Народно-сценический танец
методическая разработка по теме

Давоян Екатерина Владимировна

Материал о сохранении народных традиций через народно-сценический танец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodno-stsenicheskiy_tanets.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Залогом социально-экономической и политической стабильности не в последнюю очередь является изучение и развитие  народной культуры.

У каждой национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается не в стерильной колбе, а в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных традиций с отсталыми и консервативными явлениями. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

История хореографического искусства является мировой культурой. Танец -  одно из наиболее древних и глобальных для мировой культуры искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах и условиях различных форм идейно художественного сознания.

Особенности изучения народно-сценического танца заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. Учащихся знакомят с наиболее важными событиями из жизни народа, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также с истоками танца.

«Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества - путь национального роста и развития, национального творчества»А.В. Бердяев.

Актуальность исследования глобальные социально-экономические и политические трансформации последних двух десятков лет вызвали глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, создали реальную угрозу утраты национальной культурной идентичности народов, породив культурный конфликт поколений.

В сложившейся ситуации не только судьба реформ, но и государств, и наций, способность общества к самосохранению и саморазвитию решающим образом зависят от того, каким образом и в каком направлении будут развиваться процессы в сфере культуры

Будучи одним из стабилизирующих факторов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, традиции являются ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Исходя из актуальности проблемы, выбрана настоящая тема исследования: «Народно-сценический танец как фактор сохранения национальной культуры народов».

Объект исследования: сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры народов.

Предмет исследования: процесс обучения народно- сценическому танцу детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития национально культуры.

Цельисследования: На основе анализа аспектов сохранения и развития национальной хореографической культуры проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию роли обучения народно- сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы определить основные термины и понятия по теме исследования.

2.Изучить истоки и семантику народного танца.

3. Охарактеризовать возрастные особенности детей подросткового возраста и их отношения к национальной хореографической культуре.

4. На основе опытно-экспериментального исследования раскрыть эффективность занятий народным сценическим танцем детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры.

Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: эмпирические методы (констатирующий эксперимент); работа с научной литературой, метод педагогического наблюдения и др.

Методологической основой исследования послужили труды Лихачева Б.Т., Уральской В.И., Устиновой Т., Богданова Г.Ф.

База исследования: МУ ДОД ДШИ г.Петровск - Забайкальского. Выборка составила 15 детей-подростков.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что основные выводы исследовательской работы будут составлять интерес для преподавателей народно-сценического танца Детских школ искусств, руководителей хореографических коллективов, студий и т.д.

Гипотеза: обучение детей народно-сценическому танцу прививает интерес к национальной культуре народов.

Глава 1. Теоретические аспекты национальной культуры

  1. Национальная культура и национальный характер

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Национальная культура проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Национальная культура охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Элементы национальной культуры, воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы). Восприятие индивидом национальной культуры своей нации обычно является главным результатом функционирования ее самосознания. Обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна национальная культура. Однако в большинстве стран обычно присутствует несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация. Создателем национальной культурывыступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая "создается" ими, только до определенного времени "непонятна" народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности. Хотя творцы Н.к. выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика. История свидетельствует, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как "национальная идея". В русском варианте - это "русская идея", о которой писали многие русские философы. Разрыв этот преодолевается прежде всего образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.).

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору[8, с.9].

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

Наиболее древним элементом народного этнического творчества является ритуально-культовый танец, возникший из жизни и быта народов. Осмысление многих значительных событий в жизни людей происходило в ритме определенных телодвижений, которые превратились со временем в танцевальные ритуалы, ставшие важным элементом культурной жизни народа.

Народные танцы возникли позднее из народных игр и развлечений и могут быть обрядовыми или праздничными, имея, как правило, ярко выраженный этнический характер. Например, русская кадриль, чешская полька, украинский гопак и др. Многие народно-этнические танцы были стилизованы, т.е. художественно переработаныпрофессионалами танцевального искусства, и превратились в историко-бытовые и классические танцы, старинные и современные, составляющие «золотой фонд» танцевального искусства.

Формирование хореографической культуры происходит наиболее интенсивно с юных лет, именно в этот возрастной период идет становление самой личности[24,с.117].

Национальныйхарактер-это совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него.

Национальный характер представляет собой, прежде всего, определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлений, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях- в предсознательных, во многом иррациональных способах эмоционально- чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакций на происходящие события.

