Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
материал на тему

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из видов одаренности является спортивная одаренность - качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зухов Сергей Алексеевич и

Зухова Ирина Сергеевна,

тренеры-преподаватели

МБОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ»,

Марьяновского муниципального района

Обеспечение условий для выявления и развития

талантливых детей и подростков

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из видов одаренности является спортивная одаренность - качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности.

Основной идеей работы является объединение усилий тренеров-преподавателей, родителей, с целью создания благоприятных условий, обеспечивающих выявление и развитие личности одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в детском и взрослом возрасте.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, который должен осуществляться в рамках психолого-педагогического мониторинга, позволяющего построить комплексную и индивидуализированную программу идентификации одаренности ребенка на достаточно длительном отрезке времени. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей мы считаем, необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный их поиск в процессе обучения по программам «Детская легкая атлетика-2» для работы с группами начальной подготовки (дети 9-11 лет) и тренировочными группами (детьми 12-17лет).

Способности к физкультурно-спортивной деятельности мы определяем на основании выявления задатков ребенка к развитию различных двигательных способностей. Такие задатки выявляются на основании:

  1. Оценки мышечной композиции по методике А.В Шишигиной 2008 (выполнение максимально возможного количества выпрыгиваний вверх из полуприседа с регистрацией высоты каждого прыжка). Динамика изменения (снижения) высоты прыжков свидетельствует о преобладании быстрых или медленных мышечных волокон. Преобладание быстрых мышечных волокон свидетельствует о наличии задатков к скоростно-силовым видам спортивной деятельности, а преобладание медленных мышечных волокон свидетельствует о наличии задатков к видам спортивной деятельности с преобладанием выносливости.
  2. Типологических особенностей свойств нервной системы (силы нервной системы) у каждого занимающегося по методике экспресс - диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям по Е.П. Ильину 1972, для выявления задатков двигательных способностей.
  3. Отслеживания и сравнения динамики объективных показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств (по результатам тестовых упражнений), с возрастом и под влиянием целенаправленных тренировочных воздействий. (Ю.Д Железняк, 1988). Это связано с тем, что высокие результаты, показанные в определенном возрастном периоде, не могут свидетельствовать об устойчивой индивидуальной одаренности. Без наблюдения за динамикой улучшения результатов, невозможно выявить задатки к развитию способностей.

Двигательные способности (силовые, быстрота, выносливость, гибкость, координация) развиваются в соответствии с предрасположенностью занимающихся к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности, учитывая сенситивные периоды их развития, используя средства и методы, рекомендованные в теории и методике физического воспитания и спорта (Л.П. Матвеев 1991, Ю.Ф. Курамшин 2009, В.М. Зациорский 2009).

Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Для контроля над изменениями в организме спортсмена, вызванными выполняемыми физическими упражнениями, необходимо использование тензометрической платформы, электронного хронометража, контрольно-диагностического стенда «Горка», беговой дорожки, мониторов сердечного ритма.

Беговая дорожка с регулируемой скоростью выполнения упражнения позволяет проводить тесты, определяющие аэробную и анаэробную производительность спортсмена, что позволяет оптимизировать тренировочный процесс. При этом для проведения данных тестов необходимы мониторы сердечного ритма, позволяющие получать информацию о частоте сердечных сокращений в режиме online. Использование данного оборудования позволяет выявлять улучшения либо ухудшения в работоспособности спортсменов и на основании этого вносить коррективы в тренировочный процесс.

Использование тензометрической платформы позволяет получать информацию о силовых и временных характеристиках любых упражнений, связанных с отталкиванием от опоры. Ее использование позволяет неинвазивным (косвенным) методом определить композицию мышц нижних конечностей, по скорости развития усилия. Получение данной информации позволяет осуществить ориентацию спортсмена в виды спорта. На тензометрической платформе, возможно, проводить специальные тесты, оценивающие скоростно-силовые способности спортсменов.

Использование контрольно-диагностического стенда «Горка» позволяет развивать скоростно-силовые способности мышц нижних конечностей, при этом получая информацию о результативности каждой попытки отталкивания от опоры, непосредственно в ходе выполнения упражнения.

Электронный хронометраж позволяет проводить тестирования для определения максимальной скорости развиваемой спортсменом, и выявлять резервы для дальнейшего ее улучшения.

Таким образом, использование подобного рода систем помогает выявлять недостатки в подготовке спортсмена и своевременно вносить коррективы в тренировочные программы, с их помощью можно отслеживать за счет чего происходит улучшение результатов. А не менее важным является то обстоятельство, что применение подобного рода систем, снижает вероятность получения перетренировки и переутомления спортсмена, так как исключается возможность выполнения чрезмерной нагрузки.

Необходимым условием для выявления одаренных детей, для реализации их потенциальных возможностей в определенный период подготовки, является участие детей в соревнованиях разного уровня.

Для обеспечения круглогодичной спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха, восстановления детей, проходящих спортивную подготовку необходимо организовывать тренировочные сборы, являющиеся составной частью тренировочного процесса. Кроме того, нужно организовать проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями самими спортсменами на период отпуска тренера-преподавателя. Для этого следует выявить, чем необходимо заниматься каждому спортсмену в данный период и спланировать для них индивидуальную нагрузку. Реализация разработанных планов должна осуществляться при этом на основании реакции организма спортсменов на выполняемые нагрузки, с внесением коррективов в разработанные тренировочные планы в случае необходимости (на основании данных полученных при выполнении функциональных проб и тестовых процедур).

Представленная практика разрабатывается совместно с доцентом кафедры ВДООЗ ИРООО А.С. Зуховым. Широкого распространения данная практика не получила по причине того, что для ее внедрения в деятельность образовательных организаций необходимо обновление материально-технической базы, требующей финансовых затрат. Кроме того, практика показывает, что организации не заинтересованы работать по-новому, что затрудняет внедрение всего нового в образовательную деятельность. Полученные результаты научно-исследовательской деятельности докладываются на тренерских советах, районных, областных форумах.

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта легкая атлетика «Детская легкая атлетика - 2» прошла рецензирование в БОУ ДПО «ИРООО» 23.04.2015 года и может быть рекомендована к использованию.

Ознакомиться с представленной практикой можно на сайте:

тренера-преподавателя Зухова С.А. http://nsportal.ru/zuhov-sergey,

тренера-преподавателя Зуховой И.С. http://nsportal.ru/irina-sergeevna-zuhova


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Поиск, выявление и развитие одаренных детей в условиях ОУ""

Разработка мастер-класса для педагогов (текст мастер-класса, презентация). Идея может быть использована при проведении заседаний методических объединений....

Выявление и развитие одарённых детей в условиях коррекционного образовательного учреждения.

Коррекционная школа-это особенная школа. Само название  - «коррекционная» - вызывает разную реакцию: одним, кажется оскорбительным, другим, лучик надежды, где смогут понять, и принят ребёнка таки...

Развитие системы выявления и поддержки талантливых детей в спорте.

В данном материале предложены тесты для подготовки теоретческого тура по олимпиаде ф.к., так же примерный комплекс упражнений по гимнастике, баскетболу....

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...

Развитие талантливых детей в условиях программы ПДО

Развитие талантливых детей в условиях программы ПДО...