Конспект занятия по обучению грамоте "Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ,щ
план-конспект на тему

Климова Светлана Львовна

Данное занятие педагог предлагает провести с использованием интерактивного тренажера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

центр детского творчества г. Курганинска

Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ, щ

для детей 5,5 -7лет

Разработала:

Климова С.Л. педагог

дополнительного образования

МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска

г. Курганинск

2016 уч.год

Цель:

учить пользоваться игровым тренажером; знакомство с буквой Щ, щ и со звуком (Щ*)

Задачи:

образовательные:

  • учить пользоваться интерактивным тренажёром;
  • учить правильной артикуляции звука (Щ*);
  • учить находить среди букв алфавита букву Щ, щ;
  • выделять звук (Щ*) в начале, в середине и в конце слова по схеме;
  • учить печатать букву Щ, щ;
  • учить звуко-буквенному анализу слова «ЩАВЕЛЬ»;
  • учить составлять слова по слоговой таблице;
  • учить составлять предложение из набора слов;

развивающие:

  • внимание;
  • память;
  • мелкую моторику;
  • упражнять в делении слов на слоги, постановке ударения, в составлении слов по схеме;

воспитательные:

  • умение работать самостоятельно;
  • желание правильно выполнять поручения педагога;
  • умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения.

Раздаточный материал:

  • презентация к занятию;
  • индивидуальные разрезные азбуки;
  • индивидуальные тетрадки для написания букв Щ, щ;
  • карточки с буквами из картона и наждачной бумаги;
  • шарфик;
  • индивидуальные карточки со словами «в», «щенок», «роще», «играл»;
  • цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети вместе с педагогом входят в группу, приветствуют гостей.

Педагог: 

Ребята, вы многому научились в студии «Малышок», умеете читать, научились считать, решать задачи и скоро пойдете в школу.

А какие буквы вы уже знаете?

                                                                                                       (Ответы детей)

Педагог: (обращает внимание на доску)

Посмотрите на эту картинку и скажите: «Какая буква лишняя?»          

Слайд 2. На слайде показаны согласные буквы и одна гласная, дети  

определяют лишнюю букву и объясняют свой выбор: гласная буква лишняя, потому что здесь больше согласных букв, а гласная одна.

Слайд 3. Показаны гласные буквы и один согласный, дети объясняют свой выбор: согласная буква здесь лишняя, потому что здесь больше гласных букв, а согласных букв – одна.

Дети садятся на свои места.

Педагог:

А то, что вы сейчас произносили это буквы или звуки?                                                 

                                                                                                                         (Звуки)

Педагог:

Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие, а буквы – видим и пишим).

Педагог:

Сегодня я познакомлю вас с новым звуком и новой буквой. Какой? Догадайтесь. Я называю слова, вы внимательно слушаете, и  называете, что между ними общего.

                  (Клещ, щётка, ящик, лещ, роща, плащ, щепка, щавель, щегол, щука)

Педагог:

Что общего в этих словах?

                                                         (Во всех этих словах вы услышали звук (Щ*)

Педагог:

Посмотрите на этот слайд (Слайд 4) и ещё раз назовём эти слова, выделяя звук (Щ*).

Педагог:
Кто из вас видел, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...». Как оно шипит?... А кто знает, как шипит змея? Послушайте: «щщщ...».  Повторим теперь все вместе, как шипят змеи...
(Дети выполняют задание сначала все вместе, потом индивидуально)

Педагог:

Когда мы произносим звук (Щ*), где находится кончик языка?

Посмотрите, как правильно нужно произносить этот звук.

  1. Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука «Ш».  В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
  2. Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
  3. Зубы смыкаем либо сближаем.
  4. Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
  5. Голосовые складки  разомкнуты, поэтому не вибрируют). 

Педагог:

Слайд 5 Дети читают слоги, педагог продолжает  читать   чистоговороку.

ЩА-ЩА-ЩА - мы домой несём ле-ща;

АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем пл-ащ;

ЩИ-ЩИ-ЩИ - щиплем мы щавель на -щи;

ЩУ-ЩУ-ЩУ - в чаще щуку пои-щу;

ЩА-ЩА-ЩА - выловили мы ле-ща;

ЩУ-ЩУ-ЩУ - я его не отпу-щу;

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ  - мечтает котик о ле-ще.

Педагог:

Запомните: звук (Щ*) всегда глухой и мягкий.

А вот и буква «Щ».                                               Слайд 6.  (На экране буква Щ)

На что похожа эта буква?

(Дети говорят, на что похожа буква Щ - расческу, играющего щенка, щетку).

