Дополнительная общеразвивающая программа "Чудесный войлок"
рабочая программа по теме

Чупина Фаина Вячеславовна

Программа расчитана на 4 года для детей младшего и среднего школьного возраста. В ходе реализации программы дети познакомятся с лепкой из соленого теста, глины, с войлоком, фетром, ганутелью, с валянием (мокрым, сухим), научатся изготавливать картины из шерсти и объемные композиции. Цель - развитие эстетического вкуса, привите любви к прекрасному, способствование творческому развитию личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2016.docx54.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

                                                Утверждаю:

                                                Директор МОУ ДОД  «ДДТ»:

                                                ________________А.И.Дементьева

                                                « ________» _________________

 Дополнительная общеразвивающая программа

объединения «Самоцветы»

«ЧУДЕСНЫЙ ВОЙЛОК»

Возраст детей:  7 – 12 лет

Срок реализации программы: 4 года.

Составитель: Чупина Фаина Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

д. Золотарево

2016 г.

Пояснительная записка.

Данная программа состоит из 4 частей:

I. Лепка и тестопластика.

II. Мокрое валяние из шерсти.

III. Сухое валяние. Картины из шерсти.

IV. Войлок и фетр. Ганутель.

I. Лепка входит в повседневную жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми и часто вплетается в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Как деятельность изобразительная, лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах.

Лепка оказывает положительное воздействие на творческое развитие ребёнка. Пластичные свойства глины, пластилина, солёного теста влияют и на моторику пальцев рук, и на речевые функции, т.е. полезны при обучении письму и рисованию, а также при лечении дислексии – тяжёлых нарушений навыков чтения.

Освоение  техники лепки из глины и солёного теста помогает занятиям валяния из шерсти.

II. Валяние из шерсти, или фелтинг – процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путём сцепления и переплетения её волокон (шерстинок).

Ещё в древности наши предки открыли удивительное свойство тончайших шерстяных волокон при трении друг о друга самосцепляться. Стоило помять, потереть, раскатать, повалять мягкие шерстяные пряди, и они уплотнялись, сваливаясь в войлочное полотно.

Шерсть – мягкий, пластичный, материал, работать с ней несложно.

При занятии фелтингом дети развивают художественный вкус, моторику

(а она влияет на речь и быстроту реакций), учатся творчески мыслить, у них развиваются тактильные ощущения, которые в свою очередь, влияют на развитие мозга.

III. Техника сухого валяния – это уплотнение шерсти специальными иглами с насечками, которые подцепляют и спутывают волокна. Этот способ валяния напоминает лепку и позволяет получать объемные изделия. Простые приемы позволяют прийти к ярким интересным результатам. С помощью сухого валяния можно сделать и игрушки, и картины, и украшения.

Картины из художественного войлока соседствуют с живописью, украшениями из камня и дерева. Одухотворяют жилые и общественные интерьеры. Войлочный текстиль смягчает современный дизайн, его фактура словно излучает мягкую энергию, прекрасно сочетаясь с новыми отделочными материалами и мебелью, а направленное освещение выявляет красоту и неповторимость картин из шерсти.

IV.  Фетр – войлок из тонкой шерсти и пуха. Изделия из цветного войлока и фетра сегодня на волне популярности. Можно встретить множество самых неожиданных изделий из этих материалов: от забавных игрушек до изумительных картин.

Ганутелью называют старинную мальтийскую технику изготовления декоративных цветов самых разных форм и размеров. Изделия получаются прочными, но при этом легкими и объемными, что позволяет использовать их и для украшения интерьера, и для создания украшений. Материалы, используемые в ганутели, просты – проволка, нитки, бусинки или бисер.

Целью программы является приобретение знаний и умений в области лепки из солёного теста, глины, пластилина, валяния из шерсти,  развитие эстетического вкуса, привитие любви к прекрасному, способствование творческому саморазвитию личности.

