методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »
методическая разработка по теме

Доклад прочитан на зональном семинаре   "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде  концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств  знакомили дуг друга с культурой разных народов: музыкой, обычаями , танцами. Цель мероприятия:  просветительская, пробудить интерес к культуре разных народов, способствовать формированию интернациональных чувств. Если кого-то заинтересует данная тема, то можно посмотреть сценарий  на страничке Гончарук Марины Викторовны, автора сценария "Все звуки мира в гости к нам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ   ДОД    ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ  с. ЯСНЫЕ ЗОРИ

БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА   БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Методический доклад

«Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »

dance1-800x600

Преподаватель отделения хореографии

                                                                  Шевцова Л.Н.  

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  1. “Народно-сценический танец” как учебная дисциплина и одна из форм этнокультурного воспитания учащихся.

  1. Особенности организации учебного процесса по изучению хореографического искусства разных народов.

  1. Заключение.

                                              "Танец — это твой пульс, твоё сердцебиение, твоё дыхание.                                       Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и 

в движении, в счастье, радости, грусти и зависти" 

 Жак де" Амбуа.

Введение.

   В 1982 году по решению ЮНЕСКО -  29 апреля был объявлен Международным днём танца (International (World) Dance Day).

 День выбран не случайно — именно 29 апреля празднуют день рождение французского балетмейстера Жана-Жоржа Новера, которого смело можно назвать "родоначальником современного балета". Жан-Жорж Новер (29.04.1727–19.10.1810) — был танцовщиком, затем руководителем балетной труппы в лондонском театре "Друри-Лейн". В своём широко известном произведение "Письма о танце и балетах" Новер выводит основополагающие принципы героического балета и балета-пьесы.

    Поистине танец является искусством общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов.

    Танец есть везде, где есть музыка. А музыка — это и шум прибоя,

и шелест деревьев в лесу, и гром, и даже тишина.

Танец, пожалуй, можно назвать единственным видом искусства, который не изобретён человеком, а рождён вместе с первым вздохом, вместе со Вселенной.

    На заре своего существования, когда человек ещё ощущал себя частью природы, он, наблюдая за окружающим его миром, пытался повторить, изобразить увиденное наиболее простым и доступным для него способом — с помощью мимики и пластики своего тела.  Сначала движения только повторяли увиденное, а потом у человека рождались свои собственные жести и ритмы — так рождались первые танцы.

    Человек эволюционировал, осваивая все более обширные территории, которые, несомненно, накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность человека.

    Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории. В танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. У танца  есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков: в форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевал передать эти навыки более ярко и эмоционально, нежели любым иным способом. Например, танец « А мы сеяли ленок» или белорусский танец «Бульба».

     Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Одним словом – народный танец это пластический портрет народа.      Выдающийся художник Игорь Александрович Моисеев создал новый жанр сценической хореографии - яркий, самобытный Театр народного танца.

   Игорь Александрович (Моисеев) говорил: «Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя».

2.“Народно-сценический танец” как учебная дисциплина и одна из форм этнокультурного воспитания учащихся.

   “Народно-сценический танец” как учебная дисциплина впервые появился в конце XIX века в Петербургском императорском хореографическом училище. Его появление как обязательного предмета, было продиктовано утверждением большого количества танцев разных народов в балетных спектаклях: испанских, венгерских, польских и других. 

   А в30-х годах 20 века народно-сценический танец получает огромную популярность. Появляется множество самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов.

    В настоящее время организация учебного процесса  на отделении хореографии определяет комплексный подход к обучению, взаимосвязь всех учебных дисциплин обеспечивает возможности всестороннего развития  обучающихся.  
   В основе цикла хореографических дисциплин лежит классический танец.    Народно-сценический танец является одним из основных предметов. В нем сочетается логическая система школы классического танца и многообразие народной пластики.  

     Изучение народно-сценического танца дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
  Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и с точки зрения влияния его на этнокультурное воспитание личности исполнителя. (Чему и посвящен наш семинар). Процесс обучения характерным танцам способствует формированию у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижению понимания общемирового и специфического в этих культурах, формирует у них чувство и осознание себя гражданами  мира.

      Из всего выше сказанного мы видим, что изучение танцевальной культуры разных народов необходимо так же, как и изучение всемирной истории и мировой художественной культуры. При реализации этой цели на практике приходится сталкиваться с объективными трудностями. Игорь Моисеев говорил: «в моральных устоях, которые существуют в обществе, зло набрало большую силу. Оно царит и в эмоциональной сфере. На телевидении господствуют примитив, низменные инстинкты. Мы дышим злыми эмоциями. Нет достойного места и народному танцу, значение которого трудно переоценить. Ведь в народном танце таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней».

    В своей работе я решаю вопрос - как донести до обучающихся важность изучения народного танца, как заинтересовать их этим предметом, каким образом сделать так, чтобы исполнитель гордился своей творческой работой в жанре народной хореографии.    Путь в решении этой проблемы вижу в том, чтобы сформировать определенный уровень общей культуры своих воспитанников, сделать знания детей всесторонними, связать их с широким кругом явлений искусства и жизни.

