викторина "Город, в котором я живу"
методическая разработка на тему

Возраст участников: 9-13 лет.

Продолжительность: 40-45 минут.

Цель: ознакомление детей с отдельными эпизодами истории родного края, отдельными событиями ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_gorod_v_kotorom_ya_zhivu.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Перспектива»

Город, в котором я живу

(сценарий викторины)

Проведено: 03.09.2015

                                                                                        Суязова С.Н.,

                                                                                        педагог-организатор

Старый Оскол – 2015

Возраст участников: 9-13 лет.

Продолжительность: 40-45 минут.

Цель: ознакомление детей с отдельными эпизодами истории родного края, отдельными событиями ВОВ.

Задачи:

1. Актуализировать знания о родном городе.

  1. Раскрыть смысл понятия «патриотизм».
  2. Воспитывать гражданственность, любовь к малой родине, ответственность за её будущее.

Оборудование: компьютер, фотопризентация достопримечательностей города Старый Оскол, фотовыставка «Памятники героям ВОВ в г. Старый Оскол», изображение герба и флага г. Старый Оскол, альбом «Герои живут рядом» (летопись героев ВОВ, проживавших в м-не Парковый, выставка детских рисунков «Край родной», подборка стихотворений, посвященных нашему городу), маршрутные листы, ручки.

Место проведения: Клуб по месту жительства «Ровесник».

Литература

1. «Бессмертного мужества огонь…». Редактор-составитель Вербкин В.А. – Старый Оскол, «Оскольский край», 2010.

2. «Во имя жизни». Художественно-публицистический сборник. Авторский коллектив: Д. Зарубин, Тзолотых, А. Богданович и др. – Белгород, 2005.

 3. «Старый Оскол» / под ред. Вербкина В.А. – Белгород, 2007.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Мы поздравляем вас с Днём города, 422 годовщиной его основания и рады приветствовать на викторине «Город, в котором я живу». Сегодня мы отправимся в прошлое нашего города и станем свидетелями знаменательных событий, познакомимся с известными людьми, прославивших своим именем наш край.

 Викторина будет проходить по трём номинациям:

 1. Номинация «Знаток»

 2. Номинация «Лучшая версия»

 3. Номинация «Эрудиты»

- Прежде чем начать нашу викторину, позвольте познакомить вас с членами жюри: ………

Ведущий: Сейчас вам предстоит выбрать название своей команды и капитана. Знакомство с командами

 I тур

Ведущий:  Запоминайте правила первого тура викторины, они очень просты, я буду называть вопросы и давать три варианта ответов, среди которых один или несколько вариантов верны. Если вы знаете ответ, то поднимаете руки. Давший правильный ответ получает орден знатока. По итогам набранных каждым из вас орденов, суммируются баллы, которые идут в копилку вашей команде, а так же даёт возможность завоевать диплом знатока.

 Мы начинаем первый тур нашей викторины. Слушайте внимательно вопросы и варианты ответов на них:

 1. Укажите год основания города Старый Оскол:

 а) 1596 год

 б) 1593 год

 в) 1571 год

 2. С какой целью изначально строился город Оскол:

 а) как сторожевая застава южных границ московского государства.

 б) как промышленный город.

 в) как торговый город.

 3. Назовите имя царя, при котором был основан город-крепость Оскол:

 а) Иван Грозный

 б) Фёдор Иоаннович

 в) Пётр I

Ведущий: Город-крепость Оскол был основан как пограничная крепость, выполнявшей функции сторожевой заставы южных границ московского государства. Никоновская летопись даёт основание утверждать, что город крепость Оскол был основан при царе Федоре Иоанновиче в 1593 году. Ранее, до даты основания города-крепости, уже существовал Усть-Ублинский острожек, так называлась малая крепость на правом берегу реки Оскол, построенная по поручению Ивана Грозного в 1571 году после нападения Крымского хана Давлета Гирея и сожжения Москвы.

 4. Люди какого рода деятельности являлись основной частью жителей города-крепости Оскол в XVI – XVII в.в.:

 а) служилые люди

 б) землепашцы

 в) скотоводы

 5. Укажите, кто входил в состав правительства города крепости Оскол в начале его основания. ( В данном вопросе два верных вариантов ответа)

 а) воевода, осадный голова.

