Дополнительная общеразвивающая, общеобразовательная программа (Эстрадный вокал)
рабочая программа на тему

Орлова Наталья Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlovan.a.golosaprogrammagolosa-ansambl.docx65.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМЕНИ А.П. ГАЙДАРА»

Принята на заседании педагогического совета

ГБОУДО ДТДиМ

имени А.П. Гайдара

от «___»________________2017 г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУДО ДТДиМ

имени А.П. Гайдара

 Н.М. Куранина

«___»_____________________2017 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Коллектив эстрадной песни «Голоса»

Направленность программы: художественная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 8 - 15 лет

Срок реализации программы:  3 года

Автор-составитель программы:

Орлова Наталья Александровна

Педагог дополнительного образования

Москва – 2017

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка ………………………………………………….стр 3

Учебно-тематический план………………………………………………стр 7

Методическое обеспечение программы ………………………………..стр 8

Условия реализации программы…………………………………………стр 13

Список литературы для реализации программы……………………….стр 14


1.Пояснительная записка

Эстрадное пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей разного возраста. Популярность эстрадного искусства уже не вызывает сомнений. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует у них активному восприятию музыки, умению искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Ушли в прошлое гонения и споры о легкости этого жанра.

Коллективное эстрадное пение – один из видов современной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры ребенка, его общему  развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Пение развивает у детей музыкальные способности; голосовые данные, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.

Программа «Коллектив эстрадной песни. «Голоса»» ориентирована на работу с детьми, имеющими разный уровень музыкально-исполнительской одаренности (чистота интонирования, ясная и четкая дикция, дыхание, звуковедение, умение следить за развитием музыкального образа, ладовое и ритмическое чувство…), а так же в программе рассматриваются методы, приемы и принципы формирования у детей певческо  - исполнительской культуры.

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  Коллектив эстрадной песни «Голоса» - художественная.

1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

Программа Коллектив эстрадной песни «ГОЛОСА» -  составлена на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - ред. В.И. Лейбсон, М.: Просвещение, 1981, Пособия для музыкального руководителя - Учите детей петь, сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина М.:: Просвещение, 1986

Актуальность программы в том, что музыкальное эстрадно - вокальное искусство чрезвычайно приближено к жизни, к детскому общению и обусловлено потребностью приобщения детей к прекрасному миру музыки и социализации детей в современном обществе. Участие детей в качестве участников солистов ансамбля благодатное поле для реализации творческого  потенциала ребят. Педагогическая целесообразность состоит в том, что музыкальная деятельность и пение в частности, в, силу его эмоциональности, привлекательно для ребенка. Именно музыка может стать эмоционально – оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной эстрадно - вокальной культуры – актуальная задача сегодняшнего дня.

1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы

Цель программы: Создать благоприятные условия для раскрытия и реализации  творческих способностей детей, через обучение ансамблевому пению и эстрадному исполнительству, развитие музыкальных способностей.

Задачи

Обучающие

  • обучение основным навыкам вокальной техники (атака звука, дыхание, певческая дикция и артикуляция,
  • научить и сформировать навык ансамблевого исполнения, как с сопровождением, так и без acapella;
  • научить сопоставлять своё пение с пением другого;
  • научить прислушиваться не только к звучанию инструментального сопровождения фонограммы, но и к голосу рядом поющего;
  • дать основные знания по музыкальной теории и сольфеджио;

Развивающие

  • развивать ладовое чувство при формировании представлений о выразительности минора и мажора;
  • развивать ритмический, тембровый, гармонический  и слух;
  • развивать творческие возможности ребят в процессе формирования представлений о выразительных возможностях вокальной музыки;
  • развивать  музыкальную память;
  • развивать певческое дыхание;
  • расширение диапазона голоса
  • развивать навыки и умения самостоятельной работы над совершенствованием своего мастерства

Воспитательные

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на исполняемые ими произведения;
  • воспитывать интерес и любовь к вокальной музыке;
  • воспитывать у ребят художественно-эстетический вкус;
  • способствовать становлению мировоззрения и формированию будущей личности.
  • воспитывать чувство партнерства и умение работать не только самостоятельно, но и в коллективе.
  • воспитание у обучающихся требовательности к себе, целеустремленности, творческой активности и инициативы

1.4.Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Пение, является частью общего психофизического развития ребенка. Пение  в эстрадном ансамбле раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной среде.Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, стрессообразующих факторов; раскрепощение, стимулирующее развитие духовного потенциала и творческой активности. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие их психофизических ощущений.