3.Особенности организации учебного процесса по изучению хореографического искусства разных народов.

   Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного образования.

   Интеграция уроков народного танца с историей, географией, литературой, музыкой, фольклором и другими учебными предметами позволяют многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать полученные знания с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности и  творческой энергии.

   Так при изучении какого-либо характерного танца, мы изучаем место расположения государства, его достопримечательности, обычаи, особенности быта народа и их влияние на хореографическую пластику.  Благодаря компьютеризации, мы можем не только рассказать, но и показать всё-то, о чём говорим.    У меня есть в группах компьютерные гении, они проявляют свое умение в создании слайдов и презентаций. Мы разделяемся на команды: одни ищут информацию о месте расположении страны изучаемого танца, другие об особенностях быта и обычаях народа, о происхождении танца, следующие подбирают информацию о национальных костюмах.

    Все знают, что девочки любят наряжаться и сочинять наряды куклам, а я их привлекаю в роли дизайнеров по созданию костюмов к танцам. Изучая Баварский танец, дети были удивлены тому, что именно в Баварии национальный костюм до сих пор одевается на праздники. Знакомясь с национальным костюмом, дети узнают о  его влиянии  на танцевальную лексику. Длинный русский сарафан и украинская узкая юбка не позволяют исполнять широкие, размашистые  движения. А в  итальянском, молдавском, венгерском костюмах, юбка не сужена, что способствует выполнению широких и размашистых движений.

    А ещё дети любят рисовать и фантазировать. При изучении материала, свои впечатления и фантазии дети выражают  на бумаге, в стихах, сочинениях ( кто как пожелает, полная свобода творчества).

    Хотелось бы в современных условиях видеть оснащение всех кабинетов Детских школ искусств компьютерами, видеокамерами и большими телевизионными мониторами, интернетом. Возможность просмотра видеоматериала значительно расширяет рамки изучаемого предмета, позволяет точнее передать особенности национального колорита. Показ учителя происходит в единственном числе, без партнёра, без национального костюма, дети, конечно, восхищаются: как эти сложные движения удается исполнить преподавателю; однако преподаватель не может передать всей яркости национальной окраски, особенно это касается  парного и массового танцев.

    Когда мы  приступаем к изучению национального танца, я приношу несколько видеоверсий исполнения этого национального танца на высоком профессиональном уровне, как детскими, так и взрослыми коллективами.

    Пока на моём ноутбуке просматриваем видеоматериал, это конечно не совсем удобно: маленький экран, много детей.  Мечтаем  о большом телевизионном мониторе. Зато мы имеем видеокамеру (пока одну на всю школу, но уже хорошо), что способствует  работе над ошибками. Когда учитель делает замечание - это не производит должного впечатления, а вот когда ребёнок сам видит свои ошибки на видеозаписи, да ещё и другие дети ему на них указывают, вот этот метод - действует.

В работе над народно-сценическим  репертуаром я ставлю несколько основных задач:

  1. Соответствие репертуара возрастным особенностям учащихся, их техническим возможностям. Например, вы сегодня увидите танец Тарантелла, где дети, как и в обычной жизни, меняются предметами бубном и букетом цветов.

В воспитании подростков важно помнить, что этот возраст характеризуется потребностью в самоутверждении, осознанием своей внешности.

 Танец «Сиртаки» в шикарных костюмах  позволяет детям реализовать желание себя показать.

  1. Через  сценическую постановку закрепить знания и навыки, приобретенные на уроках, а также привить новые, связанные с решением круга исполнительских задач. Т.е. в процессе работы над номером учащиеся непременно  должны профессионально вырасти.
  2. Формирование  у учащихся знаний, интереса и уважения к культурам народов мира.            

Заключение

   Тема сегодняшнего семинара « Этнокультурное воспитание учащихся  » очень актуальна в современном мире. С распадом СССР мы потеряли ниточки родства, наши дети мало что знают о других национальностях. И я рада, что мы с вами можем влиять на воспитание нашей молодежи, показать богатство и сложность окружающего мира посредством искусства, и прилагаем все усилия для того, чтобы наши выпускники   стали достойными гражданами планеты ЗЕМЛЯ.

   В заключение хотелось бы ещё раз процитировать слова великого мастера Игоря Александровича Моисеева:

«В народном танце таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней».

( И.А. Моисеев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация православных праздников в детском доме-интернате как одна из форм духовного воспитания детей с ограниченными умственными возможностями

Рекомендации по организации и проведению православных праздников в детском доме-интернате для "особых" детей...

Тестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение  учителем  объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Несомнен...

Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.

В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Все знают, что именно самостоятельная работа является промежуточным этапом проверки знаний и умений и часто применяется на уроках по закреплению пройденного материала.Понимая всю важность этой формы о...

Логопедический проект как одна из форм работы с обучающимися и их родителями в условиях школьного логопункта.

Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания и умения. Необходимо  взаимодействие  логопеда, учителя и родителей. Проектная деятельность позволяет привлечь вз...

Этнокультурное воспитание обучающихся во внеурочное время.

Доклад подготовлен и прочитан  на XII научно-практической конференции "Поликультурное образование: опыт и перспективы" (Саранск 2019)...