В настоящее время на первый план выходит блок « Я- личность»  , смысл  которого  заключается в познании себя  и своих профессиональных склонностей . В программе лагеря предусмотрены экскурсии на предприятия чтобы познакомить с профессиями, востребованными районом, городом и  подготовить к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения

4.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности»[1]. Таким образом, деятельность  лагеря труда и отдыха учитывает  актуальные потребности современного российского общества и государства.

 Кроме того, разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и  образования  детей была вызвана социальным заказом родителей на организованный отдых подростков от 14 лет, о чём говорит комплектация лагеря, закончившаяся уже к началу мая.

         Так как  одно из направлений развития воспитания в соответствии со стратегией  – это  подготовка личности к семейной , общественной жизни,  и трудовой деятельности - направленность лагеря социально – педагогическая.  Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. В этом возрасте происходит переход от фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. Это и  обосновывает выбор таких форм работы как:  профессиональное просвещение (ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения путём промышленных экскурсий, устных журналов, викторин), профессиональная диагностика (изучение учащихся  с целью выработки рекомендаций в выборе профессии путём ) Профессиональная консультация ( выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению). Считаем, что данные формы работы являются педагогически целесообразными в работе с подростками, т.к. в этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни, поэтому педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу.

По продолжительности программа является  краткосрочной (1год)  

Основной состав лагеря – это учащиеся  7-8 классов школы  в возрасте 14-15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность  обучающихся  во время лагерной смены осуществляется в трёх бригадах   по 10 человек.  Всего за смену отдыхает 30  человек.

Новизна

В основе предыдущих программ лагеря   лежало 3 тематических блока «Я- созидатель», «Я – Патриот,» «Я – Россиянин»  Данная программа делает акцент на личностном и профессиональном развитии,  поэтому она и называется « Твой выбор»

Отличительные особенности

    Отличительной  особенностью данной программы является • неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в программе, тех или иных видах социально-педагогической деятельности.

Другой особенностью программы является то, что создаются условия одновременно для работы и отдыха учащихся, удовлетворение потребностей в новизне впечатлений, творческой и трудовой самореализации,

Цель программы: 

  • Создание условий для самореализации и профориентации учащихся через организацию социально-значимой трудовой  и экскурсионно- просветительной    деятельности  в условиях летнего лагеря.

Задачи:

  • Формировать  у подростков  потребность трудиться, добросовестно  и творчески относиться  к разным видам трудовой деятельности
  • Содействовать профессиональному самоопределению путём обеспечения профпросвещения, профдиагностики, профконсультаций учащихся.
  • Формировать у школьников знания об организации производства, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  • Повысить заинтересованность подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
  • Способствовать социальной адаптации личности подростков через   реализацию потребностей детей в  самопознании и ЗОЖ.                                                      

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

В подростковый период сильно стремление отыскать свой идеал, применить его к себе, найти адекватный своему мироощущению стиль поведения, поэтому  в основе педагогической программы лежит  деятельностный подход, в центре которого не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых.

При организации воспитательного процесса мы исходим из того, что  позитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социально-общественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.

В этом и заключается смысл названия лагеря                                                               «РОСТКИ»-

                     Развиваем                                                                                        

                     Ответственность,

                     Самостоятельность

                     Трудолюбие,                                                                                                                    

                     Креативность,

                     Инициативность  

Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.

В подростковый период человек начинает строить планы  будущего, выстраивать перспективы. Всю содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения человека, выражая личностную значимость тех или иных областей жизни.

Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность – один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно:

•        влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов,

•        соревнование как стимулирующий фактор,

•        влияние общественного мнения,

•        наличие конкретной цели,  

•        наличие перспективы.

Работа лагеря труда и отдыха в МАОУ «Школа №149» основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом:

Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.

Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.

Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.

Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.

Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Направления программы

В содержании  программы  лагеря труда и отдыха  определяется три основополагающих направления:

  • Оздоровительное направление
  • Трудовое
  • Профориентационное

 ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕвключает в себя

•        физкультурно-оздоровительные мероприятия включаюшие в себя ежедневную зарядку, спортивные часы,

•        лечебно-профилактическая работа, включающая в себя  медицинский профилактический осмотр детей, профилактические беседы медицинских работников по формированию здорового образа жизни, соблюдению гигиены; мониторинг антропометрических показателей;

•        мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения и привития снов безопасности жизнедеятельности

профилактическая работа в форме  бесед, конкурсов и викторин, направленных на расширение представлений детей о возможностях человеческого организма и основах экологически грамотного отношения к себе, своему здоровью; бесед, викторин, конкурсов на знание соблюдения норм  безопасного  поведения на улице,

       ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ориентировано на воспитание  чувства собственной значимости от результатов своего труда и включает в себя трудовую деятельность в трёх бригадах, основной деятельностью которых является благоустройство территории школы: посадка кустарников и цветов; изготовление малых архитектурных форм из вторичных материалов; оказание помощи школе при подготовке к новому учебному году, организация акций по раздельному сбору мусора.

        ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ направлено на создание условий для  самореализации и профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков  профессионального самоопределения. Данное направление включает в себя профессиональное просвещение (ознакомление учащихся с миром труда,)профессиональную диагностику (изучение учащихся  с целью выработки рекомендаций в выборе профессии  

6.2. Содержание деятельности

Направление

 Мероприятие

1 Оздоровительное  

  • Ежедневная зарядка
  • Посещение батутного парка « Гагарин»
  • Спортивный час (настольный теннис, тренажёрный зал, баскетбол)
  • « Если хочешь быть здоров» -викторина
  • « Сделай правильный выбор» - кинолекторий
  • Интерактивная викторина по ПДД

2. Трудовое

Организация социально – значимой полезной деятельности

  •  работа на пришкольном участке
  •  мелкий ремонт в помещении школы
  •  работа в библиотеке по обработке книг,
  •  изготовление малых архитектурных форм
  •  пошив костюмов для театра моды

3.Профориентационное

  • « Познай себя»-опросник для определения профессиональных склонностей
  • «Человек и профессия»- занимательная профориентация
  • « В мире профессий» -устный журнал
  • Обзор Интернет-ресурсов с тестами по профориентации Тест «Личность и профессии»    «Готовность к выбору профессии»   «Гуманитарий или технарь?»  
  • Промышленные экскурсии ( Машзавод, ОКБМ,)
  • Познавательные экскурсии в музеи города (художественный. технический, музей занимательных наук, музей ГУ МВД, музей метрополитена)
  • Посещение выставки « О колесе, колёсах и авто…»
  • Краеведческий квест по Большой Покровской

7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7.1. Этапы реализации программы

1. Подготовительный - (март)

  • Перспективное планирование работы лагеря труда и отдыха
  • Проведение совещаний при директоре МАОУ «Школа №149»
  • Проведение собраний  классных коллективов
  • Посещение семинаров для организаторов летнего отдыха детей.
  • Комплектование участников лагерной смены (дети).
  • Информация на родительских собраниях.

     2. Методический  - (апрель)

  • Разработка основной идеи лагерной смены труда и отдыха.
  • Разработка  программы лагеря труда и отдыха.
  • Подбор методического материала.
  • Определение основных целей и задач работы трудовых бригад;
  • Составление общего и календарно-тематического планирования
  • Формирование пакета нормативных документов по  

  жизнедеятельности лагеря труда и отдыха.

  • Проведение семинара для воспитателей .
  • Изучение состояния здоровья учащихся.
  1. Организационный - (май)
  • Утверждение программы лагеря.
  • Подготовка материально-технической базы.                                    
  • Проведение совещания с персоналом лагеря.
  • Ознакомление с должностными обязанностями.
  • Подготовка помещений в соответствии с требованиями

       Роспотребнадзора.

  • Приемка лагеря районной комиссией.
  • Формирование трудовых бригад.
  • Подготовка оформления лагеря.

4. Основной - (июнь)

  • Адаптация подростков к условиям жизнедеятельности в лагере;
  • Адаптация программы лагерной смены к особенностям ее участников.
  • Стимулирование детей к самореализации, создание позитивного

      эмоционального настроя, обеспечение психологического комфорта  детей.

  • Формирование структурно-организационной модели смены:  

      выявление лидеров,  «запуск» программы.