Данная программа является интегрированной, т. е. содержание занятий по ансамблево-вокальной деятельности на всех годах обучения тесно связано с темами таких программ, как ознакомление с музыкальной литературой, сольфеджио, теория музыки. Разумная организация досугового времени детей - один из залогов их  успешного развития.Программа ориентирована на работу с детьми, имеющими разный уровень музыкально-исполнительской одаренности (чистота интонирования, ясная и четкая дикция, дыхание, звуковедение, умение следить за развитием музыкального образа, ладовое и ритмическое чувство…), а так же в программе рассматриваются методы, приемы и принципы формирования у детей певческо - исполнительской культуры.

Важным моментом программы является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья в период обучения в коллективе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

1.5. Возраст детей  8 - 15 лет.

В коллектив принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний для занятий  пением и имеющие разную степень музыкальной одаренности. Одной из задач педагога является дифференцированный подход к процессу обучения. В процессе обучения возможен дополнительный набор детей в коллектив.

1.6. Сроки реализации программы  - 3 года.

Образовательный процесс  корректируется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

1.7. Формы и режим занятий

Форма обучения – очная. Занятия проводятся в форме мини-группы (ансамбль)

Формирование групп  происходит - по возрасту, способностям и уровню подготовленности. Количество детей в группе: 8 - 12  чел.

Количество учебных часов в год

1 год обучения – 148 часов, 2 год обучения – 144 часа, 3 год обучения – 144 часа.

Режим занятий- 4 часа в неделю.

1.8. Ожидаемые результаты и способы  определения  их результативности

После 1 обучения

Обучающиеся выучат к концу года от 3 до 5 песен и групповом исполнении с элементами солирования,и смогут принимать участие в концертной деятельности.

Дети будут иметь представление о: сольном и ансамблевом пении; чистоте интонации звучания; певческом дыхании, и его отличии от обычного дыхания;

Иметь понятие голосовом аппарате; четкой дикции и артикуляции.

Обучающиеся будут уметь: петь короткие фразы на одном дыхании, исполнять несложные вокальные упражнения для развития певческого голоса;

Будут учиться беречь свой голос от перегрузок.

Будут владеть начальными  теоретическими знания; освоят постановку корпуса, рук и ног

В конце года обучения дети будут знать,  как  пользоваться микрофоном во время выполнения элементарных сценических движений. Освоят технику безопасности работы с ним.

К концу 2 года обучения

Обучающиеся выучат за второй год обучения от 5 до 7 произведений в сольном и групповом исполнении,и смогут принимать участие в концертной деятельности

Дети будут иметь представлениео том, что такое опора звука; о кантиленном пении; о значении поэтического текста в речи и пении.

Обучающиеся усвоят:как без зажима открывать рот, брать дыхание и распределять его, петь более длинные фразы на одном дыхании, петь в ансамбле и соло, беречь

К концу  3 года  обучения обучения:

К концу третьего этапа обучения обучающиеся выучат до 5-8 ансамблевых песен и несколько сольных песен.

будут знать о чистоте интонирования; единстве текста и музыки, профессионально работать с микрофоном во время выступлений.

Будут уметь: использовать спокойный вдох и экономный выдох при пении;менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях; эмоционально и выразительно передавать настроение музыкального произведения; вырабатывать динамические оттенки в пении.

При исполнении ансамбле (с разным количеством человек) будут: соблюдать чистоту интонации; слушать партнера;эмоционально подавать звук

Будут самостоятельно создавать сценический образ, соответствующий характеру исполняемого произведения;

1.9. Форма подведения итогов реализации программы

  • входной контроль - прослушивание при приеме на обучение;
  • текущая аттестация - контрольное занятие  на выполнение задания за  определенный учебный период;
  • промежуточная аттестация – зачетное занятие в конце каждого полугодия
  • итоговая аттестация - выпускной экзамен в конце всего срока обучения.

