Программа "эстрадный вокал" (5-6 лет обучения)
рабочая программа по музыке на тему

Рудская Ольга Михайловна

 

Программа  обучения  эстрадно-джазовому  вокалу  ставит  своей  целью  дать  возможность  ученикам  получить  основы  вокального и  музыкального  образования. Основные задачи предмета развивать  у  ученика:

–  общий  культурный  и  музыкальный  уровень;

–  профессиональные  певческие  навыки;

–  устойчивое  дыхание  на  опоре;

–  ровность  звучания  на  протяжении  всего  диапазона  голоса;

–  высокую  вокальную  позицию  и  точное  интонирование;

–  дикционные  навыки,  чёткую  и  ясную  артикуляцию;

–  орфоэпические  навыки  в  разговорной  и  певческой  речи.

– в работе  над  звуком  не  допускать  форсированного  звучания, приносящего  непоправимый  вред.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_estradnomu_vokalu_5-6let.doc85.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Детская  Школа  Искусств  №5».

 

 

эстрадное пение

(5-6  лет)

дополнение к примерным учебным программам

                                                             

                                                   Преподаватель высшей категории ДШИ  №5

                                                   Рудская  О.  М.

                               

г. Курск  –  2008г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

                                                               Чистая  душа  рождает  чистый  голос!  

         Эстрадная  и  джазовая  музыка  является  одним  из  ведущих  массовых  жанров.  Эстрадная  специализация  в  детской  музыкальной  школе  призвана  воспитывать  художественный  вкус  у  школьников,  правильно  ориентировать  их  в  области  эстрадной  и  джазовой  музыки,  подготовить  наиболее  одарённых  детей  к  поступлению  в  профессиональные  музыкальные  заведения.

Приступая к работе с учащимся, преподаватель должен оценить  и развить основные свойства певческого голоса:

1.Звуковысотный  диапазон.

2.Динамический  диапазон  на  различной  высоте  голоса.

3.Плавные  регистровые  переходы.

4.Ровность  на  различных  гласных.

5.Степень  напряжённости.

6.Вокальная  позиция.

7.Качество  дикции:  разборчивость,  осмысленность,  грамотность.

8.Тембр:  богатство  обертонами,  качество  вибрато,  полётность  и  звонкость.

9.Выразительность  исполнения.      

    Программа  обучения  эстрадно-джазовому  вокалу  ставит  своей  целью  дать  возможность  ученикам  получить  основы  вокального и  музыкального  образования. Основные задачи предмета развивать  у  ученика:

–  общий  культурный  и  музыкальный  уровень;

–  профессиональные  певческие  навыки;

–  устойчивое  дыхание  на  опоре;

–  ровность  звучания  на  протяжении  всего  диапазона  голоса;

–  высокую  вокальную  позицию  и  точное  интонирование;

–  дикционные  навыки,  чёткую  и  ясную  артикуляцию;

–  орфоэпические  навыки  в  разговорной  и  певческой  речи.

– в работе  над  звуком  не  допускать  форсированного  звучания,           приносящего  непоправимый  вред.

Выбирая вокальное произведение,  необходимо учитывать   вокально-музыкальную  подготовку  учащегося; подбирать  репертуар  по  степени  трудности  в  каждом  отдельном  случае; составлять  концертный  репертуар  из  произведений,  пройденных  с педагогом.

Методы  и  приёмы  вокальных  занятий.

1.Демонстрационный.

2.Игровой.

3.Словесный.

4.Метод  наблюдений.

5.Метод  упражнений.

     Педагог  не  только  учит  петь,  но  и  помогает  личности  развиваться,  опираясь  на  основные  моральные  и  нравственные  критерии  понятия  добра  и  зла.  Такие  качества,  как  доброта,  искренность,  обаяние,  открытость  в  сочетании  с  мастерством  должны  сопровождать  артиста  всю  жизнь.

    Программа  рассчитана    на  5-и  летний  курс  обучения.  За  это  время  учащийся  должен  овладеть  полным  объёмом  знаний  и  навыков,  предусмотренных  данной  программой.  

    Начиная  со  второго  класса,  ученик  получает  дополнительные  часы  ансамблевого  пения.  Количество  участников  ансамбля  зависит  от  замысла  исполняемого  произведения  (от  2-х  и  более  человек).

    Со  2-его  класса  учащийся,  помимо  экзаменов,  должен  не  менее  2-х  раз  в  году  выступить  на  академических  концертах.

