Рабочая программа по предмету Танец
рабочая программа по теме

Глушкова Наталья Викторовна

Образовательная программа для обучающихся 1-2 классов хореографического отделения школ искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tanets_fgt.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИСЕКОГО ИСКУСТСВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕКСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Программа по учебному предмету

ПО.01. Хореографическое исполнительство: УП.01 «Танец»

2012 год

 «Одобрено»                        «Утверждаю»

Методическим  советом        Директор       Горина Н.В.

образовательного учреждения                               (подпись)

дата рассмотрения                    дата утверждения

Разработчик - Глушкова Наталья Викторовна, преподаватель  хореографического отделения

Рецензент –

Рецензент -

Пояснительная записка.

1.Характеристика учебного предмета, его роль  и место в образовательном процессе. Известно, что эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело” находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Танец способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно ~ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.

Дисциплина «Танец» является первой ступенью в хореографическом образовании. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, раскрытию индивидуальности.

Общее физическое воспитание, развитие специальных танцевальных данных, обучение технике исполнения должно происходить параллельно. Только при этих условиях возможно воспитание творческой, всесторонне развитой личности.

2.Программа рассчитана на 2 года обучения. Изучаемый курс ориентирован на учащихся 7-9 лет (1-2 классы хореографического отделения).

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеурочную, (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия.

Вид учебной деятельности

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

130

В том числе

Практические занятия

126

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

4

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая и мелкогрупповая.

5.Цели и задачи учебного предмета 

Основная ЦЕЛЬ программы – формирование основных двигательных качеств  и навыков, необходимых для занятий классическим и народно-сценическим танцем, эстетическое воспитание учащихся средствами хореографического искусства.  

Основные задачи

-развить профессиональные физические данные (шаг, выворотность, гибкость, подъем, прыжок, апломб);

-сформировать навыки ориентации в пространстве;

-воспитать дисциплинированность и творческое отношение к труду.

Содержание курса.

1 год обучения

(1 класс)

№ п/п

Наименование раздела, темы

        Количество часов

теория                         практика

1.

Общеразвивающие упражнения

4

12

2.

Партерная гимнастика

4

12

3.

Классический экзерсис

4

12

4.

Работа над репертуаром

2

12

5.

Контрольные мероприятия

2

Итого

64

1. Общеразвивающие упражнения:

-движения для головы (повороты направо - налево, вверх – вниз, наклоны с различной амплитудой, круговые движения)

-движения для плечевого пояса (поднимание и опускание (синхронное и поочередное), круговые движения)

-движения для корпуса (наклоны вперед - назад, вправо - влево, повороты, выводя правое и левое плечо вперед)

-поднимание на полупальцы по 6 позиции в сочетание с полуприседанием.

-упражнения на ориентировку  в пространстве (различие правой и левой ноги, руки, плеча, изучение точек зала, движение по линии танца и против линии танца, движение по заданному рисунку, построения и перестроения в колонну по одному, в пары, в шеренгу, в круг)

2. Партерная гимнастика:

-упражнения для стоп (вытягивание и сокращение стопы по 6 и 1 позициям, круговые движения)

-упражнения для выворотности бедра

-упражнения для мышц спины и пресса

-подъем вытянутой ноги вперед и в сторону, лежа на спине

-подъем вытянутой ноги в сторону, лежа на боку

-упражнения на растяжку

-работа над апломбом

3. Классический экзерсис:

-постановка корпуса на середине зала по 6 позиции

-позиции ног - изучение 1,2,3,6  позиций ног.

-позиции рук – подготовительное положение 1,2,3 позиции, перевод рук из позиции в позицию

-поклон по I позиции.

- demi plie по I, II позициям;

- battement tendu по I позиции по всем направлениям;

- battement tendu jete по I позиции в сторону;

- releve на полупальцы по I, II позициям

- battement releves lent на 45 градусов из I позиции в сторону;

- I port de bras;

4. Работа над репертуаром

-исполнение несложных этюдов на основе простых танцевальных движений.

5. Контрольные мероприятия

-проводятся в форме открытого урока.

Требования к уровню подготовки  учащихся  I класса.

По окончании первого года обучения учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

- знать особенности своего тела, анатомию правильной осанки;

- уметь владеть центром тяжести тела;

- уметь ориентироваться в пространстве, знать точки зала;

- знать позиции ног и рук;

- владеть приемами разминки и разогрева тела;

- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления тела;

- уметь самостоятельно выполнять растяжку;

- знать значение терминов и уметь выполнять элементы классического танца:

1) demi plie по I, II позициям

2) battement tendu по I позиции во все направления

3) Battement tendu jete поI позиции в сторону

4) Releve по I, IIпозиция

5) Battement releve  lent на 45 в сторону

6) I port de bras, temps leve sauté по I позиции ( на середине зала)

2 год обучения

(2 класс)

№ п/п

Наименование раздела, темы

        Количество часов

теория                         практика

1.