 б) стрелецкий голова, казачий голова, губной староста.

 в) дети знатных бояр.

Ведущий: Основную часть населения города-крепости Оскол составляли служилые двух категорий: первая категория – служилые люди по отечеству. Рядовая масса этих служилых людей в России образовалась, главным образом, из потомков княжеских слуг удельного времени и потомков старинных родов бояр. Обедневший сын боярина оставался на всю жизнь известен в качестве сына знатного отца – боярского сына (отсюда служилый по отечеству). Дети боярские по преимуществу были помещиками – держали условное поместное владение. Они получали, в зависимости от чина, денежные и земельные оклады.

 Вторая категория – служилые люди «по прибору», которые набирались из разных сословий и групп. Они обычно получали небольшое денежное и хлебное жалование, но в южных городах правительство предпочитало вместо жалования наделять приборных служилых людей землёй. Земля выделялась не каждому отдельному лицу, а на целую группу населения. Служилые люди сами пахали, обрабатывали, засеивали землю и этим кормились. Это были одновременно пахари и воины.

 В правительство города того времени назначались воевода, осадный, стрелецкий, казачий головы и губной староста.

 6. Укажите год утверждения герба города Оскол.

 а) 1780 год.

 б) 1917 год.

 в) 1993 год.

 7. Что означает изображение ружья на гербе г. Оскол:

 а) военное назначение города.

 б) охотничий промысел.

 в) промысел по изготовлению оружия.

Ведущий: Герб города был утверждён в январе 1780 года. В верхней части щита – изображение герба губернского города Курска, а в нижней – щит разделён надвое. В первой части – в красном поле ружьё, а в другом – в зелёном поле золотая соха. В указе по этому поводу сказано: «Герб сделан тако для того, что в оном селении жители суть старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, чего ради и в гербе сем военное орудие с орудием тщательного хлебопашца соединено».

 8. Укажите название мужского монастыря, существовавшего в городе Оскол до середины XVIII века:

 а) Успенский

 б) Благовещенский

 в) Троицкий

 9. Укажите название, существовавшего в городе Оскол, женского монастыря.

 а) Космодемьяновский

 б) Успенский

 в) Николаевский

Ведущий: В Осколе существовало два монастыря – Успенский женский и Троицкий мужской. Они упразднены в 1764 году, причём женский монастырь вначале перешёл в обитель Троицкого, а затем переведён в Новый Оскол.

 10. Как прежние времена называлась центральная улица, которая сегодня именуется именем В. И. Ленина.

 а) Центральная

 б) Курская

 в) Оскольская

 11. Как называлась главная площадь города Старый Оскол:

 а) Нижняя

 б) Соборная

 в) Троицкая

Ведущий: Во второй половине XVIII века город Старый Оскол приобретает черты регулярного города. Резко выросло число каменных домов, выстроенных в одной лини фасадом на улицу. Главная улица – Курская, на которой были размещены Соборная церковь, здания судебных и административных учреждений, усадьбы дворян, торговые ряды. На этой же улице располагалась Нижняя площадь, на которой несколько раз в год устраивались ярмарки. Далее Курской улицы шли неблагоустроенные слободы.

 11. Укажите года постройки первой железной дороги в городе Старый Оскол:

 а) 1894 – 1897 года.

 б) 1899 – 1900 года.

 в) 1940 – 1945 года.

 12. Укажите год, в котором город Старый Оскол получил первое электрическое освещение:

 а) 1912 год.

 б) 1915 год.

 в) 1918 год.

Ведущий: В 1894 году начато и в 1897 году закончено строительство железной дороги Елец – Валуйки через Старый Оскол. Открылось регулярное движение поездов, появились первые железнодорожные мастерские.

 В 1912 году заработала первая электрическая станция, и город получил электрическое освещение.

 В 1915 году в городе был пущен первый водопровод.