Геродот  подчеркивал, что каждый народ убежден в том, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие. Эта мысль, высказанная 25 веков назад, ни чуть не устарела и сегодня. В ней содержится идея, что образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями, определяемыми многими обстоятельствами, в том числе и элементами характера.

Таким образом, национальная хореографическая культура всецело стоит в зависимости от национальной художественной культуры и от национального характера народа.

Проблема сохранения национальной культуры

“Мы русские люди, должны сохранить свои традиции и обычаи, так как это наша национальная культура, наша гордость. В наших руках будущее России. До двухтысячного года осталось немного. Но у нас есть все-таки время, есть силы, чтобы оглянуться назад. Мы обязаны вспомнить все лучшее, что было сотворено нашими предками за многие столетия национальной истории. И не только вспомнить, но и опереться на их достижениях”.М. С. Хармицкий[13, с.181].

Рассмотрим на примере: судьба русской культуры и прекрасна, и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории и драматична потому, что, как всякое явление своего времени, культура была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы поведения, появились новые традиции и обычаи, которые вытеснили в свою очередь старые.

Правда, те перемены коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века, вплоть до революции 1917 г. Тогда и началась борьба с “пережитками старой идеологии”, подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезали многие праздники.

В XX в. погибло немало памятников средневековой культуры, материальные и духовные. В старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся храмы, монастыри, палаты средневекового зодчества. Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

В одной Москве было уничтожено сотни церквей и соборов. Одним из самых грандиозных из уничтоженных сооружений является Храм Христа Спасителя, построенный в начале XIX в. в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Вся Россия собирала деньги на храм, который строился 30 лет, а в 1931 г. он был разрушен в одно мгновение. Но в 1997 г. всего за три года Храм был восстановлен, благодаря человеческой вере, усилиям московского правительства и многочисленным денежным пожертвованиям москвичей и жителей России.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.

1.2.Народные танцы как форма народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций

Танцы возникли из самых различных движений и жестов, связанных с эмоциональным состоянием первобытного человека, порожденным трудом и окружающей средой. Танцевальное искусство существовало еще до появления простейших народных музыкальных инструментов – они сопровождались хлопками зрителей, поддерживающих ритм. Движения изменялись постепенно, подвергаясь художественному обобщению, и в результате сформировалось танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. На основе танцевальных традиций, языка хореографии, пластической выразительности, соотношения движения и музыки у каждого народа сложились свои танцевальные пути[29,с.54].

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона. Народные танцы являются формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций.

Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Первоисточником танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений  корпусом и ногами. Мимика – первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения природы и человека в древние времена назывались танцами. Танец – это одновременно способ почитания Природы и способ благожелательного влияния на Природу[33, с 28].

В глубокой древности танец был составной частью обрядов и занимал важнейшее место в жизни человека. В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок – охотничьи, военные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими  энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. Массовость, всеобщность – необходимое условие пляски. Ведь когда люди танцуют все вместе, в одном ритме, появляется удивительное, почти мистическое чувство единения друг с другом, возникает колоссальный по мощности заряд энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее. Основная форма исполнения – круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В танцевальных движениях воплощались любовь и труд, моление о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени[34,с.143].

Народный танец не имеет никаких фиксированных правил или установлений. Эта традиция передается из поколения в поколение практическим путем. Сила, которая за этим стоит, есть влечение сердца. Время от времени народный танец включал в свою палитру различные жесты из древних танцев, почерпнув из них множество идей[34, с 30].

Танец того или иного народа полностью отображает культуру и дух данного народа, а также своим образом характеризует саму страну. Но даже в рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца.

Со временем народные танцы изменялись, но это в основном относилось к танцам в крупных городах и населенных пунктах и практически не повлияло на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.

Исключительное многообразие народов и культур современного мира формирует его необычайно мозаичную картину. При этом важнейшей составляющей неповторимого и уникального облика любого народа мира является его народное художественное творчество. Оно существует до тех пор, пока существует народ (др. греч.этнос), и наоборот.

Танец - это закономерный результат развития человеческого общества. Как вид искусства, танец постоянно находится в развитии, сама жизнь и культура привносит в него все новые и новые элементы, вот почему ежегодное повышение квалификации танцоров-педагогов является залогом успеха в их профессиональной деятельности.  

