Программа кружка "Юный журналист"
рабочая программа на тему

Савельев Александр Михайлович
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии. В результате работы с детьми по выпуску школьных газет возрастает их мотивация к обучению. Наиболее активные и заинтересованные в этой работе дети – учащиеся 7-9 классов. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Кружок «Юный журналист» предназначен для развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunyy_zhurnalist.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

МООУ Санаторная школа-интернат №5 г. Нижнего Новгорода

Программа кружка «Юный журналист»

Руководитель Савельев А.М.,

учитель истории

        

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии.

В результате работы с детьми по выпуску школьных газет возрастает их мотивация к обучению. Наиболее активные и заинтересованные в этой работе дети – учащиеся 7-9 классов. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Назначение: кружок «Юный журналист» предназначен для развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

 

Цели:

  1. Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.
  2. Профессиональная ориентация молодёжи.
  3. Овладение учащимися современными методами получения информации.
  4. Педагогическая и психологическая поддержка детей.

           

 

Задачи:

  1. Освещение в СМИ школьной жизни.
  2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
  3. Повышение интереса к учёбе.
  4. Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей.
  5. Знакомство с жанрами газеты.
  6. Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
  7. Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
  8. Организация досуга.

                                       

Основные формы деятельности: 

  1.  выпуск газеты;
  2. теоретические и практические занятия;
  3. дискуссии для юных журналистов;
  4. работа мастер-классов для юных журналистов.

Тематика школьной газеты «Школьный вестник» отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество и др.

Ожидаемые результаты от работы кружка «Юный журналист»:

  1. Развитие творческих способностей
  2. Установление новых связей с городскими СМИ.
  3. Создание банка детей, которые смогут работать в городских СМИ.
  4. Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.
  5. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
  6. Профориентация.

Деятельность кружка спланирована на основе сборника: Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении. – 4-е изд., - Ярославль: ИЦ «Пионер» ГОУ ЯО ЦДЮ. – 2010. – 80 с.

Дополнительная литература

  1. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
  2. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
  3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
  4. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

Планирование работы кружка «Юный журналист»

Тема занятия, дата

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Понятие о профессии журналиста. 9.09

1

1

2

Журналистская этика. 16.09

1

1

3-4

Ролевая игра « Мы – репортёры». 23.09

2

1

1

5

Проведение опроса граждан о семейных формах устройства детей. 30.09

6-8

Обработка информации. 7.10

3

1

2

9-10

Написание статей в школьную газету «Школьный вестник» 14.10

2

2

11-12

Работа с периодическими изданиями. 21.10

2

1

1

13-14

Школьный бюллетень. 26.10

2

1

1

15

Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение. 10.11

1

1

16-17

Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Фиксация материала и его систематизация. 17.11

2

1

1

18-20

Интервью как разновидность газетных жанров. 24.11

3

1

2

21

Деловая игра «Интервью и интервьюирование». 3.12

1

1

22-24

Выпуск школьной газеты. 10.12

3

3

25-26

Работа с периодическими изданиями. 17.12

2

1

1

27-28

Совершенствование написанного. 24.12

2

1

1

29-30

Работа мастеров слова над рукописью. 12.01

2

1

1

31-33

Приёмы правки написанного. 19.01

3

1

2

34-35

Библиография и аннотация. 26.01

2

1

1

36-37

Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров. 3.02

2

1

1

38-39

Особенности портретного очерка как одного из видов

 публицистических (газетных) жанров. 10.02

2

1

1

40-41

Работа с периодическими изданиями. 17.02

2

1

1

42-43

Рецензия на статью. 24.02

2

1

1

44-46

Ролевая игра «Как создаётся газета». 3.03

3

1

2

47-48

Экскурсия в редакции городских газет. 10.03

2

2

48-50

Написание статей в городские газеты. 17.03

3

3

51-52

Рассказ с необычным построением. 24.03

2

1

1

53-55

Композиция рассказа. Композиционные особенности. 10.04, 17.04

3

3

56-57

Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. 24.04,3.05

2

2

58-59

Проба пера 10.05, 17.05

2

2

60

Резервное занятие. 24.05

1

1

Итого

60

30

30

Приложения. Организационно-методическое обеспечение занятий

Приложение 1. Из истории журналистики

В древности существовали т.н. информационные боги, вестники верховных богов. Они были у всех народов и осуществляли связь между богами и людьми. Гермес у греков, Меркурий у римлян, Тот у египтян, Один у скандинавов, Велес - это бог мудрости в русской ведической мифологии.

