Применение игровых приемов в мониторинге образовательных результатов
учебно-методический материал на тему

Букова Татьяна Ивановна

Опыт педагога в отслеживании знаний и умений обучающихся с помощью игровых технологий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Алглритм контрольного занятия и авторские игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master-klassa.docx28.82 КБ
Файл igrovye_priemy_v_monitoringe.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект мастер-класса

Дата проведения: 26.08.16 г. Методический форум «Будущее создаем вместе». Интерактивные мастерские «Профессиональный стандарт педагога: формирование актуальных компетенций»

Ведущий мастер-класса: Букова Т.И., педагог МУДО «ЦДО «Созвездие» ТМР;

Аудитория: Воспитатели ДОУ, педагоги начальных классов, педагоги предметники, педагоги дополнительного образования

Тема: Применение игровых приемов в мониторинге образовательных результатов

Цель: показать возможность отслеживания знаний и умений обучающихся с помощью игровых технологий

Задачи:

  • Ознакомить участников мастер-класса с авторскими разработками;
  • Провести игры с участниками мастер-класса;
  • Пробудить желание у педагогов использовать игровые приемы отслеживания результата в своей работе;
  • Составить примерные игры для педагогов разных специальностей.

Структура мастер-класса

Вводная часть

Введение в тему

Основная часть

1. Игровые приемы в мониторинге образовательных результатов в детском объединении «Игрушечка».  Алгоритм контрольного занятия.

2. Авторские игры:

- Лото «Игрушечный мастер»

- Домино «Игрушки»

- «Собери комплект»

- Домино «Чем мы похожи?»

3. Проведение игр с участниками мастер-класса.

4.Самостоятельное задание для участников (составление игр, заполнение карточек  по своим темам).

Заключительная часть

Подведение итогов мастер-класса.

Оборудование и инвентарь

- ноутбук или компьютер;

- проектор;

- дидактические игры (Лото «Игрушечный мастер», «Собери комплект», Домино «Игрушки», «Собери цепочку»);

- незаполненные карточки для игр, ручки, карандаши, ластик.

Ход мастер-класса

Вводная часть

Любой педагог, заинтересованный в успешной реализации своей программы, задумывается, насколько обучающиеся усваивают пройденный материал и каким образом это можно отследить. Если он работает с детьми дошкольного или младшего школьного возраста сразу возникает идея использования игры. Ведь игры для детей – самая свободная и естественная форма проявления их деятельности. В ней изучается и осознается окружающий мир, открывается широкий простор для выявления личного творчества, личной активности.

Важнейшим психологическим секретом игры является то, что она обязательно построена на интересе, на удовольствии. Но игра  - не только забава и развлечение, это еще учение и труд.

Значение игры невозможно переоценить. Игра охватывает и область разума, и сферу чувств ребенка, укрепляет его физически и морально. Феномен ее заключается в том, что, являясь развлечением и отдыхом, игра может  развивать, обучать, воспитывать, а также контролировать, диагностировать и корректировать образовательный процесс.

Особенно актуально это для педагогов, работающих с дошкольниками и младшими школьниками.

Ребенок в игре естественен. Если ему сказали, что это игра, он и воспримет любую деятельность как игру. Он не буде волноваться и нервничать, пытаться показать себя лучше, боятся «опозориться». Игровые приемы в мониторинге помогают высветить полную картину обученности ребенка.

В игре можно четко отследить знания, умения, навыки, фантазию, кругозор, сенсорику и другое. Использование игровых приемов при проверке знаний, умений и навыков ребенка помогает безболезненно высветить его пробелы, без назиданий и порицаний указать на его незнания и неумения.

Наблюдая за ребенком, фиксируя точность и качество выполнения игровых заданий, самостоятельность, активность и увлеченность, от занятия к занятию можно отследить динамику роста этого ребенка.

Таким образом, применение игровых технологий в мониторинге образовательных результатов детей дошкольного и младшего школьного возрастов является одним из самых эффективных и оптимальных.