Танцевальная культура в традиционном обществе, является зримой иллюстрацией и демонстрацией определенных социальных отношений в обществе, например статуса, занимаемого человека в обществе.

Танец является видом искусства, в котором основой для создания художественного образа являются движения, жесты, положения тела танцора, которые иначе, как через наблюдение, невозможно исследовать.

Народный (этнический) танец - танец определенного народа (этноса), сложившийся на базе народных танцевальных традиций. Широкая распространенность танца в непрофессиональной, бытовой сфере - показатель того, что он является древнейшим из искусств. Есть также совершенно верные высказывания о том, что танец подчиняется правилам исчисления, порядка, т.е., существует в рамках общих законов мироздания. Простейшие формы танцевального движения и их сочетания (па) измеряются теми же длительностями, что и музыка. Организация танца подчинена законам определенной музыкальной системы. Современные исследования показывают, что истоки танца имели отчасти место в животном мире. Однако в отличие от собственно человеческого танца, никакой «эстетической» и «познавательной» функции «танцы» в мире животных и птиц не несут, не исполняют.

Каждый танец отвечал характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись его характер и тематика.

Танец возник с появлением первых людей. Жизнь первобытного человека тесно переплеталась с природой и зависела от ее благосклонности. Это повлияло на искусство танца. Через танец первобытный человек выражал свои чувства. Также танец служил средством общения людей с окружающим миром.

Народный танец, являясь одним из древнейших видов в структуре народного творчества, рождается потребностями, идеями и интересами, которыми живет народ. В разные периоды истории народов танец питался разными истоками. Так, на начальном этапе (древнем) этапе истории таким источником и был ритуал. В то время танец был частью единого синкретического комплекса, в котором соединялись музыка, танец, пение, драматическое действо. В ритуале были слиты воедино танец, музыкально-инструментальная и песенная (или религиозный гимн, молитва, заклинание) составляющая[34,с.142].

Танец в жизни человека первобытного и традиционного общества - это способ мышления и жизни. Например, во время танца, изображающего определенных животных, они вырабатывали охотничьи приемы. Кроме того, танцем выражали моления о плодородии, о ниспослании дождя или исполнения других насущных нужд.

До недавнего времени исполнялись, а в некоторых случаях исполняются и до сих пор, подобные ритуальные по своей природе танцы. Так, хоровод вокруг «майского дерева» как форма приветствия, встречи пробуждающейся природы характерен для всех народов Европы, а его истоки прослеживаются еще в древнегреческих дионисийских празднествах.

Слитность танца и религиозно-магических представлений сохраняется очень долго, пережив архаический этап в развитии общества. Так, в танцах народов мира (например, чехов, словаков) есть танцы с подскакиванием кверху: в соответствии с магическим принципом подобное вызывает подобное, чем выше прыжки, тем выше будут произрастать полезные растения.

До сих пор огромный интерес вызывают старинные обрядовые по истокам танцы многих народов мира: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский танец орла, китайский и индийский танцы павлина. К этому же кругу принадлежат русские «журавель» и «гусачок», норвежский «петушиный бой», финский «танец бычка». Природа (в широком смысле слова) использовалась здесь для создания пластики художественного образа или хореографической характеристики человека, а не для ее умилостивления (как прежде).

Природно-климатические условия жизни, различные явления природы служили источником танцевальной пластики в таких, например, русских танцах, как «сосенка», «утушка», и этнохореографии целого ряда других народов[33,с.19].

Источником, питающим народное искусство танца, является трудовая деятельность народа. Отражение трудовых процессов, связи между людьми в труде, их отношение к труду, его продуктам очень хорошо видно в танцах жнецов у латышей, гуцульском «танце дровосеков», белорусском танце «лянок», молдавском «поамэ» (виноград), узбекских танцах «шелкопряд» и «пахта» (хлопок).

С развитием городской жизни, появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые народные танцы - украинский «бондарь», эстонский «сапожник», немецкий «танец стеклодувов», карельский «как ткут сукно».

Источником содержания народных танцев служит также сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни постоянно имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментами. Широко известны танцы этого плана у многих народов, хотя и под разными названиями, но сходные по существу: «плетень», «капустка», «улица», «сени», «ворота», «веретено» и др. Уже само название говорит о том, что лежит в основе их образности, пластики, настроения.

