Программа для танцевального коллектива «Акварельки»
рабочая программа на тему

Кадерова Наталья Алексеевна

Программа по танцам

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Народно-сценический танец»

составлена на основе образовательной программы

рассчитана на 18 час в неделю

(младшей, средней и старшей групп)

                                                                                       

                                                                                    Педагог дополнительного

                                                                                    образования:

                                                                                    Кадерова Наталья Алексеевна

МОУ СОШ №5

г.Пыть – Ях, 2010г.

Пояснительная записка

        Данная программа по народному танцу разработана для танцевальных коллективов Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения, средней общеобразовательной школы №5 на основе программы автора И.М. Фоменко рассчитана  младшая группа – 1, 2, 3 класс, средняя группа – 4, 5, 6 класс, старшая группа – 7, 8, 9, 10 класс.

       В основу создания данной программы положены принципы преемственности и синтеза основных хореографических дисциплин – классического танца, народно–сценического и историка–бытового. Это находит отражение уже в подготовительном классе, где задачи народно–сценического и классического танцев синхронизируются.

       Данная программа включает в себя основные движения народного и  классического танца и составлена с учетом специфики обучения в танцевальных коллективах, методика обучения основам народного и классического танца остается неизменной.

      Весь период обучения можно разделить на четыре этапа – подготовительные, младшие, средние и старшие группы.

Цель программы:

♦ развивающая, личностная – развитие стойкого интереса у учеников к народному хореографическому искусству, а так же художествен – творческих способностей средствами народного, классического и гимнастических упражнений с учетом их индивидуальных способностей.

♦ образовательная профессиональная – освоение детьми основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных способностей.

♦ воспитательная, общекультурная – расширение кругозора, образно–художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.

Задачи программы: 

♦ формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно–двигательного аппарата ребенка;

♦ ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства;

♦ поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса), основами народно–сценического танца с элементами свободной пластики в игровой, образно ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал;

♦ развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;

♦ развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков–фигур;

♦ снятие мышечных «зажимов» и психологического процесса торможения средствами танца; выработка баланса в системе «возбуждение, торможение»;

♦ формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель–педагог», «партнёр–партнёрша», «участник–ансамбль/коллектив»);

♦ развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.

Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах, на которые ориентируется  педагоги хореографы в работе с детьми: систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному; поэтапность;) учет психофизиологических и возрастных особенностей: индивидуализация, наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность (интегративность связей), актуальность, результативность, а также опирается на новейшие современные зарубежные педагогические идеи: «фьюжена» (сплава нескольких видов пластических направлений), «тьютерства» (практического «сотворчества» педагога и учеников – «нога в ногу», «рука в руку», не «над учениками, а вместе – рядом с ними»). Методы и приёмы обучения

       Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с учениками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.

     Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские).

    Хореографы–практики хорошо понимают, что такой «водораздел» методического инструментария часто носит теоретический характер.

    Эффективность таких методов–приёмов в разнообразии и многообразии, в неожиданных комбинационных сочетаниях, в органичном переплетении, в их комплексном воздействии с активным включением в работу как можно большего числа анализаторов–рецепторов ребенка. Тогда они задействуют, возбуждают наибольшее количество мыслей, чувств и эмоций ученика, тем самым творчески инициируя, активизируя его к самостоятельным поступкам–действиям.

Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:

♦ образный показ педагога;

♦ эталонный образец – показ движения лучшим исполнителем;

♦ подражание образам окружающей действительности;

♦ приём тактильно–мышечной наглядности;

♦ наглядно–слуховой приём;

♦ демонстрация эмоционально–мимических навыков;

♦ использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:

♦ рассказ;

♦ объяснение;

♦ инструкция;

♦ лекция;

♦ беседа;

♦ анализ и обсуждение.

♦ словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;

♦ приём раскладки хореографического па;

♦ приём закрепления целостного танцевального движения–комбинации;

♦ приём словесной репрезентации образа хореографического движения.

Практический метод обогащен комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:

♦ игровой приём;

♦ детское «сотворчество»;

♦ соревновательность и переплясность;

♦ использование ассоциаций–образов, ассоциаций–метафор;

♦ комплексный приём обучения;

♦ выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений);

♦ фиксация отдельных этапов хореографических движений;

♦ сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;

♦ приём пространственной ориентации;

♦ развитие основных пластических линий;

♦ музыкальное сопровождение танца как методический приём;

♦ хореографическая импровизация;

♦ приём художественного перевоплощения.

  Кроме того, в работе с учениками очень эффективен и психолого–педагогический метод:

♦ приём педагогического наблюдения;

♦ проблемного обучения и воспитания;

♦ прием индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;

♦ прием воспитания подсознательной деятельности;

♦ прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);

♦ педагогическая оценка исполнения учеником танцевальных упражнений.

     С точки зрения возрастных психофизиологических особенностей детей, типологических особенностей каждого ребёнка в средней группе обучение носит наглядно-действенный характер с преобладанием наглядных и практических методов (показ; повторность движений; игровой; релаксации; использование пластических образов–метафор...).

    Обучение танцу в старшей группе носит не только наглядно–действенный, но и исследовательский характер – с вкраплением абстрактных методов (заместителей реальности) – слова, а в подготовительной группе происходит ещё более яркий и интенсивный процесс рефлекторного усиления роли словом и словесными образами, а также осознанностью действий через слово (словесный метод). На этом возрастном этапе роль словесных приёмов обучения танцу повышается. Они опираются на сознание детей, (упражнение выполнит лучше и быстрее тот, кто слушает внимательнее, более собран внутренне и т.д.).

       Задачи обучения подготовительного класса – простейшие упражнения на координацию движений, ритмические прыжки в сочетании с хлопками, упражнения на полу (партерная гимнастика), танцевальные импровизации на музыку, различные растяжки, перегибы корпуса, также необходимо знакомство с основами музыкальной грамотой и элементами бытовых танцев игрового характера. В подготовительных классах не следует требовать от детей абсолютной выворотности, чтобы избежать завала на большой палец, отставленного таза.

         Задачи обучения в младших классах – являются постановка ног, корпуса, рук, головы в упражнениях экзерсиса. Поскольку костно–мышечный аппарат детей не обладает достаточной силой и устойчивостью. При постановке рук, особенно кости, необходимо добиваться точного соблюдения положения рук в позициях и грамотного их перевода.

        Задачи обучения средних классах – продолжается углубленная работа над овладением школой  народного и классического танца, вводится вращение, продолжается работа по развитию умений активно слушать музыкальную тему, развивать и воплощать ее в движении.

          Задачи обучения старших классах – процесс обучения должен быть направлен на постоянное совершенствование исполнительского мастерства. Не количество разученных упражнений, а их качество, умение раскрыть содержание образа средствами народного и классического танца является дидактической целью этого этапа обучения.

        Программный материал изложен последовательно по принципу возрастающей степени трудности от простого к сложному. Для достижения стабильного результата необходимо наряду с изучением новых движений, закреплять и пройденный материал, то есть включать его в более сложные комбинации, которые вырабатывают мышечную силу, устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к преодолению трудностей.

        Необходимо оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки, как в отдельных частях урока, так и в самих упражнениях. При построении учебных уроков важна логичность сочетания движений, которая не позволит перегружать упражнения излишним количеством различных элементов и приемов.

        С самого начала работы над развитием профессиональных навыков учащихся педагог должен обращать особое внимание на выразительность исполнения – музыкальность, доносимую через тело, соотнося технику самого танца с его внутренней одухотворенностью. Этому будет также способствовать целенаправленная работа педагога и концертмейстера по подбору музыкального материала, который должен восприниматься учащимися осмысленно в соответствии с музыкально–образной и метроритмической структурой музыкального сопровождения.