Форма проведения аттестации может варьироваться; урок-концерт,зачетное занятие, отчетный концерт, экзамен, участие в конкурсах: концертах,  фестивалях детского творчества, и т.д.  

Сложность контроля обусловлена тем, что пение является творческой деятельностью, и в каждом конкретном случае будет зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, как каждого в отдельности, так и группы в целом. Необходимо учитывать не только знания, умения и навыки, которые наиболее очевидны в результатах певческой деятельности, но и увлеченность ребят, их интерес к процессу, их личное старание и добросовестность, проявленные в течение учебного года. При таком понимании контроля видна его не только обучающая, но воспитывающая функция.

Контрольное исполнение оценивает комиссия, состоящая из педагогов отдела, руководствуясь едиными критериями контрольно-диагностической деятельности, индивидуальными возможностями каждого обучаемого,

Данные контроля фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности воспитанника. Важно, чтобы она стимулировала интерес, творческую инициативу каждого ребёнка. Неудачи можно обсудить, но оценка при этом необязательна.

Оценки:

«отлично» выставляется за

  • точное интонирование мелодии произведения;
  • передачу характера произведения;
  • техническое мастерство;
  • грамотное поведение во время исполнения;
  • яркое концертное исполнение;

«хорошо» за

  • незначительные ошибки;
  • недостаточно яркое исполнение;

«удовлетворительно» за

  • исполнение произведения с большим количеством ошибок;
  • неточное интонирование мелодии произведения;
  • невысокий уровень исполнительских навыков.

По итогам контрольного исполнения составляется протокол, в котором фиксируются результаты и рекомендации по дальнейшему обучению


2. Учебно-тематический план

1- ый год обучения

п/н

Наименование разделов  

Общее количество

часов

Теория

Практика

Форма аттестации

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Дыхательно-вокальная гимнастика.

10

4

6

Зачетное занятие

3.

Вокальная работа

62

30

32

Отчетный концерт

4.

Работа над произведениями и  ансамблем.

50

20

30

Отчетный концерт

5.

Работа с микрофоном

12

5

7

Отчетный концерт

6.

Концертная деятельность и культурно- просветительская работа.

10

4

6

Отчетный концерт

7.

Зачетное занятие

2

2

-

8.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО:

148

63

85

-

2 – ой год обучения

п/н

Наименование разделов  

Общее количество

часов

Теория

Практика

Форма аттестации

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Дыхательно-вокальная гимнастика.

8

3

5

Зачетное занятие

3.

Вокальная работа

62

30

32

Отчетный концерт

4.

Работа над произведениями и  ансамблем.

48

20

28

Отчетный концерт

5.

Работа с микрофоном

12

5

7

Отчетный концерт

6.

Концертная деятельность и культурно- просветительская работа.

10

4

6

Отчетный концерт

7.

Зачетное занятие

2

2

-

8.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО:

144

62

82

-

3 – ий год обучения

п/н

Наименование разделов  

Общее количество

часов

Теория

Практика

Форма аттестации

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Дыхательно-вокальная гимнастика.

5

2

3

Зачетное занятие

3.

Вокальная работа

58

20

38

Отчетный концерт

4.

Работа над произведениями и  ансамблем.

57

20

37

Отчетный концерт

5.

Работа с микрофоном

10

3

7

Отчетный концерт

6.

Концертная деятельность и культурно- просветительская работа.

10

2

8

Отчетный концерт

7.

Зачетное занятие

2

2

-

8.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО:

144

47

97

-

3. Содержание программы

1.Водное занятие

На 1 году обучения знакомство с детьми, их родителями, рассказ о режиме работы, о правилах поведения, содержании занятий, творческих достижениях старших детей, планах на учебный год. Прослушивание поступающих, объяснение целей и задач. Беседа о технике безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

На последующих годах обучения дети повторяют инструктаж по технике безопасности и правила поведения, знакомятся с предстоящей работой в новом учебном году.

2. Дыхательно-вокальная гимнастика.

