программа обучения Вокал
рабочая программа по теме

Туманов Александр Евгеньевич

Программа обучения эстрадно-джазовому вокалу, состоящая из трех этапов и расчитанная на 3 учебных года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obucheniya_bez_fotografiy.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА

вокально-эстрадной студии

«Муромская фабрика звезд»

руководитель –

педагог дополнительного образования

Туманов А.Е.

о. Муром


Программное содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи
  3. Методы, формы, этапы реализации
  4. Краткая характеристика участников программы
  5. Учебно-тематический план
  6. Содержание курса
  7. План воспитательной работы
  8. Методическая деятельность
  9. Оценка результативности деятельности
  10. Список литературы

I. Пояснительная записка

«Музыка способна оказывать известное воздействие на эстетическую сторону души: и раз музыка обладает такими свойствами то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

Аристотель.

Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. Чтобы стать настоящим виртуозом певец должен научится «играть» на своем природном инструменте. Богат красками человеческий голос. Певец способен передать ми всю гамму человеческих чувств. Но голос требует заботы и бережного отношения. Обучаясь пению, воспитанники учатся лучше использовать все богатства своего голоса – этого бесценного дара, которым одарила его природа.

Музыкальное образование призвано, целенаправленно реализовать на музыкальных занятиях процесс развития у детей способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.

Один из важных факторов гуманизации дополнительного образования – развитие музыкальной культуры ребенка. Под музыкальной культурой личности ребенка подразумевается индивидуальный социально-художественный опыт личности, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей, это интегративное свойство личности, главнейшим показателем которого являются:

Музыкальная развитость.

Любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность а различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность.

Музыкальная образованность.

Вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям.

Деятельность вокально-эстрадной студии «Фабрика звезд» начинается с диагностики музыкальных задатков и способностей:

  1. Музыкальный слух, включающий в себя основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности. Звуковысотный относительный слух и его разновидность – мелодический слух;
  2. Ладовое чувство как способность эстетически различать ладовые функции различных звуков мелодии, чувствовать эмоционально-художественную выразительность;
  3. Музыкально-слуховые представления, способность к слуховому представлению;
  4. Чувство ритма - музыкально-ритмическое чувство, как способность активно, в том числе и двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его;
  5. Тембровый слух как способность слышать и различать тембры различных музыкальных инструментов и голосов;
  6. Гармонический слух как дальнейшая ступень развития звуковысотного слуха – это способность слышать музыкальное многоголосие (гармония и полифония).

Певческая деятельность вызывается стремлением человека удовлетворить свои интересы, свою потребность. Чаще всего к знаниям пения молодого певца толкает любовь к нему и то большое удовольствие, которое он получает от обучения.

Певец, прежде чем выйти на сцену должен овладеть целым комплексом дополнительных навыков. Научится владеть не только голосом, но и актерским мастерством, элементами хореографии и пластики, а так же уметь грамотно обращаться  с микрофоном и другими техническими средствами, необходимыми ему для  полноценного выступления.

Для певца основным выразительным средством является ГОЛОС и поэтому его совершенная обработка позволяет с большой гибкостью и полнотой эмоционально выражать в прекрасной вокальной форме. Это является одной из основных забот певца и педагога.

Мастерство в вокальном искусстве.

Мастерство в вокальном искусстве – это умение владеть большим количеством навыков и употреблять их так, как требует творческая задача.

Пение – единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирование красивого музыкального певческого тона, умелого сохранения его на всем диапазоне и гибкого изменения, но и одновременно, ясного и четкого донесения до слушателя смысла слов поэтического текста.

Дикционная четкость – столь же необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Профессионализм требует умения органически сочетать слово и вокальный звук. Достижение чистоты и естественности произнесения слова при сохранении всех лучших вокальных качеств голоса, для всех обучающихся петь достаточно трудная задача.

Вокальность и слово – две стороны единого процесса пения, взаимовлияющие друг на друга, так как производятся они единым голосовым аппаратом.

В воспитании голоса ученика основное место занимает совершенствование слуха, под контролем которого идет развитие всех вокальных качество. Развитие голоса совершается на определенном целесообразно подобранном музыкальном материале. Педагог сам должен хорошо владеть голосом, а ученик – способностью к подражанию. Во всех случаях учитываются индивидуальные способности ученика. Педагог обязан уметь показать и рассказать то, чего он хочет добиться у ученика, знать и уметь подбирать нужный музыкальный материал, использовать методику упражнений. Упражнения – важный вид музыкального материала. Они подбираются индивидуально.