         На основе пройденного материала в каждом классе следует осуществлять постановку двух – трех концертных номеров, используя музыкальные произведения композиторов – классиков, современных и зарубежных авторов.

    Возможны постановки фрагментов из народных и классических балетов, что будет приобщать учащихся к сокровищнице мировой хореографической культуры.

Вариант структуры урока

Первая часть урока (подготовительная) (15 минут):

     ♦ вход учащихся в танцевальный зал (марш). Желательно выстраивать детей по росту – от меньших к большим.

     ♦ поклон педагогу и концертмейстеру.

Вторая часть урока (основная) (25 минут):

     ♦ работа у станка над упражнениями народного или классического танца.

     ♦ выход на середину зала – различные виды шагов и бега.

     ♦ построение детей –  по кругу, по диагонали, колону, параллельные линии, шахматное построение.

     ♦ разучивание и отработка движений классического, народного или историко-бытового танца на середине зала.

     ♦ соединение в отдельные фигуры или общую композицию.

Третья часть (заключительная) (5 минут):

     ♦ поклон педагогу и концертмейстеру.

     ♦ выход из танцевального зала (марш).

Построение урока по классическому танцу

  Урок состоит из нескольких разделов.

1.Exercic у станка – это комплекс движений в определенной последовательности.

2. Exercic на середине зала – это те же движения что и у станка только на середине зала в той же последовательности.

3. Adagio – в 1-м классе состоит из простейших движений: plie, port de bras, releve lent на 45° и releve на полупальцы.

4. Allegro – прыжки.

5. В женском классе после прыжков дается изучение движений на пальцах – пуантах.

6. Каждый урок начинается и заканчивается поклоном.

Поклоны по классическому танцу

1. Поклон женский:

а) cnixen – без шага, состоит из приседания на опорной ноге на месте, рабочая нога чуть сгибается в колене, заводится сзади опорной ноги.

б) cnixen – шаг в сторону.

в) более сложный – с шагом, и passe par terre, и degaje IVпозиции, разучивается после temps lie par terre.

2. Поклон мужской:

а) шаг в сторону, приставляя рабочую ногу наклонить голову вниз и  поднять.

б) тоже самое, но с рукой открывая ее в сторону II позиции, а другая на талии, приставляя рабочую ногу, рука опускается вдоль корпуса, голова опускается и поднимается.

Построение урока по народному танцу

  Урок состоит из нескольких разделов.

1. Упражнения у станка – это комплекс движений в определенной последовательности.

2. Упражнения на середине зала – это ходы, проходки, комбинации ковырякочек, маталочек, комбинация веревочка, дробные выстукивания, комбинация соскоки, перескоки.

3.  Работа, над этюдами построенная на изучаемом материале.

4. Трюковая часть – вращения по диагонали.

Поклоны по народному танцу

1. Кивок головой.

2. Маленький поклон – корпус слегка наклоняется, делается кивок головой.

3. Глубокий поклон.

4. Простой поясной на месте.

5. Простой поясной – с продвижением (подходом вперед и отходом назад).

6. Сложный праздничный (хороводный) (женский).

7. Сложный праздничный (хороводный) на месте (мужской).

  В женском поклоне должна ощущаться задушевность, грациозность, а в мужском – чувствоваться сила и удаль.

ПОДГТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Задачи учебного года

     Правильная постановка корпуса (исправление природных недостатков), элементарное воспитание мышечного аппарата, приобретение навыков культуры движения. Элементы танцевальной азбуки должны подготовить учащихся к исполнению простых этюдов и танцев.

1. Шаги:

    а) бытовой в различных музыкальных размерах и в комбинациях на различную музыкальную длительность;

    б)   танцевальный с носка на 4/4, 2/4, 1/4, 1/8 и в различных сочетаниях;

    в)   на полупальцах с крепко вытянутыми коленями;

    г)   с носка на полупальцы с высоким подъемом колена вперед.

2. Бег:

    а)   с высоким подъемом коленей вперед;

    б)   легкий бег на 1/4 в различном ритме и темпе.

3. Упражнения для головы:

     а)   повороты головы;

     б)   наклоны головы;

     в)   переводы головы.

4. Положения рук:

     а)   на поясе;

     б)   впереди, вверху в стороне;

     в)   промежуточные: впереди – в стороне, вверху – в стороне;

     г)   на юбке (у девочек);

    д)   за спиной (у мальчиков).

Элементы классического танца лицом к станку и на середине зала в свободных позициях:

    Позиции ног – I, II, III.

    Demi-plie – по I, II, III позиции.

    Battement tendu – вперед, в сторону из I свободной позиции.

    Battement tendu c demi-plie – вперед, в сторону из I свободной позиции.

    Releve – по I, III свободным позициям.

Элементы народного танца проучиваются на середине зала:

   – танцевальный         шаг 1/4;

   – переменный шаг в характере русского танца;

   – па польки;

   – па галопа;

   – прыжки на двух ногах по VI позиции;

   – перескоки с одной ноги на другую с открыванием ноги вперед с вытянутым носком;

   – елочка;

  – гармошка.

Элементы партерной гимнастики

∆* упражнение, сидя на полу

 – фиксация исходного положения;

– сгибание и вытягивание стоп;

– сгибание корпуса вперед;

– «Лягушка» сидя;

–наклоны корпуса вперед.

Следить за постановкой корпуса, держать апломб. Упражнения способствуют развитию гибкости корпуса вперед, вытянутости ног в коленях. И способствуют развитию выворотности бедра.

∆* упражнения, лежа на спине 

– поднимание вытянутых ног вперед наверх и опускание в исходное положение (поочередно и вместе, без перерыва);

– battement jete вперед – наверх;

– «Березка».

Движения направлены на укрепление мышц брюшного пресса, спины, вытянутости ног в коленях и в стопах.

Способствует гибкости позвоночного столба, укрепляет мышцы брюшного пресса.

∆* упражнения, лежа на животе

– прогибание корпуса назад на вытянутых руках;

– «Лодочка»;

– «Птичка»;

– «Корзиночка».

Направлено на укрепление мышц спины и развитие гибкости корпуса назад. Следить за вытянутостью ног.

∆* упражнения, сидя на коленях

– прогибание корпуса назад;

Способствует развитию гибкости корпуса назад.

Способствует вытянутости ноги в стопе, а так же фиксации положения на полупальцах.

∆* упражнения, выполняемые парой (2-мя детьми)

– прогибание корпуса назад, лежа на животе;

– поднимание корпуса и опускание его на пол с положения, лежа на спине.

Направлено на развитие гибкости спины, укрепление мышц спины, а так же выворотности стоп.

Следить за тем, чтобы корпус поднялся с пола и опустился, при этом локти рук должны быть направлены точно в стороны, а не вперед.

Предлагаемый репертуар для подготовительной группы:

* Русский хороводный танец «Пойду ль я, выйду ль я».

* Маленький танец.

* Чунга – Чанга.

* Чебурашка.

* Элефант.

Знать и уметь к концу учебного года

Уметь определять размер музыкального произведения: 2/4, 3/4, 4/4. Знать танцевальные жанры: вальса, польки, галопа. Овладеть правильной постановкой корпуса,  позиции ног и рук – I, II, III, подготовительное положение.

МЛАДШАЯ ГРУППА

1-й год обучения

по классическому танцу

Задачи учебного года

   Основной задачей первого класса является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического экзерсиса у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Все элементы изучаются лицом к станку, за исключением port de bras.

Exercic у станка

1. Позиции ног – I, II, III.

2. Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III (изучаются на середине зала).

3. Demi-plie – I, II, III позиции. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 2 такта по 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии на 1 такт  4/4.

4. Battement tendu:

– из I и III  позиции  в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии на 2/4.

5. Battement tendu с demi-plie – из I и III  позиции  в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 2 такта  по 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии на 1 такт  4/4.

6. Passe par terre – проведение ноги вперед и назад через I позицию. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 2 такта  по 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии на 1 такт  4/4.

7. Понятие en dehors и en dedans.

Demi-rond de jambe par terre en dehors и en dedans – музыкальный размер: в 1-м полугодии на 2 такта  по 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии на 1 такт  4/4.

8. Положение ноги sur le cou-de-pied – спереди и сзади (основные положения). Вначале изучается из положения открытой ноги в сторону, по усвоению – из положения открытой ноги вперед и назад. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 2 такта  по 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии на 1 такт  2/4.

9. Положение условного sur le cou-de-pied – спереди (изучается из положения ноги в сторону из III  позиции).

10. Releve – на полупальцы по I, II, III позициям с вытянутых ног и с demi-plie. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии на 2/4.

11. I, III port de bras – из I и III  позиции, музыкальный размер: в 1-м полугодии на 2 такта 3/4; во 2-м полугодии на 1 такт 3/4.

12. Перегибы – корпуса назад, вперед, позднее в сторону (стоя лицом к станку).

13. Battement retire – поднимание ноги из III позиции в положение sur le cou-de-pied и возвращение ее в III позицию.  Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 2 такта по 4/4 каждое движение, во 2-м полугодии на 1 такт.

Exercic на середине зала

1. Те же упражнения, что и у станка, в той же последовательности.

2. Pas de bourree – из I позиции, en face на месте, без продвижения, с переменной ног (изучается лицом к станку). Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 2 такта 3/4; во 2-м полугодии на 1 такт 3/4.en face на месте,

3. Releve – на полупальцы по I, II позициям с вытянутых ног и с demi-plie.

4. Pas польки – III  позиция, вперед, назад боковой, в повороте. Музыкальный размер: на 2/4.

5. Pas chasse – III  позиция, правая нога впереди, вперед и назад. Музыкальный размер: на 2/4.

6. Pas eleve – III  позиция, правая нога впереди, вперед и назад. Музыкальный размер: на 2/4.

Allegro

1. Temps saute – по I, II, III позициям. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии на 2/4.

2.  Changement de pied – перемена ног в воздухе. Музыкальный размер: на 1 такт 4/4.

3. Pas echappe – с остановкой на II позиции на 2 такта 4/4.

4. Трамплинные saute – по VI позиции.

Знать и уметь к концу учебного года

        Учащиеся должны знать позиции ног, рук. Иметь представление о выворотности как средстве выразительности классического танца. Освоить простейшие приемы в исполнении движений. Уметь исполнять упражнения в соответствии с музыкальным сопровождением.

В конце первого года обучения учащиеся показывают открытый контрольный урок по предмету «Классический танец».

1-й год обучения

по народному танцу

Задачи учебного года

 Основной задачей первого года обучения является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений народно–сценического экзерсиса у станка и на середине зала. Все элементы изучаются лицом к станку.

Упражнения лицом к станку

1. Позиции ног.

а) Три выворотных – I, II, III;

б) Две закрытые:

I-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, каблуки разведены в стороны;

II-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, каблуки разведены в стороны.

  Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.  

2. Поднимание на полупальцы releve. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – поднимание на полупальцы обеих ног;

б) – поднимание на полупальцы на одной ноге.

3. Подготовка к началу движений (preparation).

4. Полуприседания и полные приседания – по I-ой, II-ой и III-ей выворотным позициям. Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 3/4.

 В первом полугодии изучается первый вид приседания – плавные полуприседания.

5. Переводы ног из позиции в позицию. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – скольжение ногой по полу.

6. Упражнение на развитие подвижности стопы – из I-ой прямой позиции. Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 3/4.

а) – с переводом работающей ноги с носка на каблук.

7. Маленькие броски работающей ноги – вперед, в сторону и назад по I-ой и III-ей  открытым позициям. Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 6/8.

8. Круг ногой по полу. Музыкальный размер: – 4/4, 3/4, 2/4.

а) – с остановками в сторону.

9. Подготовка к «веревочке». Скольжение работающей ноги по опорной ноге. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – в открытом положении на всей стопе.

Упражнения на середине зала

1. Позиции и положения рук.

Позиции рук изучаются на середине зала с самых первых уроков.

а) Семь позиций: 

I-я, II-я и III-я – позиции аналогично I-ой II-ой и III-ей позициям рук классического танца;

IV-я – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии, большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии;

V-я – обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собраны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя;

VI-я – обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны, указательные и средние пальцы прикасаются к затылку;

VII-я – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной лежит на запястье другой руки.

б) Положения рук:

В противоположность позициям, положения рук чрезвычайно разнообразны и разнохарактерны, их количество не ограничено, что придает рукам необходимую национальную окраску. По своему характеру положения рук могут разделяться на следующие виды:

Простые положения – руки расположены симметрично, то есть одна рука, так же как и другая.

Сложные положения – расположение одной и другой руки различно.

Комбинированные положения – одна рука находиться в одной из основных позиций, другая, в другой позиции или в одном из простых положений.

Подготовительное положение – обе руки опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

I-е положение – обе руки согнуты в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и II-ой позицией, кисти находятся на уровне талии, ладони слегка повернуты вверх.

II-е положение – обе руки согнуты в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III-ей и II-ой позициями, пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх. 

2. Поднимание на полупальцы releve. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – поднимание на полупальцы обеих ног;

б) – поднимание на полупальцы на одной ноге.

3. Подготовка к началу движений (preparation).

Элементы русского народного танца

1. Раскрытие и закрытие рук:

а) – одной руки;

б) – двух рук;

в) – поочередное раскрывание рук;

г) – переводы рук в различные положения.

2. Поклоны:

а) – одинарные (женские и мужские);

3. Перетопы тройные.

4. Простой (бытовой) шаг:

а) – вперед с каблука;

б) – с носка.

5. Простой русский шаг:

а) – назад через полупальцы на всю стопу;

б) – с притопом и продвижением вперед;

в) – с притопом и  продвижением назад.

6. «Ковырялочка»:

а) – с двойным притопом;

б) – с тройным притопом.

7. «Гармошка».

8. «Ёлочка».

9. Припадание:

а) – в сторону по III-ей свободной позиции;

б) – вперед и назад с ноги на ногу по I-ой прямой позиции.

10. Боковые перескоки с ноги на ногу:

а) – по III-ей свободной позиции;  

б) – по I-ой прямой позиции.

12. Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах.

13. Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.

Присядки (для мальчиков)

1. Подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по I-ой прямой и свободной позициям).

Движения «Польки»

1. Простые подскоки польки:

а) – на месте;

б) – вокруг себя;

в) – с продвижением вперед, назад и в сторону.

2. Простые подскоки с хлопками.

3. Простые подскоки в повороте парами под руки.

4. Галоп в сторону.

Знать и уметь к концу учебного года

  Учащиеся должны знать позиции ног, рук. Иметь представление о выворотности народно–сценического танца. Освоить простейшие приемы в исполнении движений. Уметь исполнять упражнения в соответствии с музыкальным сопровождением.

  В конце первого года обучения учащиеся показывают открытый урок по предмету «Народно–сценический танец».

