Главные вкладки

    Лисица и ежик
    план-конспект занятия (6 класс) на тему

    Грабовская Вера Александровна

    Конспекты двух внеклассных занятий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного занятия экологического объединения

    «Ритмы природы» МБУ ДО ЗЦДЮТ педагог Грабовская В.А.

          Тема «Лисица»                                         Группа: младшая (первая подгруппа)

    Цель занятия: - расширить знания детей о лисице.

    Основные задачи:

        - образовательная: обратить внимание на повадки, образ жизни и внешний вид;

        - развивающая: развитие внимания детей о значении пословиц и поговорок;
       -
    воспитательная: воспитывать интерес к природе родного края.

    Оборудование: мультимедиа презентация, книжная выставка, цветные картинки.

    Форма занятия беседа с ТСО с экскурсией в библиотеку

    Методы: словесно-объяснительный, наглядно-демонстративный

    Методика проведения занятия:

         Педагог: обращает внимание на выставку книг в библиотеке и презентацию «Лисица»:    

          Давным-давно жил на Руси царь Патрикей. Славился он хитростью и изворотливостью. Вот по имени этого царя и получила хитрая лисица имя Патрикеевна. Чаще других зверей упоминается лиса в народных сказках. Как только не называют ее: Лиса-воровка, лиса-нахалка, лиса-жадина, лиса-лгунья.

          - Посмотрите ребята на книги и картинки и расскажите, в каких знакомых вам сказках участвует Лиса? (ответы детей) Что волк совершает силой и неутомимостью, то лисица хитростью добьется. О том и в пословице говорится: «Лиса все хвостом прикроет». Лиса зверь красивый и грациозный.

         Педагог: Грациозный – двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.

        - А знаете ли вы, как называется лисий дом?

         Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

        - Как вы понимаете слово «аккуратный»?

        Так вот, поселяется лиса рядом с барсучьей норой и начинает шуметь, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса. Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

           Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. Новорожденные щенята слепые и глухие. Но вот подрастают малыши, хвостики у них «распускаются» - становятся длинными и пушистыми. Лисята очень прожорливы, поэтому их матери и отцу приходится изрядно потрудиться, чтобы досыта накормить всех лисят. Когда наступает лето, мама-лиса берет лисят на охоту и показывает, когда, как и кого ловить, что съедобно, что нет и как убегать или затаиваться при опасности. В конце лета лисята оставляют родителей и начинают самостоятельную жизнь.

    - Что значит жить «самостоятельно»?

    Игровая технология: «Лиса в курятнике».

          Педагог: Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

          Педагог: В сказках лиса часто наведывается на птичий двор, для чего? (Ответы детей). Для того, чтобы полакомиться домашней птицей. А каких домашних птиц вы знаете? Назовите. (Ответы детей). Куры, утки, гуси, индюки.

          Давайте вспомним, как называются их детки и изобразим их: у курицы – … (цыплята), у утки – … (утята), у гусыни – … (гусята), у индюшки – … (индюшата).

        Вопрос: Люди охотятся на лису из-за ее красивой шкурки. «Шкура лисы – ее несчастье». Как вы понимаете это выражение?

        Педагог: И еще одна лисья беда – бешенство. Часто лисы заболевают бешенством. А больная лиса начинает кусаться и заражать бешенством других. Поэтому, если в лесу вам повстречается лиса, не нужно ее трогать.

    Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о лисах.

    Вопросы:

    1. Почему лису называют Патрикеевной?
    2. Почему лиса считается красивым и грациозным зверем?
    3. Как лиса устраивает себе дом?
    4. Как называются лисьи детеныши?
    5. Как родители воспитывают лисят?
    6. Чем питаются лисы?
    7. Из-за чего охотятся на лис?
    8. Какой болезнью болеют лисы?
    9. Как вести себя при встрече с лисой?