 II тур

Ведущий: Мы приступаем ко второму туру викторины. Во втором туре отвечает на вопросы вся команда. Я вам буду задавать вопросы, которая имеет несколько ответов, каждый верный ответ даёт вам 2 балла. Для размышления над каждым вопросом вам даётся две минуты. Итак, уважаемые команды, слушайте внимательно первый вопрос:

 1. Назовите названия слобод в городе Старый Оскол, сохранившиеся до наших дней.

Ведущий: А теперь узнаем, от чего произошли названия слобод (ведущий подходит к каждому игроку и спрашивает о происхождении слобод, опрос ни входит в состязание и не оценивается баллами, а носит чисто познавательный характер)

 Казацкая – название происходит по населявшим некогда слободу казакам.

 Гумны – название происходит от слова «Гуменник» - место, где ставят хлеб в кладях.

 Стрелецкая – название происходит от населявших слободу стрельцов.

 Пушкарская – название происходит от населявших слободу пушкарей.

 Ламская – происходит от слова «Лом» - низина, болото, низменный луг.

 Ездоцкая – название происходит от населявших некогда слободу ездоков.

 Ямская – название происходит от ямщиков, приезжающих в город-крепость Оскол.

 2. Назовите названия церквей, сохранившихся до настоящего времени в городе Старом Осколе.

Ведущий: В конце XIX – начале ХХ века в самом городе было десять церквей и один собор:

 Богоявленский собор на Нижней площади – построен в 1840 году

 Казанско – Никольская церковь на Нижней площади – построена в 1862 году

 Успенская церковь – построена 1783 году

 Благовещенская церковь – построена в 1809 году.

 Ахтырская церковь – построена в 1822 году.

 Ильинская церковь в слободе Ездоцкая – построена в 1872 году.

 Церковь Вознесения в сбоде Казацкой – построена в 1882 году.

 Троицкая церковь – построена до 1764 года, возобновлена в 1858 году.

 Церковь Воздвижения в слободе Ямская – построена в 1805 году.

 Александровская церковь в слободе Гумны – построена в 1903 году.

 3. Назовите имена известных деятелей культуры, науки и техники, уроженцев Старооскольского края.

Ведущий: Среди уроженцев нашего края есть знаменитые люди, прославившие своим именем город Старый Оскол:

 Алисов Михаил Иванович – изобретатель скоропечатника и писчей машины (умер в 1905 году)

 Ампилов Иван Михайлович - (1873-1908) актёр Мариинского театра, автор нескольких книг.

 Балабанова Евгения Ивановна – (1875-1953) знаменитая актриса Мариинского театра, выступала в паре с Ф. Шаляпиным. После революции работала в Старом Осколе председателем РабИса (работников искусства).

 Буздыханов Андрей Васильевич – скрипач, профессор Томской государственной консерватории.

 Васильев Александр Семенович – журналист, член союза писателей.

 Ерошенко Василий Яковлевич – писатель, уроженец села Обуховка.

 Зубов Антон Михайлович – художник, уроженец города Старый Оскол.

 Игумнов Андрей Иванович – художник, уроженец города Старый Оскол.

 Ильченко – киноактёр, снимался во многих фильмах. Сыграл роль отца Григория Мелихова в фильме «Тихий Дон».

 Михалев Владимир Васильевич – поэт, член союза писателей, уроженец села Терехово.

 Наседкин Филипп Иванович – писатель, автор знаменитой книги «Великие голодранцы», почётный гражданин города Старый Оскол.

 Пульман Иван Алазович – селекционер, доктор наук, член-корреспондент Академии наук СССР.

 Невинных Василий Алексеевич – учёный селекционер, доктор наук, лауреат Государственной премии СССР.

 Сыроватская Нина Петровна – актриса Московского Государственного Большого театра.

 Тараканова Валентина Константиновна – драматическая актриса. Её высоко ценили Станиславский и Аксёнов.

 Фомин Петр Тимофеевич – народный художник РСФСР.

 Цехвайстер Марк Моисеевич – академик, заслуженный деятель науки.

 Чмырёв Андрей Николаевич – уроженец села Обуховка. Организатор Академического хора мальчиков в Москве, заслуженный деятель искусств.