Гермес у греков - вестник богов, покровитель путников. Своим золотым жезлом - кадуцеем - Гермес усыплял людей и побеждал их. Во сне люди воспринимали мысли и волю бога. Гермес держал в своих руках функции связи, коммуникации, обмена информации, товарами, обмена земного существования на иноземное. Гермес был также информационным посредником.

Кстати, низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян - гении, у славян - ангелы. Они являлись личными информационными посредниками человека.

Гений - от латинского genius - род, gigno - рождать, производить. Гений считался личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами.  

Демон - от греческого daimon - божество, дух в греческой мифологии, выполняют те же функции.

В христианской мифологии вестниками, информаторами, просветителями были ангелы с греч. вестники, в частности архангелы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила.

Михаил - архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в книгу, учителя людей.

Гавриил - один и старейших ангелов, вестник, раскрывающий смысл пророческих видений и ход событий.

Рафаил - по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов,
летописец, вестник, ангел-целитель.        

Роль земных вестников исполняли в древности пророки (Пифагор, Сократ, Платон), прорицатели, оракулы (от лат. oraculum - изречение, пророчество) - Дельфийский оракул Аполлона.

Прямыми предшественниками информаторов в древнем обществе были ораторы (Демосфен и Цицерон).

Зарождением информационной профессии считается то время, когда издаются цезаревские газеты «Acta senatus» - вести с заседаний сената и «Ada diurnal populi Romani» - последние известия для римских граждан. Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке до н.э. для всеобщего обозрения.

В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади. До наших дней дошла поговорка «Орать на всю Ивановскую».

Информационные потоки шли не только от предшественников журнализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов. Они способствовали зарождению и формированию журналистской профессии.

Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII веке.

В России предшественницей печатной газеты была газета «Куранты» («Вестовые письма»). Первым официальным редактором первой российской печатной газеты «Ведомости» (14 января 1703 г.) был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов.

Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым. Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах - это эпоха персонального журнализма. Газету издавал один человек или узкий круг лиц. Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем издания.

 Массовой журналистика стала после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, и по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа журналистики:

солидная, серьезная;  

желтая, бульварная.

В России до начала XX века не существовало ни одного учебного заведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандального репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе «Два газетчика». Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном яйце.

Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров -профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми...», - писал Б. И. Есин. Известный репортер Влас Дорошевич говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера.

После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требования к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и  пропаганднстом решений партии. Старые газетчики в большинстве своем ушли из газеты или объявили саботаж новой власти. Было две формы саботажа:

а)        полное неучастие в газете;

б)        работа в качестве корректора и т.д. (т.е. технических работников).
Газетчиков не хватало. VIII съезд ВКП(б), собравшийся в 1919 году, особое внимание уделил комплектованию кадрами. Съезд предложил партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стойких, энергичных и преданных работников».

С 1919 года занялись созданием журналистского образования. При РОСТА была открыта школа журналистов. Курсы были краткосрочными 1,5-3 месяца. Набор 50 человек. Выпущено 136 человек. В 1921 году школа журналистки преобразуется в Институт красных журналистов. Срок обучения один год. Было принято 110 студентов.

В 1923 году декретом Совнаркома Институт красных журналистов был преобразован в Государственный институт журналистики с трехлетним сроком обучения. К концу 20-х годов существовали и институты журналистики, и газетные техникумы, и курсы. Но, даже в 1930 году, когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7 процентов опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образование. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кадров, развернутая система их подготовки дала свои плоды (к 1980 году уже 23 факультета и отделения университетов СССР готовили журналистов). К началу 90-хТодов 95 % работников редакции имели высшее и незаконченное высшее образование, 50 % - журналистский диплом. (В районных газетах этот показатель в 2-3 раза ниже).

Перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, ее роли в жизни общества. Журналистика постепенно стала возвращаться во времена, характерные для журналистики XIX века. Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка. Идеологический диктат сменяется финансовым. Во главу угла ставятся деньги и практические выгоды. Размываются этические, ценностные ориентации профессии. Можно выделить следующие характеристики современной журналистики как профессии:

профессия ищет свое лицо в новой медиареальности;

журналистика глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ;

журналистика стала разнообразной, многообразной, многотипной;

журналистика стала интересней для аудитории;

журналистика коммерциализировалась;        

журналистика обульварилась, пожелтела;

7) журналистика переживает размывание этических и ценностных ориентации.

Журнализм стал глобальным. Коммуникативно-информационная деятельность журналистки преобразуется:

а)        из пророческой в реальную, земную;      

б)        из индивидуальной в коллективную;

   в) из элитарной в массовую;        

г)        из монологичной в диалогичную;        

д)        из устной в письменную;        

е) из печатной в электронную;

   ё) из аксиальной (осевой) в ретиальную (многолучевую);

ж)        из непрофессиональной в профессиональную;

Журнализм развивается по спирали, а потому на новом витке возвращается к прежним качествам: из профессионального становится полупрофессиональным, из творческого - информационным, из реального -виртуальным.

В век информационной цивилизации, журнализма информационной эры имеются свои особенности:

а)        журналистика превращается в глобальную, не имеющую пространственных и временных границ;

б)        журналистика подчиняется всем закономерностям нерасчлененно-
го информационного потока, циркулирующего в глобальных сетях, становится органично вплетенной в другие типы информации (рекламной, научной, деловой, политической, художественной, личной и т.п.);

в)        становится супероперативным, когда сообщение и восприятие со
общения могут совпадать во времени;

г)        журналистика характеризуется полифункциональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории;    

д)        глобальная журналистика приобретает черты массовой культуры;

е)        журналистика стандартизируется и одновременно увеличиваются
возможности для проявления творчества;

ё) журналистика становится саморегулируемой;            

 ж) информация приобретает свойства товара;

з)        расширяются возможности для получения журналистом информации по глобальным сетям;            

и) журналистика становится надомной работой с компьютером;

к) усиливаются возможности журналистики к манипулированию общественным мнением;

л) журналистика становится все более толерантной к разным позициям;

м) журналистика содействует интеграции народов.

Колоссально повышается роль журналистской профессии. Качество информации становится глобальной проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.  

Приложение 2. Методы сбора и обработки информации в журналистике

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т.д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Поэтому в журналистской практике используется целый арсенал методов сбора первичной информации.

К традиционным журналистским методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности. С развитием журналистики данные методы дополнялись и обогащались конкретными методиками из социологии и психологии, представляющими «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь». Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.), а вторые – при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).

В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности. В силу того, что каждый метод таит в себе различные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных операций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.

Под процедурой обычно понимают последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Это – наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки информации.

Последовательность в применении тех или иных методов вполне согласуется со стадиальным характером творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. Замысел будущего произведения можно соотнести с выдвижением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиальность познания объекта действительности предполагает его всестороннее изучение, На этом этапе журналист решает, какой метод сбора первичной информации наиболее предпочтителен, какая техника более эффективна, наконец, в какой последовательности изучать объект. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитическую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требуется умело использовать общенаучные методы анализа и интерпретации данных.

Говоря о факторах, определяющих формирование методов деятельности журналиста в творческом акте, выделяются следующие:

а)            стадиальность творческого процесса;

б)            комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

в)            характер источников информации (более широко – структура информационной среды);

г)             законы познания, законы восприятия и переработки информации;

д)            законы общения.

«Это, – заключает автор, – обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта – во-вторых». Задача журналиста состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от стоящих перед ним задач.

Далее мы переходим к социологическим подходам, которые использует непосредственно журналист.

Так, можно разделить условно на два варианта: использование социологический источников и социологические методы сбора информации.

