План-конспект занятия по изготовлению кофейной игрушки
план-конспект на тему

Пайкова Татьяна Иннокентьевна

Занятие по изготовлению кофейной игрушки проводится согласно рабочей программы студии изобразительного искусства с группой детей 3 года обучения, возраст 9-11 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кофейная игрушка с детьми25.92 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия в студии «Свой стиль»

Тема занятия: «Любимая игрушка» (технология изготовления кофейной игрушки)

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Группа обучения: 3г/о

Количество участников: не более 12 человек

Дата проведения:18.10.2017г.

Цель занятия: Изготовление кофейной игрушки-примитива

Задачи:

1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения кофейной игрушки.

2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

4. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практическая работа.

Приемы: Объяснение, показ, напоминание, самостоятельная работа, помощь,

поощрение.

Форма работы: Групповая, индивидуальная, работа в подгруппах

Тип занятия: Комбинированное

Оснащение занятия: Для обучающихся: Заготовки игрушки, материал для набивки, приспособления для набивки, нитки, иглы, бумага и карандаши для эскизирования, акриловые краски, материалы для тонировки: пастель, акварельные карандаши, тени для век, ватные палочки, кисти, декоративные элементы, клеевой пистолет

Общий набор: кофе, корица, клей ПВА, горячая вода, ванилин, емкость для разведения тонировочной смеси

Для педагога: План-конспект, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, образцы кофейных игрушек, микроволновая печь со стеклянным поддоном. Список вопросов для проведения рефлексии.

Предполагаемый результат занятия: обучающиеся научатся изготавливать кофейную игрушку-примитив по заданной выкройке, с применением собственных эскизов

Время занятия – 80 минут+ перерыв 10 минут

План занятия:

1.Орг. момент – Приветствие обучающихся, присутствующих педагогов – 2минуты.

Слайд(титульный)

Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть  вас в нашей студии и сегодня мы с ребятами приглашаем вас прогуляться на старый чердак и услышать его историю. Готовы? Тогда – в путь!

2. Вводная часть – Объяснение нового материала(история возникновения чердачной игрушки, виды игрушек, назначение)- 10 минут.

Слайды 2-3

Педагог:(берет в руки куклу)Давным-давно, в старинном городе, название которого сегодня и не вспомнить, работала на кондитерской фабрике добрая женщина. И была у нее дочка.

1 ученица: (встает с места, подходит к педагогу)Такая, как я. И чтобы дочке не было скучно, пока мама занята на работе, сшила женщина ей из лоскутков и пуговиц мягкую, теплую куколку.(берет куклу у педагога)Девочка очень любила свою куколку и могла часами играть с ней на чердаке старой кондитерской фабрики. А потом у нее появилась подруга.

2 ученица: (встает с места, подходит к девочке)Такая, как я. Девочкам очень понравилось играть вместе, каждый день они придумывали новые и новые игры и забавы. Вместе росли, ходили в школу. Вместе уехали из старинного городка. (девочки садятся на места)

Педагог: (вновь берет в руки куклу) А кукла так и осталась лежать на чердаке старой кондитерской фабрики. Прошли годы. Городок вырос, фабрика закрылось, а здание, в котором она находилась, купил богатый человек, у которого тоже было много детей. Разбирая вещи на старом чердаке – они нашли  забытую куклу. Она постарела, пожелтела от времени и навсегда пропиталась запахами кондитерской – корицей, ванилью и другими специями. Такой теплой и уютной была эта старая-старая кукла,  что  дети хозяина дома очень полюбили ее, но это уже совсем другая история.

Слайд 4

Педагог: Конечно, это всего-лишь красивая легенда. Однако, чердачных кукол, действительно состаривают, и пропитывают ароматизаторами

Слайд5

Педагог:Ароматная чердачная игрушка произошла от тильды (примитивной текстильной куклы, которую сшила норвежская девочка Тоне Финангер) . Но чердачная кукла выделилась в отдельное направление.

Слайд6:

Педагог: Примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих детей.