Задачи:

- побудить видеть красоту и наслаждаться ею;

- развить способности творческого мышления;

- формировать навыки коллективной работы;

- развить воображение, как ступень в психическом развитии, на которой базируется развитие основ теоретического мышления школьников в условиях учебной деятельности;

- развить способности лепки из солёного теста, глины, пластилина, валяния из шерсти;

- развить аккуратность в работе и трудолюбии;

- сориентировать детей в выборе будущей профессии, а так же хобби на всю жизнь.

Продолжительность программы: четыре года.

Объём программы: 216 часов.

1-ый год обучения – 36 часов.

2-ой год обучения – 36 часов.

3-й год обучения – 72 часа.

4-й год обучения – 72 часа.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

- природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а так же уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

- культуросообразности (приобщение обучающихся мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

 - свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

 - сотрудничества и ответственности;

 - систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. 

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический.

Дидактический материал: книги, альбомы с фотографиями, периодические издания, таблицы, иллюстрации.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

 - вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков;

 - текущий, проводимый в ходе занятия и закрепляющий знания. Он позволяет усвоить последовательность технологических операций;

 - итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Контроль может осуществляться в следующих формах: участие в конкурсах, выставках, ярмарках.


Первый год обучения

Цели и задачи:

1. Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2. Развитие чувства стиля эксклюзивных идей.

3. Развитие умения самостоятельно проектировать объёмно – пространственные композиции с учётом связи образа отдельного предмета с окружающими предметами и средой.

4. Овладение навыками лепки из пластилина и соленого теста.

5. Воспитание потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи.

6. Воспитание аккуратности и трудолюбия.

7. Участие в районных и республиканских выставках.

Учебно-тематический план первого года обучения.

Тема

Всего

Теорет.

Практ.

1. Введение.

 Лепка как способ исследования мира.

1

1

-

2. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

1

1

-

3. Путешествие – исследование.

« Приключения Кусочка пластилина,  Комка глины и Солёного  колобка».

2

-

2

4. Изображение в лепке: создание образов,             овладение техникой, технологическими операциями.

4

-

4

5. Коллективная композиция из солёного          теста «Совушки на ночном небе».

2

-

2

6. Театр на пальчиках.

«Куклы и декорации из солёного теста».

4

-

4

7. Игра – сказка.

«Заюшкина избушка на новый лад»

2

-

2

8. Декоративная лепка из солёного теста.

«Центрический орнамент»

«Ассиметричная ветка»

«Уточка на озере»

2

2

2

-

2

2

2

9. Забавные фигурки из солёного теста.

«Новогодняя ёлочка»

«Пират»

«Кудрявые овечки»

«Пасхальное яйцо»

«Барышня»

1

1

1

1

1

-

1

1

1

1

1

10. Пластилиновая живопись.

«Букет роз»

«Зимняя ночь»

«Котик на прогулке»

1

1

1

-

1

1

1

11. Лепим зоосад из глины.

1

-

1

12. Организация и проведение выставок, праздников.

4

-

4

13.  Итоговое занятие

1

1

Итого:

36

3

33

Содержание курса первого года обучения.

1. Вводное занятие. (1 час).

Цели, задачи и содержание программы обучения. Оснащение кабинета.

Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в кабинете.

Знакомство с лепкой. История лепки. Демонстрация работ, цветных иллюстраций.

2. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. (1 час)

Разнообразие материала:

- глина;

- пластилин;

- пластик;

- тесто;

- снег;

- влажный песок;

- бумажная масса для папье-маше.

Инструменты и аксессуары.

Правила безопасности работы и личной гигиены при работе с материалом. Организация рабочего места.

3. Путешествие-исследование «Приключения Кусочка пластилина, Комочка глины и Солёного колобка». (2 часа)

Занятие по экспериментированию  проблемной задачи и направленной на формирование у детей потребности в её решении опытным путём.

На занятии создаются условия для ознакомления детей со свойствами материалов (разминается – не разминается, намокает – не намокает, ломается – не ломается).