  • Постепенное включение выбранных лидеров в работу органов

      детского самоуправления

  • Проведение общелагерных КТД
  • Оформление отрядных уголков.
  • Заседания детского совета лагеря.
  • Подведение итогов прожитого дня в отрядах, поощрение лучших.
  • Познавательные программы, викторины, конкурсы и т.д.

5. Итоговый - (конец июня).

  • Торжественное закрытие лагерной смены.
  • Подведение итогов работы лагеря, церемония награждения.
  • Проведение рефлексии лагерной смены.
  • Награждение активных участников смены.
  • Диагностика и мониторинг деятельности лагеря.
  • Проведение итогового педагогического совета лагеря.
  •    Подготовка информационно-аналитического отчета по

      реализации программы лагеря.

  •    Совещание при директоре по итогам проведения смены

     

7.2 Игровая модель программы  и система личностного роста

Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей. Таким образом, с целью развития творческого отношения к делу, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, воспитания в детях здорового духа соперничества, участники программы вводятся в организационно - _деятельностную игру « Ростки успеха». Стимул  игры: «Чьё дерево   зеленее?»

Жизнь человека можно сравнить с деревом, где корни –это личностные качества человека, а плоды или листья – это цель и смысл жизни. И чем больше и сильнее будут его корни, тем больше листьев будет на дереве и тем успешнее и осмысленнее станет его жизнь.

          Трём бригадам предлагается « посадить» своё  дерево, с тем, чтобы к концу смены на нём было как можно больше листьев. Для этого необходимо проявлять качества по смыслу названия лагеря, а именно: Ответственность, Самостоятельность, Трудолюбие,                                                                                                    Креативность,  Инициативность. В  начале смены дерево имеет 10 ростков по количеству детей в бригаде. В течение смены  в зависимости   от проявленных качеств они должны вырасти.  Если ребёнок проявил Ответственность и  Самостоятельность, то на его « росток» наклеивается стикер красного цвета с датой, если   Трудолюбие – зелёный, если   Креативность и Инициативность - жёлтый. Каждые три стикера одного цвета обмениваются на один зелёный лист, который приклеивается к ветвям дерева, на котором пишется фамилия участника смены. Таким образом, будет наглядно видно,  какая бригада лучше и кто вносит больший вклад в общее дело.

А для того чтобы вовлечь всех ребят в активную деятельность, продумана система личностного роста:

Все участники игры считаются « учениками », Если на общем дереве фамилия ученика написана на двух  листьях, он считается « Мастером», если на четырёх - « Профи». В конце смены они награждаются грамотами.        

                                                                                                                 

    7.3. Система детского самоуправления в лагере

Детское самоуправление в лагере построено  на принципах гласности, активности, творчества, уважения чужого мнения. Позиция взрослого на данной стадии: педагог-руководитель, основной организатор и координатор детских инициатив.

Целью детского самоуправления в лагере является:

•        Расширение  представления подростков о демократических нормах жизни общества.

•        Формирование  общественного мнения в бригадах.

•        Развитие  инициативы  и самостоятельности детей.

•        Воспитание  ответственности  за общее дело, коллективизма , активной позиции.

Структура самоуправления:

Высшим органом детского самоуправления лагеря является общий сбор  (все воспитанники лагеря). На общем сборе в начале смены принимается Конституция лагеря, и заповеди лагеря., выбираются бригадиры и  председатель совета бригадиров открытым голосованием, который присутствует на всех заседаниях «Совета старейшин»( воспитателей)  и участвует в распределении работы между бригадами.

 Высшим исполнительным и координирующим органом  детского самоуправления в лагере является  Совет бригадиров.

 Совет бригадиров  создается с целью обеспечения единства и взаимосвязи деятельности бригад, бригадных  органов самоуправления.

Собирается ежедневно для выбора работы и  подведения итогов дня.

Доклалывает председателю « совета старейшин»( начальнику лагеря)  о решении наградить учеников своей бригады и обосновывают своё решение, делая об этом запись в « трудовой книжке» бригады.  

