План – конспект открытого урока «Инструктивный материал как основа развития технических навыков домриста»
план-конспект урока на тему

Кузьмина Наталья Викторовна

В процессе обучения и совершенствования технического мастерства особое значение для домристов имеет техническая база, именно она остаётся одной из слабых сторон обучения в музыкальной школе. Данная тема урока актуальна и очень полезна для учащихся и преподавателей. Целью урока является формирование системного подхода в работе над инструктивным материалом: уделить внимание проблемам постановки, исполнительским приёмам, освоению штриховой техники, работа над беглостью пальцев левой руки и качественным звукоизвлечением. Процесс работы над инструктивным материалом должен быть творческим, познавательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_otkrytogo_uroka.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока

«Инструктивный материал как основа развития технических навыков домриста»

Пояснительная записка:

В процессе обучения и совершенствования технического мастерства особое значение для домристов имеет техническая база, именно она остаётся одной из слабых сторон обучения              в музыкальной школе. Данная тема урока актуальна и очень полезна для учащихся и преподавателей. Целью урока является формирование системного подхода в работе над инструктивным материалом: уделить внимание проблемам постановки, исполнительским     приёмам, освоению штриховой техники, работа над беглостью пальцев левой руки и качественным звукоизвлечением. Процесс работы над инструктивным материалом должен быть творческим, познавательным.

1.

ФИО преподавателя

Кузьмина  Наталья Викторовна

2.

Место работы

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»

3.

Должность

Преподаватель высшей квалификационной категории по классу домры

4.

Ученик, класс

Ткаченко Инна (11лет) 4 класс восьмилетнего обучения

5.

Предмет

Специальность (домра)

6.

Тема урока

«Инструктивный материал как основа развития технических навыков домриста»

7.

Рабочая программа

«Специальность «Домра» - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»

8.

Цель урока

Формировать системный подход в работе над инструктивным материалом

9.

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Здоровьесберегающие

- освоение и накопление  игровых навыков на инструменте;

- совершенствование технических навыков

- закрепление основ постановки рук;

- развитие умений учебной работы в нестандартных условиях;

-развитие активного слухового, двигательного контроля;

-развитие внимания, памяти, технических навыков;

- воспитание внимания и работоспособности на уроке;

- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

- воспитывать внимательное и бережное отношение к звуку

- контроль за посадкой с инструментом, свободой игрового аппарата;

- упражнения на снятия усталости рук, позвоночника;

10.

Тип урока

Комбинированный

11.

Необходимое оборудование

Домра малая, пюпитр, стул, столик, фортепиано, подставка для ноги, нотные пособия

12.

Межпредметные связи

Сольфеджио, музыкальная литература

13.

Форма работы

Индивидуальная, урок-практикум

14.

Методы обучения

Словесный, наглядно-слуховой, практический

15.

Применение педагогических технологий

Технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии использования в обучении игровых методов, мультимедийных технологий

16.

План урока

1.Организационный момент

                          2.Вводная часть (приветствие, тема урока)

Основная часть урока

3.Работа над упражнениями М.Ижболдина, Г.Шрадика

   4. Работа над 2-октавными мажорными гаммами (Ми мажор, Фа мажор, Соль мажор, Ля мажор).

 Изучение трёх видов минора на примере Ми минора, Соль минора, Ля минора                                                                                             5.Работа над этюдами (А.Пильщикова, Л.Бейгельмана, А.Донт)                                                                                                      6. Просмотр видео и аудиозаписи                                                                                                                                                                              7.Обсуждение, подведение итогов, рефлексия                               8. Информация о домашнем задании                                                                              

   

                                 

                                Конспект-ход урок

               

1.Настройка инструмента. Приветствие. Объявление темы урока.

2.Основная часть урока.

3.Вопрос ученице: «Инна, скажи, пожалуйста, что такое инструктивный материал?»

Ученица – «Инструктивный материал – это упражнения, гаммы, этюды»

Преподаватель: « Правильно. А для чего необходимо работать над инструктивным материалом?

Ученица – «Гаммы, упражнения и этюды развивают технику левой руки»

Преподаватель: «Молодец! Дополню твой ответ. Работая над инструктивным материалом мы добиваемся качественного звукоизвлечения, контролируем свободу мышечных, двигательных ощущений, совершенствуем штрихи, приемы игры, работаем над артикуляцией.

Инночка, очень важно, чтобы работа над инструктивным материалом была ежедневной. Ты систематически занимаешься?

Ученица – «Конечно! Я каждый день отрабатываю гаммы, упражнения, этюды»

Преподаватель: «Молодец! Результат твоей ежедневной работы виден. У тебя появилась беглость пальцев левой руки, легато в исполнении пассажей, стал лучше звук, свободнее исполнительский аппарат. Поэтому и исполнение тобой технических произведений стало увереннее, качественнее. Недаром ты в этом году трижды была лауреатом 1степени на региональных конкурсах в номинации «Ансамбль», «Соло». Наработанные технические моменты встретились в художественных произведениях и ты без особых трудностей с ними справилась. Потому что исполнительский аппарат у тебя был подготовлен.

Инна, а ты можешь показать нам связь инструктивного материала с худ. произведениями по специальности?

Ученица – «Да, конечно! Мне очень помогли хроматические  упражнения  Ижболдина исполнить вариацию в русской народной песне в обработке Товпеко «Ах, вы сени!» А упражнения на растяжку пальцев  Шрадика помогли чистенько и свободно сыграть среднюю часть в «Старинном гобелене» И.Тамарина. Очень много гаммообразных движений встретилось в  классическом произведении «Аллегро» Ф.Фюрстенау.

