Рабочая программа "Народно – сценический танец"
рабочая программа по теме

Мухачева Ксения Андреевна

Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно – сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложностью их темпов ритмов.

Курс народно – сценического танца рассчитан на шесть лет. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

1       целенаправленность учебного процесса,

2       систематичность и регулярность занятий,

3       постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,

4       строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_narodno-stsenicheskiy_tanets.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно – сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложностью их темпов ритмов.

Курс народно – сценического танца рассчитан на шесть лет. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

  1. целенаправленность учебного процесса,
  2. систематичность и регулярность занятий,
  3. постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,
  4. строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.

Цели:

  • формирование устойчивого интереса  к предмету «народно – сценический танец».
  • развитие свободной творческой личности учащегося,
  • укрепление здоровья,
  • сохранение и совершенствование традиций русского народного танца,
  • подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцев разных народов,
  • воспитание трудолюбия,
  • воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

- всестороннее развитие всех мышц, суставов, связок,

- развитие техники,

- развитие артистичности,

- усвоения стиля и манеры исполнения танцев разных народов,

- развитие ритма.

Образовательная программа «Народно–сценический танец» состоит из 3-х разделов:

  1. Экзерсис у палки.
  2. Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала
  3. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.

Все перечисленные разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи:

Экзерсис у палки

Раздел включает в себя повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Каждый  урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 90, большие броски. Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата. В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений.

Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала

Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца. Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

Работа над этюдами

Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец. Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства. Предлагаемые народные танцы рекомендованы для обязательного изучения. Исходя из уровня подготовленности класса, преподавателю разрешается использовать творческую инициативу выбора хореографического материала.

Данная программа рассчитана на 5 лет, по 2 часа  в неделю.

Формы  контроля.  В конце 1-4 четверти –  контрольный урок, открытый урок по требованиям, соответствующим году обучения.

Ожидаемые результаты: по окончании изучения программы по предмету «Народно-сценический танец» выпускники должны;

Знать:

  • терминологию народно-сценического танца,
  • метроритмические раскладки исполнения движения,
  • особенности и традиции изучаемых народностей.

Владеть:

  • культурой исполнения,
  • хореографической памятью,
  • техникой движения.

Уметь:

  • передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, молдавских, украинских, татарских, венгерских, грузинских, испанских, цыганских и  белорусских танцев,
  • исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков).

Критерии оценивания.

«5» - Правильное и музыкальное исполнение пройденных элементов. Достаточно быстрое освоение нового материала. Безукоризненное отношение к работе на уроке. Точное положение рук, головы и корпуса в характере изучаемого национального материала. 

«4» - Правильная постановка корпуса, ног, рук и головы в экзерсисе у станка и на середине. В исполнении экзерсиса у станка, на середине зала , допущение незначительных ошибок, но грамотное, музыкальное, техничное их исправление. Позитивный настрой в работе.

«3» - Не в достаточной степени владение пройденным материалом. Недостаточное выразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, этюдных форм. Невнимательное отношение к музыкальному сопровождению.

«2» - Незнание материала. Допущение грубых ошибок. Пропуски занятий. 

 

Первый год обучения.

Экзерсис у палки.

Постановка корпуса.

Первым требованием при изучении элементов экзерсиса у палки является правильная постановка корпуса без наклона вперед или прогиба в спине назад, со спокойно, естественно опущенными плечами, подтянутым животом и свободно не напряженно, держащейся головой.

Позиции ног.

В народно – сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а именно менее выворотно, чем в классике.

- открытые (выворотные)

- прямые

- свободные

- закрытые.

Позиции рук.

- 1-я,2-я,3-я позиции аналогичны 1-й,2-й,3-й позициям классического танца;

- подготовительное положение (обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу;

- комбинированные положения (одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции).

Подготовка к движению (preparation)

Все упражнения на уроках народно-сценического танца начинают обычно с различных подготовок, они вводят исполнителей в ритм и характер музыки, дают исходное положение, с которого начинается упражнение, направляют внимание на само упражнение.