Для качественного исполнения важную роль играет методика его разучивания. Обучающийся должен освоить методику работы над песней для того , чтобы быстрее осваивать обширный разнообразный репертуар.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Она нацелена на многогранное развитие обучающихся. В процессе обучения учащийся не только приобретает знания о певческом голосообразовании, но у него формируются и совершенствуются вокально-технические приемы, музыкально-эстетический вкус, навыки актерского мастерства, исполнительские задатки, эрудиция, память, воображение, речь, воля.

Таким образом, в процессе обучения происходит становление личности, раскрывается ее творческий потенциал.


II. Цель и задачи

Цель:

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, художественного вкуса, воспитание интереса к эстрадному вокалу.

Задачи образовательные:

  1. Обучение основам эстрадного вокала и применение их на практике.
  2. Развитие певческого голоса.
  3. Обучение технике владения микрофоном.
  4. Обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания.
  5. Обучение многоголосному пению.

Задачи развивающие:

  1. Развитие вокально-хорового звучания.
  2. Формирование музыкальной памяти, вокальной артикуляции, координации деятельности.
  3. Развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса.
  4. Развитие художественной музыкально-эстетической фантазии.
  5. Формирование навыков певческой эмоциональности.

Задачи воспитательные:

  1. Воспитание культуры поведения.
  2. Воспитание коммуникабельности и психологически устойчивого исполнения.


III. Методы, формы и этапы реализации.

Методические принципы проведения занятий:

  1. Познание прекрасного в реальной действительности – на занятиях осуществляется через создание нравственно-эстетических ситуаций, которые служат смысловым импульсом в процессе духовно-эмоционального постижения детьми различных жизненных ситуаций.

  1. Единство эмоционального и рационального начал – повышенная эмоциональная насыщенность занятий.

  1. Творческая поисковая деятельность – занятия строятся как цельная динамическая композиция.

Схема ведущих компонентов музыкальности


Принципы:

  1. Принципы индивидуальности (предполагающий учет индивидуальных способностей и возможностей обучающихся).

  1. Принципы сознательности (предполагает заинтересованное, а не механическое усвоение обучающимися необходимых знаний и умений).
  2. Принципы развивающегося обучения (постепенное увеличение темпов обучения, переслаивание нового с ранее изученным).

  1. Принципы свободы выбора, самореализации и инициативы (возможность обучающегося участвовать в выборе и подготовке репертуара).

  1. Принципы от простого к сложному.

Этапы реализации.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения.

  1. Этап – 1 год обучения.

Цель: Формирование умений и навыков свободного вдоха и выдоха, полного расслабления мышц, задействованных в процессе образования звука, чистоты интонирования.

  1. Этап – 2 год обучения.

Цель: Совершенствование умений и навыков, способствующих повышению качества пения.

  1. Этап – 3 год обучения.

Цель: Развитие творчества на более высоком уровне, возможность самостоятельно выбирать материал, индивидуальные аранжировки.


V. Учебно-тематический план

1 год обучения

Вокал


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

История и развитие эстрадного вокального искусства

2

2

2

Творчество знаменитых эстрадных певцов

2

2

3

Направления вокально-эстрадного искусства

3

3

4

Анатомия голосового аппарата

1

1

5

Способы звукоизвлечения голосовым аппаратом

1

1

2

6

Изучение и анализ индивидуальных способностей учеников

14

14

7

Коррекция речи и работы речевого аппарата

12

12

8

Технические вокальные упражнения на постановку и развитие голоса

72

72

9

Хоровое пение и его особенности

1

30

31

10

Упражнения на формирование правильного дыхания

1

15

16

11

Индивидуальный подбор пьес их разучивание и исполнение

1

64

65

ИТОГО:

220

Актерское мастерство


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Беседы о театральном искусстве

1

1

2

Действие – основа сценического искусства

1

1

3

Основные направления в театральном искусстве

1

1

4

Элементы сценического действа:

  1. Настройка к действию;

1

1

2

  1. Преодоление мышечных зажимов;

1

1

  1. Преодоление неблагоприятных сценических условий;

1

3

4

  1. Восприятие и наблюдательность;

1

1

2

  1. Действие в условиях замысла;

1

1

2

  1. Развитие артистической смелости и непосредственности;

1

5

6

  1. Действие с воображаемым предметом;

1

3

4

  1. Взаимодействие с партнером;

1

3

4

  1. Группировки и мизансцены;

1

3

4

  1. Характерность действия;

1

1

2

  1. Сценический этюд.

