Программа "Основы танца"
учебно-методический материал на тему

Еремеева Ольга Александровна

Программа для детей коррекционной школы "Основы танца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

  ОСНОВЫ ТАНЦА

Дополнительная общеобразовательная программа

общеразвивающего вида  художественной  направленности

базового уровня освоения образовательных результатов

Итатский

2015

Управление образования администрации

Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Согласована с педагогическим советом

(протокол № ____ от «    » августа 2015 года)

Утверждена приказом  №___ от «     » августа 2015г.

Директор центра ________________ Н.Е. Воронов

  ОСНОВЫ ТАНЦА

Дополнительная общеобразовательная программа

общеразвивающего вида  художественной  направленности

базового уровня освоения образовательных результатов

Педагог  дополнительного образования

Еремеева Ольга Александровна

Возраст учащихся:  12 – 16 лет

Срок реализации: 1 год

Итатский

2015

 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Задачи
  3. Формируемые компетенции
  4. Учебно-тематический план
  5. Содержание образования
  6. Методическое обеспечение
  7. Материально-техническое оснащение
  8. Литература

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Программа «Основы танца» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
  2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг  по организации обучения танцам, получении знаний о танце, его истории и видах.
  3. Назначение программы заключается в оказании услуг по формирования знаний, умений и навыков в освоении танца, снятию у детей с умственной отсталостью мышечного и психологического напряжения, формированию правильной осанки.
  4. Целью программы является создание условий для  развития творческого потенциала  учащихся с умственной отсталостью через  обучение танцам для приобщения их к танцевальному искусству и удовлетворения эстетических потребностей.
  5. Программа является модифицированной. В её основу заложена программа Матяшиной А.А. «Путешествие в страну хореографию». При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
  6. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный     материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния, с элементами целевой, предназначенной для детей с умственной отсталостью.
  7. По содержанию деятельности программа является познавательной, с элементами коррекционной.
  8. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности в области основ танцевального искусства, нацеленной на  получение сведений по интересующей дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в  данной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
  9. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний по танцевальному искусству и формирующей элементарные предметные и ключевые компетенции в данной области.
  10.  Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков в области танцевального искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
  11.  Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
  12.  Отличительной особенностью данной программы является её адаптированность к запросам  подростков  с умственной отсталостью.
  13. Исходной теоретической основой программы являются положения о
  • предоставлении детям возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
  • обучение искусству танца, как фактора  всестороннего развития способностей  подростков.
  1. Срок реализации программы:        
  • программа рассчитана на один год обучения;
  • общая продолжительность обучения составляет 72 учебных часа.

1.15. Режим занятий:

  • занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительностью 90 минут, с перерывом (переменой) между академическими часами продолжительностью 15 минут или 2  раза в неделю по 1 учебному часу (по 45 минут);
  • принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состояниюздоровья.

1.16. Возраст учащихся: 12 – 16 лет.

  1. Количество учащихся в группе: не менее 15 человек.
  2. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  3. Программа реализуется по безоценочной системе.
  4. Программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:
  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • индивидуальные и групповые формы работы.
  1. Формы подведения итогов реализации программы:
  • текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
  • итоговый контроль осуществляется в течение учебного года в режиме работы центра без специально отведенного для него времени   в форме  мониторинга по результатам участия в концертах и праздниках.
  1. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с  предоставлением следующих специальных условий:
  • учёт нарушений в сфере отношений, в том числе и с самими собой, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;
  • использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
  • привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
  • создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.

2. ЗАДАЧИ

        Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. дать учащимся знания о танце, его истории и видах;
  2. способствовать расширению кругозора детей через расширение их знаний о музыке, песне, музыкальных инструментах;
  3. прививать учащимся хореографические умения и навыки;
  4. формировать у учащихся чувство прекрасного, способствовать воспитанию их эмоциональной отзывчивости.

3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В процессе реализации программы у детей формируются следующие предметные компетенции:

  1. полученные знания о танце, его истории и видах;
  2. расширенные знания о музыке и музыкальных инструментах;
  3. практические хореографические умения и навыки;
  4. активное участие в концертах, праздниках и конкурсах.

Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:

  1. ценностно-смысловые – умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету.
  2. учебно-познавательные – умение пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  3. социокультурные – иметь представление о социальных нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; владеть этикой взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.
  4. Коммуникативные – уметь выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения.
  5. Информационные – владеть навыками работы с различными источниками информации; осознанно воспринимать информацию, уметь выделять в ней главное и необходимое;
  6. Здоровьесберегающие – умение позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название

учебных разделов и тем

Количество часов

теоретичес-кие занятия

практи-ческие занятия

итого

Вводное занятие

1

1

Ритмопластика

6

6

Танцевальная ритмика

7

7

Танцевальная гимнастика

8

8

Народные танцы

1

15

16

Современные бальные танцы

16

16

Современные диско-танцы

16

16

Выступления

2

2

Итого:

2

70

72

5. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Вводное занятие (1ч.) Введение в программу «Волшебный мир танца». Беседы по технике безопасности проводятся перед началом занятий.        