    Окончивший  5-и  летний  курс  обучения,  получает  первоначальное  музыкальное  образование,  пополняет  кадры  коллективов  художественной  самодеятельности.  Особо  одарённые  учащиеся  готовятся  к  поступлению в профессиональные  учебные  заведения  (VI*  класс).

ПЕРВЫЙ  КЛАСС.

     Вокальное  воспитание  певца  неразрывно  связано  с  развитием  его  музыкальных  данных  и  общего  культурного  уровня.

    В  результате  первого  года  обучения учащийся  должен  иметь  элементарное  представление  о  голосовом  аппарате,  о  резонаторах. Знать,  как  правильно  устанавливается  корпус  при  пении.  Научить  ребёнка  правильно  пользоваться  певческим дыханием,  правильно  певчески  формировать  гласные  в  сочетании  с  согласными,  пользоваться  средним  регистром,  петь  интервалы  в  медленном  темпе:  большую  и  малую  секунду,   большую  и  малую  терцию  и,  возможно,  кварту.  Особый  контроль  педагог  должен  осуществлять  над  чистотой  интонацией  ученика,  а  также  чутко  следить за  тем,  чтобы  не  было  форсированного  звука.

    В  течение  учебного  года  учащийся  1-ого  класс  обязан  проработать:

–  не  менее  2-х  вокализов,  

–  одну  народную  и  одну  авторскую  песню (в  случае  благополучного  освоения  навыков  звукоизвлечения).

На  переводном  экзамене  из  1-ого  во  2-ой  класс  ученик  исполняет:

–  один  вокализ,

–  одну  песню  соответствующую  достигнутому  уровню.

ВТОРОЙ  КЛАСС.

     Задача  второго  года  обучения  –   углубить  знания  учащегося  в  области  вокальных  и  музыкальных  навыков,  приобретённых  в  первом  классе.

  В  течение  учебного  года  ученик  должен  работать  над  «сглаживанием»  среднего  регистра,  выравнивать  звучность  гласных  и  добиваться  правильного  чёткого  произношения  согласных.  Особое  внимание  педагог  должен  уделить   работе   учащегося   над  организацией  дыхания,  связанного  с  ощущением  опоры.

   При  работе    с  учеником  над  вокализами  добиваться  плавного  звуковедения,  чувства  движения  мелодии  и  кульминации произведения,  а  в  произведениях  с  текстом  –  смыслового  единства  текста  и  музыки.

   Особый  контроль  педагог  должен  осуществлять  при  выборе  индивидуального  репертуара:  избегать  высокой  или  слишком  низкой  тесситуры,  а  также  эмоциональной  перегрузки,  ведущей  к  форсировке  звука  (в   основном  работать  над  средним  регистром).

   В  течение  учебного  года  учащийся  обязан  работать:  над  упражнениями,  включающие  мажорные  и  минорные  гаммы,  трезвучия,  малое  арпеджио  в  медленном  темпе,  над  диапазоном  голоса,  над  чистотой  интонацией,  над  музыкально-выразительным  исполнением  несложных  произведений.

  Проработать:  –  два  вокализа;

                           –  два  нетрудных  вокальных  произведения  (из  них  одна    

                               народная  песня).

    В течение  учебного  года  учащийся  должен  выступить  на  двух  академических  вечерах.  На  переводном  экзамене  из  2-ого  в  3-ий  класс  учащийся  исполняет  два  произведения  соответствующие  достигнутому  уровню..

ТРЕТИЙ  КЛАСС.

   В  третьем  классе  должна  продолжаться  работа  над  закреплением  всех  полученных  учащимся  музыкальных  и  вокальных  знаний  и  навыков,  а  также  освоением  нового  практического  и  теоретического  материала.

   С  третьего  года  обучения  начинается  кропотливая  работа  над    расширением  диапазона  голоса  учащегося,  а  также  выравниванием  звучности  голоса  на  всём  приобретённом  диапазоне  (знакомство  с  понятием:  «переходные  ноты»).  

  В  течение  учебного  года  ученик  должен  работать  над  развитием  чёткой  дикции,   выразительностью  слова  в  речитативах,  развитием  и  укреплением  певческого  дыхания  и  чистой  интонации.  

   В  зависимости  от  способностей  учащегося  начинается  работа  над  подвижностью  голоса  в  упражнениях,  атакой  звука,  выявлением  тембра,  постановкой  правильного  естественного  вибрато.

    В  процессе  работы  над  текстом  музыкального  произведения,  следует  стремиться  к  созданию  художественного  образа,  используя  эмоциональные  возможности  учащегося,  его  творческую  мысль.

