РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я говорю. Основы риторики»
рабочая программа (7 класс) на тему

Лысенко Ольга Николаевна

Основа программы – работа над речью учащихся  не только подготовленной, но и спонтанной, импровизированной. Используя различные методы и формы занятий, я стараюсь научить ребят правильно говорить, мы экспериментируем с темпом  речи, силой голоса, паузами и т.п., слушаем, а потом анализируем речь видных политических деятелей, актёров, дикторов советского телевидения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ya_govoryu.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                  Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Авиловская СОШ»)

РАССМОТРЕНО

и рекомендовано к применению

Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла

__________________________

Ф.И.О. руководителя

__________________________

подпись

Протокол № _______

от  ____. ____.2016г.

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ»

Протокол №________

от  ____ . ___.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №___________

от ____ . ____.2016 г.

Директор МБОУ «Авиловская СОШ»

С.В. Петров

____________________

подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я говорю. Основы риторики»

название учебного курса

общекультурное

направление развития личности школьника

срок реализации  программы 1 год

для  7  класса

возраст 13-14 лет

Составитель:

Лысенко Ольга Николаевна,                                                                                                                         высшая квалификационная категория

х. Авилов

2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа курса  «Я говорю. Риторика для начинающих» разработана для 7 класса на основе Программы по риторике. 5-11 классы. Т. А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010, рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

     Программа рассчитана на 34 учебных часа. При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный законом  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ) ст.2, п.9,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • Письмо  Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;  
  • Письмо    Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-2960 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • письмом   Министерства образования и науки РФ  от 14.12.2015г № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»,
  • письмо  Министерства образования и науки РФ  от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»,
  • Устав МБОУ «Авиловская СОШ»;
  • образовательная программа МБОУ «Авиловская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
  • локальные нормативные акты МБОУ «Авиловская СОШ».

     Основная цель программы - формирование коммуникативных умений, способствующих

  • умелому выражению собственных мыслей собственными словами;
  • успешному общению в различных  ситуациях;
  • уместному выборусловесных и несловесных средства для решения определённой коммуникативной задачи;
  • развитию умения строить тексты разной функциональной направленности с целью максимального решения коммуникативных задач

     В  программе можно выделить два смысловых блока:

первый – «Общение»,

второй – «Речевые жанры».

     Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

     Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

     Блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду  не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

     Основные  понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

     Курс носит сугубо  практический характер,  занятия строятся таким образом, что дети вынуждены больше сами говорить и писать. Основная  часть времени уделяется практике. Центральное  место в программе занимает развитие коммуникативных умений, которые делятся на две группы:

  • умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
  • умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

     Основными  методами и приемами преподавания на занятиях риторики являются вступительное и заключительное слово учителя, беседа, объяснение, инструктаж. Но  особое место занимают специфические приемы работы:

  • речевые разминки;
  • введение теоретических сведений;
  • коммуникативная  практика;
  • риторические задачи;
  • риторические игры;
  • риторический анализ.

     Эти упражнения, обеспечивающие формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить школьников с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

     Личностными результатамиизучения курса   в 7-ом классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни общества;
  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
  • успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

     Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

     Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности,
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

      Познавательные УУД:

  •  различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы; объяснять значения слов;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже  знакомого;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса,

       Коммуникативные УУД:

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
  • слушать и понимать речь других,

Система  отслеживания и оценивания результатов .

     Проверка эффективности данного курса осуществляется через выступления на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, в школьных и районных конкурсах чтецов, защите различных проектов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел

Содержание программы

Основные  виды деятельности

Формы организации учебных занятий

Всего

Аудиторные

(теория)

Неаудиторных

(практика)

Речевая ситуация.  

Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения.  Понятия: «Общение», «адресат», «адресант», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация». Два вида информации, передаваемой в процессе общения. Способы выражения коммуникативных намерений. Техника речи. Презентация – представление.

Правила знакомства.

Проигрывание коммуникативных ситуаций, работа

в группах,

планирование действий по составлению диалога,

рефлексия своего опыта выполнения творческого задания

30

60

Виды общения.

Понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения. Словесные инесловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.

Официальное и неофициальное общение.

Проигрывание риторических ситуаций, работа

в группах

(выработка правил общения), сочинение-миниатюра, рефлексия выполнения творческого задания

35

55

Несловесные средства

Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя.