 Шатилов Петр Иванович – (1869-1921) первый в России применил противобрюшнотифозную вакцину. В 1909 году – профессор кафедры внутренних болезней Харьковского университета. В 1913 году – заведующий кафедрой Харьковского женского медицинского института.

 Эрденко Михаил Гаврилович – скрипач. Профессор Московской Государственной консерватории, заслуженный деятель искусства. Умер в 1940 году.

 Эрденко Евгения Иосифовна – пианистка, профессор Московской Государственной консерватории.

 4. Назовите имена Героев Великой Отечественной Войны, уроженцев Старооскольского края.

Ведущий: Среди Героев, сражавшихся в Великой Отечественной Войне, есть имена и наших земляков:

 Анпилов Анатолий Андреевич.

 Агеев Филипп Павлович.

 Болтенков Петр Михайлович.

 Булгаков Андрей Пантелеевич.

 Быков Владимир Иванович.

 Власов Митрофан Ефимович.

 Вялых Николай Алексеевич.

 Горбунов Иван Михайлович.

 Дергилев Егор Иванович.

 Долгих Петр Николаевич.

 Жуков Федор Егорович.

 Иванов Николай Дмитриевич.

 Кузякин Гаврил Васильевич.

 Найдин Григорий Николаевич.

 Прокудин Алексей Николаевич.

 Репкин Аким Васильевич.

 Скворцов Николай Александрович.

 Тебекин Павел Дорофеевич.

 Тулинов Дмитрий Васильевич.

 Хворостянов Илья Алексеевич.

 Хмелёв Иван Иванович.

 Четверкин Алексей Егорович.

 Шкадин Петр Тихонович.

Ведущий: Мы завершили второй тур нашей викторины, дадим возможность членам жюри подсчитать результаты для оглашения.

 III тур (финал)

Ведущий: Результаты оглашены и уже определились лидеры викторины, но впереди последний, финальный тур. Вам предстоит дать свою версию тому или иному историческому факту. Не важно, если ваша версия не будет совпадать с утверждением исследователей, главное, что бы ваша версия была интересна и убедительно обоснованна. На размышление вам даётся три минуты.

 Итак, приступим.

 1. Как известно в городе Оскол изначально располагалась крепость. Найдите причину, по которой крепость не сохранилась до наших дней.

Ведущий: Деревянные постройки крепости сгорели в пожаре, случившийся в Осколе в 1711 году и после этого крепостные сооружения не восстанавливались, но долгое время сохранялись остатки рва, вала и части палисада. Из военно-оборонительного центра город превращается в чиновничье-админитративный, а значительная часть его жителей оказалась тесно связанной с сельским хозяйством.

 2. Изначально город назывался Оскол и только в 17 веке получил приставку «Старый». Как вы думаете, вследствие чего произошло такое изменение в названии города.

Ведущий: В 50-е годы 17 века город Оскол получает приставку «Старый». Впервые она упоминается в 1650 году при разборе иска между оскольскими людьми и донскими казаками о спорной земле. А с 1655 года город стал официально именоваться Старым Осколом, а город Царёв-Алексеев именуется Новым Осколом.

Ведущий: На это мы завершаем финальный тур викторины и впереди нас ждёт награждение. Просим жюри удалиться для подсчёта итоговых балов и определить победителей викторины.

 Ну а пока мы ждём наше уважаемое жюри, для вас выступает____________________________.

 После выступления участников детских творческих объединений и подсчёта баллов, на сцену приглашаются члены жюри для награждения победителей.

Ведущий: Вот и завершилась наша викторина. Сегодня мы узнали много познавательного и интересного, узнали имена известных старооскольцев, показали свою эрудицию, сами выступили в роли исследователей и это даёт уверенность в том, что вы любите край, в котором вы живёте и знаете её историю. Мы ещё раз поздравляем всех с Днём города и надеемся на новую встречу. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме: Город в котором мы живем

Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...

Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше

Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»6 классыУчителя биологии: Мурашова И.В., Курскова О.В.Расчетное время проведения – 1 академический часЦели и задачи: - развитие интереса к природ...

Урок " Мир, в котором мы живем". 7кл.

Данный урок можно провести в конце учебного года...

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Мир,в котором я живу!

Опыты, анкетирование, графики...