1

5

6

ИТОГО:

40

Работа с микрофоном


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Разновидности микрофонов, их назначение и устройство.

1

1

2

2

Правила использования микрофонов, уход и хранение.

1

1

2

3

Основные приемы использования вокального микрофона при сольном пении.

2

8

10

4

Работа со студийным вокальным микрофоном в студии.

1

15

16

ИТОГО:

30

Постановка номера.


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Основные законы драматургии

1

1

2

Разновидности постановки сольных вокальных номеров

1

1

3

Использование элементов сольной хореографии в вокальном номере

1

4

5

4

Актерское мастерство в вокальном номере

1

1

5

Подбор костюма для сольного вокального номера

1

1

6

Театрализация сольного вокального номера

2

8

10

ИТОГО:

19

Психология


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Психологическая настройка исполнителя на исполнение номера

1

4

5

2

Методики и тренинги преодоления страха и тревожности.

1

4

5

3

Преодоление застенчивости и приобретение уверенности в себе

1

2

3

4

Упражнения на развитие общительности

2

2

ИТОГО:

15


2 год обучения

Вокал


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Технические вокальные упражнения на развитие голоса

45

45

2

Способы передачи характера пьесы голосовыми оттенками.

1

9

10

3

 Певческое вибрато и способ его извлечения.

1

9

10

4

Развитие и тренировка правильного дыхания при исполнении сложных вокальных пьес.

1

9

10

5

Формирование низкой и высокой певческой форманты

1

18

19

6

Упражнения на расширение музыкального диапазона.

27

27

7

Двухголосное пение

2

18

20

8

Хоровое двухголосное пение

18

18

9

Разучивание и исполнение русских народных песен акапелло

12

12

10

Исполнение пьес дуэтом и трио

9

9

11

Постановка и исполнение сольных и коллективных номеров на сцене

2

18

20

12

Реализация элементов хореографии, театрализации и бэк-вокала при исполнении сольных и коллективных номеров на сцене

2

36

38

ИТОГО:

238

Актерское мастерство


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Поиск сценического образа

1

2

3

2

Создание сценического образа при исполнении вокального номера

1

8

9

3

Расстановка и взаимодействие партнеров при исполнении коллективных вокальных номеров на сцене

1

9

10

4

Оформление сцены театральным реквизитом при исполнении сольных и коллективных вокальных номеров

1

9

10

5

Поиск и формирование контакта артиста и зрителя.

1

4

5

6

Методика и разновидности взаимодействия артиста со зрителем

1

4

5

7

Основы и правила поведения артиста на сцене при возникновении различных «нештатных ситуаций»

1

3

4

ИТОГО:

46

Работа с техническим оборудованием


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Способы извлечения различных звуковых оттенков при использовании возможностей вокального микрофона

5

5

2

Актерские трюки с вокальным микрофоном, эстетика, красота и изящество

3

3

3

Сценические звуковые мониторы, их расстановка и использование.

1

2

3

4

Основы и правила работы исполнителя в студии

1

9

10

5

Студийное оборудование, используемое для записи и обработки голоса певца, его назначение и использование

1

1

2

ИТОГО:

23

Психология


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Стресс. Модель стресса. Выходы из стресса

1

2

2

2

Борьба с волнением и страхом

1

3

4

3

Освоение навыков релаксации. Сеансы релаксации

1

4

5

4

Упражнения на развитие общительности

5

5

5

Критика. Как извлекать пользу из критики. Как критиковать правильно

1

1

ИТОГО:

17

3 год обучения

Вокал


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Технические упражнения на совершенствование вокального искусства

32

32

2

Технические упражнения на дыхание

28

28

3

Эстетика использования голосовых оттенков, певческого вибрато при формировании характера и образа пьесы

1

9

10

4

Многоголосное пение

1

36

37

5

Самостоятельный поиск вокальных партий в многоголосном пении

1

18

19

6

Формирование устойчивости исполнения вокальной партии в многоголосном пении

1

12

13

7

Эстетика и гармония использования многоголосия в вокальном исполнении

1

4

5

8

Многоголосное исполнение русских народных песен акапелло

36

36

9

Анализ творчества и формирования индивидуума в вокально-эстрадном искусстве

2

2

10

Самостоятельный подбор и наращивание репертуара

45

45

11

Практическая сценическая работа.