1-й год обучения

Элементы партерной гимнастики

∆* упражнение, сидя на полу

 – фиксация исходного положения;

– сгибание и вытягивание стоп;

– сгибание корпуса вперед;

– круговое движение стоп en dehors;

– круговое движение стоп en dedans;

– «Лягушка» сидя;

–наклоны корпуса вперед.

Следить за постановкой корпуса, держать апломб. Упражнения способствуют развитию гибкости корпуса вперед, вытянутости ног в коленях. И способствуют развитию выворотности бедра.

∆* упражнения, лежа на спине 

– поднимание вытянутых ног вперед наверх и опускание в исходное положение (поочередно и вместе, без перерыва);

– battement jete вперед – наверх;

– grand battement jete вперед – наверх;

– «Березка».

Движения направлены на укрепление мышц брюшного пресса, спины, вытянутости ног в коленях и в стопах.

Способствует гибкости позвоночного столба, укрепляет мышцы брюшного пресса.

∆* упражнения, лежа на животе

– прогибание корпуса назад на вытянутых руках;

– «Лодочка»;

– «Птичка»;

– «Корзиночка».

Направлено на укрепление мышц спины и развитие гибкости корпуса назад. Следить за вытянутостью ног.

∆* упражнения, сидя на коленях

– прогибание корпуса назад;

– спуск с пальцев на целую стопу;

Способствует развитию гибкости корпуса назад.

Способствует вытянутости ноги в стопе, а так же фиксации положения на полупальцах.

∆* упражнения, выполняемые парой (2-мя детьми)

– прогибание корпуса назад, лежа на животе;

– поднимание корпуса и опускание его на пол с положения, лежа на спине.

Направлено на развитие гибкости спины, укрепление мышц спины, а так же выворотности стоп.

Следить за тем, чтобы корпус поднялся с пола и опустился, при этом локти рук должны быть направлены точно в стороны, а не вперед.

СТЕРДНЯЯ ГРУППА

2-й год обучения

по классическому танцу

Задачи учебного года

Основные задачи второго года обучения: увеличение количества упражнений, развитие силы ног, эластичность стоп, устойчивости, техники исполнения. Внимание к точности исполнения движений.

      Исполнение изученных движений одной рукой за станок. Дальнейшее изучение основных элементов классического танца. Работа над развитием музыкальности учащихся. Особое внимание к осмысленному исполнению движений. Выполнение упражнений у станка и на середине зала в позах.

   

Экзерсис у станка

1. Позиция ног – V.

2. Demi-plie – V позиции.

3. Grand plie – по I, II и V позициям.

4. Battement tendu:

 – pour le pied;

– passe par terre; 

– с  demi-plie в V позицию.

5. Battement releve lent – на 45º с I и V позиции в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер: на 2 такта 4/4 каждое движение.

6. Temps releve par terre (preparation для rond de jambe par terre) en dehors et en dedans.

7. Battement tendu  jete:

   – с I и V позиции в сторону, вперед, назад;

   – с demi-plie с I и V позиции в сторону, вперед, назад.

  Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии по V позиции на 2/4.

Примечание: прежде чем приступить к изучению battement tendu  jete, изучается battement releve lent. 

8. Battement frappes – в сторону, вперед, назад. В начале носком в пол, во 2-м полугодии на 45°. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение, во 2-м полугодии на 2/4.

9. Releve – на полупальцы с V позиции с вытянутых ног и с demi-plie.

10. Battement fondus –  по V позиции  в сторону, вперед, назад носком в пол в 1-м полугодии; во 2-м полугодии на 25°. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение, во 2-м полугодии на 2/4.

11. Petits battement sur le cou-de-pied – равномерный перенос ноги. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение, во 2-м полугодии на 2/4.

12. Подготовка к rond de jambe en l`air – на всей стопе (изучение начинается со сгибания и разгибания ноги, открытой в сторону на 45°). Музыкальный размер: 1 такт 4/4, затем на 1 такт 2/4.

13. Battement soutenu – первоначально проучивается на всей стопе, плавное и сильное движение обеих ног с подъемом на полупальцы (в сторону, вперед, назад). Музыкальный размер: на 1 такт 4/4 каждое движение.

14. Grand battemen jete – с I и V позиции в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

15. Перегибы корпуса – назад и в сторону (лицом к станку).

 16. I и III port de bras, большие позы – как заключение к различным упражнениям.

17. Полуповороты – к станку по V позиции с переменой ног на полупальцах.

Экзерсис на середине зала

1. Положение epaulement croisee, effacee et ecarte.

2. Позы - I, II и III arabesques (носком в пол).

3. Demi-plie – по V позиции в epaulement.

4. Demi-plie – V позиции.

3. Grand plie – по I, II и V позициям.

4. Battement tendu:

 – pour le pied;

– passe par terre; 

– с  demi-plie в V позицию.

5. Battement releve lent – на 45º с I и V позиции в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер: на 2 такта 4/4 каждое движение.

6. Temps releve par terre (preparation для rond de jambe par terre) en dehors et en dedans.

7. Battement tendu  jete:

   – с I и V позиции в сторону, вперед, назад;

   – с demi-plie с I и V позиции в сторону, вперед, назад.

  Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение; во 2-м полугодии по V позиции на 2/4.

8. Battement frappes – в сторону, вперед, назад. В начале носком в пол, во 2-м полугодии на 45°. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение, во 2-м полугодии на 2/4.

9. Releve – на полупальцы с V позиции с вытянутых ног и с demi-plie.

10. Battement fondus –  по V позиции  в сторону, вперед, назад носком в пол в 1-м полугодии; во 2-м полугодии на 25°. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение, во 2-м полугодии на 2/4.

11. Petits battement sur le cou-de-pied – равномерный перенос ноги. Музыкальный размер: в 1-м полугодии на 4/4 каждое движение, во 2-м полугодии на 2/4.

13. Battement soutenu – первоначально проучивается на всей стопе, плавное и сильное движение обеих ног с подъемом на полупальцы (в сторону, вперед, назад). Музыкальный размер: на 1 такт 4/4 каждое движение.

14. Grand battemen jete – с I и V позиции в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

15. II port de bras en face (по мере усвоения epaulement).

16. Temps lie par terre – epaulement croisee, effacee et ecarte. Музыкальный размер: 4/4.

Allegro

1. Temps saute – по V позиции 

2. Pas changement de pied – по V позиции, правая впереди. Музыкальный размер: 2/4.

3. Pas echappe – по II позиции, en face, на croisee et effacee.Музыкальный размер: на 1 такт 4/4.

4. Pas assemble – в сторону. Музыкальный размер: 4/4. Изучается на 1 такт 4/4.

5. Sissonne simple – с двух ног на одну («простой»), правая нога впереди с V позиции. Музыкальный размер: 4/4. Изучается на 1 такт 4/4.

6. Pas jete – с двух ног на одну, правая нога сзади с V позиции. Музыкальный размер: 4/4. Изучается раздельно, в медленном темпе на 1 такт 4/4, далее слитно.

Знать и уметь к концу учебного года

        Учащиеся должны приобрести элементарную легатированность в движениях с demi-plie. Освоить более сложную координацию движений, за счет комбинирования различных элементов в упражнении. Знать положения epaulement и позы arabesque.  Стараться правильно и чисто исполнять упражнения.

       В конце  учебного года сдают экзамен по предмету «Классический танец».

2-й год обучения

Элементы партерной гимнастики

∆* упражнение, сидя на полу

 – фиксация исходного положения;

– сгибание и вытягивание стоп;

– сгибание корпуса вперед;

– круговое движение стоп en dehors;

– круговое движение стоп en dedans;

– сгибание корпуса вперед в I позиции

– «Лягушка» сидя;

– раскрытие стоп в I выворотную позицию;

–наклоны корпуса вперед.