Общеразвивающие упражнения

2

20

2.

Классический экзерсис

2

20

3.

Работа над репертуаром

4

16

4.

Контрольные мероприятия

2

Итого

66

1.  Общеразвивающие упражнения:

- маршировка по кругу (шаги, бег, галоп, подскоки)

-движения для головы, движения для плечевого пояса и рук, движения для корпуса

-упражнения на растяжку, партерная гимнастика.

2. Изучение элементов классического танца:

-изучение V  позиции ног лицом к станку

У станка (лицом к станку):

- demi и grand plie по I, II, V позициям

- bat. tendu по V позиции в сочетании с demi plie, pour le pied, passé parterre

- bat. tendu jete по V позиции во все направления

- demi rond de jamb par terre en dehors et en dedans по четверти круга

- sur le cou-de-pied (3 вида – условное, основное, сзади)

- bat. fondu во все направления носком в пол

- bat. frappe в сторону носком в пол

- releve lent на 90 в сторону

- перегибы корпуса

На середине зала:

- demi plie по I, II, V позициям

 - bat. tendu, bat. Tendu jete крестом из V позиции в положении en fase

- releve на полупальцы I, II, V позициям

- маленькие позы epoulment croisee et efacee

- II port de bras

- sauté по I, II, V позициям

- Changment de pied

3.Работа над репертуаром

Работа над характером исполнения  этюдов разных национальностей. Постановка детских танцевальных этюдов. Например: русский, белорусский, ковбойский, хоровод с платочком, рок-н-ролл, полька.

Требования к уровню подготовки  учащихся  2 класса.

По окончании второго года обучения учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

- знать позиции ног и рук;

- владеть приемами разминки и разогрева тела;

- знать значение терминов и уметь выполнять элементы классического танца:

У станка

1)demi и grand plie по I, II, V позициям

2)bat. tendu по V позиции во все направления

3) bat. tendu jete по V позиции во все направления

4) demi rond de jamb par terre en dehors et en dedans по четверти круга

5) Sur le cou-de-pied (3 вида)

6) bat. fondu во все направления носком в пол

7) bat. frappe в сторону носком в пол

8) releve lent на 90 в сторону

На середине

1)demi plie по I, II, V позициям

2)bat. tendu, bat. tendu jete крестом из V позиции

3)releve на полупальцы I, II, V позициям

4) маленькие позы epoulment croisee et efacee

5) II port de bras

6) вальсовая дорожка

7)подготовка к tour chaines

Аллегро:

1)sauté поI, II, Vпозициям

2)Changment de pied

- знать особенности своего тела, анатомию правильной осанки;

- уметь владеть центром тяжести тела;

- знать точки зала;

- знать позиции ног (I-VI), рук;

-владеть приемами разминки и разогрева тела;

- уметь держать «точку» во вращении;

-уметь исполнять простые танцевальные этюды и танцы;

-уметь ориентироваться на сценической площадке;

- иметь навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.

Формы  и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели , виды, формы, содержание

Контроль  знаний  умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и  выполняет обучающую, проверочную. воспитательную и корригирующую функцию.

Аттестация по предмету «Танец»: промежуточная.

Промежуточная  аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодия.

Основной формой промежуточной аттестации является - контрольный урок.

Промежуточная аттестация проводится в присутствии преподавателей отделения. Промежуточная аттестация по предмету «Танец» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

-качества реализации образовательного процесса;

-степени подготовки по предмету;

-сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

- определения качества освоения ученой программы с учетом разработанных программных требований по каждому году обучения.

  1. Критерии оценки

 На «5»(отлично)

-точность и правильность исполнения и движений;

-музыкальность исполнения движений;

-выразительность исполнения;

На «4»(хорошо)

-не большие погрешности исполнения движений, нарушения ритма;

На «3» (удовлетворительно)

-слабое исполнение движений.

3. Контрольные требования

1 год обучения (1 класс)

По окончании первого года обучения учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

- знать особенности своего тела, анатомию правильной осанки;

- уметь владеть центром тяжести тела;

- уметь ориентироваться в пространстве, знать точки зала;

- знать позиции ног и рук;

- владеть приемами разминки и разогрева тела;

- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления тела;

- уметь самостоятельно выполнять растяжку;

- знать значение терминов и уметь выполнять элементы классического танца согласно программным требованиям к первому году обучения.

2 год обучения (2 класс)

По окончании второго года обучения учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

- знать позиции ног и рук;

- владеть приемами разминки и разогрева тела;

- знать значение терминов и уметь выполнять элементы классического танца у станка и на середине зала в соответствии в программными требованиями

- знать особенности своего тела, анатомию правильной осанки;

- уметь владеть центром тяжести тела;

- знать точки зала;

- знать позиции ног (I-VI), рук;

-владеть приемами разминки и разогрева тела;

- уметь держать «точку» во вращении;

-уметь исполнять простые танцевальные этюды и танцы;

-уметь ориентироваться на сценической площадке;

- иметь навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Специфика обучения хореографии связна с систематической и большой физической нагрузкой. При этом сам по себе физический труд, как таковой, не имеет для ребенка воспитательного значения, если не связан с творчеством, не сочетается с трудом умственным. Решающим фактором, воздействующим на ум ребенка, являет не только указания и разъяснения педагога, но и композиция урока в целом, содержание материала, построение учебных заданий. Педагог должен учитывать особенности внимания, восприятия, мышления детей младшего школьного возраста, а так же физические особенности организма.