4. Изображение в лепке: создание образов, овладение техникой. (4 часа)

Представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук. Первые пластические формы. Техника лепки.

5. Коллективная композиция из солёного   теста «Совушки на ночном небе». (2 часа)

6. Театр на пальчиках. «Куклы и декорации из солёного теста». (4 часа)

7.  Игра – сказка. «Заюшкина избушка на новый лад». (16 часов)

8. Декоративная лепка из солёного теста. (6 часов)

«Центрический орнамент

«Ассиметричная ветка»

«Уточка на озере»

«Зайчик на полянке»

«Бравый петушок»

9. Забавные фигурки из солёного теста. (5 часов)

«Новогодняя ёлочка»

«Пират»

«Кудрявые овечки»

«Пасхальное яйцо»

«Лягушка в пруду»

10. Пластилиновая живопись.(3 часа)

Основной способ создания изображения – размазывание пластилиновой массы, согретой теплом рук, по плотной основе с помощью пальчиков.                                         «Букет роз»

«Зимняя ночь»

«Котик на прогулке»

11. Лепим зоосад из глины. (1час)

Изготовление объёмных фигур животных и зверей из глины.

12. Организация и проведение праздников, выставок. (4 часа)

«Парад солёных скульптур».

«Совушки на ночной прогулке».

Итоговая выставка.

13. Итоговое занятие. (1 час)

Обсуждение с кружковцами итогов работы за год.

К концу первого года  обучения дети должны знать:

1. Материалы и оборудование, используемые при лепке.

2. Правила по ТБ и личной гигиене.

3. Рациональные приёмы организации рабочего места.

4. Основные пластические формы и способы, технику лепки.

5. Технологическую последовательность выполнения фигур, картин, панно.

  Уметь:

1. Правильно организовать своё рабочее место, соблюдая правила ТБ.

2. Использовать основные приёмы лепки.

3. Решать художественно-творческие задачи по выполнению сюжетных композиций.

4. Составить план последовательного выполнения технологических операций по составлению картин, панно.

5. Экономно расходовать материал.


Второй год обучения.

Цели и задачи:

1. Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2. Развитие чувства стиля эксклюзивных идей.

3. Развитие умения самостоятельно проектировать объёмно-пространственные композиции с учётом связи образа отдельного предмета с окружающими предметами и средой.

4. Овладение навыками мокрого валяния.

5. Воспитание потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи.

6. Участие в районных и республиканских выставках. 

Учебно-тематический план второго  года  обучения.

Тема

Всего (ч.)

Теорет.

Практич.

1. Введение.

 Старинная техника – модное рукоделие.

1

1

-

2. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

1

1

-

3. Основы техники валяния. Принадлежности для валяния мылом.

1

1

-

4. Мокрое валяние на плоской форме.

1

-

1

5. Мокрое валяние на объемной форме.

1

-

1

6. Украшения из войлока. Мокрое валяние.

Комплект «Конфетти»

Бусы «Земляничная поляна»

Брошь «Смородинка»

Украшение для волос «Фиалка».

2

2

2

2

-

2

2

2

2

7. Аксессуары для дома и всей семьи.

Мокрое валяние.

Подушка «Крестики – нолики»

Варежки «Ёлочка»

Валеночек «Рождество»

3

3

3

-

3

3

3

8. Изготовление картин в технике мокрого валяния.

Панно «Лунная ночь»

Панно «Стрекоза»

2

2

-

2

2

9. Ваза на основе бутылки.

3

-

3

10. Фигурка на палец для детского театра.

«Кошечка»

«Зайчик»

3

3

-

3

3

11. Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

36

4

32

Содержание курса второго  года обучения.

   1. Вводное занятие.  (1 час)    

Цели, задачи и содержание программы обучения. Оснащение кабинета.

Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в кабинете.

Знакомство с валянием. История валяния. Демонстрация работ, цветных иллюстраций.

2. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. (1 час)

Разнообразие материала:

 - непряденая шерсть;

 - гребенная лента;

 - кардочесанная шерсть;

 - мохер;

 - холофайбер.