Следить за постановкой корпуса, держать апломб. Упражнения способствуют развитию гибкости корпуса вперед, вытянутости ног в коленях. И способствуют развитию выворотности бедра.

∆* упражнения, лежа на спине 

– поднимание вытянутых ног вперед наверх и опускание в исходное положение (поочередно и вместе, без перерыва);

– «Лягушка» и вытягтвание ног вперед;

– «Лягушка» с вытягиванием ног в стороны;

– battement jete вперед – наверх;

– grand battement jete вперед – наверх;

– «Шпагат» в сторону;

– «Шпагат» в сторону с последующим соединением ног над полом вместе;

– «Березка».

Движения направлены на укрепление мышц брюшного пресса, спины, вытянутости ног в коленях и в стопах.

Способствует гибкости позвоночного столба, укрепляет мышцы брюшного пресса.

∆* упражнения, лежа на животе

– прогибание корпуса назад на вытянутых руках;

– «Лодочка»;

– «Птичка»;

– поднимание двух ног вытянутых назад – вверх;

– «Корзиночка».

Направлено на укрепление мышц спины и развитие гибкости корпуса назад. Следить за вытянутостью ног.

∆* упражнения, сидя на коленях

– прогибание корпуса назад;

– «Покачивание» на стопах;

– спуск с пальцев на целую стопу;

Способствует развитию гибкости корпуса назад.

Способствует вытянутости ноги в стопе, а так же фиксации положения на полупальцах.

∆* упражнения, выполняемые парой (2-мя детьми)

– прогибание корпуса назад, лежа на животе;

– поднимание корпуса и опускание его на пол с положения, лежа на спине.

Направлено на развитие гибкости спины, укрепление мышц спины, а так же выворотности стоп.

Следить за тем, чтобы корпус поднялся с пола и опустился, при этом локти рук должны быть направлены точно в стороны, а не вперед.

2-й год обучения

по народному танцу

Задачи учебного года

    Основные задачи первого года обучения: увеличение и усложнение упражнений, развитие силы ног, эластичность стоп, устойчивости, техники исполнения. Внимание к точности исполнения упражнений.

  Исполнение изученных движений одной рукой за станок. Дальнейшее изучение основных элементов народно–сценического танца. Работа над развитием музыкальности учащихся. Особое внимание к осмысленному исполнению движений. Выполнение упражнений у станка и на середине зала  и в этюдах.

Упражнения у станка

1. Позиции ног.

а) Три выворотных – V;

б) Две закрытые:

I-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, каблуки разведены в стороны;

II-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, каблуки разведены в стороны.

  Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.  

2. Полуприседания и полные приседания. Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 3/4; позже – 2/4.

а) – полные приседания.

  Изучается второй вид приседания – резкие полуприседания и полные приседания.

4. Переводы ног из позиции в позицию. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – скольжение ногой по полу;

б) – броском работающей ноги на 35º.

5. Упражнение на развитие подвижности стопы – из I-ой прямой позиции. Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 3/4; позже – 2/4.

а) – с переводом работающей ноги с носка на каблук.

6. Маленькие броски работающей ноги – вперед, в сторону и назад по I-ой и III-ей  открытым позициям. Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 6/8; позже – 3/4, 2/4.

7. Круг ногой по полу. Музыкальный размер: – 4/4, 3/4, 2/4.

а) – круг ногой по полу каблуком работающей ноги.

8. Подготовка к «веревочке». Скольжение работающей ноги по опорной ноге. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – в открытом положении на всей стопе;

Усложнение подготовки к «веревочке»:

 – с поворотом колена из открытого положения в закрытое, и из закрытого в открытое;

– с двумя ударами стопой в пол.

9. Веревочка

а) – простая.

10. Опускание на колено

а) – опускание на колено у носка опорной ноги;

б) – опускание на колено с шага – на расстоянии стопы от опорной ноги.

11. Присядка.

а) – плавное опускание вниз.

12. Полуприсядка.

а) – с вынесением ноги на каблук;

б) – с выведением ноги вперед.

13. Полная присядка.

а) – «мяч»;

б) – «мяч» с раскрыванием ноги.

14. Полуповороты.

Упражнения на середине зала

1. Позиции и положения рук.

Позиции рук изучаются на середине зала с самых первых уроков.

а) Семь позиций: 

I-я, II-я и III-я – позиции аналогично I-ой II-ой и III-ей позициям рук классического танца;

IV-я – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии, большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии;

V-я – обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собраны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя;

VI-я – обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны, указательные и средние пальцы прикасаются к затылку;

VII-я – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной лежит на запястье другой руки.

б) Положения рук:

В противоположность позициям, положения рук чрезвычайно разнообразны и разнохарактерны, их количество не ограничено, что придает рукам необходимую национальную окраску. По своему характеру положения рук могут разделяться на следующие виды:

Простые положения – руки расположены симметрично, то есть одна рука, так же как и другая.

Сложные положения – расположение одной и другой руки различно.

Комбинированные положения – одна рука находиться в одной из основных позиций, другая, в другой позиции или в одном из простых положений.

Подготовительное положение – обе руки опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

I-е положение – обе руки согнуты в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и II-ой позицией, кисти находятся на уровне талии, ладони слегка повернуты вверх.

II-е положение – обе руки согнуты в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III-ей и II-ой позициями, пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Элементы русского народного танца

1.  «Веревочка» простая.

2. «Ключ» простой (с переступаниями).

Хлопки и хлопушки

 Хлопки и хлопушки – одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и скользящие удары):

а) – в ладоши;

б) – по бедру;

в) – по голенищу сапога.

Присядки (для мальчиков)

1. Подготовка к присядке (плавное опускание вниз по I-ой прямой и свободной позициям).

2. Покачивание на приседании по I-ой прямой и свободной позициям.

3. Подскоки на двух ногах по I-ой прямой и свободной позициям.

4. Присядки на двух ногах по I-ой прямой и свободной позициям с вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.

Белорусский народный танец и элементы танца «Крыжачок»

1. Положения рук:

а) – положения рук в сольном танце;

б) – положения рук в парных и массовых танцах;

в) – подготовка к началу движений.

2. Притопы одинарные.

3. Подскоки на двух ногах по I-ой прямой позиции на одном месте.

4. Тройные подскоки на двух ногах по I-ой прямой позиции.

5. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.

6. Основной ход «Крыжачок».

7. Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.

8. Тройные притопы с поклоном.

9. Присядка на двух ногах  по I-ой прямой позиции с продвижением из стороны в сторону (для мальчиков).

Танцы прибалтийских республик

1. Положения рук:

а) – положения рук в сольном танце;

б) – положения рук в парных и массовых танцах;

в) – подготовка к началу движений.

Танцы народов Севера

Танец «Алеуточка».

1. Шаги зверей.

2. Птицы.

3. Дельфины.

4. Морж.

5. Пингвины.

Хантыйские движения.

1. Шаг по болоту.

2. Водоросли.

3. Коробочка.

4. повороты на месте в разные стороны с переменной рук.

      Так же можно разучивать движения и других народов Севера.

Знать и уметь к концу учебного года

  Учащиеся должны приобрести элементарную легатированность в движениях с полуприседанием. Освоить более сложную координацию движений, за счет комбинирования и усложнений различных элементов в упражнениях. Стараться правильно и чисто, и четко исполнять упражнения.

  В конце учебного года сдается экзамен по предмету «Народно–сценический танец».  

СТАРШАЯ ГРУППА

3-й год обучения

по классическому танцу

Задачи учебного года

Работа над закреплением пройденного материала и изучение нового. Внимание к точности исполнения движений. Активизация работы костно-мышечного аппарата учащихся.