          Практическая часть занятия: А теперь нарисуем лису. Подумайте, чем будет заниматься лиса на вашем рисунке. Может быть лиса охотится, или кормит лисят, или бредет по берегу моря в поисках рыбы, а может быть роет нору.

         Заключительная часть: Загадки о лисе

    За деревьями, кустами, промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара.

    Рыжая птичница в курятник пришла, всех кур перечла и с собой унесла.

    Посмотрите-ка, какая – вся горит как золотая.
    Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.

    В птичник повадится - жди беды, рыжим хвостом заметает следы.

    Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу,
    Пушистый рыжий хвост – все знаем мы ...?

    На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание. До свидания.

    Самоанализ внеклассного занятия на тему «Лисица»:

         Занятие было проведено с детьми первого года обучения (первой подгруппой), согласно учебного графика программы «Экология+» в сентябре 2016 года.

         Количество детей: 12 человек.

         Форма занятия: беседа с ТСО  

         Место проведения: школьная библиотека

         Методы: наглядно-демонстративный, словесно-объяснительный.

                    Данное занятие приурочено ко Дню работников лесной отрасли и направлено на бережное отношение к лесным зверям, птицам и мелким насекомым.

                    Хочется отметить большой интерес и положительный настрой детей на коллективный выход в школьную библиотеку. Дети с удовольствием изучили презентационный материал, задавали вопросы, отвечали на загадки. В ходе занятия мною было применена игровая технология с целью снятия напряжения и усталости. Внимание детей обращено на выставку книг, украшением занятия были цветные картинки.

                    В заключении дети нарисовали рисунки и подарили друг другу.

    Конспект внеклассного занятия экологического объединения «Ритмы природы» МБУ ДО ЗЦДЮТ, педагог Грабовская В.А.

    Тема: «Ёжик»                                                        Группа младшая (вторая подгруппа)

    Цель занятия: расширить знания детей о ежах 

    Основные задачи:

    Образовательная: обратить внимание детей на внешний вид, образ жизни, питание и повадки.

    - развивающая: развитие понимания природных взаимосвязей;
    - воспитательная: воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

    Методическое оборудование: Smart-доска,

    Форма занятия: беседас элементами путешествия

    Методы: наглядно-демонстратиный, словестно-объяснительный, поисковый

    Приемы: разъяснение, рассуждение, общая характеристика

    Методика проведения занятия:

           Педагог: Ребята, прошу обратить внимание на слайд, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек. Послушайте внимательно.

    Шубка – иголки, свернется он – колкий,
    Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж)

     Сообщение воспитанника средней группы Кузнецова Вити о жизни ежа.

            Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание).
    Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

         Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей).

    Кузнецов Витя: Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

         Педагог: Скоро начали ежи сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты выползают из норы и ищут пищу. Всю ночь топает, под каждый листок заглядывает, переворачивает ветки, у них чуткие нос и ушки. Ежи различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

        Вопрос: Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей).

    Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

    - Педагог: Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
    (дети, подражая педагогу, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф».

    - Кузнецов Витя: Покажите, как ежик сердится, (дети хмурят брови и произносят «пых-пых-пых»).

    - Педагог: Ежик надувает щеки (дети надувают щеки, а делают выдох с призвуком «пу-у-у»).

    - Кузнецов Витя: Когда ежик устает, (выдох горлышком с призвуком «ха-а-а»).

    - Педагог: Язычок высовывает, ежик вдруг начал зевать (имитируют зевание).

    Все ребята молодцы, прошу обратить внимание на слайд, не пора ли с ним играть?