Дыхание прямо воздействует на организацию певческого звукообразования. Это один из путей, которым можно с успехом пользоваться в развитии голоса в течение  всех лет обучения. Как всякая гимнастика, как всякая тренировка мускулатуры, дыхательные упражнения без звука ведут к развитию мышц и лучшей управляемостью их работой, оказывают положительное воздействие на работу голосового аппарата в целом. В зависимости от года обучения гимнастика по системе А.С. и А.Н. Стрельниковых проводится с различной степенью нагрузки. Увеличение объема дыхания, навыки его задержания с различной протяженностью. При невозможности петь в течении какого-то периода, полезно дыхательной гимнастикой поддерживать необходимый тонус.

На 1 году обучения  организация дыхательной гимнастики сводится к упражнениям, которые помогают научиться ощущать дыхание. Одновременно обращается внимание на осанку.

На 2 году обучения даются элементы первых простых упражнений вокальной гимнастики по методу А.С. и А.Н. Стрельниковых.

На 3 году обучения гимнастика Стрельниковых, которая способствует снятию зажима с шейного отдела позвоночника, так часто встречающегося в начале обучения ребенка, иногда дается в сочетании с пением несложных вокальных упражнений.

На всех годах обучения комплекс дыхательной гимнастики может видоизменятся исходя из особенностей возможностей группы.

3. Вокальная работа

Вокальная педагогика – явление сугубо индивидуальное и творческое. Детский голос очень  хрупок и  весьма не определён, диапазон вообще невелик, и поэтому не стоит ждать от юных артистов высоких результатов, хотя все индивидуально. Тем не менее, основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, речевое (не очень округленное) формирование звука, плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса), отсутствие выраженного прикрытия «верхов» у мужских голосов, использование фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.

В процессе работы педагог должен добиваться освоения обучающимися смешанного типа дыхания, свободного звучания голоса, чистоты интонации. Большое внимание должно уделяться развитию чувства ритма, а также осмысленности и искренности исполнения. Огромное значение в эстрадном пении имеет слово, как смысловой и выразительный момент.

Основные задачи исполнительства:

1. формирование навыков певческой установки;

2. разностороннее развитие вокального слуха;

 3. накопление музыкально-слуховых представлений;

4. формирование музыкальной памяти;

5. использование при пении мягкой и твердой атаки; развитие гибкости и подвижности мягкого неба;

6. звонкость, вибраторность, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового голоса;

7. формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;

 8. формирование вокальной артикуляции;

9. развитие певческого дыхания;

10. расширение диапазона голоса.

Распевание

Распевание приводит мышечную систему в рабочее состояние. Оно аналогично разминке спортсмена или разогреванию балерины. В нем залог успешного выполнения певческого задания. Распеваться нужно каждое занятие, независимо от возраста и года обучения. Для распевания берутся упражнения, вокализы или произведения, хорошо настраивающие голосовую функцию. Выбор зависит от вкуса, привычки, возраста и степени тренированности ребенка. В методике обучения пению распеванию отводится чрезвычайно большое место. Не следует делать много замечаний при распевании. Только по мере распевания голоса следует давать все более сложные вокальные задания и проявлять требовательность. Последовательность распевочных упражнений и их характер не следует оставлять из урока в урок одинаковыми, иначе может легко образоваться привычка.

На 1 и 2 годах обучения упражнения не должны ставить перед учеником сложных задач, они должны быть посвящены распеванию в буквальном смысле (т.е. в смысле разминки) этого слова.

На 3 году обучения можно переходить к распеванию, ставящему определенные вокально-технические задачи, но при этом следует давать привычные упражнения, не требующие от ученика особого внимания, всегда выполняющиеся верно, т.е. хорошо впетые.

Формирование певческих навыков (звуковедение, дикция и артикуляция)

На первом этапе программа опирается на то, что педагог знакомит обучающихся с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань как источник звука, роль нервной системы в голосообразовании, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца, ее антагонизм – брюшной пресс), резонаторы (головные, или верхние; грудные, или нижние). Особое внимание необходимо обратить на взаимосвязь работы гортани и резонаторов. Л.Б. Дмитриев пишет: «Блеск и металличность голоса зависят не от резонаторных явлений в полостях верхнего резонатора, а от формирования исходного тембра гортани.

Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное. В первую очередь необходимо показать обучающемуся правильное реберно - диафрагмальное дыхание. Механизм работы дыхательного аппарата у эстрадных певцов такой же, как у певцов академических.