Слайд7

Педагог: Изготавливают такие куклы из натуральных материалов в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы) , которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на одежду, что отлично дополняет их внешний вид. Некоторые Примитивные куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги, мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые одеяльца.

Слайд8

Педагог: Для всех примитивов характерна ручная работа. Эти куклы считаются самыми домашними, хотя некоторые, возможно, даже назвали бы их уродливыми.

Слайд9

Педагог: Эта кукла стала очень популярна в наше время. Те, кто хоть однажды видел чердачную куклу, ощутил волшебный аромат, исходящий от нее, уже не смогут забыть этого волшебного ощущения.
Такая кукла может стать настоящим талисманом домашнего уюта – исходящий от нее тонкий запах ванили и кофе, корицы и пряных трав придает новые краски и оттенки уже устоявшемуся быту.
Чердачная кукла – это великолепнейший, и что самое главное, отнюдь не банальный подарок.

Слайд10-14

Педагог: Сегодня чердачная игрушка – это уже не просто игровая кукла.   Это замечательное украшение интерьера, оберег и  сувенирная продукция. Соответственно расширился диапазон чердачных игрушек – приняв в себя фигурки животных и мифических персонажей.

Слайд15

Педагог: Текстильная игрушка очень хорошо вписывается в любой интерьер от современного до в классического.

Интерьерные игрушки очень самостоятельны. Для них не надо какого-то особого антуража, игрушку можно поставить на полочку или на журнальный столик, посадить на спинку дивана или кресла.

Слайд16

Педагог: На сегодняшний день  я сшила  более  пятисот этих милых, ароматных игрушек.

А теперь предлагаю и вам попробовать свои силы и  подарить себе маленькое чудо -  игрушку старого чердака.

3. Объяснение нового материала(материалы и инструменты, обоснование выбора тематики игрушки, технология выполнения, практическая работа) -28минут

Слайд17

Педагог: Для того, чтобы самостоятельно изготовить такую замечательную игрушку вам понадобятся вот такие материалы и инструменты, перечислите их, пожалуйста, и проверьте наличие всего необходимого на ваших рабочих местах. Сегодня мы работаем в парах- в каждой паре есть – эксперт, это тот, кто уже пробовал свои силы  в изготовлении игрушек и ученик, который делает игрушку впервые. Ваша задача – эксперты, отвечать на возникающие вопросы своих одногруппников.

Слайд18, 19

Педагог: Два первых этапа работы мы уже выполнили . Перед вами лежат готовые сшитые фигурки. Кого? Правильно, это кошка. Кошка это символ красоты и грандиозности, ловкости и неуязвимости.

В религии Древнего Египта существовал культ Бастет, лунной богини красоты, изображавшейся в образе женщины с кошачьей головой. Египтяне кошек холили и лелеяли, за обиду этого божественного животного, виновный отвечал своим кошельком, а за убийство – собственной жизнью.

Римляне нашли кошкам лучшее применение, сделав из них охотников за домашними мышами. В Риме кошка стала эмблемой свободы спутницей богини Либертас.

Суверенные жители христианской Европы принимали кошек как ведьм, а котов – за оборотней и прислужников самого Сатаны. От суеверных христиан не отставали и мусульмане, которые считали, что в кошке перевоплощен злобный джин.

В конечном итог каждый народ оставался при своём мнении: если для большинства европейцев, арабов и японцев черная кошка – предвестник беды, то для англичан и американцев – то наоборот. Английские моряки уверяли, что если на корабле есть черная кошка, то не страна никакая буря.

На Руси к черным кошкам относились с опаской, но массовых гонений на них не устраивали. Что касается кошек других расцветок, то к ним испытывали искреннюю симпатию. Муркам часто приписывали дар ясновидения. Действительно, известно множество случаев, когда кошки тревожно мяуканьем или беспокойным поведением предупреждали своих хозяев об опасности: пожар, наводнение, землетрясение.

