Метод разработка музейного занятия "Я учусь в школе героя"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме

Симоненко Наталья Петровна

В настоящее время музей играет важную роль в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. В рамках образовательного пространства музей является центром сохранения культурной и образовательной информации, развивает коммуникационные навыки учащихся, способствует развитию познавательных и исследовательских способностей учащихся, транслирует в социум творческие инновации педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Хабаровска

 «Детско-юношеский центр «Импульс»

Городской конкурс методических разработок педагогов, реализующих программы дополнительного образования краеведческой направленности.

 

Номинация: Методическая разработка «Урока мужества».

Музейное занятие: «Я учусь в школе героя».  (I место)

C:\Users\Library\Desktop\программа Моя Родина Россия\имя героя\41 муз.проект\IMG_5291.JPG

                                                       Автор: Симоненко Наталья Петровна.

                                                         Педагог дополнительного образования.

Хабаровск

2017

Пояснительная записка.

   В настоящее время музей играет важную роль в учебно-воспитательном  процессе образовательного учреждения, независимо от его вида и статуса (общего или дополнительного образования). В рамках образовательного пространства музей является центром сохранения культурной  и образовательной информации, развивает  коммуникационные навыки учащихся, способствует развитию познавательных и исследовательских способностей учащихся, транслирует в социум творческие инновации педагогов.

   В своих трудах модель музея представляется учеными: как «культурная форма» - Т.П Калугина., как механизм культурного наследования - М.С. Каган, З.А. Бонами, В. Ю. Дукельский, как рекреационное учреждение - Д.А. Равикович, К. Хадсон, Ю. Ромедер. Все представленные концепции объединены одной общей идеей живого музея, хранящего память о прошлом, осуществляющего передачу материального и духовного наследия  предыдущих поколений потомкам, обеспечивая тем самым неразрывную связь поколений.

  В рамках основного и дополнительного образования традиционным элементом образовательного процесса является учебное занятие. При этом современный педагог не ставит перед собой задачу транслировать на уроке учебный материал, быть лишь информационным каналом передачи знаний учащимся. Основная цель педагога дополнительного образования социализировать ребенка; выявить и скорректировать при необходимости его жизненный опыт и навыки; помочь учащемуся в выборе жизненного пути, становлению и определению  его  нравственно-ценностных ориентиров. Это возможно, когда педагог   вовлекает обучающихся в совместную  проектную деятельность. Сегодня метод проектных технологий является одним из наиболее известных и успешно применяемых в педагогической  практике.  Проектный метод обучения позволяет активизировать  учебную деятельность, развить личностные компетенции учащегося. В частности,  педагог дополнительного образования на базе музея разрабатывает и реализует совместно с учащимися исторические проекты, которые предполагают осмысление политического, экономического, социального, духовного опыта  народа, обеспечивают преемственность поколений.

   Педагог дополнительного образования Симоненко Н.П., являющаяся одновременно руководителем музея «Исток», разработала цикл занятий под общей темой: «Их имена носят улицы г. Хабаровска». Педагог сделал акцент на изучение биографий людей, чьи  имена носят улицы  Железнодорожного района. Это объясняется территориальным расположением музея детско-юношеского центра «Импульс».

В декабре 2015 года  педагог провел ряд уроков мужества, посвященных Герою  Советского Союза летчику -   Дончук В.И.  Музейное занятие прошли с учащимися Центра,  начальной школы МБОУ СОШ №23, МАОУ СОШ 41. Опыт оказался удачным.  Педагог Д.О. расширил тематику занятий, разработал музейный проект «Я учусь в школе героя».  В содержание проекта вошло изучение судеб героев войны, увековеченных в названиях  не только улиц, но и в стенах образовательных учреждений города.

   В 2016 году уроки мужества, в рамках данного проекта, были посвящены герою Советского Союза летчику Кочневу В.Г.; герою России Тамгину В.А. (ученик МБОУ СОШ №47);  Бедареву А.В. (ученик МБОУ СОШ №23, погиб при пограничном конфликте на о. Даманский 1969 г.).