Значительное место в системе вокального обучения детей занимают вокальные упражнения. Их цель-формирование певческих навыков, развитие детского голоса. Применяя упражнения важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Необходимым условием действительности упражнений является последовательное усложнение учебных задач, которое требует от ребят определенных усилий.

На 1 году обучения все занятия проходят как бы на одном дыхании, не утомляя маленьких исполнителей, чтобы в следующий раз ему хотелось опять прийти на занятие, немного попеть и поиграть.Проводится работа по обучению детей правильному четкому произношению звуков с целью исправления некоторых,не слишком серьезных дефектов дикции, таких, как: неотчетливые шипящие звуки, неполноценные звуки» «Р» и «А»; носовое и гортанное звучание, которые мешают при пении.Дети знакомятся с правильным формированием гласных, от которых зависит качество звука, т.к. у детей тембр очень неровен.

На 2 году обучения необходимо соблюдать правильную певческую установку. Дети должны учиться правильно дышать; спокойно, не поднимая плеч, равномерно расходовать дыхание при пении. За этим необходимо постоянно следить. Технику пения следует рассматривать, как результат образования многочисленных связей в речедвигательном анализаторе, возникающих для осуществления какой-либо исполнительской задачи.Продолжается работа над развитием навыков озвучивания резонаторов и навыка опоры звука на диафрагмальное дыхание.

На 3 году обучения, когда начальные, необходимые стереотипы правильного голосообразования и голосоведения выработаны, внимание переносится на умение пользоваться ими для осуществления различных исполнительских намерений. На всех годах обучения следует обращать внимание на лицевую мускулатуру, её спокойствие или, наоборот напряжённость в пении. Дети не должны строить гримасы. Свободный рот, свободное лицо, мягкий подбородок - этими навыками дети должны обладать к 3 году обучения, для успешного голосообразования. В процессе 3 года обучения дети должны овладеть некоторыми типами вокализации. Главным видом голосоведения является кантилена; т.е. связное плавное пение, плавный переход от звука к звуку. Это основа вокальной музыки как академической, так и эстрадной.При этом надо добиваться, чтобы ничто в работе голосового аппарата ребёнка не менялось, чтобы звук всё время был в одной позиции. В процессе работы нужно выравнивать у детей гласные и осваивать навык правильного произношения согласных в пении. Необходимо добиваться, чтобы гортань при произношении согласных выбивалась из певческого состояния на минимальное время. Это позволит детям сохранить певческую установку и координацию, а вместе с ней и постоянство вибрато и здоровье  детского голоса.

При работе с мальчиками, у которых происходит мутация голоса, обращается внимание на силу голоса, напряжённость. Необходимо добиваться мягкого ненапряжённого звука, работа должна идти в удобном регистре.Необходимо в работе следить за тем, чтобы юные вокалисты не форсировали звук.

Музыкально-теоретическая подготовка и сольфеджио

Она включает в себя знакомство с основами музыкальной грамоты и параллельно развитие вокальной интонации.

В течение 1 года обучения дети, знакомятся с мажором и минором, с регистрами, октавами, нотный станом и скрипичный ключом. Знакомятся с ключами, метроритмическими особенностями строения музыкальных произведений (понятие «размер»). Дети должны овладеть теоретическими знаниями (пауза, фраза, куплет) и уметь применять в исполнении.

На 2 году обучения учащиеся совершенствуют знания и умения, приобретённые за 1-ый, год обучения. Знакомятся с динамическими оттенками, темповыми разнообразиями, и учатся применять их на практике, поют гаммы до двух знаков при ключе. Происходит углубление знаний о ладах народной музыки Dur, moll, об особенностях их строения (понятие об устойчивости и неустойчивости),

На 3 году обучения дети  углубляют, закрепляют полученные ранее знания  о  Dur, moll  трезвучиях и других аккордах. Учатся анализировать прослушанную мелодию на основе полученных знаний, пытаются обозначить её нотами.ребята продолжают петь и определять на слух интервалы и трезвучия в пределах октавы.

Основной задачей раздела является развитие и совершенствование вокально – творческих возможностей.

4. Работа над произведениями и  ансамблем.