    В  течение  учебного  года  учащийся  должен  выступить  на  двух  академических  вечерах  и  не  менее  двух  раз  в  концертах.

    В  течение  учебного  года  учащийся  3-его  класса  обязан  пройти:

–  3  вокализа  с  наличием  ускоренного  движения;

–  2  произведения  современных  композиторов;

      На  переводном  экзамене  из  3-его  в  4-ый  класс  учащийся  исполняет:

два  разнохарактерных  произведения соответствующие достигнутому  уровню.

ЧЕТВЁРТЫЙ  КЛАСС.

  Четвёртый  год  обучения  должен  дать  возможность  педагогу  выявить  вокально-технические  и  исполнительские  данные  учащегося.

   В  течение  этого  года  учащийся  должен  освоить  мелизмы,  работать  над  сглаживанием  «переходных»  нот  и  подвижностью  голоса,  извлечением  

различных  динамических  оттенков,  а  также  вести  активную  работу  над  укреплением:  певческого  дыхания,  интонации,  чёткой  дикции,  звуковысотного  диапазона,  индивидуального тембра,  образного  мышления.

   Необходимо  развивать  у  учащегося  интерес  к  лучшим  художественным  образцам  эстрадной  и  джазовой  музыки.

   За  год  учащийся  должен  выступить  на  двух  академических  вечерах  и  не  менее  двух  раз  в  открытых  концертах.

На  полугодовом  зачёте  учащийся  исполняет:

–  патриотическую  песню;

–  произведение  современного  композитора.

В  течение  года  учащийся  обязан  проработать:

–  1  джазовое  произведение;

–  1  патриотическую  песню;

–  3  композиторских  произведения;

–  не  менее  двух  ансамблей.

На  переводном  экзамене  из  4-ого  в  5-ый  класс  учащийся  исполняет:

–  джазовое  произведение  или  патриотическую  песню;

–  2 произведения современного  композитора.

ПЯТЫЙ  КЛАСС.

    В  пятом  классе  ведётся  работа  над  совершенствованием  всех  пройденных  вокально-технических  навыков  и  умением  осознанного  освоения  музыкального  репертуара.

   Основная  работа  направлена  на  воспитание  осознанного  воспроизведения  музыкального материала: пение  усложнённых  ритмических  групп  (синкопы,  триоли, ритмические  разночтения,  мелизмы  и  т.д.),  отклонений,  модуляций,  а  также  технических  певческих  приёмов.    

   Необходимо  развивать  у  учащегося  интерес  к  лучшим  художественным  образцам  эстрадной  и  джазовой  музыки, а  также  внутреннюю  мотивацию в  продолжение  занятий  вокалом, самостоятельности  (при  наличии  инструмента  и  определённых  вокальных  способностей  учащиеся  должны  уметь  самостоятельно  работать  над  укреплением  ряда  технических  приемов  и  над  музыкальным  произведением),  музыкального  вкуса,  творческой  инициативы в интерпретации,  импровизации.

    Часть  выпускной  программы  учащийся  должен  спеть  в  конце  первого  полугодия.

    На  выпускном  экзамене  учащийся  исполняет:

–  джазовое  произведение;

–  патриотическую  песню;

–  песня  –  стилизация  или  романс,

–  произведение современного  композитора;

Выпускники  VII-ого    класса  считаются  окончившими  полный  курс  учебного  заведения.  В  VIII*-ой  класс  по  решению  руководства  школы  и  с  учётом  мнения  педагогического  совета  зачисляется  не  более  20  процентов  учащихся  выпускного  класса,  проявивших  профессиональные  способности  и  склонность  к  продолжению  музыкального  образования.

ШЕСТОЙ  КЛАСС*.

     Основная  работа  этого  года  направлена  на  воспитание  профессионального  отношения  к  певческой  деятельности  учащегося:  инициативы  (спонтанного  пения  во  внеурочное  время), самостоятельности  (при  наличии  инструмента  и  определённых  вокальных  способностей  учащиеся  должны  уметь  самостоятельно  работать  над  совершенствованием  ряда  технических   и  исполнительских приемов  и  над  музыкальным  произведением),  музыкального  вкуса  с  учётом  осознанности  и  творческой  активности,  умение  интерпретировать  и   импровизировать  вокальную  мысль,  способность  учащегося  выбирать  репертуар,  соответствующий  стилистическому  образу  и  манере  пения  начинающего  артиста.

    В  течение  года  учащийся  должен  вести  активную  концертную  деятельность,  принимать  участие  в  различных  конкурсных  программах  и  подготовить  программу  для  поступления  в  профессиональное  учебное  заведение.