Инструменты и аксессуары.

Правила безопасности работы и личной гигиены при работе с материалом.

Организация рабочего места.

3. Основы техники валяния. Принадлежности для валяния мылом.

(1 час)

Знакомство с основными приёмами валяния, разновидностями валяния.

4. Мокрое валяние на плоской форме. (1 час)

5. Мокрое валяние на объемной форме.  (1 час)

6. Изделия из мокрого валяния. (8 часов)

Украшения из войлока.

Комплект «Конфетти»

Бусы «Земляничная поляна»

Брошь «Смородинка»

Украшение для волос «Фиалка».

7. Аксессуары для дома и всей семьи . (9  часов)

Подушка «Крестики – нолики».

Варежки «Ёлочка».

Валеночек «Рождество»

8. Изготовление картин в технике мокрого валяния. (4 часа)

Панно «Лунная ночь»

Панно «Стрекоза»

9. Ваза на основе бутылки. (3 часа)

10. Фигурка на палец для детского театра. (6 часов)

«Кошечка»

«Зайчик»

11. Итоговое  занятие. (1 час)

К концу второго года  обучения дети должны знать:

1. Материалы и оборудование, используемые при валянии.

2. Правила по ТБ и личной гигиене.

3. Рациональные приёмы организации рабочего места.

4. Основные виды валяния.

5. Технологическую последовательность выполнения изделий с помощью мокрого валяния.

Уметь:

1. Правильно организовать своё рабочее место, соблюдая правила ТБ.

2. Использовать основные приёмы валяния.

3. Решать художественно – творческие задачи по выполнению сюжетных композиций.

4. Составить план последовательного выполнения технологических операций по изготовлению изделий из войлока,  составлению картин, панно.

5. Экономно расходовать материал.


Третий год обучения.

Цели и задачи:

1. Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2. Развитие чувства стиля эксклюзивных идей.

3. Развитие умения самостоятельно проектировать объёмно-пространственные композиции с учётом связи образа отдельного предмета с окружающими предметами и средой.

4. Овладение навыками сухого валяния, изготовления изделий,  картин и панно из шерсти.

5. Воспитание потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи.

6. Участие в районных и республиканских выставках. 

Учебно-тематический план третьего года  обучения.

Тема

Всего (ч.)

Теорет.

Практич.

1. Введение.

Материалы, инструменты и приспособления для сухого валяния.

2

2

-

2. Работа с материалами для приваливания.  Приваливание ткани, вырезание из войлока.

4

-

4

3. Детский театр в технике смешанного валяния. Изготовление фигур и декораций.

«Старик», «Старуха»

«Мальчик», «Девочка»

«Лисица», «Медведь»

«Зайчик», «Котенок и мышка»

4

4

4

4

-

        4

4

4

4

4. Елочные украшения.

«Снегирь»

«Фрукты»

«Снежинки»

4

4

4

-

4

4

4

5. Валяная игрушка.

«Весёлый щенок»

«Мышильда»

«Котёнок»

«Корова Бурёнка»

«Попугай Гаврюша»

«Лошадка»

2

2

2

4

2

4

-

2

2

2

4

2

4

6.  Картины из шерсти.

«Маки»

«Подсолнухи»

4

4

-

4

4

7. Организация и проведение выставок, праздников.

 12

-

12

8. Итоговое занятие

2

2

-

Итого

72

4

68

Содержание курса третьего года обучения.

1. Введение. (2 часа)

Материалы, инструменты и приспособления для сухого валяния.