1)Итак, социологические источники. Журналист может брать их за основу своего исследования, использовать как иллюстрационный материал для более полного раскрытия своей темы, или использовать разные данные исследований для сравнения. Также стоит отметить, что в каком-либо социологическом исследовании журналист может увидеть свою тему. Именно поэтому ему важно просматривать данные по интересующей его тематике. Его могут удивить цифры, натолкнуть на мысль приведенная статистика и т.д. «Социологические данные и просто могут быть оперативным, «событийным» поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом».

Журналист может и использовать свои наблюдения, накладывая их на данные социологов.

Журналист не только ищет тему, но и корректирует ее интересность под аудиторию на основе опросов общественного мнения. «Сегодня опросы общественного мнения – важный инструмент на верстаке журналиста. Многие сообщения строятся вокруг результатов опросов по самым разнообразным вопросам, получаемых из не менее разнообразных источников. Редакторы газет и теленовостей часто спрашивают репортеров, есть ли у них результаты опросов, для того, чтобы расширить тему или подтвердить выводы, которые они делают в своих сообщениях»

Почему важны опросы? Потому что опросы – это замер общественного мнения, индикатор для журналиста. В то же время общественное мнение во многом формируется за счет того, что люди узнают от прессы. Так и получается замкнутый цикл: общественность – пресса – опросы – общественность.

Теперь рассмотрим непосредственно социологические методы сбора и анализа информации, которые могут быть в арсенале журналиста.

Журналисты также могут использовать опросный метод для изучения различных проблем, ситуаций. Впрочем, для объективной подборки представляется это сложным для одного журналиста. Именно поэтому возможно, что в таком опросе кто-то ему должен помогать.

Экспресс-опросы по случайной выборке (телефонные, уличные и т.д.) сейчас часто применяют радиожурналисты, часто мы их можем увидеть как подтверждающие какую-то мысль журналиста в ТВ-репортаже, в газете они встречаются реже.

В журналистике также может использоваться методика структурализованного наблюдения. В случае с социальным экспериментом журналист обращается к экспериментальному методу. Также для подготовки обзоров может, конечно, применяться метод контент-анализа или некоторые его элементы.

 

Приложение 3. Берем интервью

І. Подготовка к интервью

1. Определяем цель. Любой текст должен иметь цель и интервью — не исключение. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и, соответственно, популярность интервью.

Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:

  • Почему вы хотите взять интервью у этого человека? 
  • Чем он может быть интересным читателям? 
  • Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью ? 
  • Какие результаты планируете получить после публикации интервью? 

Если у вас нет четких ответов на эти вопросы, то интервью может получиться никому не интересной бессмысленной беседой.

Очень хорошо, когда вы сообщаете цель интервью будущему собеседнику. Он получает прекрасную возможность подготовиться и это будет свидетельством вашей тщательной подготовки к интервью (что обязательно положительно отразиться на мнении собеседника о вас).

Определив цель интервью, вы не будете думать «О чем спросить? Какой вопрос задать?». Ведь вы уже будете знать, какая информация нужна и можете четко сформулировать необходимые вопросы.

2. Собираем информацию. Постарайтесь собрать максимум информации о человеке, с которым планируете интервью, или о предмете разговора (если цель интервью — не знакомство с личностью, а беседа о сфере деятельности, событиях, новинках техники и т.д.).

Не владея информацией, очень сложно поддерживать беседу (интервью не должно сводиться к анкете, когда человек просто отвечает на вопросы). В процессе интервью у вас могут возникнуть новые вопросы, которые вытекают из ответов вашего собеседника.

Небольшое отступление. Перед написанием этой стать читала интервью на одном блоге (не буду указывать на каком). Хорошие вопросы, интересные ответы, а само интервью — очень скучное.

Я задала себе вопрос: «Почему это интервью скучное?». А потому, что не было связи между автором интервью и его собеседником. Вопросы напоминали анкету, не были связаны с ответами. Ведь очень часто бывает, что вопрос исходит из ответа. Таким образом, интервью получается «живым». В случае с описанным интервью этого не было. Просто набор вопросов и ответов на них.

Предварительный сбор информации позволит вам не задавать вопросы собеседнику, на которые он уже отвечал в другом интервью. Обязательно просмотрите всю информацию о человеке!

3. Договариваемся о времени и месте проведения интервью. Это можно сделать как до выше перечисленных этапов, так и после них.