Педагог:

Слайд 7. На слайде изображены картинки, где показано на что похожа  

буква Щ.

«На расчёску Щ похожа, три зубца всего? Ну что же!».

«Щ – играющий щенок. Кверху лапками он лег».

«Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам».

Педагог:

Слайд 8.  На слайде буквы, разной каллиграфии, среди них и буква Щ.

Найдите среди букв букву «Щ».

                                                             Дети находят и  показывают букву Щ.

На столе лежат карточки, на которых наклеены печатные буквы из картона, наждачной бумаги – Ш, К, Н, Ц, А, Щ. Педагог показывает буквы, затем завязывает глаза ребёнку, он на ощупь определяет букву Щ.

Педагог:

Определите на ощупь, где буква Щ.

Педагог:

Перед вами лежат карточки. Сейчас будем печатать букву Щ.            

Показ написания буквы в воздухе, на доске.

Дети продолжают писать букву в рабочей тетрадки.

Педагог:

Разложите свои разрезные азбуки и найдите букву Щ и покажите её.

Дети раскладывают разрезную азбуку, находят букву Щ и показывают педагог.

Педагог:

Слайд 9. На слайде написано слово «ЩАВЕЛЬ».

Сложите слово «ЩАВЕЛЬ»  из букв разрезной азбуки.

Скажите сколько в слове букв, звуков, слогов, ударный слог, сколько гласных, какие согласные, как правильно произнести это слово, где находится звук (Щ*) в этом слове.

Педагог:

Ребята, звук (Щ*) может находиться в словах в начале слова, в середине и в конце.

На слайде написаны слова, в которых есть звук «Щ». Напротив изображены схемы, по которым можно определить, где написана буква «Щ» - в начале слова, в середине, в конце.

Написаны и слова – лещ, ящерица, щит, ящик, щенок, плащ, щука.

К каждому слову подберите схему.

Слайд 10. Дети выходят к доске читают слова и соотносят их со схемой.

Педагог:

Вы все умеете читать и составлять слова по слогам.

Игра «Читаем слоги и слова»       

Чтение слогов и слов по слоговой таблице.

Слайд 11. Дана слоговая таблица – ще, щу, пла, ле, ти, пи, щи, ки, на.        

                  Перечень слов – щетина, плащи, лещи, клещи, щуки.

                  Дети соединяют слоги в слова.

Игра «Живые слова»

Детям раздаются карточки со словами – «в», «играет», «щенок», «роще».

Вам необходимо составить предложение из этих слов.

Дети, держа в руках карточки со словами,  составляют варианты предложений. Один ребёнок выкладывает предложение из слов большой разрезной азбуки у доски. Дети сравнивают разнообразные варианты предложений)

Педагог:

А сейчас посмотрим на слайд и прочитаем полученное предложение.

Слайд 12, 13. Дети сравнивают полученное предложение, объясняют смысл своего.

Педагог:

Сейчас для вас самое трудное задание, вы должны угадать слово, начинающееся на звук «Щ».

Слайд 14. Педагог читает задание. Дети определяют отгаданное слово,    

начинающиеся на звук (Щ*)

Педагог:

Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились.

Скоро вы пойдете в школу! А впереди вас ждут летние каникулы.

Вы любите ходить на рыбалку.

Дети ловят «рыбок» удочками. Звучит песня «Рыбак».

Появляется педагог с игрушкой «Щука» в руке.

Педагог:

Ой, какую рыбу мы с вами поймали.  (Щуку)

ЩУКА спрашивает у детей, чем они сегодня на занятии занимались, о чем интересном узнали, чему научились.

Итог занятия:

  • С какой буквой мы сегодня познакомились?
  • (Щ*) какой звук?

Педагог:

Щука может выполнить все ваши желания, а самое заветное – это учиться в школе только на одни пятёрки.

Щука «вручает» детям Медали-Пятерки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по теме "Глухие и звонкие парные согласные звуки и буквы"

План-конспект занятия со скриншотами заданий для интерактивной доски....

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конспект занятия «В гости к Смешарикам – на воздушных шариках. Согласный звук [Ш]. Буквы Ш, ш.»

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте «В гости к Смешарикам – на воздушных шариках. Согласный звук [Ш]. Буквы Ш, ш.» Цель занятия: познакомить с новыми б...

Конспект занятия: Путешествие в мир гласных звуков и букв

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы (ОНР) по  закреплению полученных знаний о гласных звуках и буквах....

конспект занятия с использованием интерактивной доски "Звук и буква С"

Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Публикация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста. в качестве иллюстративного матери...