В 2017 году запланированы уроки, посвященные женщине – летчице Расковой М.М., ее имя носит улица родного Железнодорожного района.

Тема занятия:

изучение биографии  Героя Советского Союза летчика Дончук В.И. , отражение ее в топонимике Железнодорожного микрорайона г. Хабаровска.

Тип занятия: 

изучение нового материала (развивающий)

Вид занятия: 

комбинированный

Длительность занятия:

один час (60 мин).

Возраст: 

учащиеся начальной школы (8-12 лет).

Цель занятия:

воспитание учащихся,  в условиях образовательного учреждения, как деятельных граждан и патриотов Отечества.

Задачи:

  • сохранить историческую память Российского народа  в умах  подрастающего поколения.
  • вовлечь учащихся в поисково-исследовательскую проектную деятельность, через изучение истории своей малой Родины.

Ожидаемые результаты:

  • предметные: знание достоверных исторических дат и событий Великой Отечественной войны, через   изучение биографии летчика Дончук В.И.,  знание месторасположение улицы Дончука и ее достопримечательностей. У учащихся повысится культурно-образовательный уровень знаний.
  • метапредметные: развитие интереса к истории и краеведению, изучению топонимики Железнодорожного микрорайона, развитие информационных навыков работы с различными видами документов. У учащихся будет сформирована способность выявлять,  систематизировать и анализировать используемый материал.
  • личностные: привитие любви и интереса к изучению   малой Родины, как предпосылки воспитания достойного гражданина и патриоты страны. Воспитание таких личностных качеств как: трудолюбия, собранности, внимания, усидчивости. У учащихся будет сформирована положительная личностная самооценка, развиты коммуникативные навыки общения, через вовлечение в проектную деятельность.

Методические приемы обучения:

  • словесный, наглядный, практический.
  • исследовательский, аналитический
  • развитие мышления, творческой инициативы

Технологии обучения:

  • личностно-ориентированные
  • коммуникативные
  • развивающее, проектное  обучение

Оборудование: 

ПК. интерактивная доска, мультимедийная презентация «Их именами названы улицы г. Хабаровска» В.И. Дончук. ( Приложение №1 )

Наглядный материал:  

переносная экспозиция «Их именами названы улицы г. Хабаровска» В.И. Дончук.

Раздаточный материал: 

информационная листовка «Герой Советского Союза - В.И. Дончук. (Приложение №2)

Подготовительный этап урока:

  • учащиеся самостоятельно разучивают стихотворения  военной тематики. (На выбор) 
  • школьники готовят  сообщение о Василии Ивановиче Дончуке.

(Приложение №3.  Отчет реализации урока, фотоотчет)

Результативность:

  • Диплом победителя I степени учащегося. Международный творческий конкурс «Талантофф». Номинация «Презентация». Работа «Их имена носят  улицы города Хабаровска (Приложение №5)
  • I место. Городской краеведческий конкурс «Имя героя»  2016 г. (Приложение №6)
  • Свидетельство участников краевого конкурса «Их имена носят образовательные организации края» в честь Дня героев Отечества.- 3 шт. (Приложение №7)
  • Диплом лауреата III степени выдан педагогу за победу во Всероссийском дистанционном педагогическом конкурсе «Лучшая педагогическая разработка»  Номинация: « Конспекты занятий/дополнительное образование.

Методическая  разработка музейного занятия «Я учусь в школе героя».

( Приложение №9 )

Распространение опыта в СМИ,  интернет- ресурсах:

  • Симоненко Н.П. Воспитание патриотизма учащихся средствами музейной педагогики //  Дополнительное образование детей в Хабаровском крае – 2016-№4-с.47-49».