Примерный  репертуарный  список

I год обучения.

Н.Вакаи                                     Вокализы  №1,4

Ф.Абт                                         Вокализы.

Е.Крылатов                                «Прекрасное  далёко»  из  к\ф  «Гостья  из

                                                                                                              будующего»

                                                     «Крылатые  качели»

                                                     «Колыбельная  медведицы»                                                                                                                      

В.Шаинский                               «Улыбка»

                                                     «Чунга-чанга»

Б.Савельев                                  «Настоящий  друг»

А.Рыбников                                «Буратино»

Г.Гладков                                    «Песня  друзей»

                                                   

В.Протасов                                  «Ромашковая  кошка»

Е.Крылатов                                  «Не  волнуйтесь  понапрасну»

М.Дунаевский                             «33  коровы»

Русские  народные  песни          «Я  на  горку  шла»

                                                      «Во  поле  берёза  стояла»                                                      

                                                      «Со  вьюном  я  хожу»

                                                      «На  горе  то  калина»

И.Николаев                                  «Мельница»

                                                      «Коморово»

Неизвестный  автор                    «Неудачное  свидание»

А.Петров                                      Романс  Настеньки  из  к\ф  «Обедном  гусаре              

                                                                                                      замолвите  слово»

II год обучения.

Ф.Абт                                        Вокализы

И.Дунаевский                           «Песенка  о  капитане»

Ю.Саульский                            «Чёрный  кот»

Р.Паулс                                      «Чарли»

А.Алиханов                               «Ожившая  кукла»

А.Рыбников                               «Буратино»

А.Зацепин                                  «Волшебник  -  недоучка»

М.Дунаевский                           «Песня  красной  шапочки»                                                    

                                                    «Песенка  о  весёлом  ветре»

И.Николаев                                «Маленькая  страна»

                                                     «Мужичок  сгармошкой»

В.Добрынин                               «Бабушки  -  старушки»

Русские  народные  песни        «Вдоль  по  улице  метелица  метёт»

Сл.  Г.Державина                      «Пчёлочка  златая»

                                                    «Светит  месяц»

                                                    «Посею  лебеду  на  берегу»

А.Варламов                                «Семь  нот»

                                                     «Дождливый  денёк»

                                                     «Спляшем,  Ваня»

Л.Вихорева                                 «Влюблённый  медведь»

Т.Савин                                       «Песенка  о  маме»

                                                       

III год обучения.

М.Дунаевский                           «Непогода»

                                                    «Цветные  сны»

А.Иванов                                    «Летела  гагара»

А.Морозов                                  «В  горнице»

И.Николаев                                «Мельница»

                                                    «Комарово»

                                                    «Хрустальное  сердце  мальвины»

                                                    «День  рожденья»

А.Бабаджанян                            «Лучший  город  земли»

                                                    «Королева  красоты»

М.Таривердиев                          «Маленький  принц»

Т.Хренников                               «Московские  окна»

А.Лепин                                      «Песенка  о  хорошем  настроении»

А.Петров                                     «Я  шагаю  по  Москве»

А.Зацепин                                    «Песенка про  иедведей»

О.Фельцман                                 «Ландыши»

А.Пахмутова                                «Хорошие  девчата»

Д.Тухманов                                  «Аист  на  крыше»

А.Мажуков                                   «Возьми  меня  с  собой»

С.Смирнов                                    «Судак-чудак»

Л.Вихорева                                   «Новая  сказка»

К.Певзнер                                      «Оранжевая  песенка»

Ю.Верижников                             «Семь  нот»

И.Орехов                                       «Маленький  блюз»

А.Пугачёва                                    «Папа  купил  автомобиль»

М.Блантер                                      «Катюша»

IV  год обучения.

К.Кельми                               «Замыкая  круг»

М.Дунаевский                       «Ветер  перемен»

                                                «Лев  и  брадобрей»

                                                «Гадалка»

В.Резников                             «Домовой»

П.Аедоницкий                       «Радоваться  жизни»

А.Пугачёва                             «Звёздное  лето»

В.Качалов                              «Ах,  школа,  школа»

                                                «Герой  не  моего  романа»

А.Зацепин                              «До  свиданья,  лето»

А.Пахмутова                         «Мелодия»

                                                «Нежность»

И.Дунаевский                       «Колыбельная»  из  к\ф  «Цирк»

Ю.Акулов                             «Клён»

В.Семёнов                             «Звёздочка  моя»

В.Добрынин                          «Родная  земля»

В.Соловьёв-Седой                «Вечер  на  рейде»

Н.Богословский                    «Тёмная  ночь»