Ритмопластика (6ч.) Понятие «ритмика». Общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные. Упражнения на гибкость, пластичность. Всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса. Упражнения на выработку правильной осанки.

Танцевальная ритмика (7ч.) Развитие музыкального чувства ритма в передаче танцевальных движений, образов, ориентация детей в пространстве, развитие мышечного «чувства», формирование художественно – творческих способностей детей. Изучение движений: шеренга, колонна, круг, интервал. Знакомство с  танцевальной ходьбой: змейка, обход.

Танцевальная гимнастика (8ч.) Изучение строевых, общеразвивающих и акробатических упражнений. Гимнастические игры с мячами разной величины, лентами, гимнастическими палочками, обручами, скакалками.

Народные танцы (16ч) История возникновения и развития народного танца. Знакомство с исполнением хороводных танцев. Изучение хороводного танца «Березка», хороводного танца «Русский танец с платками». Отработка движений в парах.  Двойной круг в танце.  Основные движения ног и рук в танце. Движение в парах по кругу. Повороты туловища.

Современные бальные танцы (16ч) Знакомство с исполнением бального танца. Изучение танца «Вальс». Дистанция в парах по кругу. Отработка соблюдения дистанции в парах. Опора при покачивании на ногах в парах. Сочетания движений приставного шага и пружинки. Индивидуальное выполнение движений мальчиков и девочек. Повтор движений в танце. Поворот вокруг себя с поклоном. Кружение по кругу. Отработка движений танца.

Элементы диско-танцев (16ч). Знакомство с историей диско-танца. Актёрское мастерство в исполнениях танцев. Изучение танца «Детство». Кружение по кругу с поворотом вокруг себя. Движение рук «порхание».  Плавность в движениях рук. Движение «волна». Движение «качели». Основные движения рук и ног. Прыжки на одной ноге с поворотом. Кружение в парах. Характер хлопков и притопов в зависимости от музыки. Основные движения в положении сидя, лежа. Акробатические элементы в танце.

Выступления (2ч)

Выступления на  праздниках, концертах и конкурсах разного уровня

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При организации работы с учащимися следует учитывать их возрастные особенности, уровень подготовки и развития в целом. Чтобы заинтересовать  занятиями хореографией, необходимо подбирать более простые движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.

         Педагог подбирает такие танцы, в которых есть что-то яркое и необычное, всё, что соответствует желаниям и интересам учащихся с умственной отсталостью. Основным источником информации являются демонстрация фильмов, аудио- и  видеозаписи, словесная наглядность, вызывающая образы, представления, понятия. Программа предусматривает тесное взаимодействие теоретических и практических занятий, на которых дети изучают  композицию танца. Особое место занимают показы: открытые занятия,  выступления на сцене, где учащимся прививается культура внешнего вида и поведения на сцене, у них развиваются актёрские данные, активизируется внимание.

        Особое внимание следует обратить на индивидуальную культуру исполнения, замечать особенности каждого учащегося, чаще хвалить при исполнении ими ролей различных персонажей, подчёркивать достоинства, выразительность движения, жеста, глаз, создавать ситуацию успеха. Стараться расшевелить и приободрить застенчивых робких детей.

        Ведущая роль на занятиях принадлежит педагогу. При всей требовательности педагог создаёт доброжелательное, жизнерадостное настроение, творческую атмосферу.

7. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОСНАЩЕНИЕ

1. Техническое оснащение занятий:

  • музыкальный центр,
  • диски с записями танцевальной музыки.

2.  Реквизиты:

  • шляпы, трости, веера, зонты,
  • платочки, косыночки,
  • ленты,
  • скакалки,
  • мячи.

3. Методические материалы:

  • методические разработки занятий, праздников.  

4. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек

5. Доступ к информационно-коммуникационным сетям

8. ЛИТЕРАТУРА

  1. Захаржевская, Р.В. История костюма. От античности до современности/ Р.В. Захаржевская. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 288с.
  2. Лавриенко, Л.Б. Арабские танцы. Самоучитель/ Л.Б. Лавриенко. – Мн.: Соврем.шк., 2006. – 207с.
  3. Михайлова, М.А., Воронина, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. – Ярославль: «Академия развития», 2001. – 199с.
  4. Роот, З.Я. Танцевальный калейдоскоп: Авторские композиции для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) / З.Я.Роот. – М.: АРКТН, 2004. – 167с.
  5. Смирнова, Н.Г., Бочкарёва, Н.И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях [Текст] / Н.Г. Смирнова, Н.И. Бочкарёва. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 159с.
  6. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод.пособие  / О.А. Соломенникова. – 2 изд. – М.: Аирис-пресс, 2007. – 147с.
  7. Физкультминутки / Авт.- сост. С.А.Левина, С.И. Тукачева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 107 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцы, танцы, танцы...

Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской....

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"

Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"

Урок  музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....

2 класс. Танцы, танцы, танцы

"Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Танцы, танцы, танцы". Раздел в учебнике "День, полный событий"П.И. Чайковский "Полька, Камаринская, Вальс", "Песенка-чудесенка"...

Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".

В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...

Презентация "Танцы, танцы, танцы" (2 класс)

Презентация "Танцы, танцы, танцы..."...