2. Работа с материалами для приваливания.  Приваливание ткани, вырезание из войлока. (4 часа)

3. Детский театр в технике смешанного валяния. Изготовление фигур и декораций. (16 часов)

«Старик», «Старуха»

«Мальчик», «Девочка»

«Лисица», «Медведь»

«Зайчик», «Котенок и мышка»

4. Елочные украшения. (12 часов)

«Снегирь»

«Фрукты»

«Снежинки»

5. Валяная игрушка. (16 часов)

 «Весёлый щенок»

«Мышильда»

«Котёнок»

«Корова Бурёнка»

«Попугай Гаврюша»

«Лошадка»

6.  Картины из шерсти.  (8часов)

«Маки»

«Подсолнухи»

9. Организация и проведение выставок, праздников. (12 часов)

10. Итоговое занятие. (2 часа)

Обсуждение с кружковцами итогов работы за год.

К концу третьего  года  обучения дети должны знать:

1. Материалы и оборудование, используемые при сухом валянии.

2. Правила по ТБ и личной гигиене.

3. Рациональные приёмы организации рабочего места.

4. Основные виды сухого валяния.

5. Технологическую последовательность выполнения изделий с помощью сухого  валяния.

6. Основные законы композиции и цветового решения.

7. Технику выполнения картин из шерсти.

Уметь:

1. Правильно организовать своё рабочее место, соблюдая правила ТБ.

2. Использовать основные приёмы валяния.

3. Решать художественно-творческие задачи по выполнению сюжетных композиций.

4. Составить план последовательного выполнения технологических операций по изготовлению изделий из войлока,  составлению картин, панно.

5. Экономно расходовать материал.


Четвертый год обучения.

Цели и задачи:

1. Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2. Развитие чувства стиля эксклюзивных идей.

3. Развитие умения самостоятельно проектировать объёмно-пространственные композиции с учётом связи образа отдельного предмета с окружающими предметами и средой.

4. Овладение навыками  изготовления картин и панно из шерсти и фетра.

5. Воспитание потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи.

6. Участие в районных и республиканских выставках. 

Учебно-тематический план четвертого  года  обучения.

Тема

Всего (ч.)

Теорет.

Практич.

1. Введение.

Живописный войлок. Основы текстильной композиции и декоративной стилизации.

2

2

-

2. Войлок и фетр. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления изделий из войлока и фетра.

2

2

-

3. Композиция и цветовое решение.

2

2

-

4. Пробивка, фиксация рисунка на основе (фильцевание)

2

-

2

5. Техника «Шерстяная живопись»

2

-

2

6. Техника «Нитяная графика»

2

-

2

7. Витражная техника

2

-

2

8.  Вырезание из войлока.

4

-

4

9. Изготовление летонов.

4

-

4

10. Панно в смешанной технике «Бабочки и цветы»

«Земляничная поляна»

4

4

-

4

4

11. Объемные цветы из фетра

«Нарциссы»

«Розы»

«Ирисы»

4

4

4

-

4

4

4

12. Ганутель. Цветы из ниток и проволки. Введение.

«Колокольчики»

«Тюльпаны»

«Фиалки»

«Розы»

2

4

4

4

4

2

-

-

-

-

-

4

4

4

4

13. Организация и проведение выставок, праздников.

10

-

10

14. Итоговое занятие

2

2

-

Итого

72

6

66

Содержание курса четвёртого года обучения.

1. Введение. (2 часа)

Живописный войлок. Основы текстильной композиции и декоративной стилизации. Из истории валяных ковров, современный художественный войлок.

2. Войлок и фетр. (2 часа)

Материалы, инструменты и приспособления для изготовления изделий из войлока и фетра. Подготовка рабочего места. Фетр фабричного производства и процесс изготовления войлока.

3. Композиция и цветовое решение. (2 часа)

Композиция – построение рисунка или объёмного изделия по законам, связанным с основами визуального восприятия.

- закон целостности и неделимости

- закон контраста

- закон подчинённости единому замыслу.

Ритм и композиционный центр.

4. Пробивка, фиксация рисунка на основе (фильцевание).  (2 часа)

Ручная пробивка материала иголкой, закрепление  волокон в соответствии с эскизом.