Очень важен подбор  музыкально–педагогического материала на всех годах обучения. Для голоса совсем не безразлично какое произведение он будет исполнять, ибо от этого зависят качества какие будут вырабатываться в голосе и эмоциональном состоянии ребёнка. Музыка воздействует на голосовой аппарат целостно, и в этом также одно из преимуществ такого пути развития голоса. Ребёнок, на всех годах обучения не думает о том, что надо сделать, как построить звук, чтобы выразительно спеть мелодию; голосовой аппарат интуитивно выполняет то, что ему диктует музыкальное представление. Музыка и подсказывает и характер звука, и манеру звуковедения. Однако, сами по себе разумно выбранные музыкальные произведения ещё не ведут к правильному формированию голоса.

При работе над произведением нужно говорить и делать замечания не только касающиеся исполнения, интерпретации, но и поднимать вопросы звукообразования, звуковедения, подсказывать технические приёмы.

Главное требование к певческому репертуару на всех годах обучения- его высокая художественность, доступность для исполнения. Работа над произведением одинакова на всех годах обучения. Разучиванию песни предшествует вступительное слово или беседа с учащимся с целью создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение ребёнка. Затем следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. В ходе беседы, определяется характер произведения, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор. Главное требование к разучиванию- соблюдение принципа единства художественного и технического

На групповых занятиях происходит деление голосов по тембрам. Дети определяют в песнях основной голос (партию) и подголоски. Очень важной является работа над пением в унисон, особенно в первые годы обучения детей в ансамбле, а так же пробное пение на два голоса. Большое внимание на занятиях уделяется умению сочетать пение с движениями, при этом сохраняя правильное звукоизвлечение.

Групповые занятия – это не только пение всеми и сразу: широко применяется пение дуэтами (первые годы обучения), трио, соло с бэк-вокалом (последующие годы обучения). На групповых занятиях наиболее ярко проявляется совместное творчество детей и педагога.

Пение ансамблем побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение всем участникам. Групповые занятия всегда вызывают повышенный интерес у детей. Дети приобщаются к музыке, исполняя песни не только по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образов и действий, исполнение простых одноголосых песен под фонограмму и фортепиано,  брать дыхание одновременно и в характере произведения, пение канонов. Практика: исполнять песни с простыми движениям. Итоговое занятие: контрольное исполнение выученных песен.

5. «Работа с микрофоном»

Актуальность предлагаемого раздела обусловлена большим распространением микрофонов в музыкальном быту и отсутствием возможностей у большинства детей получить надлежащую подготовку в пении при помощи этого инструмента. Занятия в вокально- эстрадном коллективе, предоставляют им возможность для того, чтобы восполнить этот пробел.

Важно в начале работы дать обучающимся общие характеристики микрофонов,  как представителей семейства электронных цифровыхинструментов, обучить их обращению с микрофоном: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к микшерному пульту). Очень важен в работе с микрофоном автоматический подбор голоса для ведения мелодической линии. При правильном использовании режимов динамических эффектов микшерного пульта достигается выразительность звучания.

В работе с микрофонами должны применяться различные приемы исполнительской артикуляции: Non-legato, Legato, Staccato. Использование цифровых эффектов, выстраивание громкостного и пространственного баланса голосов с помощью микшерного пульта приносит несомненную помощь в обучении детей пению с применением микрофона.

Основные задачи работы с микрофоном:

1.ознакомление с художественными возможностями микрофона;

2. формирование базовых навыков пения с микрофоном;

3. приобщение к связанным с этой деятельностью важнейшими понятиями музыкальной теории;

4. развитие песенной техники;

5. пение в режиме «-1»;

6. сценическое движение;

7. сценический образ.

В конце первого года обучения дети будут знать: что такое микрофон, его разновидности; как пользоваться микрофоном на занятиях и выступлениях.

Будут уметь: правильно держать микрофон для наилучшего звукоизвлечения; пользоваться микрофоном во время выполнения элементарных сценических движений

В конце второго года обучения дети будут уметь: подключать проводной микрофон к микшерному пульту; выполнять более сложные сценические движения с одновременной работой с микрофоном.

