Конспект занятия "Морской пейзаж"
план-конспект на тему

конспект занятия для детей 8-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_morskoy_peyzazh.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Выполнение работы «Морской пейзаж»

Цель: развить образное мышление, воображение, способности рассуждать, анализировать художественные произведения посредством воздействия искусства на духовно-нравственное и эмоциональное восприятие обучающихся для совершенствования знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже;

-учить понимать сюжетную сторону картины и средства выразительности (композицию и колорит), применяемые художниками для воплощения своих замыслов;

-формировать умение различать оттенки настроений при восприятии музыки.

-Познакомить детей с морским пейзажем;

-Обогащать словарь детей словами: Маринист, марина, репродукция, штиль, бриз, шторм, девятый вал;

-Закрепить знания о линии горизонта.

Развивающие:

-развивать умение пользоваться определенным изобразительным словарем, учить пояснять свои ответы, подбирать эпитеты;

-развивать у детей художественное восприятие произведений искусства, эстетические чувства, эмоции, переживания;

-развивать детское творчество и фантазию;

-развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

-воспитывать любовь к окружающей природе и  желание передать ее красоту;

-формировать интерес к искусству.

Оборудование:

  • Техническое оснащение: ноутбук
  • Видеоматериал: изображения разных видов пейзажей ( пейзаж дикой природы; природы, изменённой человеком; пейзаж другого края; морской пейзаж: с разным настроением, с разной линией горизонта), три эскиза с разной линией горизонта.
  • Раздаточный материал: альбомные листы, набор гуашевых красок, кисти, стаканчики с водой.

Музыкальный материал: музыкальная композиция «Шторм» в исполнении В.Мэй, шум моря, композиция для релаксации.

Предварительная работа:

   Рассматривание альбомов, репродукций с изображением пейзажей дикой и изменённой человеком природы; рисование осенних пейзажей; дидактические игры: «составь картину» , «подбери палитру»;

рассматривание линии горизонта во время экскурсии.

Ход занятия:

Приветствие «Обнималки».

 На полу обозначается небольшой круг, в котором все дети могут поместиться, только крепко прижавшись друг к другу.

Педагог: Представьте, что вы моряки, которые с большим трудом стоят на палубе, тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись, чтобы никто не упал. Ведь вокруг - бездна». Вы стоите и поёте:

Мы, моряки,

До цели дошли,

          Сильные ветры

Нам не страшны.

Настроились на дружбу, доброжелательность, веру в себя и в других.

Психологический настрой «Подари улыбку».

 Давайте возьмемся за руки и улыбнемся: А теперь посмотрим друг другу в глаза и подарим улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение.

 Педагог: 

- Сейчас мы с вами рассмотрим картины, на которых изображён пейзаж. А что такое пейзаж, вы знаете?

Дети:

Это изображение природы: деревья, река, луг и т.д.

Педагог:

  - Я вам прочитаю стихотворение о пейзаже.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или сад и белый иней,

Или лес и облака,

Или горная равнина,

Или поле и шалаш

То подобная картина

Называется ПЕЙЗАЖ!

Педагог:

 - Пейзаж рассказывает нам о красоте дикой природы  (лес, море, горы)

(СЛАЙД)

 и природы измененной человеком (парк, аллея, сквер.)

(СЛАЙД)

- Художник-пейзажист рассказывает нам о природе другого края, о красоте даже вроде не привлекательных уголков.

(СЛАЙД)

- Ребята, о чём мы сейчас будем говорить нам подскажут эти звуки. Давайте послушаем. (Звучит шум моря).

- Что вы услышали?( Услышали звуки воды, плеск волн, крики чаек) .

- Мы будем говорить с вами о море, рассматривать репродукции картин, где изображено море, а потом вы сами нарисуете море.

  - С давних пор художники рисовали море и называли свои картины«маринами», что в переводе с греческого означает морская. Давайте вместе повторим - МАРИНА. А художник, который пишет море называют маринистом. Давайте повторим - МАРИНИСТ.

 -   Море очень изменчиво, оно бывает разным. И это зависит от его настроения. Да, да у моря тоже есть настроение.

-Каким бывает настроение?

Дети: Настроение бывает весёлым, грустным.

Педагог:

  - А как можно определить настроение у человека?

Дети: по выражению лица.

Педагог:

 -  Изобразите, что вам весело. Что вам грустно. Что вы рассержены. (Мимическое изображение).

Чтобы узнать настроение у моря необходимо посмотреть какие цвета и оттенки использовал художник при написании картины. Только красками художник-пейзажист может передать настроение природы. Яркие, тёплые тона передают радостное, весёлое настроение.

(СЛАЙД)

Педагог:

-Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы передать хорошее радостное настроение?