( Приложение №4 )

  • Сайт МАУ ДО ДЮЦ «Импульс». Рубрика. Музей «Исток»- Направления музейной работы - Методическая деятельность- Методический опыт работы:

Симоненко Н.П. Воспитание патриотизма учащихся  средствами музейной педагогики.

http://eduimpulse.ru/index.php/istok-museum/napr/2016-04-10-12-32-00/2017-02-19-11-47-17/1848-2017-02-19-11-44-52 

  • Свидетельство обобщение педагогического опыта.  Всероссийский уровень профессионального мастерства педагогов.  Центр Педагогических Инноваций им. К.И. Ушинского «Новое в образовании».  (Приложение№8)

Ход занятия.

Этап урока

Время

в мин.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный

3 мин.

  1. Приветствие учащихся.

Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Петровна. Я руководитель музея «Исток», который находится в  детско-юношеском центре «Импульс».

  1. Сообщение  темы занятия, постановка учебной задачи.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, музейный. Вместе с вами мы изучим биографию летчика, Героя Советского Союза, Василия Ивановича  Дончука, узнаем о его боевых заслугах перед Отечеством, посетим музейный уголок  школы.

  1. . Приветствие педагога.

«Здравствуйте!»

1.2.Ученики концентрируют внимание. 

Формулируют учебную задачу как обобщенное задание, усваивают цель предстоящей деятельности.

2. Подготовительная часть занятия (актуализация знаний и умений)

10 мин

2.1. Краткая вступительная беседа, вопросы учащимся:

3.11.2012 года  Указом Президента  РФ  городу Хабаровску  «за мужество, стойкость и массовый  героизм, проявленные защитниками города и в борьбе за свободу и независимость Отечества» было присвоено почетное звание - город  воинской славы. В нашем городе многие улицы названы в честь героев Великой Отечественной войны, в том числе в нашем Железнодорожном районе. Есть у нас улицы, носящие имена  летчиков: В.И. Дончука, Кочнева В.Г., Расковой М.М.

1 вопрос. В каком районе находится улица Дончука?

2 вопрос. Назовите адрес школы,  в которой Вы учитесь (МАУ СОШ №41).

3 вопрос

Назовите, пожалуйста, героем какой войны, является Василий Иванович Дончук?

4 вопрос.

Назовите его военную профессию?

Педагог высказывает детям одобрение.

 Молодцы внимательно, слушали.

2.2.Педагог вызывает желающих из числа  учащихся,  продекламировать подготовленное стихотворение.

Фиксируют тему занятия в устных ответах

2.1.Ответы учащихся на вопросы педагога:

ответ одного из учащихся на 1 вопрос педагога : 

улица Дончука находится в  Железнодорожном районе.

ответ одного из учащихся на 2 вопрос педагога:

 Школа №41 находится по адресу Дончука 14

ответ одного из учащихся на 3 вопрос педагога:

Василий Иванович Дончук- герой ВеликойОтечественной войны.

ответ одного из учащихся на 4 вопрос педагога:

Летчик.

2.2. Ученики читают стихотворение Визбора Ю. «Деревянный самолет»

1 ученик.

Зовет нас небо постоянно

И защитить себя зовет.

И вот летит - хоть деревянный,

Но все-таки военный самолет.

От пуль он защищен не слишком,

Его пилот - совсем мальчишка,

Но все-таки военный человек.

Пусть летная трудна работа,

Опасность подступает пусть!

Но жизнь - важнейший из полетов,

И нужно верный выбрать путь.

2 ученик.

Лети, пилот, минуя смерти,

Минуя черный дым стрельбы,

Ведь пять печатей на конверте

Полетный курс твоей судьбы.

И юность гордо пролетает

Над черной пропастью войны,

Но подвиг времени не знает,

Пред ним все возрасты равны.

И в опечатанном конверте

Письмо в бессмертие несет

Через огонь железной смерти

Тот деревянный самолет.

3.Основная часть занятия (Изучение нового материала)

15 мин.

3.1. Педагог предлагает ученикам выступить с подготовленным докладом о боевом летчике Дончук В.И.

Учитель сопровождает сообщения учеников совместно подготовленной   слайдовой презентацией.

Осмысливают новый материал

3.1. Учащиеся выступают с сообщением.

3 ученик.

В г. Киеве 10 декабря 1910 года в семье столяра Ивана Дончука родился сын Василий. В 11 лет мальчик остался без отца. Матери тяжело было прокормить одной троих детей, и поэтому дети часто попрошайничали на улице. В 1922 году детей семьи Дончук определили  в детский дом. Василий  воспитывался в нем  до 1927 года. Известно, что маленький Вася очень любил рисовать. В семье героя долго хранились его масляные рисунки.

4 ученик:

Расстаться с исторической родиной Василия Дончука заставил голод и нужда. С 1931 года Василий Иванович Дончук жил в Хабаровске. Окончил аэроклуб и Ейское летное училище  Гражданско-военного флота (1934 год)

Будучи летчиком гражданской авиации, он летал на трассах Дальнего Востока, Камчатки  и Чукотки. В 1937-1938 году проходил службу в рядах  Красной Армии. Довелось ему стать участником боев с японским захватчиками, в 1938 году на озере Хасан.

5 ученик:

В  ноябре 1941 В.И. Дончук ушел добровольцем на Карельский фронт. Был командиром транспортной эскадрильи, затем экипажа скоростного бомбардировщика. Во время войны В.И. Дончук перевозил боеприпасы, доставлял на линию фронта продовольствие и медикаменты партизанам. Вывозил на Большую землю из вражеского тыла раненых бойцов Красной Армии.

6 ученик:

С мая 1944 гвардии-майор Дончук В.И. командовал 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильей (7-я воздушная армия).

Неоднократно проявлял геройство при защите границ Советского Заполярья.  К октябрю 1944 года Василий Иванович совершил 270 боевых вылетов на дальнюю разведку в тыл врага. Регулярно совершал выброску десанта и бомбардировку стратегически важных узлов и аэродромов противника. 

7 ученик

Погиб Дончук В.И. 21 10.1944 г. в районе нас. пункта Киркенес Северная Норвегия. В возрасте 33-х лет. Только в  2014 году исследователи выяснили, что горящий самолет В.И. Дончука рухнул в фьорд недалеко от берега. Глубина фьорда в этом месте составляет примерно 40-70 метров. По всей видимости, сбитый «Бостон" там остается и сегодня.

8 ученик

Василий Иванович Дончук за время войны был  награжден орденом Ленина, двумя орденами - Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. В ноябре 1944 года В.И. Дончук  был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.

Мемориальная доска,  в память о нем установлена          по адресу улица Локомотивная 12А.

4.Закрепление изученного материала

7 мин.

4.1. Педагог проводит фронтальный опрос.

Ребята, скажите, можно сделать вывод, что вы учитесь  в школе героя?

Вопросы учащимся:

1 вопрос. Сколько боевых вылетов на счету летчика?

2 вопрос. Какие награды заслужил Дончук В.И.?

(в помощь , на доску проецируется слайд с наградами летчика)

3 вопрос. Когда Дончук В.И. было присвоено звание Героя Советского Союза?

4.2. Педагог  делает объявление:

 Сейчас мы минутой молчания почтим память всех защитников Отечества, не вернувшихся  с полей сражений Великой Отечественной  войны.

Предлагаю всем встать!

4.3.Педагог включает метроном.

4.4. Педагог предлагает всем сесть    

4.1.  Учащиеся делают выводы на теме урока.

Ответ учащихся:

Да!

ответ одного из учащихся на 1 вопрос педагога:

270 боевых вылетов

ответ учащихся на 2 вопрос педагога

В.И. Дончук был  награжден орденом Ленина, двумя орденами - Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды.

ответ одного из учащихся на 3 вопрос педагога:

В ноябре 1944 года В.И. Дончук  посмертно было  присвоено звание Героя Советского Союза

4.2 Ученики задействованы в «Минуте молчания»

4.3.Все встают.

4.4. Ученики садятся.

5. Заключительная часть занятия  

3 мин.

5.1.Педагог подводит итог: 

(учебный материал подкрепляется слайдовой презентацией)

Память о боевых заслугах Дончук В.И. увековечена в названиях улиц многих городов нашей страны.

7 мая 1965 года улица Штурманская в Железнодорожном районе Хабаровска была переименована в улицу имени Героя Советского Союза Дончука Василия Ивановича. Его именем также названы улицы  в городах  Воркуте и  Киеве. В честь героя установлены мемориальные доски не только у нас в Хабаровске, а   и  в городах Архангельске и Санкт-Петербурге.

5.1. Учащиеся концентрируют внимание на  словах педагога.

6. Рефлексия

7мин

6.1. Педагог предлагает учащимся пройти  в музейный уголок школы

6.2. Педагог проводит обзорную экскурсию по теме урока.

Педагог знакомит учащихся со стендами «Их имена носят наши улицы».

Рассказывает учащимся следующий материал: В районе остановки Портовая установлен памятник летчикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На постаменте установлен настоящий фронтовой истребитель-бомбардировщик СУ-76. Сюда приходят благодарные потомки почтить память всех летчиков, погибших, исполняя свой  солдатский долг. Вечная им память.

6.3.Педагог благодарит учащихся за работу на  занятии  и предлагает вернуться в класс.

6.1. Учащиеся строятся парами, переходят вместе с учителем в музейный класс школы.

6.2. Учащиеся концентрируют внимание на  словах педагога.

6.3. Учащиеся  возвращаются в   свой класс.

При необходимости. ученикам дается время,  высказать свои чувства,  и переживания, полученные в ходе музейного урока.

7. Творческое задание

15 мин.

7.1. Педагог организует  процесс контроля и оценки, создает атмосферу взаимного доверия

Педагог дает «творческое  задание»

Педагог каждому ученику выдает несколько информационных листовок о Дончуке В.И  и предлагает раздать их на улице.

Дается предварительный инструктаж: 1.Налаживание контакта

 (Здравствуйте)

  1. Сообщение причины обращения

(Мы учимся в школе героя №41, потому что она расположена на улице, названной в честь героя Советского Союза – летчика  Дончук В.И.)

3.Действие 

(Возьмите, пожалуйста, листовку и ознакомьтесь с его подвигом).

7.1. Учащиеся получают творческое задание.

Ученики берут информационные листовки, выходят на улицу, раздают тематические листовки прохожим и ученикам других классов.

Во время выполнения задания учащиеся отрабатывают навыки коммуникационного общения.

8. Контроль за выполнением учебных действий.

8.1. Педагог оценивает действия учащихся.

Делает выводы. Наблюдает, при необходимости корректирует действия учеников во время выполнения творческого задания.

8.2. Педагог объявляет время окончания проектной деятельности.  

Сбор на фотографирование.

8.3. Педагог прощается с учащимися 

«До свидания, до встречи на следующем занятии».

8.1. Полученные фактически знания применяют в учебной деятельности практически.

В процессе выполнения задания ученики индивидуально: анализируют правильность и полноту своих действий, устанавливают степень выполнения задания, осмысливают свои способности, меру своего участия в проектной деятельности.

8.2. Построение учеников на общую фотографию.

8.3. Учащиеся прощаются с учителем.

«До свидания!»



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Их именами названы улицы города Хабаровска Василий Иванович Дончук 10.12 . 1910 – 21.10.1944гг муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска « Детско – юношеский центр «Импульс»

Слайд 2

Город воинской славы - Хабаровск В нашем городе многие улицы названы в честь героев Великой Отечественной войны . Имя Василия Ивановича Дончука увековечено в названии улицы Ж елезнодорожного района. Мемориальная доска на ул. Локомотивная 12 А

Слайд 3

Биография Василий Иванович Дончук – Герой Советского Союза. Р одился в Киеве, в семье рабочего. Но судьба распорядилась так, что мальчик рано потерял родителей и воспитывался в детдоме. С 1931 года Василий Дончук жил в Хабаровске, окончил аэроклуб и Ейское летное училище Гражданско-военного флота (1934 г.) Будучи летчиком гражданской авиации, он летал на трассах Дальнего Востока, Камчатки и Чукотки. В 1937-1938 году проходил службу в рядах Красной Армии. Довелось ему стать участником боев с японским захватчикам в 1938 году на озере Хасан. Перед Великой Отечественной войной он командовал Югорским авиаподразделением в Заполярье республики Коми. В ойсковой авиаразведчик , майор

Слайд 4

В ноябре 1941 В.И. Дончук ушел добровольцем на Карельский фронт. Был командиром транспортной эскадрильи, затем экипижа скоростного бомбардировщика. Перевозил боеприпасы, доставлял продовольствие и медикаменты партизанам. Вывозил на Большую землю из вражеского тыла ранены х.

Слайд 5

С мая 1944 гвардии-майор Дончук В.И. командовал 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильей (7-я воздушная армия). Неоднократно проявлял геройство при защите границ Советского Заполярья. К октябрю 1944 года совершил двести семьдесят боевых вылетов на дальнюю разведку объектов скопления вражеской техники и живой силы. Совершал выброску десанта и бомбардировку стратегически важных узлов и аэродромов противника.

Слайд 6

Погиб Дончук В.И. 21 10.1944 г. в районе нас. пункта Киркенес Северная Норвегия. В возрасте 33-х лет. Только в 2014 году исследователи выяснили, что горящий самолет Дончука рухнул в фьорд недалеко от берега. Глубина фьорда в этом месте составляет примерно 40-70 метров. По всей видимости, сбитый «Бостон " там остается по сей день

Слайд 7

Награжден орденами Ленина, двумя - Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. В ноябре 1944 года В.И. Дончук удостоен посмертно звания Героя Советского Союза .

Слайд 8

7 мая 1965 года улица Штурманская в Железнодорожном районе Хабаровска была переименована в улицу имени Героя Советского Союза Дончука Василия Ивановича . Его именем также названы улицы в городах Воркуте и Киеве. Мемориальные доски Героя установлены в городах Архангельске и Санкт-Петербурге. В общеобразовательной школе № 41 г. Хабаровска есть информационный стенд, посвященный летчику-герою В.И. Дончуку г. Воркута

Слайд 9

«Прошли года. В граните и металле Геройский образ Павших возрождён И, возродясь , н а пьедесталы встал и Все, поименно все… А славу их х ранят сердца людей» А. Литовченко «У вечного огня» «Памятник лётчикам-дальневосточникам, погибшим в Великой Отечественной войне и в локальных военных конфликтах». г . Хабаровск На постаменте установлен настоящий фронтовой истребитель-бомбардировщик СУ-7б


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное занятие для начальных классов «Как жили и учились дети в войну»

Занятие разработано мной для использования в нашем школьном музее, руководителем которого я являюсь. Мы используем его в работе с 1-5 классами....

Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Цель занятия:- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.Задачи занятия: - Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Лени...

Сценарий проведения музейного занятия "День Героев Отечества"

Сценарий, проведения музейного занятия, посвящённого Дню героев Отечества «Гордимся славою героев»Цель: раскрытие сущности гуманистических ценностей, расширение кругозора учащихся; воспита...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

Использование облачных приложений при организации музейных занятий в рамках проекта "Медицинский класс в московской школе"

В статье рассматривается варианты использования облачных технологий при организации и проведении занятий на базе музеев для обучающихся профильных классов на примере медицинских классов ГБОУ Школы № 1...

Методическая разработка музейного занятия "Кунсткамера"

Методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования по направлению "Музееведение". Предложенные  задания можно использовать для работы педагога с музейным активо...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»

На данном музейном занятии представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г...