45

45

ИТОГО:

272

Актерское мастерство


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Формирование собственного восприятия сценического образа

1

5

6

2

Анализ смысловой нагрузки вокального произведения, развитие творческой фантазии. Ассоциативный подход к образу и характеру произведения.

1

5

6

3

Тренинги на развитие мимики и пластики.

9

9

4

Практика создания вокальных мини-спектаклей

1

9

10

ИТОГО:

31

Техническое оборудование


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Световое и пиротехническое оборудование сцены, его разновидности и назначение

1

1

2

Использование возможностей светового оформления вокального номера

1

2

3

3

Методика создания графиков светового оформления вокального номера

1

1

2

4

Формирование световых картин для подчеркивания характера вокального номера

1

3

4

ИТОГО:

10

Шоу-бизнес


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

История развития шоу-бизнеса в нашей стране и за рубежом

1

1

2

Направления, структура, финансово-экономическая и политическая стратегия шоу-бизнеса

1

1

3

«Действующие лица» шоу-бизнеса:

продюсеры, композиторы, поэты, артисты и их профессиональные взаимоотношения.

2

2

4

Цель, политика и стратегия поведения артиста в шоу-бизнесе

1

1

ИТОГО:

5

Психология


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Психология и основы морали взаимодействия артиста и публики.

1

1

2

2

Психология и стратегия поведения артиста в шоу-бизнесе

1

1

3

Понятие - «Эстрадная звезда». Факторы, влияющие на популярность артиста

1

1

4

Как стать «Звездой» и как ею остаться.

1

1

5

Беседа «О том, чего никогда не нужно делать».

1

1

ИТОГО:

6

VI. Содержание курса

1 год обучения

Вокал

Тема

Краткое описание

История и развитие эстрадного вокального искусства

Ознакомление учеников с историей развития эстрадного вокального искусства в нашей стране и за рубежом

Творчество знаменитых эстрадных певцов

Знакомство учеников с творчеством популярных эстрадных исполнителей, их репертуаром, стилем исполнения

Направления вокально-эстрадного искусства

Джазовые исполнители, Исполнители Рок-музыки, Поп-музыка, особенности и отличия.

Анатомия голосового аппарата

Анатомическое устройство голосового аппарата: устройство гортани, голосовых связок, ротовой полости, резонансных пазух. Работа голосового и артикуляционного аппарата, взаимодействие его составляющих.

Способы звукоизвлечения голосовым аппаратом

Особенности звукоизвлечения и влияние различных частей голосового и артикуляционного аппарата на характер звука, его тембр и силу.

Изучение и анализ индивидуальных способностей учеников

Индивидуальное прослушивание учеников. Анализ их исполнительского уровня. Анализ работы голосового и артикуляционного аппарата.

Коррекция речи и работы речевого аппарата

Устранение недостатков произношения гласных и согласных звуков, формирование правильной позиции и работы гортани при звукоизвлечении.

Технические вокальные упражнения на постановку и развитие голоса

Систематические вокальные упражнения с целью правильной постановки голоса, певческой артикуляции, его общего развития и совершенствования.

Хоровое пение и его особенности

Коллективное исполнение музыкальных произведений с целью научить детей слушать себя и других, гармонично вплетать свой голос в общее звучание.

Упражнения на формирование правильного дыхания

Формирование правильного вдоха, выдоха, развитие диафрагмального дыхания, способов дыхания и правильного его распределения в процессе исполнения музыкального произведения.

Индивидуальный подбор пьес их разучивание и исполнение

Индивидуальный подбор музыкальных пьес с учетом вокального уровня учащегося, с последующим их разучиванием и исполнением.


Актерское мастерство


п/п

Тема

Краткое описание

1

Беседы о театральном искусстве

История театра и театрального искусства.

2

Действие – основа сценического искусства

Понятие действия, формы, способы и разновидности сценического действия.

3

Основные направления в театральном искусстве

Направления театрального искусства в нашей стране и за рубежом, его разновидности.

4

Элементы сценического действа:

  1. Настройка к действию;

Способы и методика самонастройки на сценический образ.

  1. Преодоление мышечных зажимов;

Физические и психологические упражнения, способствующие мышечному раскрепощению тела.