В конце третьего года обучения обучающиеся будут знать: принцип работы микшерного пульта; подключение к пульту колонок и микрофонов. Будут уметь: профессионально работать с микрофоном во время выступлений.


6. Концертная деятельность и культурно- просветительская работа.

Успешному обучению детей способствует участие коллектива в различных концертах, фестивалях, конкурсах. Дети всех возрастов и разного уровня подготовки  должны приобретать опыт выступлений в отчетных академических концертах, праздничных мероприятиях и д.р.

Наиболее активные и подготовленные учащиеся принимают участие в городских и окружных конкурсах и фестивалях детского творчества.

Необходимо обращать внимание на психологическое состояние участников ансамбля  перед выступлением на концерте. Перед выступлением, кроме внутренней настройки, также необходимо подготовить голосовой аппарат ребят. Распевание должно включать привычные и впетые упражнения, что не только приводить  голосовой аппарат к работе, но и помогать в борьбе с излишним волнением. Совет, беседа перед выступлением может оказать большую услугу каждому ребенку в отдельности: успокоить слишком возбужденного, подбодрить, активизировать апатичного.

Культурно-просветительская и воспитательная работа  включает в себя различные беседы о музыке, о вокальном искусстве, беседы об этике, эстетике. Проводятся беседы о внешнем виде детей,Регулярные, концертных залов, знакомство с творчеством других детских коллективов, является важной составной частью обучения эстрадному вокалу, на любом году обучения. Дети прослушивают записи не только известных, но и начинающих певцов.

7. Зачетное занятие.

В конце каждого полугодия проводится зачетное занятие, дети исполняют выученные произведения на концертном мероприятии, приглашаются родители. Результаты зачетного мероприятия фиксируются в протоколе.

8. Итоговое занятие

Итоговое занятие проводится в конце каждого года обучения. На этом занятии подводятся итоги года обучения, вручаются грамоты, полученные в течение года, совместно с ребятами анализируется проделанная работа, планируется дальнейшая деятельность.

4. Методическое обеспечение образовательной программы

Для успешной реализации цели и задач, поставленной в программе, необходимо исходить из следующих дидактических принципов:

•        Индивидуальный подход к обучению. Протяженность занятия с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, подбор репертуара, гибкость подбора тональностей и т.д.

•        Дифференцированность. В зависимости от природной одаренности, музыкальной подготовки, успеваемости, дети зачисляется в соответствующие группы.

•        Систематичность и последовательность. Отражает необходимость построения обучения в определенном порядке, логичность содержания в процессе обучения.

•        Активность ребят. Создание условий для проявления познавательной и творческой активности ребят.

Эффективность обучения обусловлено единством тематического построения учебно-тематического плана, рассчитанного на 3года, гибкостью учебно-воспитатального процесса. В процессе обучения допускаются необходимые рациональные изменения и дополнения в учебном времени, репертуарном плане и т.д.

Каждое занятие, на любом году обучения, в течение3 лет, строится по универсальной схеме:

1.        Вводная часть: дыхательно-вокальная гимнастика;

2.        Основная часть: распевание и работа над произведениями;

3.        Заключительная часть: подведение итогов занятия, получение детьми заданияна дом.

Весь педагогический процесс должен быть проникнут не только целями вокального- эстрадного и музыкального развития ребят, но и общими воспитательными целями. Большое значение имеют беседы, направленные на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора детей. Это беседы о музыке, о музыкальной культуре в, о репертуаре над которым ведется работа в ансамбле.

В процессе работы можно использовать размышления о музыке. Необходимо стимулировать «сопереживание», проживание музыкального образа, активизировать жизненный и музыкальный опыт детей.

На занятии используются общепедагогические и художественно –дидактические методы к ним относятся:

  • вербально - иллюстративный (работа с музыкальным  материалом - его  музыкально - теоретический анализ, пластическое интонирование);
  • инструктивно – репродуктивный (освоение вокальной техники через собственные ощущения и через показ и объяснения  педагога);
  • проблемно – поисковый (поиск вокально-выразительных средств, для воплощения авторского замысла);
  • контроля и оценки знаний;
  • метод перспективы и ретроспективы, эмоцинальной драматургии, рассуждения и размышления о музыке ( методы Д.Б.Кабалевского);
  • метод музыкального обобщения (Э. Б. Абдуллина);
  • метод установления взаимосвязи художественного и технического (Е.В. Николаевой)

Метод ретроспективы и перспективы (возвращение назад и забегание вперед) установит в сознании школьников целостное представление о музыке. Вокально – эстрадная  работа с детьми имеет ряд особенностей. Необходимо строить уроки по принципу эмоционального контраста, или по принципу обогащения эмоционального тона.