Традиция - важная составляющая народной жизни, обеспечивающая сохранение фольклорного танца. Благодаря такому ее принципу, как преемственность (передача изпоколение в поколение), танец способен оставаться частью жизни народа, переживая вместе с ним временные границы и различные культурные влияния, сохраняя при этом свою специфику. В связи с тем, что многие танцы пришли из глубины веков, их и называют традиционными.

Важнейшим признаком этноса, как известно, является национальный характер. Национальный характер проявляется в различных сферах жизни народа, в том числе этнической художественной традиции и танце, как ее части. В фольклорном танце проявляются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Этнический танец - отражение народной жизни, поэтому, как всякое явление фольклора, он отобрал все самое существенное и принципиальное, что характерно для данного народа, именно поэтому танцы часто так не похожи друг на друга и являются уникальными в своем роде. Мазурка воплощает польский характер, полька, с ее отрывистым ритмом, лучше всего отражает дух чешского народа. Равным образом чардаш, состоящий из двух частей - медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца, - отражает особенности венгерского национального характера с его открытыми эмоциями, сочетающими и тоску, и бурные страсти[30,с.227].

 

Хореографам известна глубоко эмоциональная характеристика народного танца, данная Н.В. Гоголем в работе «Петербургские записки 1836 года»: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира:...Испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется тане. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн; у одного танец - говорящий, у другого - бесчувственный, у одного бешеный, разгульный, у другого - спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный..

...Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценическому танцу как фактору сохранения и развития национальной хореографической культуры

2.1. Практические аспекты обучения народно–сценическому танцу в подростковой группе

Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.

Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две обособленных части (учебную и воспитательную), либо рассматривать воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым подразумевается лишь накопление определенной суммы профессиональных знаний и навыков, не выдерживает критики.       

Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждения желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно - творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в любительском коллективе становится и процессом воспитания личности [30,с.94].

Основной формой учебного процесса в любительском коллективе остаются урок – репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива. Процесс обучения участников любительских коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики:

-последовательности освоения материала;

-от простого к сложному;

-  активности;

-  единства теории и практики;

-  наглядности;

-  доступности;

-  систематичности;

-  прочности усвоения знаний;

-  индивидуального подхода.

Именно поэтому вполне оправдано обращение к опыту профессиональных хореографических школ, имеющих сложившуюся систему обучения, где изучение всех специальных дисциплин рассматривается как составная часть подготовки высококвалифицированного исполнителя. Знание этих дисциплин не менее необходимо и для руководителя любительского коллектива, но организация и содержание работы в этих условиях должны быть иными, поскольку творческие интересы его участников носят иную, чем у профессиональных исполнителей, направленность. Поэтому методика обучения непрофессионалов отлична от профессионального обучения. Собственно учебный процесс в любительских коллективах протекает в той же последовательности, однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара подчинены максимальному развитию творческих способностей.

Вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применения различных форм и методов обучения, использование опыта профессиональных школ и фольклорных традиций, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в любительских коллективах.

Специфика воспитательной работы в любительском коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.

Подростковый возраст – один из наиболее важных примеров онтогенеза человека. Он характеризуется наличием значительной специфики во всех сферах деятельности [11, с.22-32]. Характерные черты подростков — пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием системы в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее особенно важно при анализе умственных способностей «трудных» подростков. Интеллект, определенный обычными методами, у юных правонарушителей обычно ниже среднего. В то же время при решении практических жизненных задач в среде подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость. Поэтому суждение об интеллекте «трудного» подростка, основанное только на средних показателях, без учета их специфической жизненной ситуации и интересов, может оказаться ошибочным.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям [10, с.24].

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек — на 13—15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний. Подростки по сравнению с детьми более целеустремленны, настойчивы, однако в проявлении этих качеств часто бывают односторонними.

Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью [11, с.243].

Проблема формирования личности подростка — одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И.С. Кон [7, с.218] обоснованно подчеркивает, что, говоря о личности подростка, «мы должны постоянно иметь в виду не только хронологический возраст или фазу развития изучаемого индивида, но также:

1) общие свойства культуры и общества, к которым он принадлежит; 2) его социально-экономическое, положение; 3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие, и особенности его поколения (когорты); 4) его пол и 5) его индивидуально-типологические свойства».