  1. Преодоление неблагоприятных сценических условий;

Психологическая и физическая приспособляемость к неблагоприятным сценическим условиям.

  1. Восприятие и наблюдательность;

Формирование способности правильно воспринимать и чувствовать окружающую психологическую атмосферу и физическую обстановку театрального действа. Развитие наблюдательности и внимания.

  1. Действие в условиях замысла;

Развитие способности адекватно реагировать и воспринимать характер, цель и логическую нить действа.

  1. Развитие артистической смелости и непосредственности;

Тренинги на развитие смелости и непосредственности в окружающей обстановке.

  1. Действие с воображаемым предметом;

Формирование пластики, психологической, физической реакции и действие с воображаемым предметом или явлением

  1. Взаимодействие с партнером;

Способы взаимодействия с партнером в условиях сценического действия.

  1. Группировки и мизансцены;

Способы коллективной расстановки по сценической площадке сообразно с условием замысла. Варианты формирование физической картины действия.

  1. Характерность действия;

Характер героя, характер действия и их общая гармония.

  1. Сценический этюд.

Понятие – сценический этюд и его разновидности. Специфика создания сценического этюда.

Работа с микрофоном


п/п

Тема

Краткое описание

1

Разновидности микрофонов, их назначение и устройство.

Вокальные, инструментальные микрофоны. Радиомикрофоны, Радиомикрофонные гарнитуры их устройство, отличия и область применения

2

Правила использования микрофонов, уход и хранение.

Способы использования различных типов микрофонов, специфика ухода за ними и их хранение.

3

Основные приемы использования вокального микрофона при сольном пении.

Основные приемы техники владения вокальным микрофоном.

4

Работа со студийным вокальным микрофоном в студии.

Практическое изучение специфики работы со студийным вокальным микрофоном в условиях студии.


Постановка номера


п/п

Тема

Краткое описание

1

Основные законы драматургии

Знакомство с основными правилами и законами драматургии, постановками сценических картин.

2

Разновидности постановки сольных вокальных номеров

Стиль и разновидности постановки и исполнения сольных вокальных номеров. Используемые для этой цели ресурсы.

3

Использование элементов сольной хореографии в вокальном номере

Правила и способы гармоничного сочетания пения и хореографии в вокальном номере.

4

Актерское мастерство в вокальном номере

Использование элементов актерского мастерства в вокальном номере.

5

Подбор костюма для сольного вокального номера

Правила и основы эстетики при подборе сценического костюма для исполнения вокального номера. Стилистика и характер сценического костюма.

6

Театрализация сольного вокального номера

Варианты и способы использования театрального реквизита при создании вокального номера.

Психология


п/п

Тема

Краткое описание

1

Психологическая настройка исполнителя на исполнение номера

Теория и тренинги позволяющие сосредоточиться, успокоится, войти в образ и обрести психологическое равновесие.

2

Методики и тренинги преодоления страха и тревожности.

Теория и практика использование психологических тренингов для приобретения уравновешенного состояния духа.

3

Преодоление застенчивости и приобретение уверенности в себе

Практика и тренинги на повышение самооценки и общего поднятия духа личности.

4

Упражнения на развитие общительности

Упражнения и игры, позволяющие развивать и совершенствовать искусство общительности.


Знания:

  1. Анатомия и физиология певческого аппарата.
  2. Правильное звукообразование и дыхание.
  3. Приемы преодоления тревожности.
  4. Социальные навыки.
  5. Элементы сценического действа.
  6. Приемы работы с микрофоном.

Умения:

  1. Умение правильно дышать, чувствовать свободу и удобство во время пения.
  2. Чистое интонирование, задействование нужных мышц.
  3. Преодоление страха при выступлении.
  4. Основные навыки владения микрофоном.
  5. Умение использовать элементы хореографии и актерского мастерства в вокальном номере.

2 год обучения

Вокал


п/п

Тема

Краткое описание

1

Технические вокальные упражнения на развитие голоса

Систематические упражнения: попевки, вокализы. Упражнения на дыхание.

2

Способы передачи характера пьесы голосовыми оттенками.

Обучение нюансам вокального искусства способствующим передачи характера пьесы.

3

 Певческое вибрато и способ его извлечения.

Формирование певческого вибрато: тембровое вибрато, амплитудное вибрато и их комбинации. Освоение техники микстового вибрато.

