Хоровое пение как форма эстетического воспитания внеурочной деятельности.
методическая разработка на тему

Горлова Ольга Егоровна

Значение хорового пения как вида внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horove_penie_kak_forma_esteticheskogo_vospitaniya.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Хоровое пение как форма эстетического воспитания внеурочной деятельности.

В соответствии с положениями «Концепции художественного образования в Российской Федерации» художественное образование включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах образовательных учреждений. В этом документе обозначены и цели художественного образования на современном этапе:

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудиториии слушателей и зрителей, актуализирующей художественную жизнь общества;

- вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Конечной целью современного образования является подготовка образованного, эрудированного, интеллигентного и профессионально компетентного, гражданина Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. В свете этого особенно важным представляется повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является музыкальная культура каждого его гражданина. Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность, способствует морально-нравственному воспитанию.

В наше динамичное, переходное время возникает необходимость переосмысления многих, казавшихся прежде незыблемыми представлений, касающихся характера отношений человека с окружающим миром. Человек вплотную оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки нового представления своего поведения в мире. Недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества является современной проблемой в области культуры. Одной из истинных человеческих потребностей в настоящее время осознана потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку.

В настоящее время на ребенка обрушивается огромный поток разнообразной музыки: компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок лишается возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств эстетического воспитания. Голос – это особое богатство, природный дар. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детских лет по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческого воображения. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое и хоровое пение, пение детских и современных песен с музыкальным сопровождением.

В «Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан» (2013) первую позицию занимают задачи сохранения и развития культур и языков народов, проживающих в РТ, укрепления их духовной общности, а также обеспечение условий их межнационального взаимодействия. Осознание уникальности и самобытного характера культурного наследия любого народа является важным направлением эстетического воспитания, в котором хоровое пение может выступить, как форма внеучебной деятельности учащихся.

Ценностью данного проекта является его доступность, возможность каждому приобщиться к музыкальному искусству, к участию в процессе создания и восприятия музыкальных ценностей в качестве исполнителя, независимо от уровня своих исполнительских возможностей.

Хоровое пение помогает развить не только музыкальные способности, но и личностные духовно-нравственные ориентиры. Это происходит от соприкосновения с лучшими образцами вокальной музыки, исполняя их, он развивает способность мыслить и выражать свой внутренний мир, совершенствовать его и узнавать новое. Всё это способствует воспитанию гармоничной личности ребёнка.

Проблема совершенствования теории и методов обучения постоянно находится в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. Оптимизация процесса детского вокально-хорового воспитания важна не только для общего и специфического (музыкального и вокального) развития подрастающего поколения. Качество звучания голоса напрямую связано с психическим и физическим здоровьем ребёнка, что имеет и несомненное социокультурное значение.

Поэтому особо важным моментом является разработка тематического содержания программы по вокальному ансамблю как формы внеучебной деятельности в процессе эстетического воспитания учащихся 5–7 классов общеобразовательной школы. Данная программа обеспечивает знакомство учащихся с лучшими образцами вокальных произведений, они учатся манере исполнения песен, овладевают пластикой движений, вокально-хоровой деятельностью. Главной особенностью данной темы является то, что он рассчитан на индивидуальную и коллективную работу с детьми младшего и среднего возраста. То есть, за этот промежуток времени отслеживается музыкальное развитие ребёнка от самых азов до момента освоения базовых вокально-исполнительских навыков.

Хоровой коллектив в школе

Система общего музыкального образования включает в себя различные формы внеурочной деятельности с учащимися. Их задачей является предоставление каждому ребенку максимальной возможности в реализации своих музыкальных интересов, потребностей, влечений в той или иной области музыкального искусства.

В области эстетического воспитания наиболее популярными формами коллективного приобщения воспитанников к искусству считаются посещение театров, кино, выставок и музеев изобразительного искусства, а также организация концертов, просмотры фильмов либо прослушивание музыкальных записей в самой школе. Личная функциональная активность в области искусства осуществляется через занятия детей в разных кружках и студиях.

Одной из форм внеучебной деятельности в школе является хоровое пение. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего хора. Так в навыке хорового пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность» [4,9].

Работа в хоровой студии ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, его диапазон, чистота интонирования, музыкальный слух, также учитывается возраст учащихся (от 11 до 14 лет). Состав хоровой студии может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.

Цель реализации формы внеучебной деятельности «Хоровое пение» состоит в том, чтобы через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к вокальному исполнительству, к музыкальным традициям народа. Помочь раскрытию творческого потенциала ребенка, проявлению его индивидуальности. Развить навыки самореализации и самовыражения в социуме. Чем раньше дать детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. И, возможно, будет меньше проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, с умением общаться со сверстниками и взрослыми. На занятиях хоровой студии учащиеся знакомятся с лучшими образцами вокальных произведений татарских композиторов, народного творчества, изучают академическую манеру исполнения этих песен, овладевают пластикой движения.