Кадровое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы необходима комплектация педагогического состава: педагог дополнительного образования.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • помещение для занятий, (помещение должно быть чисто убранным, проветренным, эстетически оформленным),
  • школьная доска с нотным станом,
  • стол и стулья,
  • большое настенное зеркало,
  • инструмент, если акустический - должен быть хорошо настроен.
  • аппаратура (микшерный пульт, с комплектом присоединительных проводов, усилитель звука, акустические колонки)
  • вокальные микрофоны,
  • стойки для микрофонов,
  • микрофонные фортепиано,
  • проигрывающее устройство (ноутбук, проигрыватель мини-дисков, проигрыватель CD-дисков, MP-3 формата),
  • доступ к сети интернет.

5. Список используемой литературы

  1. Алексеева Л.Л. Песня – верный друг твой навсегда [Текст]. - Москва, 2007.
  2. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения [Текст]. - Москва , 1999.
  3. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей [Текст]. - Москва, 2003.
  4. Богадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. / Вып. 1-3, – М.:Музыка, 1929-1937
  5. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст]. - Москва, 2005.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск., Современное слово, 1998
  7. Гребенкин А.В. Сценическое движение (Программы дополнительного художественного образования детей) [Текст]. - Москва, 2006.
  8. Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях [Текст]. - Москва , 1926.
  9. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2004
  10. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца: наглядное пособие. – М.: Музыка, 2004
  11. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. – М.: Музыка, 1962
  12. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С.- П., М.,К.,: Лань, Планета музыки, 2010
  13. Жданова Т.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в музыкально-хоровой школе «Радость» [Текст]/ Дополнительное образование - №4, 2004.
  14. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. / под ред. Лейбсон В.И., - М.: Просвещение, 1981
  15. Семина Л. Р. Эстрадный певец: специфика профессии. Учебно- методическое пособие. – В., 2010
  16. Теплов Б.. Психология музыкальных способностей. – М., 1947
  17. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса / Орлова Т.Н., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1986

Приложение

Примерный репертуар

При обучении эстрадному ансамблевому пению значительная роль принадлежит репертуару. Весь подбираемый материал должен соответствовать исполнительским возможностям, индивидуальным возрастным особенностям ребят, должен быть близок их интересам. Необходимо придерживаться и жанрового разнообразия. Таким образом - репертуар должен быть ориентирован на уровень подготовки воспитанников, их возможности, быть стилистически разнообразным.

Отдельные произведения

  • А. Пахмутова «Добрая сказка»
  • Ю. Чичков «Песенка про Жирафа»
  • И. Дунаевский «Песенка о капитане»
  • Л. Мартынов «Ягодка по ягодке».
  • Ю. Чичков «Зима»
  • М. Рустамова «Мы запели песенку»
  • Г. Гладков «Всё в порядке»
  • В. Шаинский «Песенка про папу»
  • И. Дунаевский «Летите голуби»
  • М. Минков «Дорога добра»
  • Е. Крылатов « Это знает всякий», «Ты- человек», «До чего дошёл прогресс»
  • Е. Мартынов «Алёнушка»
  • М. Таривердиев «Желаю тебе Земля моя»
  • А. Абрамова «Душа России»
  • Виктор  Ударцев «Дети Земли»
  • Татьяна Пархоменко  «Детство»
  • Александр Ермолов   «Новый день»
  • Александр Ермолов  «Находка»

Нотные сборники

  • Абт Ф. Школа пения.- М.,1985.
  • Гладков Г. Обыкновенное чудо. – М., 2002.
  • Песни из американских мюзиклов. – М., 1989.
  • Минков М. Песни. – М., 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»

        Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»

Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей  7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в о...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА      Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниче...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Летняя школа вокала"

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Летняя школа вокала» направлена на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным п...