Главное правило, которые вы должны помнить, договариваясь об интервью — это то, что никто не обязан давать вам интервью. Не стоит упрашивать, угрожать или писать гневные сообщения в случае отказа. Ваш собеседник должен быть заинтересован в интервью. Даже если он согласиться, поддавшись на ваши уговоры, то беседа может получиться вялой и неинтересной.

Опытные журналисты советуют не говорить потенциальному собеседнику слово «интервью» (оно звучит официально и может некоторых насторожить/отпугнуть и т.д.). Гораздо эффективнее во время разговора/переписки употребить словосочетания «поделитесь своими мыслями по поводу…», «давайте поговорим об…», «читатели … хотели бы узнать о …».

Если человек не уверен в целесообразности интервью и не дает окончательного ответа, вы можете рассказать ему о выгодах, которые принесет ему ваша беседа:

  • популярность;
  • возможность рассказать о себе/своей работе/услугах/товарах;
  • возможность высказать свое мнение как эксперта в определенной сфере (свидетельство профессионализма).

Еще одно правило интервью: место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время.

Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов!

4. Готовим предварительные вопросы. После того, как вы определили цель и собрали нужную информацию, можно приступать к подготовке вопросов. При их составлении помните одно важное правило — «От качества вопроса зависит качество ответа».

Вопросы бывают:

  • прямые («Назовите Ваши хобби»);
  • непрямые («Чем Вы занимаетесь в свободное время);
  • открытые («Чем был обусловлен выбор профессии?»);
  • закрытые («Физика — это хобби или профессия?»). 

Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Прямые вопросы хорошо задавать, если вам нужен конкретный ответ и вы знаете, что человек ответит на него (а не уйдет от ответа).

Непрямые вопросы чаще всего задают, когда предполагают, что человек прямо на них не ответит. Открытые вопросы побуждают собеседника давать ответ, ничем не ограниченный, который может занять и полчаса (ну, любит человек поговорить). В таких случаях лучше использовать закрытые вопросы.

А теперь внимание: никогда не задавайте глупых и банальных вопросов! (например, «Есть ли жизнь на Марсе?»). К банальным относятся вопросы «Расскажите о себе» (если у этого человека уже брали не одно интервью).

Не задавайте вопросы, на которые человек уже неоднократно отвечал! Просмотрите всю имеющуюся информацию и не повторяйтесь. Это будет неприятно человеку, который в десятый раз отвечает на один и тот же вопрос, и читателям, которые ожидают новую и интересную информацию.

ІІ. Интервью

1. Встреча. Приветствие. Я думаю, не стоит говорить, что интервью должно начаться в обусловленное время и вы не должны на него опаздывать (даже если берете интервью в аське или скайпе).

Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Можно обратиться к собеседнику:

  • официально — по имени, отчеству и на «вы» (Здравствуйте, Евгений Сергеевич);
  • полуофициально — по имени и на «вы» (Здравствуйте, Евгений);
  • неофициально — по имени и на «ты» (Здравствуй, Евгений);
  • фамильярно — на «ты» и по краткому имени (Здравствуй, Женя).

От того, насколько правильно вы подберете стиль приветствия, может зависеть ход интервью и его успешность.

2. Начало. «Разминка». Не стоит в первом же вопросе брать «быка за рога» задавать самые главные и серьезные вопросы. Для начала надо установить контакт и просто начать беседу.

На этом этапе можно задать вопросы о хобби, интересах, увлечениях, домашних животных. Очень хорошо, когда у вас совпадают интересы. Получив такой вопрос, человек немного расслабляется и отвечает с огромным удовольствием.

Еще можно пошутить, но здесь надо быть очень осторожным. У каждого человека собственное чувство юмора и оно может не совпадать с вашим. Неудачная шутка может испортить все интервью.

В начале разговора можно сделать комплимент. Только не стоит просто льстить человеку. Аргументируйте свое восхищение человеком или его работой/произведением/открытием и т.д. («Я прочитал Вашу последнюю книгу «…». Нашел много полезного для себя. Давайте поговорим о ней подробнее»).