Каждый урок должен включать в себя все виды деятельности: элементы классического танца, ориентировку в пространстве, разучивание танцевальных элементов. Причем все виды деятельности не механически чередуются, а подчиняются единому педагогическому замыслу. С первых уроков важна работа над культурой исполнения движений, поэтому не следует разучивать большое количество движений за урок. Важно добиваться осмысленного, правильного и музыкального исполнения каждого задания урока.

Основным в освоении программы данного курса являются принципы: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению».

Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, место его происхождения, его ритмичным характерным темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающему считывать движения. В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении.

Начинается «от пола» и следует объяснять в последовательности:

– куда наступает (как переносится вес); 
– как ставим ногу (как работает стопа); 
– что делает корпус; 
– как двигаются руки; 
– куда направлен взгляд.

Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке.

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. 
В целях создания положительной мотивации используются, игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Методические приемы обучения.

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

  • рассказ,
  • беседа,
  • обсуждение,
  • объяснение,
  • словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения  ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Список литературы (для преподавателя)

Бекина С.И., Музыка и движение, г. Москва, «Просвещение», 1983г.

Бекина С.И., Музыка и движение, г. Москва, «Просвещение», 1984г.

Бекина С.И., Ритмическая гимнастика и игровой танец, г. С-Петербург, «Аллегро», 1993г.

Константинова А.И., «Игровой стретчинг».- Спб.,1993.

Руднева С., Фиш Э., Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение,1972

Франко Г.С., Ритмика в ДШИ, г. Москва, «Пресс-соло», 1997г.

Фпанко Г.С., Ритмика. Программа, г. Москва, «Музыка», 2005г.

Франко Г.С., Ритмика и танец. Примерная программа, г. Москва, «Музыка», 2006г.

Франко Г.С., Методическое пособие по ритмике, г. Москва, «Музыка», 1995г.

Рекомендуемая литература:

1. Музыка и движение.  В.А. Кенеман.

2. Танцевально-экспрессивный тренинг.  Т.А. Шкурко.

3. Праздники в детском саду.   А. Герман

4. Как научить танцевать Н.Кауль.

5. Танцуют все.    Л.В  Браиловская, О.В Володина, Р.В Цыганкова.

6. Народные танцы  О.В Иванникова.

7. Методика преподавания Народного танца. Г.П.Гусев.

8.Азбука классического танца. Н. Базарова.

Средства обеспечения необходимые для реализации программы.

В наличие необходима методическая и нотная литература последних лет издания. Литература необходимая для обеспечения учебного процесса :

Бекина С.И., Музыка и движение, г. Москва, «Просвещение», 1983г.

Бекина С.И., Музыка и движение, г. Москва, «Просвещение», 1984г.

Бекина С.И., Ритмическая гимнастика и игровой танец, г. С-Петербург, «Аллегро», 1993г.

Константинова А.И., «Игровой стретчинг».- Спб.,1993.

Руднева С., Фиш Э., Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение,1972

Пинаева Е.А. Ритмика. В 2-х частях. Часть 1.- Пермь,1997.

Прутова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

 Ваганова А.Я « Основы классического танца» Санкт-Петербург, 2002г.

Звёздочкин В.А. «Классический танец» Ростов-на-Дону, 2003г.
Кроме того, дополнительная литература, находящаяся в собственности преподавателя. Преподаватель также может воспользоваться аудио и видеозаписями.

               Работа по программе ведётся одним преподавателем школы и концертмейстером. Для проведения занятий необходим отдельный оборудованный класс. В наличие должны быть коврики, для работы на полу, специальный станок, для работы у станка, музыкальный инструмент (фортепиано, рояль или баян), аудио и видео аппаратура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа "Ритмика и танец" для 5- 9 классов

введение,объяснительная записка, тематическое планирование5-9 классы,учебные нормативы,литература...

Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс

Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...

Рабочая программа "Народно – сценический танец"

Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только к...

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Рабочая программа "Ритмика и танец"

Цель программы:- Обучить детей основам  хореографии;- сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений;- воспитать чувства коллективизма...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА, ПЕНИЕ (ТАНЕЦ)» ДЛЯ 5 Л (М) КЛАССА

Адаптированная образовательная основная рабочая программа общего образования по предмету «Музыка, пение (танец)» составлена для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...

Рабочая программа по предмету "Музыка, пение,(танец)" 6 класс

Рабочая программа по предмету "Музыка, пение, (танец)" 6 класс адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...