Основная часть

В детском образовательном объединении «Игрушечка» дети обучаются они по авторской общеобразовательной общеразвивающей программе «В мире игрушек». Обучение ведется в три этапа:

I этап – подготовительный  («Волшебные клубочки»)

II этап – познавательный («Игрушки из бабушкиного сундука»  и «Забавные игрушки»)

III этап – творческий («Тряпичные народные куклы», «Театральные куклы», «Игрушки в интерьере», «Вязаные игрушки», «Анатомия текстильной куклы»).

Первый и второй этап – это дошкольники и младшие школьники. Третий этап – это разновозрастные дети. Для непрерывного отслеживания образовательных результатов был составлен игровой мониторинг. Который представляет собой продуманный подбор игр, викторин и конкурсов с определенной творческой заданностью и сюжетной линией, позволяющий отследить знания и умения, полученные на занятиях.

Мониторинг ведется на протяжении всего обучения. На первом, последнем занятии и в течение года (по завершению определенных тем или блоков) проводятся контрольные занятия в виде викторин, сказок, путешествий или игра в лото игрушечного мастера.

Все контрольные занятия можно подвести к определенной структуре или алгоритму. На данные игры накладываются лишь определенные темы, знания, умения и навыки по которым нужно отследить.

Алгоритм контрольного занятия

I. Рассказ, сказка или история (можно в исполнении сказочного героя, театральной куклы) на заданную тематику с интригующим концом. Интрига заключается в том, что ребенку необходимо выполнить определенный ряд заданий, чтобы помочь герою в сложной  ситуации.

   II. Игровые задания

Логические игры:

  • Составить пооперационную карту изготовления игрушки.
  • Найти нужную пару
  • Сгруппировать картинки по одному признаку (обвести, соединить или окрасить в один цвет).
  • Распутать паутину или добрать до вершины, собрав нужные картинки или предметы
  • Вытащить карточки, правильно ответив на вопросы
  • Выложить бусы или цепочку
  • Пройти по лабиринту, собрав все необходимое для изготовления чего-либо

Игры-головоломки:

  • Увидеть и закрасить заданный предмет в наложенных друг на друга контурах
  • Составить правильно разрезную картинку
  • Разгадать кроссворд или решить ребус

Словесные игры:

  • «Аукцион»
  • Вытащить карточки, правильно ответив на вопросы
  • Отгадать загадку

Практические задания

  • Вырезать, собрать, обвести, правильно расположить что-либо
  • Определить или отобрать на ощупь заданные предметы

III. После завершения заданий сказочный персонаж благодарит обучающихся за помощь и поддержку и уходит.

Данные задания могут быть предложены детям разного возраста, но в той или иной степени сложности речевых формулировок – важно, чтобы сущность предлагаемых заданий была понятна детям.

Игры в мониторинге, помогающие проконтролировать и отследить ЗУН, также дополнительно способствуют развитию внимания, памяти, творческого мышления и воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца.

Проведение игр с педагогами

Участникам мастер-класса предлагается группами поиграть в дидактические игры.

1. Лото «Игрушечный мастер»

Цель игры: Проверить знания детей по соответствующим темам.

Правила игры: Каждый игрок должен закрыть большие карты маленькими карточками. Ведущий читает текст на карточке, но не показывает изображение. Выигрывает тот, кто быстрее правильно закроет большую карту. На карточках изображены рисунки, соответствующие пройденным темам. Пример: игрушки из одного нитяного пучка, народные обереговые куклы, мягкие игрушки.

2. «Собери цепочку»

Цель игры: Проверить умение детей составлять пооперационный процесс изготовление игрушки и самоконтроль.

Правила игры: Собрать карточки в логической последовательности по технологии изготовления игрушки. Правильность выполнения проверяется над  рисунками или на обороте (появляется определенное слово или рисунок). Например: изготовление помпона, изготовление колобка, изготовление зайчика.

3. «Найди пару»

Цель игры: Проверить умение детей находить игрушку по описанию и наоборот.

