Образовательная программа «Эстрадный вокал»
рабочая программа на тему

Целью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

•           раскрытие творческих способностей ребенка

•           возбуждение познавательного интереса, расширение горизонта познания

•           освоение основ, а затем мастерства искусства эстрадного пения

•           знакомство, обучение профессиональным навыкам, понятиям

•           помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития

•           развитие интеллекта, сценической культурыЦелью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

•           раскрытие творческих способностей ребенка

•           возбуждение познавательного интереса, расширение горизонта познания

•           освоение основ, а затем мастерства искусства эстрадного пения

•           знакомство, обучение профессиональным навыкам, понятиям

•           помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития

•           развитие интеллекта, сценической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа «Эстрадный вокал»25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа «Эстрадный вокал»

Одобрена и утверждена улусным управлением образования, отделом культуры

Составитель: Макарова Любовь Юрьевна, руководитель студии «Эстрадный вокал» Сыланской средней авторской школы имени профессора Г.П.Башарина Чурапчинского улуса РС(Я)

Авторская программа составлена в 2006 г для занятий по эстрадному вокалу с детьми от 5 до 16 лет. В ней разъясняются цели, задачи, содержание занятий, указаны предполагаемые результаты.

Цели и задачи

Целью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • раскрытие творческих способностей ребенка
  • возбуждение познавательного интереса, расширение горизонта познания
  • освоение основ, а затем мастерства искусства эстрадного пения
  • знакомство, обучение профессиональным навыкам, понятиям
  • помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития
  • развитие интеллекта, сценической культуры

Условия осуществления программы

  1. Приглашать в студию детей с выраженными певческими, актерскими, музыкальными способностями, готовых к напряженному индивидуальному графику занятий.
  2. Сформировать коллектив педагогов-профессионалов, хорошо знающих психологию детей, четко выполняющих цели и задачи студии.
  3. Обеспечить учебную дисциплину на занятиях, репетициях.
  4. Создать соответствующую материально-техническую базу для работы студии.
  5. Постоянно искать возможность для концертной деятельности студии.
  6. Наличие в студии традиций, сплачивающих коллектив: праздники, творческие вечера, отдыхи на природе, посещения театров и музеев.
  7. Организованная работа коллектива родителей.

Пояснительная записка.

Специфика и новизна данной программы заключается в особенностях современного эстрадного искусства, где исполнитель существует в постоянном синтезе музыки и слова, актерской игры и танца, где он должен в совершенстве владеть своим голосом, дыханием, телом. Даже профессионалам трудно органично сочетать музыку, чувства, движения.

Данная программа рассматривает занятия с ребенком начиная с 5-6 лет, когда он более восприимчив к окружающему миру. Далее с заложенным музыкальным фундаментом ребенок проходит всю программу до окончания школы.

Программа рассчитана со следующими возрастными группами:

  • младшая группа (дошкольная)
  • средняя группа (начальные классы)
  • старшая группа (средние, старшие классы)
  • взрослая группа (студенты, молодежь)

Следует обратить внимание на «спиральную» структуру построения программы и практических занятий. При занятиях в вокальном жанре темы, методы периодически повторяются в каждом круге, но вновь откладываясь в памяти уже на более высоком уровне и в широком понимании.

Программа включает следующие разделы:

  • Вокал
  • Выбор репертуара
  • Сценическое движение (пластика, сценическая культура)
  • Танцевально-хореографические умения.

Помимо этого придается огромное значение нравственному становлению личности ребенка. Так, как в эстрадном вокальном жанре преобладает сольное исполнение, то большая часть программы кроме групповых занятий состоит из индивидуальных заняий. Также программа предусматривает занятия с желающими по индивидуальному графику. Программа рассчитана примерно на 5 лет, так как достижения цели зависит от многих факторов. Занятия проводятся по 2-5 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка. Из-за того, что программа растянута во времени, она требует постоянной корректировки.

Предполагаемые результаты.