А.Новиков                             «Смуглянка»

                                                «Эх,  дороги»

Я.Френкель                            «Журавли»

В.Баснер                                 «На  безымянной  высоте»

К.Санторо                               «Песенка  шофёра»

В.Резников                              «Половинка»

М.Дунаевский                         «Леди  совершенство»

                                                  «Ах,  этот  вечер»

А.Рыбников                             «Последняя  поэма»

Р.Роджерс                                «Голубая  луна»

Д.Гершвин                               «Летом»

А.Мажуков                              «Очень  хорошо»

Ю.Антонов                              «Маки»

О.Иванов                                 «Олеся»                                

А.Макаревич                          «Поворот»

                                                 «За  тех,  кто  в  море»

М.Минков                               «А  знаешь,  всё  ещё  будет»

                                                 «Куда  уходит  детство»

А.Бабаджанян                         «Ноктюрн»

В.Чайка                                    «Полёт  на  дельтаплане»

Ал.  Макаревич                       «Осень»

Р.Горобец                                «До  свиданья»

К.Листов                                  «В  землянке»

Э.Колмановский                     «Алёша»

В.Баснер                                  «На  безымянной  высоте»

V год обучения. 

Примерные  выпускные  программы

1.  М.Таривердиев   «Маленький  принц»

     П.Аедоницкий    «Радоваться  жизни»

     М.Дунаевский     «Гадалка»

     И.Дунаевский      «Колыбельная»  из  к\ф  «Цирк»

2.  А.Пугачёва          «Папа  купил  автомобиль»

     В.Резников          «Половинка»

     А.Рыбников         «Последняя  поэма»

     А.Мажуков          «Очень  хорошо»

3.  В.Чайка                 «Полёт  на  дельтоплане»

     А.Бабаджанян      «Лучший  город  земли»

     В.Семёнов            «Звёздочка  моя»

     Ю.Акулов             «Клён»

 

4. А.Бабаджанян         «Ноктюрн»

    В.Добрынин            «Родная  земля»

    А.Макаревич           «Поворот»

    Н.Богословский       «Тёмная  ночь»

VI*  год обучения.

В.Резников                              «Карточный  домик»

Е.Крылатов                             «Песня  о  надежде»

М.Минков                               «Спасибо,  музыка»

И.Якушенко                            «Папа, мама  и  я»

В.Дашкевич                            «Ты  не  ангел»

                                                 «Зимний  сад»

М.Минков                               «Не  отрекаются  любя»

                                                 «Эти  летние  дожди»

А.Мон                                      «Алмаз»

О.Газманов                              «Офицеры»

                                                  «Мама»

В.Меладзе                                «Самбо  белого  мотылька»

                                                  «Ночь  накануне  Рождества»

Э.Дмитров                               «Арлекино»

П.Булахов                                «Колокольчики  мои»

                                                  «Гори,  гори,  моя  звезда»

А.Обухов                                 «Калитка»

Н.Харито                                 «Отцвели  уж  давно  хризантемы»

А.Петров                                  Романс  Настеньки  из  кинофильма  

                                                 «О  бедном  гусаре  замолвите  слово»

                                                 «А  на  последок  я  скажу»

                                                 «Любовь  волшебная  страна»

Ф.Лей                                      «Какая  странная  судьба»

М.Легран                                 «Буду  ждать  тебя»  из  кинофильма                                                    

        «Шербургские    зонтики»

Дж.Герман                               «Хэлло,  Долли!»  из  мюзикла «Хэлло,  Долли!»

                                                  «Мэйм»  из  мюзикла  «Мэйм»

Л.Бернстайн                            «Мария  из  мюзикла  «Вестсайдская  история»

Р.Роджерс                                «Мои  любимые  вещи»  из  мюзикла  «Звуки

                                                                                                                     музыки»

Дж.Кандер                               «Кабаре»  из  мюзикла  «Кабаре»

А.Рыбников                             «Ария  Звезды»  из  спектакля  «Жизнь  и  

                                                   смерть  Хоакина  Мурьеты»

А.Зацепин                                «Ищу  тебя»  из  к\ф  «31  июня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эстрадный вокал»

Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образовани...

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

программа обучения Вокал

Программа обучения эстрадно-джазовому вокалу, состоящая из трех этапов и расчитанная на 3 учебных года...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

Опыт дистанционного обучения на уроках вокала

Актуальность развития дистанционных форм обучения для всех стран мира очевидна. Особенно явно это стало видно на фоне последних событий в мире – пандемии новой коронавирусной инфекции, когда шко...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...