Речевая разминка,беседа о голосе, его возможностях, проговаривание  скороговорок, работа над выразительным чтением стихов,

оценка собственных возможностей голосовых данных

30

60

Ораторские инструменты

Помощники слова: взгляд, улыбка, паузы. Куда должен быть направлен взгляд. Паузы оратора – важный элемент речи. Пауза для привлечения внимания публики. Пауза для подчеркивания важности информации. Мусор в словах, и как с этим бороться

Речевая разминка,

анализ фотоматериалов с целью распознавания взглядов и улыбок персонажей, составление устного рассуждения, разделение  текста паузами (интонирование)

30

60

Устная речь

Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная. Экспромт. Словарный запас и способы его увеличения.

Речевая разминка,

игра «Скажи иначе», практикум: неподготовленное выступление на заданную тему,

рефлексия своего опыта выступления – экспромта

30

60

Учимся отвечать.

Определение. Части определений. Виды определений. Языковые модели, позволяющие строить определения. Построение определений. Разновидности ответов

Речевая разминка,мимическая разминка,

интонирование текстов с целью выявления особенностей звучащей речи,

составление ответов на заданную тему

30

60

Качества речи

Виды речи. Правильная речь. Достоинства и недостатки речи. Уместность как одно из важнейших качеств речи. Соответствие речи стилю высказывания и ситуации общения.

Речевая разминка,

анализ текстов (печатных, аудио- и видеозаписей)  с целью выявления средств выразительности и недочетов, составление собственных высказываний, анализ выполнения творческого задания

20

25

Учимся читать учебную книгу

Чтение. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки.

Речевая разминка,работа с  памяткой «Как научиться продуктивно работать с учебной информацией»,

практикум: выписки информативно важных слов

15

30

Риторика уважения

Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого возражения. Аргументы для выражения несогласия. Что такое совет. Цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями. Советы разных видов. Пожелания советчикам.

Речевая разминка, презентация буклетов учащихся на тему «Умей сказать нет», риторическая ситуация – выражение несогласия, возражения, составление советов, анализ выполненных заданий

35

55

Я - редактор.

Условные знаки правки текста. Лексический повтор. Недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов. Понятия «чужая речь», «цитата». Речевые задачи цитат. Цель использования чужой речи  цитат. Правила цитирования. Использование чужой речи в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.

Речевая разминка,правка текста, работа с текстами СМИ с целью поиска недостатков в речевом оформлении, введение цитат в собственные высказывания.

30

60

Речевые жанры

Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма.

Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу.

Понятие «деловой стиль речи». Заявление. Составные части заявления. Языковые штампы деловой письменной речи.

Объяснительная записка. Составные части объяснительной записки. Языковые штампы объяснительной записки.

Речевая разминка,изучение структуры письма как эпистолярного жанра, написание письма литературному  герою, изучение особенностей заявления и объяснительной записки, написание заявления и объяснительной  записки

45

90

Публичная речь

Монологическая и диалогическая речь. Неподготовленная и подготовленная речь. Приемы подготовки устного высказывания. Речь краткая и подробная.

Речевая разминка,риторическая игра «Суд над  героем» или «Выборы в  школьное самоуправление»

1

15

30

Учимся спорить.

Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Тезисы и аргументация собственного мнения. Речевые стереотипы, помогающие ввести тезис в аргументируемый текст. Виды аргументов.

Речевая разминка,изучение правил ведения спора, приведения аргументов, практикум: ведение спора, оценка собственного умения вести спор.

25

65

От отзыва к рецензии.

Аннотация, отзыв и рецензия как речевые жанры. Речевые задачи аннотации, отзыва и рецензии. Составление отзыва. Языковые штампы, используемые при рецензировании. Составление рецензии.

Речевая разминка, создание сравнительной таблицы, составление отзыва о школьном мероприятии, рецензии на творческую работу одноклассника

30

60

Необычные тексты.

Фотография и слово. Фотография и текст. Необычность текста, созданного к фотографии. Замысел и речевая ситуация. Фотозарисовка. Жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям.

Речевая разминка,создание подписи к  фотографии с учетом речевой ситуации, создание высказывания:  история фотоснимка, анализ выполненных заданий

15

30

Газетные жанры и реклама

Понятия «информация», «СМИ». Виды информации, основные газетные жанры. Хроника. Заметка. Обязательные элементы хроники и заметки. Языковые средства, используемые для создания хроники и заметки.  Репортаж. Особенности жанра репортажа.  Законы создания репортажа. Языковое своеобразие и стилевые особенности жанра.  Реклама. Виды рекламы, особенности создания рекламы.