У многих народов сегодня кошка считается талисманом домашнего уюта, именно  талисман сегодня мы и будем делать.

Слайд 20

Педагог: выворачивать игрушку мы не будем, потому что обрезали края фигурными ножницами. Ваша задача сейчас плотно набить фигурку наполнителем. Начинаем от самых дальних краев – это у нас ушки животного. Наполнитель отрываем небольшими кусочками. Сшиваем отверстия.

Слайд 21

Педагог: Самое время приготовить для наших игрушек ароматную смесь для пропитки. Для этого я попрошу вас встать и подойти ко мне

(приготовление смеси, покрытие игрушек)

Слайд22

Педагог: Обычно такие сувениры запекаются в духовке или просушиваются на открытом воздухе. Можно использовать фен, но так как мы работаем в ускоренном режиме, наши игрушки мы будем запекать в микроволновой печи. Там, где игрушки будут соприкасаться друг с другом появятся интересные пятнышки и разводы, которые придадут нашим котятам дополнительный шарм. Однако, я должна предупредить вас, что сушка в микроволной печи опасна – потому что под воздействием микроволн игрушка быстро накаляется и может вспыхнуть. Такую работу лучше предложить взрослым.(передает поддон с игрушками помощнику)

Педагог: А пока наши  заготовки просыхают, мы с вами, как и положено настоящим художникам поработаем над эскизом будущей игрушки, чтобы избежать ошибок при работе с красками. Подумайте, как вы распишете мордочку животного, будете ли рисовать дополнительные элементы. Вспомните правила расположения и рисования глаз у кошки – об этом мы с вами много говорили на прошлых занятиях при рисовании животных.

Слайд23(с музыкальным сопровождением)

(самостоятельная работа обучающихся над эскизом игрушки. Во время работы педагог консультирует обучающихся)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА- ПЕРЕМЕНА – 10 минут

4. Самостоятельная, практическая работа- роспись игрушек, декорирование(30минут)

Слайд24-27

Педагог: Наши с вами заготовки просохли, обратите внимание, какими жесткими на ощупь они стали, это произошло, благодаря добавлению в ароматную смесь клея ПВА. В дальнейшем это поможет нам при росписи, так как  жесткая основа не допустит растекания красок по-поверхности. И все-таки, я прошу вас помнить о том, что мы работаем с тканью и ограничить количество воды на кисточке.

  1. Наносим рисунок простым карандашом, при необходимости, поправляем рисунок стирательной резинкой.
  2. Наносим первоначальный, грунтовый слой краски на область глаз.
  3. Тонируем область вокруг глаз при помощи пастельных карандашей, теней для век  при помощи ватных палочек.
  4. Высветляем этими же материалами область переносицы и щечек.
  5. Прорисовываем радужку и зрачки, нос, рот.
  6. Добавляем белым цветом блики на глаза и нос игрушки
  7. Декорируем игрушки декоративными элементами (бантики, ленточки, цветочные накладки, пуговицы и проч.) при помощи клеевого пистолета

5. Завершение занятия. Рефлексия, мини-выставка – 10 минут

Педагог: Наши с вами кофейные ароматные игрушки готовы. Теперь они уже смотрят на свет совсем живыми глазками и, я думаю, подарят своим хозяевам много приятных минут. Ну, а нам необходимо подвести итог нашего занятия. Для этого я попрошу каждого из вас выбрать из предложенного списка одну неоконченную фразу и завершить ее:

Слайд28

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. раньше я не знал…
  6. я понял, что…
  7. теперь я могу…
  8. я почувствовал, что…
  9. я приобрел…
  10. я не смог…
  11. я научился…
  12. у меня получилось …
  13. я смог…
  14. я попробую…
  15. меня удивило…
  16. урок дал мне для жизни…
  17. мне захотелось…

И еще один вопрос для вас – длинным или коротким было сегодняшнее занятие?

Слайд 29

Я благодарю вас всех за плодотворную работу, и пожелаю вам удачного дня. До свидания, до новых встреч.