Педагогическая теория и практика свидетельствуют о том, что именно младший и средний школьный возраст отличается восприимчивостью к родному языку, национальным культурным традициям, является наиболее значимым в воспитании любви и интереса к фольклору своего народа.

При выборе песен для исполнения в хоре учитываются следующие факторы:

- идейно-художественное содержание песен должно соответствовать возрасту учащихся;

- песни должны исполняться на языке оригинала, так как при этом передается своеобразие, красота, неповторимость языка;

- сочетание песен различного характера – лирические, шуточные, протяжные, игровые;

- диапазон песен должен соответствовать голосовым возможностям детей;

- соблюдение правила «от простого к сложному» в плане метро-ритмической характеристики песен.

Основные задачи первого года обучения:

- формировать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке;

- научить элементарной организации хорового звучания;

- научить выразительному исполнению (в пределах музыкальной подготовки и развития учащихся) песен;

- развивать музыкальный слух и певческий голос;

- развивать творческое восприятие и эмоциональную отзывчивость на основе изученных песен, обучить элементарным навыкам её осмысления.

Основные задачи второго года обучения:

- закреплять и совершенствовать ранее приобретённые знания, умения, навыки в области вокала;

- формировать организацию хорового звучания двухголосия;

- расширять песенный репертуар и свободно ориентироваться в песенных жанрах;

- сформировать художественный вкус и эстетическое отношение к музыке;

- сформировать определенные навыки пения в области академического вокала.

Ожидаемые результаты работы хоровой студии.

1. Хоровое пение будет способствовать повышению уровня мотивации к занятиям искусством, воспитывать их эстетически, совершенствовать практический навык в сфере художественной деятельности, а также расширять общий и музыкальный кругозор, повысит их культурный уровень, приобщит учащихся к музыкальному наследию татарского народа.

2. В результате проведения внеучебной деятельности по хоровому пению, как формы эстетического воспитания, учащиеся будут демонстрировать теоретическую подготовленность и наличие знаний в сфере историко-культурных традиций бытования народных песен, понимании национальных особенностей музыкальной культуры.

3. У участников хорового коллектива появится потребность в общении с искусством, возникнет активное, заинтересованное отношение к вокально-хоровой работе.

4. В процессе активной вокально-хоровой деятельности разовьются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чистота и выразительность интонирования, красивое звучание голоса, умение передать характер песни, навыки строя, пластичности и ритмической организации движений, артистичность.

5. Возможность творческой реализации в условиях коллективной деятельности сплотит учащихся.

6. В ходе подготовки и участия на концертах, конкурсах усовершенствуется исполнительское мастерство.

Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса, призванного сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

По мере «врастания» ребенка в музыкальное искусство обнаруживается, что процесс постижения музыки и есть процесс эстетического воспитания, так как изучается история музыки, слушается и анализируется песня, внимание уделяется и смежным видам искусства (хореографии, литературе, истории). И как сказал Асафьев Б.: «Только личное участие в исполнительском процессе дает истинную радость и познание музыкального искусства» [4, 192].

        Таким образом, хоровое пение предстает как:

- возможность детей для активного участия в создании новой музыкальной культуры;

- возможность воспитания у детей сознания, что музыка – это огромная духовная сила;

- возможность выявления исполнительского мастерства.

И самое главное, хоровое пение выступает уже сам как воспитатель новой аудитории, как центр школьного музыкального образования.

Учитель музыки I квалификационной категории Горлова О.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место хореографии среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения

Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать  и создавать прекрасное, они развивают образное мыш...

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

Методическая разработка "Формы и методы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию"

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора по гражданско-патриотическому воспит...

Использование дистанционных форм обучения во внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся

Использование дистанционных форм обученияво внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся...

Творческая работа Славнецкой Л.В. «Значение хорового пения в системе музыкального воспитания школьника»

Xopoвoe пение в России имеет глубокие исторический корни.Хорошо извечтна, что пение, особенно хоровое, совметное - это верный показатель здоровья Нации....

Театрализация как эффективная форма для занятий внеурочной деятельностью

В статье освещается такой важный аспект занятий внеурочной деятельности, как театрализация, анализируется работа в данном направлении в учебном заведении, где работают авторы....

Хоровое пение как форма эстетического воспитания внеурочной деятельности.

Хоровое пение как форма эстетического воспитания школьника во внеурочное время....