        5. Техника «Шерстяная живопись».  (2 часа)

 - создание эскиза

 - нанесение контурного рисунка на ткань

 - подбор шерстяных волокон

 -выкладывание рисунка на основе в технике «шерстяная живопись»

6. Техника «Нитяная графика». (2 часа)

Нитяная графика – выкладывание рисунка нитями по ткани – основе.

Толщина нитей, фактура, цвет.

7. Витражная техника. (2 часа)

Техника для ярких работ с чёткими границами цветовых тональных пятен и форм.

8.  Вырезание из войлока. (4 часа)

 - вырезание деталей из войлока

 - вырезание накладных орнаментов.

         9. Изготовление летонов. (4 часа)

Летон – проволока, обвитая нитками для изготовления стеблей и веток.

Выполнение навивок на проволоку.

        10. Панно в смешанной технике. (8 часов)

«Бабочки и цветы»

«Земляничная поляна»

11. Объемные цветы из фетра (12 часов)

«Нарциссы»

«Розы»

«Ирисы»

12. Ганутель. Цветы из ниток и проволки. Введение. (18 часов)

«Колокольчики»

«Тюльпаны»

«Фиалки»

«Розы»

13. Организация и проведение выставок, праздников. (10 часов)

14. Итоговое занятие. (2 часа)

К концу четвертого  года  обучения дети должны знать:

1. Материалы и оборудование, используемые для изготовления работ из войлока и фетра.

2. Правила по ТБ и личной гигиене.

3. Рациональные приёмы организации рабочего места.

4. Технологическую последовательность выполнения  поделок и картин из войлока и фетра.

6. Основные законы композиции и цветового решения.

7. Технику выполнения картин  из шерсти и фетра.

8. Основные приёмы в  технике ганутель.

Уметь:

1. Правильно организовать своё рабочее место, соблюдая правила ТБ.

2. Использовать основные приёмы валяния, пробивки, фильцевания.

3. Решать художественно-творческие задачи по выполнению сюжетных композиций.

4. Составить план последовательного выполнения технологических операций по изготовлению изделий из войлока и фетра по  составлению картин, панно.

5. Экономно расходовать материал.


Литература для обучающихся:

1. Альбомы с фотографиями и иллюстрациями.

2. Детские журналы.

3. Журнал «Делаем сами».

4.  Лыкова И.А.  «Декоративная лепка. Наши изразцы». Комплект технологических карт «Шаг за шагом» - М.: «Карапуз» 2009.

5. Волкова Н.В.  «Разноцветный пластилин» - М.: «Эксмо» 2011. – 64с.

6.  Чибрикова О.В. «Прикольные подарки к любому празднику» - М.: «Эксмо» 2006. – 62с.

Литература для педагога.

  1. Волкова Н.В. Разноцветный пластилин: оригинальные поделки для веселого творчества. – М.: ЭКСМО, 2011
  2. Выгонов  В.В. «Поделки из разных материалов. 1 – 4 классы» - М.: «Экзамен» 2011 -191с.
  3. Выгонов В.В. Поделки из различных материалов. 1-4 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
  4. Дмитриева-Макерова Е.М. Валяная игрушка. – М.: Издательский Дом МСП, 2008
  5. Зайцева А. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2011
  6. Зайцева А. Подарки из войлока: традиционные техники валяния. – М.: Эксмо, 2009
  7. Кокарева И.А. Живописный войлок: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
  8. Копцев В.П.«Учим детей чувствовать и создавать прекрасное»- Ярославль: «Академия Холдинг» 2001. -144с.
  9. Научно - методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн» №2, 2008 – М.: «Карапуз – Дидактика».
  10. Пантелеева  Л.В. «Детское рукоделие» - М. «Просвещение»2005.-128с.
  11. Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010
  12. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010
  13. Шинковская К.А. Вещицы из войлока. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Методическая разработка к проекту объединения дополнительного образования "Художественный войлок"

Идея данной работы родилась в год экологии. Тема тропического леса, его неповторимости и хрупкости6 богатство флоры и фауны навеяла идею о создании панно с объемными элементами, которые можно создават...