Речевая разминка,изучение газетных статей, анализ языковых средств, риторическая задача: написать заметку, репортаж школьном мероприятии, создание опорной схемы «Языковые средства рекламы», создание рекламного текста

45

90

Похвальное слово.

Положительная оценка собеседника. Комплимент. Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных слов. Отличие похвалы от комплимента.

Речевая разминка,презентация сообщений учащихся о происхождении комплимента и его отличии от лести, коммуникативная задача «Продолжи комплимент», составление похвального слова

30

60

Бытовые жанры

Беседа и разговор.  Виды беседы. Правила ведения беседы. Телефонный разговор.

Речевая разминка,составление памятки «Правила ведения беседы», работа в парах – беседа на заданную тему, коммуникативная ситуация: телефонный разговор.

20

25

Итоговые задания.

Понятия «коммуникабельность», «контактность». Речевая ситуация и речевое взаимодействие.

Речевая разминка,риторический анализ текстов, редактирование, подготовленное и неподготовленное выступление

20

25

34

12

22


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел, тема занятия

Компоненты занятия

Кол-во часов

Сроки

прохождения темы

теория

практика

плановый

фактический

Речевая ситуация.  

Вспоминаем – знакомимся с новым.

Речевая ситуация по вариантам: 1-в магазине, 2-в библиотеке

0.15

0.30

01.09

Когда и где мы общаемся.  Будем знакомы.

Диалог на тему «Знакомство с новым одноклассником»

0.15

0.30

08.09

Виды общения.

Публичное выступление.

Сообщение по вар.: 1-работник ГИББД в прямом эфире, 2-сообщение по радио о ДТП

0.15

0.30

15.09

Просто личное общение.

Сочинение-миниатюра на тему «Что труднее: личное или публичное сообщение?»

0.20

0.25

22.09

Несловесные средства

Учимся «лепить» свой голос. Скороговорки.

Проговаривание  скороговорок, работа со звуковым материалом

0.15

0.30

29.09

Подружимся с голосом. Что мешает голосу «летать»? Стихология – наука рассказывать стихи

Работа над выразительным чтением стихотворений

0.15

0.30

06.10

Ораторские инструменты

Помощники слова. Контакт начинается со взгляда.

«В чем секрет улыбки?» (составление рассуждения)

0.15

0.30

13.10

Паузы – важный элемент речи

Задача: разделение текста паузами, прочтение в соответствие с пометами

0.15

0.30

20.10

Устная речь

Как увеличить словарный запас?

Игра «Скажи иначе»

0.15

0.30

27.10

Экспромт: линейность речи и нелинейность мысли.

Практикум: короткое высказывание на заданную тему

0.15

0.30

10.11

Учимся отвечать.

Определение. Мы строим определения и правила.

Строительство  определения, конструирование правила; использование языковых моделей для построения определений,  создание  текста.

0.15

0.30

17.11

Разновидности ответов. Отмазкология

Составление «отмазок» на тему «Почему я не хочу учиться играть в шахматы»

0.15

0.30

24.11

Качества речи

Достоинства и недостатки речи. Уместность речи. Мусор в словах.

Речевое общение в соответствии с ситуацией общения и стилем высказывания; нахождение  ошибок, решение коммуникативных задач

0.20

0.25

01.12

Учимся читать учебную литературу

Виды чтения. Изучающее чтение. Чтение вслух – забытый навык

Нахождение  информативно важных слов.

0.15

0.30

08.12

Риторика уважения

«Спасибо, нет». Вежливый отказ. Вежливое возражение.

Моделирование ситуации: Вам сделали замечание.  Выразите несогласие с ним.

0.15

0.30

15.12

Советы бывают разными.

Составление советов младшему брату (сестре)

0.20

0.25

22.12

Я - редактор.

«Учимся на своих и чужих ошибках» - этапы редактирования текста.

Редактирование сочинения

Нахождение   недостатков в содержании и речевом оформлении, редактирование  собственного текста и текста товарища, используя условные знаки правки текста

0.10

0.35

29.12

Чужая речь в моём тексте.Для чего нужна цитата?

Тематический подбор афоризмов известных русских писателей

0.20

0.25

12.01

Речевые жанры

Личные письма. Письмо-поздравление.

Письмо литературному герою с соблюдением элементов эпистолярного жанра

0.15

0.30

19.01

Заявление.

Составление  заявления в соответствии с нормами деловой речи

0.15

0.30

26.01

Объяснительная записка.

Составление объяснительной записки в соответствии с нормами деловой речи

0.15

0.30

02.02

Публичная речь

Разновидности ораторской речи.