Наблюдения показывают, что переход от детства к взрослости бывает тем труднее, чем значительнее отличаются требования, которые предъявляет общество к ребенку и взрослому. Отличаются требования, изменяется понятие о норме, праве, морали и т.д. Таким образом, в работе с подростками наряду с этно-культуральными, социально-экономическими и историческими различиями общества, в котором формируется человек, должно учитываться дифференциально-психофизиологические и, прежде всего половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростка [15,с.325].

Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности, действий и поступков. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Это отношение к своему осознанному бытию способствует формированию определенного представления о себе самом, о своих способностях и возможностях. Представление о себе (субъективный образ своего «я») складывается под влиянием мнении и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе.

Важным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели, как верно подчеркивает Д.А. Леонтьев [17,с.241],— это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.

Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях

Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно—нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.

Давно было замечено, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой — поисками осознанных моральных принципов [11,с.328].

При проведении урока педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей.

Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже – рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог  и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

Учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием.

Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.

Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкойк исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип необходимо учитывать при построении урока народного танца в целом.

2.2. Внеклассная работа как важная часть приобщения детей к  национальной  культуре народов

Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит такому  виду, как внеклассная воспитательная работа.

Внекласснаявоспитательнаяработа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

К основным методам деятельности во внеклассной воспитательной работе относятся: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т.п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций(показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин и т.п.); в методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, задание по изготовлению моделей); методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т.п.); д)методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведения контрольных бесед, анкетных опросов).

Хорошо, если бы все участники могли просмотреть фильм или спектакль, сюжет и образы которых близки к теме избранного танца. После этого можно наметить исполнителей и приступить к разучиванию отдельных танцевальных движений. Работу над разучиванием элементов танца надо обязательно проводить под музыку.

Необходимо выбирать публикации, где дается развернутый исторический очерк о народной танцевальной культуре и ее особенностях.

Необходим методический материал, помогающий освоить особенности манеры исполнения национальной лексики.

При подготовке номера остановиться подробно на примерах танцевальных композиций данного народа, фольклорных и сценических вариантах, а также танцах разных регионов каждой республики.

В последние годы из возможностей использования Интернет-материалов для постановки народно – сценического танца можно найти превеликое множество, при этом могут быть учтены запросы самых разных коллективов художественной самодеятельности, от начинающих – до имеющих значительную подготовку, а также разного исполнительского состава и величины. В то время, изобилие материала не всегда гарантирует качество, поэтому в числе главных условий успеха художественных коллективов (особенно детских) является мастерство руководителя, его профессиональная компетентность и культура.

В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Метод убеждения заключается в том, чтобы разъяснить учащимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо проступков – их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.

В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя и др. [30,с.74]

Метод упражнения (метод практического приучения) позволяет каждому преподавателю и самому учащемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях в результате повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма, а роль сознания в действиях несколько снижается.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который включает в себя последовательность, плановость, регулярность. Надо постоянно, настойчиво упражнять учащихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении танцевальных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.

Суть метода наглядного примера состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя народно-сценического танца на учащихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством воспитания.

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей, особенно молодых, к подражанию. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива (высокие достижения его отдельных учеников в результате многолетнего и упорного труда на учебных занятиях и на репетициях и т.д.), примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися артистами на ответственных спектаклях, концертах, международных конкурсах и др.

В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если преподаватель народно-сценического танца пользуется отрицательным примером, то надо умело подчеркнуть его негативность, чтобы вызвать осуждение со стороны учащихся [29,с.54].

Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать значение своего труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

В хореографическом искусстве к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий, награждение грамотой, медалью за высокие творческие успехи, присвоение звания “заслуженный артист” Российской Федерации или других республик.

Под методом наказания (принуждения) понимается система средств и приемов воздействия на учащихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Наказание за совершенный проступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. Оно может быть в форме осуждения проступка (замечание педагога, сделанное сразу или затем перед всеми учащимися), вынесения выговора, наложения дисциплинарного взыскания и др.

Степень наказания должна соответствовать проступку. Поэтому прежде всего необходимо глубоко разобраться в существе проступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, учесть прежнее поведение человека, особенности его личности, а также стаж артистической деятельности. Все это позволит верно оценить нарушение и определить то взыскание, которое окажет наибольшее воспитательное воздействие на учащегося, совершившего проступок.

Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как его сам оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления.

Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих.

Нельзя рассматривать каждый конкретный метод отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать поставленной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания [30,с.64-68].

Наиболее действенными методами воспитания являются:

– традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

– инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

– неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);

– тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

– рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

В обучении народно-сценическому танцу применяются две группы методов: специфические (характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Метод создания на уроке проблемной ситуации также способствует творческой обстановке. Например: педагог просит перестроить круг в диагональ, или из двух линий сделать квадрат и т.д.Учащиеся с интересом подключаются к этому творческому процессу.

После того как хорошо освоен материал, педагог может предложить ребятам задание на импровизацию, это развивает творческое воображение и фантазию.

На урокенародно-сценического танца эффективными являются такие методы как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда учащиеся в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, следовательно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная разгрузка. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории – непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д. [30,с.104-105]

В методике преподавания народно-сценического танца нельзя ограничиваться ни одним из методов как наилучшим. Только оптимальное сочетание разных методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач обучения народно-сценическому танцу.

К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народно-сценическим танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого танца. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на проявления прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.

Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:

-эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений, образное слово;

-технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство восхищения прекрасным;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

-практическое приучение к творческим проявлениям красоты в танцевальной деятельности в процессе занятий народно-сценическим танцем.

Средства воспитания – это все то, с помощью чего преподаватель воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, балетные спектакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

Приемы воспитания – это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер [30,с.54].

Анализ условий протекания педагогического процесса

Занятия детей проходят в детской школе искусств, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования. Приобщение к народному творчеству идет через:

  • всю образовательную программу Детской школы искусств;
  • внеклассную работу;
  • концертные программы;
  • семейные праздники;
  • фестивали искусств.

Благотворно влияют на работу детского творчества конкурсы среди коллективов города, фестивали искусств, открытые выставки детского творчества проводимые в ДК и Спорта, где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могут посмотреть творчество других детских коллективов.

Стимулирующим фактором развития творческих способностей в школе является участие в городских мероприятиях. Принимая участие в них, дети знакомятся с разнообразным репертуаром, чувствуют, что они занимаются значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество.

Исходя из анализа педагогической деятельности поставлена цель- с помощью анкетирования изучить сохранение и укрепление мотивации, и интереса к занятиям народными танцами.

Анкета

1. Нравится ли тебе посещать уроки народно-сценического танца:

а) с желанием;

б) без желания;

в) затрудняюсь ответить?

2. Что тебя больше всего привлекает на занятии:

1) беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;

2) народные игры;

3) принимать участие в школьной деятельности;

4) петь;

5) танцевать?

3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?

4. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?

5. Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?

6. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в школе в дальнейшей жизни?

7. Танцуете ли вы танцы, разученные в школе своим родителям?

8. Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на занятиях в школе, что нового узнали?

На подростка оказывает влияние массовая молодежная культура. Занятия по народно-сценическому танцу не являются показателем признания в среде одноклассников. Это усложняет межличностные отношения. В дальнейшей работе необходим подъем престижа детей, занимающихся народно-сценическим танцем.

Проблема с набором в детскую школу мальчиков, пытаюсь решить ее более частым выходом с концертами в школу. Неохотно идут в детское объединение учащиеся старших классов. Незаинтересованность некоторых родителей. Эту проблему пытаемся решить укреплением связи с семьей, через организацию семейных праздников. С целью повышения интереса к национальной культуре предлагаю учащимся найти материал к тематическому вечеру «Культурное наследие семьи»:

1. Сбор материалов культурного наследия семьи (частушки, песни, семейные традиции, обряды).

2. Выступления с сообщениями.

3. Обсуждение репертуара.

4. Совместное проучивание интересного материала.

Таким образом, для сохранения и развития национальной культуры народа необходима кропотливая и целенаправленная работа. Для этого я планирую использовать на занятиях специфические формы работы с учащимися, основанные на содержании главы.

2.3. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры

Для проведения исследования нами были выбрана группа наблюдения. Выборка составила 15 человек. Это подростки, посещающая занятия танцами в Детской школе искусств г.Петровск -Забайкальском. Эта группа, посещающая занятия  вначале исследования, тестировалась как контрольная группа. Эти же дети, учащиеся Детской школы искусств рассматривалась как экспериментальная группа.