3. Основная часть. Вот здесь и пора задавать подготовленные перед интервью вопросы. Их надо задавать в определенной последовательности.

В зависимости от темы интервью (событие, общественная проблема/конфликт интересов, личность собеседника) рекомендуют соответственно использовать хронологический, логический или импровизационный принцип последовательности вопросов.

4. Завершение интервью. Закончить интервью нужно в оговоренное время, не задерживая собеседника. В конце интервью можно спросить, не хочет ли собеседник что-то добавить до выше сказанного.

Напоследок задайте вопрос о чем-то приятном (о детях, домашних животных) или поблагодарите за уделенное вам время и пожелайте успехов/здоровья (список продолжайте сами). Это позволит оставить приятное впечатления о вас и разговоре с вами.

ІІІ. Обработка материала

По окончанию интервью надо обработать всю полученную информацию. Сделать стенограмму записи и оформить интервью в удобном для читателей виде.

Для интервью, которое будет размещено в интернете, очень важно выделить ключевые фразы и сделать подзаголовки, чтобы читатель только «пробежавшись» глазами по тексту, мог определить, стоит ли его читать. 

Приложение 4. Деловая игра «Выпуск газеты»

Деловая игра – это моделирование реальных процессов.

Объект моделирования – процесс выпуска газетного номера.

Образовательные цели игры – это развитие начальных профессиональных навыков в работе над газетой, закрепление лекционного материала, развитие и закрепление организаторских навыков и умений по деловому общению в процессе конкретной деятельности.

Воспитательные цели. Активизация делового мышления, формирование качеств организатора, развитие познавательного интереса.

Игра рассчитана на 1 час 20 минут.

В процессе игры участники должны выпустить газету обьемом 1 ватмановский лист, статьи пишутся от руки на специальных листах (гранки) и вклеиваются в формат.

Роли:

-Главный редактор 

-Корреспонденты 

-Художники 

-Верстальщики

Возможные варианты заданий:

написать статью «Самый интересный день в школе»,

написать очерк о вожатом 21 века,

написать письмо-обращение к вожатым, которые придут работать в школу на следующий учебный год,

написать веселые стихи на тему «Вожатый».

Организатору игры необходимо заготовить канцелярские принадлежности (бумага, краски, фломастеры, клей, ножницы, линейки и т .д.)

Этапы игры и их описание.

Деловая игра предполагает последовательное проведение ряда взаимосвязанных этапов.

Этап 1. Старт

Вступительное слово ведущего: «Уважаемые коллеги, готовится к выпуску очередной номер газеты. Тема этого номера «Вожатый». Тема не простая, она требует объективности и искренности авторов. Она заставляет задуматься над тем, что я знаю об этой профессии, смогу ли быть достойным ее .Каждой редакции необходимо придумать название газеты; разработать стиль оформления газеты и подачи материала..»

Этап 2. Основной этап игры – выпуск газеты.

1.Совещание в редакции На нем обсуждается тема номера, определяется количество заметок и жанры, распределяются поручения внутри отдела.

Редакция начинает работу над будущей газетой: размечаются заголовок, поля, обсуждаются какие-то варианты оформления.

Продолжительность совещания - 15-20 минут.

2.Работа над заметками. В этот период идет сбор материала, его обработка. Корреспонденты пишут заметки, сдают их на вычитку, оформляют гранки.

Продолжительность этапа - 25- 30 минут.

3.Окончательное оформление газеты. Художники дорабатывают газету: вклеивают заметки, дополняют ее рисунками и т.п.

Продолжительность  этапа – 20-30 минут.

Этап 3. Подведение итогов игры.

Небольшой анализ работы каждой редакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Юный журналист"

Образовательная программа дополнительного образования детей военно-патриотической направленности....

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»

Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна  данной программы состоит в том, что она...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...

Рабочая программа "Юный журналист"

Данная рабочая программа представлена для работы творческого объединения поинтересам,элективного курса....

Рабочая программа «Юный журналист»

Рабочая программа «Юный журналист»...

Рабочая программа "Юный журналист" (5-7 классы)

Создание электронной школьной газеты является одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся. Работа по созданию газеты помогает выявить особо активных, увлечённых и талантливых детей...