Закрепляются классические позы. Продолжается работа над port de bras. Достигая лучшей устойчивости на целой стопе, отдельные движения переводятся на полупальцы, добиваясь дальнейшего развития устойчивости и одновременно укрепляя силу мышц ног. Вводятся элементы большого adagio.

Exercic у станка

1. Позиция ног – IV.

2. Demi-plie – по IV позиции.

3. Grand-plie – по IV позиции.

4. Battement tendu:

– с V позиции в сторону, вперед, назад;

– с опусканием пятки во II  позицию с IV позиции без перехода с опорной ноги.

5. Battement tendu jete:

– с demi-plie во всех направлениях;

piques.

6. Rond de jambe par terre на demi-plie en dehors et en dedans – изучается на 2 такта 4/4, во втором полугодии на 1 такт.

7. Rеleve – на полупальцах в IV с вытянутых ног и с demi-plie с работающей ногой, согнутой на sur le cou-de-pied.

8. Plie releve на 25 c demi rond de jambe.

9. Battement fondu et plie releve – во всех направлениях на 45º, во 2-м полугодии на полупальцах. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

10. Petit battement sur le cou-de-pied – с акцентом вперед и назад, во 2-м полугодии на полупальцах. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

11. Battement double frappe – во всех направлениях носком в пол, во 2-м полугодии на полупальцах на 45º. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

12. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans.

13. Battement releve lent – на 90º с V позиции во всех направлениях.

14. Battement developpe passe – во всех направлениях на 45º с V позиции во всех направлениях.

15. Battement soutenu – на полупальцах. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

16. Grand battement jete pique.

17. Полуповороты – в V позиции от станка с переменой ног на полупальцах, начиная с вытянутых ног.

18. I и III port de bras, маленькие и большие позы croisee, effacee, ecartee – как заключение к различным упражнениям.

19. III port de bras – c demi-plie на опорной ноге, рабочая нога вытянута на носком в пол вперед или назад.

  

Exercic на середине зала

1. Большие и маленькие позы классического танца: сroisee, effacee, ecartee; I, II, III arabesque.

2. Demi-plie – по IV позиции.

3. Grand-plie – по IV позиции.

4. Battement tendu:

– с V позиции в сторону, вперед, назад;

– с опусканием пятки во II  позицию с IV позиции без перехода с опорной ноги.

5. Battement tendu jete:

– с demi-plie во всех направлениях;

piques.

6. Rond de jambe par terre на demi-plie en dehors et en dedans – изучается на 2 такта 4/4, во втором полугодии на 1 такт.

7. Rеleve – на полупальцах в IV с вытянутых ног и с demi-plie с работающей ногой, согнутой на sur le cou-de-pied.

8. Plie releve на 25 c demi rond de jambe.

9. Battement fondu et plie releve – во всех направлениях на 45º, во 2-м полугодии на полупальцах. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

10. Petit battement sur le cou-de-pied – с акцентом вперед и назад, во 2-м полугодии на полупальцах. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

11. Battement double frappe – во всех направлениях носком в пол, во 2-м полугодии на полупальцах на 45º. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

12. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans.

13. Battement releve lent – на 90º с V позиции во всех направлениях.

14. Battement developpe passe – во всех направлениях на 45º с V позиции во всех направлениях.

15. Battement soutenu – на полупальцах. Музыкальный размер: на 2/4 каждое движение.

16. Grand battement jete pique.

17. Temps lie par terre –  с перегибом корпуса.

18. Полуповороты – на двух ногах в V позиции на полупальцах en dehors et en dedans начиная с вытянутых ног и с demi-plie.

Allegro

1. Temps saute – по  IV позиции.

2. Pas echappe – по  IV позиции en face,на crоisee et effacee.

3. Grand сhangement de pied – en face; во 2-м полугодии IV позиции crоisee et effacee (по усмотрению педагога).

4. Petit сhangement de pied – en face; во 2-м полугодии IV позиции crоisee et effacee (по усмотрению педагога).

5. Grand pas echappe – во II позиции en face; во 2-м полугодии IV позиции crоisee et effacee (по усмотрению педагога).

6. Petit pas echappe – воII позиции en face; во 2-м полугодии IV позиции croisee et effacee (по усмотрению педагога).

7. Pas assemble – в позах.

8. Pas de basque –  по V позиции вперед, назад.

9. Pas couru – на полупальцах.

10. Pas coupe. 

11. Sissonne simple en face.

Exercic на пальцах

      Проучевание упражнений на пальцах первоначально любого движения происходит у стана. В дальнейшем переносится на середину зала в зависимости от усвоения упражнений учащимися.

1. Relevé – по I, II, III позиции.

2. Pas échappé – во II позиции.

3. Pas assemble – soutenu en face – с открыванием ноги в сторону.

4. Pas de bourree simple en face – с переменной ног.

5. Pas couru – по VI позиции.

Знать и уметь к концу учебного года

Учащиеся должны освоить IV позицию в упражнениях. Уметь сохранять устойчивость корпуса в работе на середине зала. Знать основные позы классического танца. Приобрести навыки allegro.

       В конце 1-го полугодия обучения проводится контрольный урок, а в конце третьего года сдают экзамен по предмету «Классический танец». Учащиеся третьего класса принимают участие в отчетном концерте.

3-й год обучения

Элементы партерной гимнастики

∆* упражнение, сидя на полу

 – фиксация исходного положения;

– сгибание и вытягивание стоп;

– сгибание корпуса вперед;

– круговое движение стоп en dehors;

– круговое движение стоп en dedans;

– сгибание корпуса вперед в I позиции

– «Лягушка» сидя;

– раскрытие стоп в I выворотную позицию;

–наклоны корпуса вперед.

Следить за постановкой корпуса, держать апломб. Упражнения способствуют развитию гибкости корпуса вперед, вытянутости ног в коленях. И способствуют развитию выворотности бедра.

∆* упражнения, лежа на спине 

– поднимание вытянутых ног вперед наверх и опускание в исходное положение (поочередно и вместе, без перерыва);

– «Лягушка» и вытягтвание ног вперед;

– «Лягушка» с вытягиванием ног в стороны;

– battement jete вперед – наверх;

– grand battement jete вперед – наверх;

– «Шпагат» в сторону;

– «Шпагат» в сторону с последующим соединением ног над полом вместе;

– «Березка».

Движения направлены на укрепление мышц брюшного пресса, спины, вытянутости ног в коленях и в стопах.

Способствует гибкости позвоночного столба, укрепляет мышцы брюшного пресса.

∆* упражнения, лежа на животе

– прогибание корпуса назад на вытянутых руках;

– «Лодочка»;

– «Птичка»;

– поднимание двух ног вытянутых назад – вверх;

– «Корзиночка».

Направлено на укрепление мышц спины и развитие гибкости корпуса назад. Следить за вытянутостью ног.

∆* упражнения, сидя на коленях

– прогибание корпуса назад;

– «Покачивание» на стопах;

– спуск с пальцев на целую стопу;

Способствует развитию гибкости корпуса назад.

Способствует вытянутости ноги в стопе, а так же фиксации положения на полупальцах.

∆* упражнения, выполняемые парой (2-мя детьми)

– прогибание корпуса назад, лежа на животе;

– поднимание корпуса и опускание его на пол с положения, лежа на спине.

Направлено на развитие гибкости спины, укрепление мышц спины, а так же выворотности стоп.

Следить за тем, чтобы корпус поднялся с пола и опустился, при этом локти рук должны быть направлены точно в стороны, а не вперед.