В начале исследования дети занимались преимущественно классическим танцем в течение месяца, потом народно-сценическим танцем.

Для изучения уровня сформированности художественно-эстетического вкуса была составлена анкета для изучения художественно-эстетического вкуса (Приложение 1) и для участников занятий ритмикой и классов для изучения их отношения к искусству и музыки танца (Приложение 2). Эти анкеты предъявлялись для участников эксперимента письменно. Предварительно проводилась краткая инструкция.

Оценка уровня сформированности художественно-эстетического вкуса производилась следующим образом. Ответы, где содержались более трех вариантов правильных ответов, отражали высокий уровень художественно-эстетического вкуса, 1-2 – средний уровень, ни одного – низкий.

Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса. Нами выделялись пять уровней:

1 уровень: самый высокий – дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;

2 уровень: выше среднего - дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;

3 уровень: средний – выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;

4 уровень: ниже среднего – выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;

5 уровень: низкий – не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.

Следующей целью диагностики, являлось выявление уровня сформированности традиций национальной хореографической культуры ребенка.

Оценочная деятельность различных произведений танцевального и музыкального искусства через индивидуальное отражение служило показателем сформированности традиций национальной хореографической культуры подростка.

Сопоставив уровень сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка, мы доказывали роль обучения детей подросткового возраста народно-сценического танца как фактора сохранения и развития национальной культуры  и на основе опытно-экспериментального исследования показали эффективность занятий.

Мы выделили 3 уровня сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка:

высокий – правильно оценивают предлагаемые произведения, обосновывают свой выбор развернутым суждением, правильно используют лексический материал, правильно трактуют сюжетную линию танца;

средний – правильно оценивают предлагаемые произведения, но не могут обосновывать свой выбор развернутым суждением, лексический запас, используемый для характеристики традиций национальной хореографической культуры средний;

низкий – не различают предлагаемые для анализа произведения, или не могут обосновывать свой выбор суждением, лексический запас минимален.

Исходя из анализа педагогической деятельности и выявленной проблемы, поставлена цель – с помощью анкетирования изучить роль обучения народно - сценического танца детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.

Как уже отмечалось выше, нравственно-эстетическое воспитание предполагает формирование таких эстетических воззрений и ценностных установок, которые выражали бы потребность в разносторонней и целостной оценке явлений действительной жизни и искусства. Из анализа литературы мы выявили, что понятие художественно-эстетического вкуса включает в себя более широкое понятие оценки эстетической (способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «мне нравится»). Художественная оценка выносится только относительно произведения искусства.

Таким образом, можно предположить, что занятия народно-сценическим танцем оказывают более благоприятное воздействие, чем занятия ритмикой или современными танцами, на формирование художественно-оценочной деятельности (вкуса), представляющего заключительное звено, итог процесса нравственно-эстетического восприятия.

К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента занимающихся в школе ребят более старшего школьного возраста. На подростка оказывает больше влияние массовая молодежная культура. Занятия народно-сценическим танцем не являются показателем признания в среде одноклассников.

Основной целью нашего исследования стало изучение отношения к искусству танца и музыки у детей, вовлеченных в танцевальную деятельность на занятиях народно-сценического танца и ритмикой.

В ответах на первый и второй вопросы анкеты (приложение 1) практически всем респондентам нравится музыка и танцевальное творчество (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Вам нравится смотреть танцевальные выступления народных коллективов и слушать народную музыку?»

Далее, когда мы начинаем изучать уровень сформированности художественно-эстетического вкуса, мы видим, что дети, занимающиеся народно-сценическим танцем, наиболее информированы в вопросах искусства (рис. 2).

На диаграмме (рис.2) видно, что дети сопричастные в творческом процессе создания и исполнения народно-сценического танца имеют более широкий кругозор в области искусства танца и музыки, что вполне закономерно, обладают хорошим лексическим запасом, используемых для характеристики традиций национальной хореографической культуры.

Рис. 2. Динамика уровня сформированности художественно-эстетического вкуса в начале и в конце исследования

И, наконец, следующим этапом нашего исследования стало оценка уровня формирования нравственно-эстетического вкуса. Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса (рис. 3).

Для этого в вопросах анкеты были простые вопросы: Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения. А далее исследуемые дети должны были обосновать свой выбор.