4

Развитие и тренировка правильного дыхания при исполнении сложных вокальных пьес.

Упражнение на дыхание: «Паровозик», «Задуй свечу». Тренировка на длительность выдоха.

5

Формирование низкой и высокой певческой форманты

Упражнения на тренировку и развитие амплитудной динамики голоса и его тембровой окраски.

6

Упражнения на расширение музыкального диапазона.

Систематические упражнения: широкодиапазонные попевки, вокализы, глиссандо.

7

Двухголосное пение

Исполнение канонов, двухголосных русских народных песен и технических этюдов.

8

Хоровое двухголосное пение

Исполнение канонов, двухголосных русских народных песен и технических этюдов в условиях коллективного исполнения.

9

Разучивание и исполнение русских народных песен акапелло

Занятия на развитие слуха и слуховой гармонии путем коллективного исполнения русских народных песен без музыкального сопровождения.

10

Исполнение пьес дуэтом и трио

Разучивание и исполнение эстрадных и народных песен различным количественным составом исполнителей.

11

Постановка и исполнение сольных и коллективных номеров на сцене

Теория и практика основ комплексной постановки и отработки сольных и коллективных вокальных номеров.

12

Реализация элементов хореографии, театрализации и бэк-вокала при исполнении сольных и коллективных номеров на сцене

Практическое применение широко используемых элементов оформления сольных и коллективных вокальных номеров.


Актерское мастерство


п/п

Тема

Краткое описание

1

Поиск сценического образа

Теория и способ поиска сценического образа, оптимально подходящего к исполняемой пьесе.

2

Создание сценического образа при исполнении вокального номера

Практика создания и отработки сценического образа, к исполняемой пьесе.

3

Расстановка и взаимодействие партнеров при исполнении коллективных вокальных номеров на сцене

Теория и практика создания зрелищного взаимного расположения и взаимодействия партнеров во время исполнения вокальных номеров.

4

Оформление сцены театральным реквизитом при исполнении сольных и коллективных вокальных номеров

Теория и практика гармоничного и зрелищного оформления сцены различными атрибутами театрального реквизита. Создание театральной картины действия в вокальном номере.

5

Поиск и формирование контакта артиста и зрителя.

Варианты налаживания контакта артиста со зрителем во время исполнения вокального номера.

6

Методика и разновидности взаимодействия артиста со зрителем

Методы и способы контакта. Игровые моменты: хореография, вокал, театрализация со зрителем и их комбинация.

7

Основы и правила поведения артиста на сцене при возникновении различных «нештатных ситуаций»

Теория и практика формирования  поведения и реакции артиста при возникновении ситуаций, не предусмотренных в вокальном номере: технические неисправности, неадекватная реакция зрителя и т. п.

Работа с техническим оборудованием.


п/п

Тема

Краткое описание

1

Способы извлечения различных звуковых оттенков при использовании возможностей вокального микрофона

Вариации тембра голоса, искусственное амплитудное вибрато, «эффект телефонной трубки», голосовые атаки и затухания.

2

Актерские трюки с вокальным микрофоном, эстетика, красота и изящество

Как правильно и красиво держать микрофон, изящно и эффектно его использовать в процессе исполнения вокального номера.

3

Сценические звуковые мониторы, их расстановка и использование.

Что такое монитор, разновидность тыловых мониторов, варианты и правила их расстановки на сцене.

4

Основы и правила работы исполнителя в студии

Понятие – звуковая студия записи, ее назначение. Запись голоса  и последующее наложение его на фонограмму.

5

Студийное оборудование, используемое для записи и обработки голоса певца, его назначение и использование

Изучение и практическая работа со студийным оборудованием. Правила обработки вокала и фонограммы. Технология и способы обработки записи. Эффекты применяемые для обработки и украшения голоса и фонограммы.

Психология


п/п

Тема

Краткое описание

1

Стресс. Модель стресса. Выходы из стресса

Понятие – стресс, его влияние на поведение человека. Теория и практические тренинги по выходу из стрессового состояния.

2

Борьба с волнением и страхом

Теория и практические способы психологической самонастройки по преодолению волнения и страха.

3

Освоение навыков релаксации. Сеансы релаксации

Понятие – релаксация, польза релаксации. Практика сеансы релаксации и методика их проведения.

4

Упражнения на развитие общительности

Психологические тренинги, способствующие активизации общительности индивидуума.

5

Критика. Как извлекать пользу из критики. Как критиковать правильно

Теория культуры критики, цель критики. Как правильно воспринимать критику и ее использовать на общую пользу.


Знания:

  1. Музыкальная гармония и мелодия. Многоголосие. Методика извлечения голосовых оттенков.
  2. Сценический образ. Постановка и театрализация вокальных номеров.
  3. Студийное и сценическое Техническое оборудование, его назначение и использование.
  4. Психологический баланс и дисбаланс.

Умения:

  1. Исполнение музыкальных пьес на 2 и на 3 голоса. Пение акапелло.
  2. Оформление вокальных номеров с использованием хореографии и театрализации.
  3. Студийная запись. Использование технических возможностей микрофона.
  4. Психологическая настройка на сценическую работу. Вхождение в образ.

3 год обучения

Вокал


п/п

Тема

Краткое описание

1

Технические упражнения на совершенствование вокального искусства

Систематические технические вокальные упражнения усложненного характера, вокализы на развитие виртуозности пения.

2

Технические упражнения на дыхание

Систематические упражнения на дальнейшее развитие и усовершенствование певческого дыхания. Цепное дыхание.

3

Эстетика использования голосовых оттенков, певческого вибрато при формировании характера и образа пьесы

Формирование понятия эстетики и меры вокальных украшений при исполнении вокальных пьес. Практика по самостоятельной работе над украшением песни вокальными оттенками.

4

Многоголосное пение

Теория и практика исполнения коллективных эстрадных, классических и народных песен на 3 голоса и более.

5

Самостоятельный поиск вокальных партий в многоголосном пении

Практика  по самостоятельному поиску дополнительных вокальных партий в многоголосном пении.

6

Формирование устойчивости исполнения вокальной партии в многоголосном пении

Практика исполнения многоголосных коллективных песен с целью укрепления устойчивости исполнения собственной вокальной партии.

7

Эстетика и гармония использования многоголосия в вокальном исполнении

Использование индивидуальных вокальных оттенков исполнения для создания гармоничной общей картины многоголосной вокальной пьесы.

8

Многоголосное исполнение русских народных песен акапелло

Систематическое исполнение народных песен акапелло с целью укрепления музыкального слуха и развития чувства вокального «коллективизма».

9

Анализ творчества и формирования индивидуума в вокально-эстрадном искусстве

Беседы не тему «Как стать индивидуальностью», Анализ творчества, подбор репертуара, формирование стилистики исполнения.

10

Самостоятельный подбор и наращивание репертуара

Развитие способности самостоятельно подбирать вокальный репертуар. Методика подбора репертуара.

11

Практическая сценическая работа.

Отработка вокальных номеров на сцене в условиях реальных культурных мероприятий.

Актерское мастерство


п/п

Тема

Краткое описание

1

Формирование собственного восприятия сценического образа

Формирования умения анализировать и воспринимать особенности и тонкости сценического образа определенного героя.

2

Анализ смысловой нагрузки вокального произведения, развитие творческой фантазии. Ассоциативный подход к образу и характеру произведения.

Методы анализа характера произведения, определение стиля его создания и исполнения. Самостоятельная работа по театрализации вокального произведения на развитие творческой фантазии.

3

Тренинги на развитие мимики и пластики.

Практика актерского мастерства: Подражание известным исполнителям, изображение животных, пантомима.

4

Практика создания вокальных мини-спектаклей

Самостоятельная работа над созданием художественно-сложных вокальных произведений в стиле музыкального мини-спектакля.


Техническое оборудование


п/п

Тема

Краткое описание

1

Световое и пиротехническое оборудование сцены, его разновидности и назначение

Разновидности светового оборудования: прожектора, световые пушки, сканнеры. Пиротехническое оборудование.

2

Использование возможностей светового оформления вокального номера

Использование световых фонов, сканнеров, лазерных эффектов, эффекта дымовой завесы.

3

Методика создания графиков светового оформления вокального номера

Практика создания графической схемы светового оформления номера.

4

Формирование световых картин для подчеркивания характера вокального номера

Стилистика, эстетика светового оформления вокального номера сообразно его характеру.

Психология


п/п

Тема

Краткое описание

1

Психология и основы морали взаимодействия артиста и публики.

Профессиональная нравственная планка артиста. Психология публики как единой массы. Методика захвата внимания зрителя, управление публикой.