В результате занятий в студии дети должны обладать следующими умениями и навыками:

  • уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа,
  • включать в работу весь психофизический аппарат,
  • овладеть дыхательными упражнениями и уметь продуктивно выполнять их,
  • знать     скороговорки  и уметь  четко  произносить  их в темпе,  заданном педагогом,
  • уметь    выполнять   дыхательные   и   речевые   упражнения,    усложненные физической нагрузкой,
  • обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы, препятствующие раскрытию звукового канала,
  • производить действенный анализ текста,
  • создавать песенный образ,
  • знать индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства,
  • выработать систему личного, индивидуального разминочного тренинга,
  • привести    себя    в    течение     15    минут    в    состояние    максимальной работоспособности,
  • владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления,
  • создание танцевальной композиции под заданную песню ,
  • подбор музыкального материала к номеру,  концерту по ассоциативному признаку,
  • самостоятельная подготовка реквизита, костюмов и бутафории к репетиции, к концерту и перевозке,
  • выступление  на профессиональной  сцене  конкурсов,  фестивалей разного уровня,
  • поступление выпускников в различные учебные заведения,
  • нравственное становление личности ребенка,
  • развитие интеллекта и сценической культуры ребенка,

Использованная литература

1.        Т.М. Орлова, СИ. Бекина. Учите детей петь. Москва «Просвещение»

1987 г.

  1. Поляков А. Возвысьте голос. Статья. Журнал «Смена»
  2. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе. Москва. Просвещение 1988 г
  3. Щетинин М.   ...Вырастить уникальное в каждом. Музыка в школе. Москва «Просвещение»
  4. Бекина СИ , Ломова Т.П, Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Москва «Просвещение» 1983
  5. Бекина СИ , Ломова Т.П, Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Москва «Просвещение» 1984
  6. Милорадов И. Болезни горла. ЗАО «Весь» Санкт-Петербург. 1999
  7. Федорова Г.Г Обучение детей тойуку. Якутск. 1993

9.        Кох. Основы сценического движения. Л.: "Искусство", 1970
Ю.Абдулин    Э.     Теория    и    практика    музыкального    обучения    в общеобразовательной школе.-Москва. 1993 П.Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. Москва 1993.

Принципы и формы, методы обучения по программе

Программа предполагает реализацию следующих принципов.

Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.

Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям. В работе над художественным образом в исполняемых произведениях уже с первых упражнений рекомендуется вводить для воспитанника различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивленно и т.д. Выполняется двойная задача: в упражнение вносится разнообразие – развивается мимика, эмоциональная отзывчивость поющего.

Методы вокальной педагогики в программе.

Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

Применяем методических приемов, направленных на поддержку интереса детей к певческой деятельности, осознанное и эмоциональное выразительное исполнение:

- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного. Выразительное исполнение песен вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать песню в целом;

- прием инсценирования песни. Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;

- прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру.

- декламация текстов песен. Выразительное чтение текстов является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов (прием развития образного мышления).

Таким образом, методические приемы способствуют формированию слухового восприятия, творческим проявлениям детей, развитию воображения.

Для определения направлений и форм индивидуальной работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- индивидуальный план воспитанника, в котором фиксируются стартовые возможности, творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанника на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, являлся видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволили создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Эстрадно-джазовый вокал"

Образовательная программа  "Эстрадно-джазовый вокал" для  педагогов дополнительного образования. Программа расчитана на 3 года обучения....

Методическая разработка занятия в образовательном объединении «Эстрадный Вокал»- «Распевание, как подготовка к работе над репертуаром»

Занятие проводится по образовательной программе «Вокал» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного  формирования певческих и исполнительских нав...

Образовательная программа "Эстрадный вокал"

В системе художественно-эстетического воспитания вокальное пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности....

Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»

Конспект занятия «Работа над ансамблем.  Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»...

Дополнительная образовательная программа "Эстрадный вокал" (стартовая ступень)

Образовательная программа используется как первая (стартовая) ступень обучения вокалу детей в возрасте 6-10 лет и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм органи...