        Задачами деятельности Совета бригадиров   являются:

•        поддержка и развитие инициативы участников лагерной смены  в целях повышения их социальной активности  и культуры делового взаимодействия;

•        содействие в осуществлении контактов по обмену опытом и взаимодействию  органов самоуправления бригад.

•        представление интересов и защита прав    участников лагерной смены в Совете лагеря.

Конституция лагеря «РОСТКИ»

Раздел 1 Законы лагеря

Статья 1.  Закон территории (без разрешения « старейшин» не покидать территорию лагеря).

Стать2. Закон времени или закон 0:0 (точность и рациональное использование времени).

Статья 3. Закон охраны природы.

Статья 4. Закон здорового образа жизни.

Статья 5. Закон бережливости и хозяйственного отношения к имуществу.

Статья 6. Законы взаимопомощи.

Раздел 2 Демократизация

Статья 1 Закон гласности (гласность осуществляется через информацию, ограничения определяются педагогической целесообразностью.

Статья 2. Закон активности и инициативы (принципы общественной значимости, знания, компетентности.

Статья 3. Закон творчества (использование всех своих творческих способностей).

Статья 4. Закон уважения чужого мнения (принцип поднятой руки.)

Раздел 3 Правила.

Статья 1 Чёткое выполнение распорядка дня.

Статья 2. Пропаганда здорового образа жизни.

Статья3. Выполнение требований педагогического коллектива, органов самоуправления.

Раздел 4. Права и обязанности

Права и обязанности одинаковы для всех членов отряда, лагеря. Независимо от возраста

каждый имеет браво:

-Участвовать в мероприятиях;

- Пользоваться информацией;

- Вносить предложения по работе лагеря;

- На присвоение очередного звания за соответственные достижения.

Заповеди лагеря

1.        Чем больше трудностей, тем больше бодрости.

2.        Получил задание – не пищи, лёгкой работы не ищи.

3.    Развивайся, себя познавай, решения и планы свои уважай.

                         

      Схема самоуправления

ссссссссс        

 

        7.4   Схема взаимодействия  с социальными партнерами

7.5.Ресурсное обеспечение

7.5.1.Кадровое обеспечение

№п/п

ФИО

Образование,специаль-ность

Место

 работы,

занимаемая должность

Должность

Должность в лагере

Опыт работы в организации каникулярного отдыха

1.

Писная Елена Геннадьевна

Высшее, учитель

МАОУ «Школа №149, учитель иностранного языка

Начальник лагеря

 (куратор программы)

Начальник  в школьном лагере 5 года, воспитатель  в загородном лагере 10  лет

2.

Балашова Елена Михайловна

Высшее, учитель

МАОУ «Школа №149 учитель технологии

Воспитатель

Воспитатель в школьном лагере 7 лет

3.

Волков Сергей Александрович

Высшее, учитель

МАОУ «Школа №149 , учитель информатики

Воспитатель

Начальник  в школьном лагере 1 год

4.

Александрова Юлия Сергеевна

Высшее, учитель

МАОУ «Школа №149, учитель русского языка и литературы

Воспитатель

Воспитатель в загородном лагере 1 год

5.

Сальников Владимир Васильевич

Высшее, учитель

МАОУ «Школа  №149, учитель физической культуры

Инструктор по физической культуре

Инструктор по физической культуре в школьном лагере 5 лет

6.

Щеголькова Наталья Владимировна

Средне-специальное, медицинская сестра

МАОУ «Школа  №149,  МБДУ №9, мед.сестра

Мед.сестра

Мед.работник в школьном лагере 2 года

7.

Митрошина Людмила Алексеевна

Среднее

Технический персонал

МАОУ «Школа  №149

Уборщик производственных помещений

Уборщик производственных помещений в школьном лагере 2 года

7.5.2 Методическое обеспечение

  1. Электронные  методические ресурсы

 http://www.proforientator.ru

  http://www.prof-test24.ru

 http://www.ucheba.ru/prof

  1. Сценарии и рекомендации к проведению ключевых мероприятий:
  • « Символы России» - интеллектуальная эстафета
  • « В мире профессий» -устный журнал
  • « Познай себя» -опросник
  •  « Я и мир профессий» - занимательная игра
  • « Кто есть кто» - викторина    