Риторическая игра: предвыборная речь  кандидата на роль  президента школьного самоуправления

0.15

0.30

09.02

Учимся спорить.

«Кто бы спорил?»  - культура спора.

Ведение  спора, соблюдая правила ведения спора; определение задач спора; решение коммуникативных задач; участие в диалоге, понимание чужой точки зрения

0.15

0.30

16.02

Тезис и аргумент спора.

Ведение  спора, соблюдая правила ведения спора; определение задач спора; решение коммуникативных задач; участие в диалоге, понимание чужой точки зрения

0.10

0.35

02.03

От отзыва к рецензии.

Критикуем грамотно: отзыв

Составление отзыва на школьное мероприятие

0.20

0.25

09.03

Критикуем грамотно: рецензия на сочинение и выступление товарища.

использование языковых  штампов  при рецензировании сочинения, устного выступления; редактирование  написанного

0.15

0.30

16.03

Необычные тексты.

Каким должно быть слово рядом с фотографией?

Комментарий фото, история снимка

0.15

0.30

23.03

Газетные жанры  и реклама

СМИ. Информационные газетные жанры. Хроника.Заметка.

Газетная хроника. Заметка о школьном  мероприятии: 1 вариант-спорт,  2 вариант–культура

0.15

0.30

06.04

Репортаж.Вы – репортёр.

Репортаж с урока…

Репортаж со школьного…

0.15

0.30

13.06

Реклама –способ  передачи информации

Риторическая игра: рекламное агентство получает задание – создать рекламу канцтоваров

0.15

0.30

20.04

Похвальное слово.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Коммуникативная задача: составить похвальное слово выпускнику 11 класса

0.20

0.25

27.04

Знакомство или Комплименты творят чудеса

Задача: выразить комплимент от имени литературного героя (кто? – кому? - почему? - зачем? – о чём? – как? – где? – когда?)

0.15

0.30

04.05

Бытовые жанры

Беседа и разговор. Эффективный телефонный разговор

Коммуникативные  ситуации: семья за обеденным столом, экстренные вызовы по телефону,

0.15

0.30

11.05

Итоги года

Я говорю

Итоговые задания: риторический анализ текстов, редактирование, речевая ситуация и речевое взаимодействие.

0.10

0.35

19.05


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  • Школьная риторика. Учебник для 7 класса в 2-х частях / Под редакцией Т. А. Ладыженской. – М.: «Баласс», «Ювента», 2009.
  • Программа по риторике. 5-11 классы. Т. А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.
  • Школьная риторика: 7 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.
  • Уроки риторики в школе. Книга для учителя / Под редакцией Т. А. Ладыженской. -  М.: «Баласс», «Ювента», 2010.
  • Павлова Т.И., Романенко О.В. Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка: работа с текстом рекламы в 5 – 11 классах: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2012.
  • В.В. Львов. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 -9 классы.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  • Болсунов О.И. «Ораторское искусство  для начинающих». – электронный вариант книги  на сайте http://bolsunov.com.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Записи образцового чтения стихотворений мастерами  слова.
  • Фото- и видеоматериалы

      Сведения об авторе

Лысенко Ольга Николаевна

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРодионово-Несветайского района  «Авиловская средняя общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы

Почтовый адрес: 346585 Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Авилов, ул. Новая, д. 6, кв. 3.

Электронный адрес: loni72@ mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентации по основам риторики для средней школы

Презентации содержат как теоретические сведения, так и практические задания по риторике для средней школы по темам: разновидности общения, автор и адресат текста, целеустановка текста, информативность...

Технологические карты по курсу "Основы риторики. Мысль и слово"

Материал содержит технологические карты, разработанные ко вскму курсу риторики для 10-11 классапо программе А.К Михальской...

Спецкурс "Основы риторики" в 5 классе

Рабочая программа спецкурса по русскому языку 5 класс (пояснительная записка, содержание, планирование)...

Основы риторики

Элективный курс для учащихся 8-9 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс ФГОС "Риторика"

Пояснительная записка к рабочей программе по риторикеДанная программа курса  «Риторика» регионального компонента базисного учебного плана  разработана для 5 класса на основе Программы по рит...

Рабочая программа по курсу «Основы риторики как искусство слова»

Рабочая программа по курсу «Основы риторики как искусство слова»...

Рабочая программа элективного курса "Основы риторики"

В данном материале представлен опыт работы по изучению основ риторики в 8-9 классах средней школы....