Правила игры: Разрезанные карточки делятся на две стопки. В одну стопку   складываются все картинки, в другую – все описания. Каждый ребенок берет себе по 3-4 описания. Ведущий показывает картинки. Ребенок к каждому своему описанию, должен найти правильную картинку. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно составит пары. Либо, наоборот, по выбранной картинке найти описание.

4. «Собери комплект»

Цель игры: Проверить умение детей классифицировать игрушки.

Правила игры: Детям раздаются по 4 карточки с картинками. Передавая друг другу (изнанкой, рисунок не показывать) по одной ненужной карточке, собрать свои 4 картинки на определенную тему. Например: 4 карточки с игрушками из помпонов, или народными обереговыми куклами, игрушками из одного нитяного пучка, животными или растениями, дающими волокно для нитей, или старинные головные уборы, или инструменты для рукоделия. Выигрывает тот, кто быстрее всех соберет 4 нужные картинки.

5. Домино «Чем мы похожи?»

Цель игры: Проверить умение детей находить общие признаки.

Правила игры: Дети набирают себе 7 карточек. Карточки, которые остались после раздачи, идут в резерв, то есть их откладывают в сторону «рисунками» вниз и впоследствии берут при необходимости. Игру может  начинать любой ребенок с любой картинки. Следующую картинку кладет другой игрок, предварительно назвав один из общих признаков с лежащей картинкой. Подряд повторять два одинаковых признака – нельзя. Если признаков нет, берется карточка из резерва. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все картинки.

Например: Солнышко сделано из желтых ниток и кукла-девочка сделана из желтых ниток; куклы сделаны из двух пучков и на картинке два пучка; солнышко сделано на круглой основе и брошка  на круглой основе; брошка красно-белая и Мартинички красно-белые  и т.д.

Самостоятельное задание для участников

Участникам мастер-класса предлагается составить понравившуюся игру на свою тему.

Игры, составленные участниками мастер-класса:

1. Игра «Кто и где живет?»

 (Сгруппировать картинки по одному признаку. Проверка знания частей речи.)

Три домика: домик существительных, домик глаголов, домик  прилагательных. В каждом домике живут только определенные существа  (части речи). У каждого существа есть свое имя. Поселить всех в соответствующие домики.

2.Игра «Собери цепочку»

(Собрать логическую цепочку синтаксического разбора простого предложения)

Собрать состав из вагонов. На каждом вагоне написано определенное действие.

3. Игра – домино.

( Проверить умение детей находить общие признаки – среда обитания, домашние или дикие животные, хищники или травоядные и т.д.)

Карточки с животными и растениями.

4. Игра «Собери комплект»

(Проверка знания континентов, государств, столиц, рек, гор, достопримечательностей, гербов, флагов или регионов России)

Например:

1 комплект карточек – Европа, Франция, Париж, Лувр

2 комплект карточек – Острова (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку), Япония, Вулкан Фудзияма, Сакура

3 комплект карточек –  Австралия, Канберра, Кенгуру, Муррей

Заключительная часть

Ответы педагога на вопросы. Подведение итогов мастер-класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Букова Татьяна Ивановна МУ ДО ЦДО «Созвездие» Применение игровых приемов в мониторинге образовательных результатов

Слайд 2

Общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире игрушек» Обучение по программе осуществляется в три этапа: I этап – подготовительный («Волшебные клубочки») II этап – познавательный («Игрушки из бабушкиного сундука» и «Забавные игрушки») III этап – творческий («Тряпичные народные куклы», «Театральные куклы», «Игрушки в интерьере», «Вязаные игрушки», «Анатомия текстильной куклы»)

Слайд 3

«Игра, как тень, родилась в месте с ребенком, стала его спутником, верным другом … Она заслуживает большего человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня за те колоссальные, скрытые порою от глаз воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные.» Шмаков С.А.