1. Demi-plies и grand-plies (полуприседания и полные приседания)

- плавное

- резкое (с акцентом вниз и вверх)

2. Battement tendu (упражнение на развитие подвижности стопы)

- с переводом работающей ноги с носка на каблук

- с demi-plies на опорной ноге

3. Battement tendu jetes (маленькие броски)

- с акцентом «от себя» и «к себе»

- с demi-plie на опорной ноге

4. Rond de jambe par terre (круг носком по полу)

- с demi-plie на опорной ноге

- круг пяткой по полу

5. Подготовка к «Веревочке»

- перевод ноги, согнутой в колене, то вперед, то назад

6. Упражнение для бедра

- повороты согнутой ноги коленом то внутрь, то наружу, усложненные вращением в тазобедренном суставе.

7. Подготовка к Flic-Flac (упражнение со свободной стопой)

8. Дробные выстукивания

- удары всей стопой

- в сочетании с двойным ударом одной ногой

9. Battement developpe (раскрывание ноги на 90*)

- плавное (с сокращенной стопой)

- резкое

10. Grand battement jetes ( большой бросок)

- с сокращенной стопой

Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.

Русский танец.

Поклон:

- на месте без рук и с руками

- с продвижением вперед и отходом назад

1. Позиции рук:

- 1-я,2-я,3-я позиция.

Движения рук в русских одиночных плясках не являются точно установленными. Девушка и юноша пляшут, импровизируя;также и движения рук изменяются в зависимости от музыки.

2. Постановка корпуса:

- у девушки прямой и спокойный

- у юноши корпус более подвижен.

3. Плечи прямые, спокойные.

4. Голова определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание.

5. Ходы и проходки:

- простой бытовой шаг

- переменный ход на всю ступню

- сценический переменный ход

6. Дроби и дробные ходы:

- дробный ход

- переменный дробный ход

7. Движения на месте:

- «ковырялочка»

- «гармошка»

- «елочка»

8. Присядки:

- с выбрасыванием ноги вперед

- боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону

- с «ковырялочкой»

9. Хлопушки:

- тройная хлопушка с притопом

- перескоки с хлопушками.

Белорусский танец.

1. Положения рук и положения в парах

2. Основные движения белорусского танца:

- основной ход танца «Лявониха»

- боковой ход с подбивкой (галоп)

- притопы в три удара

- основной ход из танца «Крыжачок»

- полька с вращением.

Работа над этюдами.

1. Русский хоровод.

2. Русская пляска.

3. Белорусский танец «Крыжачок» или «Лявониха».

Второй год обучения.

Экзерсис у палки.

1. Demi-plies и grand-plies

- с подъемом на полупальцы

- с наклоном корпуса

2. Battement tendu и Battement tendu jetes

- с подъемом пятки опорной ноги

3. Rond de jambe par terre

- круг носком по воздуху

4. «Веревочка»

- с demi-plie на опорной ноге

5. Упражнение для бедра с подъемом на полупальцы.

6. Pas tortille (зигзаг)

- плавное

- с ударом.

7. Подготовка к Flic-Flac

- с переступанием

- по 3-й позиции (вперед, в сторону)

7. Дробные выстукивания:

- ключ 1,2,3,4.

8.  Battement developpe

- в сочетании с ударом пятки опорной ноги

9. Grand battement jetes

 - с demi-plie на опорной ноге

Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.

Украинский танец.

1. Позиции рук:

- женские руки мягкие, плавные, широкие, спокойные.

- мужские руки широкие, спокойные, но более сильные, мужественные.

2. Корпус:

- украинскому женскому танцу свойственны в основном плавные, спокойные движения корпуса.

- в мужских танцах положения корпуса более разнообразны, движения более широки и свободны.

3. Голова исполнителя украинских танцев обычно бывает своюодно и весело приподнята.