2

Психология и стратегия поведения артиста в шоу-бизнесе

Теоретическое занятие по основам психологии и стратегии профессионального взаимоотношения артиста с ключевыми фигурами в шоу-бизнесе.

3

Понятие - «Эстрадная звезда». Факторы, влияющие на популярность артиста

Отличительные факторы популярности артиста. Совокупность: талант, профессионализм, воля, культура.

4

Как стать «Звездой» и как ею остаться.

Теория вариантов цепочки действий, приводящих к повышению вероятности стать популярным. Как ценить приобретенное и достигнутое.

5

Беседа «О том, чего никогда не нужно делать».

Беседа о взглядах, мышлении и поступках человека, всегда мешающих достижению поставленной цели.

Знания:

  1. Характерность и образность вокального исполнения.
  2. Режиссура вокальных номеров.
  3. Световое и пиротехническое оборудование, его разновидности и использование.
  4. Духовность, культура и мораль артиста. Шоу-бизнес.

Умения:

  1. Эстрадное, народное и академическое вокальное исполнение.
  2. Разложение вокальных пьес на 2 и более голосов.
  3. Постановка сложных вокальных номеров и музыкальных мини-спектаклей.
  4. Светопередача характера пьесы. Световое оформление вокального номера.

Реализация дифференцированного подхода.

X. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Орлова Т.М. и С.И. Бекина «Учите детей петь» Москва «Просвещение» 1988 год.
  2. Е.И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству» Москва «Аквариум» 1996 год.
  3. Е.И. Гульянц «Детям о музыке» Москва «Аквариум» 1996 год.
  4. Н.А. Терентьева «Музыка» Москва «Просвещение» 1994 год.
  5. Е.А. Дубровская «Раз ступенька, два ступенька - будет... песенка» Москва, 1999 год.
  6. М.Н. Никольская «Этот занимательный мир музыки» 1 часть Владимир «Посад» 1998 год.
  7. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание» Москва «Просвещение». 1981 год
  8. А.С. Кленов «Я познаю мир» «Москва» 1998 год.
  9. М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль, «Академия развития» 1997 год.
  10. М.А. Михайлова и Е.В. Горбунова «Поем, играем и танцуем дома и в саду» Ярославль «Академия развития» 1997 год.
  11. М.Г. Рыцарева «Музыка и я» Москва «Музыка» 1994 год
  12. Ю.Б. Алиев «Методика музыкального воспитания детей» Воронеж «Модэк» 1998 год.

Ведущие компоненты музыкальности

Эмоциональный отклик на музыку

Музыкально-сенсорные способности

Музыкальный слух

Ладо-высотный слух

Высота

Тембр

Динамика

Длительность

Чувство ритма

Основные музыкальные способности

Выявление и развитие музыкальных способностей учащихся

I год обучения

Учащиеся со слабым развитием музыкальных способностей

Учащиеся с относительной развитостью музыкальных способностей

Учащиеся со слабым развитием музыкальных способностей

Учащиеся с достаточным развитием всех основных музыкальных способностей. Большая эмоциональная отзывчивость на музыку

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (воспроизведение по образцу) методы обучения

Учащиеся с относительной развитостью музыкальных способностей

Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы обучения

Творческие (частично-поисковый и проблемный) методы обучения

II год обучения

III год обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Вокал"

Данная программа ставит своей задачей изучение основ искусства сольного пения и дальнейшее развитие искусства сольного пения, создана с целью обеспечения  наиболее полной реализации творческих во...

Программа "эстрадный вокал" (5-6 лет обучения)

Программа  обучения  эстрадно-джазовому  вокалу  ставит  своей  целью  дать  возможность  ученикам  получить  основы  вокального и...

программа "Эстрадный вокал"

Программа дополнительного образования «Эстрадный вокал»  5 - 9 классов (от 11 лет)  Сроки реализации - 5 лет.    Программа «Эстрадный вокал» имеет художест...

Образовательная программа «Эстрадный вокал»

Целью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.Для ...

Программа "Эстрадный вокал "Серпантин" начальная"

Данная программа имеет художественную направленность, предназначена для учащихся 7-18 лет, рассчитана на два года обучения.В основе программы лежит система воспитания детского и подросткового певческо...

Программа "Эстрадный вокал "Серпантин" начальная"

Данная программа имеет художественную направленность, предназначена для учащихся 7-18 лет, рассчитана на два года обучения.В основе программы лежит система воспитания детского и подросткового певческо...