3-й год обучения

по народному танцу

Задачи учебного года

Работа над закреплением пройденного материала и изучение нового. Внимание к точности исполнения движений. Активизация работы костно-мышечного аппарата учащихся.

  Достигая лучшей устойчивости на целой стопе, отдельные движения усложняются подъемом на полупальцы, добиваясь развития устойчивости и одновременно укрепляя силу мышц ног.

  Развитие эмоционального образного восприятия музыкального сопровождения.

Упражнения у станка

1. Позиция ног – IV.

2. Поднимание на полупальцы releve.

 Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – перекаты, через высокие полупальцы;

б) – поднимание на полупальцы с полуприседанием;

3. Переводы ног из позиции в позицию. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – переход из позиции в позицию поворотами стоп;

б) – переход из позиции в позицию через легкий прыжок.

4. Полуприседания и полные приседания. Музыкальный размер: – 2/4.

5. Упражнение на развитие подвижности стопы 

Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 3/4; позже – 2/4.

а) – с полуприседанием на опорной ноге;

 б) – с добавлением второго полуприседания, в момент возврата работающей ноги в исходную позицию;

Усложнение упражнения на развитие подвижности стопы:

– большое всевозможное количество переводов стопы с каблука на каблук в одном направлении;

– поворот в закрытое положение с выведением ноги в сторону;

– с поворотом в закрытое положение в сторону, с полуприседанием.

6. Маленькие броски работающей ноги – вперед, в сторону и назад по I-ой, III-ей и V-ой открытым позициям. Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 6/8; позже – 3/4, 2/4.

а) – с акцентом «от себя»;

б) – с акцентом «от себя» в сочетании с полуприседанием на опорной ноге.

Усложнение маленьких бросков:

– маленькие броски можно усложнить колющим броском (pique);

– с акцентом «от себя» можно усложнить одним ударом стопой в пол по V-ой позиции, через небольшое приседание.

7. Круг ногой по полу из I-ой выворотной позиции. Музыкальный размер: первоначально – 4/4, 3/4; позже – 2/4.

а) – круг ногой по полу каблуком работающей ноги;

б) – круг носком с вытянутым подъемом по воздуху.

Усложнение упражнения:

– полуприседанием на опорной ноге.

8. Подготовка к «веревочке». Скольжение работающей ноги по опорной ноге. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – простая с поочередными переступаниями;

б) – с подниманием на полупальцы опорной ноги;

в) – с полуприседанием на опорной ноге.

Усложнение  подготовки «Веревочки»:

– с поворотом колена к станку может исполняться и с подъемом на полупальцы;

–  можно исполнять с поворотом бедра внутрь и наружу, производя из без опускания на пол – непрерывно.

9. «Веревочка»

а) – простая;

б) – двойная.

Усложнение «веревочки»:

– простая «веревочка» с переступанием вперед на всю стопу или на каблук;

– с двойным ударом, с переступанием вперед на всю стопу или на ребро каблука.

10. Каблучное упражнение. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – с вынесением рабочей ноги на каблук от щиколотки опорной ноги;

Усложнение каблучного упражнения:

– вынесением работающей ноги в сторону поочередно то на каблук, то на носок, на слегка присогнутых ногах.

11. Низкие и высокие развороты работающей ноги. Музыкальный размер: – 4/4, 3/4, 2/4.

а) – на всей стопе на 45°.

12. Раскрывание ноги на 90º.

а) – на всей стопе на 90º.

13. Упражнение с ненапряженной стопой. Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

а) – мазки «от себя» и «к себе» по I-ой прямой позиции;

б) – поочередные движения двумя ногами вперед по I-ой прямой позиции;

в) – мазки по I-ой прямой позиции с подскоком на опорной ноге.

Усложнение упражнения с ненапряженной стопой:

– с ударом подушечкой стопы работающей ноги;

– с двумя переступаниями на низких полупальцах.

14. Дробные выстукивания. Музыкальный размер: – 2/4.

а) – притопы;

б) – с полуприседанием.

Виды дробей:

а) – выстукивание всей стопой по полу.

15. Большие броски работающей ногой на 90°. Музыкальный размер: – 4/4, 3/4, 2/4.

а) – броском работающей ноги на 90°.

Усложнение больших бросков:

– первый вид может быть усложнен полуприседанием на опорной ноге.

16. Повороты и полуповороты:

а) – плавный поворот на обеих ногах по V-ой открытой позиции в полуприседании и на вытянутых ногах.

17. Перегибы и наклоны корпуса. Музыкальный размер: – 4/4, 3/4, 2/4.

а) – перегибы корпуса назад;

б) – перегибы корпуса вправо и влево.

18. Растяжка из I-ой прямой позиции в полуприседание и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку. Музыкальный размер: – 3/4, 4/4.

19. Опускание на колено

а) – опускание на колено с прыжка – у носка или каблука опорной ноги.

20. Присядка

а) – резкое опускание вниз.

21. Полуприсядка.

а) – с остановкой на каблуках по II-ой позиции;

б) – «растяжка» через  II-ую закрытую позицию в стороны на каблуки;

в) – «растяжка» вперед – назад.

22. Полная присядка.

а) – с  «растяжка» в сторону;

б) – с подниманием согнутой ноги до колена опорной ноги.

Упражнения на середине зала

Элементы русского народного танца

1. Поочередное раскрывание рук (приглашение). Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

2. Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и в 4-е, и в 5-ю позицию.

3. Бытовой шаг с притопом.

4. «Шаркающий шаг»:

а) – каблуком по полу;

б) – полупальцами по полу.

5. «Переменный шаг»:

а) – с притопом и с продвижением вперед и назад;

б) – с фиксацией одной ноги около икры другой и с продвижением вперед и назад.

6. «Девичий ход» с переступаниями.

7. Боковое «припадание»:

а) – с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги;

б) – с двойным ударом полупальцами спереди опорной ноги.

8. Перескоки с ноги на ногу по III-ей свободной позиции и с продвижением в сторону.

9. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест – накрест на носок или ребро каблука. На месте и с отходом назад.

10. «Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе.

11. «Веревочка»:

а) – простая с поочередными переступаниями;

б) – с двойным ударом полупальцами;

в) – двойная с поочередными переступаниями.

12. «Ковырялочка» с подскоками.

13. «Ключ» простой на подскоках.

14. Дробные движения:

а) – простая дробь на месте;

б) – тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед;

в) – простая дробь полупальцами на месте;

г) – дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.

15. Присядка переноситься на середину зала.

16. Хлопки и хлопушки для мальчиков:

а) – удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в сторону;

б) – фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу;

в) – поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади;

г) – по голенищу сапога спереди крест – на крест.

17. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад) для мальчиков.

Элементы украинского народного танца

Музыкальный размер: – 4/4, 2/4.

1. Позиции и положение ног.

2. Позиции и положение рук.

3. Положение рук в парном и массовом танце.

4. Подготовка к началу движения.

5. Простые поклоны на месте без рук и с руками (женские и мужские).

6. Притоп.

7. «Веревочка»:

а) – простая;

б) – с переступаниями;

в) – в повороте.

8. «Дорижка простая» (припадание) с продвижением в сторону и с поворотом.

9. «Дорижка плетёна» (припадание) с продвижением в сторону со сменой позиций, вперед и назад в перекрещенном положении.

10. «Выхилястник» с «угинанием» («ковырялочка с открыванием ноги»).

11. «Бигунец».

12. «Голубец» на месте и с продвижением в сторону.

Итальянский сценический танец «Тарантелла»

Музыкальный размер: – 6/8.

1. Положение ног, характерные для танца.

2. Положение рук в танце.