  1. Материалы для проведения мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения, воспитание основ безопасности жизнедеятельности  

  • Интерактивная викторина по пдд

  • «Если хочешь быть здоров!» - викторина

  • Правовая викторина

  1. Материалы по психологическому сопровождению программы

  • Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
  • Модификация методики « Карта интересов» А.Голомштока
  • Тест по выявлению способности к общению
  • Анкета по профессиональному самоопределению
  1. Медиатека

7.5.3.Материально-техническая база

1.        Наличие оборудованных помещений в лагере

 Вид, название ресурса 

 Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные за обеспечение,  состояние

ПОМЕЩЕНИЯ

Кабинеты

 Отрядная  комната  

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

Зал, тренажёрный зал

Занятия спортом

Материальная база

школы

 Физкультурный

руководитель

Спортивная площадка

 Проведение линеек, общелагерных  игр на воздухе,  соревнований

Материальная база

школы

 Физкультурный

руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Начальник лагеря,

Воспитатели

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты

Материальная база

школы

 

Воспитатели

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинские работники  

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед,

Фонд социального страхования,   муниципальный бюджет

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая  мастерская , воспитателей

Материальная база школы

Старший воспитатель

Воспитатели

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Телевизор,

Просмотр тематических фильмов, детских передач

Мультимедийная аппаратура

Сопровождение оформление, презентация  мероприятий

Материальная база школы

Воспитатели

Компьютеры

Использование компьютерных технологий

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

Копировальная техника

Тиражирование документации, методического материала

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

Фото и видеоаппаратура

Проведение интервьюирования ветеранов

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

ИГРОВОЙ ИНВЕНТАРЬ И РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Спортивный инвентарь

Организация  спортивно-оздоровительной работы

Материальная база школы

Воспитатели, вожатые

Настольные игры

Краски, бумага, карандаши, пластилин, канцелярские инструменты и материалы

 Организация занятий в  творческих мастерских, отрядных дел, подготовка стендов, тематическое оформление смены

Материальная база школы

Начальник лагеря,

 Физкультурный

руководитель

7.6.  План реализации программы

В рамках реализации программы трудовая   деятельность осуществляется в следующих бригадах:

«Созидатели »

«Умельцы»

«Волонтёры»

учащиеся, проявляющие интерес к ландшафтному дизайну и сельскохозяйственному труду

учащиеся, выполняющие  ремонтные работы

учащиеся, выполняющие работы, связанные с оказанием помощи  социальным партнёрам

Задачи:

1.Высадить сирень   на  «Аллее Славы»

- 2.Разбить цветники,

3.Следить за чистотой территории школы.

Задачи:

  1. Изготовить малые архитектурные формы  для оформления клумб

 ( домик, мельницу, плетень ,военную технику, цветы из вторичных материалов )

2.Сделать мелкий ремонт мебели в школе.

Задачи:

  1. Оказать помощь библиотекам  в уборке помещений и обработке книг)
  2. Провести акцию по раздельному сбору мусора
  3. Пошив костюмов для школьного театра моды

план – сетка мероприятий

день смены , время

мероприятие

содержание

участники

ответственные

1 день

1.06

Приём детей в лагерь

Разделение по отрядам, медицинский осмотр

отряды по графику

начальник лагеря, медицинский работник

8-30

Общелагерная линейка

Знакомство с программой, игровым сюжетом

лагерь

Начальник лагеря

9-30

Отрядные мероприятия

 Заполнение личных трудовых книжек

Инструктаж по технике безопасности  

отряды

параллельно

Воспитатели

10-00

Музей занимательных наук             Эйнштейниум

Экскурсия

По желанию

Писная Е.Г.

12-00

«Знаешь ли ты закон»

 Правовая  Викторина

Лагерь

Александрова Ю.С

2 день

2.06

8-30

9-00

11-00

сборы в отрядах

Трудовая деятельность

формирование органов самоуправления, инструктаж, изучение самооценки и направленности личности,

по плану воспитателей

отряды

параллельно

отряды

параллельно

Воспитатели

Воспитатели

клуб юных кинологов

экскурсия

лагерь по желанию

Александрова Ю.А.