    Динамическая пауза «Путешествие в лес»

    Здравствуй лес, прекрасный лес (широко развести руки в стороны)

    Полный сказок и чудес! (повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

    Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
    (дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом влево и вправо)

    Ветер дует нам в лицо (руками махать себе на лицо)

    Закачалось деревцо (руки подняты вверх, покачиваться вправо-влево)

    Ветер тиши, тише, тише (приседания, руки вперед)

    Деревцо все выше, выше.
    (Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на носки)

    Раз - присядка (Присесть)

    Два – прыжок (Подпрыгнуть)

    Это заячья зарядка (Ладони на голову - «ушки на макушке»)

    А лисята, как проснутся (Кулаками протереть глаза)

    Любят долго потянуться (Потягивание с отводом рук)

    Обязательно зевнуть (Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

    Ну и хвостиком вильнуть(Покачивание бедрами)

    А волчата - спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперед)

    И легонечко подпрыгнуть (Легкий прыжок вверх)

    А кому зарядки мало (Развести руки в стороны ладонями вверх).

    Все молодцы, ребята прошу всех садится.

         Педагог: Когда у ежиков выросли твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

         От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

    Артикуляционное упражнение «Ежик»

    (закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

         Педагог: А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

          Вопрос: Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему? (Ответы детей). Не нужны мы всю зиму спим.

          Педагог: Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес. Если ежик не пьет молоко, значит, где-то в лесу далеко,
    Под кустами, в гнезде из листочков, есть у ежика сын или дочка.
    Значит, надо ежика взять и в лес отнести опять (Ю.Щербаков)

          Педагог: Ребята, понравился вам наше путешествие? (Ответы детей). Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).

          Кузнецов Витя: Я буду задавать вам вопросы о ежах.
    Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому это яблочко подарю.

    Вопросы:

    1. Какими рождаются ежи?
    2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.
    3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?
    4. Чем питаются взрослые ежи?
    5. Почему ежей называют лесными охотниками?
    6. Как ежи зимуют?
    7. Назовите ежиных врагов?
    8. Какие звуки умеют издавать ежи?
    9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

          Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, никто из вас никогда не обидит ежика. Вот вам книги о ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. Прошу вас раскрасить раскраски и подарить веселых ежиков друг другу (дети раскашивают раскраски)

          А сейчас пора прощаться. Спасибо за работу. До свидания!

    Самоанализ внеклассного занятия на тему «Ежик»:

         Занятие было проведено с детьми первого года обучения (первой подгруппой), согласно учебного графика программы «Экология+» в сентябре 2016 года.

     Количество детей на занятии - 12 человек.

     Форма занятия: беседа-путешествие

     Методы: наглядно-демонстративный, словесно-объяснительный.

          Хочется отметить интерес к сказочному герою – ежику (им был наряжен Кузнецов Витя воспитанник второго года обучения) и позитивный настрой детей на встречу с лесным другом. Воспитанники с удовольствием изучили программный материал, задавали разные вопросы по презентационному материалу, отвечали на вопросы и выполняли двигательные упражнения на разминке. Участвуя на занятии, воспитанники показали ласковое отношение к маленьким зверькам, научились различать повадки, анализировать повадки, образ жизни ежей.    

         В заключении воспитанники высказали свое мнение о бережном отношении к лесным обитателям, раскрасили раскраски и подарили друг другу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческое выступление "Породия на басню И.А.Крылова "Ворона и лисица"

    Этот сценарий можно использовать как самостоятельный юмористический номер на любом праздничном концерте, КВНе или презентации классов....

    Басня И.А.Крылова " Ворона и Лисица"

    Урок чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица» .Задачи:·...

    Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

    Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ БАСНЯ И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК» (В рамках изучения антикоррупционной политики).

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАУРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ БАСНЯ  И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК»(В рамках изучения антикоррупционной политики)....

    Презентация к уроку литературы для 5 класса по теме "Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»"

    Цели:- знакомство с Эзопом и Жаном де Лафонтеном, выявление значения морали басни;- формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в пр...

    История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб".

    ФГОС.  История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб"...

    Басня «Ворони и Лисица» И. А. Крылов.

    Данный урок - первый урок в системе изучения творчества И.А. Крылова в 5-м классе. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения...