РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ СРЦН
рабочая программа (5 класс) на тему

ПЕРФИЛЬЕВА НИНА ВЛАДИМИРОВНА

ПРОГРАММА СОДЕРЖИТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство социальной политики Нижегородской области

ГКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних

Сосновского района»

Программа

«Труд – основа жизни человека»

по трудовому воспитанию. Возраст воспитанников  7 – 10 лет.

Срок реализации   программы   6 месяцев.

Автор разработки  воспитатель

1 квалификационной категории

Перфильева Н.В.

ГКУ  «СРЦН Сосновского района»

Пояснительная записка

Труд играет большую роль в жизни и служит эффективным средством развития  умственных, физических и личностных качеств воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательно-реабилитационного процесса. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей  индивида.

В нашем учреждении  трудовое воспитание осуществляется с учётом перспектив развития каждого воспитанника и всей группы, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей.  Содержание воспитательных мероприятий, средства и методы их реализации должны способствовать преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних, сглаживанию нарушений эмоционально – волевой сферы, выработке адаптивных форм поведения, после  которых  они должны успешно адаптироваться  в социуме после проведённой  реабилитационной  работы и  успешно  социализироваться, вливаясь в общество. Должны впоследствии не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро - и микросоциуме. Труд – имеет огромное значение в жизни каждого, это источник существования человека и общества, источник материальных и духовных благ. Подготовка к труду начинается задолго до самой трудовой деятельности. Становление человека как личности, его самоопределение неразрывно связано с поэтапным познанием окружающего мира, начиная с рождения и на протяжении всей жизни. Трудовое воспитание во взаимосвязи с умственным, нравственным, физическим, эстетическим воспитанием служит единой цели — разностороннему развитию личности — и выполняет свою специфическую функцию — развитие творческих сил и способностей, социально ценного жизненного опыта, практических умений и навыков, полезных привычек и потребностей, практического мышления, деловых качеств личности. Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в нашем реабилитационном центре. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить воспитанникам привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом.

 В отделение социальной реабилитации  поступают несовершеннолетние, в  основном из неблагополучных и малообеспеченных семей,  с  признаками социальной дезадаптации. Это проявляется в том, что  почти 90% из них не владеют элементарными навыками самообслуживания, не имеют представления о  правилах ведения домашнего хозяйства. Дети слабо представляют себе, как надо правильно организовывать домашнюю работу, не могут самостоятельно отремонтировать свои вещи.

Я остановилась на организации и планировании работы по трудовому воспитанию таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средств была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Аналитическое обоснование

Для реализации программы была проведена следующая диагностическая работа. Была составлена таблица наблюдений за воспитанниками «Проявление трудолюбия» и опрос6ник «В мире профессий».

  1. Таблица наблюдения «Проявление  трудолюбия». Цель наблюдения выяснить уровень сформированности навыков трудолюбия

Диаграмма сформированности трудовых навыков.

                                       Начальный этап.

Проявление трудолюбия.

По результатам   наблюдения получены следующие данные:

высокий                                         средний                                       низкий

0%                                                   30%                                             70%

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень

Анализ данных показал  результат  в целом по группе:

на начало года три воспитанника имеют средний уровень проявления трудолюбия, семь  воспитанников имеют низкий уровень.

  1. Опросник  «В мире профессий». Цель опроса – выяснить уровень знаний по профориентации.

По результатам   наблюдения получены следующие данные:

высокий                                         средний                                       низкий

0%                                                   40%                                             60%

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень

Анализ данных показал  результат  в целом по группе: на начало года 6 воспитанников имеют низкий уровень знаний, 4 воспитанника имеют средний уровень.

Результат  обследования показал, что воспитанники  группы не владеют навыками труда, не ориентируются в мире профессий, поэтому данная программа необходима для реализации.

 

Концептуальные основы программы

«Трудовое воспитание — это процесс формирования у личности готовности к труду на основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создание опыта применения, развития сил и способностей, самореализации духовного мира в различных видах деятельности».

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи ему минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у него творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Трудолюбие — ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, а с другой — на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности.

В прошлом проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский.

Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение.

К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает ценности. В труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Он необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.

  А.С.Макаренко читал, что трудовое воспитание - один из основных путей формирования личности. Эту мысль выразил в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов". Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи - необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать  работу насколько возможно интересной, и, не превращать эту  работу  в забаву. Макаренко утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. В «Лекциях о воспитании детей» и в «Книге для родителей» дал основные рекомендации о трудовом воспитании.

Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

В России первым педагогом, пытавшимся решить проблему взаимосвязи труда и воспитания, был К.Д.Ушинский. Всякий настоящий труд, по его мнению, серьезен и тяжел, но лишь в таком труде человек может обрести подлинное счастье. Трудовое воспитание ребенка начинается в семье с элементарных представлений о трудовых обязанностях. Д.С.Лихачев в своей работе «Письма о добром» писал, что ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно, привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже, привык к работе -  и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

В педагогической литературе в понятие трудового воспитания включают все виды подготовки к труду и одновременно профориентационную  работу, социализацию личности  ребенка  с учетом тенденций развития производства, развития дарований и способностей, общей культуры человека, без которых невозможно воспитать творческое и ответственное отношение к любой деятельности. Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
Трудовое воспитание включает в себя формирование качеств личности, практических умений и навыков, развитие сил и способностей, укрепление здоровья человека в целом, по отношению к любой деятельности — эстетической, педагогической, культурно-просветительной и т. д., а не только к физическому труду. А трудовая подготовка — это преимущественно подготовка к труду в сфере материального производства (Ю. К. Васильев, С. Я. Батышев). Такой подход позволяет рассматривать сущность трудовой подготовки с учетом потребностей общества в талантливых и одаренных людях всех профессий, с учетом возросшего интеллектуального потенциала общества, высокой культуры людей. Сущность трудового воспитания заключается в развитии духовного потенциала, сил и способностей подрастающего поколения, необходимых для творческого труда.   Психофизиологические особенности развития детей 7 -10 лет наиболее благоприятны для развития этих качеств. Для этого возраста характерно, что ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Ребенок  переходит от игры к учению как кардинальному способу усвоения человеческого опыта. (Словарь психолога - практика/ сост. С. Ю. Головин). Развиваются нравственные качества, осознаются нормы поведения, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи.  Развиваются  такие качества,  как настойчивость,  целеустремлённость, самостоятельность, упорство, выдержка, трудолюбие, самообладание. В этом возрасте очень выражено «чувство взрослости» ребенка. Показателем возникновения чувства взрослости можно считать: возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих, стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер,  идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) ребенок  переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. То есть, этот возраст является подходящим для формирования рассматриваемых нами качеств - самостоятельности и трудолюбия.  Важно не упустить этого момента, чтобы воспитать гармонично развитую личность и ответственного гражданина страны.

     Цель:

Способствовать развитию социальной компетентности несовершеннолетних, путем вовлечения в  трудовую деятельность.

Задачи:

Воспитательно – реабилитационные:

- воспитывать личностные качества, необходимые для успешной социализации несовершеннолетнего

- воспитывать самостоятельность и инициативность в проявлении трудовых навыков, стремление к общественно – полезному труду

Развивающие:

- развивать  навыки самообслуживания,

- развивать навыки ухода за жилищем,

Информирующие:

- познакомить воспитанников с основами ведения домашнего хозяйства,

- познакомить с миром профессий и качествами, необходимыми для каждой профессии.

Социально – педагогические технологии

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Формы работы.  Для реализации основных целей и задач трудового воспитания воспитанников применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов ( DVD, компьютерные презентации).

Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, их психофизического развития, поэтому чёткого определения, не требуется. Теоретический материал занятий по своему содержанию связан с практической деятельностью воспитанников, что создаёт оптимальную умственную и физическую нагрузку.

. Принципы работы по программе:

 Принцип гуманистической ориентации воспитания. Этот принцип требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, мировоззрения;

Принцип личностного подхода означает признание ребенка субъектом воспитательного процесса, выстраивания взаимоотношений педагога и ребенка на основе взаимодействия и взаимосотрудничества.

 Принцип деятельностного подхода предполагает  осознанную включенность воспитанника в практическую деятельность, направленную на преобразование окружающего пространства в социально-значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.

Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетнего.

Принцип доступности. Занятие должно строиться таким образом, чтобы воспитанники справлялись с заданием, преодолевая трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности.

Основные методы:

На занятиях по трудовому воспитанию используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):

1. Методы, повышающие познавательную активность:

- ответы на вопросы;

-  тестирование.

- методы организации и осуществления познавательной деятельности (встречи с интересными людьми, беседы).

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:

- игры (интеллектуальные, ролевые).

3. Методы коррекции и уточнения детских представлений:

-  повторение;

-  наблюдение;
4. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, соревнования, рейды чистоты, трудовые десанты)

- методы стимулирования поведения (поощрение, одобрение);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);

- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), использую во время оказания трудовой помощи ветеранам, труженикам тыла, престарелым
-  трудовая деятельность, использую во время организации всех видов труда.

                    Нормативно – правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • ФЗ №120 от 24.06.99г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( в редакции ФЗ от 05.01.2006г. №9-ФЗ);
  • ФЗ  №124 от 24.07. 1998г. « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на  2012 – 2017год»
  • Устав ГКУ «СРЦН Сосновского района»

Механизм реализации программы

Характеристика группы.

В программе участвуют несовершеннолетние 7- 10 лет с сохраненным интеллектом.  Группа состоит из 10 воспитанников, в основном из неблагополучных семей.

Срок  реализации  программы 6 месяцев.

Тематический план

Наименование блоков

Количество занятий

теоретических

практических

всего

1

Мир профессий

1.Введение  «Труд - высшая потребность человека

2. «Все профессии  нужны»

3. «В мире  мужских профессий»

4. «В мире женских профессий»

5. «Каждому -свое» профессия и природные способности

6. «Ярмарка профессий»

7.Экскурсии на предприятия

1

1

1

1

1

1

3

9

2

Общественно – полезный труд

1. «Земля – кормилица» сельскохозяйственный труд

(посадка, прополка, полив, рыхление, сбор урожая)

2. «Чистая планета» сезонный труд на территории центра (уборка территории, сгребание листьев, уборка снега и др.)

3. «Помощники» помощь малышам (одевание – раздевание на прогулку, мытье игрушек, ремонт книг  и пр.)

4. «Поваренок» дежурство по столовой (сервировка стола, мытье посуды и др.)

5. «Тимуровцы» помощь ветеранам по хозяйству

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3

20

3

Хозяйственно – бытовой труд

1. «Золушкин сундучок» стирка  одежды

2. «Башмачок» уход за обувью

3. «Мой дом – моя крепость» уход за жилищем

4. «Волшебная иголка» ремонт одежды

5. «Утюжок» глажка одежды

итого

1

1

1

1

1

3

2

3

3

1

17

46

Содержание программы

Блок 1. «Мир профессий». Цель – познакомить воспитанников с профессиями и их орудиями труда.

1.Тема: Введение  «Труд - высшая потребность человека».

Описание: Разъяснение понятий «труд, самообслуживающий труд, профессия».

Методическое обеспечение: презентация «Профессии».

Оборудование: Мультимедийная установка

2.Тема: «Все профессии  нужны».

Описание: Рассматривание альбомов «Профессии родителей». Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий. Разучивание стихов и чтение художественной литературы о профессиях.

Методическое обеспечение: презентация; дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме; Оборудование: Мультимедийная установка.

3.Тема:  «Мужские профессии».

Описание: Разъяснение отличий мужская, женская, общая профессия. Выявление качеств, необходимых для мужских профессий.

Методическое обеспечение: иллюстрации с изображением профессий  (пожарный, рыбак, художник, строитель, нефтяник и т.д).

Оборудование: доска.

4.Тема: «В мире труда».

Описание: Отгадывание загадок по теме, игровое упражнение «Кто что делает», игровое упражнение «Что нужно для работы?». Составление рассказа по сюжетной картинке «Учитель».

Методическое обеспечение: сюжетная картинка.

Оборудование: инструменты труда для разных профессий.

5.Тема: «Женские профессии».

Описание: Разъяснение понятия «женские профессии», словесная игра «Он – она», путешествие по станциям.

Методическое обеспечение: аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края». Дидактические карточки.

Оборудование: магнитофон.

6.Тема: «Ярмарка профессий».

Описание: разъяснение понятия «Ярмарка», прослушивание музыкальной композиции, актуализация и закрепление ранних представлений о профессиях, знакомство с новыми.

Методическое обеспечение: конверты с набором загадок, песня «Ярмарка».

Оборудование:  компьютер, проектор, фишки-купоны, «волшебный мешочек» с набором предметных картинок на тему «Инструменты, оборудование для представителей разных профессий».

7.Тема: Интеллектуальная  игра: «Каждому - свое» профессия и природные способности.

Описание: оформление визитки, повествование о возникновении профессий. Словесная игра  «Разминка – юморинка», разгадывание кроссворда, тест – опрос «Новые профессии»,  игра – размышление  «образование – способности –профессия».

Методическое обеспечение: настенный кроссворд.

Оборудование: канцелярские принадлежности.

8. Тема:  Экскурсии на предприятия.

Экскурсия на хлебозавод п. Сосновское.

Экскурсия в пожарную часть п. Сосновское.

Экскурсия на молокозавод п. Сосновское.

Описание: выезд на предприятия.

Блок 2: «Общественно – полезный труд». Цель: способствовать воспитанию личностных качеств, которые определяют отношение к труду и его результативность.

1. Тема: «Земля – кормилица» сельскохозяйственный труд (посадка, прополка, полив, рыхление, сбор урожая).

Описание: рассказ воспитателя о сельскохозяйственном труде. О его функциях, пользе и возможных результатах. Рассматривание тематических картинок «Овощи», дидактическая игра «Что растет в огороде». Словесная игра «Продолжи пословицу о труде». Повествование на тему «Как вырастить богатый урожай».

Методическое обеспечение: карточки «Овощное лото», видео - слайды «Труд агронома».

Оборудование: Мультимедийная установка.

2. Практические занятия: посадка растений.

Оборудование: грунт, емкость для посева, посевной материал, лейка, палочка для рыхления.

Практические занятия: уход за растениями.

Оборудование: перчатки, грабельки, лейка.

3. Тема: «Чистая планета» сезонный труд на территории центра (уборка территории, сгребание листьев, уборка снега и др.).

Описание: рассказ воспитателя о видах сезонного труда на свежем воздухе, игра вопрос – ответ «Как помочь планете».

Методическое обеспечение: тематические фотографии «Сезонные изменения в природе и труд».

Оборудование: видеопроектор.

4.Тема: «Помощники» помощь малышам (одевание – раздевание на прогулку, мытье игрушек, ремонт книг  и пр.).

Описание: рассказ воспитателя о значении помощи слабым. Организация выставки рисунков «Мамины помощники», игра – размышление «Я помощник, потому,что…».

Методическое обеспечение: иллюстрации с детьми и престарелыми.

Оборудование: канцелярские принадлежности.

5. Тема:  «Поваренок» дежурство по столовой (сервировка стола, мытье посуды и др.).

Описание: организовать дежурство по столовой. Накрыть стол посудой для обеда. Последующее мытье посуды.

Оборудование: столовые приборы, салфетки. Принадлежности для мытья посуды. Фартуки, косынки.

6.Тема: «Тимуровцы» помощь ветеранам по хозяйству.

Описание: повествование о тимуровском движении, чтение произведений Гайдара «Тимур и его команда». Просмотр видеоролика «Герои В.О.В.». Опрос «Кому сейчас нужна помощь?». Беседа с вдовой ветерана Монастырской Н.А. Составление плана мероприятий. Определение объектов и объема работы.

Методическое обеспечение: художественная литература, видеоролик «Герои В.О.В»

Оборудование: компьютер, проектор.

Блок 3.Хозяйственно – бытовой труд. Цель: способствовать развитию социально – бытовых навыков

1. Тема:  «Золушкин сундучок» стирка  одежды.

Описание: приход гостя Золушки. Рассказ героя о видах домашнего труда. Отгадывание загадок по теме «Стирка одежды», игра соревнование «Кто быстрее»

Методическое обеспечение: карточки с заданиями

Оборудование: таз, мыло, порошок, разные виды одежды, вода, сундучок.

2.  Тема:  «Башмачок» уход за обувью.

Описание: приход героя Кузи в лаптях. Прослушивание песни «Башмачки», из к.ф. «Красные башмачки».  Игра «Найди пару», моделирование ситуации «Последовательность ухода за обувью» - по карточкам.

Методическое обеспечение: карточки с заданиями.

Оборудование: разные по назначению виды обуви, карточки, аудиозапись.

3. Тема:  «Мой дом – моя крепость» уход за жилищем.

Описание: приход домового Кузи в гости. Викторина «Домашние дела». Задание «Наведи порядок в доме», отгадывание загадок про мебель, дом, аксессуары и пр.

Методическое обеспечение: карточки с заданиями.

Оборудование: веник, совок, тряпочки для  протирания  пыли.

4. Тема:  «Волшебная иголка» ремонт одежды.

Описание: введение в тему, отгадывание загадок, знакомство с пословицами о труде, аккуратности и пр. знакомство с правилами безопасной работы с колюще – режущими предметами. Знакомство с основными видами швов: вперед иголку, назад иголку, петельный и др.

Методическое обеспечение: карточки с зарисовками видов швов.

Оборудование: наборы для ручного  шитья, кусочки ткани.

5. Тема:  «Утюжок» глажка одежды.

Описание: приход гостя Грязнульки. Опрос воспитанников на тему «Как помочь герою». Отгадывание загадок о бытовых приборах. Активизация знаний по правилам по их эксплуатации. Театр – экспромт «Покажи прибор». Ознакомительное видео «Правила утюжки».

Методическое обеспечение: карточки «Бытовые приборы», видео – ролик «Правила утюжки».

Оборудование: Мультимедийная установка.

6. Тема: практическое занятие по утюжке одежды.

Методическое обеспечение: видео - ролик «Правила утюжки».

Оборудование: гладильная доска, утюг, различные виды одежды.

                                       Ожидаемые  результаты  

В результате реализации программы ожидается, что воспитанники овладеют навыками самообслуживающего, общественно - полезного труда, а именно: научатся правильно держать инструменты труда, проявят в своем поведении  заинтересованность в результатах своей работы, станут более усидчивы, дисциплинированны. Приобретут  качества, необходимые для дальнейшей профессиональной жизни: терпение, взаимопомощь, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, ответственное отношение к делу. Воспитанники познакомятся с новыми профессиями, узнают о своих способностях и способах их развития. В процессе овладения навыками труда у воспитанников  появится потребность в творческом, общественно – полезном  труде, они научатся беречь результаты труда.

Трудовая деятельность  будет способствовать социальной реабилитации несовершеннолетних, поможет найти свое место в современном обществе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-реабилитационное занятие с воспитанниками СРЦН "О лени и лентяях"

Занятие направленно на формирование негативного отношения к такому человеческому пороку, как лень....

Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию, социализация воспитанников интерната, профориентация. 1 - 9 класс

Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию, социализация воспитанников интерната, профориентация. 1 - 9 класс...

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание как социализация личности воспитанников интерната.

Из опыта работы - подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией и в дальнейшем к трудовой деятельности....

Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...

Трудовое воспитание, как основа социализации воспитанников школы-интерната

             Социальная реабилитация, как возможность умственно-отсталых детей включиться в общественно полезный труд в качестве квалифицированного рабочего, ...

Комплексное коррекционно- развивающее занятие по трудовому воспитанию с воспитанниками с ментальными нарушениями "Пришивание пуговицы".

Развитие навыков самообслуживания воспитанников с ментальными нарушениями для  их интеграции в общество. Ремонт одежды. Пришивание пуговицы....

Трудовое воспитание воспитанников посредством программы «Учимся шить»

Научиться шить своими руками мечтает абсолютно все девочки и женщины. В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и оказывает такое же влияние, как и взрослая, тем боле...