оформление отрядного уголка

Балашова Е.М

3 день

3.06

10-00

11-00

трудовая деятельность

(По примерному плану деятельности бригад )

отряды

параллельно

воспитатели

спортивный час

Турнир по настольному теннису

отряды

параллельно

Сальников В.В

«О колесе, колёсах, и авто …»

Посещение выставки

По желанию

Волков С.А.

4 день

6.06

10-00

11-00

трудовая деятельность

(По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

« Я и мир профессий»

Игра по профориентации

Лагерь

Александрова Ю.С

Посещение музея ГУ МВД

экскурсия

лагерь

Балашова Е.М

5 день

7.06

11-00

« кто есть кто»

викторина по профессиям

 ,

По желанию

Волков с.а

спортивный час

посещение батутного парка

по желанию

Писная Е.Г

6 день

8.06

11-00

отрядные мероприятия

По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

Краеведческое ралли

Квест по Б.Покровской

По желанию

Балашова Е.М

« Познай себя»

он- лайн тестирование

Писная Е.Г

7 день

9.06

10-00

отрядные мероприятия

По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

Ядерный щит России

экскурсия на ОКБМ

по желанию

Писная Е.Г

Символы России

интеллектуальная эстафета по станциям

8 день

10.06

11-00

отрядные мероприятия

По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

Спортивный час

Занятие в тренажёрном зале

отряды

параллельно

Сальников В.В

« Профессии  в картинах русских художников»

Посещение художественного музея

По желанию

Балашова Е.М

9 день

14.06

11-00

отрядные мероприятия

По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

В мире профессий

Устный журнал

Лагерь

Александрова Ю.С

Посещение технического музея

экскурсия

по желанию

Волков С. А

10 день

15.06

отрядные мероприятия

По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

посещение машиностроительного завода

Промышленная зкскурсия

Писная Е.Г

 « Если хочешь быть здоров»

Викторина

Балашова Е.М

11 день

16.06

отрядные мероприятия

По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

Посещение музея метрополитена

Экскурсия

Балашова Е.М

« Познай себя»

психодиагностика

 Индивидуально

Писная Е.Г

12 день

17.06

отрядные мероприятия

По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

Инерактивная викторина по пдд

воспитатели

13 день

20.06

отрядные мероприятия

По примерному плану деятельности профильных звеньев)

отряды

параллельно

воспитатели

Кинолекторий « сделай правильный выбор»

Видеоролики о ЗОЖ

лагерь

воспитатели

« познай себя»

психодиагностика  

Отряды по графику

психолог

14 ДЕНЬ

21.06

Посещение библиотеки им Никонова

Урок мужества « его имя носит библиотека»

лагерь

воспитатели

Общелагерная линейка . Закрытие смены

  1. ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ.

На подготовительном этапе при формировании лагеря:

  • составляется социальный паспорт лагеря,

В ходе реализации программы отслеживается формирование личностных качеств подростка.  

Мониторинговая  карта  программы

ТИП МЕТОДИКИ

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ

НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ,

  ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)

Анкетирование  

Сбор и анализ информации

Наблюдение

 

 Изучение интересов и потребностей ребенка

Получение информации о качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику

 Получение первичной информации об  обучающихся, условиях семейного воспитания

получение информации о характере ребенка

Заполнение личной карты  (в планах воспитателей)

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Социальный паспорт, личные дела детей

  ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД)

 Мониторинг -   карта

Карта интересов

 Индивидуальная и групповая работа  

Изучение продуктов  деятельности детей,  наблюдение, анализ

Демонстрация творческих достижений участников программы

Получение информации о настроении ребенка и причинах такого настроения

Изучение направленности ребенка

 Обзор интернет – ресурсов с тестами по профориентации

Анкета по профессиональному самоопределению

 Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу, взаимодействие со сверстниками

Получение обратной связи.