Преподаватель :» Переходим к практической части урока.»

 Инна исполняет упражнения Ижболдина, Шрадика и другие. Ученица старается высоко не поднимать пальцы над грифом, контролирует звук, следит за свободой мышц. Преподаватель делает необходимые замечания, пожелания, приводит в пример цитату Ф.Листа « Техника не от упражнений, а от техники упражнений»

4. Затем ученице предложено сыграть двухоктавные  гаммы: ми мажор, фа мажор, соль мажор, ля мажор различными штрихами, приёмами, ритмическими вариантами. Инна обязательно называет ключевые знаки в каждой гамме.

Преподаватель: «Инна, проанализируй, пожалуйста, свою игру. Что у тебя не получилось? Над чем тебе ещё надо поработать?»

Ученица – «У меня не совсем хорошо получается легато в гаммах. Не до конца додерживаю пальчики на ладах при движении гаммы вверх. Не всегда использую «приготовленные» пальцы при движении гаммы вниз.

Преподаватель: «Молодец, Инночка! Ты осмысленно подходишь к исполнению гамм. Советую тебе делать легато ещё и правой ручкой. От неё многое зависит. Не допускай размашистых движений кисти, медиатор как «пружинка» должен чувствовать струну, играй очень ровным, аккуратным, мягким звуком. Больше слушай ушками, они заставляют наши пальчики и ручки работать правильно.

Инна, как ты считаешь, игра гамм и арпеджио помогает тебе  по сольфеджио?

Ученица – «Да! Я чище и увереннее стала петь гаммы на уроках сольфеджио, хорошо знаю строение мажорных и минорных гамм, уверенно знаю знаки в тональностях.

Ученица играет двухоктавную гамму ля минор  и ми минор натурального, гармонического и мелодического вида, называет ключевые знаки и встречные, объясняет повышение и понижение 6 и 7 ступеней.

Преподаватель: « Инна, старайся, чтобы домра пела. Мы должны преодолевать ударность инструмента. К следующему уроку постарайся поиграть гаммы в медленных темпах различными ритмическими вариантами певучим легато. Особенно следи за звуком в высоких позициях, а при смене позиций освобождай  кисть левой руки, сделай эту смену незаметной».

5. Далее преподаватель предлагает ученице исполнить этюды на различные виды техники (аккорды, хроматические пассажи, на растяжку пальцев левой руки, на выносливость и выдержку) и со сложными ритмами (триоли, пунктир, синкопы).

Преподаватель: « Инна, над этюдами необходимо работать так же тщательно и добросовестно, как и над пьесами. Тебе нравится играть этюды?»

Ученица – «Очень! Они похожи на пьесы: красивые, мелодичные, имеют фразировку, форму, динамические оттенки, штрихи и имеют художественный смысл.

Преподаватель: «Молодец! Ты правильно чувствуешь и грамотно понимаешь этюды.

Ученица исполняет этюды А. Пильщикова, А. Донта, А. Бейгельмана.

Преподаватель поработал над художественным образом этюдов, над ритмом, над штрихами, динамикой. Сделал необходимые замечания, дал некоторые советы, привёл цитату:  »Лучше быть учеником в 90 лет, чем мастером в 14».

Инна сделала выводы, что совершенству нет предела, над инструктивным материалом необходимо много трудиться».

6. Далее предложено послушать видеозапись виртуозной игры известных музыкантов. Ученица в восторге от техники исполнения произведений.

7.Преподаватель: »Ну,  а теперь подведём итоги. Мы с тобой поработали над всеми видами инструктивного материала: проанализировали, применяя теоретические знания, при игре старались следить за правильным положением и ощущениями правой и левой руки, проделали ряд упражнений для отдыха и расслабления мышц, посмотрели видеоматериал «к чему нужно стремиться». Я думаю, что сегодняшний урок стал  для тебя толчком для дальнейшего развития. А так же хочется поблагодарить Инну за её трудолюбие, целеустремлённость, любовь к инструменту и музыке, за помощь в подготовке и проведении открытого урока.

8. Домашнее задание: в работе над гаммами, упражнениями,  этюдами применять формы работы, которые проводились в классе. Закрепление.

               

             

                  Список использованной литературы:

1.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.  М.: Музыка, 1967г.

2.Александров А. «Гаммы и арпеджио для трёхструнной домры» М., 1973г.

3.Вольская Т. «Специфика артикуляции на домре» Свердловск 1986г.                                      

4.Ижболдин М.А.»Ежедневные упражнения домриста» Петрозаводск 1990г.

5.Круглов В.П.»Совершенствование игры на трёхструнной домре» Москва 1997г.

6.Лемуан А. «Прогрессивные и характерные этюды» 1962г.

7.Семендяев В., Чендева Р. «Инструктивный материал для преподавателей и учащихся в классах трёхструнной домры и балалайки ДМШ, ДШИ» Москва 1995г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: "Совершенствование технических действий в баскетболе"

Задачи урока: Образовательные:совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча в корзину в движении с отражением от щита, подб...

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План конспект открытого урока английского языка в 6 классе по теме:"ТВ: за и против. Развитие навыков работы с текстом."

План конспект открытого урока по теме: "ТВ за и против. Развитие навыков работы с текстом"  формирует и развиывает у учащихся коммуникативные умения, развивает мышление, высказывать свое мнение н...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" на тему : Развитие танцевальности у станка и на середине зала на основе элементов движений русского и белорусского танцев"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования«Детская школа искусств №7» г. Курска   ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока по предмету «Народно-...