4. Движения на месте:

- «бигунец» - стремительный ход вперед

- «тынок» - перескок из стороны в сторону

- медленный женский ход

- боковой ход «Дорижка»

- «Веревочка»

- притопы

- «выхилясник» - подскоки на опорной ноге и с каждым подскоком выносится работающая нога то на носок, то на каблук.

- «выхилясник» с «угинанием» - маленькие подскоки на опорной ноге, то сгибая спереди работающую ногу, то резко выбрасывая ее впереди.

- «упадание»

- «голубец»

* низкий (женский)

* высокий (мужской)

* в сочетании с притопом

- большой «тынок»

5. Присядки:

- «ползунок»

- «мельница»

- «подсечка»

Татарский танец.

1. Позиции рук в городских и деревенских танцах.

- работа с платком

2. Основные движения:

- одинарные и двойные «чалыштыру»

- «борма»

- «забивание гвоздей»

- «молька»

- «елочка»

- «ковырялочка»

3. Дробные ходы и дроби.

Элементы русского танца.

1. Навыки работы с платком

2. «Переменный шаг»

- с притопом и продвижением вперед и назад

3. «Веревочка»

- простая с поочередными переступаниями

4. «Ковырялочка» с подскоками.

5. Дробные движения:

- простая дробь на месте

- тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед

6. Присядки:

- присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям

- присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону

- присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух

7. Хлопушки:

- удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в строну

- фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу.

- по голенищу сапога спереди крест накрест

8. Вращения ( на усмотрение педагога)

Исполняют только девушки.

Работа над этюдами.

1. Украинский танец «Гопак»

2. Украинский женский лирический

3. Татарский женский лирический

4. Татарский мужской танец

Третий год обучения.

Экзерсис у палки.

1. Demi-plies и grand-plies по 1-й прямой позиции с поворотом коленей.

2. Battement tendu

- с выносом ноги на каблук

- с поворотом стопы в закрытое положение и выведением ноги в сторону

3. Battement tendu jetes

- с одним или двойным ударом ребром каблука работающей ногой по полу

4. Rond de jambe par terre

- с поворотом стопы опорной ноги

- круг по воздуху ногой с поворотом опорной ноги

4. Двойная «веревочка»

- подготовка к «веревочке» с прыжком

5. Упражнения для бедра с прыжком

6. Battement fondu (низкие развороты работающей ноги)

7. Flic-Flac (по всем направлениям)

8. Дробные комбинации

- чередование ударов полупальцами и каблуками

9. Battement developpe с двойным ударом пятки опорной ноги

10. Grand battement jetes с coupe.

Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.

Молдавский танец.

1. Позиции рук.

2. Ходы и движения на месте:

- легкий бег

- шаги с подскоками

- бег с одной ноги

- «переплетающаяся дорожка»

- основные движения «Молдовеняска»

- характерные шаги вперед через каблук

- боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено

- мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону

- прыжок с поджатыми ногами

- тройной перескок и остановка

- тройной перескок с одним ударом

Венгерский танец.

1. Положение рук и ног.

2. «Ключ» - удар каблуками

- одинарный

- двойной

3. Заключение (усложненный «ключ»)

- одинарный

- двойной

4. Шаг в сторону с двумя переступаниями (pas balance)

5. Перебор – три переступания на месте с открыванием ноги на 35*

6. Голубец

- из стороны в сторону

- в прыжке с двойными ударами по 1-й прямой позиции

7. Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции.

Элементы русского танца.

1. «Маятник» в прямом положении

2. «Подбивка»

- на месте

- с двумя переступаниями

3. «Моталочка»

4. «веревочка»

- простая и двойная с «ковырялочкой»

5. Хлопушки и присядки.

6. Вращения по диагонали.

Работа над этюдами.

1. Молдавский танец «Жок»

2. Венгерский танец «Чардаш».

Четвертый год обучения.

Экзерсис у станка.