Самооценка  

«Карта настроения»

« Профиль» - (модификация методики « карта интересов» А.Голомштока)

Тесты « Личность и профессия», « Готовность к выбору профессии» , « Гуманитарий или технарь»  

 «Дерево успеха »,

Информация в отрядных уголках

 Личная « Трудовая книжка»

                    ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

   Рейтинг личностного и коллективного  роста

 

Рефлексия

 

Анкетирование,  беседы

Наблюдение, фиксирование антропометрических показателей, анализ

Определение развития  личности и коллектива: анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах

Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах

Получение информации о том, почему ребёнку понравилось пребывание в лагере

Выявление  степени удовлетворенности организацией лагерной смены  

Выявление степени сохранения здоровья и оздоровления детей

«карта личностного роста»;

Анкета  «что дал мне лагерь», тест «незаконченное предложение»

(интервью с участниками смены) " чем мне запомнилась лагерная смена»

Отзывы детей и родителей

Ведение медицинского журнала

        ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам реализации каждого из этапов программы предполагается положительная динамика количественных и качественных показателей, предусмотренных системой мониторинга программы:

  • Сохранение  и укрепление базового уровня   здоровья детей;
  • Создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки
  • Создание в лагере благоприятного микроклимата, отсутствие негативных проявлений во взаимоотношениях участников программы, фактов правонарушений.

Социальными эффектами программы станут:

  • Удовлетворённость спроса детей, родителей  и социальных заказчиков программы на организацию  оздоровительно-образовательной деятельности;
  • Реализация   потребности подростков в самопознании, саморегуляции, самоуправлении и самовоспитании, повысится самооценка.
  • Формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
  • Повышение мотивации  к труду
  •  Формирование у подростков  профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности
  • Личностный рост участников смены в условиях  игровой модели лагерной смены; повышение уровня коммуникативной  активности;  

По итогам участия в  программе лагере   обучающиеся

  • Познакомятся с миром профессий
  • Сформируют умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией
  •  Приобретут опыт совместной трудовой деятельности, практические навыки труда,  сформируется уважительное отношение к старшим, творческое  отношение к делу, самостоятельность, ответственность.
  • Эффективностью и  стратегической значимостью  программы станет:Модернизация   форм работы, накопление положительного опыта в организации    отдыха  и оздоровления детей и подростков;
  • Обеспечение непрерывности единой системы образовательного  процесса системы образовательного учреждения, Расширение  сферы  взаимодействия  с социальными партнёрам        

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. –М. 2004.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. - М. 2008.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М. 2008
  4. Никульников А.Н. «Школьная площадка». -Новосибирск. 2006.
  5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005
  6. Роткина Т.С., Курзова О.А. Уроки добра и милосердия. - О. 2007.
  7. Соколова Л. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе».

          -Новосибирск. 2007.

  1. Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. -О. 2009.
  2. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград,  2007.
  3. Шмак Ани Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. -Спб. 2004.
  4. Вердебер Р. Психология общения. -М. 2003.
  5. ВинокуроваН.Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.1999.
  6. Воспитательный процесс: Изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2001.
  7. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства. - М. 2003.
  8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! -М. 1996.
  9. Левашова С.А. Психолог и подросток; коммуникативно-двигательный тренинг. –Ярославль. 2004.
  10. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -М. 1978.
  11. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. -Нижний Новгород. 2003.
  12. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. -Спб. 2003.
  13. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль. 2003.
  14. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. -М. 2004.
  15. Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей. –М. 2003.
  16. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. Дубровиной И.В.  

          -Нижний Новгород. 1995.

  1. Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2003.
  2. Тимонин А.И., Тимонина Л.И. «Школа лидера». - Нижний Новгород. 2008.
  3. Титов. С.В. Добро пожаловать, игра! –М. 2004.
  4. Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии». 2006.
  5. Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов. – Нижний Новгород. 2007.
  6. Фопел К. Как научить детей сотрудничать. -М. 1999.
  7. Цветкова И.В. Школа социального успеха. -М. 2002.
  8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. -М. 2009.
  9. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. –М. 2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                   Приложение № 1

Личная трудовая книжка участника

Выдаётся участнику программы лагеря в начале смены.

 На первой странице даётся расшифровка смысла названия и цветовой символ данного качества.

На второй странице – личные данные.

Третья страница содержит сведения о работе, куда ученик ежедневно самостоятельно записывает то, что он делал в течение дня , а в графе « особые отметки» может написать своё отношение и эмоции.

На четвёртой и последующих  страницах  содержатся результаты диагностик


[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года