Слайд 4

Мониторинг Педагогический мониторинг в детском объединении «Игрушечка» представляет собой продуманный подбор игр, викторин и конкурсов с определенной творческой заданностью и сюжетной линией, позволяющий отследить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. В едется он на протяжении всего обучения. На первом, последнем занятии и в течение года (по завершению определенных тем или блоков) проводятся контрольные занятия в виде викторин, сказок, путешествий или игра в лото игрушечного мастера

Слайд 5

Алгоритм контрольного занятия I. Рассказ, сказка или история (можно в исполнении сказочного героя) II. Игровые задания Логические игры Игры-головоломки Словесные игры Настольные игры III. Практические задания IV. Завершение (Сюрпризный момент)

Слайд 6

Логические игры Составить пооперационную карту изготовления игрушки; Найти нужную пару; Сгруппировать картинки по одному признаку (обвести, соединить или окрасить в один цвет ); Распутать паутину или добрать до вершины, собрав нужные картинки или предметы; Вытащить карточки, правильно ответив на вопросы; Выложить бусы или цепочку; Пройти по лабиринту, собрав все необходимое для изготовления чего-либо.

Слайд 7

Составить пооперационную карту изготовления игрушки

Слайд 8

Сгруппировать картинки по одному признаку (обвести, соединить или окрасить в один цвет) Помоги гномам собрать свои нити. Синему – швейные, красному – вязальные, зеленому - вышивальные

Слайд 9

Найди пару Игрушка и ее основа; Игрушка и ее выкройка; Игрушка и материал;

Слайд 10

Лабиринт Помоги найти дорогу и собрать все нужные предметы на заданную тему : - собрать все для пошива мягкой игрушки

Слайд 11

Игры-головоломки Увидеть и закрасить заданный предмет в наложенных друг на друга контурах ; Составить правильно разрезную картинку; Разгадать кроссворд или решить ребус .

Слайд 12

Кроссворд «Народные куклы» Вопросы: 1. Кукла , которую мама дарила дочке со словами «Все успевай». 2. Кукла , которую сжигали на первый день рождественских праздников. 3. Кукла , которую мать сворачивала из двух лоскутов и кидала ее в колыбель, чтобы успокоить плачущего ребенка. 4. Кукла , сделанная из пучка соломы. 5. Свадебная кукла, которую дарили невесте подружки. 6. Кукла , с которой связана история появления на Руси гречихи. 7. Кукла , которую сжигали накануне Благовещения вместе со старыми соломенными постелями

Слайд 13

Словесные игры « Аукцион » Отгадать игрушку или предмет по описанию Отгадать загадку КОЗА Домашнее животное, дающее не только молоко и шерсть, но и героиня сказки, которая спасла своих детей от серого волка КЛУБОК Нитки для вязания, с которыми очень любит играть котик ХЛОПОК Южное растение, дающее нам вату ПОМПОН Пушистое шарообразное изделие из ниток

Слайд 14

Настольные игры Лото игрушечного мастера Домино Собери комплект

Слайд 15

Практические задание Вырезать по шаблону предложенные фигуры или выкройки ; Сделать основу для изготовления помпона (обвести и вырезать); Разместить на листе как можно больше шаблонов, обвести их карандашом и вырезать; Определить или отобрать на ощупь заданные предметы; Выложить ниткой контур заданного рисунка и т.д.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения

  Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...

Применение игровых приемов в мониторинге образовательных результатов

Сущность мониторинга. Методы и приемы отслеживания результата.Обоснование выбора игровых форм в отслеживании образовательных результатов. Методы отслеживания образовательных результатов учащихся 5 – 8...

Презентация в адрес ПДО: Как подготовить материалы по мониторингу образовательных результатов и аттестации учащихся

Цель мониторинга - получение объективной информации о состоянии и динамике уровня и фиксирование динамики развития каждого учащегося и объединения в целом.Критерий – (средство для суждения) - пр...

Применение игровых приемов с помощью сервиса интерактивных упражнений Learnin gApps.org» на разных этапах урока химии.

LearningApps.org - приложение подходит для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении. он позволяет экономить время, ...

Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.

Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...