1. Demi-plies и grand-plies с наклоном корпуса от станка и к станку через положение en face.

2. Battement tendu с мазком полупальцев по полу

3. Battement tendu jetes с ударом пятки опорной ноги (сквозные броски)

4. Rond de jambe en lair со скачками на опорной ноге (2,3 скачка)

5. Battement fondu с подъемом на полупальцы.

6. Flic-Flac со скачком на опорной ноге

7. Упражнение на выстукивание

- прямая дробь

8. Battement developpe с проскоком

9. Grand battement jetes с увеличенным размахом.

Испанский танец.

1. Положение рук:

Руки все время находятся в движении: они то слегка приподнимаются, то опускаются (позы строго выдерживаются).

2. Корпус выпрямлен и чуть отклонен назад (талия не перегибается).

3. Основные движения:

- «пасо ларго» - основное жвижение хоты

- «талон-пунта» - разновидность ковырялочки.

- «пасо корто» - прыжки

- «пасо де ладо» - ход в сторону.

4. Вращения.

Фламенко.

1. Позиции рук.

2. Упражнения по вращению кистями рук.

3. Дроби (сапатеадо)

- простая и сложная

- мелкая дробь «пробежка»

4. Упражнения для игры с веером

5. Широкий ход на присогнутых ногах («кошачий ход»)

Итальянский танец.

1. Положение  рук, ног, головы и корпуса.

2. Основные движения:

- скольжение ноги на носок вперед и назад

- маленькие броски вперед

а) с шагом

б) с подскоком

- pas balance

- pas echappe, с поворотом

- ballonnee вперед

- выбрасывание ноги с каблука на носок

Работа над этюдами.

1. «Арагонская хота»

2. Фламенко

3. «Тарантелла»

Пятый год обучения.

Экзерсис у станка.

1.  Double flic c ударом пятки опорной ноги.

2. Battement fondu на 90*.

3. Battement developpe с прыжком.

4. Grand battement jetes в сочетании с опусканием на колено.

Цыганский танец.

1. Основной ход вперед.

2. Ход с продвижением назад.

3. Flic-Flac с откидыванием ноги назад.

 4. Ход с чечеткой.

5. Повороты.

6. Хлопки.

7. «Голубец»

8. Опускание на колени:

- на одно

- на два

- с прыжка с поджатыми ногами.

9. Перегибы корпуса.

Грузинский танец.

1. Положение рук:

- женские (плавные, певучие). Переходы из одного положения в другое делаются медленно, мягко, спокойно и сопровождаются плавным и медленным вращательным движением кистей «от себя» и иногда – «к себе»

- мужские (жесткие, крепкие, переходы выполняются боли резко, четко, определенно, с точной фиксацией позы).

2. Корпус в грузинском танце свойственна подтянутость, строгость, собранность.

3. Плечи женские спокойны, мягко опущены: вздергивания плеч или резких поворотов не допускается.

4. Голова сохраняя приподнятое положение, поворачивается от одного плеча к другому.

5. Ходы и движения на месте:

- «свла» - плавный, мелкий шаг.

- «гасма» - проводить

- «куслура» - с выдвижением ноги на пятку.

- «чаквра»

а) «сада» - простая

б) «гахснили» - открытая

в) «пехшвили»

- «бруни» - повороты.

6. Движения на пальцах

- вскакивание на пальцы обеих ног

- вскакивание на пальцы то одной, то другой ноги

- переступания на пальцы.

Работа над этюдами

1. Цыганский женский

2. Грузинский танец «Картули»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Народно-сценический танец"

План - конспект урока Народно-сценического танца...

Методическая разработка к программе "Народно - сценический танец"

Шуточный танец "Валенки" (первый год обучения)...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »

Доклад прочитан на зональном семинаре   "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде  концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств  знакомили дуг друга с...

Народно-сценический танец

Материал о сохранении народных традиций через народно-сценический танец....

Народно - сценический танец и его роль от истоков до современности.

Становление народно-сценического танца в России....

Рабочая образовательная программа по предмету Народно-сценический танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715428","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...