3. Движение рук с тамбурином:

а) – удары пальцами и тыльной стороной ладони;

б) – мелкие непрерывные движения кистью «трель».

4. Скольжение на носок вперед в открытое положении с одновременным проскальзыванием на другой ноге назад в полуприседании (на месте, с продвижением назад).

5. Шаг с ударом носком по полу с полуповоротом корпуса с продвижением назад:

а) – с последующим ударом носком по полу и одновременно поскоком на опорной ноге на месте и с продвижением назад.

6. Бег тарантеллы на месте и с продвижением вперед.

7. Шаг на месте и одновременным броском  и сгибанием ноги в колене.

8. Перескоки с ноги на ногу.

9. Подскоки в полуприседании на полупальцах по III-ей свободной позиции на месте и в повороте.

10. Соскок двумя ногами во II-ой свободную позицию с подниманием ноги, согнутой в колене перед собой на крест другой.

Знать и уметь к концу учебного года

  Учащиеся должны освоить IV-ую позицию в упражнениях, повороты. Уметь сохранять устойчивость корпуса в работе на середине зала.  

  В конце  учебного года сдается экзамен по предмету «Народно–сценический танец».

  Учащиеся третьего класса принимают участие в отчетном концерте.

Терминология классического танца

      термин

     транскрипция

           Перевод и значение

Battement

          батман

              биение, отбивание

Tendu

          тандю

     натянутый, напряженный

Battement tendu

      батман тандю

равномерные движения натянутой ноги

Plie

           плие

                    приседание

Demi

           деми

             половина, маленький

Demi - plie

        деми-плие

 половина приседания; сгибание одного или двух коленей без отрыва пятки или пяток от пола

Rond

          ронд

                      круг

Jambe

          жамб

                      нога

Par

            пар

            через, сквозь, в, по    

Terre

            тэрр

                     земля  

Rond de jambe par terre

ронд дэ жамб парр тэрр

           круг ногой по земле

En dehors

         ан дэор

                      вперед

En dedans

         ан дэдан

                      назад

Passe

          пассэ

            проводить, миновать

Passe par terre

      пассэ пар тэрр  

            проведение по земле

Port

             пор

                 нести, носить

Bras

             бра

                       руки

Port de bras

       пор дэ бра

упражнение для рук, перевод рук из основной позиции или положения в другую позицию или положение

Cou-de-pied

       ку-дэ-пье

положение ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги

Frappe

          фраппэ

        ударить, бить, стучать

Releve

          рэлэвэ

  поднимать, приподнимать

Jete

           жэтэ

              бросать, кидать

Battement tendu jete

  батман тандю жэтэ

бросок натянутой, напряженной работающей ноги на высоту 25°, 30°, 45° и возвращение ее в исходное положение

Pique

             пике

        колоть, уколоть, задеть

Battement tendu pour le pied

батман тандю пур ли пье

упражнение для ступни натянутой, напряженной работающей ноги

Fondu

            фондю

              таять, растворять

Petit

             пти

             маленький, мелкий

Grand

             гранд  

                   большой

Grand plie

        гранд плие

              большое приседание

Preparation

         прэпарасьон

        подготовка к упражнению

Praparation k rond de jambe par terre

прэпарасьон к рон дэ жамб пар тэрр

подготовка к упражнению круг    ногой по земле

Pas

              па

                        шаг

Pas de bourre

        па дэ буррэ

набор мелких шагов чеканного или слитного характера        

En face

             ан фас

        лицом, прямо к зрителям

Epaulement

        эпольман

положение тела в пол оборота к зрителю с головой, повернутому к выдернутому вперед плечу

Crouse

          круазэ

                  скрещивать

Efface

            эффасэ

            стирать, сглаживать

Ecarte

            экартэ

           отодвигать, отстранять

Saute

            сотэ

скакать, прыгать, взлетать в воздух

Changement

          шанжман

       изменение, перемена

Cangement de pitds

    шанжман дэ пье

       перемена ног в воздухе

Temps leve saute

        тан лие сотэ

кратковременные прыжки в воздух и возвращение в исходную позицию

Pas balance

         па балянсэ

качаться, балансировать

Pas chasse

         па шассэ

                 скользить

Pas echappe

         па эшаппэ

       ускользать, вырываться

Pas de basque

         па дэ баск

подпрыгивание и опускание на обе ноги

Pas eleve

         па элэвэ        

           поднимать, поднять

Литература

1. Базарова Н. Классический танец. – Л., 1975.

2. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – изд. «Лань», С–П., М.,Краснодар, 2006.

3. Богаткова Л. «И мы танцуем». – Изд. «Детская литература», М., 1965.

4. Бондаренко Л. «Ритмика и танец». – Изд. «Музична Украiна», Киев, 1972.

5 . Ваганова А. Основы классического танца. Лань. – С–П., 2001.

6.  Васильева Е. Танец. М., 1968.

7. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М., 1987.

8. Воронина И. Историко-бытовой танец. М., 1980.

9. Гесув Г.П. «Народный танец: танцевальные упражнения и комбинации у станка и на середине зала», «Методика преподавания народного танца» – Изд. «Владос», М., 2004.

10. Дени Г., Дассвиль Л. Все танцы. Киев, 1983.

11. Ивановский Н. Бальный танец XVI-XVIII вв. Л.-М., 1948.

12. Климов А. «Основы русского народного танца». –  Изд. МГУКИ, М., 2004.

13. Мессерер А. Уроки классического танца. – М., 2004

14. Пасютинская В. Волшебный мир танца. М., 1985.

15. Путрова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – изд. «Владос». М., 2004.

16. Слыханова В. «Формирование движенческих навыков» (движения и элементы мужского танца).  – Издательский дом «Один из лучших», М., 2007.

18. Ткаченко «Танцы народов мира». – М., 1964.

19. Устинова Т. «Лексика русского танца» (основные элементы русских танцев и плясок). – Редакция журнала «Балет», М., 2006.

 20. Фоменко И.М. «Основы народно–сценического танца».  – ОГИИК, Орел, 2002.

Череховская Р. Танцевать могут все. Мн., 1973.

21. Чудайкина О. и др.// Эстетическое воспитание детей и учащейся молодежи. Мн., 2000.

22. Шашкова Т.В. «Дроби в русском народном танце». – Изд. «Взгляд», Челябинск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии танцевальных коллективов

Танцевальные коллективы: "Мана", "Ассорти", "Солнышко", "Карамельки". Лауреаты международных конкурсов: "Звездный дождь", "Хрустальное сердце мира", победители краевого конкурса "Коллектив года" и "Мо...

Образовательная программа танцевального коллектива "На пути к самосовершенствованию"

Программа «На пути к самосовершенствованию» раскрывает содержание деятельности танцевально-акробатического коллектива, опираясь на знание и требования педагогики и психологии, физиологии и теории физи...

Дополнительная общеобразовательная программа танцевального коллектива "Россинка"

Если мы хотим сформировать у ребёнка определённое мироощущение, отношение к себе как к части этого мира, прежде всего мы должны помнить, что танец – это выражение ...

Педагогическая программа Танцевального коллектива "Вдохновения"

Дополнительной общеразвивающей программы «Мир эстрадной хореографии»Срок обучения – 5 летПрограмма учебного предмета «Хореографии»Программа «Мир эстрадной хор...

Паспорт мониторинг дополнительной программы танцевального коллектива «Акварельки»

Паспорт  мониторинг дополнительной программы танцевального коллектива «Акварельки» (1, 2, 3 год обучения)...

Рабочая программа танцевального коллектива "Күлүмчээн" 2020-2021

Рабочая программа танцевального коллектива "Күлүмчээн" 2020-2021...