На наш взгляд, оценку уровня сформированности художественно-эстетического вкуса можно выразить в оценочных суждениях и широтой музыкальных предпочтений. Чем человек больше знает жанров музыки, тем он более осознанно делает свое предпочтение. Давая развернутые ответы и комментарии к своим ответам, дети показывают не только художественно-эстетический вкус, но и нравственно-эстетическое сознание. Ответы на эти вопросы показали следующее (рис.3. Приложение 2).

Диаграмма показывает, что у детей, вовлеченных в творческую танцевальную деятельность, более высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса. Таким образом, наша гипотеза роли обучения детей подросткового возраста народно-сценическим танцем, как важного фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры полностью подтвердилась. Развитие элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным, если в процессе занятий народно-сценическим танцем формирование способности воспринимать, оценивать прекрасное будет построено в определенную систему, включающей в себя различные средства и методы музыкального и хореографического (народно-сценического) жанра.

Конечно, каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого , воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.

Ведь на уроках народно–сценического танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.

На уроках танца можно научить детей и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Здесь можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, хорошую осанку у юношей.


Заключение

1. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения  национальной хореографической культуры народов.

2. Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства к своей родной земле и уважение к другим наодам, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

3. Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры детей, поэтому предложенные формы работы руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) крайне важна в его практической деятельности.

4. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что формирование элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным в процессе занятий народно-сценическим танцем.

5. Сравнительный анализ показал, обучение детей подросткового возраста народно-сценическому танцу является важным фактором сохранения и развития национальной хореографической культуры, и опытно-экспериментальное исследование показало эффективность занятий, выбора адекватных методов и средств обучения.

Списоклитературы 

1. Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. – Волгоград, 1999. – С.41-50.

2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.

3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. – М.: Москва-Воронеж, 1997. - С. 135-172.

4. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. – М.: Прикосновение, 2005. – С. 127.

5. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.

6. Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные танцы, № 2 (14), 2003. – С. 30-31

7. Васильцова В.Н. Народная педагогика / В.Н. Васильцова — М.: Школа-Пресс, 1996.

8. Вохрышева М.Г. Современные тенденции развития вуза культуры и искусств / М.Г. Вохрышева // Культура XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ, 30-31 мая 2006 года. – Самара, Чт.1. – С.8-12.

9. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. – 84с.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

11. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 326 с.

12. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды/Г.С. Гороина. – М.: Просвещение, 1974.

13. Государев А.А. Духовное и художественное: иерархия ценностей в культуре личности/ А.А. Государев // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой – № 6, 1997. – С. 180-183.

14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб.пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.

15. Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976. – 364 с.

16. Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива / В.С. Леднев. - М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.

17. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т. Лихачев – М.: Педагогика, 1999.

18. Кон И.С. Ребенок и общество/И.С. Кон. – М., 1988. – С. 133-166.

19. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников – Новосибирск, Просвещение 1987.

20. Мессерер А. Танец. Мысль. Время / А. Мессерер. - М.: Искусство, 1979.

21. Методология педагогики: сб. ст. / под ред. В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1997. – 104 с.

22. Народно-сценический танец. Ч. 1.: учеб.-метод. пособие для средн. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры. - М.: Искусство, 1976. – 224 с.

23. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / Б.М. Неменский // Педагогика. - 1996. - № 3. - С.19-24.

24. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. – 256 с.

25. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 1976.

26. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М.: ГИТИС, 1992. – 63 с.

27. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - С. 23-32.

28. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л.Ф. Спирин. - М.: Рос.пед. агентство, 1997. – 174 с.

29. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб.пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996. – 264 с.

30. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. – Самара, 2005. – 229 с.

31. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 96 с.

32. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.

33. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.

34. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. – 144 с.

35. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. – 478 с.

36. Философский эстетический словарь – М.: ИНФРА – М, 2002. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Народно-сценический танец"

План - конспект урока Народно-сценического танца...

Методическая разработка к программе "Народно - сценический танец"

Шуточный танец "Валенки" (первый год обучения)...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »

Доклад прочитан на зональном семинаре   "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде  концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств  знакомили дуг друга с...

Рабочая программа "Народно – сценический танец"

Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только к...

Народно - сценический танец и его роль от истоков до современности.

Становление народно-сценического танца в России....

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...