Дети:

 голубой, желтоватый, белый, синий.

Педагог:

Бледные, холодные краски вызывают грусть, заставляют задуматься.

(СЛАЙД)

- Какими цветами и оттенками нарисована эта картина?

Дети.

Серым, бледно-голубым, белым.

Педагог:

Тёмные, холодные тона заставляют нахмуриться, даже немного испугаться.

(СЛАЙД)

А какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы передать гнев?

Дети:

Чёрный, синий, фиолетовый, серый.

Педагог:

Такие картины, в которых художники изображают разное настроение моря

называются….морской пейзаж. ( Сделать паузу, чтобы дети догадались).

Педагог:

- С чего же начинать рисовать? Линия, которая подскажет, с чего начинать рисовать, называется -  линией горизонта. Давайте повторим - ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА. Она соединяет небо и землю, а в наших сегодняшних картинах небо и воду. (Показ картины с линией горизонта).

-Как вы думаете, как будет выглядеть линия горизонта, когда настроение у моря спокойное ? Покажите руками. Это прямая линия.

 (Пластический этюд)

(СЛАЙД )

(Изображение моря в спокойном состоянии )

Такое состояние моря называется штиль. Давайте вместе повторим - ШТИЛЬ.

-А как будет выглядеть линия горизонта, если оно слегка разыграется? Посмотрите, как изменилась линия горизонта, она стала слегка волнистая.

(СЛАЙД. БРИЗ)

 Покажите руками.

(Дети снова показывают).

Такое состояние моря называется бриз. Давайте вместе повторим - БРИЗ.

- Как будет выглядеть линия горизонта, если на море будут огромные,

сердитые волны? Ответить очень сложно.

(СЛАЙД. ШТОРМ).

Такое состояние моря называется шторм. Давайте вместе повторим - ШТОРМ. Это очень страшное, неприятное зрелище.

Покажите руками линию горизонта.

(Дети показывают)

Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось

-Что же произошло с цветом воды?

 Дети:

Цвет воды стал тёмным.

Педагог:

Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может

достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно. Потом становится все выше, выше, выше…а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют «девятый вал».

К этой картине очень подходит музыкальная композиция «Шторм» в исполнении В. Мэй.

Вот послушайте.

(Звучит музыка)

Во время прослушивания педагог акцентирует внимание на картине, на волне.

(СЛАЙД)

 - Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря…

(Во время рассказа, для релаксации эмоций детей, звучит спокойная,

мелодичная музыка).

Динамическая пауза «Прогулка к морю»

Что мы видим на просторе?

(Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль)

Волны плещут в Черном море.

(Волнообразные движения руками с покачиванием туловища)

Вот и мачты кораблей.

(Встать на носки, вытянуть руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!

(Приветственные махи руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем.

(Ходьба на месте)

Что-то жарко стало, братцы,

Не пора ли искупаться.

(Обмахивание руками)

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Гребем руками и ногами.

Кто угонится за нами?

(Имитация плавательных движений)

Все. На берег вылезаем

И на песочке отдыхаем.

(Сесть за парты)

Ракушки ищем мы в песке.

Их сжимаем в кулаке.

(Наклоны из положення сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака)

Педагог:

А вы хотите нарисовать разное настроение моря?

Дети:

Да, очень хотим.

Педагог:

 Тогда расположитесь за столом по удобнее. Вспомним о чём говорили.

-Педагог ставит на мольберт 3 эскиза с разной линией горизонта, дети показывают, где изображён штиль, бриз, шторм, и как они догадались.

-Молодцы! Всё запомнили. Давайте начнём рисовать «марину».

Дети рисуют.

 После того, как дети закончили рисовать, педагог спрашивает:

- Как называется пейзаж, где изображено море?

Дети:

Морской пейзаж.

(Морской пейзаж).

Педагог:

Как называют его художники?

Дети:

-марина.

Педагог:

-Как называют художника, который изображает море?

Дети:

  «маринист».

Педагог:

- Что вы нарисовали - штиль, бриз или шторм? Кто хочет рассказатьо своей «марине»?

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ.

 Организуется выставка детских рисунков на тему «Морской пейзаж». Ну вот ребята наше занятие закончено. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...

Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"

Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...

Конспект урока "Пейзаж настроения" 6 класс

План-конспект урока 6 классТема раздела:  Человек и пространство. Пейзаж – 7 часов.Тема урока:  Пейзаж настроения. Природа и художник.Использование ИКТ на уроках изобразительного искусстваНа...

"Пейзаж в музыке", конспект урока в 5 классе.

конспект урока музыки в 5 кл....

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Конспект-урока "Пейзаж"

конспект урока....

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...